Гештальт-сексология — непопулярные вопросы
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
Меня ждет очень интересная беседа уже в ближайший понедельник 15 сентября.
Я встречусь с Мариано Пиццементи, основателем и директором центра «Гештальт-сексологии» в Турине.
Это не первая наша встреча - в прошлом году в Тбилиси он проводил семинар по сексуальной агрессии в рамках моего обучения во Французском гештальт-институте. О моих впечатлениях о том семинаре можно прочитать тут.
В этот раз мы встретимся онлайн для беседы, интервью, где мне предстоит задать Мариано много непростых и интересных вопросов, например, о религиозных и патриархальных интроектах блокирующих сексуальность, о гетеронормативности и гендерной идентичности, о немоногамии и о том, когда это осознанный выбор, а когда что-то иное, о гештальтисткой оптике в работе с нарушениями сексуального поведения, о власти и контроле в паре…
Беседа обещает быть очень интересной 🔥
Спасибо Международному институту гештальта за приглашение провести это интервью.
Оно состоится 15 сентября 10:00-12:00 по СЕТ. Регистрация тут.
🔥21
Готовясь к интервью Мариано Пиццементи о гештальт-сексологии, которое состоится в понедельник, вспомнила одно замечательное упражнение для самоисследования.
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
А для этого мы сменим привычный фокус.
Давайте попробуем отказаться от конструкции «меня что-то возбуждает».
Попробуем использовать активный залог:
- Я возбуждаю себя об то то и так то
- Я возбуждаю тебя тем то и так то
Для исследования:
•Секс
•Творчество
•Еда и аппетит, особенно если вы готовите для себя или кого-то еще
•Ваш вариант
Наблюдаем за собой. Не просто из головы берем варианты, а исследуем актуальный опыт.
В сексе:
Обо что и как я себя возбуждаю. На что направляю внимание, на чем его удерживаю, как именно делаю это, какие каналы восприятия задействую (слух, зрение, осязание, обоняние…), как останавливаю и запускаю возбуждение вновь, какую роль в этом играет дыхание, как реагирует тело….
Как и чем возбуждаю другого - что с ним делаю, чем соблазняя, как заманиваю, как останавливаю, как пробуждаю, как обламываю, какие органы чувств задействованы, какие поведенческие паттерны и эмоциональные реакции…
И так далее.
В творчестве:
Я вот пишу тексты, за какие темы я цепляюсь, как я за них цепляюсь, как я побуждаю себя раскрывать их, сталкивать смыслы, деконструировать идеи, синтезировать новые.
Что я делаю с читателем, как возбуждаю его? Иногда люблю все разжевать и разложить по полочкам, а иногда только аперитив - пробудить желание сопротивляться моей идее, пожевать ее, погрызть и обнаружить свое.
Еда и аппетит… хрум хрум…
Меня привычный фокус, способ говорить и думать о себе, возвращаем себе агентность, учимся наблюдать за своим возбуждением. Даже в чем-то управлять им. И вдохновением. И желание жить 😋
🔥19❤14👍1😢1
Сижу жду свой боул с курицей и вдруг замечаю, что мне как-то стало лучше, чем было. Ага - сидящие рядом девушки, которые что-то громко и возбуждено обсуждали, ушли.
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
Я увидела их сразу, как вошла, но другого столика не было, поэтому я села по соседству с ними, и этот выбор принес мне определенный дискомфорт. Спасаясь от него, я уткнулась в телефон, перебирала заметки и перестала замечать своих разговорчивых соседок, настолько перестала замечать, что лаже не помню, когда они ушли.
Но я отчетливо помню, как заметила, что качество моей жизни на этом маленьком отрезке времени вдруг повысилось, когда они ушли.
То, что человек адаптируется к дискомфорту и как бы перестает его чувствовать, не означает, что человек перестает в нем находится, получать от него урон и сталкиваться с какими-то последствиями.
Это снижается именно чувствительность, чтобы, когда ситуация изменится в лучшую сторону, вернуться.
Например, когда мои соседки ушли я стала замечать музыку и у меня стал рождаться этот текст.
И действительно, когда мы терпим и долго терпим какой-то дискомфорт, то никто не умирает и руки-ноги целы (кто вообще придумал так определять норму?), но… что-то не рождается.
Это текст мог бы не родиться.
Могла бы не прийти ценная мысль.
Или какое-то важное осознание.
Или новый опыт.
Или этот день мог бы не оказаться чуть счастливее и радостнее, чуть больше про то, чтобы хотеть жить эту жизнь, а не наоборот.
И иногда мы терпим дискомфорт или даже страдание, потому что в этом есть смысл. Или потому что, и правда, иначе сейчас никак.
