И снова актуальное
Если вам сложно говорить «нет» и отказывать, то, возможно, дело не только в вас, но и в вашем окружении.
Давайте исследовать, как формируется запрос к вам и какова возможная реакция на ваш отказ.
😶Запрос сформулирован так, что отказ практически невозможен. Отказываясь
вы поставите себя в неловкое положение (потеряете лицо) или выставите себя черствым человеком. Это не просьба, а манипуляция
вы откажитесь от чего-то ценного для вас. Это не просьба, а торг
вы рискуете разрывом контакта ил бы и отношений. Это не просьба, а шантаж.
Просьба от требования отличается тем, что в выполнении просьбы можно отказать без угрозы для отношений.
Остальное - это требование, подкрепленное манипуляцией (в том числе чувстве вины), торгом, угрозами и шантажом.
😶Запрос сформулирован так, что отказать становится очень сложно:
Это очень соблазнительное предложение, но нужно на что-то согласиться, чего вам не хочется
Вас «разводят на слабо»
Вас убеждают, что только вы можете это сделать
И другие подобные варианты, со множеством отягощений, мешающих сказать «нет».
От приведенного выше отличается тем, что здесь не угрозы, а соблазнение.
Есть некоторая разница.
😶 Вам не дают сказать нет.
Любые попытки возражений или сомнения перекрываются доводами и напором, вы сдаётесь и соглашаетесь.
Но это не согласие, здесь нет добровольности.
😶Предположим, вам все-таки удалось сказать «нет», за этим может последовать реакция, принуждающая вас согласиться:
Игнорируют отказ, продолжают настаивать, используя один или несколько описанных выше приемов, усиливая нажим
Реагируют агрессией, нападают на вас
Реагируют агрессией и разрывают с вами контакт, отвергают вас
Реагируют обесцениванием и презрением (тоже агрессия)
Реагируют демонстративным страданием (тоже агрессия, кстати)
Реагируют как на что-то немыслимое и невозможное
Если в вашем опыте много ситуаций, когда к вам обращались с такими «запросами» и так реагировали на ваши попытки отказать, то вам непросто говорить людям «нет», даже когда они обращаются к вам с корректной просьбой, а на отказ способны отреагировать сожалением и грустью.
Если люди часто не говорят вам «нет», но так или иначе «сливаются», то убедитесь, не действуйте ли вы каким-то из описанных выше способов.
Если вам сложно говорить «нет» и отказывать, то, возможно, дело не только в вас, но и в вашем окружении.
Давайте исследовать, как формируется запрос к вам и какова возможная реакция на ваш отказ.
😶Запрос сформулирован так, что отказ практически невозможен. Отказываясь
вы поставите себя в неловкое положение (потеряете лицо) или выставите себя черствым человеком. Это не просьба, а манипуляция
вы откажитесь от чего-то ценного для вас. Это не просьба, а торг
вы рискуете разрывом контакта ил бы и отношений. Это не просьба, а шантаж.
Просьба от требования отличается тем, что в выполнении просьбы можно отказать без угрозы для отношений.
Остальное - это требование, подкрепленное манипуляцией (в том числе чувстве вины), торгом, угрозами и шантажом.
😶Запрос сформулирован так, что отказать становится очень сложно:
Это очень соблазнительное предложение, но нужно на что-то согласиться, чего вам не хочется
Вас «разводят на слабо»
Вас убеждают, что только вы можете это сделать
И другие подобные варианты, со множеством отягощений, мешающих сказать «нет».
От приведенного выше отличается тем, что здесь не угрозы, а соблазнение.
Есть некоторая разница.
😶 Вам не дают сказать нет.
Любые попытки возражений или сомнения перекрываются доводами и напором, вы сдаётесь и соглашаетесь.
Но это не согласие, здесь нет добровольности.
