Грустный Киберпанк – Telegram
Грустный Киберпанк
6.21K subscribers
1.1K photos
66 videos
19 files
1.6K links
Наблюдаем за ИТ и телекомом в России и мире, делимся историями из прошлого и аналитикой настоящего. Рассказываем о госцифре, софте, железе и импортозамещении.

За рекламой (или чтобы поделиться чем-то интересным) пишите боту:
@GoslingFromBladeRunnerBot
Download Telegram
Вечер, ребятки. Гендиректор Intel Пэт Гелсингер ушел в отставку

Зарубежные СМИ одно за одним вышли с сообщениями о том, что Пэт Гелсингер, главный исполнительный директор Intel, ушел в отставку 1 декабря. Временно исполнять обязанности CEO будут главный финансовый директор Дэвид Зинснер и исполнительный вице-президент Мишель Холтхаус. На этой новости акции Intel, которые совсем недавно рухнули вниз, выросли на 4%.

Между тем, Reuters уже выпустил лонгрид о том, чего добился (или не добился) Гелсингер за практически 4 года руководства таким гигантом, как Intel. Картинка выглядит не очень радужной:

➡️ Сразу же после того, как Гелсингер возглавил Intel, он взял курс на развитие производственных мощностей самой компании. Так он намеревался снизить зависимость Intel от TSMC. Но в 2021 году ряд резких высказываний, касающихся темы противостояния КНР и Тайваня и нестабильности поставок чипов с мятежного острова, привели к тому, что TSMC лишила Intel 40% скидки на поставки чипов. Завод еще не построили, а убытки уже получили, так сказать.

➡️ Топ-менеджер взял курс на строительство Intel новых фабрик на территории США. В 2021 году компания заявила о планах вложить $20 млрд в два новых фаба в Аризоне (слезную историю об одном из этих проектов мы рассказывали совсем недавно). Всего же компания заявляла о планах направить порядка $100 млрд на расширение и модернизацию собственной инфраструктуры в США. Однако часть этих проектов, пишет Reuters, сейчас заморожены.

➡️ При Гелсингере финансовые показатели Intel полетели в пропасть. Так, например чистая прибыль Intel в 2023 году составила $1,7 млрд, что на 80% ниже аналогичного показателя в 2022 году. Причин у таких показателей много, и виноват здесь, пишут СМИ, не только Пэт. Но удручающая отчетность вылезла именно при нем.

➡️ Сложная финансовая ситуация привела к тому, что в СМИ стала утекать информация о возможной покупке компании новыми инвесторами. Среди претендентов на Intel СМИ называли Qualcomm. Позже Bloomberg писал, что Qualcomm от идеи все же отказалась.

➡️ В 2024 году Intel была вынуждена заявить об увольнении 17,5 тыс. человек, это порядка 15% от всех сотрудников. На фоне этой новости акции компании упали на 20%, а компания потеряла более $24 млрд рыночной стоимости.

➡️ При Гелсингере Intel проиграла гонку за лидерство в ИИ и не переоценила свои возможности. В июле 2023 года Гелсингер публично заявлял, что продажи ИИ-ускорителя Gaudi принесут компании $1 млрд. Но в 2024 году прогноз пришлось пересмотреть в сторону снижения -- показатель оказался недостижимым. Все это явно не прибавила доверия инвесторов.

Самое занимательный вопрос в этой ситуации, ребятки, заключается в том, что будет делать сменщик Гелсингера. Суть в том, что отказаться от капиталоемких проектов по строительству фабов на территории США компания уже явно не сможет — она уже получила субсидии от властей. Не исключено, что компанию посадят на капельницу с госбаблом, лишь бы она выжила.

P.S.: а вот тут можно почитать наш пост о том, с чего начиналась компания Intel.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
82👍1👎1
Детоксикация Intel

Intel. Когда-то легенда. Сегодня — рухнувшая империя. Гелсингер уволен. Вылет с поста CEO. Уход из совета директоров. Все комментаторы ликуют: наконец-то начало перемен. Нет. Это не перемены. Это паника. Это не лечение. Это отчаяние.

Пэт стал лишним. Стал токсичным. Его сделали крайним. Выбросили за борт. Новые решения? Нет. Проблемы остались.

