Hard Client – Telegram
Hard Client
22.7K subscribers
142 photos
1 video
147 links
Станислав Хрусталёв

• Пишу о Customer Experience
• Собираю лучшие CX практики
• Оцениваю клиентские пути

hardclient.com

По всем вопросам:
@stan_khrustalev

Лучшие продуктовые каналы:
clck.ru/3Eq6uq

Канал в реестре РКН:
clck.ru/3Eq6rt
Download Telegram
Многие интересные практики, связанные с клиентским опытом, можно транслировать между индустриями, и наблюдать за тем, как развиваются разные продукты за рамками нашей текущей сферы деятельности, бывает очень полезно.

В сегодняшней статье мы ненадолго выйдем из е-кома и окунемся в мир телекома. На этот раз разберем билайн: посмотрим, какие интересные фичи и необычные услуги есть в приложении и как они делают жизнь клиента лучше.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
🔥5424👍13🥰8👎6😁6😍4🆒4👏1🎉1
Лента – гигант российского ритейла, который активно развивается и не прекращает скупать торговые сети и e-com сервисы.

Разумеется, у Ленты есть своё приложение, и на этот раз я решил посмотреть, насколько оно конкурентно относительно рынка в плане UX/UI.

Сегодня я сделаю фокус на карточках товаров и подсвечу чуть больше 70 моментов, которые позволят сделать клиентский опыт лучше.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
🔥73❤‍🔥18👍165😁4🎉4😍3🆒3👏2👎1
Скоро Новый год, и все мы устремляемся за подарками, в том числе и за новыми iPhone. Я тоже решил пересесть на 16 Pro, и внимание моё, помимо прочего, привлекла кнопка действия (Action button), которой не было на моем предыдущем девайсе.

Я решил разобраться в её возможностях поглубже, и это натолкнуло меня на идею о том, что кнопка может стать новой точкой контакта между компанией и клиентом. И пара e-commerce сервисов на нашем рынке сейчас буквально в одном шаге от этого.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
🔥28👍138👏8🥰5❤‍🔥3🎉3🆒3😁2🎄2
Из года в год ВкусВилл остается для меня источником интересных идей и решений: ребята идут своим путем и не боятся экспериментировать.

Поэтому в их приложении есть много фич и механик, которые редко или вовсе не встретишь у конкурентов.

Сегодня мы разберем 30 моментов, которые делают опыт клиента удобнее, а покупки – увлекательнее.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
109🔥66👍20🎉7❤‍🔥5🥰3😁3👏2😍2🆒2
Как считаете, у кого на рынке e-com хуже всего спроектирован функционал рейтинга и отзывов по товарам? Без подробного анализа сказать сложно: все участники в чем-то хороши, а в чем-то – за несколькими редкими исключениями – не дотягивают.

Как и везде, дьявол кроется в деталях. Поэтому я решил пройтись по рынку и собрать примеры того, как делать не стоит: где-то это банальные ошибки, где-то – спорные практики. А иногда и темные паттерны.

В итоге получился своего рода «монстр Франкенштейна» из вредных советов о том, как реализовать рейтинг и отзывы в вашем e-com приложении.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
560🔥27👍14🥰4👎3🆒3❤‍🔥2👏2😍2😁1😈1
Для одной затеи (о ней расскажу завтра) сделал emoji паки с иконками e-com приложений, представленных на нашем рынке.

Они могут пригодиться, если делаете анонсы, дайджесты или упоминаете компании в своих каналах и рабочих чатах.

Всего иконок ~240. Для удобства разбил их по категориям. Обновлять буду каждый месяц. Если кого-то не хватает, пишите.

P.S. использовать кастомные emoji можно, если у вас есть активная премиум-подписка Telegram.

😊 Маркетплейсы

😊 FMCG

😊 Fashion retail

😊 Парфюмерия и косметика

😊 Товары для дома и ремонта

😊 Электроника и техника

😊 Ювелирные изделия

😊 Спорттовары

😊 Аптеки

😊 Книжные магазины

@hardclient
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥16731👍24🤩5❤‍🔥4🥰4👻4🆒3🎉2🥴2🙏1
Выстрелит ли у нас social commerce?

На днях Wildberries запустили приложение Wibes. Внутри – лента с короткими видео по интересам, возможность подписаться на авторов полезного контента и купить товары из роликов.

Чем-то мне это напоминает одно приложение родом из Азии, у которого с продажами в таком social формате всё вроде бы очень даже неплохо. Почему бы и не попробовать?

