Фарид о безопасности – Telegram
Фарид о безопасности
1.25K subscribers
112 photos
3 videos
9 files
60 links
Меня зовут Фарид Джафаров.

Я работаю в сфере безопасности автомобильных грузоперевозок.

Здесь фиксирую интересные заметки и материалы.
Download Telegram
Роль нетворкинга служб безопасности в цифрах, 2024 год.

В прошлом и позапрошлом году уже проводился подобный опрос, поэтому можно сравнить

Как ранее отмечал - взаимодействие компаний в сфере безопасности грузоперевозок помогает решить ряд задач:

1) Кадровые вопросы - часто СБ знает чуть больше любого рекомендателя;
2) Перенять опыт решения какой-либо проблемы;
3) Обмен методическими материалами, регламентами, инструкциями;
4) Обмен опытом противодействия мошенничеству в отрасли;
5) Предупреждение о рисках сотрудничества с конкретным водителем или контрагентом
и так далее

Картинка выше - это результат опроса (с возможностью выбрать несколько ответов) сообщества за 2024 год.

Экономический эффект?

В этот раз в опросе принял участие 121 представитель безопасности из транспортной отрасли. 33% указали, что сообщество помогло избежать убытков в виде потенциальной утраты груза. В логистике за этот год, по моим личным наблюдениям (может отличаться от наблюдений других участников отрасли), средняя стоимость утраченного груза составляет примерно 4,7 млн руб.

Соответственно, "абстрактный экономический эффект" (риски, которые не наступили) - почти 190 млн руб. Для сравнения, в 2023 году эта цифра была примерно 150 млн. руб., а в 2022 году - примерно 63 млн. руб. И это без учёта 57% тех, кто отвадил беду в лице неблагонадежных представителей транспортной отрасли - там цифры также немаленькие и риски совершенно разные, но не менее значимые. А также без учёта экстраполяции результатов опроса, так как не все любят нажимать кнопки и отвечать на что-либо, но и им удалось так или иначе помочь.

Партнеры из компании ОТК, подсчитав стоимость грузов за 2024 год, на которые претендовали мошенники с целью кражи у грузовладельцев, но были нивелированы - более 1 млрд. рублей - как и за аналогичный период за 2023 год.

Вот так вот вновь коротко о том, как коммерческие и некоммерческие структуры влияют на отрасль по части противодействия мошенничеству.

#кейс #логистика #безопасность @fdnote
15👍24🏆4🔥2
Всех с наступающими праздниками!

За этот год читателей стало кратно больше, чем в прошлом.

Спасибо, что читаете мои заметки, пересылаете, реагируете и даёте обратную связь - это очень ценно.

Новый год сулит новые вызовы, с которыми мы обязательно справимся.

Со своей стороны буду продолжать делиться с вами увлекательными историями из автомобильных грузоперевозок и не только.

До скорого и всех вам благ.

@fdnote
👍35🔥11🏆7
Очередной пост про ИИ

Всем привет. Сегодня хочу побыть одним из тех утюгов, из которых тоже что-то рассказывают про нейронки и чем они могут быть полезны даже в типовых задачах в отрасли грузоперевозок. Примечательно иногда даже не то, что конкретно отвечает нейросеть, а сам "ход её мыслей" (если это можно так назвать): он иногда позволяет взглянуть на ситуацию под другим углом.

Речь, в основном, о двух представителях этой индустрии: https://chat.deepseek.com и https://chat.qwenlm.ai (уверен, что через какое-то время их станет намного больше). Плюсы - понимают русский, излагают на русском, в контексте России, не нужен VPN и нет ограничений для россиян.

Приведу примеры, где это можно использовать. Так как результаты выдачи довольно объемные - каждый ответ будет в отдельной гиперссылке:

1) Вы молодой бизнес, хотите внедрить DLP-систему, нужен краткий саммари с чего начать и как идти? Пожалуйста, буквально 30-40 секунд и ответ готов;

2) Прислали нудную договор-заявку, ваши логисты ничего не понимают в текстах условий и нужно резюмировать - опасно или не очень? Просто загружаем документ и просим показать минусы (специально попросил найти с самыми жуткими условиями);

3) Какая-нибудь компания предлагает вам свои услуги по проверке контрагентов и присылает договор. Особо нет времени и желания читать, но хотим увидеть подводные камни. Аналогично - грузим, просим помочь и ждём меньше минуты.