Напоминаю! Я не экономист. Даже близко. Я наблюдаю за коммуникациями. Делаю выводы. Тексты — не слова. Тексты всегда больше. Идем дальше.

Увольнение. Рынок отреагировал мгновенно. Акции вверх на 5%. Это много. Плюс 5 миллиардов. "Мудрый рынок"? В 2021-м, когда Гелсингер пришел, акции выросли на 7%. Тогда рынок верил. Сейчас — просто рад избавлению. Эмоциональные качели.

Назначение нового CEO не было тайной. Уже осенью 2020 года инсайдеры знали: Intel ищет лидера. Акции подскочили на 48% к февралю 2021-го. Февраль был громким. Март прошел. Апрель — пик. Акции на 60% выше уровня октября 2020. Потом — только падение. "Четыре года разочарования".

Правило «покупай на слухах, продавай на фактах»? Гелсингер отменил байбеки. Все деньги — в разработку. Рынок не оценил. "Мудрый рынок"?

Эксперты разобрали:
Пэт недооценил кризис.
Проглядел ниши.
Затянул с разделением бизнеса.
Преувеличивал успехи.

За четыре года: выручка минус треть. Рыночная капитализация рухнула на две трети. Первый убыток с 1986 года. Почему 1986-й? Нет, не Горбачев.

1985. Не просто цифра. Это катастрофа. Год, когда Intel чуть не погиб. Массовые увольнения. В 1984-1986 годах полупроводниковая отрасль США пережила худший кризис. Сейчас — повторение. Возращение Intel в "1985". Только старый и дряхлый.

В 1985 году The Washington Post предупреждала, что
"Американские технологические компании могут превратиться в едва ли что-то большее, чем дизайн-центры и дистрибьюторские фирмы, вынужденные отдать производство офшорным подрядчикам или конкурентам".

Оказалось правдой. Теперь США пытаются откатить 40 лет назад.

Экономисты правы, аналитики правы. Но это не главное.

Партнеры. Поставщики. Пэт стал катастрофой. Токсичный Пэт! Что он сделал? Рассказывает Reuters. Пэт сказал, что "Тайвань — нестабильное место". Добавил, что "не стоит складывать все яйца в одну тайваньскую корзину". Так и сказал. Потерял 40% скидки от TSMC.

Пэт обещал партнерам: суперчипы! Масштабные поставки. Завтра. Фантастика!
Продуктов не было. Мощностей не было. Партнеры — Google, Microsoft — поверили. Потом разочаровались.

Три попытки создать "убийцу NVidia". Пять лет. Ноль результатов.

Но у Пэта было всего четыре года.
А кризису Intel — два десятилетия:
Графические карты. Провал.
Мобильные процессоры. Упустили.
Радиомодемы. Не справились.
Искусственный интеллект. Новый провал.

Каждый тренд прошел мимо. Все исправить за четыре года? Нереально.

IBM в 1990-е доказала: "слоны могут танцевать". Луис Герстнер справился. Девять лет. Карта-бланш. Видение без "видения". IBM выжила. А Intel?

Байден стал президентом в январе 2021. Гелсингер — CEO в феврале.
Пэт уходит в декабре 2024. Байдена сменит новый лидер в январе 2025. Случайность?

Гелсингер потерял скидку от TSMC. Но он сказал то, что говорил Байден. Совпадение?

Intel обещал вложить "100 миллиардов долларов" в производство. По факту — большинство программ заморожены. Отношения с губернаторами штатов испорчены. Германия недовольна.

Вашингтон был ставкой Гелсингера. Гелсингер был ставкой Вашингтона. Intel сделали "главным чипмейкером" США. Но глубина кризиса вскрылась. Теперь Intel — это "Too big to fail". Не лучшее прозвище. После кризиса 2008 года крупнейшие банки спасли за счет налогоплательщиков. "Здесь то же самое". Опасное прозвище.

Пэт стал токсичным. Политика изменилась. Его выкинули.
Это не перемены. Это паника. Это не лечение. Это отчаяние.

Сейчас у Intel и США новые лидеры.

