Карась вещает – Telegram
Карась вещает
805 subscribers
942 photos
34 videos
18 files
435 links
Мне так много надо тебе рассказать и показать

Технический дизайнер, препресс, цветокорректор, верстальщик, фотограмметрист, учусь делать шрифты

Для связи сообщения канала.
Рекламы на канале нет
Download Telegram
Предлагаю сыграть в одну игру. Не открывая референсы, взять листок бумаги и нарисовать велосипед каким его помните. А потом сравните с тем, как он выглядит на самом деле. Я охренел сколько ошибок можно допустить в такой простой задаче. Люди рисуют совершенно невероятные конструкции. Можно проводить такие же опыты не только с велосипедом, любые повседневные вещи подойдут. Даже банальное офисное кресло гарантированно даст ошибки.

Один из самых прикольных экспериментов, как по мне. Он намекает, что логотип не должен быть сделан так, чтобы его могли воспроизвести по памяти. Он будет узнаваем даже в сложном виде, детали не столь важны. Важнее то, кто за этим логотипом стоит и какую легенду для него создаст в процессе деятельности.

Но главное не это. Эксперимент показывает, что дизайнеру нужно очень много знать и хорошо понимать устройство и принцип действия вещей, которые он собрался дизайнировать, чтобы не обосраться. На бихансе когда смотришь промдизайн, бывают удивительные вещи, которые не ясно вообще как использовать по назначению. Понятно, что авторы хотят сделать что-то нестандартное, но заходят слишком далеко, нарушая устоявшийся стандарт без понимания почему этот стандарт сформировался. Грубо говоря, нарушают правила, которых не поняли.

Эстетика и красота — это очень хорошо, но не в ущерб всему остальному. Сначала работают инженеры, заставляют это функционировать, рассчитывают материалы и запас прочности, на основе этого задаются границы форм, которые останутся железобетонными: минимальные толщины, обязательные формы и ребра жёсткости, выемки и отверстия для подвижных элементов, чтобы ничто не мешало, десятки и сотни других условий. Так рождается стандарт, который стоит менять только в случае изобретения новой технологии. После начинается шлифовка эргономики и эстетика, поверх утвержденной болванки примеряют возможные формы.

Когда начинают с красоты и ей диктуют границы форм для инженеров, мы получаем телефоны, загорающиеся от перегрева в слишком тесном тонком корпусе, или сгибающиеся в кармане. Так же работают некоторые концептеры для кино и игр, делая красиво, но нежизнеспособно. Казалось бы и ладно, но глаз режет и порой очень сильно. Трудно верить в происходящее, когда физика как бы соблюдается, но не совсем.
Одним из самых интересных открытий в типографике для меня стало, что одна и та же буква в разном кегле может отличаться по начертанию (3–5 вариаций обычно). Это касается дорогих профессиональных гарнитур для печати, встречается не так часто. Это сделано из-за того, что при печати краска растискивается в бумаге и надо подогнать форму так, чтобы после нанесения буква не потеряла вид, в первую очередь в мелких кеглях, где линии могут слипнуться или наоборот слишком истончиться и пропасть. Также это связано с масштабом при просмотре: текст в книге и афиша сильно разнятся с точки зрения оптического восприятия и соотношением размера детали к размеру буквы.
Подробнее: Королькова «Живая типографика», Глава 13, параграф «Оптический размер шрифта», стр. 126 (https://yadi.sk/i/oy19NzNjydZjR)

Такие же трюки делают с логотипами и иконками, делая версии не только с разной детализацией, но и вариативностью формы под разный масштаб просмотра (который зависит не только от физического размера носителя, но и расстояния просмотра). Также, чтобы ничего не сливалось визуально и при нанесении. Но и это на самом деле не всегда спасает, половину графики под мелкий масштаб приходится ещё подгонять под конкретное оборудование (всё что надо вырезать или выжигать — в первую очередь).
Подробнее об этом с примерами: https://awdee.ru/responsive-logo/

И от себя могу добавить, что ровно такие же фокусы применяют в производстве электроники и литье: лекала не имеют форму 1:1 от финального изделия, её подгоняют с учётом физических свойств применяемого материала и условий производства. В производстве микроэлектроники есть отдельный раздел по методам просчёта фотоформ с учётом финальных деталей. Не смог найти наглядного изображения, а конспект куда-то потерялся.

