Фарид о безопасности – Telegram
Фарид о безопасности
1.25K subscribers
113 photos
3 videos
9 files
61 links
Меня зовут Фарид Джафаров.

Я работаю в сфере безопасности автомобильных грузоперевозок.

Здесь фиксирую интересные заметки и материалы.
Download Telegram
Всем привет! Сегодня с вами рассмотрим очередной кейс, связанный с мошенниками в сфере грузоперевозок. Что ещё увлекательнее - действующих и что-то крадущих вот прямо сейчас. Высокий сезон почти всегда сопровождается нехваткой транспорта, что играет на руку злоумышленникам, предлагающим доставку по привлекательным ставкам. С единственной оговоркой - доставку не по вашему адресу.

Ранее мы говорили о видах мошенничества, среди которых был вариант подделка документов с последующей переадресацией. Чаще всего мошенники не особо стараются и просто меняют ФИО собственника транспорта в фотошопе и предоставляют для контакта левый номер телефона. Но есть в этом варианте один из самых любопытных случаев - это подделка....всего!

В данном конкретном случае были подделаны все документы (скорее всего, кроме реквизитов контрагента, который, вероятно, даже не в курсе происходящего): дубликат паспорта с вклейкой, поддельные права, дубликат реальных СТС с реальными данными о действующем владельце, и даже была взята фура такой же марки с поддельными государственными регистрационными знаками, дублирующими реальный ТС!

Схема удачно неоднократно сработала, ущерб уже составляет десятки миллионов. Как от этого можно уберечься?

1) Всё ещё пользоваться сервисами, которые помогают верифицировать связку ФИО + телефон (конкретно в этом случае ни одного телефона "с историей" использовано не было - все новореги);

2) Сверять VIN транспортного средства на погрузке (VIN можно перебить, и неизвестно, был ли перебит здесь, но это не очень часто предпринимают);

3) Стараться избегать, особенно в высокий сезон, какие-либо посреднические/агентские схемы привлечения транспорта (здесь был как раз такой случай);

4) Не пользоваться услугами каких-либо новых контрагентов для ликвидных грузов в высокий сезон, особенно с любых сервисов по поиску транспорта (особенно тех, которые не могут обеспечить диспетчеризацию);

5) Для людей с высоким уровнем насмотренности - обращайте внимание на шрифты документов.

#кейс #логистика #безопасность
👍12🔥6🤔1🏆1
Всем привет! Сегодня с вами рассмотрим очередной новогодний кейс, связанный с мошенниками в сфере грузоперевозок. Последствия работы этой преступной группы еще будут всплывать в ближайшие дни, а из того, что известно - ущерб уже составил примерно 45 млн рублей. Как всегда условия одни и те же - высокий сезон, нехватка машин, уязвимости в бизнес-процессах.

Этот случай вновь демонстрирует уровень подготовки злоумышленников, и что все способы мошенничества, о которых я (и не только я) вам ранее рассказывал - актуальны.

Итак, как подготовились к хищениям груза:

1) Мошенники взяли под шефство компанию "Связьлегион", зарегистрированную в 2012 году, но переоформленную на сомнительного физика в 2018г. Компания не сдает отчетность с 2019 года, ФХД не ведет;

2) При этом кабинет на бирже грузоперевозок живет своей жизнью, ищутся грузы, возможно, для других схем. Внезапно осенью 2023 года в кабинете на бирже появляется 3 менеджера с телефонами-однодневками;

3) Компания в ноябре-декабре 2023 приобретает два б/у тягача, переоформляет их на себя (!), и покупает или берет в аренду два прицепа (Вологда, Ленинградская область). Возникает интерес - кто покупал конкретно и ставил на учёт в ГИБДД;

4) Нанимаются два водителя из одного региона, возможно, даже знакомых друг с другом, и начинают активно искаться грузы. Доподлинно неизвестно как водители получали ключи и были ли они "в теме": это ещё предстоит узнать компетентным органам. Но по итогу с водителями по их реальным телефонам кроме мошенников никто и не общался - злоумышленники присылали данные исключительно с телефонами - новорегами ("пустышками");

5) Далее всё по классике - находятся грузы, менеджеры договариваются об условиях (тут же прямые собственники, какой может быть подвох), грузы забираются и...переадресовываются? А вот и нет. Во время рейса как минимум одному водителю было предложено остановиться и передать управление транспортным средством постороннему человеку. Как именно убедили водителей - история пока умалчивает;

6) Думаете на этом история заканчивается? И тут вы ошибаетесь - в дело вступает XXI век. В мессенджерах, как рассказывает пострадавшая сторона, было предложено выкупить груз (!) за криптовалюту (!!) и, само собой, с предоплатой (!!!). Такое ноу-хау ещё не встречалось лично мне. Ну а дальше классика - все телефоны резко не отвечают, грузы пропадают.

