ИПЕМ – Telegram
ИПЕМ
1.94K subscribers
637 photos
2 videos
255 files
695 links
Канал материалов и новостей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Транспорт, энергетика, промышленность.

Сайт: http://ipem.ru/
Download Telegram
Снижение выручки в грузоперевозках на ж/д транспорте за три месяца достигло 56,8 млрд рублей

ИПЕМ провел экспресс-анализ снижения выручки ОАО «РЖД» и железнодорожных операторов в связи с падением погрузки в мае. По оценке Института, за прошедший месяц оно составил 20,7 млрд рублей, а начиная с марта достигло 56,8 млрд рублей.

Экспресс-оценка проводилась на основе публичной информации ОАО «РЖД» о динамике погрузки за май 2020 года и в сравнении с показателями 2019 года. По данным перевозчика, в прошедшем месяце погрузка на сети железных дорог составила 100,5 млн тонн (на 5,4% ниже показателя мая-2019).

По расчетам ИПЕМ, объем снижения выручки ОАО «РЖД» в мае-2020 от сокращения груженых вагоноотправок составил не менее 6,7 млрд рублей, порожних – 1,5 млрд рублей. Потери операторов от снижения погрузки оцениваются ИПЕМ в сумму не менее 2,3 млрд рублей, от снижения ставок – в 10,2 млрд рублей. Таким образом, общий объем недополученной выручки в мае составил 20,7 млрд рублей, а за три последних месяца – 56,8 млрд рублей. (23 млрд рублей в апреле, 13 млрд рублей в марте)

«Примерно половина потерянной выручки связана со снижением ставок операторов, на которые воздействует профицит парка на сети и снижение перевозок. Эффект «коронакризиса» для железнодорожного транспорта остается значительным и вряд ли быстро нивелируется после преодоления пандемии. Тем не менее мы прогнозируем, что сокращение строгости мер противодействия вирусу окажет положительный эффект на работу отрасли постепенно восстанавливая объемы перевозок», – прокомментировал заместитель генерального директора Института Владимир Савчук.
Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян: поддержка внедрения новых моделей грузовых вагонов должна охватывать все этапы услуги перевозки

По мнению ИПЕМ, эффективному внедрению перспективных вагонов будут способствовать государственная поддержка, однако востребованность нового подвижного состава значительно зависит от наличия экономической целесообразности приобретения такого вагона для его владельца. Развитие сервисов и технологий перевозки, в которых они задействованы, также является важной составляющей. ИПЕМ считает, что ОАО «РЖД» целесообразно выступить интегратором в формировании спроса на новые модели грузовых вагонов, так как может учитывать сквозной эффект от внедрения для всей услуги перевозки.

Соответствующие тезисы озвучил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, выступая на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД». Мероприятие под председательством генерального директора холдинга Олега Белозёрова состоялось в онлайн-формате 4 июня, в нем приняли участие представители структурных подразделений ОАО «РЖД», производителей подвижного состава, операторов, научного и экспертного сообщества.

По мнению ИПЕМ, спрос на новые технологии в вагоностроении существует, так как это существенная составляющая услуги железнодорожной перевозки, которая находится в конкуренции с услугами других видов транспорта. В то же время все прорывные инновационные решения требуют длительных сроков реализации маркетинговой стратегии, направленной на подготовку покупателей, иначе данные решения не будут востребованы. «Экономические параметры эффективности вагонов являются основными факторами выбора в сторону той или иной модели у покупателя, — указал Юрий Саакян. — Технические и технологические улучшения свойств грузовых вагонов не стимулируют спрос, если они не покрывают более высокую стоимость владения вагонов, не генерируют дополнительный денежный поток или не снижают расходы его владельца».

ИПЕМ считает, что востребованность новых моделей у рынка существенно зависит от развития сервисной базы, отработанной и понятной технологии перевозок, сквозной оценки экономической эффективности вагона на всех этапах оказания услуги перевозки. Однако одних рыночных механизмов недостаточно для поддержания высоких темпов обновления парка и ускоренного перехода на новые транспортные технологии. «Повысить экономическую привлекательность можно путем применения механизмов государственной поддержки на этапах приобретения и эксплуатации вагона, поддержки перевозчиком интеграции новых технологий, — отметил глава ИПЕМ. — При этом логично, чтобы владелец инфраструктуры и перевозчик выступил интегратором новшеств, которые будут применяться в вагоностроении, с учетом его технологических возможностей».