Что будет дальше? История продолжится.
👎9👍8🔥76😁3
Привет, ребятки. Давайте про регулирование в IT говорить. Но сначала неожиданная метафора

Олдовые геймеры помнят культовую RPG Oblivion и крайне мемный редактор персонажей из нее. Мемность редактора заключалась в том, что создать даже минимально симпатичного персонажа в нем было ну просо невозможно.
Каждый раз, когда вы двигали ползунок, регулирующий, например, размер и посадку глаз, вы вместе с этим (почему-то) меняли положение рта, ушей, носа и возможно даже подбородка. Аналогично было и с подбором цвета кожи персонажа: легкий сдвиг ползунка на RGB-шкалах приводил к тому, что лицо вашего норда или эльфа неожиданно становилось красным или зеленым (примеры вот тут).

Получить минимально вменяемого персонажа можно было лишь после пары часов тончайшей настройки каждого ползунка. Иначе — получались чистейшие гоблины. Так вот, эксперты, что-то похожее, как будто, происходит на российском IT-рынке. Участники рынка и ведомства вынуждены очень тонко и аккуратно двигать ползунки настройки, чтобы не сломать то, что работает.

****

Сегодня газета "Ъ" со ссылкой на источники сообщила, что госкомпании могут обязать закупать решения российских разработчиков программного обеспечения (ПО), выручка которых не превышает 4 млрд руб., но чьи решения зарегистрированы в реестре отечественного софта. Таким образом регуляторы хотят мотивировать госкомпании не самостоятельно разрабатывать решения силами внутренних департаментов и IT-дочек и не закупать софт у крупняка, а давать шанс малому и среднему IT-бизнесу.

С учетом того, что из-за непростой экономической ситуации, в том числе роста стоимости заемных средств, инфляции и т.д., реальная прибыль малых и средних IT-компаний будет снижаться (как и объемы субсидий, наверное), все, что остается правительству — это перенаправлять существующие потоки денег внутри IT от тех, кто потолще, к тем, кто похудее.

Это не первая мера, которой регуляторы пытаются тонко настроить спрос на ПО. В мае в Минцифры заявили о планах запретить госкомпаниям разрабатывать своими силами ПО, если его не планируется продавать и если его аналоги есть на рынке. Планы тонко отрегулировать спрос на определенную и весьма сложную категорию технологических товаров недавно озвучивали и в Минпромторге: речь идет о стимулировании закупок российскими компаниями-производителями электроники отечественных станков в обмен на баллы для признания их техники отечественной.

Добавьте к этим примерам различные системы квотирования закупок софта и железа, рекомендации и KPI, зарытые в планах цифровой трансформации, пожелания чиновников развивать конкретно этих, а не других чемпионов, меры субсидирования льготных ставок по кредитам (сделанные для одних и плохо доступные для других) и получите ситуацию, при которой распределение денежных потоков в индустрии все больше и больше зависит не от реальных рыночных факторов, а от набора ползунков госрегулирования.

При тонкой, филигранной настройке эти ползунки, наверное, дадут хороший результат. Но сдвинь один из них чуть вправо или влево и рискуешь превратить своего симпатичного темного эльфа в синюшного алкаша с огромным носом.

Ну вы поняли метафору, эксперты?
😁12🔥42👍1
Привет, господа!

Совсем скоро наступит новый год, и в нем мы стараемся ждать ждём только хорошего. А вот 25 лет назад ситуация была куда более напряженной.

Тогда мир стоял на пороге глобальной катастрофы. Проблема 2000 года, известная как Y2K, была в том, что многие компьютерные системы использовали только два знака для обозначения года.

Смена дат с 1999 на 2000 год грозила системными сбоями: программы могли неверно интерпретировать «00» как «1900 год».

Перепуганные люди боялись обрушения финансовых систем, энергетической инфраструктуры и даже случайных пусков ядерных ракет. Однако, когда часы пробили полночь, катастрофа так и не наступила. Сегодня вспомним историю, которая могла бы стать отличным сюжетом для фильма «Идиократия», но произошла на самом деле и в итоге принесла пользу.

* * *

Истоки Y2K уходят в середину XX века, когда разработчики громоздких и дорогих компьютеров экономили перфокарточную память, умещая значение года в две цифры. Такая практика стала стандартом и сохранялась десятилетиями. В конце 1980-х проблема начала проявляться: системы не могли корректно обрабатывать даты после 2000 года.