Какие советы можно было бы дать здесь?

✓ Не работать с контрагентом, у которого отсутствует отчётность за предыдущие периоды. Помимо прочего изучать другие юр. лица генерального директора и, как вариант можем, его соц. статус (имелись признаки номинальности);

✓ Обращать внимание на свежую постановку на учёт старых транспортных средств, особенно в конторах подобного плана;

✓ Всё ещё верифицировать все телефоны любыми возможными способами на связку ФИО+телефон;

✓ Изучать паспорт контрагента на бирже грузоперевозок на предмет активности: поиск грузов, когда была дана последняя рекомендация, даты изменения контактов (добавления/удаления);

✓ Всё ещё не работать с новыми компаниями в высокий сезон, которые не успели себя хоть как-то зарекомендовать. Попытка сэкономить приводит к печальным последствиям;

✓ Не вестись на шантаж - гарантий нет, неизвестно, в каком состоянии ваша продукция, особенно, если она связана с потреблением.

#кейс #логистика #безопасность
👍17🔥7🏆1
Состояние под новый год как в обязанностях, требованиях и условиях к этой вакансии. Поэтому пора немного отдохнуть.

Всех с наступающим, коллеги!

#юмор
👍13🔥10🏆1
Всем добрый день!

С коллегами из Ассоциации безопасности логистики подготовили новый наглядный материал. В этот раз решили составить общую памятку по безопасности водителя в рейсе. Сразу оговорюсь, что у каждой компании есть свои правила действий, регламенты и прочее, поэтому эти карточки можно использовать как базу для ваших собственных инструкций.

Если понравилось - смело пересылайте коллегам из логистической отрасли.

UPD: представитель одного из крупнейших грузовладельцев в РФ внёс свои справедливые дополнения (в карточки уже не внесу, пусть это остаётся базой):

- После каждой остановки необходимо совершить обход ТС на предмет проверки пломбы, троса, тента;
- Запрещается использовать логотип перевозимого груза;
- Распланировать маршрут таким образом, чтобы после погрузки проехать 300 км или 4 часа до первой остановки
.

#методическийматериал #безопасность #логистика
👍23🔥9🏆2
Жульничество наоборот

Всем привет! Уже неоднократно мы и, возможно, вы сталкивались и с материалами по мошенничеству, и с разборами случаев как злодеи покушаются на чужую собственность с целью хищения. Коллеги из Ассоциации безопасности логистики поделились двумя совершенно несвязными между собой кейсами, когда подделывают документы не с целью кражи, а с целью довезти груз (отхватить заказ).

Суть простая: транспортная компания с нормальной репутацией, с которой раньше не было проблем, грузы как-то довозятся, но по каким-то причинам присылали внезапно поддельные СТС. Лично я вижу три причины:

1) Конкуренция. Когда компания не обладает своими ресурсами, но хочет получить заказ любым способом, показав, что груз поедет на "собственном" транспорте;

2) Лень. Логистам редко хочется запрашивать договора аренды (очень долго) или этих документов попросту нет, поэтому проще нарисовать, что машины в собственности, авось прокатит;

3) Саботаж. Сотрудники внутри компании хотят навредить репутации, например, кому-то не выплатили зарплату, лишили премии;

Считаю, что это довольно опасная практика, которая явным образом вредит всем участникам рейсов, и этот пост несёт две цели: уведомить коллег по отрасли, что и такие фокусы существуют, а также уведомить остальных, чтобы дали возможность практиковаться "в творчестве" в более мирном русле.

P.S. Также было предположение, что так нерадивые компании делают, чтобы получать заказы на перевоз крепкого алкоголя и втихаря передавать этот подряд ИП, или самозанятым, или просто физическим лицам, но напомню существуют строгие правила перевозки спиртосодержащей продукции, которые указаны в 171-ФЗ, поэтому сначала обязательно стоит ознакомиться с нормативной базой, прежде чем перевозить продукцию данного типа. Спасибо Тимуру Невретдинову за помощь в разборе этого кейса.

#кейс #безопасность #логистика
👍15🔥3🏆1
Роль нетворкинга служб безопасности в цифрах, 2023 год.

В прошлом году уже проводил подобный опрос в рамках нашего сообщества, теперь можно ознакомиться с результатами за прошедший год и заодно сравнить.

