Французский вестник 🇫🇷 French Dispatch – Telegram
Французский вестник 🇫🇷 French Dispatch
17K subscribers
4.21K photos
1.45K videos
1 file
1.31K links
🇫🇷 Всем привет! Это Денис Катаев. И это мое приложение к газете «Либерти. Юкрэен ивнинг сан». И мое вам liberté, égalité et fraternité в эти напряженные времена!
Download Telegram
Скандал вокруг интервью Дугина на France Culture

«Он — один из самых известных и медийных философов России, а также один из теоретиков ультранационалистического проекта Путина». Такими словами в воскресенье, 23 ноября, в программе Soft Power на радио France Culture мой коллега Фредерик Мартель предварил 30-минутное интервью с Александром Дугиным, которого он несколько раз называет антизападным пропагандистом и фашистом, известным, в частности, призывами «убивать, убивать и убивать украинцев». Интервью записали в октябре в Шанхае, где Фредерик и Дугин оказались в одно время.

Но уже 10 декабря в газете Libération ученые и исследователи России и Украины резко раскритиковали интервью в колонке «Уязвимость французских СМИ перед российской пропагандой». Журналиста обвинили в романтизации Дугина, якобы представляя его как легитимного интеллектуала перед неподготовленной аудиторией, без критики его высказываний. Учитывая, что я был в курсе подготовки передачи и много говорил с Фредериком Мартелем о Дугине, которого я считаю не философом, а пропагандистом и агентом влияния, я полагаю необходимым высказаться.

Сама постановка проблемы легитимна. Подписанты колонки правы, указывая на уязвимость французских СМИ к российской пропаганде, приводя пример канала CNews, где регулярно выступает экс-главред RT во Франции Ксения Федорова. Но программа Soft Power здесь отличается: Дугин отвечает на конкретные вопросы, а его комментарии сопровождаются обстоятельными объяснениями и предупреждениями Фредерика о роли Дугина в войне в Украине, его связях с ФСБ, Путиным и патриархом Кириллом, который войну благословил.

Фредерик Мартель признался в интервью Télérama, что, возможно, допустил ошибку, предложив интервью без экспертов в студии, но оно сопровождается его собственными комментариями. Я согласен с историком Гийомом Лансеро, что было некорректно считать аудиторию France Culture наивной пассивной, которая не в состоянии сделать свои выводы при таких вводных.

Авторов петиции также возмутило вступление Фредерика, где он характеризует Дугина как «фигуру с флером Достоевского», ценителя Артюра Рембо, сравнивая его идеи с Хантингтоном и его «столкновением цивилизаций» и французским традиционалистом Рене Геноном, который обвинял европейцев в потере моральных ориентиров. Критики считают, что журналист дает площадку врагу Запада, который создал лже-«вестернологию», пытается поставить на место западную культуру, защищает особую российскую цивилизацию и считает важным ограничить Европу территориально:

«Эфир нормализует и возвеличивает дискурс Дугина… Предоставляя ему слово без критического собеседника, журналист, который болтает с Дугиным, остается слеп к стратегиям самопрезентации, прекрасно отработанным его гостем… Нужно ли знать эти идеи, воспринимать их всерьез и изучать? Да, это уже делалось в избытке, но не путем предоставления платформы общественного радио центральному деятелю российской пропаганды, без критической дистанции, без противопоставления и с неявной формой восхищения».


Фредерик Мартель намерен подать иск за клевету, считая это приписыванием намерений:

«Я просто выполнил журналистскую работу. В конце интервью я призвал к освобождению французского исследователя Лорана Винатье, удерживаемого Путиным. Думаю, мой посыл ясен».


Я принимал участие в многих эфирах Фредерика с 2022 года о России и Украине, где была обозначено его явно проевропейская и антивоенная позиция, которая он придерживается и в своих книгах. В Soft Power Дугин выступает впервые, но не как равный, а в форме собеседника, через которого можно попытаться понять мировоззрение части россиян. Автор уверен в своей работе:

«Враг Запада показался мне интересным собеседником, чтобы понять, что происходит в головах некоторых россиян. Наша роль – понять мир и его отклонения».
🔥2119😁11🤣10🗿6👍3👎3🤪2💅1
Скандал вокруг интервью Дугина на France Culture (продолжение):

Согласен, что в Европе не дремлют последователи Дугина, эти взгляды проникают во французские СМИ, и с таким влиянием нужно бороться. Но главный вопрос шире: можно ли давать микрофон кому угодно и на каких условиях? Контекст, программа и угол обзора имеют значение. Например, кто-то отказывался от интервью с Путиным? Как быть тогда с фильмом про «Последнего короля Шотландии», где рассказано о последнем диктаторе Уганды глазами его врача? Да, сложный вопрос про интервью с вампирами, с террористами и убийцами, о чем говорят в контексте Собчак с Хасис, но та сделала слишком слабый дисклеймер, по мнению знатаков дела. Но кто же вообще тогда настоящий «убивец», если говорить в категориях того же Достоевского? Но тут мы точно вступаем на почву философии, а не обвинения в нарушении журналистской этики.
🤣2423🔥10🥴6👎4🗿3🌚1🦄1
Гонкуровскую премию получил мой друг и коллега!

Знаете ли вы лично лауреата Гонкуровской премии? А я вот теперь знаю.

Оказывается, Гонкуровская премия, которую во Франции вручают за лучшее литературное произведение, бывает разной. Я уже вам подробно рассказывал, как в ресторане вручают главную премию, а в Елисейском дворце – награду от лицеистов. Оказывается, есть еще и такая – Goncourt des détenus. Это особая премия. Ее вручают заключенные.

Учрежденную в 2022 году, эту премию присуждают 600 членов жюри из 45 пенитенциарных учреждений по всей Франции, включая заморские территории. Среди претендентов на награду обсуждают книги, которые вошли в пятерку финалистов премии лицеистов. Процесс отбора завершается финальным обсуждением с участием десяти заключенных, которых собирают за закрытыми дверями в Национальном книжном центре в Париже. Цель этой премии, поддерживаемой министерствами культуры и юстиции под патронажем Академии Goncourt, заключается в том, чтобы «сделать заключенных активными участниками литературной премии, подчеркнув их способность к критическому мышлению и одновременно познакомив их с современной литературой».

И вот что символично: именно эту премию получил мой друг и коллега, журналист моего любимого французского информационного шоу Quotidien Поль Гаснье за книгу La Collision («Столкновение», издательство Gallimard). Вы поймете, почему это важно и круто. Поль написал удивительно трогательную историю о гибели своей матери в аварии в 2012 году, спровоцированной молодым человеком, который ехал на мотоцикле под наркотиками во время так называемого уличного родео. Это его дебютный роман о родном человеке в родном городе Лион. Без пафоса и обвинений он рассказывает о трагическом происшествии, пытается разобраться в причинах случившегося, проводит собственное расследование, стремясь понять, как подобная трагедия стала возможной. В том числе он лицом к лицу встречается с убийцей.

И эта личная трагедия удивительным образом совпала с нервом времени. Только вчера Эммануэль Макрон приезжал в Марсель, где посетил могилу Амина Кессаси, брата борца с наркотрафиком, которого убили наркоторговцы. Там же президент пообещал повысить штрафы для потребителей с 200 до 500 евро. Именно об этом биче нашего времени и рассказывается в книге Поля.

Для автора эта премия не такая, как другие. Об этом он говорил сегодня в эфире радио France Inter:

«Она особенно символична, потому что ее присуждает аудитория, хорошо знакомая с темами, которые я поднимаю в своей книге. В ней говорится о преступности, небезопасности, наркотиках, судебных и полицейских процедурах, а также о том, как тема небезопасности сегодня используется в политике и медиа, чтобы говорить что угодно. Поэтому, по сути, меня не так уж удивляет, что заключенные оказались читателями, чувствительными к этим темам».


А вот что написали сами члены жюри про эту книгу:

«Разбирая эту семейную драму, Поль Гаснье показывает две судьбы, которые развиваются параллельно в одном и том же городе и не знают друг о друге до дня, когда они жестоко сталкиваются. Это повествование в форме литературного расследования, исследующее силу наших убеждений, когда реальность подвергает их испытанию, а также коллективные упущения, которые порождают необратимое».


В общем, необратимость и отличная книга, которой стоит завершить этот год. Не тюремными же дневниками Сарко.
🔥4730👍21🥱11🤓1🦄1
В Париже пешеходному мосту присвоили имя Джейн Биркин. Я туда сходил

Мост в честь французской актрисы и певицы, жены Сержа Генсбура, которая ушла из жизни в 2023 году, находится на знаменитом канале Сен-Мартен.

Passerelle Jane Birkin открыли несколько дней назад ее дочери – Шарлотта Генсбур и Лу Дуайон.

Посмотрите мою мини-экскурсию и фото оттуда.
110👍24🥱13🦄3❤‍🔥2😁2🤣2🗿2🏆1😭1🙈1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🇪🇺Bravo, Майкл !
Я тоже уважаю Каю Каллас, а про бизнес мужа – дела давно минувших дней, она еще себя покажет.

Je te remercie, Юра! Рад, что ты не забываешь святое!

Vive la République !
Vive la France 🇫🇷
1🤣293👎41👍37🤝29🥴2717🙉7🗿6🥱4🎃3🔥2
Ценю людей, которые смотрят на Париж особым взглядом, как и я

Один из таких – Рома Должанский, известный театральный критик, драматург и продюсер. Каждый его приезд мы стараемся встретиться на бокал и обнаруживаем какой то общий угол зрения на происходящие общественные и культурные события в мире и, конечно, в Париже. Вот, например, мы вместе высоко оцениваем театр Odéon и его нового художественного руководителя Жюльена Госслана, одного из самых прогрессивных режиссеров нашего времени. Помечтали о том, чтобы режиссер Тома Жолли, который ставил церемонию парижских Олимпийских игр, возглавил Авиньонский фестиваль, похвалили знаменитого мышонка из коллекции Пино в Bourse de Commerce. Кстати, об этом он пишет в своем телеграм канале.

И вот за этими разговорами мы дошли до того самого мемориального сада памяти жертв терроризма, который открыл Эммануэль Макрон на церемонии 13 ноября, в десятую годовщину страшных парижских терактов. Сад разбили на площади Сен-Жерве у здания парижской мэрии, его спроектировал ландшафтный архитектор Жиль Клеман. Он символизирует шесть мест терактов с названиями и адресами, от Батаклана до тех самых кафе. На гранитных блоках выгравированы имена жертв, на землю нанесена карта города.

Вот все-таки во Франции умеют даже такие трагические моменты запоминать как-то очень достойно и показательно. Теперь этот сад стал значимой точкой города, а эти события навсегда останутся в памяти и в городском пространстве, чтобы помнили и чтобы это не повторилось. Сад – это же про жизнь и про будущее. И как сказал его архитектор, сад – это еще живая связь со временем. Поэтому мы все же осмелились даже сделать там селфи, чтобы эту связь подчеркнуть. Получилось очень спокойное место для раздумий. Приходите, если будете в Париже.
87🥱31👍15💔4👎3🤣3🦄2😁1👌1🥴1🌭1
Наш André

А вот еще один мой друг и коллега, спортивный журналист Александр Шмурнов, провел персональную экскурсию по одному отличному месту, которое находится в 20 минутах к юго-западу от Парижа.

Это город Sceaux – место, которое рушит все стереотипы о парижских banlieue как о чем-то малокомфортном. Здесь все эстетично, по-парижски, с сохранением истории – той Франции из учебников, в которую мы влюбились изначально.

Но главное – здесь есть свой мини-Версаль. То есть дворец и сад, который при Людовике XIV, по заказу его знаменитого министра финансов Кольбера, создал любимый ландшафтный архитектор Короля-Солнца. Его зовут André Le Nôtre, что можно перевести как «Наш Андрэ».

Именно он возвел сады Версаля и затем повторил этот принцип в Со. Это и есть те самые парки à la française с геометрией, каскадами и уникальными скульптурами, которые мы так полюбили.

Кстати, обсудили мы и последнюю победу PSG, о которой я предусмотрительно не писал, чтобы получить больше информации о самом матче и его триумфаторе, о котором так беспокоятся некоторые мои подписчики. Все напишу!

Allez PSG 🇫🇷
🔥29👍23🤣117🎉4🥴2🏆1💋1