Тут про e-learning – Telegram
Тут про e-learning
397 subscribers
49 photos
62 videos
39 links
Канал для разработчиков электронных курсов:
- ИИ
- Насмотренность
- Конструкторы курсов
- Геймификация
Download Telegram
ИИгры: а что там с ИИ в геймдеве?

Если мы хотим понять будущее технологий, стоит смотреть не только вперед, но и по сторонам. Инновации из геймдева — механики вовлечения, симуляции, интерактивные сценарии — давно и успешно перекочевали в e-learning.

Давайте посмотрим, как игроделы используют языковые модели в своих продуктах.

1. Социальные симуляторы и «живые» миры
ИИ оживляет целые сообщества NPC, с которыми можно взаимодействовать.
- Vaudeville: Детективная игра, в которой вы расследуете убийства, общаясь с персонажами через голос или текст. Диалоги генерируются в реальном времени, делая каждое прохождение уникальным. Уже в раннем доступе на Steam.
- Ememe: Симулятор жизни с ИИ-персонажами, напоминающий «Шоу Трумана» в цифровом мире. Вы создаете и наблюдаете за их автономной жизнью в виртуальном городке. NPC общаются, строят отношения и принимают решения на основе своих характеров. Поддерживается загрузка собственных 3D-моделей.
- NVIDIA ACE inZOI: Технологическая демонстрация от NVIDIA. Их технология ACE создает автономных персонажей, которые способны воспринимать окружение, общаться с игроком и друг с другом и принимать решения на основе своих целей и воспоминаний.
- Город с ИИ-прохожими: Пока это просто отдельная игровая механика, а не полноценная игра, но она отлично иллюстрирует вектор развития. Представьте себе виртуальный город, где вы можете подойти к любому прохожему и завести осмысленный разговор на любую тему. Каждый NPC обладает своей уникальной личностью, памятью и мнением, генерируемыми ИИ в режиме реального времени. Это следующий шаг к созданию по-настоящему живых, «дышащих» игровых вселенных.

2. Иммерсивные механики
Отдельные механики, показывающие, как ИИ может углубить погружение.
- Stellar Cafe: VR-игра для Meta Quest 3, где ИИ-роботы с поддержкой LLM ведут живые, открытые диалоги, запоминают игроков и реагируют на команды на естественном языке.
- RPG с ИИ-NPC: Пока концепт, а не готовый продукт. Представьте себе Skyrim, где каждый персонаж не заученно повторяет фразы, а может поддержать полноценный разговор на любую тему и динамически реагировать на ваши действия. Звучит фантастически, но работы в этом направлении уже ведутся.

3. Сгенерированные приключения
Здесь ИИ выступает в роли ведущего или соавтора истории, создавая уникальный сюжет каждый раз.
- AI Dungeon: Классика жанра. Текстовое D&D-приключение, где ИИ — это ваш личный мастер игры. Вы можете делать практически все что угодно, а нейросеть в реальном времени генерирует мир и реакции на ваши действия. Полная свобода в жанрах фэнтези, научной фантастики или хоррора.
- Hidden Door: Нарративная ролевая платформа, где игроки вместе с LLM создают миры и истории в стиле настольных RPG. Сценарий развивается динамически, а персонажи «живут» за счёт генеративного ИИ.

4. На стыке геймдева и обучения
- Gandalf Game: Остроумный игровой взгляд на prompt-инжиниринг. Ваша цель — заставить Гендальфа (роль которого играет ИИ) раскрыть секретный пароль. Игра состоит из 7 уровней сложности, на каждом из которых обойти защиту ИИ становится все сложнее. Отличный способ научиться формулировать запросы!

Как видно, пока это в основном эксперименты, концепты или отдельные игровые механики (не буду врать, ожидал что геймдев намного активнее возьмется за технологию). Но именно в них кроется главная ценность — смелые идеи и новые подходы к взаимодействию.