😶Предположим, вам все-таки удалось сказать «нет», за этим может последовать реакция, принуждающая вас согласиться:
Игнорируют отказ, продолжают настаивать, используя один или несколько описанных выше приемов, усиливая нажим
Реагируют агрессией, нападают на вас
Реагируют агрессией и разрывают с вами контакт, отвергают вас
Реагируют обесцениванием и презрением (тоже агрессия)
Реагируют демонстративным страданием (тоже агрессия, кстати)
Реагируют как на что-то немыслимое и невозможное
Если в вашем опыте много ситуаций, когда к вам обращались с такими «запросами» и так реагировали на ваши попытки отказать, то вам непросто говорить людям «нет», даже когда они обращаются к вам с корректной просьбой, а на отказ способны отреагировать сожалением и грустью.
Если люди часто не говорят вам «нет», но так или иначе «сливаются», то убедитесь, не действуйте ли вы каким-то из описанных выше способов.
🔥16❤15👍6
Гештальт-сексология — непопулярные вопросы
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
🔥21
Готовясь к интервью Мариано Пиццементи о гештальт-сексологии, которое состоится в понедельник, вспомнила одно замечательное упражнение для самоисследования.
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
🔥19❤14👍1😢1
Сижу жду свой боул с курицей и вдруг замечаю, что мне как-то стало лучше, чем было. Ага - сидящие рядом девушки, которые что-то громко и возбуждено обсуждали, ушли.
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
❤71👍9🔥7
Эта ужасная долгосрочная терапия
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
❤70🔥24👍11
Еще один эфир о супеовизии, где Евгений Колесников и я пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта.
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
YouTube
Разбор полетов: как и зачем получать супервизию?
Мы пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта. И даже нас
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
❤10🔥4
Шпаргалка «Я-сообщения»
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
❤32👍10🔥4
Модное психологическое
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
👍21🔥13❤10
Проекция возникает там, где недостает информации.
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
❤29🔥10👍2
Сегодня Жан-Мари Робин, отвечая на вопрос коллеги, говорил о том, что будущее определяет или — он использовал глагол «вылепливает» — не меньше, а может и больше, чем прошлое.
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
❤19👍17
Эфирчик-кефирчик, в котором я снова обращаюсь к социологии, чтобы поразмышлять о том, что присходит.
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
YouTube
Мир сошел с ума? Можно ли так сказать...
Эфир, в котором я пытаюсь совместить социологическую и гештальтисткую оптику, и не столько найти ответ на этот вопрос, сколько поискать, как нам во всем этом быть. И помогают мне в этом идеи выдающихся социологов прошлого века П. Сорокина и Т. Парсонса.
❤9
Три регистра работы в супервизорской группе, которые нам предложил Чимо Таррега на прошедшем семинаре.
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
🔥9❤7
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, сложных, непонятных, бурных или очень тихих, почти незаметных, которые привычно игнорировать и подавлять.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, невыносимых, почти нелегальных, но очень важных, без которых почти теряется смысл происходящего.
Моя работа - говорить с людьми чувствах, самых добрых, самых мягких, самых нежных, с которыми еще сложнее, чем с агрессией и стыдом.
Моя работа говорить с людьми о чувствах, которых слишком мало или слишком много, а должно быть в самый раз.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах и замечать свои.
На фото — стрит-арт из Картахены.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, невыносимых, почти нелегальных, но очень важных, без которых почти теряется смысл происходящего.
Моя работа - говорить с людьми чувствах, самых добрых, самых мягких, самых нежных, с которыми еще сложнее, чем с агрессией и стыдом.
Моя работа говорить с людьми о чувствах, которых слишком мало или слишком много, а должно быть в самый раз.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах и замечать свои.
На фото — стрит-арт из Картахены.
❤36🔥2
Принцесса оригами села в кресло и задумалась. Она жила уже третий день и пора бы уже было обзавестись какой-то личной историей, но… ничего не происходило и никакая личная история у нее не появлялась.