Мне нравится везде искать и видеть аналогии. Их наличие помогает понимать, казалось бы, малосвязанные вещи быстрее.
https://ru.uxmyths.com

Открытие прошедшей недели. Сборник статей, где авторы берут распространенные тезисы из мира user experience и развенчивают их с помощью исследований опытных специалистов. По ссылке переведена половина статей, но для желающих можно включить английский и читать все доступные материалы, не дожидаясь.
К разговору о дизайне, противоречащем функции. Как только не коверкают клавиатуры в ноутбуках (на самом деле для ПК тоже). Но ставить кнопки power, sleep и reboot в основной блок клавиш — непростительный пиздец. Обычно над Esc лепят, а привычка — сами понимаете.
Целомудренная ночная сорочка для продолжения рода из Франции XVII века. Надпись гласит «Так хочет господь».

Такие образцы дизайна (не побоюсь этого слова) рассказывают о своей эпохе больше и интереснее, чем учебник истории в школе.
Вообще всё что касается «народного» дизайна я воспринимаю как очень важный пласт культуры в любое время. Когда люди изобретают самоделки, шьют, рисуют, пилят, стругают это прямо кайф. С удовольствием хожу в музеи этнографии, посетил музей-деревню Витославлицы под Великим Новгородом и хочу обязательно посетить такой же в Архангельске. Поглядываю каналы на ютубчике про всякий полезный самопал. С удовольствием ходил с батей в гараж и на уроки труда, ценю привычку чинить, а не сразу выбрасывать.

И тут я вспомнил эпичное изобретение человечества — самогонный аппарат. Воспринимаю его как важный артефакт не просто отдельных культур, а человечества как такового. По тому как изменялось и совершенствовалось устройство самогонного аппарата можно следить за развитием инженерной мысли. Это настоящие шедевры DIY культуры, с потом и кровью. Магазинные аппараты говно на палке, истинные бриллианты хранятся у дедов в сарае. Я сам помогал бабушке собирать, когда мне было лет пять. Это искусство как оно есть. Пить я конечно не пью, но этот многовековой запал инженерной мысли впечатляет. Когда люди собираются и делают что-то сообща, происходят великие перемены — к моему удовольствию, большими командами научились делать не только самогон и копать каналы.
Карась вещает
Одним из самых интересных открытий в типографике для меня стало, что одна и та же буква в разном кегле может отличаться по начертанию (3–5 вариаций обычно). Это касается дорогих профессиональных гарнитур для печати, встречается не так часто. Это сделано из…
Каким-то невообразимым везением мне удалось откопать конспект из Политеха и найти упоминание о той самой технологии коррекции фотомасок из последнего абзаца. Называется это OPC (optical proximity correction). По этому названию картинок в гугле миллион. Для желающих ссылка на статью в Вики: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Optical_proximity_correction

Отмечу кратко, что дефект изначально связан с дифракцией на мелких деталях фотомаски и надо разработать такую форму маски, чтобы новые дифракционные дефекты сложились в правильную форму. Рассчет одной формы занимает несколько недель и производство таких фотоформ стоит очень дорого по сравнению с номинальным сроком службы (даже с учётом времени производства по одному и тому же техпроцессу в течение не менее года, а производство одной и той же модели процессоров от партии к партии могут улучшать).