В 1990-х масштаб угрозы стал очевиден. Государства, корпорации и IT-специалисты бросились на борьбу с кризисом: переписывались миллионы строк кода, создавались координационные центры, печатались дополнительные деньги. В одних США на «устранение проблемы» слили около 100 миллиардов долларов. Чтобы сумма была понятнее, пересчитал за вас с поправкой на инфляцию: 100 миллиардов в 1995 году — это 212 миллиардов в 2024. Сумма, сопоставимая с состоянием Безоса, например.

В добавок к этому бюджету, компании вроде AT&T ежегодно выделяли сотни миллионов на минимизацию рисков. В воздухе витала паника: одни запасались свечами и водой, другие спешно изучали языки программирования, чтобы успеть стать частью растущей индустрии и поучаствовать в великом распиле.

СМИ и религиозные фанатики тем временем продолжили ванговать конец света, Иоанн Павел II обещал католикам тематические индульгенции, а популярный эксперт по ИТ Билл Клинтон предостерегал компании:

Не подготовитесь к Новому году — наутро вас ждет похмелье!


Среди скептиков оказался Билл Гейтс. По его мнению, реальные последствия должны были оказаться минимальными. Но толпа, как и всегда, слушала самых громких.

К Новому году ФРС распорядилась напечатать 70 млрд бумажных долларов — это по 255 $ на каждого американца. Просто на случай, если вкладчики массово побегут забирать деньги из банков. Chase Manhattan Bank создал 27 координационных центров, чтобы круглосуточно следить за своей сетью. Citigroup поспешил сделать то же — и даже засекретил местоположение.

И вот настал новый год. Люди по всему миру, задержав дыхание, смотрели на свои часы и ждали... чего-то. Но ничего не произошло. 2000 год пришел в Новую Зеландию и Австралию, где фейерверки и шампанское оказались для жителей важнее любых сбоев. По всему остальному миру фиксировались незначительные проблемы: тут и там кассовые аппараты пробивали 1900 год, в Италии сроки сидельцев ненадолго удлинились на 100 лет, а в Англии сбойнул приливометр. Многие системы и вовсе продолжили работу без изменений.

Джон Коскинен, назначенный Клинтоном в решатели проблемы-2000, разочарованно сетовал:

Единственная возможность стать героем — это если бы половина мира замерла, а потом каким-то образом снова вернулась к работе. Но это не было нашей целью. Как часто и бывает в управлении, если все хорошо работает, люди не обращают на это внимания.


Реальная польза от паники в девяностых вскрылась позже: подготовка к Y2K сыграла важную роль в устойчивости IT-систем после атак 11 сентября 2001 года. Надежность телекоммуникаций, транспорта и банковской инфраструктуры оказалась на высоте благодаря резервам и обновлениям, проведенным в преддверии 2000 года.

#государства_и_ИТ
🔥12😁7👍41
Привет, эксперты!

Неделю назад мы вспомнили про «Корсаров» — игровую серию, которая стартовала в 2000-м году и до сих пор время от времени о себе напоминает. Сегодня — про самое интересное: части игры, которые вышли совсем недавно (в масштабах вечности, конечно) и которые те из нас, кто постарше, могли пропустить из-за, эээ, жизни. Если пропустили
первую часть — начните с нее. Мы даже нумерацию продолжаем.

* * *

4. «Возвращение легенды»

Когда говорят о третьих «Корсарах», их вспоминают далеко не с восторгом. Версия 0.99, прозвище «Багсары» и нескончаемые жалобы игроков сделали эту игру чем-то вроде «Дальнобойщиков 3» — примером провального продолжения культовой серии. Однако через время у проекта появился шанс искупить свою вину — в виде фанатского аддона «Корсары: Возвращение легенды» от команды Seaward.Ru Team.

Аддон смог добавить в игру хардкорности и сюжета, которых игроки ждали от оригинала. Появилась возможность исследовать четыре сюжетные ветки за разные державы (Англию, Францию, Испанию и Голландию). Перед началом серьёзных миссий потребуется доказать свою лояльность губернатору или выкупить каперский патент, а затем можно бросаться в море сражений — захватывать корабли, осаждать города и даже сражаться с Генри Морганом.