А иногда просто потому что уже привычно не замечаем его…
❤71👍9🔥7
Эта ужасная долгосрочная терапия
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
Сегодня снова прочитала вечное: мол, не мучайте клиентов долгосрочной терапией, есть эффективные методы, там, где раньше нужны были годы, теперь хватит и часов (и была аналогия с современными технологиями) и что, мол, работать надо так, чтобы (цитата) человек получил результат и пошел жить.
И вот что мне есть тут сказать.
Во-первых, аналогия с современными технологиями неверная и тут даже обсуждать нечего. Аналогия как псевдо-доказательство — старый манипулятивный прием, который вот прям фу, особенно когда мы пытаемся сравнивать научно-технических прогресс и те или иные способы работы с психическим и социальным.
Во-вторых, тут я зацеплюсь за последние слова про результат и пошел жить.
Дорогие апологеты краткосрочной терапии на результат, вот неужели вы правда думаете, что раз я 10 лет в терапии, то эти 10 лет моя жизнь стоит на паузе? Я вот жду этого мистического результата, который никак не наступает, и больше ничего не делаю?
И я не знаю, как у вас, теперь уже правда мои дорогие читатели, но такой насыщенной, яркой и даже плотной (местами потной) жизни, как в последние 10 лет у меня не было до.
И дело не только в том, что происходит в мире, или в том, что это было мое 4-е десятилетие (а ему положенно таким быть), но еще и в том, что благодаря терапии я рискую жить и беру на себя ответственность за то, что со мной происходит. Если я себе не устрою всякое Лимпопо в виде написанной книги, французской учебы или классного проекта, то странно ожидать, что кто-то другой мне будет регулярно это устраивать.
И в-третьих. Регулярно. Даже размеренно. А еще ритмично. А еще стабильно.
Это все про терапию. Но не про то, как устроена наша современная СДВГ-реальность (спасибо, что дочитали, я бы, может, и не дочитала).
Думается мне, что вот именно сейчас нам очень нужна эта размеренная, стабильная, ритмичная, регулярная штука, которую называют долгосрочной терапией.
И да… на каждой сессии в долгосрочной терапии происходит то, что происходит и в краткосрочной - озарение, инсайт, принятое решение…
И кое-что еще, что возможно именно на долгой дистанции.
Мы учимся выносить неопределенность и отсутствие этого самого результата, принимаем то, что принять невозможно, если сразу, но если по чуть-чуть, то получается, опытным путем выясняем, что фрустрация и облом — это не конец света, не прячемся за магическими и эффективными техниками от всей нелепости и банальности человеческого существования… и как-то рассматриваем себя, такого как есть здесь и теперь, а не лепим из себя сверх-человека, потому что жить эту жизнь мне уже сейчас прям на сессии, а не после нее, когда я получу этот быстрый результат.
Вывод: я не против краткосрочной терапии. Каждому свое. И терапевту, и клиенту. Я не очень понимаю, зачем хаять коллег, которые работают в другом методе и подходе, неужели не удается поддержать свою идентичность не через противопоставление себя соседу?
❤70🔥24👍11
Еще один эфир о супеовизии, где Евгений Колесников и я пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта.
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои интервенции и т.д.?
– Есть ли смысл приносить в супервизию случай, если клиент уже ушёл?
– Что если у меня всё хорошо в практике и нужды в супервизии нет?
– Должны ли мои клиенты знать, что я обсуждал нашу работу с супервизором?
– Что если я не могу чётко ответить на вопросы супервизора – путаюсь в терминах, туплю и т.д.?
– Что если супервизор только хвалит меня и никогда не критикует?
https://youtu.be/gJmYoNGLpDw
YouTube
Разбор полетов: как и зачем получать супервизию?
Мы пытаемся ответить на неудобный вопросы о супервизии, которые беспокоят каждого начинающего психотерапевта. И даже нас
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
– Что если супервизор будет меня ругать?
– Как быть, если я «выпадаю» из клиентского процесса на супервизии – забываю ход сессии, свои…
❤10🔥4
Шпаргалка «Я-сообщения»
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
Противоположность «Я-сообщению» - «Ты-сообщение».
Сравните:
«Я злюсь» и «Ты меня злишь»
«Я грущу в этой ситуации рядом с тобой» и «Мне из-за тебя грустно».
«Я-сообщения» помогают лучше осознавать свои эмоции и стоящие за ними потребности.
Как использовать «Я-сообщения»:
-Шаг 1.
Что я чувствую?
-Шаг 2.
В каком контексте?
-Шаг 3.
Чего я хочу/ Какая потребность за этой эмоцией?
Примеры:
«Я чувствую раздражение, когда возвращаюсь домой вечером, а посуда не вымыта, потому что я хочу вечером отдыхать, а не мыть ее или «пилить» тебя»
«Я чувствую растерянность, когда ты плачешь и молчишь, а я хочу помочь тебе и не знаю, как»
«Я чувствую радость, когда вся семья дома, потому что я хочу больше времени проводить с близкими»
«Я-сообщения» используются для того, чтобы человек немного замедлился, заметил и осознал свое актуальное состояние и обнаружил связанную с ним потребность, но не для того, чтобы таким образом лучше донести до другого свои мысли/ожидания/требования и повлиять на его поведение.