Для совсем интересующихся, есть несколько методов, которые изобрели для получения топографической нормы (то, что в описании процессоров называют техпроцесс: 45, 22, 14нм...) сильно меньше длины волны лазеров при производстве наноэлектронных элементов. Какие-то устарели и отпали, но я озвучу то, что существовало на 2013 год и было актуально для техпроцессов до 18нм:
- PSM (phase shift mask)
- Структурированный свет (я охуел, что такое можно делать с лазерным пучком)
- OPC (optical proximity correction)
- Self-aligned spacers — вытравливание форм не сверху, а по бокам (так смогли скачком перейти с 32 на 22нм, одна из самых важных применяемых технологий в истории развития наноэлектроники, прорыв уровня перехода на 193нм-лазеры)
- Двойное экспонирование — сначала наносятся все вертикальные линии, потом все горизонтальные (фотоформы проще делать, они дешевле, лучше разрешение, также постоянно применяется, гениальное решение)
- Иммерсионная литография (использование капель дистиллированной воды как дополнительных масштабирующих линз)

Для процессов меньше 20нм это стало довольно дорого и наверняка уже давно придумали кучу нового (например, я застал важный переход на extreme UV лазеры 13,5нм и серьезную переработка всей технологии экспонирования в связи с этим). Типа скорее всего устарело, но «это классика блядь, это знать надо» и хорошее начало для погружения в тему.

Если найдется хоть один такой же как я упоротый, кто захочет подробно узнать как делают компьютеры, оперативную память, жёсткие диски и как это работает не на уровне ОС и логики, а на уровне толкания нулей и единиц через транзисторы, я готов отсканировать весь конспект. Напиши мне мой дорогой друг. Это отличная база для интересующихся: графики, терминология, перечень материалов и этапов производства, история развития проектирования и производства интегральных схем и много другого для самостоятельного поиска, а так же бонус в виде основ квантовых компьютеров (в 2012 году нобелевка была именно за них, сейчас это уже почти реальность). Курс составлялся не про всратым советским учебникам, а по актуальным на 2013 год статьям от сотрудников интел, айбиэм, самсунг, тошиба и многих других. Это мой самый любимый курс за шесть лет учёбы.

Не смотря на то, что я даже близко ничем таким больше не занимаюсь, это одно из самых интересных знаний за всю мою жизнь. История развития микро и наноэлектроники это ярчайшее доказательство того, что ранее невозможное разбивается благодаря крохам новых открытий. Систематизация и анализ данных, упорство и терпение, попытки и изучение собственных и чужих ошибок — разъебут вообще всё. Надо делать, как-нибудь, по чуть-чуть, любая мелочь может оказаться источником лавины нового прорыва. История электроники — самая вдохновляющая, что я слышал и она происходит у нас на глазах.

Простите все, кто пришел сюда только за дизайном. Периодически я буду сдувать пыль с диплома, т.к. сфера инженерии лично для меня тесно связана с дизайном по своей методологии. Как я уже говорил, аналогии я нахожу постоянно и часто прихожу к выводу, что на самом деле всё, что работает на глубоком профессиональном уровне, в итоге ± работает по одинаковым схемам. Поэтому учиться надо у всех (кроме ублюдочных жадных инфоцыган).
Замечание к статье. Обязательно надо проводить свои эксперименты и всё проверять. Я гарантирую, что там есть что поменять и доработать в конкретных случаях. Машинально повторять эту и любую другую схему как минимум скучно.
https://medium.com/mattepaint

Мини уроки про маттпейнт от чуваков, которые продают хайрезные фотки-исходники тут: http://MattePaint.com

Фотки кстати прям да, равчики, хдрки в панорамах, детализация. Не знаю насколько адекватны цены, но качество достойное, настоящее сырьё, крась как хочешь.
https://instagram.com/ridnianimation

Наверное мой самый любимый проект среди тех, чьих авторов я знаю лично. Студия стоп-моушена, где дети учатся делать свою первую магию: пишут сценарии, дизайнят из пластилина, снимают покадровую анимацию. Хотя, вроде не только дети могут поучиться. Производит впечатление чего-то максимально правильного, доброго и нужного.
Теплое уличное освещение создаёт уют при взгляде на панораму города, дороги приятно выделяются. По улицам с холодным светом бывает неприятно ходить. Белый свет уже лучше, но он бодрит и не совсем привычен нашему зрению, т.к. солнечный свет заметно теплее.

Домашнее освещение ровно так же работает: теплый свет для уюта, белый для работы.

Вот я даже табличку делал про цветовую температуру, как удачно под рукой. Хоть и кажется, что лучше использовать белый свет, но он не очень естественен. Из предложенного ряда среднестатистический человек скорее выберет 5500К как наиболее комфортный свет. В слепом тесте без подписей многим даже казалось, что 6500 уже холодный. Вот такие мы неправильные. Завтра расскажу как это может аукнуться.
Метамерия

Если кратко, это эффект, когда два разных цвета выглядят одинаково под воздействием одного источника освещения. При этом в других условиях они будут выглядеть разными. Метамерия у нашего зрения и камеры разная из-за различия диапазонов охвата у колбочек глаза и фотодатчиков матрицы.

С одной стороны, на этом эффекте отчасти работает цветовоспроизведение в красках, печати и экранах. С другой стороны, это довольно неприятный «дефект», который надо иметь в виду при создании печатной продукции, где важна различимость цвета. Например, в навигации, особенно карт.

Условия освещения не одинаковы, видов лампочек и, соответственно, спектров света очень много. Особенно явно это можно заметить в метро, где почти каждая станция со своим оттенком. А теперь представьте графику, где используется более 10 цветов и подставьте её под разное освещение.

Я взял для примера 6 чистых насыщенных цветов и крайние значения окрашенности света, чтобы было нагляднее (первая картинка) и сделал быстрый рендер. Картинка имеет условности и допущения, но достаточно корректно отображает реальность. И разница ощутимая, где-то различимость между цветами пропадает наглухо. И это ещё без вариаций по яркости. Для стандартной цветовой мишени в 48 цветов метамерия станет заметна и с меньшими вариациями в освещении. Хотя, в диапазоне холодного света изменения не столь катастрофичны.

Взгляните на второй график. Есть некий коридор цветовых температур освещения, который даёт приемлемый результат, но это вовсе не значит, что об этом знают все, кто закупает лампы. Из доступных в магазине ламп я бы брал от 4000К и от 900 люменов, по моему опыту это уже более менее чистый свет для рабочей среды (для уюта потеплее и потусклее). Но кроме температуры лампы имеют индивидуальный сложный неоднородный спектр, который в сумме существенно влияет на индекс цветопередачи света. Лампы с хорошим индексом для профессиональной работы с цветом могут стоить немало, но для адекватной различимости цвета подойдут и попроще.

К сожалению какой-то таблицы сочетаний цветов, гарантированно защищённых от метамерии нет, но для примерной имитации эффекта можно использовать в фотошопе adjustment layer «Photo Filter» в значении 15% и прокликать весь список фильтров. Если цвета сохраняют различимость, можно продолжать работу. Обычно стоит задуматься о такой проверке, если цветов в макете не менее ~8 или выбраны оттенки близкие друг к другу. Опасно предполагать, что все табло с вашей лучшей в мире картой будут освещены с умом.
Нас неожиданно стало очень много. Поэтому кратко напомню, что рассказываю далеко не только про дизайн, а практически про всё, что мне интересно. Если пролистать вверх, примерно понятно. Привет.
Карась вещает pinned «Чат для обсуждений, вопросов и обмена ссылками по теме постов https://news.1rj.ru/str/joinchat/Fpcoe1Ty5eKKkmZymCaWgg»
Посетил музей космонавтики ВДНХ. Очень крутое место, собрали большой подробный материал о том, как всё начиналось и пришло к нашим дням. Немножко интерактива + фото и рассказы на экранах. Различные чертежи и эскизы кораблей, полноразмерные и масштабные модели. Есть что смотреть и фоткать, а если читать все материалы, то можно провести там весь день.

Для внутреннего пространства корабля натурально разрабатывали и продумывали дизайн, проебаться с эргономикой было нельзя. К сожалению всё-таки проёбывались и не всегда всё получалось решить без аварий и несчастных случаев. Скафандры тоже не просто набор технологий, их дорабатывали годами на основе комментариев непосредственных пользователей.

На фото один из узлов управления кораблем Восток, на котором полетел Гагарин. Вот эта деталь с вращающимся земным шариком для отображения координат покорила меня навсегда. Очень изящное решение. Электронные трубки экранов тогда были огромны и не уместились бы, к тому же хрупко. Хочу игру с таким дизайном.