Дополнительно:
Презентация «О проблемах спроса на перспективные грузовые вагоны», Ю.Саакян, 4 июня, 2020
2020_06_01_2020_06_08_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
94.8 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, кронавирус) за 1 — 8 июня 2020 года.
Показатели промышленного производства России в мае 2020 года по оценкам ИПЕМ (в скобках — накопленным итогом с начала года):

ИПЕМ-производство: -9,7% (-3,3%)
ИПЕМ-спрос: -9,5%, (-4,2%)

Благодарим телеграм-канал «Свои да Наши» за публикацию!

Показатели спроса в отраслевых группах
Добывающие: -14% (-5%)
Низкотехнологичные: +10% (+9,3%)
Среднетехнологичные: -9,2% (-5,7%)
Высокотехнологичные: -34,9% (-20,3%)

«Необходимо отметить, что опыт, накопленный с кризиса 2008-2010 годов, позволил Правительству РФ значительно повысить оперативность в части разработки и реализации антикризисных мер, – прокомментировал заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. – Самым ярким примером является автопром, меры господдержки которого посредством опережающей закупки автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и госкомпаниями были утверждены только в мае. Однако уже по результатам апреля, то есть только в ожидании их утверждения, значительно вырос выпуск автобусов и пожарных автомобилей».

Подробнее:

— Мониторинг ситуации в промышленности по итогам мая2020 года (pdf)

— Промышленность России: итоги мая 2020 года (полный текст)
ОАО «Российские железные дороги» опубликовало данные о перевозках контейнеров на железной дороге за май 2020 года. ИПЕМ провел экспресс-анализ и подготовил инфографику по основным родам грузов:

— Инфографика в PDF

— Инфографика в PNG
2020_06_08_2020_06_15_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
95.5 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, кронавирус) за 8 — 15 июня 2020 года.
ИПЕМ рассчитал финансовые показатели, соответствующие заложенным в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности натуральным объемам производства железнодорожного подвижного состава.

По расчётам Института, Стратегия предполагает суммарный объем производства предприятий транспортного машиностроения за 2020-2035 годы на сумму более 4,9 трлн рублей.

«Заложенные в Стратегии планы по выпуску подвижного состава предполагают, что в ближайшие 15 лет Россия будет занимать около 8% мирового рынка производства железнодорожной техники с учетом трамваев, вагонов метро и путевой техники. Основное потребление будет приходится на внутренний спрос», — прокомментировал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
2020_06_15_2020_06_22_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
96.1 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, коронавирус) за 15 — 22 июня 2020 года.
2020_06_22_2020_06_29_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
97.2 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, коронавирус) за 22 — 29 июня 2020 года.
По оценкам ИПЕМ, прирост платы населения крупнейших городов России за жилищно-коммунальные услуги во II полугодии 2020 года составит до 7% (плата за коммунальные услуги вырастет до 6%). В 14 из 15 городов-миллионников отношение платежей за ЖКУ к доходам домохозяйств немного сократится по сравнению с 2019 годом.

ИПЕМ опубликовал результаты исследования «Рост тарифов на ЖКУ в 2020 году: анализ для крупнейших городов и регионов России», в рамках которого были изучены решения об индексации тарифов на ЖКУ, в том числе в части соответствия установленным на федеральном уровне пределам и влияния на расходы домохозяйств.

Отношение расходов домохозяйств на ЖКУ к их доходам по итогам повышения тарифов сохранится на уровне не выше 13%, причем в 14 из 15 рассмотренных городов-миллионников этот показатель сократится по сравнению с уровнем 2019 года.

Подробнее
Совокупная плата за коммунальные услуги в Москве является самой высокой среди столиц государств-членов ЕАЭС. В то же время с учетом паритета покупательной способности показатель столицы России сопоставим со столицами Беларуси и Армении – Минском и Ереваном.

Соответствующие выводы представлены в опубликованном ИПЕМ ежегодном исследовании «Рост тарифов на ЖКУ в 2020 году: анализ для крупнейших городов и регионов России». В этом году ИПЕМ впервые провел сравнительный анализ платы за коммунальные услуги в пяти столицах ЕАЭС: Москве, Ереване, Минске, Нур-Султане и Бишкеке. В анализ не вошла плата за жилищные услуги.

