Екатерина Шульман – Telegram
Екатерина Шульман
341K subscribers
3.4K photos
117 videos
20 files
4.75K links
Российский политолог, специалист по проблемам законотворчества. Официальный канал. Для связи: @Obratnaya_Svyaz_EM_bot
Download Telegram
German media on a rainy day: Süddeutsche Zeitung on the discomfort of governing during the pandemic, when you can have neither the parade nor the acclamation plebiscite, nor anything pleasant whatsoever. Boring! My Echo Moscow broadcast gets quoted, on the all-important question of electoral timing:

"Politologin Ekaterina Schulmann sagte dem Sender Echo Moskwy, der Kreml müsse den perfekten Zeitpunkt für das Votum abpassen: solange die Freude über das Ende der Quarantäne nicht abgeklungen sei, und bevor der Schrecken über die Wirtschaftslage einsetze. Manche Experten erwarten, dass dieser Schrecken im Herbst zu Protesten führt. Der Kreml erwartet das womöglich auch: Er nutzte die Zeit, um neue Gesetze vorzubereiten. Dann dürfen etwa Polizisten härter durchgreifen und können seltener belangt werden".
Ресурс ИноСМИ делает довольно честные переводы публикаций иностранной прессы, информационной безопасности ради предуведомляя их заклятиями против русофобии и западной пропаганды, наподобие того, как Руссо в предисловии к Новой Элоизе писал, что целомудренная девица романов не читает, а которая прочитала - та уже не целомудренная, я предупреждал. Так что, если ваши иностранные языки еще не так хороши, как могли бы быть, можно пропускать предохранительный курсив и читать сами тексты.

Вот, например, Нью-Йоркер:

"Поскольку пандемия наглядно продемонстрировала ограниченность возможностей и даже пустоту вертикали власти, одним из долгосрочных эффектов может оказаться процесс «невольной федерализации», как сказала Екатерина Шульман, известный политолог из Москвы. Региональные лидеры мобилизовались, чтобы справиться с covid-19 на своих территориях, и в результате их популярность выросла, тогда как доверие к Путину уменьшилось. Прежде Путин мог обвинить региональных чиновников в любых проблемах, и это никак не сказывалось на его рейтинге. Теперь же, по словам Шульман, «вечный образ „доброго царя и плохих бояр‟ перестал работать».

Это вовсе не значит, что режим Путина стал хрупким и ему грозит крах. Карантин делает практически невозможным организацию каких-либо масштабных протестных движений, а валютные запасы Кремля, достигающие 500 миллиардов долларов, являются одним из самых значительных в мире. Гораздо более вероятно то, что пандемия укрепит те политические и социальные тенденции, которые возникли давно. С момента последнего переизбрания Путина в 2018 году его рейтинг одобрения существенно снизился. За этот же период времени, как отметила Шульман, в регионах заметно усилились гордость за малую родину и антимосковские настроения.

«Коронавирус не столько принес нечто новое, сколько укрепил то, что уже существовало», — сказала Шульман. То же самое касается и путинской вертикали власти. «Во многом образ вертикали, которая простирается от земли до самого неба, всегда был пропагандистской картинкой», — сказала она. Шульман также указала на то, что администрация президента перестала публиковать данные о выполнении президентских указов в 2013 году, когда выполнялось 85% указов. Пандемия коронавируса продемонстрировала недостатки вертикали — и даже ее фундаментальное бессилие — еще более наглядно. «Вирус — это настоящая угроза, а не выдуманная, и он не прислушивается к приказам чиновников»".
А вот Зюддойче цайтунг с того же ресурса:

"Политолог Екатерина Шульман сказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что Кремль должен подобрать идеальный момент для голосования: пока радость в связи с окончанием карантина не прошла, и прежде чем нахлынет ужас от экономической ситуации. Некоторые эксперты полагают, что этот ужас приведет к протестам осенью. Кремль также не исключает такую возможность. Он воспользовался дополнительным временем, чтобы подготовить нужные законы. Теперь полицейские смогут действовать жестче и реже будут привлекаться к ответственности".
Тем временем на волне народного внимания, поднявшейся после Смешариков (никогда не угадаешь, чем окажешься любезен народу), TJournal сделал про меня такую расследовательскую, не побоюсь этого слова, публикацию. Пройди тест и узнай, какой ты интернет-феномен. У вас хейтеры бывают? У нас никто не бывает, такая скука. Автор подошел к работе ответственно: накопал аниме-картинок, выбрал для обложки одну из наиболее пугающих моих фотографий, опросил администратора профильного фан-сообщества вконтакте (живущего независимо от меня своей бурной социально-политической жизнью) и даже добросовестно проинтервьюировал меня:

https://tjournal.ru/internet/171101-fandom-i-nikakogo-heyta-kak-politolog-ekaterina-shulman-stala-internet-fenomenom-i-chto-ona-dumaet-o-vnimanii-socsetey
"О популярности

Я обычно вижу, что обо мне пишут медиа, а не пользователи соцсетей, но я зафиксировала для себя несколько внезапных «волн народной любви». Первая случилась, когда я сказала, что видеоигры способствуют снижению подростковой и молодежной преступности. Вторая — моё исключение из СПЧ, вызвавшее волну посвящённых мне картинок, часто загадочного для меня содержания.