Нетворкинг в сфере безопасности логистики помогает решить ряд задач:

1) Кадровые вопросы - часто СБ знает чуть больше любого рекомендателя;
2) Перенять опыт решения какой-либо задачи;
3) Обмен методическими материалами, регламентами, инструкциями;
4) Обменяться опытом противодействия мошенничеству в отрасли;
5) Предупредить о рисках сотрудничества с конкретным водителем или контрагентом
и так далее

Картинка выше - это результат опроса (с возможностью выбрать несколько ответов) нашего сообщества служб безопасности в логистике за 2023 год.

Экономический эффект?

В этот раз в опросе приняло участие 117 активных участников из разных организаций. 32% указало, что сообщество помогло избежать убытков. В логистике за прошлый год средняя стоимость утерянного груза составляет примерно 4 млн руб. Соответственно, абстрактный экономический эффект - почти 150 млн руб. В прошлом году эта сумма была несколько меньше - примерно 63 млн руб. Партнеры из компании ОТК, подсчитав стоимость грузов за 2023 год, на которые претендовали мошенники с целью кражи у грузовладельцев, но были нивелированы - более 1 млрд. рублей.

Вот так вот коротко о том, как коммерческие и некоммерческие структуры реально влияют на отрасль.

#кейс #логистика #безопасность
👍9🔥6🏆1
🔥20👍3😱1
Когда инструменты проверки работают против тебя

Всем привет! Сегодня расскажу любопытный случай, который разобрали с коллегами из Ассоциации безопасности логистики.

Ранее неоднократно давался совет обязательно проверять собственников через сервис проверки полиса ОСАГО от Российского союза автостраховщиков, который показывает "усеченные" данные собственника ТС, чтобы можно было сверить с реальными документами. Однако, в этом случае это привело к более детальному и тщательному анализу, так как в сам сервис закралась ошибка.

Суть: при проверке СТС было замечено расхождение с базой РСА (в документах собственником значился Федоренко, а в РСА собственник К***, как потом выяснилось - Кузьмин), появилось подозрение на мошенничество, мол, СТС подделали, плохого качества, да и у старого водителя новый номер телефона, который раньше нигде не появлялся.

Дополнительно был запрошен договор страхования - и там действительно был указан гражданин Кузьмин. Далее уже водитель осилил включить и старый номер, и сфоткать вживую СТС, прислали отдельно ПТС, где реальным собственником значится вновь Федоренко.

По итогу, пообщавшись с коллегами из страховой в том числе, пришли к выводу, что это ошибка страхового агента, который так внёс данные: возможно, со слов, возможно, в спешке, возможно, по очень "большой просьбе", даже не посмотрев оригиналы документов, подтверждающих собственность на ТС. Но правильно ли это? Безусловно, нет, потому что открывает целую нишу для мошенников, которые смогут найти сговорчивых страховых агентов, имеющих возможность бесконтрольно вбивать любые данные в базу.

Будем надеяться, что это единичные случаи и РСА, либо конкретные страховые жестко подкрутят гайки по этому поводу после прочтения подобного материала.


Поэтому как вывод - не всегда то, что кажется мошенничеством является им по существу, иногда это действительно технические ошибки, никто не запрещает сверяться по документам с водителями!

P.S. За кейс спасибо Александру Склярову

#кейс #логистика #безопасность
👍19🔥4🏆1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Вредные советы: как потерять груз или деньги в автомобильных грузоперевозках".

Наконец-то со мной поделились записью вебинара, чтобы я смог поделиться с вами. Это был экспериментальный доклад в стиле книжки Григория Остера "Вредные советы".

В общих чертах пообсуждали, какие действия приведут к потерям компании во время автомобильных грузоперевозок. Доклад довольно простой для восприятия, что и было изначальной целью - просто о сложном. В условиях тайминга в час - весь доклад не поместился, поэтому вторую часть расскажу попозже.

Мне интересна любая обратная связь - делитесь и критикой, и одобрением - буду признателен. Материал ещё неоднократно будет дорабатываться и пополняться.

#вебинар #логистика
👍14🔥7🏆1
🔥12👍4🤔2😱1
Всем добрый день!

С коллегами из Ассоциации безопасности логистики подготовили новый наглядный материал. В этот раз решили составить перечень действий транспортной компании при краже/утрате груза.

Сразу оговорюсь, что у каждой компании есть свои правила действий, регламенты и прочее, поэтому эти карточки можно использовать как базу для ваших собственных инструкций.

Если понравилось - смело пересылайте коллегам из логистической отрасли.

#методическийматериал #безопасность #логистика
👍15🔥5🏆1