На днях вернулся из Благовещенска, где проходил очный модуль образовательной программы «Инвестиция и устойчивость акселерационных программ», организованную КРДВ, АГИКИ и ДВФУ для управленческих команд креативных кластеров и креативных предпринимателей Дальнего Востока.
Что могу сказать? – Этот дальневосточный город мне очень понравился!
Я был наслышан о том, что пока Благовещенск топчется на месте, «китайская деревушка Хэйхэ превратилась в мегаполис». Во-первых, это не так. Города примерно равны по населению, и не сказать, что один сильно превосходит другой (разве что ночной подсветкой). Во-вторых, Благовещенск успел значительно преобразиться к лучшему за последние годы в самых разных аспектах. Тут тебе и стремительное благоустройство общественных пространств, и шикарная самая длинная набережная на ДВ (более 13 км!), и приличные рестораны, и яркие красивые люди!
По ряду направлений креативных индустрий в регионе сформировались выдающиеся компетенции и реализованные кейсы, которые очень хочется изучать и перенимать. Это и Центр развития территорий области, и Школа креативных индустрий, и проект China Russia Fashion Week – а также отдельно впечатлил Международный фестиваль зимних видов спорта на реке, фактически на границе двух стран.
В городе фактически зарождается целых три креативных кластера. Это проект государственного кластера "Казармы", многофункциональный центр "Приамурье" (который просто сдавал в офисы в аренду, жил себе не тужил, и внезапно на этом модуле во время экскурсии по пространству осознал себя и креативным, и кластером!), и пространство городского квартала, примыкающего к Универмагу братьев Платоновых (это по сути первый флаконо-подобный кластер нарождается, при чем это проект горизонтальной коммуникации между различными частными собственниками, у которых получается договориться, что очень классно, чего, к примеру очень не хватает тому же Владивостоку).
Проекты очень классные, хочется про каждый рассказать подробно. Может, так и сделаю.
Отдельно хочется рассказать про проекты общественных креативных пространств модернизированных модульных библиотек, очень ценные кейсы, которые хочется изучать и внедрять в Приморье. Их много, курирует их централизованно команда ЦРТ, которая системно агрегирует лучшие практики в этом направлении. ЦРТ вообще красавчики, так как являются единой точкой входа по множеству самых разных вопросов развития региона, включая даже туризм!
В развитии въездного туризма из Китая, анализа ЦА (портрета китайского туриста «сегодня») регион также активно продвинулся, есть чёткое понимание, какая категория зачем едет, и как с ней взаимодействовать. И теперь это не безликий ТИЦ, а АНО «Агентство гостеприимства Амурской области». Круто!
Отдельно хочу похвалить Татьяну Золотарёву, руководителя центра по развитию креативных индустрий Амурской области. Команда очень вовлеклась в организацию модуля, обеспечение комфорта и увлекательности пребывания в Благовещенске! Не хватит места всё рассказать и пересказать, но было очень насыщенно.
В целом хочу сказать, что Благовещенск «напросился» на повторный приезд с детальным дотошным анализом «состояния и перспектив развития креативных индустрий региона», подумаю, когда это возможно будет осуществить, но сделаю обязательно!
Спасибо коллегам за образовательный модуль, за спикеров. Организаторы — молодцы! Возможно, не все получается, но основной результат 100% уже есть. Главное — это люди и связи между ними, тут они однозначно формируется. И это крайне ценно само по себе!
А дальше обязательно последуют и устойчивые межрегиональные кроссиндустриальные и — главное — бизнесовые проекты! Успех здесь всегда за частной инициативой снизу, и только мы сами можем довести до ощутимого долгосрочного результата поставленные государством цели!
Развитие развивающихся — дело рук самих развивающихся!
И дерзкой смелости в случае с Дальним Востоком!
Что могу сказать? – Этот дальневосточный город мне очень понравился!
Я был наслышан о том, что пока Благовещенск топчется на месте, «китайская деревушка Хэйхэ превратилась в мегаполис». Во-первых, это не так. Города примерно равны по населению, и не сказать, что один сильно превосходит другой (разве что ночной подсветкой). Во-вторых, Благовещенск успел значительно преобразиться к лучшему за последние годы в самых разных аспектах. Тут тебе и стремительное благоустройство общественных пространств, и шикарная самая длинная набережная на ДВ (более 13 км!), и приличные рестораны, и яркие красивые люди!