Принцесса оригами попыталась нахмурится, но бумажный лобик остался гладким…
— Я могу вспомнить, как я появилась, — сказала вслух Принцесса, — и это будет началом моей истории.
Но она не смогла ничего вспомнить. Когда она была листом бумаги, она еще не была Принцессой оригами. И не было никого, кто рассказал бы ей, как она появилась на свет.
— Я не могу вспомнить, как я появилась, но я уже могу вспомнить то, как не могла вспомнить об этом — и это уже история. Пусть и очень коротенькая, — вдруг осознала она.
Принцесса оригами улыбнулась, оглянулась вокруг, и изящно сложив руки на коленях, снова задумалась. Через некоторое время она поняла, что и это может вспомнить, а значит, ее история стала еще немножечко длиннее.
— Как замечательно, — снова сказала вслух Принцесса оригами. — Как замечательно, что если я хочу, чтобы у меня была моя личная история, то она у меня появляется.
Принцесса оригами попыталась нахмурится, но бумажный лобик остался гладким…
— Я могу вспомнить, как я появилась, — сказала вслух Принцесса, — и это будет началом моей истории.
Но она не смогла ничего вспомнить. Когда она была листом бумаги, она еще не была Принцессой оригами. И не было никого, кто рассказал бы ей, как она появилась на свет.
— Я не могу вспомнить, как я появилась, но я уже могу вспомнить то, как не могла вспомнить об этом — и это уже история. Пусть и очень коротенькая, — вдруг осознала она.
Принцесса оригами улыбнулась, оглянулась вокруг, и изящно сложив руки на коленях, снова задумалась. Через некоторое время она поняла, что и это может вспомнить, а значит, ее история стала еще немножечко длиннее.
— Как замечательно, — снова сказала вслух Принцесса оригами. — Как замечательно, что если я хочу, чтобы у меня была моя личная история, то она у меня появляется.
❤35🔥4
Привычно воспринимать связь, привязанность как что-то, что началось в прошлом, как что-то, что держится на том, что было и на том, что есть.
Но то, что будет, но то, ради чего эта связь не менее важно. А может, даже более.
Может, быть жизнь — это череда отпусканий того, у чего есть «было», но нет «будет».
Но «будет» можно создать. А «было» не так просто отпустить.
Но то, что будет, но то, ради чего эта связь не менее важно. А может, даже более.
Может, быть жизнь — это череда отпусканий того, у чего есть «было», но нет «будет».
Но «будет» можно создать. А «было» не так просто отпустить.
❤26🔥3
Оказываясь в новом жизненном контексте, человек всегда сталкивается с вопросом «А кто я?».
И для ответ на этот вопрос «Кто я?» никогда не недостаточно набора сюжетов и историй, которые когда-то с этим человеком случились.
Ещё это и ответ на вопрос «Что я ищу сейчас?», «Что мною движет?», «К чему я стремлюсь сейчас?»
И, пожалуй, обнаружение этого гораздо важнее, чем напоминание о себе, о ролях, статусах, или каких-то анекдотов, которые случились со мной когда-то.
И получается, что нельзя сказать, кто я, не поняв, чего я хочу и куда направляюсь.
И для ответ на этот вопрос «Кто я?» никогда не недостаточно набора сюжетов и историй, которые когда-то с этим человеком случились.
Ещё это и ответ на вопрос «Что я ищу сейчас?», «Что мною движет?», «К чему я стремлюсь сейчас?»
И, пожалуй, обнаружение этого гораздо важнее, чем напоминание о себе, о ролях, статусах, или каких-то анекдотов, которые случились со мной когда-то.
И получается, что нельзя сказать, кто я, не поняв, чего я хочу и куда направляюсь.
❤32🔥4
Сложно поверить, но мои обучения у Жан-Мари Робина потихоньку подходят к концу. Немножко грустно, но в основном радостно.
