Карась вещает – Telegram
Карась вещает
805 subscribers
942 photos
34 videos
18 files
435 links
Мне так много надо тебе рассказать и показать

Технический дизайнер, препресс, цветокорректор, верстальщик, фотограмметрист, учусь делать шрифты

Для связи сообщения канала.
Рекламы на канале нет
Download Telegram
В универе этой ебаниной пользовался, как сейчас помню. Дико тяжёлый, крепкий и лютый. Если от крутилки, вертелки или вращалки отвалилась пластиковая ручка, провернуть можно было только пласкогубцами, он бил током, а жилы проводов постоянно застревали в гнёздах. Из его деталей, наверное, тоже можно было собрать пистолет и полевую рацию.

А потом нам в лабораторию дали современный цифровой осциллограф с ЖК экраном. Он работал на винде, управлялся помимо ручек ещё мышкой с клавиатурой и пальцами на экране, результаты можно было автоматически сохранить как скриншот и распечатать, записать в эксель все значения с кратным интервалом и в нём же просчитать результаты, господи, как же он был прекрасен. Через месяц он сгорел от скачка напряжения (дичь несусветная) и мы дальше крутили ручку пласкогубцами.

Всё хорошее начинается не с интерфейса и юзерфрендли опций, а продуманного надёжного бэкенда. «Функциональный труп раскрашивать бесполезно», не помню кто сказал, но это вот оно.
https://isoflat.com/explore-isobuild/

Конструктор изометрических иллюстраций из готовых элементов. Не особо применимо в серьезной работе, но накидать простенькие картинки для презентации весьма хорошо, недизайнерам понравится.

Реализация слоёв конечно пиздец, удобнее всего работать от фона к деталям, от заднего плана к переднему. Чтобы было меньше путаницы. Разнообразия большого тоже ждать не приходится, но зато бесплатно.
Совершенно потрясающая херня, если это правда. Как с ребенком маленьким разговаривать.
В японском языке очень много звукоподражательных слов.

Например, между словами «дождь» и «идет» японцы вставляют одно из звукоподражательных слов (сито–сито, поцу–поцу, дзаа–дзаа), и сразу становится понятно, что это за дождь, и как он идет (слабенько, повеселее или от души). В отличие от русского языка, ономатопоэтику употребляют и для характеристики объектов, которые звуков не издают. Например, молнии сверкают «пика–пика», а звезды блестят «кира–кира».

Фуня–фуня – неопределенно, бесхребетно
Муня–муня – неразборчиво, непонятно
Косо–косо – хитро
Одо–одо – боязливо

Или вот, скажем, банка с краской японского производства.

По инструкции ее нужно потрясти.По-японски это сформулировано так, буквально: "Трясти, пока звук "КАРА-КАРА" не сменится звуком "КОСЯ-КОСЯ".
Купил давнюю мечту — авторучку с плоским пером. Ей можно писать как обычной, но появляется приятная вариативность в толщине линии.

Фишка письма плоским и острым пером в том, что оно скользит по бумаге как по лыжне, помогая руке тренировать мышечную память. Таким пером банально проще научиться писать красиво. Шарик ведёт себя немного сложнее, хаотичнее что ли, за счёт своего вращения, он проворачивается или подзастревает, не давая плавный ход, может чувствительно отозваться на шероховатости бумаги, особенно когда надавливают на бумагу при письме. Особенно это касается недорогого сегмента повседневной канцелярии. Поэтому требовать от детей, чтобы они идеально повторяли прописи шариковой ручкой — чуть-чуть издевательство. Эти прописи в подавляющем большинстве создавались давно, когда все писали пером. Лайнер и капиллярные ручки и то больше пригодны для первой практики письма.

Мои родители большую часть школы писали пером, у них был и предмет специальный — чистописание. Почерк потрясающий, я никогда не мог подделать их подписи и записки в дневнике.

Буквы всегда интересовали меня как элемент эстетики, даже когда представления о каллиграфии ограничивались поганенькими шрифтами из открыток. В школе я два раза усилием менял себе почерк, чтобы он стал поразборчивее и хоть немного красивее. Каждый вечер тренировал какую-то букву. Процесс письма для меня так и остался лучшей медитацией.

Для желающих попробовать, ручка зовется Lamy Joy, есть три размера плоского пера. Я взял 1,1мм на каждый день. Для каллиграфии лучше взять потолще, от 2–3мм, они более послушные. Есть даже рекомендации сразу брать 4–6мм, так проще заложить правильные движения и увидеть огрехи. Поэтому в начале лучше взять Pilot Parallel Pen, фантастическая ручка с точки зрения простоты реализации, очень дешёвая по сравнению с другими, богатый выбор цветов чернил, размеры пера 1.5, 2.4, 3.8 и 6мм. Она уже именно для творческой каллиграфии, не повседневного письма. Я видел, как ими даже рисуют, заправляя нужные цвета. У меня 2.4мм, с ней я начинал практику. Наверное, можно считать золотой серединой. Но если в магазине можно посравнивать, попросите и 3.8 тоже, что покажется удобнее, с той и начните.
Есть даркнет. Сайты по продаже оружия, наркоты и рабов. И их тоже кто-то оформляет, делает баннеры, логотипы. Как вообще люди к этому приходят? Как выглядит собеседование и портфолио ревью? Какие правки они получают? У них бывают верстки ежемесячных каталогов со скидками?
Предлагаю сыграть в одну игру. Не открывая референсы, взять листок бумаги и нарисовать велосипед каким его помните. А потом сравните с тем, как он выглядит на самом деле. Я охренел сколько ошибок можно допустить в такой простой задаче. Люди рисуют совершенно невероятные конструкции. Можно проводить такие же опыты не только с велосипедом, любые повседневные вещи подойдут. Даже банальное офисное кресло гарантированно даст ошибки.

Один из самых прикольных экспериментов, как по мне. Он намекает, что логотип не должен быть сделан так, чтобы его могли воспроизвести по памяти. Он будет узнаваем даже в сложном виде, детали не столь важны. Важнее то, кто за этим логотипом стоит и какую легенду для него создаст в процессе деятельности.

Но главное не это. Эксперимент показывает, что дизайнеру нужно очень много знать и хорошо понимать устройство и принцип действия вещей, которые он собрался дизайнировать, чтобы не обосраться. На бихансе когда смотришь промдизайн, бывают удивительные вещи, которые не ясно вообще как использовать по назначению. Понятно, что авторы хотят сделать что-то нестандартное, но заходят слишком далеко, нарушая устоявшийся стандарт без понимания почему этот стандарт сформировался. Грубо говоря, нарушают правила, которых не поняли.

Эстетика и красота — это очень хорошо, но не в ущерб всему остальному. Сначала работают инженеры, заставляют это функционировать, рассчитывают материалы и запас прочности, на основе этого задаются границы форм, которые останутся железобетонными: минимальные толщины, обязательные формы и ребра жёсткости, выемки и отверстия для подвижных элементов, чтобы ничто не мешало, десятки и сотни других условий. Так рождается стандарт, который стоит менять только в случае изобретения новой технологии. После начинается шлифовка эргономики и эстетика, поверх утвержденной болванки примеряют возможные формы.

Когда начинают с красоты и ей диктуют границы форм для инженеров, мы получаем телефоны, загорающиеся от перегрева в слишком тесном тонком корпусе, или сгибающиеся в кармане. Так же работают некоторые концептеры для кино и игр, делая красиво, но нежизнеспособно. Казалось бы и ладно, но глаз режет и порой очень сильно. Трудно верить в происходящее, когда физика как бы соблюдается, но не совсем.
Одним из самых интересных открытий в типографике для меня стало, что одна и та же буква в разном кегле может отличаться по начертанию (3–5 вариаций обычно). Это касается дорогих профессиональных гарнитур для печати, встречается не так часто. Это сделано из-за того, что при печати краска растискивается в бумаге и надо подогнать форму так, чтобы после нанесения буква не потеряла вид, в первую очередь в мелких кеглях, где линии могут слипнуться или наоборот слишком истончиться и пропасть. Также это связано с масштабом при просмотре: текст в книге и афиша сильно разнятся с точки зрения оптического восприятия и соотношением размера детали к размеру буквы.
Подробнее: Королькова «Живая типографика», Глава 13, параграф «Оптический размер шрифта», стр. 126 (https://yadi.sk/i/oy19NzNjydZjR)

Такие же трюки делают с логотипами и иконками, делая версии не только с разной детализацией, но и вариативностью формы под разный масштаб просмотра (который зависит не только от физического размера носителя, но и расстояния просмотра). Также, чтобы ничего не сливалось визуально и при нанесении. Но и это на самом деле не всегда спасает, половину графики под мелкий масштаб приходится ещё подгонять под конкретное оборудование (всё что надо вырезать или выжигать — в первую очередь).
Подробнее об этом с примерами: https://awdee.ru/responsive-logo/

И от себя могу добавить, что ровно такие же фокусы применяют в производстве электроники и литье: лекала не имеют форму 1:1 от финального изделия, её подгоняют с учётом физических свойств применяемого материала и условий производства. В производстве микроэлектроники есть отдельный раздел по методам просчёта фотоформ с учётом финальных деталей. Не смог найти наглядного изображения, а конспект куда-то потерялся.

Мне нравится везде искать и видеть аналогии. Их наличие помогает понимать, казалось бы, малосвязанные вещи быстрее.
https://ru.uxmyths.com

Открытие прошедшей недели. Сборник статей, где авторы берут распространенные тезисы из мира user experience и развенчивают их с помощью исследований опытных специалистов. По ссылке переведена половина статей, но для желающих можно включить английский и читать все доступные материалы, не дожидаясь.
К разговору о дизайне, противоречащем функции. Как только не коверкают клавиатуры в ноутбуках (на самом деле для ПК тоже). Но ставить кнопки power, sleep и reboot в основной блок клавиш — непростительный пиздец. Обычно над Esc лепят, а привычка — сами понимаете.
Целомудренная ночная сорочка для продолжения рода из Франции XVII века. Надпись гласит «Так хочет господь».

Такие образцы дизайна (не побоюсь этого слова) рассказывают о своей эпохе больше и интереснее, чем учебник истории в школе.
Вообще всё что касается «народного» дизайна я воспринимаю как очень важный пласт культуры в любое время. Когда люди изобретают самоделки, шьют, рисуют, пилят, стругают это прямо кайф. С удовольствием хожу в музеи этнографии, посетил музей-деревню Витославлицы под Великим Новгородом и хочу обязательно посетить такой же в Архангельске. Поглядываю каналы на ютубчике про всякий полезный самопал. С удовольствием ходил с батей в гараж и на уроки труда, ценю привычку чинить, а не сразу выбрасывать.

И тут я вспомнил эпичное изобретение человечества — самогонный аппарат. Воспринимаю его как важный артефакт не просто отдельных культур, а человечества как такового. По тому как изменялось и совершенствовалось устройство самогонного аппарата можно следить за развитием инженерной мысли. Это настоящие шедевры DIY культуры, с потом и кровью. Магазинные аппараты говно на палке, истинные бриллианты хранятся у дедов в сарае. Я сам помогал бабушке собирать, когда мне было лет пять. Это искусство как оно есть. Пить я конечно не пью, но этот многовековой запал инженерной мысли впечатляет. Когда люди собираются и делают что-то сообща, происходят великие перемены — к моему удовольствию, большими командами научились делать не только самогон и копать каналы.
Карась вещает
Одним из самых интересных открытий в типографике для меня стало, что одна и та же буква в разном кегле может отличаться по начертанию (3–5 вариаций обычно). Это касается дорогих профессиональных гарнитур для печати, встречается не так часто. Это сделано из…
Каким-то невообразимым везением мне удалось откопать конспект из Политеха и найти упоминание о той самой технологии коррекции фотомасок из последнего абзаца. Называется это OPC (optical proximity correction). По этому названию картинок в гугле миллион. Для желающих ссылка на статью в Вики: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Optical_proximity_correction

Отмечу кратко, что дефект изначально связан с дифракцией на мелких деталях фотомаски и надо разработать такую форму маски, чтобы новые дифракционные дефекты сложились в правильную форму. Рассчет одной формы занимает несколько недель и производство таких фотоформ стоит очень дорого по сравнению с номинальным сроком службы (даже с учётом времени производства по одному и тому же техпроцессу в течение не менее года, а производство одной и той же модели процессоров от партии к партии могут улучшать).

Для совсем интересующихся, есть несколько методов, которые изобрели для получения топографической нормы (то, что в описании процессоров называют техпроцесс: 45, 22, 14нм...) сильно меньше длины волны лазеров при производстве наноэлектронных элементов. Какие-то устарели и отпали, но я озвучу то, что существовало на 2013 год и было актуально для техпроцессов до 18нм:
- PSM (phase shift mask)
- Структурированный свет (я охуел, что такое можно делать с лазерным пучком)
- OPC (optical proximity correction)
- Self-aligned spacers — вытравливание форм не сверху, а по бокам (так смогли скачком перейти с 32 на 22нм, одна из самых важных применяемых технологий в истории развития наноэлектроники, прорыв уровня перехода на 193нм-лазеры)
- Двойное экспонирование — сначала наносятся все вертикальные линии, потом все горизонтальные (фотоформы проще делать, они дешевле, лучше разрешение, также постоянно применяется, гениальное решение)
- Иммерсионная литография (использование капель дистиллированной воды как дополнительных масштабирующих линз)

Для процессов меньше 20нм это стало довольно дорого и наверняка уже давно придумали кучу нового (например, я застал важный переход на extreme UV лазеры 13,5нм и серьезную переработка всей технологии экспонирования в связи с этим). Типа скорее всего устарело, но «это классика блядь, это знать надо» и хорошее начало для погружения в тему.

Если найдется хоть один такой же как я упоротый, кто захочет подробно узнать как делают компьютеры, оперативную память, жёсткие диски и как это работает не на уровне ОС и логики, а на уровне толкания нулей и единиц через транзисторы, я готов отсканировать весь конспект. Напиши мне мой дорогой друг. Это отличная база для интересующихся: графики, терминология, перечень материалов и этапов производства, история развития проектирования и производства интегральных схем и много другого для самостоятельного поиска, а так же бонус в виде основ квантовых компьютеров (в 2012 году нобелевка была именно за них, сейчас это уже почти реальность). Курс составлялся не про всратым советским учебникам, а по актуальным на 2013 год статьям от сотрудников интел, айбиэм, самсунг, тошиба и многих других. Это мой самый любимый курс за шесть лет учёбы.

Не смотря на то, что я даже близко ничем таким больше не занимаюсь, это одно из самых интересных знаний за всю мою жизнь. История развития микро и наноэлектроники это ярчайшее доказательство того, что ранее невозможное разбивается благодаря крохам новых открытий. Систематизация и анализ данных, упорство и терпение, попытки и изучение собственных и чужих ошибок — разъебут вообще всё. Надо делать, как-нибудь, по чуть-чуть, любая мелочь может оказаться источником лавины нового прорыва. История электроники — самая вдохновляющая, что я слышал и она происходит у нас на глазах.

Простите все, кто пришел сюда только за дизайном. Периодически я буду сдувать пыль с диплома, т.к. сфера инженерии лично для меня тесно связана с дизайном по своей методологии. Как я уже говорил, аналогии я нахожу постоянно и часто прихожу к выводу, что на самом деле всё, что работает на глубоком профессиональном уровне, в итоге ± работает по одинаковым схемам. Поэтому учиться надо у всех (кроме ублюдочных жадных инфоцыган).
Замечание к статье. Обязательно надо проводить свои эксперименты и всё проверять. Я гарантирую, что там есть что поменять и доработать в конкретных случаях. Машинально повторять эту и любую другую схему как минимум скучно.
https://medium.com/mattepaint

Мини уроки про маттпейнт от чуваков, которые продают хайрезные фотки-исходники тут: http://MattePaint.com

Фотки кстати прям да, равчики, хдрки в панорамах, детализация. Не знаю насколько адекватны цены, но качество достойное, настоящее сырьё, крась как хочешь.
https://instagram.com/ridnianimation

Наверное мой самый любимый проект среди тех, чьих авторов я знаю лично. Студия стоп-моушена, где дети учатся делать свою первую магию: пишут сценарии, дизайнят из пластилина, снимают покадровую анимацию. Хотя, вроде не только дети могут поучиться. Производит впечатление чего-то максимально правильного, доброго и нужного.
Теплое уличное освещение создаёт уют при взгляде на панораму города, дороги приятно выделяются. По улицам с холодным светом бывает неприятно ходить. Белый свет уже лучше, но он бодрит и не совсем привычен нашему зрению, т.к. солнечный свет заметно теплее.

Домашнее освещение ровно так же работает: теплый свет для уюта, белый для работы.

Вот я даже табличку делал про цветовую температуру, как удачно под рукой. Хоть и кажется, что лучше использовать белый свет, но он не очень естественен. Из предложенного ряда среднестатистический человек скорее выберет 5500К как наиболее комфортный свет. В слепом тесте без подписей многим даже казалось, что 6500 уже холодный. Вот такие мы неправильные. Завтра расскажу как это может аукнуться.