Teatro Oficina
Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.
Часть 3.
Исторический контекст.
Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).
Этап исследования: погружение в театральную практику.
Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.
Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.
Детали концепции проекта:
1️⃣ Отказ от классической схемы «сцена‑зал» в пользу гибких, трансформируемых зон.
2️⃣ Доступность театра для разных социальных групп. Антиэлитарность. Стирание границ между зрителями и актёрами.
3️⃣ Диалог с городской средой. Интеграция здания в повседневную жизнь района и окружающий ландшафт — внутренние сады и открытые зоны связывают здание с окружающей средой .
Архитектурные находки:
🔴 Центральный атриум — многоярусное пространство, служащее одновременно фойе, сценой и зоной взаимодействия зрителей и актеров.
🔴 Подвесные мосты соединяют уровни, создавая многоуровневые траектории движения.
🔴 Открытые лестницы — становятся частью сценического действия, а не просто функциональными элементами.
🔴 Стеклянные фасады пропускают естественный свет и позволяют наблюдать за жизнью театра снаружи.
🔴 Необработанный бетон подчёркивает «честность» материалов и связь с индустриальным прошлым места.
🔴 Особое внимание уделено акустике: бетонные поверхности дополнены деревянными панелями, регулирующими звукоотражение.
Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.
🧪 «Эксперименты в дизайне»
Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.
Часть 3.
Исторический контекст.
Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).
Этап исследования: погружение в театральную практику.
Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.
Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.
Детали концепции проекта:
Архитектурные находки:
Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7😎3 2 1
SESC Pompéia – «цитадель досуга»
В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.
Часть 4
Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.
Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.
В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.
Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.
По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.
Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)
🧪 «Эксперименты в дизайне»
В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.
Часть 4
Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.
Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.
В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.
Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.
«Я сидел за чертежами и работал над фасадами бетонного спортивного корпуса, в котором до этого момента были прямоугольные окна. Лина вернулась из поездки в Японию, полная новых идей и очарованная тамошней культурой. Она дала мне эскиз и сказала: „Давай изменим окна, попробуем сделать отверстия неправильной формы, более или менее похожие на эти“. Я сразу же оценил новую идею. Когда рисунок был завершен, все еще в виде карандашного наброска, я позвонил Лине и сказал: „Это выглядит невероятно, я никогда не видел ничего подобного“. Она ответила: „Никогда? Что ж, я тоже. Давайте сделаем это“». Рассказал ГЭС-2 друг архитектора Марселу Феррас.
По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.
Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6 3 3🥰1
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) - семейная резиденция Лины Бо Барди.
Где лучше всего проводить эксперименты? Конечно, в своем собственном доме. Ведь тогда не нужно идти на компромиссы с заказчиком, можно позволить себе воплотить в жизнь любые свои творческие задумки.
Часть 5.
В 1951 году архитектор получила бразильское гражданство и в этом же году завершила строительство собственного дома, который стал её первым архитектурным проектом.
Супруги Барди выбрали участок площадью 7000 м² на бывшей чайной плантации, на склоне холма в районе Морумби в Сан-Паулу. Это был первый жилой дом в этом районе.
Проект здания напоминает стеклянные дома Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона. Главное отличие в том, что дом Бо Барди наполовину стоит на прочном фундаменте, а другая половина «подвешена» и поддерживается тонкими опорами. Создается ощущение, что она парит в воздухе, окруженная пышной растительностью. Со временем стеклянная вилла стала полностью интегрирована в ландшафт.
Технические сложности, которые нужно было решить при строительстве:
💧Высокая влажность тропического климата
💧 Необходимость защиты от тропических ливней
🏗Обеспечение устойчивости конструкции
🛋Создание комфортного микроклимата внутри
Инновационные решения Бо Барди:
🔴 Использование стеклянных стен для максимального контакта с природой
🔴 Создание эффекта «парения» дома над землей
🔴 Организация естественного проветривания
🔴 Интеграция природных элементов в интерьер
В этом доме Лина Бо Барди закончила свой жизненный путь 20 марта 1992 года, осуществив свою заветную мечту — работать до конца своих дней.
«Стеклянный дом» сегодня - это музей-резиденция, объект культурного наследия, место проведения архитектурных выставок и, конечно, туристическая достопримечательность.
Этот дом стал не просто архитектурным экспериментом, а настоящим прорывом в понимании того, как должно строиться жилье в тропическом климате. Лина Бо Барди доказала, что даже в условиях высокой влажности и густых джунглей можно создать комфортное жилое пространство, которое будет находиться в гармонии с природой, а не противостоять ей.
🧪 «Эксперименты в дизайне»
Где лучше всего проводить эксперименты? Конечно, в своем собственном доме. Ведь тогда не нужно идти на компромиссы с заказчиком, можно позволить себе воплотить в жизнь любые свои творческие задумки.
Часть 5.
В 1951 году архитектор получила бразильское гражданство и в этом же году завершила строительство собственного дома, который стал её первым архитектурным проектом.
Супруги Барди выбрали участок площадью 7000 м² на бывшей чайной плантации, на склоне холма в районе Морумби в Сан-Паулу. Это был первый жилой дом в этом районе.
Проект здания напоминает стеклянные дома Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона. Главное отличие в том, что дом Бо Барди наполовину стоит на прочном фундаменте, а другая половина «подвешена» и поддерживается тонкими опорами. Создается ощущение, что она парит в воздухе, окруженная пышной растительностью. Со временем стеклянная вилла стала полностью интегрирована в ландшафт.
Технические сложности, которые нужно было решить при строительстве:
💧Высокая влажность тропического климата
🏗Обеспечение устойчивости конструкции
🛋Создание комфортного микроклимата внутри
Инновационные решения Бо Барди:
В этом доме Лина Бо Барди закончила свой жизненный путь 20 марта 1992 года, осуществив свою заветную мечту — работать до конца своих дней.
«Стеклянный дом» сегодня - это музей-резиденция, объект культурного наследия, место проведения архитектурных выставок и, конечно, туристическая достопримечательность.
Этот дом стал не просто архитектурным экспериментом, а настоящим прорывом в понимании того, как должно строиться жилье в тропическом климате. Лина Бо Барди доказала, что даже в условиях высокой влажности и густых джунглей можно создать комфортное жилое пространство, которое будет находиться в гармонии с природой, а не противостоять ей.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🤩4 3👏1