Но возникает ряд открытых вопросов:

Как завести на платформу ликвидность со всех сторон (покупатели, креаторы, селлеры), чтобы произошел мэтч, и представители каждой из групп не ушли из-за того, что «там пустовато»?

Как мотивировать креаторов на создание контента с товарами, кроме как играть на желании стать популярным?

По какому пути создания контента идти, чтобы не стать Яндекс Ритмом, который отталкивался от схожей идеи social commerce, но превратился в ленту, полную рекламы?

Почему Wibes существует отдельно от основного приложения wb, в то время как скачивание аппа – это серьезный барьер? И не повлияет ли такое решение на итог эксперимента?

...и многие другие (напишите свои в комментах).

С другой стороны, предположу, что у Wildberries есть ресурсы, которыми можно обеспечить «путь в светлое будущее» и решение изначально кажущихся неразрешимыми задач.

Как вы считаете, каковы шансы на то, что инициатива выстрелит? Ждет ли нас золотой век social commerce или проект сойдет на нет? Что, по-вашему, стоит учесть и какие шаги сделать, чтобы всё заработало и устойчиво развивалось? Буду рад услышать ваши мнения в комментах👇🏻

Ну и ставим реакции:
👍🏻 – верю, что получится
👎🏻 – не верю
2👎228👍65🤔27🔥127🥰4😁4😍4👏2🎉1
Когда я на втором канале выпускаю посты про Wildberries 😊, почти всегда появляются негативные комментарии из разряда «товары плохие», «в ПВЗ нахамили» и т.д.

Да, есть за что компанию пожурить, но сегодня предлагаю встать на другую сторону, присмотреться к приложению WB и обсудить 30 интересных фич, которые стоит взять на заметку.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥5731👍11🍓6😁4🥰2🎉2😍2🆒2🤝1🦄1
А что если не показывать ?

Продолжаем тему с обсуждением интересных открытых вопросов.

В плане работы с обратной связью e-com сервисы можно разбить на 3 группы: 1) те, кто вообще не собирает фидбэк 2) те, кто собирает и показывает оценки по товарам и 3) те, кто собирает, но не делится оценками с клиентами.

Яркий представитель 3 группы – 😊 Самокат, который круто собирает фидбэк, но использует его лишь для внутренних целей. Возникает вопрос: насколько хороша такая механика?

С одной стороны, это может быть воспринято, как отсутствие прозрачности: покупая товар, ты видишь лишь «вкусную» картинку с описанием, и рискуешь купить то, что уже вызвало недовольство у многих клиентов.

С другой стороны, если смотреть глазами бизнеса: оценки ниже определенного уровня могут снизить шансы на то, что товар купят: оценка 4.7 для кого-то нормальна, но кто-то, увидев её, откажется от покупки. А это уже прямое влияние на выручку.

При этом компания может оперативно отрабатывать негатив и выводить из оборота то, на что сильно жалуются клиенты – тем самым снижая риск негативного опыта у новых покупателей. И если взять этот поинт за аксиому, то, казалось бы: почему бы и нет?

Как считаете, что это в большей степени: серый паттерн или вполне рабочая механика защиты выручки без ущерба для клиента?

Будет очень интересно почитать ваши соображения, особенно если вы в компании ответственны за эту часть продукта.

Ну и давайте проголосуем:
👍🏻 – хорошая рабочая тема
👎🏻 – серый паттерн

@hardclient
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👎129👍117🤔198👏6🔥4😁4🎉3🥰2😍1
Азбука Вкуса 😊 для многих была и остаётся любимым магазином. Компания сильно вкладывается в то, чтобы опыт посещения магазинов был на 5+, и детально продумывает путь клиента.

Однако в digital коллегам ещё есть к чему стремиться. Сегодня мы разберем 50 идей по улучшению карточек товаров в приложении Азбуки: недочёты, которые стоит поправить, и практики, которые можно перенять.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
44🔥26👍12👏6😍4👎2🎉2🥰1😁1
Скоро майские праздники. Многие в эти дни планируют слетать не только на дачу, но и куда-нибудь подальше. А те, кто смотрит «Самые честные новости» Артемия Лебедева, уже давно уяснили, что tema ru/start – «главный инструмент путешественника».

С его помощью можно купить билеты на самолет, забронировать себе номер в отелях по всему миру и заказать туры. Казалось бы, идеально: всё, что необходимо, собрано в одном месте.

