Эксперименты в дизайне – Telegram
Эксперименты в дизайне
905 subscribers
915 photos
111 videos
7 files
212 links
Авторский канал предметного дизайнера о необычных подходах к проектированию, основах экологичного дизайна и разработке новых материалов.

Мой сайт https://yaroslavagalayko.com/

Контакты для связи @yaroslava_galayko
Download Telegram
Teatro Oficina

Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.

Часть 3.

Исторический контекст.

Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).

Этап исследования: погружение в театральную практику.

Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.

Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.

Детали концепции проекта:

1️⃣ Отказ от классической схемы «сцена‑зал» в пользу гибких, трансформируемых зон.

2️⃣ Доступность театра для разных социальных групп. Антиэлитарность. Стирание границ между зрителями и актёрами.

3️⃣ Диалог с городской средой. Интеграция здания в повседневную жизнь района и окружающий ландшафт — внутренние сады и открытые зоны связывают здание с окружающей средой .

Архитектурные находки:

🔴Центральный атриум — многоярусное пространство, служащее одновременно фойе, сценой и зоной взаимодействия зрителей и актеров.

🔴Подвесные мосты соединяют уровни, создавая многоуровневые траектории движения.

🔴Открытые лестницы — становятся частью сценического действия, а не просто функциональными элементами.

🔴Стеклянные фасады пропускают естественный свет и позволяют наблюдать за жизнью театра снаружи.

🔴Необработанный бетон подчёркивает «честность» материалов и связь с индустриальным прошлым места.

🔴Особое внимание уделено акустике: бетонные поверхности дополнены деревянными панелями, регулирующими звукоотражение.


Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7😎321
SESC Pompéia – «цитадель досуга»

В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.

Часть 4

Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.

Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.

В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.

Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.

«Я сидел за чертежами и работал над фасадами бетонного спортивного корпуса, в котором до этого момента были прямоугольные окна. Лина вернулась из поездки в Японию, полная новых идей и очарованная тамошней культурой. Она дала мне эскиз и сказала: „Давай изменим окна, попробуем сделать отверстия неправильной формы, более или менее похожие на эти“. Я сразу же оценил новую идею. Когда рисунок был завершен, все еще в виде карандашного наброска, я позвонил Лине и сказал: „Это выглядит невероятно, я никогда не видел ничего подобного“. Она ответила: „Никогда? Что ж, я тоже. Давайте сделаем это“». Рассказал ГЭС-2 друг архитектора Марселу Феррас.


По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.

Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
633🥰1
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) - семейная резиденция Лины Бо Барди.

Где лучше всего проводить эксперименты? Конечно, в своем собственном доме. Ведь тогда не нужно идти на компромиссы с заказчиком, можно позволить себе воплотить в жизнь любые свои творческие задумки.

Часть 5.

В 1951 году архитектор получила бразильское гражданство и в этом же году завершила строительство собственного дома, который стал её первым архитектурным проектом.

Супруги Барди выбрали участок площадью 7000 м² на бывшей чайной плантации, на склоне холма в районе Морумби в Сан-Паулу. Это был первый жилой дом в этом районе.

Проект здания напоминает стеклянные дома Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона. Главное отличие в том, что дом Бо Барди наполовину стоит на прочном фундаменте, а другая половина «подвешена» и поддерживается тонкими опорами. Создается ощущение, что она парит в воздухе, окруженная пышной растительностью. Со временем стеклянная вилла стала полностью интегрирована в ландшафт.

Технические сложности, которые нужно было решить при строительстве:

💧Высокая влажность тропического климата

💧Необходимость защиты от тропических ливней

🏗Обеспечение устойчивости конструкции

🛋Создание комфортного микроклимата внутри

Инновационные решения Бо Барди:

🔴Использование стеклянных стен для максимального контакта с природой

🔴Создание эффекта «парения» дома над землей

🔴Организация естественного проветривания

🔴Интеграция природных элементов в интерьер


В этом доме Лина Бо Барди закончила свой жизненный путь 20 марта 1992 года, осуществив свою заветную мечту — работать до конца своих дней.

«Стеклянный дом» сегодня - это музей-резиденция, объект культурного наследия, место проведения архитектурных выставок и, конечно, туристическая достопримечательность.

Этот дом стал не просто архитектурным экспериментом, а настоящим прорывом в понимании того, как должно строиться жилье в тропическом климате. Лина Бо Барди доказала, что даже в условиях высокой влажности и густых джунглей можно создать комфортное жилое пространство, которое будет находиться в гармонии с природой, а не противостоять ей.

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🤩43👏1