Эксперименты в дизайне – Telegram
Эксперименты в дизайне
906 subscribers
915 photos
111 videos
7 files
212 links
Авторский канал предметного дизайнера о необычных подходах к проектированию, основах экологичного дизайна и разработке новых материалов.

Мой сайт https://yaroslavagalayko.com/

Контакты для связи @yaroslava_galayko
Download Telegram
Вчера мы с вами размышляли над вопросом Алёны Сокольниковой:

Назовите популярный материал ар-деко, ремесленная техника обработки которого использовалась ещё древними самураями для изготовления рукояток мечей.


Ответ:

Материал: Шагрень (shagreen).

Источник: Кожа скатов (реже — акул). Текстурой, похожей на жемчужную крошку, обладает именно кожа ската.

Техника была унаследована от японских мастеров, добивавшихся декоративного и одновременно не скользящего покрытия для рукояти японских мечей и адаптирована мастерами ар-деко.

Ключевыми этапами были:

1. Ручная шлифовка для удаления плакоидной чешуи и обнажения характерной жемчужной текстуры.
2. Окрашивание. Мастера (такие как Жан-Мишель Франк и Клеман Рюссо) добивались ярких и пастельных оттенков, погружая кожу в растительные или анилиновые красители.
3. Тщательная полировка воском для придания блеска и гладкости. В современных проектах также применяется стабилизация синтетическими смолами.

На фото комплект из письменного стола и двух стульев французского декоратора Андре Грульта — классика ар-деко, созданная ок. 1925 года.
Помимо характерных цветов и форм — чётким указанием на эпоху здесь является сам выбор и сочетание материалов: шагрень, красное дерево, амазонит для мозаики на столешнице, полированная бронза, шёлк для обивки стульев.

Огромное спасибо Алёне за такой интересный вопрос и всем участникам за предположения! ❤️

Становится победителем и получает свой чемпионский билет на конференцию @katikart, которая первая дала правильный ответ 🏆
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥532👏2🤩1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Мой опыт общения со скатами)

Лет пять назад ездили в отпуск, и местные жители научили кормить скатов рыбкой. Для этого нужно аккуратно погрузить её в воду, скат подплывает и всасывает угощение с ладони, как робот-пылесос 🥰 Тут как с лошадью: главное — не заходить сзади и вести себя спокойно. Дети тоже с ними подружились, а самого общительного назвали Мусей)
10🔥2🥰211
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
3🔥2🥰22
Решила завести рубрику #книги_экспериментатора, буду делиться находками.

📘 Кевин Эштон «Как научить лошадь летать? Тайная история творчества, изобретений и открытий»

Разумеется, она не про лошадей и не про полёты, а про то, как превратить творчество из мифа в метод.

Эта книга — не просто увлекательное исследование истории изобретений и открытий. Кевин Эштон развенчивает мифы о творчестве и показывает, как рождаются идеи на самом деле. Он разбирает историю творчества, изобретений и открытий — от ванильных плантаций Реюньона до самолётов братьев Райт, от идей Игнаца Земмельвейса до айфона Стива Джобса — и приходит к выводу:

Творчество — это труд, а не вдохновение

Эштон убедительно показывает: все великие изобретения — от ДНК до первого iPhone — появились не в моменте «эврика!», а через упорную, рутинную, часто скучную работу. Он развенчивает миф о гении, заменяя его картиной реального процесса: проб, ошибок, переработок и упрямства.

Для дизайнеров это особенно важно. Мы часто ждём «идеальной идеи», откладывая начало проекта. Но на деле — первый набросок важен не своей идеальностью, а тем, что он ломает пустоту.

Как пишет Эштон:
«Единственный плохой черновик — тот, который вы не написали»


🔴Дизайн — это решение задач, а не магия

Карл Дункер, психолог, чьи идеи лежат в основе книги, показал: творчество — это процесс решения задач. Левая нога — проблема. Правая нога — решение. И так шаг за шагом.

Это прямо соответствует последовательности при проектировании в дизайне: исследовать, прототипировать, тестировать, делать итерацию правок. Никаких волшебных прозрений — только внимание к деталям, наблюдательность и готовность меняться.

🔴Изменить отношение к критике и провалам.

Ещё один важный урок книги — новое почти всегда отвергается. Подавляющее большинство великих открытий сначала сталкиваются с насмешками, игнором или открытой враждебностью. Именно сопротивление — знак, что ты делаешь что-то по-настоящему новое.