Уверен, многие из этих находок можно и нужно перерабатывать для e-learning.
👍74🔥3🦄1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Хороший, но недостаточно: экономит ли ИИ время?

Очень часто попадаются юмористические ролики про то, как ИИ «экономит» время.

В посте расскажу про свой кейс «экономии» времени с ИИ, который отлично иллюстрирует те минусы инструмента, которые мешают автоматизации процессов.

👉Коротко о задаче:
Дано:

Есть «поток сознания» в голове (много неструктурированной информации) и пару десятков картинок, иллюстрирующих этот поток.

Задача:
Структурировать информацию и расписать её в таблице (600+ ячеек).

Осмысленно заполнить 600 ячеек — задача не быстрая.

ChatGPT отлично умеет структурировать информацию, а ещё умеет «видеть» картинки.
Логичное решение — объяснить ИИ, какая именно таблица мне нужна, какие поля в ней должны быть, как нужно их заполнять, закинуть весь «поток сознания» с картинками — и пусть структурирует и расписывает.

С первой же итерации результат получился неплохим. Всю огромную таблицу я, естественно, не читал. Пробежался по части таблицы, увидел общие недочёты и попросил ИИ их исправить (после каждой итерации перечитывать весь объём очень долго).

Несколько подобных итераций — и ChatGPT скидывает готовый Excel-файл с листами и удобным форматированием.

Круто? ДА НЕ ТО СЛОВО! Гигантская таблица меньше чем за полдня работы, да ещё мы успели «обсудить», что в таблице может быть не так и что требует улучшений. ChatGPT нашёл логическую ошибку в «потоке сознания» и внёс десяток идей по улучшению таблицы. Большая часть идей — откровенно дебильная, но 2 взял в работу — и это очень ценно.

Начал смотреть таблицу подробнее:
Часть столбцов и строк ИИ сделал практически идеально — проверил, немного подправил, и всё готово. В других было большое количество ошибок, поэтому проще и быстрее просто удалить «плохие столбцы» и заполнить их с нуля (ошибки и неточности разные, парой промптов не получится исправить).

В итоге не факт, что с ИИ у меня вообще получилось сделать работу быстрее.

Результат одновременно кажется и фантастическим, и совершенно бесполезным (не считая 2 классных советов, это было очень полезно). С одной стороны, то, что мы можем закинуть куда-то страницы текста с картинками и получить структурированную таблицу, — просто магия. С другой стороны, допущенные ошибки в составлении таблицы делают её совершенно бесполезной.

У классной таблицы высокая ценность, таблица с ошибками — не нужна и даром (при этом таблица далась совершенно не даром: на составление промпта, итерации, да и просто на то, чтобы перенести десяток страниц текста из головы на бумагу, ушло несколько часов).

С автоматизацией процессов всё ещё сложнее. Там не получится посмотреть работу и что-то доделать руками (иначе какая это автоматизация?). ИИ сделал работу плохо — значит, с этим и будем жить. Работа с промптами и применение современных методов работы с ИИ улучшают качество ответов принципиально, но получится ли «дотянуть» ответ до нужного качества и сколько это будет стоить — большой вопрос.

Упрощая: доверили бы вы задачу студенту-стажёру без контроля результата? Если да — такие задачи совершенно точно можно автоматизировать с ИИ.

Этот кейс хорошо иллюстрирует два тезиса:
🔹нас, скорее всего, не заменят машины, но вот тех, кто не использует ИИ в работе, весьма вероятно заменят те, кто использует (те, кто не пользуется - останутся без 2 классных советов);
🔹ИИ не снимает с вас ответственности за вычитку и контроль качества, а часто даже увеличивает её.

P.S. ИИ — это невероятно мощный инструмент. Но его эффективность всегда упирается вопрос: «Насколько хорошо я умею ставить ему задачи?».
4👍4🔥4😁2
Друзья, у меня для вас новости!