Стоит отметить, что в данных ответах довольно много разумного зерна и логики, и во многом совпадали с личными выводами.


Что можно ещё? Можно просить резюмировать длинное аудиторское заключение, грузить отчетность компании и спрашивать мнение об устойчивости, проанализировать результаты какого-либо опроса, некоторые коллеги даже умудряются сшивать из нескольких документов красивые и структурированные отчеты. Помимо этого можно попросить нейросетку вам задать вопросы в какой-либо области и на основе ответов вам расскажут выводы. Можно попросить написать "рыбу" какого-нибудь регламента.

⚠️ Важно: не загружайте в нейросеть информацию, которая представляет собой коммерческую тайну и любые другие чувствительные документы, это чревато потенциальной утечкой. Подобные системы можно развернуть у себя на локальной машине, подробнее об этом можно почитать на Хабре: https://habr.com/ru/articles/876320.

Также важно отметить, что ИИ в настоящее время не заменяет полноценно юристов, медиков и другие специальности - для взвешенных решений обращайтесь и к первоисточникам, и к специалистам. Но если под рукой нет ни того, ни другого - базово помочь, конечно, может.


💭 Личный вывод: ИИ так или иначе развивается с космической скоростью, хотим мы этого или нет. Работа с данными благодаря этому инструменту ускоряется в разы. Формат использования ограничен только нашей фантазией, например, что если загрузить абсолютно все арбитражные дела в совокупности с кодексами, ФЗ и шаблонными договорами - получим ли мы штатного юриста, который сможет выполнять базовые рутинные задачи? Или закинуть 1000 резюме, задать условия отбора, попросить найти подходящего и заменить рекрутера?

P.S. В конце разговора с нейросетью обязательно её благодарите за ответ, в случае восстания машин вам обязательно зачтётся
😁

#инструменты #безопасность #логистика #нейросети
11👍25🔥6🏆4
В нашем полку методик от ФНС прибыло.

27 января 2025 г. появился приказ N ЕД-7-31/49@ (настоящий приказ вступает в силу с 10 февраля 2025 года; также обратите внимание на приложения внизу страницы), который включает в себя обновленную методику проведения оценки юридических лиц, а также дополнилось новой методикой оценки индивидуальных предпринимателей. В приложениях указано какие именно метрики считаются значимыми при анализе контрагентов с помощью сервиса "Как меня видит налоговая". Ранее об этом писал здесь.

Вообще этот год будет ещё более суровым в лице внимания ФНС по отношению к грузоперевозкам. Всё, что связано с НДС, будет рассматриваться ещё более пристально. Так или иначе это зона высокого риска и должна учитываться в работе служб безопасности или любых других служб, отвечающих за риски.

Чтобы было понятно насколько пристально - приведу цитату из одного релевантного судебного дела:

При вступлении с контрагентом в договорные отношения налогоплательщику необходимо убедиться (и впоследствии документально подтвердить), может ли контрагент реально осуществлять хозяйственные операции, совершение которых входит в его обязанности по условиям соответствующего договора. Таким образом, налогоплательщик должен проверить, имеются ли у потенциального контрагента квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, иные активы и разрешения, необходимые для исполнения предполагаемых по договору обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Заявителем не представлены какие-либо доказательства, которые бы характеризовали обстоятельства выбора Заявителем спорных контрагентов, что данный выбор соответствовал практике делового оборота и был сделан с соблюдением стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении данного выбора субъекты предпринимательской деятельности оценивают, как правило, не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Обществом не представлены документы, фиксирующие до заключения спорных сделок результаты поиска, мониторинга и отбор контрагентов, источник информации о контрагентах (сайт, рекламные материалы), деловая переписка (в т.ч. преддоговорная, претензионная работа) с названными контрагентами. Не представлено ни одного документа, подтверждающего проверку правоспособности контрагентов до заключения сделок со спорными контрагентами, критерии выбора этих компаний, а также документы, подтверждающие надлежащую квалификацию сотрудников, документы, подтверждающие преддоговорные отношения, в т.ч. деловая переписка, предшествующая периоду заключения договоров.