По ряду направлений креативных индустрий в регионе сформировались выдающиеся компетенции и реализованные кейсы, которые очень хочется изучать и перенимать. Это и Центр развития территорий области, и Школа креативных индустрий, и проект China Russia Fashion Week – а также отдельно впечатлил Международный фестиваль зимних видов спорта на реке, фактически на границе двух стран.
В городе фактически зарождается целых три креативных кластера. Это проект государственного кластера "Казармы", многофункциональный центр "Приамурье" (который просто сдавал в офисы в аренду, жил себе не тужил, и внезапно на этом модуле во время экскурсии по пространству осознал себя и креативным, и кластером!), и пространство городского квартала, примыкающего к Универмагу братьев Платоновых (это по сути первый флаконо-подобный кластер нарождается, при чем это проект горизонтальной коммуникации между различными частными собственниками, у которых получается договориться, что очень классно, чего, к примеру очень не хватает тому же Владивостоку).
Проекты очень классные, хочется про каждый рассказать подробно. Может, так и сделаю.
Отдельно хочется рассказать про проекты общественных креативных пространств модернизированных модульных библиотек, очень ценные кейсы, которые хочется изучать и внедрять в Приморье. Их много, курирует их централизованно команда ЦРТ, которая системно агрегирует лучшие практики в этом направлении. ЦРТ вообще красавчики, так как являются единой точкой входа по множеству самых разных вопросов развития региона, включая даже туризм!
В развитии въездного туризма из Китая, анализа ЦА (портрета китайского туриста «сегодня») регион также активно продвинулся, есть чёткое понимание, какая категория зачем едет, и как с ней взаимодействовать. И теперь это не безликий ТИЦ, а АНО «Агентство гостеприимства Амурской области». Круто!
Отдельно хочу похвалить Татьяну Золотарёву, руководителя центра по развитию креативных индустрий Амурской области. Команда очень вовлеклась в организацию модуля, обеспечение комфорта и увлекательности пребывания в Благовещенске! Не хватит места всё рассказать и пересказать, но было очень насыщенно.
В целом хочу сказать, что Благовещенск «напросился» на повторный приезд с детальным дотошным анализом «состояния и перспектив развития креативных индустрий региона», подумаю, когда это возможно будет осуществить, но сделаю обязательно!
Спасибо коллегам за образовательный модуль, за спикеров. Организаторы — молодцы! Возможно, не все получается, но основной результат 100% уже есть. Главное — это люди и связи между ними, тут они однозначно формируется. И это крайне ценно само по себе!
А дальше обязательно последуют и устойчивые межрегиональные кроссиндустриальные и — главное — бизнесовые проекты! Успех здесь всегда за частной инициативой снизу, и только мы сами можем довести до ощутимого долгосрочного результата поставленные государством цели!
Развитие развивающихся — дело рук самих развивающихся!
И дерзкой смелости в случае с Дальним Востоком!
🔥5❤2👍2👏1
Forwarded from ДЕРЗКИЙ ВЛАДИВОСТОК ⚓️
Первая дискуссия ВЭФ, на которую удалось заглянуть - Новая профессия «Продюсер города».
Кто такой «продюсер города» и зачем он нужен Владивостоку?
Вы когда-нибудь задумывались, почему из одних городов хочется уехать, а в других — остаться и строить жизнь? Часто дело не только в работе и деньгах, а в ощущении причастности к месту проживания. В том, есть ли там ваше сообщество, связи, круг единомышленников.
Вот именно этим — созданием комфортного единения жителей с городом - и занимается продюсер города. Это новая, неофициальная, но критически важная роль.
Кто это вообще такой?
Представьте себе человека-«модератора» культурно-креативной городской жизни. Это не чиновник из администрации. Его сила не в должности, а в авторитете, связях и умении объединять.
Его задача — находить тех, кто хочет менять город к лучшему (предпринимателей, художников, активистов, архитекторов), и помогать им находить друг друга и делать крутые совместные проекты. По сути, он «социальный клей» для городского сообщества.
А зачем это нужно?