Часто мои домашние видео находят неожиданных слушателей. Что-нибудь расскажешь про гречку, а потом тебя цитирует ставропольский сельскохозяйственный медиаресурс. Последней была история про «Смешариков» — самое неожиданное и приятное было, когда мне стали писать люди, делавшие сериал, и благодарить.

Иногда вырезают отдельные цитаты из программы «Статус» — они расходятся со страшной силой по неведомым мне твиттерам и Telegram-каналам. Никогда не угадаешь — запишешь так видео на кухне, а потом люди это слушают, слышат оттуда что-то своё и радуются.

О причинах народной любви

Подозреваю, людям приятно, когда кто-то вне их круга обращает на них внимание. Их это особенно радует, потому что своих они знают и их мнение тоже знают. А когда вдруг приходит кто-то с мороза и говорит: «На самом деле компьютерные игры не убивают людей, а наоборот», это как-то выше ценится.

О мемах

Бывают смешные, бывают не очень смешные. Иногда пользователи делают загадочные для меня картинки — они очевидно основаны на некоей определённой культуре мемов, с которой я не знакома. Но ничего совсем плохого мне не попадалось. Одну симпатичную аниме-картинку даже сделала фоном у себя на Фейсбуке.

Об отсутствии хейтеров

Все мои слушатели ведут себя прилично. Жаловаться на комментарии вроде «Почему вы не покрасите волосы, почему вы так быстро говорите, у вас на кухне стоит неправильное масло, зачем вам так много заварочных чайников» — это грех. Другим и не такое пишут. Раз уж я поставила это в кадр, я должна быть готова к тому, что кто-то обратит внимание и на это. Это побочный эффект, с которым можно жить.

Об общении с подписчиками

Мне часто пишут с просьбами о помощи, например, «Помогите, на меня завели уголовное дело» или «Плохой директор в школе, давайте его уволим». Такое, конечно, чаще происходило, пока я работала в СПЧ, но там это было оправдано: хотя бы знаешь, куда можно переправить письмо. А сейчас переправлять некуда, но всё равно стараешься что-нибудь придумать и посоветовать. Ещё пишут студенты, которые занимаются своими учебными работами, и просят что-нибудь подсказать или спрашивают, что почитать по той или иной научной теме. На такое я всегда стараюсь отвечать, потому что учащаяся молодежь — это святое.

https://tjournal.ru/internet/171101-fandom-i-nikakogo-heyta-kak-politolog-ekaterina-shulman-stala-internet-fenomenom-i-chto-ona-dumaet-o-vnimanii-socsetey
"О Твиттере, Инстаграме и «Живом Журнале»

Читатель написал мне и предложил публиковать в Твиттере мои цитаты и ссылки с моего согласования. Меня не спрашивают про каждый пост, более-менее доверяю ведущим моего твиттера: в основном там репосты из Телеграма и Фейсбука.

Точно так же начинался и мой Телеграм, но потом я стала его сама вести — освоилась с технологией. С Твиттером такого ещё не произошло. Телеграм мне раньше попался в руки, поэтому я успела худо-бедно с ним разобраться. А с Твиттером — пока нет. Там надо соблюдать краткость, что мне не всегда бывает легко. А ещё хештеги, которые тоже надо как-то понимать. У Телеграма более примитивный интерфейс, поэтому я с ним быстро освоилась. Может быть такое произойдет и с Твиттером. В Инстаграм меня тоже звали — но я побаиваюсь. Есть предел присутствию человека в соцсетях, поэтому хватит пока с меня Фейсбука и Телеграма.

Когда-то давно моей основной платформой был «Живой Журнал», о котором я храню самые нежные воспоминания. У меня есть аккаунт, туда тоже делаются репосты моих записей. Там материалы располагаются гораздо удобнее, чем в Фейсбуке или Телеграме, где всё оказывается погребено под потоком новых сообщений. «ЖЖ» был центром русской интеллектуальной жизни середины двухтысячных. С точки зрения юзабилити «ЖЖ» остался лучшей платформой для публикации и обсуждения текстов, но жизнь оттуда ушла. С этим ничего не поделаешь: контент возникает там, где есть драгоценное внимание людей.