Я продолжаю считать, что учеба у него была одним из моих лучших решений. Немножко тяжело было сочетать учебу сразу на двух программах, про которые я тут рассказывала под тегами #учусь_у_робина и #супервизор_из_Бордо
И еще предстоит пройти две сертификации и написать одну финальную работу (одна уже сдана, написана и скоро буду публиковать отрывки из нее), но завершение уже очень близко и это очень хорошо.
У меня переодически спрашивают о программах Жана-Мари, поэтому делюсь информацией о той, что стартует следующим летом.
У программ Робина есть три больших но.
Одно но — это то, что хочется еще и еще.
Второе но — начинаешь любить и понимать теорию гештальт-терапии, и хочется практиковать именно в этом подходе.
И третье но — на самом деле довольно серьезное. Обучение у Жана-Мари требует много сил, денег, времени и включенности. Не стоит учится у Робина ради ачивки, слишком дорого выходит, а вот, чтобы изменить свое мировоззрение, стоит.
Я продолжаю считать, что учеба у него была одним из моих лучших решений. Немножко тяжело было сочетать учебу сразу на двух программах, про которые я тут рассказывала под тегами #учусь_у_робина и #супервизор_из_Бордо
И еще предстоит пройти две сертификации и написать одну финальную работу (одна уже сдана, написана и скоро буду публиковать отрывки из нее), но завершение уже очень близко и это очень хорошо.
У меня переодически спрашивают о программах Жана-Мари, поэтому делюсь информацией о той, что стартует следующим летом.
У программ Робина есть три больших но.
Одно но — это то, что хочется еще и еще.
Второе но — начинаешь любить и понимать теорию гештальт-терапии, и хочется практиковать именно в этом подходе.
И третье но — на самом деле довольно серьезное. Обучение у Жана-Мари требует много сил, денег, времени и включенности. Не стоит учится у Робина ради ачивки, слишком дорого выходит, а вот, чтобы изменить свое мировоззрение, стоит.
❤25🔥3
ФАЗЫ САМОНАПАДЕНИЯ — 1
Для того, чтобы возникло аутоагрессиное поведение, необходимы двое: я и окружающая среда. А средой в детстве для нас является наша семья, наши родители.
В качестве иллюстрации мы рассмотрим отношения маленького ребенка и мамы, где она будет воплощать среду. Это может быть и отец, и любой другой значимый взрослый. Пример с мамой нагляднее, только поэтому я выбираю его.
Между мамой и ребенком есть какой-то контакт, они как-то взаимодействуют друг с другом. Иногда этот контакт оказывается неудачным для ребенка - он либо не получает от нее желаемого, либо она от него, либо мать воздействует на дитя так, как ему не нравится. Ребенок на это реагирует недовольством, которое проявляется в эмоциональном и телесном возбуждении: он краснеет, возможно, кричит или вырывается, плачет - эта реакция не выбирается им, она с ним происходит.
В идеальных условиях это возбуждение может быть размещено в форме отказа, протеста, требования или даже какой-то деструкции по отношении к маме. Например, ребенок может вырываться из рук или плеваться едой. Таким образом он отвечает маме (а в ее лице всему миру) на нежелательное воздействие (или бездействие) или отсутствие желательного.
Но возникает какое-то препятствие, что-то мешает ребенку выразить свое несогласие, например, встречная агрессия мамы в виде угроз, ругани, наказания или игнорирования. И встречаясь с этим препятствием, ребенок переживает испуг и ужас, как отклик на агрессию матери, и бессилие, связанное с невозможностью как-то повлиять на происходящее - остановить нежелательное воздействие или наоборот вызвать желательное.
Сталкиваясь с этим препятствием ребенок замирает, но возбуждение недовольства уже поднялось - его эндокринная система уже сработала, его пульс уже участился, лицо покраснело, но он замирает, потому что ужас от встречи материнской агрессией велик, потому что бессилие не преодолимо, а со своим возбуждением тоже придется что-то сделать.