Для дизайнера это значит: не бойтесь критики, но и не теряйте ориентиры. Главное — сохранять веру в задачу, а не в собственную «гениальность».

Неудача — это не конец, а часть пути. Только представьте, Джеймс Дайсон сделал 5126 прототипов пылесоса, прежде чем получил работающий.

💡 Какие идеи книги можно применить в работе дизайнеру:

✔️ Перестаньте ждать «идеи». Начни с вопроса: «Что не работает?»
✔️ Начинайте раньше, чем почувствуете себя готовыми. Перфекционизм — враг креатива.
✔️ Создавайте не ради признания, а ради процесса. Именно в нём рождается ценность.
✔️ Не бойтесь удалять, перерисовывать, переделывать. Как Стивен Кинг вычёркивает две трети текста, так и дизайнер должен уметь отказываться от неудачных решений.
✔️ Помните: вы не одиноки. Каждый объект вокруг — результат цепочки из тысяч творческих усилий. Вы — часть этого потока.

«Как научить лошадь летать?» — не инструкция, как стать гением, а скорее о том, как делать важную работу, несмотря на сомнения, неудачи и внутреннего критика. И если вы дизайнер — она даст вам не вдохновение, а нечто гораздо более ценное: смелость начинать и упорство продолжать.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥432👏1
Forwarded from ORDYNKA SVET
В свежем трейлере фильма Йоакима Триера «Сентиментальная ценность» заметили то, что сразу бросается в глаза: в одном из интерьеров культовая PH-5 от Louis Poulsen.
Приятная находка.
432
Недавно Дом культуры «ГЭС-2» отметил 4 года со дня открытия. И у меня есть любимая история, связанная с центром художественного производства «Своды», которые находятся на его территории.

Три года назад я решила познакомиться с возможностями этой производственной площадки и сделать прототип журнального столика «Спутник Один».

Но расскажу всё по порядку.

Что же такое «Своды»?

Это не просто мастерские — это целая экосистема для творческих экспериментов. Здесь собрано уникальное оборудование: от роборуки KUKA до цифрового жаккардового станка TC2, аналогов которому в России нет.

Какие возможности открыты для дизайнеров:

🔴8 специализированных мастерских: слесарная, столярная, 3D-печать, текстильная, керамическая, студия шелкографии, фотолаборатория, композиторская комната

🔴Доступ к редкому оборудованию: печать фотографий большого формата, обжиг керамики высотой до 80 см, работа с роботизированными инструментами.

🔴Техническая поддержка: в каждой студии есть мастер, который помогает освоить инструменты и воплотить задумку.

Как попасть в «Своды»?

Центр предлагает несколько бесплатных программ:

«Клуб друзей» — месячный доступ для реализации части проекта с использованием уникального оборудования.

ColLab. Один раз в год проходит open-call на грантовую программу с доступом на полгода ко всем мастерским и финансированием материалов.

Обе программы открыты для дизайнеров, художников и других творческих специалистов. Главное — готовность к экспериментам и междисциплинарному диалогу. В «Сводах» поощряется смешение дисциплин: например, соединение цифровой печати с ручным ткачеством. Это место, где идеи обретают форму, а творцы — сообщество.

Для реализации прототипа я отправила заявку на участие в месячной программе «Клуб друзей». С проектом мне помогал Сергей Калинин. В основном, мы работали в столярной и слесарной мастерских, в которых расположены и ЧПУ-станок, и оборудование для обработки дерева и металла.

В следующем посте подробнее о предмете и производстве ⬇️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥1😎1
Журнальный столик «Спутник Один» 🛰

🛰 Концепция:

Предмет-трансформер получил название «Спутник один». Вдохновением для проекта послужил первый в мире искусственный спутник Земли — дата запуска «Спутника-1» является началом космической эры человечества.

🛰 Несколько слов о производстве:

Подстолье изготовлено из стальной арматуры диаметром 10 мм. Столкнулась с тем, что найти прут такого диаметра достаточно сложно — как правило, поставщикам выгоднее продавать материал оптом. В качестве финишной отделки использован метод воронения стали для деликатного состаривания, а после изделие покрыто прозрачным матовым лаком для металла. В результате фактура ножек напоминает лунную поверхность.