О «неблогерстве»

Все мои соцсети заполнены ссылками на мои же выступления и публикации, а не специфическим контентом для соцсетей. Я очень редко пишу собственно посты, поэтому моё присутствие в соцсетях своеобразное, не такое полноценное как у людей, которые там живут, рассказывают о своей жизни, создают специальные тексты и картинки. Так что я не думаю, что я полноценный блогер: скорее пользователь, с помощью социальных платформ информирующий всех желающих о своей работе".

https://tjournal.ru/internet/171101-fandom-i-nikakogo-heyta-kak-politolog-ekaterina-shulman-stala-internet-fenomenom-i-chto-ona-dumaet-o-vnimanii-socsetey
Не набрали сто тысяч к понедельнику, потому решение суда, как им с той стороны кажется, компромиссное: сразу не отпустим, это типа прогиб, пусть хоть пол срока отсидит, чтоб ни вашим, ни нашим. Как обычно, эта специфическая компромиссность снаружи выглядит как преднамеренное издевательство, и de facto таковым является - человек-то сидит. Вечная мискоммуникация такого рода сопровождает почти все правоохранительные телодвижения: ведь и новый закон о полиции с точки зрения инициаторов мягкий и умеренный. Они видят уходящую в прошлое череду предыдущих попыток, которые не удались, а теперь вот хоть что-то получилось протащить. А для внешнего наблюдателя - снег на голову, силовой беспредел и портал в ад. Но можно в эти тонкости не входить, а петицию подписывать. Картонные азары на станциях метро тоже прелесть и новое слово в протестной технике. Немой укор, так сказать - как и сам одиночный пикет риторически есть немой укор.

change.org/p/гувд-москвы-свободу-илье-азару-и-всем-задержанным-за-одиночные-пикеты
S03E36: радость грядет.
Программа Статус S03E36: видео. События: новая дата конституционного голосования, особенности процедуры во время чумы, проблема агитации и очередной социологически фиксируемый вжух. Проект КоАП - версия 2.0, штрафы, смягченный антиэкстремизм и принудительные прививки по 5-7 тыс. руб. Вакантное место председателя Мосгорсуда и отсутствие желающих его занять. Коллективный отец: кампания Нет, Чили-1988, как завалить плебисцит в автократии. Вопрос слушателя (успели только один): в Америки погромы, хорошо ли это? Спойлер: нет, хорошего мало, но такой уж у них древний народный обычай. Заставка к видео - работы волонтера Александра Шмырова, который любезно вызвался навести красоту на статусные видео.

Таймкоды:
0:00 Начало эфира
04:07 Почему такая спешка с датой голосования?
07:53 Процедура голосования: Электронное, Надомное и Досрочное голосование
16:57 Данные опроса Левада-центра
20:11 Возможности для фальсификаций.
24:46 Рейтинг доверия к политическим фигурам: Путин, Шойгу, Лавров
29:10 Новый проект реформы КоАП
35:50 ОТЦЫ. Кампания "НЕТ": общественная кампания во время референдума по продлению президентских полномочий Аугусто Пиночету
47:18 ВОПРОС: Почему в России протесты проходят мирно, а в Америке устраивают погромы?

https://youtu.be/RHTLKfMwUao
Программа Статус S03E36: текст. Плебисцит аккламационного типа: кабинки без штор, голосующие без паспортов, кампания без агитации. Хроники падающего рейтинга: упали все, кроме Собянина и Навального. Новый КоАП, вторая версия: штрафы, экстремизм и прививки. Мосгорсуд: незаполняемая вакансия. Отец: чилийская кампания Нет-1988. Вопрос слушателя: американский погром.

"Во-первых, действительно, правила написаны таким образом, что они чрезвычайно упрощают любые приписки. Но все виды фальсификаций — а их много существует: и карусели бывают, и прямые подделки цифры бывают, много всего интересного, — все они имеют своей основой манипуляции с бюллетенями не пришедших. Это тоже правда.

Голос, поданный против, уничтожить довольно трудно. Такие случаи тоже бывают. Есть, например, знаменитый «владимирский перевертыш», когда считают честно, а потом меняют местами стопки с бюллетенями за одно кандидата и, соответственно, за другого. Но это все же не такие частые случаи.

В основном фальсификации состоят в том, что берут чистые бюллетени заполняют их нужным образом и их, например, вбрасывают в урну. Или приписывают потом при финальном подсчете. То есть, конечно, наличие голосования против затрудняет фальсификацию, хотя не делает ее невозможной.

Кроме того еще один момент: чем более свободными вы делаете правила своего голосования, тем вы снижаете их, скажем так, легитимность, их эффект. Правила написаны таким образом, что в результат трудно будет поверить. Будет очень понятно всем желающим посмотреть на эти результаты, что всё было организовано таким образом, что не могло никак случиться по-другому.