«Я-сообщения» нужны для того, чтобы лучше понять себя и другого, а не для того, чтобы другой лучше понял вас, и наконец-то, сделал то, что вы хотите.
«Я-сообщения» в первую очередь направлены на осознание себя и своих интенций, во вторую - на налаживание диалога, но никогда не доя того, чтобы влиять на другого.
Не потому, что не эффективны, а потому что это уже манипуляция на чувстве вины в как бы правильной оболочке.
❤32👍10🔥4
Модное психологическое
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
В моде долго были типы привязанности — их повязывали так и эдак: у одних плотный, тугой узел вокруг шеи и запястий, другие небрежно набрасывали на плечи, третьи без конца теребили в руках, как четки и этот как его ну такой, вертушкой, а уже и не вспомнишь…
Еще были и есть четыре буквы. Две штуки.
Одни более попсовые из каждого утюга. Похожи на неоновые ботинки и яркую кепку, тут же скейт, и скутер, и плеер, и этот из предыдущего абзаца, который я забыла.
Другие четыре буквы позабористей и типа для избранных. Такой мерцающий камуфляж из вечного напряжения. Но про них не из каждого утюга, не из каждого. К счастью.
Теперь вот травма. Да не та, что раньше.
Раньше-то что было? Было отвержение. Все его боялись и прорабатывали вместе с мамой и папой для роста доходов. Но почему-то в 2020-е годы травма отвержения потеряла свою актуальность, как когда-то ее потеряли окрашенные анилином платья и кринолины .
Теперь травма у нас нарциссическая.
Просто писк моды. Вот если нет ее у тебя, то словно бы даже и не знаю, ну из дома что ль не выходи в своих прошлогодних нарядах, не позорься… с другой стороны выйдешь в них и тут же и заработаешь эту самую модную травма - и вот уже в тренде. Красота!
А помните как носились с деструктивными отношениями и нарцами? А помните вязанные сапоги носили? А я вот помню. И джинсы с самой низкой талией? Вот…
И внутренний ребенок, конечно.
Он из моды никогда не выходит. Показалось, что в 2022 он сошел с подиумов, а нет - триумфальное возвращение. Куда ж без него.
Короче, чего это я?..
Пованговать надо бы. А давай те лучше вы?
Что будет в популярно-психологической моде следующей весной?
А может, я еще как е модные тренда поп-психа позабыла)
👍21🔥13❤10
Проекция возникает там, где недостает информации.
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
Сегодня третий день уже девятого (о боже!) модуля на моей супервизорской учебе в Бордо. Его ведет Чимо Таррега, который несколько паз приезжал к нам в Тбилиси. Модуль посвящен гештальтисткому взгляду на работу с психопатологией, когда уникальный опыт клиента или пациента нам важнее диагноза и протокола.
В прошлое воскресенье я читала студентам лекцию о проекции, основной мыслью которой была та, что я вынесла в первый абзац этого текста. Этой же мыслью начал Чимо нашу работу в этот четверг и предложил задавать ему вопросы про него, особенно тем, кто встретил его впервые.
Мы же с ним немного поговорили про Валенсию в перерыве. Он сказал, что очень выросли цены на аренду жилья. Я ответила, что знаю, что они наконец-то достигли Ереванских.
Но вернемся к вопросам, которые Чимо предложил ему задавать вместо того, чтобы плодить проекции.
Я нахожу, это очень элегантным способом продемонстрировать ту идею работы с симптомом, которой посвящен этот семинар.
Мы откладываем, выносим за скобки (привет, Гуссерль) наши знания о симптоме или синдроме, и вместо этого стараемся максимально открыться чему-то новому об уникальном опыте проживания этого страдания, который есть у человека напротив нас и который этот человек проживает в том числе рядом с нами.
Чтобы что? Чтобы вместе создать уникальный выход из этого страдания.
Конечно, это не значит, что если речь идет о психопатологии и серьезных нарушениях, то мы отказываемся от диагностики или медикаментозной терапии. Нет, суть в том, что мы ими не ограничиваемся.
Наша задача видеть не только и не столько диагноз, сколько человека и его уникальный опыт.
А как мы можем это делать?
Интересуясь, задавая вопросы, проявляя благожелательное любопытство, отказываясь от оценки и даже самого научно обоснованного предубеждения.
И на самом это вовсе не просто…
Не просто это быть рядом с другим в его страдании и видеть этого другого, а не набор симптомов и схем, что с этим делать. И не просто во многом именно потому, что человек, вообще-то, существо сострадающее, и боль ближнего, правда, делает больно нам. И этой боли поскорее хочется спрятаться, завернуться в какие-нибудь компетенции и уверенности и не чувствовать.
Тот способ, который предлагает Чимо и гештальт-подход в принципе, наоборот, про то, чтобы чувствовать, про то, чтобы быть, про то, чтобы оставаться рядом с другим. А для этого и самому терапевту нужно много поддержки.
#супервизор_из_Бордо
❤29🔥10👍2
Сегодня Жан-Мари Робин, отвечая на вопрос коллеги, говорил о том, что будущее определяет или — он использовал глагол «вылепливает» — не меньше, а может и больше, чем прошлое.
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
Просто мы не привыкли так думать.
Более того мы можем здесь уточнить, что не само будущее или прошлое, а наши актуальные представления о нем.
И для иллюстрации он привел такой пример: мы находимся здесь в предместье Бордо у него на семинаре из-за каких-то наших прошлых решений и обстоятельств, но главная причина, почему мы тут — это наши надежды в будущем благодаря этой учебн стать профессиональнее и грамотнее, как гештальт-терапевты.
Вот так будущее вылепливает настоящее.
А я вспомнила свой текст 10-летней давности, в котором описываю примерно это же явление и называю его реверсивными эффектами времени.
Я нахожу этот архивный текст немного наивным и сейчас бы написала иначе, но я хочу поделиться именно им.
Из архива, август 2015 г.
Реверсивные эффекты времени - вот, что я обнаружила исследуя свою собственную Вселенную. А в вашей такое случается? В моей- повсеместно. И пора уже это признать.
Почему реверсивные? Потому что некое событие в будущем вдруг начинает оказывать влияние на весь ход событий, происходящих прямо сейчас и порой так сильно, что само сейчас теряет всякий смысл и исчезает.
А если исчезает сейчас, то непонятно, что остается и зачем.
Ожидаемое событие приобретает эмоциональную значимость и его вероятность субъективно повышается.
Тут возможны два варианта:
1. Вероятность того, что событие произойдет, действительно близка к единице, что и придает ему эмоциональную окраску.
2. Вероятность того, что событие произойдет, близка к нулю, но оно изначально эмоционально нагружено: либо очень желанно, либо очень пугающе.
И вот где-то в грядущем словно бы зажигается маяк, который либо манит, либо отталкивает, и искажает не только восприятие и проживание текущего момента, но и, кстати, всё древо вероятностей будущего, которое складываются в том числе и из действий в настоящем.
В итоге желанное не случается, пугающее - когда как, а то, что точно произойдет, парит и напрягает прямо сейчас, а не через час, день, год и т.д.
А жизнь куда-то ускользает вместе с настоящим. Зато остаются привычное напряжение и разочарование.
Конечно, совсем без маяков нельзя, и реверсивные эффекты времени могут быть положительными. В психоанализе это называется принципом отложенного вознаграждения.
Конечно, все не так страшно в моей Вселенной. Жизнь из нее почти не ускользает. Но хотелось бы минимизировать негативные последствия реверсивных эффектов времени.
И это возможно.
В первом варианте - варьируя вероятность события, если не его наступления, то хотя бы условий и особенностей его протекания.
А во втором - снижая эмоциональный заряд события.
Любопытно, что пресловутое "здесь и теперь" помогает в обоих случаях.
#супервизор_из_Бордо
❤19👍17
Эфирчик-кефирчик, в котором я снова обращаюсь к социологии, чтобы поразмышлять о том, что присходит.
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
Эфир называется «Мир сошел с ума?», но в процессе я не столько отвечаю на этот вопрос, сколько еще способ как-то это объяснить и вписать в картину мира, опираясь на идеи о социо-культурной динамики Питирима Сорокина и социальный структур Толкота Парсонса.
https://youtu.be/TIpKHD4HMmM
Приятного просмотра!
YouTube
Мир сошел с ума? Можно ли так сказать...
Эфир, в котором я пытаюсь совместить социологическую и гештальтисткую оптику, и не столько найти ответ на этот вопрос, сколько поискать, как нам во всем этом быть. И помогают мне в этом идеи выдающихся социологов прошлого века П. Сорокина и Т. Парсонса.
❤9
Три регистра работы в супервизорской группе, которые нам предложил Чимо Таррега на прошедшем семинаре.
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
Или как разнообразить привычный формат работы в кругу?
Работа в кругу.
В нашем случае это были супервизор и супервизант, но может быть терапевт и клиент.
Из числа наблюдающих выбираются (сами вызываются) трое, которые будут наблюдать за сессию определенным образом. Чимо назвал это регистрами:
▫️Перцептивный
▫️Сенситивный
▫️Когнитивный
В первом случае наблюдатель регистрирует так или иначе воспринимаемые им феномены, то сто он может услышать, увидеть, обонять - если вдруг такое будет. То есть это о внимательности к движениям и позам, громкости и тембру речи, используемым глаголам и наречиям, и как это в е меняется в процессе сессии.
После сессии он рассказывает о ней, опираясь на свои наблюдения.
Во втором случае наблюдатель регистрирует свои чувства, ощущения и эмоции, которые поднимаются в процессе сессии, и их динамику, конечно. Он регистрирует их и рассказывает о них после сессии.
А третий регистр предлагает наблюдателю описать сессию и то, что в ней происходило с опрой на какие-либо известные ему концепции или с использованием метафор.
Иначе говоря —
Что происходило и было наблюдаемо?
Как это затрагивало наблюдателя чувственно?
Как это можно объяснить?
Получается такой дополнительный трехсторонний анализ, который может помочь всем участникам сессии в кругу, а также ведущему группу, который будет давать супервизию или гипервизию на эту работу, и который затрагивает три уровня: восприятие, ощущение и осмысление.
Такую работу можно проводить в супервизорских и интервизорских группах, выбирая по одному наблюдателю на каждый регистр или деля группу на три равные части.
Но но…
Но я, конечно, стала думать дальше.
В обучающих программах студентам обычно предлагается наблюдать за тем, как сменяют друг друга вазы цикла контакта, как проявляются функции селф, как терапевт(супервизор) их поддерживает, и какие прерывая контакта возникают, и что терапевт с ними делает.
Это такие привычные фокусы работы.
Но ведь можно иначе. Например, вот так, как предложил Чимо.
Или как-то еще.
▪️Например, можно быть внимательным к тому, что происходит с телом обоих участников сессии: как они сидят, двигаются, меняют позы, дышат или нет, краснеют, белеют, пожимают ноги, кусаю губы и вот это все, а также то, на какие телесные феномены обращали внимание, а какие остались не замеченным или не проговоренными.
▪️А можно проявить чувствительность к речи: ее громкости, ее скорости, тембру голоса, к паузам, к наличию вопросов, побуждений и чего-то вроде многоточий, к тому, какие слова используются — глаголы, наречия, междометия, возвратные формы…
▪️Или к образам и метафорам.
▪️Или быть внимательным к той последовательности, которая разворачивается в этом взаимодействии.
Попробовать отвлечься от привычных «преконтакт», «контактирование» и увидеть что-то еще, и увидеть что-то другое. Может, в этой последовательности будет какая-то симметрия или логика, а может, и нет — это вовсе не обязательно: просто видеть то, что было, что было следующим, а что за ним…
▪️Или фокусироваться на чем-то еще, выбрав один или несколько фокусов.
Но важно понимать, зачем это делать и почему мы выбираем те или иные фокусы/регистры.
Чтобы не пытаться охватить все, а наоборот таким образом создать более целостный полный образ сессии, выделяя в ней те или иные пласты.
#супервизор_из_Бордо
🔥9❤7
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, сложных, непонятных, бурных или очень тихих, почти незаметных, которые привычно игнорировать и подавлять.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, невыносимых, почти нелегальных, но очень важных, без которых почти теряется смысл происходящего.
Моя работа - говорить с людьми чувствах, самых добрых, самых мягких, самых нежных, с которыми еще сложнее, чем с агрессией и стыдом.
Моя работа говорить с людьми о чувствах, которых слишком мало или слишком много, а должно быть в самый раз.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах и замечать свои.
На фото — стрит-арт из Картахены.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах, невыносимых, почти нелегальных, но очень важных, без которых почти теряется смысл происходящего.
Моя работа - говорить с людьми чувствах, самых добрых, самых мягких, самых нежных, с которыми еще сложнее, чем с агрессией и стыдом.
Моя работа говорить с людьми о чувствах, которых слишком мало или слишком много, а должно быть в самый раз.
Моя работа - говорить с людьми о чувствах и замечать свои.
На фото — стрит-арт из Картахены.
❤36🔥2
Принцесса оригами села в кресло и задумалась. Она жила уже третий день и пора бы уже было обзавестись какой-то личной историей, но… ничего не происходило и никакая личная история у нее не появлялась.
Принцесса оригами попыталась нахмурится, но бумажный лобик остался гладким…
— Я могу вспомнить, как я появилась, — сказала вслух Принцесса, — и это будет началом моей истории.
Но она не смогла ничего вспомнить. Когда она была листом бумаги, она еще не была Принцессой оригами. И не было никого, кто рассказал бы ей, как она появилась на свет.
— Я не могу вспомнить, как я появилась, но я уже могу вспомнить то, как не могла вспомнить об этом — и это уже история. Пусть и очень коротенькая, — вдруг осознала она.
Принцесса оригами улыбнулась, оглянулась вокруг, и изящно сложив руки на коленях, снова задумалась. Через некоторое время она поняла, что и это может вспомнить, а значит, ее история стала еще немножечко длиннее.
— Как замечательно, — снова сказала вслух Принцесса оригами. — Как замечательно, что если я хочу, чтобы у меня была моя личная история, то она у меня появляется.
Принцесса оригами попыталась нахмурится, но бумажный лобик остался гладким…
— Я могу вспомнить, как я появилась, — сказала вслух Принцесса, — и это будет началом моей истории.
Но она не смогла ничего вспомнить. Когда она была листом бумаги, она еще не была Принцессой оригами. И не было никого, кто рассказал бы ей, как она появилась на свет.
— Я не могу вспомнить, как я появилась, но я уже могу вспомнить то, как не могла вспомнить об этом — и это уже история. Пусть и очень коротенькая, — вдруг осознала она.
Принцесса оригами улыбнулась, оглянулась вокруг, и изящно сложив руки на коленях, снова задумалась. Через некоторое время она поняла, что и это может вспомнить, а значит, ее история стала еще немножечко длиннее.
— Как замечательно, — снова сказала вслух Принцесса оригами. — Как замечательно, что если я хочу, чтобы у меня была моя личная история, то она у меня появляется.
❤35🔥4
Привычно воспринимать связь, привязанность как что-то, что началось в прошлом, как что-то, что держится на том, что было и на том, что есть.
Но то, что будет, но то, ради чего эта связь не менее важно. А может, даже более.
Может, быть жизнь — это череда отпусканий того, у чего есть «было», но нет «будет».
Но «будет» можно создать. А «было» не так просто отпустить.
Но то, что будет, но то, ради чего эта связь не менее важно. А может, даже более.
Может, быть жизнь — это череда отпусканий того, у чего есть «было», но нет «будет».
Но «будет» можно создать. А «было» не так просто отпустить.
❤26🔥3
Оказываясь в новом жизненном контексте, человек всегда сталкивается с вопросом «А кто я?».
И для ответ на этот вопрос «Кто я?» никогда не недостаточно набора сюжетов и историй, которые когда-то с этим человеком случились.
Ещё это и ответ на вопрос «Что я ищу сейчас?», «Что мною движет?», «К чему я стремлюсь сейчас?»
И, пожалуй, обнаружение этого гораздо важнее, чем напоминание о себе, о ролях, статусах, или каких-то анекдотов, которые случились со мной когда-то.
И получается, что нельзя сказать, кто я, не поняв, чего я хочу и куда направляюсь.
И для ответ на этот вопрос «Кто я?» никогда не недостаточно набора сюжетов и историй, которые когда-то с этим человеком случились.
Ещё это и ответ на вопрос «Что я ищу сейчас?», «Что мною движет?», «К чему я стремлюсь сейчас?»
И, пожалуй, обнаружение этого гораздо важнее, чем напоминание о себе, о ролях, статусах, или каких-то анекдотов, которые случились со мной когда-то.
И получается, что нельзя сказать, кто я, не поняв, чего я хочу и куда направляюсь.
❤32🔥4
Сложно поверить, но мои обучения у Жан-Мари Робина потихоньку подходят к концу. Немножко грустно, но в основном радостно.
Я продолжаю считать, что учеба у него была одним из моих лучших решений. Немножко тяжело было сочетать учебу сразу на двух программах, про которые я тут рассказывала под тегами #учусь_у_робина и #супервизор_из_Бордо
И еще предстоит пройти две сертификации и написать одну финальную работу (одна уже сдана, написана и скоро буду публиковать отрывки из нее), но завершение уже очень близко и это очень хорошо.
У меня переодически спрашивают о программах Жана-Мари, поэтому делюсь информацией о той, что стартует следующим летом.
У программ Робина есть три больших но.
Одно но — это то, что хочется еще и еще.
Второе но — начинаешь любить и понимать теорию гештальт-терапии, и хочется практиковать именно в этом подходе.
И третье но — на самом деле довольно серьезное. Обучение у Жана-Мари требует много сил, денег, времени и включенности. Не стоит учится у Робина ради ачивки, слишком дорого выходит, а вот, чтобы изменить свое мировоззрение, стоит.
Я продолжаю считать, что учеба у него была одним из моих лучших решений. Немножко тяжело было сочетать учебу сразу на двух программах, про которые я тут рассказывала под тегами #учусь_у_робина и #супервизор_из_Бордо
И еще предстоит пройти две сертификации и написать одну финальную работу (одна уже сдана, написана и скоро буду публиковать отрывки из нее), но завершение уже очень близко и это очень хорошо.
У меня переодически спрашивают о программах Жана-Мари, поэтому делюсь информацией о той, что стартует следующим летом.
У программ Робина есть три больших но.
Одно но — это то, что хочется еще и еще.
Второе но — начинаешь любить и понимать теорию гештальт-терапии, и хочется практиковать именно в этом подходе.
И третье но — на самом деле довольно серьезное. Обучение у Жана-Мари требует много сил, денег, времени и включенности. Не стоит учится у Робина ради ачивки, слишком дорого выходит, а вот, чтобы изменить свое мировоззрение, стоит.
❤25🔥3
ФАЗЫ САМОНАПАДЕНИЯ — 1
Для того, чтобы возникло аутоагрессиное поведение, необходимы двое: я и окружающая среда. А средой в детстве для нас является наша семья, наши родители.
В качестве иллюстрации мы рассмотрим отношения маленького ребенка и мамы, где она будет воплощать среду. Это может быть и отец, и любой другой значимый взрослый. Пример с мамой нагляднее, только поэтому я выбираю его.
Между мамой и ребенком есть какой-то контакт, они как-то взаимодействуют друг с другом. Иногда этот контакт оказывается неудачным для ребенка - он либо не получает от нее желаемого, либо она от него, либо мать воздействует на дитя так, как ему не нравится. Ребенок на это реагирует недовольством, которое проявляется в эмоциональном и телесном возбуждении: он краснеет, возможно, кричит или вырывается, плачет - эта реакция не выбирается им, она с ним происходит.
В идеальных условиях это возбуждение может быть размещено в форме отказа, протеста, требования или даже какой-то деструкции по отношении к маме. Например, ребенок может вырываться из рук или плеваться едой. Таким образом он отвечает маме (а в ее лице всему миру) на нежелательное воздействие (или бездействие) или отсутствие желательного.
Но возникает какое-то препятствие, что-то мешает ребенку выразить свое несогласие, например, встречная агрессия мамы в виде угроз, ругани, наказания или игнорирования. И встречаясь с этим препятствием, ребенок переживает испуг и ужас, как отклик на агрессию матери, и бессилие, связанное с невозможностью как-то повлиять на происходящее - остановить нежелательное воздействие или наоборот вызвать желательное.
Сталкиваясь с этим препятствием ребенок замирает, но возбуждение недовольства уже поднялось - его эндокринная система уже сработала, его пульс уже участился, лицо покраснело, но он замирает, потому что ужас от встречи материнской агрессией велик, потому что бессилие не преодолимо, а со своим возбуждением тоже придется что-то сделать.
Это очень сложный момент для ребенка - агрессия есть вовне (мама) и агрессия есть внутри, и та, и другая - пугает, если выпустить внутреннюю, то внешняя только возрастет, поэтому свое переживания приходится подавлять. Таким образом, удержание своего недовольства оказывается способом и сохранить контакт с матерью, и отрегулировать свое состояние: я больше не злюсь и мама перестает или хотя бы не начинает злиться сильнее.
Но телесное возбуждение, каким являются все эмоции, можно подавить только телесно - через задержку дыхания, сжатие межрёберных мышц и диафрагмы, в детстве это может привести даже к рвоте или приступу астмы. Это высокая цена.
В результате даже не имея намерения причинить себе боль, ребенок делает это, удерживая возникшее возбуждение, чтобы избежать гнева матери. Так работает наше тело и этот паттерн закрепляется на физическом уровне.
Отрывок из моей книги «Любить нельзя гнобить». Продолжение следует.
#любить_нельзя_гнобить
Для того, чтобы возникло аутоагрессиное поведение, необходимы двое: я и окружающая среда. А средой в детстве для нас является наша семья, наши родители.
В качестве иллюстрации мы рассмотрим отношения маленького ребенка и мамы, где она будет воплощать среду. Это может быть и отец, и любой другой значимый взрослый. Пример с мамой нагляднее, только поэтому я выбираю его.
Между мамой и ребенком есть какой-то контакт, они как-то взаимодействуют друг с другом. Иногда этот контакт оказывается неудачным для ребенка - он либо не получает от нее желаемого, либо она от него, либо мать воздействует на дитя так, как ему не нравится. Ребенок на это реагирует недовольством, которое проявляется в эмоциональном и телесном возбуждении: он краснеет, возможно, кричит или вырывается, плачет - эта реакция не выбирается им, она с ним происходит.
В идеальных условиях это возбуждение может быть размещено в форме отказа, протеста, требования или даже какой-то деструкции по отношении к маме. Например, ребенок может вырываться из рук или плеваться едой. Таким образом он отвечает маме (а в ее лице всему миру) на нежелательное воздействие (или бездействие) или отсутствие желательного.
Но возникает какое-то препятствие, что-то мешает ребенку выразить свое несогласие, например, встречная агрессия мамы в виде угроз, ругани, наказания или игнорирования. И встречаясь с этим препятствием, ребенок переживает испуг и ужас, как отклик на агрессию матери, и бессилие, связанное с невозможностью как-то повлиять на происходящее - остановить нежелательное воздействие или наоборот вызвать желательное.
Сталкиваясь с этим препятствием ребенок замирает, но возбуждение недовольства уже поднялось - его эндокринная система уже сработала, его пульс уже участился, лицо покраснело, но он замирает, потому что ужас от встречи материнской агрессией велик, потому что бессилие не преодолимо, а со своим возбуждением тоже придется что-то сделать.
Это очень сложный момент для ребенка - агрессия есть вовне (мама) и агрессия есть внутри, и та, и другая - пугает, если выпустить внутреннюю, то внешняя только возрастет, поэтому свое переживания приходится подавлять. Таким образом, удержание своего недовольства оказывается способом и сохранить контакт с матерью, и отрегулировать свое состояние: я больше не злюсь и мама перестает или хотя бы не начинает злиться сильнее.
Но телесное возбуждение, каким являются все эмоции, можно подавить только телесно - через задержку дыхания, сжатие межрёберных мышц и диафрагмы, в детстве это может привести даже к рвоте или приступу астмы. Это высокая цена.
В результате даже не имея намерения причинить себе боль, ребенок делает это, удерживая возникшее возбуждение, чтобы избежать гнева матери. Так работает наше тело и этот паттерн закрепляется на физическом уровне.
Отрывок из моей книги «Любить нельзя гнобить». Продолжение следует.
#любить_нельзя_гнобить
❤33😢9🔥7👍1
ФАЗЫ САМОНАПАДЕНИЯ — 2
Начало в предыдущем посте.
Давайте сделаем шаг назад. Напомню, что это возбуждение изначально возникло как ответ на некое нежелательное воздействие или бездействие, которое принесло либо ущерб, либо фрустрацию, то есть ребенок уже пережил что-то неприятное. Когда он попытался выразить это маме (миру), он столкнулся с дополнительным уроном в виде атакующего поведения матери и собственного телесного сжатия от испуга и ужаса.
Таким образом закрепляется паттерн — в ответ на нежелательное воздействие мира реагировать удержанием своей агрессии, и само это удержание уже неприятно, но еще и она никуда не исчезает - ей все равно нужен объект, она все равно должна быть размещена и единственный, кто попадается под руку ребенку - это сам ребенок. И чем более выражена агрессия матери к ребенку в этот момент (это не только ругань или телесное наказание, это может быть и игнорирование или оставление в одиночестве, и увещевания о том, как ведут себя хорошие дети), тем более жестким будет его обращение самим собой.
В дальнейшем этот паттерн разовьется и у него будут разные проявления, о которых мы с вами говорили и еще будем говорить, а также станет самовоспроизводиться не только при реальном столкновении с нежелательным воздействием, но и при фантазировали о нем - «меня точно никто не возьмет на работу, кому я такой нужен, верно про меня мама говорила….».
Самонападение всегда следствие какого-то нежелательного контакта с миром, когда он оказывает на вас воздействие или отказывает в получении чего-то.
Вы не просто злы по отношению к себе. Это каждый раз свидетельствуем о том, что сейчас что-то такое происходит между вами и окружающей средой: может быть, на вас нападают, может быть, вам чего-то не удается получить, а может быть, и то, и другое сразу.
Разберем паттерн самонападающего поведения по стадиям, подробно рассматривая каждую их них.
#любить_нельзя_гнобить
Начало в предыдущем посте.
Давайте сделаем шаг назад. Напомню, что это возбуждение изначально возникло как ответ на некое нежелательное воздействие или бездействие, которое принесло либо ущерб, либо фрустрацию, то есть ребенок уже пережил что-то неприятное. Когда он попытался выразить это маме (миру), он столкнулся с дополнительным уроном в виде атакующего поведения матери и собственного телесного сжатия от испуга и ужаса.
Таким образом закрепляется паттерн — в ответ на нежелательное воздействие мира реагировать удержанием своей агрессии, и само это удержание уже неприятно, но еще и она никуда не исчезает - ей все равно нужен объект, она все равно должна быть размещена и единственный, кто попадается под руку ребенку - это сам ребенок. И чем более выражена агрессия матери к ребенку в этот момент (это не только ругань или телесное наказание, это может быть и игнорирование или оставление в одиночестве, и увещевания о том, как ведут себя хорошие дети), тем более жестким будет его обращение самим собой.
В дальнейшем этот паттерн разовьется и у него будут разные проявления, о которых мы с вами говорили и еще будем говорить, а также станет самовоспроизводиться не только при реальном столкновении с нежелательным воздействием, но и при фантазировали о нем - «меня точно никто не возьмет на работу, кому я такой нужен, верно про меня мама говорила….».
Самонападение всегда следствие какого-то нежелательного контакта с миром, когда он оказывает на вас воздействие или отказывает в получении чего-то.
Вы не просто злы по отношению к себе. Это каждый раз свидетельствуем о том, что сейчас что-то такое происходит между вами и окружающей средой: может быть, на вас нападают, может быть, вам чего-то не удается получить, а может быть, и то, и другое сразу.
Разберем паттерн самонападающего поведения по стадиям, подробно рассматривая каждую их них.
#любить_нельзя_гнобить
❤21🔥2😢1