💭 Личный вывод: обязательно пользуйтесь бесплатным сервисом "Как меня видит налоговая", ежемесячно (в идеале) запрашивайте у контрагентов их выписки из сервиса, детальнее проверяйте реальные (не посреднические) возможности контрагента выполнить услугу.

P.S. Надеюсь, в планах ФНС эти данные отдавать в любые информационно-аналитические системы ради повышения прозрачности, чтобы обойти шаг "уважаемый контрагент, а пришли нам выписку, пожалуйста".

P.P.S. Делитесь информацией об этом сервисе с другими и внедряйте у себя!

#логистика #безопасность #налоги #ФНС #инструменты
52👍20🔥6🏆4
TransRussia 2025

Всем привет! 20 марта с 11 по 13 часов будет очередная сессия (прям как в прошлом году) на ТрансРоссии 2025, посвященная моей любимой тематике: "Безопасность грузоперевозок: современные подходы к минимизации рисков".

На выступлениях мы с коллегами рассмотрим новые или хорошо забытые старые истории, связанные с безопасностью автомобильных грузоперевозок, а также нововведения, на которые стоит обратить внимание в 2025 году. В этот раз я не только в роли модератора, но и докладчик.

Будет шесть примечательных докладов, которые определенно точно будет интересно послушать. Программу можно будет увидеть тут:

https://transrussia.ru/ru/business-program/bp_2025/Day3_conference29_skladtech

Думаю, что это в том числе хороший повод встретиться на выставке. Поэтому, если вдруг решитесь, то держите промокод для бесплатной регистрации: tr25cTCTR

#мероприятия #безопасность #логистика @fdnote
8🔥12👍7🏆3🤔1
6. АТИ безопасность.pdf
1.9 MB
TransRussia 2025

Вот и прошла одна из самых значимых и крупнейших международных выставок по логистике.

На сессии по безопасности было много людей, даже не все вмещались, что приятно удивило. Что ещё приятнее удивило - это вовлеченность: вопросы из зала, общение после деловой программы и то, что почти никто не ушёл от начала и до конца.

На ваш суд и для тех, кто не успел - доклады спикеров.

Рад был увидеть всех воочию. До новых встреч 🙂

#мероприятия #безопасность #логистика @fdnote
10👍27🔥14🏆3🤔1
Подкаст "Трещим о безопасности". Выпуск 1.

Как-то в прошлом году у меня зародилась мысля - а почему бы не поговорить с умными людьми на камеру? Обсудить насущные и дискуссионные вопросы, поделиться опытом и мудростью веков с теми, кому это может быть интересно?

Подкасты о корпоративной безопасности не такое частое явление, а уж тем более, связанные с грузоперевозками, поэтому было решено на собственные накопления с коллегами по отрасли арендовать студию и с пользой провести время не только для себя, но и для всех остальных.

На сегодня записано 2 видео, первое получилось довольно объемным - 1 час 45 минут по времени. Поэтому для удобства разделил всё таймкодами и отдельно для вас залил видео и аудио.

Техническое название "Трещим о безопасности" 😁 В первом выпуске мы с Андреем Дурневым из DPD и Тимуром Невретдиновым из FM Logistic обсудили многие дискуссионные вопросы: в чем миссия служб безопасности, немножко о кандидатах, немножко об этике, немножко об образовании, немножко о том, с чем ежедневно сталкиваются специалисты СБ, а также отдельно передали привет Игорю Хобте.

Основные два тезиса, которые окутывают этот эпизод: "важен не процесс - важен результат" и "понимание важнее знания".

Если зайдет формат, то, скорее всего, запишу ещё эпизоды, главное, чтобы это было интересно и полезно.

👀 Посмотреть можно тут: Rutube, VK Видео

🦻Послушать можно тут: Яндекс Музыка, Mave

#подкаст #безопасность #логистика @fdnote
16👍22🔥17🏆4🤔1😱1🤬1
Опросник про текущее состояние специалистов корпоративной безопасности.

Так как мне не сидится на месте, то немножко покумекал и решил составить опрос для оценки текущего состояния служб безопасности, потому что как будто такого давно не было, либо я не увидел.

Отдельно ещё договорился с ХэдХантер (hh.ru) такой же опрос запустить у себя для сравнения результатов, за что им большое спасибо.

К движухе присоединились проекты: СБ про Бизнес, Директор по безопасности, ICSA - им отдельная благодарность.

Он анонимный, ни к чему не обязывается, но чем-то, да отрасли поможет. Мне - так точно. Поэтому, найдите минут 15-20 и загляните в Яндекс Формы: https://forms.yandex.ru/u/67cee91a505690d8ad808f24/

Результат опубликуется на вышеуказанных каналах и, с большой долей вероятности, в журнале Директор по безопасности. А ещё постараемся красиво оформить, и эти данные можно будет использовать в любых докладах.

#опрос #безопасность
👍14🔥4🏆3
Подкаст "Трещим о безопасности". Выпуск 2.

В один день было записано два эпизода с таким задорным названием. Первый был исключительно по функционалу специалистов служб безопасности, второй захотелось записать с юристом, с которым можно и в огонь, и в воду - Сергеем Богатовым.

Мы обсудили насущные вопросы 2025 года, которые мне было интересно спросить и донести до аудитории, а именно: поправки в УК и КоАП по персональным данным, немножко о каботаже, делились интересными историями из практики (и даже одной непорядочной схемой, которую используют недобросовестные контрагенты), головные боли участников отрасли и многое другое.

После записи подкаста Сергей дополнительно на своем канале разобрал историю про изъятие лизинговых авто вместе с грузом.

Этот выпуск покороче, грущу, что не обсудили использование нейросеток в юридическо-логистических вопросах, а потенциал там немаленький. Для удобства разделил всё таймкодами и отдельно залил видео и аудио.

Если контент такого рода по нраву - пишите с предложениями о чем поговорить на камеру или просто в формате аудиоподкаста. Может, найдем общие интересы и время на организацию движухи 😁

👀 Посмотреть можно тут: Rutube, VK Видео

🦻Послушать можно тут: Яндекс Музыка, Mave

#подкаст #безопасность #логистика @fdnote
11👍22🔥5🏆3
Исследование рынка служб безопасности за 2024г.

Всё началось 11 февраля со случайного диалога в одном чудесном чате:

- Много ли сбшников хотя бы 60 лет?
- А можно, кстати, попробовать сделать исследование по рынку: возраст, опыт, зарплаты и т.п.


И мы сделали! Хоть и с некоторыми недочетами, но результат труда увидел свет благодаря слаженной работе нескольких людей, стремлению коллег поучаствовать в опросе, и журналу "Директор по Безопасности", который взял это даже в июльский тираж.

В чем смысл и ценность? На деле - либо я плохо искал, либо не видел освещенных подобных опросов про корпоративную безопасность, либо их попросту и не было.

Смотреть можно либо тут https://telegra.ph/jgjgj-06-16 (открывайте через браузер), либо в вики https://cargosecurity.gitbook.io/materialy/fiziki/opros-sluzhb-bezopasnosti-2024 (там +3 слайда, которые не вошли в текст).

Пользуйтесь (если вдруг заберете себе в доклад - нам будет приятно, а вдвойне - если скажете, откуда взялась информация), анализируйте, изучайте, делайте лучше 🏆

#безопасность #опрос #исследование @fdnote
4👍21🔥14🏆7
Рубрика "проверь свою наблюдательность"

В очередной раз настойчивые неустановленные граждане с нарисованными документами активно пытались перевезти груз (откуда - понятно, а вот куда - история умалчивает), но благодаря стараниям внимательных коллег из страховой - у злодеев ничего не получилось.

Ваша задача классическая - отыскать несоответствия. Основные ответы под спойлером (но если вы нашли что-то ещё - пишите, добавлю ✍️):

1) Отсутствует машиночитаемая запись внизу паспорта (она появилась после 2011 года);
2) Паспорт выдан ОУФМС России, которого в 2022 году не существовало;
3) Одновременно с предыдущим пунктом - печать стоит Министерства внутренних дел РФ, но выдан ОУФМС;
4) Из косвенных признаков - не сильно выбивающийся нестандартный шрифт в нижней половине паспорта; дата выдачи "не по возрасту" (хотя такое нередко встречается); граница, разделяющая данные и машиночитаемую запись неровная, небрежная; поле для машиночитаемой записи "слишком матовое"
.


Обязательно внимательно изучайте документы на предмет подделок, с появлением нейросетей их стало чуть больше, чем обычно 😅

Предыдущие две задачки: первая, вторая

#кейс #проверьсебя @fdnote
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10🔥26👍16😱1🏆1
давно не было категории #юмор

Новый любопытный пост - в понедельник ✍️
14👍25🔥14🏆3
"Призраки" в грузоперевозках.

Всех приветствую. Не так часто о чём-то рассказываю, так как предпочитаю вещать что-то интересное, не особо заезженное, и то, с чем сам сталкиваюсь на практике.

Ранее рассказывал о том, что бывает такая ситуация - люди из розыска становится директорами компаний и даже как-то функционируют. Есть ещё одно максимально незаконное и аморальное, но - что хоть немного обнадеживает - ещё более редкое явление - когда в грузоперевозках используют документы умерших людей.

На моей практике таких случаев было буквально на пальцах одной руки: в двух случаях пытались с помощью поддельных документов украсть груз, в одном - не оплатить перевозчику деньги за осуществлённый рейс.

В последнем случае удивило другое: перевозчик сообщает, что "скорее всего, столкнулся с мошенничеством и за перевозку денег не получит", прикладывает договор и паспорт, который при проверке через сервис Госуслуг оказался действительным, в реестре (открытых) наследственных дел тоже не было никакой информации.

Более того, номер оказался привязан к банкингу довольно серьезной системы платежей на имя умершего три года назад человека. Два очевидных способа понять в конкретной ситуации, что данными человека пользуется злоумышленник - это то, что ИНН стал недействительным (если не читали о том, что показывает этот бесплатный сервис - нажимайте, чтобы прочитать) 12.10.2022г. и соответствующая однозначная информация в СМИ.

При этом ИНН можно было узнать только из "псевдодоговора", по фамилии, имени, серии и номеру паспорта он уже не показывался через сервис "узнать ИНН". Как о нём узнали злоумышленники - неизвестно.


Суть сообщения сводится как всегда к одному - при проверке физических лиц (водителей, директоров и др.) - учитывайте и такой фактор риска, перепроверяйте информацию в сервисах разных ведомств. О подобном также в августе писал коллега по отрасли Андрей Завражнов из компании Redmond в журнале "Директор по безопасности" и в сентябре издавался материал в Известиях.

#кейс #безопасность #логистика @fdnote
30👍21🔥4🏆1
Риски_и_мошенничество_актуальное.pdf
1.7 MB
Если просят что-то рассказать, значит, это кому-нибудь нужно

И вновь всем привет. В прошлом месяце довелось поучаствовать в двух мероприятиях: Risks & Talks & Wine 2025 от Pandi Trans и на Transrussia Connect (а здесь его можно даже посмотреть в записи, если интересно, но пропустили, нужна регистрация) в качестве выступающего с доработанным мартовским докладом, который обозвал "Риски и мошенничество в грузоперевозках: актуальное", где собрал всякие актуальные живые примеры того, как и куда могут потеряться деньги в деятельности перевозчиков.

Также 25 ноября буду выступать и вести мероприятие ATI Conf 2025, где будет концентрация интересных докладов, связанных с безопасностью автомобильных грузоперевозок. Кстати, места ещё есть, но регистрацию точно скоро закроют.

Саму презентацию тоже прикрепил, если кому-то нужна - пользуйтесь на здоровье.

#безопасность #логистика @fdnote
11👍31🔥3🤔1🏆1
Аренда совести.

Декабрь как всегда самый насыщенный по загрузке месяц в сфере грузоперевозок: как у логистов и перевозчиков, так и у мошенников. Обычно примерно треть всех злодеяний происходит в декабре. Причины описывал ранее - вечная нехватка транспорта, попытка на всем сэкономить, срывы, срочные загрузки и так далее.

Также мы знаем, что относительно недавно стало нельзя передавать личные аккаунты в мессенджерах и SIM-карты третьим лицам. Но про аккаунты на биржах грузоперевозок речь ведь не шла, верно?

На скрине к теме - несколько примеров, когда лишний раз подтверждается поговорка - "простота хуже воровства". Настоящие перевозчики, которые знают цену каждого недополученного рубля добровольно допускают к себе неустановленных лиц, обманывающих других перевозчиков (выставляются какие-то грузы, перевозка осуществляется, после рейса оплаты уже нет). Происходит это просто - находят "прокачанный" аккаунт с хорошим рейтингом, звонят владельцу и предлагают хорошие условия.

Удивляет, что арендодатели всячески покрывают анонимов, которых пустили к себе в аккаунт.


Но не думайте, что такое происходит только на словах. Чтобы добавить официальности, между сторонами заключается настоящий договор! Приведу несколько формулировок из него, а полный обезличенный текст читайте здесь. Мне больше всего понравились эти пункты:

После пункта 1.1 идёт сразу же пункт 1.3 - "Арендованный аккаунт не подлежит передаче третьим лицам.". Хорошо, что запрещают субаренду, а самое главное, перевозчик это моментально отследит. Ведь отследит, да?

Пункт 1.5. гласит "Логин и пароль от аккаунта передается по Акту приема-передачи (Приложение № 1 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью).". Звучит довольно ответственно, с учётом того, что по правилам площадки (п. 1.1.3.5), эти самые аккаунты нельзя отчуждать никоим образом;

Далее идут обязанности сторон:

"2.1. Арендатор обязуется: содержать арендуемый сайт (аккаунт) в полной исправности и рабочем состоянии до сдачи Арендодателю о акте сдачи-приемки;" - иными словами - ни в коем случае не наносить повреждения аккаунту и если поцарапал - чини (наверное, это имеется в виду);

"2.2. Арендодатель обязуется: Арендодатель не несет ответственности за работу Арендатора на данном сайте (аккаунте)." - интересный вид обязанности не нести ответственность

И так далее. Выглядит глуповато, местами смешно, но схема обкатана и работает. Основная цель - это перевозчики из регионов с низким уровнем цифровой грамотности, которые хотят немножко дополнительно заработать без лишних телодвижений.

После 1-2 недель работы неизвестные "логисты", которых перевозчик в глаза не видел, перестают платить другим перевозчикам за совершенные рейсы. Начинаются звонки на телефон, который уже никто никогда не возьмет, а после - уже тому, кто сдал аккаунт в аренду. И там новоиспеченный цифровой бизнесмен слышит много приятных слов в свой адрес и впоследствии, может даже познакомиться с полицией для дачи объяснений, тут уже зависит от потерпевших.

Стоит оно того? Конечно, нет. Будет ли такое продолжаться несмотря на запреты и штрафы? Конечно, да.

P.S. А бывают случаи, когда подобная ситуация приводит к более печальным последствиям. Интересно к каким? Посмотрите арбитражные дела по ИНН 463230748885, чтиво занятное. И тоже произошло под новый год и немножко после.

#логистика #безопасность @fdnote
15👍13🔥3🏆1