Если же вдруг — а такие случаи политической истории известны — результат будет отрицательный, то это произведет гораздо больший эффект, чем если бы голосование проводилось по нормальным правилам. То есть это будет выглядеть следующим образом: Вот после всего, что вы вот это сделали — вы себе устроили, как могли, легко и удобно, — но даже тут вы не смогли продемонстрировать нужный результат.

Это тоже некоторая политическая ловушка, в которую ловят себя организаторы мероприятия, которые не очень надеются на успех, поэтому стараются подстелить себе соломки, максимально ослабляя и наблюдение и вообще любые ограничения, которые могут помешать им достигнуть нужного результата".

https://echo.msk.ru/programs/status/2652880-echo/
Материалы к выпуску: новый проект Кодекса об административных правонарушениях. По ссылке текст - это объемный документ, его надо читать. На сайте можно поставить лайк или дизлайк, а также, зарегистрировавшись, присылать свои предложения и замечания по проекту. Прививочные штрафы, если это вас интересует, описаны в гл. 10, ст. 10.1 п. 4:

"4. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток;
‎на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
‎или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток".

https://regulation.gov.ru/projects#npa=102447
Материалы к выпуску: веселые картинки с цифрами от Левада-центра. Если вы думаете, что это такая специальная оппозиционная социология, то нет: у ВЦИОМ уровень доверия президенту при открытом вопросе (респонденты сами называют фамилии) примерно тот же.

https://www.levada.ru/2020/05/29/doverie-k-politikam/

https://www.levada.ru/2020/06/02/obshherossijskoe-golosovanie-po-popravkam-v-konstitutsiyu-3/
Материалы к выпуску: прекрасное Чили будущего, ролик кампании НЕТ. В восьмидесятые у всего человечества были чудовищные прически, этого не отнять. Но мелодия зазывная.

https://youtu.be/IFAMpW0hPNY
For the Anglophones amongst us: me discussing with Alexander Baunov his elegant effusion in Foreign Affairs, on how the autocratic decision-making machine reacts to the pandemic. Hosted by Carnegie Moscow Center, moderated by Andrew Weiss, with some questions from the well-informed audience of Russia-watchers.
Народная газета Московский Комсомолец заинтересовалась результатами фокус-групп Белановского и спросила Алексея Макаркина и меня, что это всё значит. Объяснения иллюстрируются фотографией эксперта в домашней обстановке, на фоне Тьера и Чосера.

"Политолог Екатерина Шульман пояснила, что снижение доверия к федеральной власти и к фигуре президента началось еще в 2018 году. На этом фоне стабильного снижения в первой половине 2020 года несколько выросло доверие к губернаторам, что может говорить о большем доверии к той власти, которая ближе к людям, о желании участвовать в принятии решений.

— Общий же фиксируемый исследованиями запрос - на политическое участие, публичное обсуждение общественно значимых вопросов. Причин, которые к этому провели несколько. Это и урбанизация — все больше людей живут в городах, а городская культура основана на коммуникации, и развитие интернета, поскольку потребление информации в интернете диалогично: телевизор говорит «в тебя», а Youtube говорит с тобой.

Были ожидания изменений после президентских выборов — этого не случилось, запаса прочности системы хватило, чтобы провести президентские выборы, но на этом его исчерпали. У общественного мнения взяли кредит, он был проеден, а возвращать его оказалось нечем. То, что медленно развивалось уже два года, стало развиваться быстрее. Поэтому сказать, что эти тенденции принес коронавирус, нельзя: любые внешние шоки акселерируют то, что происходило, но ничего нового не приносят.

Эксперт также отметила, что специфика качественных исследований, проводимых в фокус-группах, на которых основываются выводы группы Белановского, состоит в том, что они помогают выявить те настроения граждан, которые через некоторое время проявляются и в количественных репрезентативных опросах с большим количеством участников".
Der Spiegel on the thorny road to the new constitution, using my quote from Echo about the narrowest window of opportunity, a needle's eye rather, that this unhappy voting needs to get through.

"Putin glaubt, nun den perfekten Zeitpunkt für seine Abstimmung gefunden zu haben. Der müsse so liegen, hatte Politologin Ekaterina Schulmann auf dem kremlkritischen Sender Echo Moskwy analysiert, dass sich die von den Ausgangssperren ermüdeten Menschen über die Lockerungen noch freuten, sie sich aber über die wahren Ausmaße der Coronakrise für die Wirtschaft noch nicht bewusst seien".
Три года назад на знаменитых думских слушаниях по реновации открылась мне эта важная политическая истина. А истина, как сказано в 1001 ночи, не тускнеет от повторения.
На канале в папке "Политическая история 2000-ых" выкладываются мои лекции из этого курса, но настолько неторопливо, что до финальной, про гражданское общество, очередь дошла только сейчас. А поскольку за это время все уже забыли, что за курс лекций и о чём история, по настоянию Директора канала сделала небольшое предуведомление.

https://youtu.be/o-YMaZGIP7g