Потому что люди уезжают не только из-за низких зарплат и благоустроенной инфраструктуры. Зачастую — из-за одиночества и отсутствия интересной среды вокруг. Нет друзей, нет своего круга, нет чувства принадлежности к городу. Продюсер города как раз и работает над тем, чтобы это чувство возникло через общее дело.
А что у нас во Владивостоке?
Во Владивостоке эту роль на себя примеряет Иван Чайкин и созданный активистами «Клуб продюсеров». Его концепция проста и до боли знакома:
1. Развитие «горизонтально». Не ждать инициативу сверху, а создавать ее силами самих жителей.
2. Консолидация. Собирать вместе инициативных горожан, бизнес и культуру.
3. Стратегия. Вместе вырабатывать понятную стратегию развития креативной среды города.
4. Диалог с властью. Быть мостом между активными гражданами и администрацией, чтобы предлагать ей не разрозненные идеи, а продуманные проекты.
Короче говоря, продюсер города — это тот, кто не дает городу превратиться в простое скопление домов и машин. Он помогает ему стать настоящим Домом с большой буквы — местом, где есть общение, смыслы и возможности, культурная глубина бытия.
Честно говоря, когда я слушала спикеров на этой панельной сессии, то пришла к стойкому ощущению, что в жизни российского общества подобное уже было и есть, и оно эффективно работало и работает).
Например, читая произведения о жизни русского дворянства 19 века, мы многое узнаем о знаменитых салонах, в которых собирались сливки общества, богачи и привлекательные авантюристы, будущие знаменитые поэты, композиторы и художники. Они горели идеями что-что создать, измерить, преобразовать и т.д.
В советское время были сообщества писателей, муз поэтов (как не вспомнить о клубе Лилечки Брик)…
Как думаете, нужен нам продюсер Владивостока?
Кто такой «продюсер города» и зачем он нужен Владивостоку?
Вы когда-нибудь задумывались, почему из одних городов хочется уехать, а в других — остаться и строить жизнь? Часто дело не только в работе и деньгах, а в ощущении причастности к месту проживания. В том, есть ли там ваше сообщество, связи, круг единомышленников.
Вот именно этим — созданием комфортного единения жителей с городом - и занимается продюсер города. Это новая, неофициальная, но критически важная роль.
Кто это вообще такой?
Представьте себе человека-«модератора» культурно-креативной городской жизни. Это не чиновник из администрации. Его сила не в должности, а в авторитете, связях и умении объединять.
Его задача — находить тех, кто хочет менять город к лучшему (предпринимателей, художников, активистов, архитекторов), и помогать им находить друг друга и делать крутые совместные проекты. По сути, он «социальный клей» для городского сообщества.
А зачем это нужно?
Потому что люди уезжают не только из-за низких зарплат и благоустроенной инфраструктуры. Зачастую — из-за одиночества и отсутствия интересной среды вокруг. Нет друзей, нет своего круга, нет чувства принадлежности к городу. Продюсер города как раз и работает над тем, чтобы это чувство возникло через общее дело.
А что у нас во Владивостоке?
Во Владивостоке эту роль на себя примеряет Иван Чайкин и созданный активистами «Клуб продюсеров». Его концепция проста и до боли знакома:
1. Развитие «горизонтально». Не ждать инициативу сверху, а создавать ее силами самих жителей.
2. Консолидация. Собирать вместе инициативных горожан, бизнес и культуру.
3. Стратегия. Вместе вырабатывать понятную стратегию развития креативной среды города.
4. Диалог с властью. Быть мостом между активными гражданами и администрацией, чтобы предлагать ей не разрозненные идеи, а продуманные проекты.
Короче говоря, продюсер города — это тот, кто не дает городу превратиться в простое скопление домов и машин. Он помогает ему стать настоящим Домом с большой буквы — местом, где есть общение, смыслы и возможности, культурная глубина бытия.
Честно говоря, когда я слушала спикеров на этой панельной сессии, то пришла к стойкому ощущению, что в жизни российского общества подобное уже было и есть, и оно эффективно работало и работает).
Например, читая произведения о жизни русского дворянства 19 века, мы многое узнаем о знаменитых салонах, в которых собирались сливки общества, богачи и привлекательные авантюристы, будущие знаменитые поэты, композиторы и художники. Они горели идеями что-что создать, измерить, преобразовать и т.д.