Уже в четвёртый раз выступаю на Learning Elements. В этот раз конференция будет онлайн и полностью про ИИ в обучении.

Планирую рассказать (и надеюсь расскажу 😁) об «умном обучении»: как встроить ИИ в электронные курсы так, чтобы он не просто проверял знания, а помогал формировать реальные умения и вовлекал в процесс. Покажу примеры из практики и разберу простые способы, как интегрировать ИИ в e-learning (да и про сложные способы расскажу).

👉Много классных спикеров и интересных тем (вот тут программа).

👉А еще практикумы.
Например, у Владимира Казакова будет практикум по вайбкодингу. Как мне кажется, тема суперактуальная для всех, кто разрабатывает курсы (да и не только).

Буду рад видеть вас на конференции (она уже на следующей неделе)! Думаю, получится живой разговор о том, как ИИ уже меняет e-learning.
👍63🔥2👏1
Мультиагентный подход в ИИ: как виртуальная команда экспертов решает сложные задачи

Представьте, что вам поручили создать с нуля отдел обучения в компании.

Какой путь выбрать? Нанять универсальных специалистов или команду узких экспертов?

Первый путь — быстрый и простой. Второй — дает более высокое качество, но сложнее в управлении.

Это не HR-задача, а современный тренд в искусственном интеллекте — мультиагентные системы.

Почему один бот часто ошибается и «галлюцинирует», а команда из нескольких ИИ справляется с самыми сложными задачами? Как работает виртуальный «оркестратор» и почему за этим подходом — будущее?

Ответы в СТАТЬЕ.
7👍5🔥3
Дебаты
Уже года 4 не участвовал в дебатах, хотя сам формат мне интересен (даже несколько раз проводил подобные мероприятия).

Как это работает: берется спорная тема и две команды. Одна команда отстаивает позицию «ЗА», другая «ПРОТИВ».

Но суть не в ссоре, а в интеллектуальной игре. Часто команды защищают позицию, с которой не согласны или согласны не полностью. Это и есть главный вызов — постараться увидеть любую проблему с разных сторон.

В чем польза для зрителей?
Дебаты — это возможность за короткое время услышать аргументы обеих сторон по сложному вопросу. Вместо одной точки зрения вы получаете сбалансированную картину, которая позволяет посмотреть на проблему объемнее, понимая сильные и слабые стороны каждой позиции.

И вот отличный повод посмотреть на дебаты вживую онлайн!
В этот четверг, участвую в онлайн-батле «Готовые курсы VS разработка» (формат очень похож на дебаты), который проводит сообщество Digital Learning.

Нам с Иваном Булавкиным (начальник центра дистанционных образовательных технологий ПАО «РЖД») предстоит отстоять позицию, что создание своего контента — стратегически вернее и выгоднее, чем покупка готовых решений.

Присоединяйтесь, чтобы услышать железные (со стороны Ивана уж точно, а с моей надеюсь 😁) аргументы и составить свое мнение.
(или просто поддержать)

----------

🗓 25 сентября 11:00 по мск, онлайн, бесплатно.

✍️Регистрация: КЛИК

ℹ️ А вот тут больше информации: КЛИК
👍7🔥6🤔1
Учебники скучные? Google придумал, как их оживить
Learn Your Way — новый инструмент от Google для учителей школ, который преобразует обычные учебники (например, в формате PDF) в интерактивные и (совсем немного) персонализированные учебные материалы. Разумеется, все это делает ИИ (ну а куда уж без него?).

Как это работает?
1. Загружаем в сервис главу учебника, по которой хотим составить урок.
2. Выбираем параметры для персонализации:
Возраст ученика (класс)
Выбор влияет на язык повествования: чем младше школьник – тем проще язык.
Интересы ученика
Некоторые темы/блоки/определения будут объясняться, основываясь на интересах ученика.
Например, эволюцию человека дополнительно объясняют на примере эволюции теннисного спорта.
3. Готово. У нас есть электронный курс.

