São Paulo Museum of Art (MASP)
Часть 2.
MASP расположен в самом сердце крупнейшего города Бразилии — один из важнейших художественных музеев Латинской Америки. Был основан в 1947 году и стал первым современным музеем в стране. Славится не только богатой коллекцией, но и уникальным архитектурным обликом, ставшим символом модернистской архитектуры.
Коллекция MASP в настоящее время насчитывает более 11 тысяч произведений искусства, включая картины, скульптуры, предметы, фотографии, видео и одежду разных эпох из Европы, Африки, Азии и Америки. Это крупнейшая коллекция европейского искусства в Южном полушарии.
Музей был основан предпринимателем и меценатом Ассисом Шатобрианом при активном участии искусствоведа Пьетро Марии Барди. Их амбициозная цель — создать в Бразилии музей мирового уровня, способный конкурировать с ведущими европейскими собраниями.
Первые коллекции формировались стремительно: уже в 1940–1950-х годах MASP приобрёл значимые работы европейских мастеров. Изначально музей располагался на улице 7 апреля в центре Сан-Паулу, но в 1968 году переехал на Авенида Паулиста в здание, над которым работала Лина Бо Барди. Она не просто спроектировала здание музея, ставшее иконой бразильского модернизма, — она определила его философию, пространственную концепцию и культурную миссию.
Архитектурные находки и нестандартные идеи:
🔴 Решение поднять массивный объём музея на четырёх красных опорах обеспечило визуальную лёгкость монументальной конструкции и символически «подвесило» искусство над городской суетой, подчеркнув его возвышенную роль. Под зданием получилось открытое общественное пространство, которое стало местом встреч, протестов и уличных выступлений.
🔴 Лина Бо Барди предложила использовать прозрачные акриловые панели для размещения картин, что позволяет рассматривать работы с обеих сторон. Некоторые картины хранились в разных музеях, и о каждом перемещении есть отметка — невероятно интересно это изучать!
🔴 Она отказалась от традиционных музейных коридоров и анфилад. Вместо этого внедрила принцип свободной планировки, позволивший гибко менять экспозицию и самостоятельно выбирать траекторию движения, в отличие от стандартной линейной схемы.
🔴 Предложила использовать естественное освещение через панорамные окна, ведь это меняет восприятие работ в течение дня.
🔴 Её проект воплощал идею музея как открытого общественного института. Она видела MASP как центр образования и диалога. Для этого спроектировала аудитории и зоны для лекций, интегрированные в музейное пространство, настаивала на доступности коллекций для широкой публики, а не только для элиты, и включила в концепцию элементы бразильской идентичности.
Лина Бо Барди превратила MASP из просто хранилища искусства в живой организм, где архитектура, экспозиция и городская среда образуют единое целое. Её работа — это не только памятник модернизма, но и манифест о роли музея как площадки для демократического доступа к культуре, диалога и инноваций. Благодаря этому MASP остаётся одним из самых узнаваемых музеев Латинской Америки.
🧪 «Эксперименты в дизайне»
Часть 2.
MASP расположен в самом сердце крупнейшего города Бразилии — один из важнейших художественных музеев Латинской Америки. Был основан в 1947 году и стал первым современным музеем в стране. Славится не только богатой коллекцией, но и уникальным архитектурным обликом, ставшим символом модернистской архитектуры.
Коллекция MASP в настоящее время насчитывает более 11 тысяч произведений искусства, включая картины, скульптуры, предметы, фотографии, видео и одежду разных эпох из Европы, Африки, Азии и Америки. Это крупнейшая коллекция европейского искусства в Южном полушарии.
Музей был основан предпринимателем и меценатом Ассисом Шатобрианом при активном участии искусствоведа Пьетро Марии Барди. Их амбициозная цель — создать в Бразилии музей мирового уровня, способный конкурировать с ведущими европейскими собраниями.
Первые коллекции формировались стремительно: уже в 1940–1950-х годах MASP приобрёл значимые работы европейских мастеров. Изначально музей располагался на улице 7 апреля в центре Сан-Паулу, но в 1968 году переехал на Авенида Паулиста в здание, над которым работала Лина Бо Барди. Она не просто спроектировала здание музея, ставшее иконой бразильского модернизма, — она определила его философию, пространственную концепцию и культурную миссию.
Архитектурные находки и нестандартные идеи:
Лина Бо Барди превратила MASP из просто хранилища искусства в живой организм, где архитектура, экспозиция и городская среда образуют единое целое. Её работа — это не только памятник модернизма, но и манифест о роли музея как площадки для демократического доступа к культуре, диалога и инноваций. Благодаря этому MASP остаётся одним из самых узнаваемых музеев Латинской Америки.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6🔥3🤩1 1
Teatro Oficina
Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.
Часть 3.
Исторический контекст.
Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).
Этап исследования: погружение в театральную практику.
Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.
Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.
Детали концепции проекта:
1️⃣ Отказ от классической схемы «сцена‑зал» в пользу гибких, трансформируемых зон.
2️⃣ Доступность театра для разных социальных групп. Антиэлитарность. Стирание границ между зрителями и актёрами.
3️⃣ Диалог с городской средой. Интеграция здания в повседневную жизнь района и окружающий ландшафт — внутренние сады и открытые зоны связывают здание с окружающей средой .
Архитектурные находки:
🔴 Центральный атриум — многоярусное пространство, служащее одновременно фойе, сценой и зоной взаимодействия зрителей и актеров.
🔴 Подвесные мосты соединяют уровни, создавая многоуровневые траектории движения.