В советское время были сообщества писателей, муз поэтов (как не вспомнить о клубе Лилечки Брик)…
Как думаете, нужен нам продюсер Владивостока?
❤3
Forwarded from Кожан развивает
Вот и осталось всего 12 дней до шоу-презентации Продюсер города
То, что мы хотели собрать в Выксе за пару дней 😂, и то, что заняло почти год, но вылилось из модели в методичке в создание сети городов и ассоциации, в движение
Кого я обманываю?
Конечно, корни Продюсера города намного глубже - это и "прото-продюсеры города" - в Бирске, Урюпинске, Выксе и у нас в Сысерти, других городах
Это и вековые практики развития городов Демидовыми и Морозовыми, это традиции артелей и новшества бирюзового управления
Все это соединилось в идее, Продюсер города попал в нерв времени, в жилу рынка развития городов и проблему самореализации молодежи
Реальность - самый жёсткий судья. Города России, почти 1000 из 1200 убывают.
А молодежь, пассионарии часто не находят себе места для самореализации
И все это на волне ускоряющегося перехода от индустриальной экономики с командно-административным укладом классических корпораций к креативной экономике, ИИ и актуальным времени более сложным и гибким моделям управления
Символично, что Шоу проходит на юбилейной Креативной неделе, где в этом году вычертился отдельный трек развития территории
Казалось бы, почему такое внимание к развитию городов от креатива?
Город, пожалуй, самый сложный продукт, созданный человечеством. И если в 18 веке на Урале структуру и дух города определение металлургия, то завтра - это будет креативные индустрии. И завтра это не когда-то в 22 веке. Это завтра уже почти здесь, речь о десятилетиях и даже годах
Шоу-презентация Продюсер города - наш подход к этому вызову
Приглашаю 25.9 в Москву, Национальный центр Россия к 18:30 (стартуем без опоздавших) - узнать, что это за зверь такой Продюсер города?
Человек ли это, или компания? Бизнес или меценатство?
Приходите увидеть честный труд сотни неравнодушных судьбе страны людей и большой замах на то, чтобы сделать жизнь в нестоличных городах лучше, а для бунтарей занять достойное место в сегодня и завтра через созидание, а не разрушение
Регистрация для прохода на площадку Креативной недели
Дополнительная регистрация если вы гарантировано хотите забронировать место или увидеть событие онлайн
То, что мы хотели собрать в Выксе за пару дней 😂, и то, что заняло почти год, но вылилось из модели в методичке в создание сети городов и ассоциации, в движение
Кого я обманываю?
Конечно, корни Продюсера города намного глубже - это и "прото-продюсеры города" - в Бирске, Урюпинске, Выксе и у нас в Сысерти, других городах
Это и вековые практики развития городов Демидовыми и Морозовыми, это традиции артелей и новшества бирюзового управления
Все это соединилось в идее, Продюсер города попал в нерв времени, в жилу рынка развития городов и проблему самореализации молодежи
Реальность - самый жёсткий судья. Города России, почти 1000 из 1200 убывают.
А молодежь, пассионарии часто не находят себе места для самореализации
И все это на волне ускоряющегося перехода от индустриальной экономики с командно-административным укладом классических корпораций к креативной экономике, ИИ и актуальным времени более сложным и гибким моделям управления
Символично, что Шоу проходит на юбилейной Креативной неделе, где в этом году вычертился отдельный трек развития территории
Казалось бы, почему такое внимание к развитию городов от креатива?
Город, пожалуй, самый сложный продукт, созданный человечеством. И если в 18 веке на Урале структуру и дух города определение металлургия, то завтра - это будет креативные индустрии. И завтра это не когда-то в 22 веке. Это завтра уже почти здесь, речь о десятилетиях и даже годах
Шоу-презентация Продюсер города - наш подход к этому вызову
Приглашаю 25.9 в Москву, Национальный центр Россия к 18:30 (стартуем без опоздавших) - узнать, что это за зверь такой Продюсер города?
Человек ли это, или компания? Бизнес или меценатство?