Это очень сложный момент для ребенка - агрессия есть вовне (мама) и агрессия есть внутри, и та, и другая - пугает, если выпустить внутреннюю, то внешняя только возрастет, поэтому свое переживания приходится подавлять. Таким образом, удержание своего недовольства оказывается способом и сохранить контакт с матерью, и отрегулировать свое состояние: я больше не злюсь и мама перестает или хотя бы не начинает злиться сильнее.
Но телесное возбуждение, каким являются все эмоции, можно подавить только телесно - через задержку дыхания, сжатие межрёберных мышц и диафрагмы, в детстве это может привести даже к рвоте или приступу астмы. Это высокая цена.
В результате даже не имея намерения причинить себе боль, ребенок делает это, удерживая возникшее возбуждение, чтобы избежать гнева матери. Так работает наше тело и этот паттерн закрепляется на физическом уровне.
Отрывок из моей книги «Любить нельзя гнобить». Продолжение следует.
#любить_нельзя_гнобить
Для того, чтобы возникло аутоагрессиное поведение, необходимы двое: я и окружающая среда. А средой в детстве для нас является наша семья, наши родители.
В качестве иллюстрации мы рассмотрим отношения маленького ребенка и мамы, где она будет воплощать среду. Это может быть и отец, и любой другой значимый взрослый. Пример с мамой нагляднее, только поэтому я выбираю его.
Между мамой и ребенком есть какой-то контакт, они как-то взаимодействуют друг с другом. Иногда этот контакт оказывается неудачным для ребенка - он либо не получает от нее желаемого, либо она от него, либо мать воздействует на дитя так, как ему не нравится. Ребенок на это реагирует недовольством, которое проявляется в эмоциональном и телесном возбуждении: он краснеет, возможно, кричит или вырывается, плачет - эта реакция не выбирается им, она с ним происходит.
В идеальных условиях это возбуждение может быть размещено в форме отказа, протеста, требования или даже какой-то деструкции по отношении к маме. Например, ребенок может вырываться из рук или плеваться едой. Таким образом он отвечает маме (а в ее лице всему миру) на нежелательное воздействие (или бездействие) или отсутствие желательного.
Но возникает какое-то препятствие, что-то мешает ребенку выразить свое несогласие, например, встречная агрессия мамы в виде угроз, ругани, наказания или игнорирования. И встречаясь с этим препятствием, ребенок переживает испуг и ужас, как отклик на агрессию матери, и бессилие, связанное с невозможностью как-то повлиять на происходящее - остановить нежелательное воздействие или наоборот вызвать желательное.
Сталкиваясь с этим препятствием ребенок замирает, но возбуждение недовольства уже поднялось - его эндокринная система уже сработала, его пульс уже участился, лицо покраснело, но он замирает, потому что ужас от встречи материнской агрессией велик, потому что бессилие не преодолимо, а со своим возбуждением тоже придется что-то сделать.
Это очень сложный момент для ребенка - агрессия есть вовне (мама) и агрессия есть внутри, и та, и другая - пугает, если выпустить внутреннюю, то внешняя только возрастет, поэтому свое переживания приходится подавлять. Таким образом, удержание своего недовольства оказывается способом и сохранить контакт с матерью, и отрегулировать свое состояние: я больше не злюсь и мама перестает или хотя бы не начинает злиться сильнее.
Но телесное возбуждение, каким являются все эмоции, можно подавить только телесно - через задержку дыхания, сжатие межрёберных мышц и диафрагмы, в детстве это может привести даже к рвоте или приступу астмы. Это высокая цена.
В результате даже не имея намерения причинить себе боль, ребенок делает это, удерживая возникшее возбуждение, чтобы избежать гнева матери. Так работает наше тело и этот паттерн закрепляется на физическом уровне.
Отрывок из моей книги «Любить нельзя гнобить». Продолжение следует.
#любить_нельзя_гнобить
❤33😢9🔥7👍1