Я решил посмотреть на это «одно место» глазами клиента и ответить на вопрос: «а можно ли что-то улучшить в лучшем трэвел-сервисе по версии Артемия?» Оказалось, что можно, а в этой статье – первые полсотни наблюдений.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
2🔥26👍14👎147❤‍🔥5🥰4👏4😁2🍌2😈1💊1
Друзья, хочу поделиться с вами интересным наблюдением:

Пару месяцев назад я запустил новый канал. На нём 3 раза в неделю мы обсуждаем ошибки и недочёты в e-com приложениях. Сейчас их уже почти полсотни (хочется собрать минимум тысячу😁).

Изначально канал я сделал в развлекательных целях: народ требует не только хлеба (гайды, обзоры лучших практик и интересные фичи), но и зрелищ (поглумиться над тем, как кто-то сел в лужу).

Но тут появился побочный эффект: коллеги из компаний, чьи ошибки подсвечиваю, начали писать и делиться тем, что всё поправили: например, так делают 😊 Вкусвилл, 😊 Flowwow, 😊 Лента и 😊 SPAR.

Так что, не только потешаемся над чужими ошибками, но и влияем на улучшение продуктов😊

А если вы думаете, что вашего e-com приложения уж точно там не будет, я бы не был так в этом уверен😉 Так что подключайтесь: у нас там весело, лампово и, несмотря на название канала, по-доброму: welcome!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥91👍35❤‍🔥1615🥰5👏4😁4🎉3🤩2
У многих вместе с появлением ребенка в жизни появляется и 😊 Детский мир, а в его приложении есть много интересных моментов, которые улучшают как опыт клиента, так различные метрики компании. Сегодня, по традиции, разберем 30 из них.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍42🔥2723❤‍🔥5🥰5👏5🆒3😁1🎉1😍1
Итак, объявление: с этого дня я решил войти в X5 Retail Group на должность пользователя всех их сервисов😉

А сегодня мы поговорим о том, как улучшить опыт клиента при входе в Перекрёсток, Впрок, Пятёрочку и прочие через X5ID.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
😁10156🔥43👍10😍7👏5🥰4🆒3🎉2🤬1🌚1
ИИ-ассистенты в e-com

В последнее время ИИ уже куда только не проник, и сфера e-commerce – не исключение.

В Яндексе, например, ассистенты появляются как грибы после дождя: сначала в Маркете, затем в Лавке, на днях прошла новость о запуске Еда AI в Яндекс Еде.

Подобрать товары под потребность, а не по параметрам. Получить подборку ресторанов по настроению. Помочь выбрать вкусняшки для просмотра кино, заказать продукты под рецепт. И так далее. Ведь удобно же?

Но складывается ощущение, что в результате мы получаем «удобство», которое дается нам ценой ограничения выбора: «Не знаешь, что заказать к кино? Купи попкорн именно этого бренда». «Лень подбирать ингредиенты под салат? ИИ поможет: томаты – такие, огурцы – такие, а топпинг – предлагаем именно этот».

Судя по обсуждениям постов в Фиче дня, реакция пользователей на взаимодействие с ИИ при покупке товаров пока полярная. В связи с этим вопрос:

Как вы считаете, станет ли поиск товаров с помощью ИИ мощной альтернативой уже сложившимся паттернам поиска на горизонте ближайших 3-5 лет? И почему?

@hardclient
🤔33👍2017😍9👌4👎3🔥3🥰3🎉2🖕21
Знакомство со страницей в App Store – шаг, через который проходят все новые пользователи iOS приложений. Контент страницы формирует первое впечатление о сервисе, а то, каким оно будет, зависит от множества деталей.

В этой статье мы разберем страницу сервиса ВкусМил (доставка готовых рационов от ВкусВилл) и обсудим 50 моментов, которые в ней можно улучшить, не понеся при этом каких-либо астрономических затрат.

Вместо пассивного чтения предлагаю сначала посмотреть страницу приложения и подумать, что в ней можно было бы улучшить. И если появятся идеи, которыми можно дополнить статью – добро пожаловать в комментарии.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
37🔥29👍9❤‍🔥64👏3🥰2🎉2😍2🆒2😁1
Кто-то скачивает приложение Магнита, просто чтобы показывать карту на кассе. Но если покопаться в нём поглубже, можно подглядеть достаточно много интересных особенностей.

В этот раз статья не про UX/UI и интерфейсы, а про механики управления поведением клиента, геймификацию и сервисы, о наличии которых именно у Магнита я лично узнал, лишь начав писать эту статью. Сегодня мы разберем 20 из них.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
🔥6828👍20👏5🎉5👎3😁3😍32❤‍🔥1🥰1
Радует меня, что во времена GPT, Gemini, DeepSeek и прочих инструментов повышения эффективности (и размягчения мозга) бумажные книги всё ещё продолжают покупать, а слово «книголюб» ещё не стало архаизмом.