Приходите увидеть честный труд сотни неравнодушных судьбе страны людей и большой замах на то, чтобы сделать жизнь в нестоличных городах лучше, а для бунтарей занять достойное место в сегодня и завтра через созидание, а не разрушение
Регистрация для прохода на площадку Креативной недели
Дополнительная регистрация если вы гарантировано хотите забронировать место или увидеть событие онлайн
🔥3
Теория vs Практика
Мы очень часто отделяем «иллюзорную» теорию от «реальной» практики, хотя — на самом деле — под теорией чаще подразумевают теоретизирование, считай, гипотезы, а под практикой — фактическое положение дел.
Проблема тут в том, что «научно-обоснованная» теория строится на практических наблюдениях, исследованиях, реальных данных — стало быть, неразрывно с практикой связана и полностью на ней основана.
И когда мы говорим «так может быть только в теории», то скорее семантически имеем в виду не теоретически обоснованную модель, а гипотетическую, очень часто маловероятную.
Поэтому я бы разделял теорию, сформированную на практике, от гипотез, основанных на допущении возможности маловероятных событий случиться.
Так, под «теорией» мы часто понимаем некое идеальное поведение людей, гипотетически возможное, но невозможное в реальном мире. Но это никакой теорией не является.
К примерам. Теоретическая модель «15-минутного города» не является абстракцией, гипотетическим допущением — это реально сложившаяся практика в ряде мегаполисов мира (в первую очередь, Европы, логика развития городов которых России очень близка), зафиксированная исследователями и систематизированная в форме соответствующей теоретической модели.
Это играет злую шутку с урбанистами, которые стремятся популяризировать вполне реальные модели развития городов (Vision Zero, 15-минутный город, приоритет ОПТ перел личным авто, включая массовое внедрение выделенных полос, и далее BRT, LRT и т.д.), но их называют фантазерами, начитавшихся вражеских неработающих сказок.
Но, если вдуматься глубже, то эти «начитавшиеся» приводят модели, как правило, не имеющие практического воплощения внутри самой России, в которой мы живем «здесь и сейчас».
А это важно потому, что любая модель, существующая в одной стране, с присущей ей «культурной матрицей» может по целому комплексу причин не прижиться в другой. Как говорится, «культура съедает стратегию на завтрак». И это действительно так. Примеров этому сколько угодно.
Что же получается? Правы урбанисты или нет? Получается, и да, и нет.
Потому как предлагаемые «западные» модели пока являются не более чем гипотетическими. Можно допустить, что они могут прижиться в России. Можно даже допустить, что вероятность этого весьма высока — в силу схожести моделей российских и европейских городов. Но, скорее всего, с набором своих специфических отличий и особенностей.
Поэтому, уверен, нам не стоит отказываться от этих «гипотез», но в разряд «теоретических» они перейдут только тогда, когда будет сформирована «практика» их реализации в городах России.
И более того, детально и вдумчиво проанализирована. И системно популяризована.
И нашим городам — это очень нужно.
Как говорится, подсматривай лучшее — иворуй внедряй у себя!
Так и построим «город-сад»! 😀
Мы очень часто отделяем «иллюзорную» теорию от «реальной» практики, хотя — на самом деле — под теорией чаще подразумевают теоретизирование, считай, гипотезы, а под практикой — фактическое положение дел.
Проблема тут в том, что «научно-обоснованная» теория строится на практических наблюдениях, исследованиях, реальных данных — стало быть, неразрывно с практикой связана и полностью на ней основана.
И когда мы говорим «так может быть только в теории», то скорее семантически имеем в виду не теоретически обоснованную модель, а гипотетическую, очень часто маловероятную.
Поэтому я бы разделял теорию, сформированную на практике, от гипотез, основанных на допущении возможности маловероятных событий случиться.
Так, под «теорией» мы часто понимаем некое идеальное поведение людей, гипотетически возможное, но невозможное в реальном мире. Но это никакой теорией не является.
К примерам. Теоретическая модель «15-минутного города» не является абстракцией, гипотетическим допущением — это реально сложившаяся практика в ряде мегаполисов мира (в первую очередь, Европы, логика развития городов которых России очень близка), зафиксированная исследователями и систематизированная в форме соответствующей теоретической модели.
Это играет злую шутку с урбанистами, которые стремятся популяризировать вполне реальные модели развития городов (Vision Zero, 15-минутный город, приоритет ОПТ перел личным авто, включая массовое внедрение выделенных полос, и далее BRT, LRT и т.д.), но их называют фантазерами, начитавшихся вражеских неработающих сказок.