Съемная двухсторонняя столешница выполнена из массива дуба и пропитана маслом для того, чтобы контакт с материалом был наиболее приятным тактильно. Поднос, как самый настоящий спутник, сможет приземляться вместе со своим хозяином на любой точке поверхности Земли 🌎

Для того, чтобы форма столешницы получилась идеальной, а ошибки ручного производства были исключены, было решено использовать профессиональный фрезерно-гравировальный станок. Для работы с таким станком потребовалось подготовить 3D-модель будущего изделия. Сначала мы сделали макеты из пеноплекса в натуральную величину в двух размерах, чтобы точно определиться какой из них будет удобнее в использовании. После этого перешли уже непосредственно к работе с деревом. Говорят, бесконечно можно смотреть на три вещи, думаю, в этот список можно добавить и работу ЧПУ-станка — это невероятно медитативный процесс...🌟

Кстати, съемку мы проводили тоже в «Сводах» 🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
521🥰11
Благотворительный онлайн-лекторий «Маршрут дизайнера: путь от первого клиента до уровня эксперта».

Все вырученные средства будут переданы в фонд борьбы с инсультом ОРБИ и фонд «Старость в радость».

Лекторий уже стартовал и будет проходить всю неделю с 15 до 19 декабря, ежедневно с 12:00 до 15:00. Всего будет около 30 лекций, кейсов, разборов и рабочих инструментов.

Мой вебинар будет проходить уже завтра, во вторник 16 декабря с 12:45 до 13:30. Расскажу свою любимую тему: «Экологичный дизайн интерьера».

Если вам близка идея расти профессионально и параллельно поддерживать добрые инициативы, — присоединяйтесь. Это инвестиция, которая работает сразу в двух плоскостях: в вашу экспертизу и в чью-то возможность жить лучше.

Есть два формата участия: онлайн и онлайн + запись.

Посмотреть программу и зарегистрироваться можно по ссылке: https://archdialog.timepad.ru/event/3711215/
🥰544
Рада приветствовать в канале новых читателей, которые присоединились к нам после вебинара. Если у вас остались вопросы — присылайте в комментарии, отвечу прямо здесь.

Было много вопросов о том, с чего начать, если ещё не изучал принципы международных экологических стандартов. Как начать проектировать экологичные предметы и интерьеры? Для начала важно погрузиться в контекст.

Предлагаю начать с легендарной книги — манифеста «От колыбели до колыбели. Меняем подход к тому, как мы создаём вещи» (Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things)

#книги_экспериментатора

Ключевые идей книги:

🌱 «От колыбели до колыбели»: Дизайн, который не вредит — он питает.

Книга «От колыбели до колыбели» — не просто манифест экологического дизайна, а радикальный перезапуск всей промышленной системы. Авторы утверждают: экологичность — это не про «меньше вреда», а про создание положительного влияния.

☠️ Проблема концепции «От колыбели к могиле».

Современная промышленность работает по линейной модели: добыл → изготовил → использовал → выбросил. Даже «переработка» часто лишь откладывает неизбежное — превращение ресурсов в отходы. Авторы называют это моделью «от колыбели к могиле» — и считают её морально и экологически устаревшей.

♻️ Новая парадигма: «От колыбели до колыбели»

Вдохновляясь природой, где ничего не выбрасывается, а всё становится пищей для чего-то нового, Браунгарт и Макдонах предлагают двухпоточную модель:

Биологический цикл — материалы, которые безопасны для природы и могут полностью биоразложиться (например, органические ткани, древесина без токсичных пропиток).

Технический цикл — высококачественные синтетические материалы, которые никогда не теряют своих свойств и постоянно возвращаются в производство без потерь.

🧪 Химия под контролем

Авторы подчёркивают: важно не просто «делать из переработанного», а знать, из чего состоит каждый материал. Они призывают к полной прозрачности состава продуктов и запрету токсичных веществ на этапе проектирования. В их видении — «здоровые» химикаты, которые безопасны даже при контакте с кожей или водой.

🏗 Дизайн как ответственность

Дизайнеры и архитекторы — не просто творцы форм, а архитекторы систем. Каждое кресло, упаковка или здание должны проектироваться с мыслью: «Что станет с этим через 10, 20, 100 лет?»
Идеальный продукт — тот, который полезен даже после окончания срока службы.

💡 Провокационный взгляд на «устойчивость»

Авторы критикуют модное слово «sustainability» (устойчивость): оно подразумевает замедление разрушения, а не создание чего-то нового и лучшего. Они предлагают вместо этого — «регенеративный дизайн», который восстанавливает и улучшает окружающую среду.


«От колыбели до колыбели» — это призыв думать не как инженер-оптимизатор, а как экосистема.
Не «как уменьшить вред?», а «как сделать так, чтобы мой проект приносил пользу миру — сегодня и через поколение?»
62👏21