В соответствии с расчетами по обменному курсу, в Москве совокупная плата за коммунальные услуги является самой высокой среди рассмотренных городов, на сходных позициях находится Ереван. При оценке по паритету покупательской способности в тройку «лидеров» по размеру коммунальных платежей граждан входит также Минск. В то же время плата за коммунальные услуги в Нур-Султане и Бишкеке значительно ниже, че
ОАО «РЖД» опубликовало данные о погрузке на железной дороге за июнь 2020 года. ИПЕМ провел экспресс-анализ представленных данных и подготовил инфографику по различным видам грузов.
Инфографика доступна:
в формате PDF
в формате png (архив)
ИПЕМ оценивает недополученную выручку ОАО «РЖД» и операторов грузовых вагонов в марте-июне свыше 73,2 млрд рублей

Экспресс-оценка проводилась на основе публичной информации ОАО «РЖД» о динамике погрузки за июнь 2020 года и в сравнении с показателями 2019 года. По данным перевозчика, в прошедшем месяце погрузка на сети железных дорог составила 97,1 млн тонн, что на 4,1% ниже показателя аналогичного месяца прошлого года. По оценке Института, за прошедший месяц снижение выручки в сравнении с 2019 годом составило 16,4 млрд рублей, за март-июнь – 73,2 млрд рублей.

По расчетам ИПЕМ, объем снижения выручки ОАО «РЖД» в июне 2020 года от сокращения груженых вагоноотправок составил не менее 3,8 млрд рублей, порожних – 1,2 млрд рублей. Потери операторов от снижения погрузки оцениваются ИПЕМ в сумму не менее 1,7 млрд рублей, от снижения ставок – в 9,7 млрд рублей. Общий объем недополученной выручки оценивается в 16,4 млрд рублей. По сравнению с периодом пика потерь (апрель 2020 года) этот показатель снизился на 29%, в том числе на 44% для ОАО «РЖД» и на 19% для операторов.

«Как и ожидал ИПЕМ, смягчение мер противодействия коронавирусу привело к позитивным сдвигам в экономической ситуации. Несмотря на продолжающееся падение погрузки, масштабы потерь сокращаются второй месяц подряд», – прокомментировал заместитель генерального директора Института Владимир Савчук.

Институт планирует провести уточняющую и системную оценку совокупного влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и пандемии коронавируса на железнодорожный транспорт России по окончании активной фазы кризиса. Следите за обновлениями: @ipem_research
ИПЕМ дал оперативную оценку динамике промышленного производства в июне 2020 года.

Сокращение индекса ИПЕМ-производство, характеризующего состояние промышленности России, продолжает ускоряться: в июне показатель составил -11,3% к аналогичному месяцу 2019 года.

За период январь-июнь 2020 года падение индекса ИПЕМ-производство составило -4,7% к аналогичному периоду прошлого года (с учётом обеспечения сопоставимости данных по электропотреблению и количества дней в високосном году).

Полный анализ состояния промышленности России в июне 2020 года на основе индексов ИПЕМ будет подготовлен и опубликован в середине месяца.
2020_06_29_2020_07_06_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
97.9 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, коронавирус) за 29 июня — 6 июля 2020 года.
Forwarded from Coala
​​Коллеги из Института проблем естественных монополий подводят итоги I полугодия для промышленности России.

В угольной отрасли первая половина 2020-го закончилась в отрицательных результатах: добыча снизилась на 8,1% (до 194,7 млн тонн), экспорт – на 6,2% до 88 млн тонн.

Такая картина соответствует глобальному тренду: по данным МЭА, падение спроса на уголь в январе-июне стало крупнейшим за последние 70 лет.

Тем не менее смягчение мер по предотвращению распространения коронавируса позволило в июне нарастить экспортные поставки угля на 3,6% по сравнению с июнем прошлого года (15,8 млн тонн) при незначительном сокращении добычи (-1,8% до 31,6 млн тонн).

Подробная информация — в инфографике @ipem_research
Forwarded from Газ-Батюшка
ИПЕМ эксклюзивно для Газ-Батюшки: итоги I полугодия для газовой и нефтяной промышленности.

Согласно оценке ИПЕМ, спрос на продукцию добывающих отраслей упал на 6,3% по сравнению I полугодием 2019-го.