Звучит весьма обычно на сегодняшний день, в чем фишка?

1. Урок собирается сразу в 3 форматах:

Интерактивный лендинг
E-learning специалиста тут, скорее всего, не удивишь. Текст, картинки, примеры с иллюстрациями, вопросы на понимание блоков. Но есть и интересные механики: тесты в конце каждой главы, в них при неправильном ответе можно попросить подсказку, а потом еще посмотреть «области роста в тексте» (однозначно опробую на практике обе фишки).

Слайды и повествование
Здесь материал подается в виде слайдов с озвучкой. Как будто смотришь вебинар.
Важно! Это не тот же лендинг, просто озвученный и упакованный в слайды. Методология полностью пересобрана под другой формат: другие задания, упражнения, другой стиль повествования.

Аудиоурок
И нет, это не просто убрали «слайды» из «слайдов и повествования». Здесь несколько действующих лиц, которые общаются между собой и ведут интересную беседу.

Итого: 3 формата – 3 разные методологии. Очень классный подход.

2) К каждому уроку собирается MindMap.
Удобный инструмент для структурирования информации в голове, школьнику легче «разложить все по полочкам», выделить главное и запомнить визуальную картину урока. А еще он интерактивный, можно «потыкать» блоки карты, что способствует вовлечению.

3) Самое главное – все сделано качественно.
ИИшка четко следует загруженному материалу, при этом делает его более структурированным, добавляет релевантные примеры и немного подстраивает материал под ученика.

Иными словами, ИИ не пишет урок с нуля и не выдумывает учебные материалы, а просто улучшает существующие: адаптирует под возраст и интересы, делает более интерактивными и дает возможность учиться так, как удобно/нравится школьнику.

Какие результаты?
Для тестирования инструмента Google взяла 60 учащихся в возрасте от 15 до 18 лет и разделила их на две группы. Одним дали 40 минут на чтение учебника, вторым дали интерактивный курс, основанный на материалах учебника.

Ребята, занимающиеся по электронному курсу, набрали на 9% больше баллов в тестировании после курса и на 11% больше баллов в повторном тестировании, которое проводилось через 3-5 дней после изучения материала.

Сами школьники оценили интерактивные материалы более высоко, чем электронные учебники (ну кто бы сомневался).

Исследование Google доказывает, что дело не только в содержании, но и в форме. Персонализация и адаптация формата под ученика — даже на базовом уровне — дают реальное улучшение результатов. Это шаг от образования «для всех одинакового» к образованию, которое (немного) учитывает индивидуальность.

Вот ТУТ можно посмотреть примеры уроков.
ЗДЕСЬ подробнее о исследовании.
👍124🔥4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Диалоговые тренажеры с ИИ: от первого MVP к комплексной симуляции
2,5 года назад мы создали наш первый MVP диалогового тренажера с ИИ в Articulate Storyline. Тогда сотрудник в роли продавца подбирал тарифы мобильной связи, а в конце получал обратную связь от «глупой» по современным меркам GPT-3.5. Результат был сырым, но очень показательным. Подробный (даже с перебором) разбор того пилотного проекта можно посмотреть ТУТ.

Новый демо-проект, использует современные модели и подходы, выводя идею на новый уровень.

Что сделали сейчас?
Это демонстрационный кейс для банковской сферы (все данные клиентов, банк и ПО вымышлены). Его цель — показать, на что уже способны диалоговые тренажеры с ИИ.

Ключевые фишки проекта:
1. Полный цикл работы оператора. 
Сотрудник колл-центра не просто общается, а выполняет задачи в симуляции «реального» банковского ПО. Он проверяет счета, блокирует и перевыпускает карты, сбрасывает пароли, и.т.д. — все как в реальности.