В сюжет игры попало, кажется, все, что можно придумать про пиратов — побочные квесты, масштабные романтические линии, истории о Летучем Голландце, азартные игры, таверны с разговорчивыми алкоголиками. Доработали даже боевку и систему прокачки.

Главное достижение аддона — это почти полное отсутствие багов. Игру довели до ума, сделав её стабильной и качественной. Графика по нынешней жизни не такая уж и впечатляющая, но атмосфера компенсирует этот недостаток с лихвой.

«Возвращение легенды» по духу получилось похожим одновременно на первых «Корсаров» и Pirates! от Сида Мейера.

5. «Город потерянных кораблей»

В том же 2007 году от той же команды вышел «Город потерянных кораблей», ключевой особенностью которого был сюжет о побеге Питера Блада с плантаций на Барбадосе.

Создатели не скрывали, что вдохновлялись романом «Капитан Блад» Рафаэля Сабатини. Финалом для сюжета стало исследование затерянного Теночтитлана и таинственного Города потерянных кораблей (который, впрочем, тоже кое-что напоминает). Из последнего получилась захватывающая тайна с гнетущей атмосферой и интригой.

Игровую механику улучшили. ИИ стал умнее: корабли и враги наконец-то стали маневрировать более убедительно и в их поведении даже стала вырисовываться какая-то тактика, которой они придерживаются. Любопытно, что эту часть многие считают одной из лучших в серии — ровней оригиналу, а может, даже и лучше.

6. «Корсары: Каждому своё» и неосуществлённые планы

В 2012 году студия BlackMark выпустила игру с противоречивым названием. «Корсары: Каждому своё» даже умудрились получить несколько дополнений: «Под чёрным флагом» и «Герой нации».

В рецензиях писали, что геймплей устарел и «отдает душком бюджетного геймдева начала нулевых», а для современного игрока это практически приговор. Ругали и графику: даже на момент 2012 года Storm Engine выдавал картинку, устаревшую лет на десять и баговал так, что мог испортить сохранение или вылететь на пустом месте. Плюс, не было озвученных диалогов, а игровой процесс иногда упирался в десятиминутное чтение текста.

Но были и плюсы: фанатам серии «Каждому своё!» предложило пиратский опыт, которого, в целом, не было ни в Pirates! Сида Мейера, ни в (прости господи) Assaisin’s Cree: Black Flag. На фоне аркадного бреда, который там творился, любые «Корсары» (даже самые неудачные) — полноценный симулятор жизни среднестатистического любителя рома.

После этого были и другие попытки реанимировать серию, но в 2018 году Дмитрий Архипов (сооснователь «Акеллы» и обладатель прав на серию) заявил, что работу над «Корсарами 4» приостановили из-за нехватки инвестиций. Надеемся, однажды деньги найдутся и мы получим новую историю о пиратах на современном движке.

#история_игр #мутные_страницы_русского_геймдева
👍5😁21🔥11
Привет, ребятки. Это Никита Королев. Сегодня газете «Ъ», в которой я начал работать еще на 2 курсе журфака, исполнилось 35 лет. С «Коммерсом» у меня связано много воспоминаний, как приятных, так и откровенно тяжелых.

Последние в основном выпали на период, когда я работал корреспондентом в южном бюро газеты и писал обо всем: банкротствах, проблемах обманутых дольщиков, разделу земель Цапков и уголовных делах, возбужденных в отношении сотрудников ФСИН.

В любом случае, «Ъ» стал для меня, во-первых, источником опыта, который сложно получить в другой сфере и в другом издании, а во-вторых — тем местом, благодаря которому у меня скопился с десяток занимательных историй про журналистику. И хороших и плохих. Одну из них хочу рассказать сегодня.

* * *

Работа журналистом в регионе, ребятки, предполагает, что вы очень много работаете ногами. Надо встать в 5 утра и поехать в пуле губернатора на открытие ветропарка где-то на границе области — езжай (только не забудь спросить про посадку его зама). Прийти на заседание суда по застройке центра города и простоять там час-другой на ногах ради новости в пять строк — вперед (только уговори редактора поставить заг пожирнее). Бегать и опрашивать пострадавших от пожара прямо в момент самого пожара — кто, если не ты (только не получи по морде).