Но, если вдуматься глубже, то эти «начитавшиеся» приводят модели, как правило, не имеющие практического воплощения внутри самой России, в которой мы живем «здесь и сейчас».
А это важно потому, что любая модель, существующая в одной стране, с присущей ей «культурной матрицей» может по целому комплексу причин не прижиться в другой. Как говорится, «культура съедает стратегию на завтрак». И это действительно так. Примеров этому сколько угодно.
Что же получается? Правы урбанисты или нет? Получается, и да, и нет.
Потому как предлагаемые «западные» модели пока являются не более чем гипотетическими. Можно допустить, что они могут прижиться в России. Можно даже допустить, что вероятность этого весьма высока — в силу схожести моделей российских и европейских городов. Но, скорее всего, с набором своих специфических отличий и особенностей.
Поэтому, уверен, нам не стоит отказываться от этих «гипотез», но в разряд «теоретических» они перейдут только тогда, когда будет сформирована «практика» их реализации в городах России.
И более того, детально и вдумчиво проанализирована. И системно популяризована.
И нашим городам — это очень нужно.
Как говорится, подсматривай лучшее — и
Так и построим «город-сад»! 😀
🔥5
Если хотите полюбить наш город еще сильнее: говорите «Влад», а не «Владик» (так говорят только приезжие)
❤12🔥4🥰3
Forwarded from Креативный контекст
Ваш фаворит номинации «Глобальная креаномика»
Anonymous Poll
33%
Институт развития городов «Полис»
22%
Московский кластер видеоигр и анимации
45%
Международный форум креативных индустрий
«Создано на Дальнем Востоке»
«Создано на Дальнем Востоке»
Forwarded from Депутат Савенко Владивосток
На днях там окончательно разобрали радиовышку-«глушилку» и не совсем понятно, что теперь будет на одной из сопок Владивостока: построят жилой дом или туда расползется одноэтажный частный сектор? А ведь горожане очень ревностно относятся к застройке сопок, знаковых мест для города.
Vl.ru писали, что компания МТС получила согласование на строительство своей станции связи на месте разобранной вышки.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤3
Вопросы градоразвития, причин пробок на дорогах и тому подобные проблемы — как раз из этой области.
Это сложная сфера. И тезисы "ну я же вижу, вот авария, вот яма, поэтому в там и тут пробки" — не состоятельны, к сожалению.
Город — сложный организм, который осмысляют, анализируют множество людей по всей планете. От архитекторов, математиков, транспортных инженеров до градостроителей, антропологов, социологов, климатологов, экологов и кого только еще не.
И простых очевидных ответов тут не бывает в принципе.
Это сложная сфера. И тезисы "ну я же вижу, вот авария, вот яма, поэтому в там и тут пробки" — не состоятельны, к сожалению.
Город — сложный организм, который осмысляют, анализируют множество людей по всей планете. От архитекторов, математиков, транспортных инженеров до градостроителей, антропологов, социологов, климатологов, экологов и кого только еще не.
И простых очевидных ответов тут не бывает в принципе.
Forwarded from Градовод
Эффект Даннинга-Крюгера
Это когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем компетенции переоценивают свои способности. Они полагаются на интуицию, а не на опыт, и часто предлагают "простые" решения сложных проблем.
Главная причина — отсутствие метапознания. Новички просто не могут осознать собственные пробелы или тот факт, что их "гениальные" идеи уже давно были проверены и отвергнуты профессионалами.
Этот этап часто называют "пиком глупости": уверенность максимальна, а знания хаотичны. Это создает иллюзию экспертности без реальной базы, что доказали эксперименты Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера.
А вы видели на улицах примеры этого явления?🎩
Это когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем компетенции переоценивают свои способности. Они полагаются на интуицию, а не на опыт, и часто предлагают "простые" решения сложных проблем.
Главная причина — отсутствие метапознания. Новички просто не могут осознать собственные пробелы или тот факт, что их "гениальные" идеи уже давно были проверены и отвергнуты профессионалами.
Этот этап часто называют "пиком глупости": уверенность максимальна, а знания хаотичны. Это создает иллюзию экспертности без реальной базы, что доказали эксперименты Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера.
А вы видели на улицах примеры этого явления?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM