Путевой дневник – Telegram
Путевой дневник
2.25K subscribers
4.32K photos
119 videos
139 files
961 links
Привет!
На этом канале мы собираем истории и новости с Кавказа и Ближнего Востока. Про культуру и традиции, науку и археологию, музеи и галереи, старые газеты, книги и научные статьи. Присоединяйтесь, будет интересно!

По вопросам рекламы - @shtybin_v
Download Telegram
30 января в Тбилиси будет интересное😉
Приходите, расскажу о результатах моих полевых исследований последних лет на Северном Кавказе🧑‍🏫
👍6
Forwarded from Auditoria_booksbar
30 января (понедельник) в 20:00 Лекция Виталия Штыбина "Гибридные культы Северо-Западного Кавказа"🌌

Кавказ – перекресток цивилизаций и культур. На протяжении истории они смешивались причудливым образом, формируя уникальное лицо единого культурного пространства Северного Кавказа во всем разнообразии культовых и региональных практик. И несмотря на попытки их пресечения в советские годы, священные места и культы сохранились в той или иной мере у всех народов

Практики варьируются от вовлечения в закрытое почитание места одной семьёй до массового вовлечения в культовые практики широких слоев населения, вне зависимости от возраста. Во втором случае, различия могут проходить в плоскости отношений к священным местам и культам, сочетаниях нью-эйдж культуры и переосмысленных народных традиций

🗣️Виталий Штыбин, этнолог, магистр исторических наук, соискатель Института этнологии и антропологии РАН имени Миклухо-Маклая


💳 Заранее 35₾, в день 40₾, трансляция 30₾
📝Запись @auditoria_tbi
📍Auditoria (S.Janashia 22-26)
👍8
Из группы «Вдоль по линии Кавказа» (VK)

ПЕТЕРБУРГСКИЕ УБЫХИ ИЗ РОДА ДИЖЕ

В многочисленных описаниях убыхов и Сочинского взморья XIX в. русские и зарубежные исследователи отмечали, что Убыхи делилась на несколько «округов» или обществ, среди которых был и округ Хизе (Хыжьы?) или по садзски — Пшогия (Пшагия), который располагался на Черноморском побережье между реками Вардане и Шахе (Субаши). На правом берегу речки Буу (Буа-пста) в районе северных микрорайонов современного сочинского поселка Вардане, располагался главный аул этого подразделения убыхов — Хизе (по сведениям Дж. Белла — до 200 дворов).

Как отмечал Л. И. Лавров в своей монографии «Убыхи», общество Хизе на карте С. Духовского именовалось Хобзи (Хобза?)), обитало в ущельях рек Осакай, Хожиебс, Беранда, Детляшха и Буу. Л. Люлье относил Хизе, как и соседнего убыхского общества Субешх (Субеших), к натухайцам, а по словам Ф.Ф Торнау, в Хизе, Шиметыкуадж (Чемитоквадже) и Зюш (Дзыш) население было смешанное, убыхско-шапсугское.

Как у и остальных убыхов, в Хизе не было княжеских или дворянских родов. Общество состояло из свободных крестьян — вагышей, среди которых выделялся зажиточный и уважаемый (по сути — правящий) род Дыжьы (Дизаа, Диже) проживавший в ауле Хизе. - Как я уже говорил ранее Хасан-бей Диже ведет торговлю с Турцией при помощи двух или трех своих кораблей. Это один из самых богатых людей этой части страны, где его предки, по происхождению из Константинополя (из тех абхазов и убыхов, которые в XVII веке кварталами проживала в Стамбуле и посылали своих детей на родину, чтобы те там воспитались по обычаю страны) обосновались около полутора веков тому назад. Хазиф-паша – его старший брат и двое других его братьев занимали высокое положение в турецкой военной службе. Когда Хасан последний раз был в Турции, то его братья горячо уговаривали его поступить также в турецкую армию, где ему обещали высокий чин и быстрое продвижение по службе. Но эти блестящие обещания не могли преодолеть его любви к черкесской жизни, - писал английский разведчик в 40-х гг. позапрошлого века. Он приводит интересные свидительства о происхождении рода Диже — якобы представители рода еще в XVII столетии проживали в Стамбуле, а примерно в начале XVIII в, часть из них вернулась в Убыхию. Вероятно, в том числе и поэтому, род Диже (Дизаа) пользовался особым уважением среди соплеменников на родине.

Тот же Л.И. Лавров в монографии «Убыхи», повествуя о судьбе убыхов в финале Кавказской войны, приводит любопытные сведения о том, что несколько убыхов, захваченных после одного из морских сражений на кочерме, следовавшей из Трапезунта, было выслано под надзор полиции в г. Кострому. Когда им был разрешен переезд из города в сельскую местность, то они поселились в татарской деревне (Татарская слобода Гридинской волости Костромского уезда).

Татарскую слободу образовали казанские татары еще в начале XVIII в. В слободу в 1761 г. также переселили отказавшихся от крещения «ногайских татар» из города Романов (Тутаев) Борисоглебского уезда Ярославской провинции. Убыхов с Кавказа подселили к татарам по религиозному принципу. Неизвестно точно сколько убыхов оказалось в суровом северном краю, однако, несмотря на поддержку татар-единоверцев, большинство горцев вскоре вымерли в непривычных условиях и климате. Но несколько убыхов уцелели. Среди них были и представители рода Диже из Хизе. О чем поведал Л. И. Лаврову в 30-х гг. прошлого века внук одного из выживших под Костромой убыхов, тогда уже житель Ленинграда, доцент Высших курсов прикладной зоологии и фитопатологии Ленинградской областной опытной станции защиты растений Сулейман Омерович (Гемирович, Гумерович, Гумарович, Кемирович?) Диже.

Интересно, что по данным переписи населения 1897 г. в Костромском уезде Костромской губерни числились 2 мужчины и 1 женщина из уроженцев Кубанской области. Весьма вероятно что это был семья выживших убыхов Диже.

Сведений о том, как и когда оказался в Ленинграде Сулейман Диже найти не удалось, как и данных о том, где он учился. В 1939 г.
🔥8
он выпустил книгу «Аппаратура и машины для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур». Во время блокады Ленинграда Сулейман Омерович, согласно архивным документам был бойцом группы самозащиты и строил оборонительные сооружения. В архивных документах сохранилась дата рождения С. О. Диже — 1890 г. Исходя из его сведений, сообщенных Л. И. Лаврову, можно предположить, что захват кочермы на Черном море, в которой был его дед, произошел в 40-х гг. XIX в.

Сын С. О. Диже - Рустем (Рустам) Сулейманович родился 5 января 1924 г. в Старом Петергофе. Дослужился до звания подполковника медицинской службы. Вместе с ним войну прошла и его супруга, ефрейтор Александра Никитична Диже, 1920 г. р.

Пережил блокаду и другой, пожалуй самый известный ленинградский убых — Владимир Александрович Диже (урожденный — Вольдемар Аюпович (Аюбович)). Он родился 10 января 1936 года в Ленинграде, в семье служащих – Аюпа (Аюба) Гемировича (Кемировича? Гумеровича? Гумаровича? Омеровича?) и Марии Брониславовны Диже. Судя по схожести отчеств Сулеймана и Аюпа Диже, можно предположить, что Владимир Диже был племянником С.О. Диже.

Согласно данным портала «Память народа» Аюп Гумярович (так в документах) родился 8 июня 1906 г. в Костроме. С 1928 по 1946 гг. служил в армии, обеспечивал безопасность полетов в ленинградском аэропорту «Пулково».

Владимир Александрович Диже, окончив Институт иностранных языков, некоторое время проработал на Севере, а затем в аэропорту «Пулково». В 1962 году 26-летним молодым специалистом он пришел в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище и проработал в нем 52 года до окончания учебного года в 2013 году.

По воспоминаниям выпускников училища, в 1962 году шел пятый год перехода этого учебного заведения на усиленное изучение английского языка, и ему пришлось влиться в высокопрофессиональный коллектив, что, впрочем, удалось легко, благодаря хорошей подготовке, широкой эрудиции, такту и безупречному стилю. Эти качества позволили Владимиру Александровичу вести историю и географию на английском языке, а когда через 20 лет, вместе с сокращением сроков обучения нахимовцев сокращалась программа изучения иностранного языка, фактически с нуля создать курс «Этика и эстетика». Он также возглавлял в училище предметно-методическую комиссию по английскому языку в должности и.о. старшего преподавателя. Кроме того, потомка убыхов с веселыми глазами, знала вся ленинградская детвора — в 70-80-х гг. он вел на Ленинградском ТВ детскую телепередачу «Скоро в школу».

В 2013 г. В.А. Диже ушел из училища на заслуженный отдых, а 24 апреля 2021 г. и из жизни.

И у Рустема Сулеймановича, и у Владимира Александровича Диже, судя по соцсетям, есть потомки, носящие имя древнего убыхского рода, часть из которого проросла новыми побегами вдали от зеленых ущелий горной речки Буу на Черноморском побережье Кавказа.
🔥7👍1
Такой вот даже не пасквиль, а высер))
Сохраню на память о том, как почесывания и растянутая футболка влияют на разум российских политических слизней, засевших в руководстве академических учреждений.
🤯8👍2😁2
Интересные особенности местных проблем. Цыгане для Тбилиси особый разговор - они часто фигурируют в скандалах с кражами вещей на улицах, потасовками на перекрестках во время мойки автомобильных окон. И тем не менее, они остаются в обществе его органической частью, а не отторгаются, как в России в маргинальное зазеркалье.
На YouTube-канале проекта с пугающим названием Второй Всероссийский конкурс национального видеоконтента "Мы" выложен очень бодрый мастер-класс социолога и визуального антрополога Дмитрия Омельченко (ВШЭ) "Социологическое, антропологическое, этнографическое документальное кино".

Дмитрий, сын легендарной исследовательницы российской молодежи Елены Омельченко, тоже работает в Центре молодежных исследований питерской Вышки и много лет снимает документальные фильмы в рамках его научных проектов.

На его YouTube-канале можно посмотреть фильмы:

- про анархистов Санкт-Петербурга;
- про поисковиков, которые ищут в болотах погибших солдат Второй Мировой войны;
- про молодежные социальные танцы в Улан-Удэ;
- про общину пятидесятников в Томске, которая социализирует вышедших из тюрьмы заключённых;
- про бывших активистов молодежного политического движения "Наши";
- про творческую молодежь в Элисте;
- и вообще про разные виды молодежных сообществ.

Свой богатейший опыт Дмитрий Омельченко очень компактно упаковывает всего в 20 минут мастер-класса, доходчиво объясняя специфику этнографического кино, и поднимая очень важные вопросы этики визуальной антропологии. Всё по делу и с яркими примерами.

Очень рекомендуем.
👍8🥰1
Изображения оленей на одном из самом восточных дольменов Северо-Западного Кавказа в Карачаево-Черкесии (Лесо-Кяфарская группа, бронзовый век, 3000-1800 гг. до н.э.), изображения оленей из раскопок сарматских могил рубежа нашей эры и культовые фигурки оленей из Анатолийского музея Анкары (центральная и северная Анатолия, цивилизации хаттов и позже хеттов бронзового века, 3000-1200 гг. до н.э.).

Осталось понять, кто на кого больше влиял или это совпадение символов. Но лишний раз подтверждает языковые связи древнего населения Анатолии и Северо-Западного Кавказа с перемычкой по восточному берегу Черного моря.
👍14