Поэтому, работая в регионе, я очень ценил возможность писать заметки по итогам изучения кип документов, телефонных опросов спикеров и источников, а еще анализа инфы из баз данных. Отдельным удовольствием для меня было ведение папок с документами, фотографиями, выдержками из уголовных дел и так далее. Когда держал все материалы в руках, буквально кончиками пальцев ощущал то, что сделал. Да и эффект от заметок, написанных по итогам такой работы, я ценил больше всего.

Примерно в середине октября 2017 года в редакцию пришла женщина с большой кипой бумаг. В кабинете у главреда она рассказала историю, которая могла случиться только в регионе. По ее словам, ее муж, Михал Колмыков, возглавлявший небольшой банк, выявил подозрительные движения денежных средств и предположил, что акционеры выводят из самого банка деньги. После того, как он поднял вопрос на собрании акционеров и параллельно написал письмо в ЦБ, его отстранили от управления, уволили а затем он стал фигурантом уголовного дела.

В подтверждение своих слов женщина дала мне пачку самых разных документов. С печатями и подписями. Вишенка на торте — одним из акционеров банка оказался известный православный предприниматель Василий Бойко-Великий.

А потом, ребятки, мы в "Ъ-Юг" с пролетарским задором начали описывать эту историю. Заметку за заметкой раскапывал новые детали: следил за тем, как у банка отзывают лицензию, ходил на суды по мере пресечения, пил кровь из адвокатов, стенографировал заявления следователя и даже встречал Колмыкова с фотографом на выходе из СИЗО. Ну и, конечно, периодически имел задушевные беседы с представителем одного из акционеров банка, а еще ходил на заседания судов и по вечерам читал переписку Колмыкова с акционерами и ЦБ.

Отдельное удовольствие мне тут (помимо минимальной причастности к поиску справедливости, чего уж тут скрывать) доставлял тот факт, что история банкира Колмыкова складывалась в большую картину элемент за элементом. И каждый элемент, ребятки, рождался в редакции после кропотливой работы по расшифровке диктофонных пленок, вычитыванию переписок и материалов уголовного дела, а еще уговоров акционеров банка дать комментарий.

По итогу этой истории Колмыков на свободу вышел и мы с ним даже несколько раз пересекались на деловых мероприятиях в Ростове-на-Дону. Василия Бойко-Великого аж в 2023 году приговорили к 6,5 годам по обвинению в растрате средств того самого банка. Я успел закончить магистратуру, сходить в армию, начать работать в IT-журналистике, полюбить чепы и уйти в PR.

* * *

Смог бы ли я получить такой своеобразный опыт, работая в другом месте и в другой сфере? Нет. Поэтому с днем рождения, «Ъ». Спасибо за этот странный, тяжелый и важный период в моей жизни.
27🔥14👍62😁1
Утро, ребятки. Rustore сходу поясняет за актуальную инвестиционную стратегию при ключевой ставке в 21%

P.S. новости будут, не переживайте
😁151
Вот это да, ребятки. В Голландии судят российского инженера по обвинению в попытке украсть секреты ASML

Как пишет Reuters, вчера голландский суд продлил срок содержания под стражей бывшего российского сотрудника производителя полупроводникового оборудования ASML. Его подозревают в краже интеллектуальной собственности и продаже ее покупателям в России в нарушение европейских санкций.

Подозреваемому 43 года, ранее он работал в дочерней компании ASML Mapper и компании по производству чипов NXP.

ASML не первый раз оказывается в центре судебных разбирательств, в рамках которых компания обвиняет конкурентов в промышленном шпионаже. Ранее схожие обвинения были выдвинуты против экс-сотрудника из КНР.
6🔥53
Вечер, эксперты. Судя по всему, умное кольцо от Сбера, которое сможет замерять пульс, уровень стресса и т.д., — не единственный проект банка с намеком на сочетание ИИ и Медтеха.

Судя по базе «СПАРК-Интерфакс», совсем недавно компания получила патент на решение, напоминающее ИИ-агента для оценки состояние здоровья пользователей «по видео лица человека».
О, заместмтель председателя ИТ комитета Госдумы Антон Вадимович Горелкин буквально только что сказал, что завтра внесут законопроект «о регулировании игровой индустрии» в том числе о «регулировании разработки гейминга».

Всем пяти отраслевым ассоциациям разработчиков и дистрибуторов игр приготовиться!