А ещё меня радует, что некоторые участники рынка торговли книгами вкладываются в свои e-com приложения так, что про них хочется написать статью.

Сегодня мы поговорим об одном из них – Читай-Городе – и обсудим 30 интересных моментов в их приложении, которые делают опыт читателей лучше.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
🔥4323👍17😍8👏5😁4❤‍🔥2🤩2🥰1🎉1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это ещё не статья, но, возможно, новый экспресс-формат. В комментах к посту выше возникло предложение: «зачем прожаривать убогих? Ты прожарь лучше гигантов. Яндекс, например»

А почему бы и нет? В Яндексе есть много хорошего, но за тем, что можно сделать лучше, далеко ходить не нужно. Рассмотрим небольшую, но важную часть пути клиента – вход в Yandex ID. Жмём на видео и смотрим:

1️⃣ Меня встречает экран ввода номера телефона: поле ввода не активируется по умолчанию, хотя клавиатура ничего не перекрыла бы. Нужно тянуться до него и нажимать, хотя этого можно было избежать.

2️⃣ Поле не промаркировано, как telephoneNumber, поэтому когда оно активируется, автоподсказка не срабатывает: вместо 1 тапа мне приходится делать 10, вводя номер телефона вручную.

3️⃣ Если автоподстановка была бы реализована, можно отслеживать, что я делаю ввод не посимвольно, а сразу ввел целый, сохраненный номер. В таком случае нажатие на кнопку «Далее» также можно упразднить.

4️⃣ Переходим ко вводу кода. Это ключевое действие в рамках экрана. Но поле, как и предыдущее, не активируется автоматически. Приходится делать это вручную – еще одно лишнее действие.

5️⃣ Заметим, что до активации поле уже выглядит активным за счет мерцающего курсора. Это может создать когнитивный диссонанс («Поле активно, а клавиатуры нет. Что случилось?»).

6️⃣ У меня установлены несколько приложений Яндекса. Из-за этого я получаю сразу 2 идентичных пуша от разных приложений. Такое дублирование избыточно и верю, что его можно устранить.

7️⃣ Код приходит именно в пуше. В отличие от SMS, автоподстановка из пуша в iOS пока не реализована. В результате получаем ситуацию, когда компания экономит, а пользователь вводит код вручную.

8️⃣ Учитывая ручной ввод, насколько критична длина кода именно в 6 цифр? Т-Банк, например, для подтверждения транзакций использует 4-значный код – и вроде бы мир не рушится.

Таким образом, мне нужно сделать 19 действий вместо двух. Думаю, что некоторые из этих моментов сделаны специально. Но если смотреть со стороны пользователя, у процесса есть потенциал для улучшения.
6🔥10238👍31🥰6🎉4😱3🆒3❤‍🔥2😁2😍1
Середина июля. +35℃ за окном. +32℃ внутри – то, чего ты точно не ожидаешь ощутить в бизнес-классе Аэроэкспресса. Пассажиры шутят, что им в салоне решили устроить филиал Дубая. И смешно, и грустно.

Ты пытаешься связаться с машинистом через спикер: оттуда – лишь тишина. Кондуктор и охранник, которые часто составляют компанию пассажирам именно в бизнесе, в этот раз куда-то «испарились» – вероятно, в более прохладные вагоны.

В конце поездки никто из персонала, который в тот момент внезапно появился в N-ном количестве, даже не удосужился принести извинения за «Дубай». Что делать, когда тебя никто не слышит? Может, поддержка спасёт ситуацию?...

И вот ты уже лезешь в iPhone, пытаясь с кем-нибудь связаться в надежде поругаться, а затем успокоиться и полететь дальше по своим делам. Но это лишь начало истории о том, как можно сделать опыт клиента еще хуже через работу с жалобами.

Читать статью на hardclient.com

@hardclient
1🔥11117👍13👏5😎5❤‍🔥4😍4🥰3🆒3🎉2😁1
Эти статьи уже ушли вглубь ленты постов, а новые подписчики приходят, поэтому напомню, что на hardclient доступна большая база гайдлайнов по проектированию e-com интерфейсов.

В базе собрано 5200+ гайдлайнов с примерами и антипримерами, разбитых на 50+ статей. Материалы базы покрывают и desktop, и mobile.

Так что, если подписались недавно, должно быть полезно.

Хороших всем выходных!

@hardclient
🔥12522👍13😁6🤝5😍4🥰3🆒3🎉1🙏1😎1