🔴 Открытые лестницы — становятся частью сценического действия, а не просто функциональными элементами.
🔴 Стеклянные фасады пропускают естественный свет и позволяют наблюдать за жизнью театра снаружи.
🔴 Необработанный бетон подчёркивает «честность» материалов и связь с индустриальным прошлым места.
🔴 Особое внимание уделено акустике: бетонные поверхности дополнены деревянными панелями, регулирующими звукоотражение.
Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.
🧪 «Эксперименты в дизайне»
Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.
Часть 3.
Исторический контекст.
Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).
Этап исследования: погружение в театральную практику.
Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.
Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.
Детали концепции проекта:
Архитектурные находки:
Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7😎3 2 1
SESC Pompéia – «цитадель досуга»
В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.
Часть 4
Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.
Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.
В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.
Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.
По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.
Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)
🧪 «Эксперименты в дизайне»
В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.
Часть 4
Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.
Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.
В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.
Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.
«Я сидел за чертежами и работал над фасадами бетонного спортивного корпуса, в котором до этого момента были прямоугольные окна. Лина вернулась из поездки в Японию, полная новых идей и очарованная тамошней культурой. Она дала мне эскиз и сказала: „Давай изменим окна, попробуем сделать отверстия неправильной формы, более или менее похожие на эти“. Я сразу же оценил новую идею. Когда рисунок был завершен, все еще в виде карандашного наброска, я позвонил Лине и сказал: „Это выглядит невероятно, я никогда не видел ничего подобного“. Она ответила: „Никогда? Что ж, я тоже. Давайте сделаем это“». Рассказал ГЭС-2 друг архитектора Марселу Феррас.
По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.
Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6 3 3🥰1
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) - семейная резиденция Лины Бо Барди.
Где лучше всего проводить эксперименты? Конечно, в своем собственном доме. Ведь тогда не нужно идти на компромиссы с заказчиком, можно позволить себе воплотить в жизнь любые свои творческие задумки.
Часть 5.
В 1951 году архитектор получила бразильское гражданство и в этом же году завершила строительство собственного дома, который стал её первым архитектурным проектом.
Супруги Барди выбрали участок площадью 7000 м² на бывшей чайной плантации, на склоне холма в районе Морумби в Сан-Паулу. Это был первый жилой дом в этом районе.
Проект здания напоминает стеклянные дома Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона. Главное отличие в том, что дом Бо Барди наполовину стоит на прочном фундаменте, а другая половина «подвешена» и поддерживается тонкими опорами. Создается ощущение, что она парит в воздухе, окруженная пышной растительностью. Со временем стеклянная вилла стала полностью интегрирована в ландшафт.
Технические сложности, которые нужно было решить при строительстве:
💧Высокая влажность тропического климата
💧 Необходимость защиты от тропических ливней
🏗Обеспечение устойчивости конструкции
🛋Создание комфортного микроклимата внутри
Инновационные решения Бо Барди:
🔴 Использование стеклянных стен для максимального контакта с природой
🔴 Создание эффекта «парения» дома над землей
🔴 Организация естественного проветривания
🔴 Интеграция природных элементов в интерьер
В этом доме Лина Бо Барди закончила свой жизненный путь 20 марта 1992 года, осуществив свою заветную мечту — работать до конца своих дней.
«Стеклянный дом» сегодня - это музей-резиденция, объект культурного наследия, место проведения архитектурных выставок и, конечно, туристическая достопримечательность.
Этот дом стал не просто архитектурным экспериментом, а настоящим прорывом в понимании того, как должно строиться жилье в тропическом климате. Лина Бо Барди доказала, что даже в условиях высокой влажности и густых джунглей можно создать комфортное жилое пространство, которое будет находиться в гармонии с природой, а не противостоять ей.
🧪 «Эксперименты в дизайне»
Где лучше всего проводить эксперименты? Конечно, в своем собственном доме. Ведь тогда не нужно идти на компромиссы с заказчиком, можно позволить себе воплотить в жизнь любые свои творческие задумки.
Часть 5.
В 1951 году архитектор получила бразильское гражданство и в этом же году завершила строительство собственного дома, который стал её первым архитектурным проектом.
Супруги Барди выбрали участок площадью 7000 м² на бывшей чайной плантации, на склоне холма в районе Морумби в Сан-Паулу. Это был первый жилой дом в этом районе.
Проект здания напоминает стеклянные дома Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона. Главное отличие в том, что дом Бо Барди наполовину стоит на прочном фундаменте, а другая половина «подвешена» и поддерживается тонкими опорами. Создается ощущение, что она парит в воздухе, окруженная пышной растительностью. Со временем стеклянная вилла стала полностью интегрирована в ландшафт.
Технические сложности, которые нужно было решить при строительстве:
💧Высокая влажность тропического климата
🏗Обеспечение устойчивости конструкции
🛋Создание комфортного микроклимата внутри
Инновационные решения Бо Барди:
В этом доме Лина Бо Барди закончила свой жизненный путь 20 марта 1992 года, осуществив свою заветную мечту — работать до конца своих дней.
«Стеклянный дом» сегодня - это музей-резиденция, объект культурного наследия, место проведения архитектурных выставок и, конечно, туристическая достопримечательность.
Этот дом стал не просто архитектурным экспериментом, а настоящим прорывом в понимании того, как должно строиться жилье в тропическом климате. Лина Бо Барди доказала, что даже в условиях высокой влажности и густых джунглей можно создать комфортное жилое пространство, которое будет находиться в гармонии с природой, а не противостоять ей.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🤩4 3👏1