2. Живой голосовой диалог. 
Взаимодействие с клиентом происходит голосом. ИИ не просто генерирует текст, а проговаривает его, реагируя на слова и вектор беседы оператора.

3. Взаимосвязь действий и диалога. 
Это самая интересная часть системы. При необходимости, можно настроить изменение диалога и поведения клиента в зависимости от совершенных в системе действий, например:
- Если оператор в ПО отправляет клиенту SMS-уведомление, ИИ-клиент его «получает» и тут же упоминает в разговоре.
- Ошибка в проведенной операции (например, ошибочная блокировка карты) сразу меняет контекст беседы: клиент расстраивается, реагирует с недовольством или задает уточняющие вопросы.
- Конечно, возможны и более сложные сценарии, когда клиент «перезванивает через неделю» и продолжает диалог (например, чтобы наглядно продемонстрировать к чему привели ошибки в разговоре, или просто как продолжение сложного.

4. Комплексная оценка. 
Система может фиксировать и оценивать не только то, что сказал оператор, но и что он сделал в интерфейсе, и насколько слаженно прошли оба эти процесса.

За счет такого подхода процесс становится максимально иммерсивыным и позволяет не только получать знания, но и формировать умения, при этом в безопасной среде и без стресса для сотрудника (особенно для новичка).

Что под капотом?
В основе лежат технологии OpenAI: современная языковая модель, преобразование речи в текст и обратно.

Готовый тренажер, при необходимости, упаковывается в SCORM и загружается в любую LMS (статистика передается в LMS точно так же, как в обычном курсе).
(тему о том, что для сложных data-driven проектов будущего нужен xAPI, а не SCORM, оставим на потом)

Сколько это стоит?
Ценообразование в таких проектах — тема отдельного большого разговора.
Если коротко: цена одного диалога зависит от используемых моделей ИИ, его длительности и объема контекстных инструкций для ИИ-персонажа. Чем «умнее» модель, дольше разговор и больше контекст – тем дороже.

В этом конкретном демо-кейсе один диалог обходится примерно в 5 рублей.

Если готовы к небольшим компромиссам – можно снизить цену в 2-3 раза, но все зависит от кейса.

Такой подход создает уникальный гибридный формат обучения. Он находится ровно посередине между стандартным SCORM-курсом, который дает знания, и дорогостоящим тренингом с живым тренером, который дает практику.

Тренажер не заменяет полноценного наставника, но создает безопасную и максимально приближенную к реальности среду, где можно без риска совершать ошибки, отрабатывать сложные сценарии и формировать устойчивые умения, сочетающие в себе и коммуникацию, и работу с цифровыми инструментами.

-----

Это вымышленный кейс.
А о том, как ИИ реально помогает развивать тысячи сотрудников, расскажет руководитель центра по развитию персонала региональной сети и федеральных площадок ПАО «МегаФон» Татьяна Гуськова на конференции Digital Learning 2025!

Когда: 20 ноября 2025 года
Где: Москва, гостиница Аэростар

P.S. Я тоже приеду! Буду рад пообщаться со всеми лично.
🔥14👍75
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Sora 2: не Google конечно, но зато дешевле

Не так давно экспериментировал с Google Veo 3 — лучшей нейросетью для генерации видео. Качество отличное, но бюджетной ее назвать точно не получится. За 200 долларов вы получаете очень ограниченное количество генераций, которых точно не хватит на месяц работы.

И вот теперь попробовал новую нейросеть для генерации видео — Sora 2 от OpenAI. Она пока находится в режиме неполного доступа: чтобы зарегистрироваться, нужно немного заморочиться — получить инвайт на использование и «релоцироваться» в Канаду или США.

Что я вам скажу:
Да, качество совсем не такое, как у Google, иногда происходит что-то странное, картинка подвисает, вернулась проблема с пальцами (только про нее забыли и перестали шутить), и вообще она прямо по всем показателям хуже.

Но!
Совершенно очевидно, что как только она выйдет из ранних тестов и шумиха немного уляжется, Sora 2, скорее всего, будет доступна подписчикам ChatGPT Plus. А он стоит всего 20$! 20 долларов — и у тебя есть ИИ-конвейер для всех задач, в том числе и видео.

Видео из примера было собрано за 2,5 часа (пришлось немного помонтировать). Каждый кусочек получался адекватным с 3-4 попыток. Но! Попыток дается много*, и совершенно ничего не мешает запустить сразу 4 генерации и просто выбрать хороший вариант (у Google так тоже можно делать, если у тебя прямо очень много денег, а тут достаточно иметь 20$).
*сейчас дается 100 генераций в день, говорят, что на подписке Plus будет меньше, но точных цифр не называют.

HeyGen, генерирующий скучных аватаров, которые уже всем надоели, стоит 29$, а тут всего 20$ + генерация картинок и языковая модель. Чудо просто!
(да, я очень впечатлен ценовой политикой)

Почему такой акцент на цене?
200$ — не та сумма, которую готов выкладывать e-learning-специалист из своего кармана каждый месяц, а вот 20$ – совершенно другая история, вполне можно себе позволить, чтобы сделать контент немного интереснее (да или даже просто «поиграться»).

Да, сегодня приходится выбирать между «круто, но дорого» и «хорошо, но доступно». Как мне кажется, для базовых e-learning-задач второго варианта вполне достаточно.
🔥157👍5❤‍🔥1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Помните ваш первый вебинар по e-learning, который вас реально зацепил?

Для меня таким стал вебинар SRC Мультимедиа, где Александр Воробьёв показывал свои кейсы в Articulate Storyline.

Вебинар получился очень крутым с кучей практических советов, многие из которых я использовал в работе.

И вот, 28 октября я иду на вебинар к Александру. Мы поговорим про интеграцию ИИ в SCORM, разберем как можно использовать ИИ в курсах и какие преимущества это дает.

Будет много практических кейсов и интересных решений.

🎯 Подробности, время и регистрация — в анонсе Александра ниже. Переходите по ссылке и записывайтесь!

Буду рад всех видеть 😊
👍7🔥31
Что может искусственный интеллект, если мы разместим его прямо внутри SCORM-пакета и пользователи будут взаимодействовать с ним при прохождении электронного курса?

Обсудим это на 28.10.2025 в 11:00 на вебинаре «Как ИИ внутри SCORM-курса проверяет задания, выступает наставником и формирует умения»

Разберем несколько кейсов реальных возможностей искусственного интеллекта, встроенного в электронный курс:

1️⃣ Как перейти от проверки знаний к проверке понимания материала;

2️⃣ Как сформировать комплексные умения в иммерсивных AI-тренажерах;

3️⃣ Как сделать знания более доступными для всех сотрудников.

Также обсудим:

👉 Может ли ИИ вместо преподавателя быть умным помощником, который выслушивает пользователя и отвечает на все его вопросы по теме курса.

👉 Может ли ИИ в курсе справиться с задачей мотивации процесса обучения.

Удивительно, но все это работает в привычном и стандартном формате SCORM. Вам не нужно менять LMS или подключать сторонние платформы.

Просто загружаете курс в СДО — и он сразу работает со встроенным ИИ-наставником. А дальше вы получаете все данные о взаимодействии с ИИ (прогресс, ответы, аналитику) прямо в вашу LMS.

🔥 Вся мощь искусственного интеллекта в упаковке, которую понимает любая система обучения. Получаем инновации без сложной интеграции 😵‍💫.

Эксперты:
❗️ Алексей Миляев — менеджер проектов по внедрению ИИ-решений в обучении, ПАО «МегаФон».
❗️ Александр Воробьёв — IT/Edtech-предприниматель, SRC Мультимедиа / ARGUMENT.

Приходите, будет интересно.

[Зарегистрироваться на вебинар]
🔥5👍3👏2