Добыча и экспорт нефти за первое полугодие снизились на 4,7% до 264,7 млн тонн и 5,7% до 122,9 млн тонн соответственно. Ожидается дальнейшее сокращение добычи и экспорта российской нефти в рамках нового соглашения ОПЕК+, условия которого были обновлены 6 июня 2020. По итогам июня 2020 года Россия выполнила обязательства по сокращению добычи нефти практически в полном объеме: падение добычи составило 2,47 млн барр./сутки (по условиям сделки – 2,53 млн барр./сутки).

Добыча природного газа за шесть месяцев составила 340,8 млрд м3 (-9,7% к аналогичному периоду 2019 года). Данные об экспорте ещё не доступны.

Подробнее — на инфографике от @ipem_research
Как уже написал телеграм-канал «Свои да наши», ИПЕМ подготовил отчёт о динамике промышленного производства в I полугодии 2020 года.

По оценкам Института, показатели производства и спроса говорят о значительном ущербе для промышленности от последствий пандемии COVID-19, однако имеется ряд предпосылок для восстановления объёмов производства в ряде отраслей.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – по итогам шести месяцев 2020 года продемонстрировали синхронное падение: по сравнению с I полугодием 2019-го индекс производства сократился на 4,7%, спроса – на 5%. Наиболее заметный спад фиксируется в последнем месяце полугодия, по итогам июня показатели составили 11,3% и 9,7% соответственно.

Спрос на продукцию добывающих отраслей в течение первого полугодия 2020 года в России упал на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за июнь снижение составило 13,4%. Подробнее про газ, нефть и уголь — в соответствующих публикациях.

Низкотехнологичные отрасли промышленности стали единственными, в которых наблюдается устойчивый рост спроса в течение всего полугодия: +9,1% в январе-июне, +7,3% в июне 2020 года. Главным образом рост спроса, сохраняющийся с июля 2019 года, обусловлен положительной динамикой в производстве пищевой промышленности.

Напротив, среднетехнологичные отрасли в первом полугодии отметились спадом на 6,4%, в том числе в июне спрос на продукцию сегмента сократился на 10%. Падение показателей продолжается с мая предыдущего года.

Уровень падения спроса в высокотехнологичных отраслях за шесть месяцев достиг 20,8% (в июне – -28%). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в июне 2020 года сократилась после непродолжительного роста в апреле 2020 года (-14,0% к аналогичному периоду прошлого года, -13,3% за период январь – июнь 2020 года): как на внутренний рынок (-4,7%, -11,8%), так и в экспортном направлении (-56,6%, -25,2%).

Подробный отчёт по ссылке.
ИПЕМ
Как уже написал телеграм-канал «Свои да наши», ИПЕМ подготовил отчёт о динамике промышленного производства в I полугодии 2020 года. По оценкам Института, показатели производства и спроса говорят о значительном ущербе для промышленности от последствий пандемии…
Комментарий о ситуации в промышленности замруководителя департамента исследований ТЭК Евгения Рудакова для «Российской газеты» (полная версия):

«На основании опыта прошлых кризисов можно предположить, что текущая динамика индексов, когда падение спроса уже второй месяц оказывается менее значительным, чем падение производства, может свидетельствовать о достижении определенного пика кризиса, после которого трудно сразу ожидать положительной динамики, но дальнейшее падение уже не должно быть столь значительным.

Вероятно, в первую очередь восстановление объёмов производства начнётся в тех отраслях, в которых Росстат фиксирует довольно аномальную ситуацию – снижение объёмов производства при одновременном росте объёмов отгруженной продукции. Это может свидетельствовать о двух важных аспектах – в данный момент идет реализация складских запасов, а в будущем объёмы производства могут быстро восстановиться для нормализации уровня складских остатков. К таким отраслям относятся производство табачных изделий, производство текстильных изделий, производство одежды, а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Также необходимо отметить и некоторые негативные аспекты, связанные с дальнейшим функционированием крупных промышленных предприятий. На большинстве из них удалось избежать массового сокращения персонала в последние 4 месяца, однако именно сейчас многие компании подходят к активной фазе оптимизации затрат, которая практически всегда будет сопровождаться и оптимизацией численности персонала».
2020_07_06_2020_07_13_Мониторинг_регуляторной_среды.docx
103.4 KB
Мониторинг регуляторных новостей и документов (транспорт, ТЭК, промышленность, коронавирус) за 6—13 июля 2020 года.