P.S. интересно, кто из СМИ первым ознакомится с инициативой и проведёт её анализ.
👎123
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Игра года гойда, не иначе, эксперты


Это на премии «Герои Рунета» вспоминают игру «Смута». Наш ответ этим вашим «Ведьмакам 3» (где, как мы помним, ужасная боевка) и Kingdom Come Deliverance
😁24👍32👎1
Вчера почти одновременно "Ъ" и "РГ" рассказали о законопроекте, которым планируется регулировать игровую индустрию в России. Документ, еще не внесли на рассмотрение Госдумы, но новости о том, что Steam в России запретят, уже разлетаются, как горячие пирожки. Давайте-ка с вами прочтем новости и разберемся, что там регулируют.

1. Букмекеров и разработчиков игр разводят по углам. Сходу видим хорошее: "Действие ФЗ не распространяется на деятельность по организации и проведению азартных игр". Это положение говорит о том, что применить букмекерское регулирование к MMO, как того совсем недавно опасалась индустрия, не выйдет.

2. Скинам в CS дадут правовой статус. В проекте ФЗ появилось определение игрового имущества. Согласно документу, это: "совокупность электронных данных (...), содержащихся в видеоигре, использующихся для обозначения имеющихся в видеоигре атрибутов и (или) виртуальных предметов, персонажей, их свойств, характеристик, или используемых в качестве внутриигровых средств обмена". Это положение в том числе закроет нормативные лакуны, связанные с кражей и незаконным оборотом игрового имущества, цена которого может составлять десятки тысяч долларов. (подробнее о том, как работает рынок скинов из игр, писал вот тут)

3. На игровые сторы накинут обязанностей. Наиболее громкая и спорная часть документа. Проект ФЗ содержит в себе положения, накладывающие на распространителей видеоигр (в число которых, теоретически, можно в включить не только Steam, но и AppStore) ряд обязанностей.

🧬 Размещать на площадке данных о физлице/юрлице, владеющим стором, а еще адреса для жалоб и иной корреспонденции.

🧬 Обеспечивать возможность осуществлять платежи через информационную систему, оператором которой является российское юрлицо. Проще говоря, сделать так, чтобы игры можно было оплачивать с российских банковских карт.

🧬 Обеспечивать пользователю беспрепятственный доступ к своей учетной записи. То есть заблокировать аккаунт с кучей игр в одностороннем порядке владельцам сторов будет нельзя.

🧬 При сборе персданных пользователей, обеспечить хранение этих данных на территории РФ. Тут все более-менее понятно.

4. Ряд обязанностей хотят ввести и в отношении распространителей видеоигр. Под ними законопроект понимает: "обладателей исключительного права на видеоигру, или иное лицо, имеющее право распространять видеоигру на территории РФ". Короче — правообладателя или издателя. Такие субъекты хотят обязать:

🧬 Информировать пользователей о содержании видеоигр (секс, наркотики, мат и т.д.)

🧬 Исключить возможность доступа к информации, запрещенной к распространению на территории РФ. Так, если суд запретил продавать на территории РФ какую-либо игру, сервис должен исполнить решение суда.

🧬Обеспечить возможность оплаты через российский платежный сервис

🧬Хранить и обрабатывать персданные граждан РФ на территории РФ.

⚡️ И самое интересное — идентификация пользователей ⚡️

Законопроект предлагает обязать распространителей игр идентифицировать пользователей из РФ через Госуслуги, номер телефона, биометрию или через иную информсистему, соответствующую ряду требований законодательства РФ.

***

Обсуждать потенциальные последствия принятия законопроекта, пожалуй, рано. Даже если предположить, что его внесут и рассмотрят во всех чтениях до конца года, к нему еще предстоит разработать подзаконку. И вот уже в ней, ребятки, будет закопано самое интересное.

Наиболее занимательное в этой истории, на мой взгляд, это реакция игровой индустрии и профильных ассоциаций на эту новеллу. Вот замечательное из заметки "РГ":
У Ассоциации Игровой Индустрии (АИИ) был доступ к просмотру проекта данного законопроекта, однако, там отмечают, что по их информации, экспертного обсуждения с представителями индустрии не было.

«Российские игровые компании соблюдают требования по ограничению доступа к запрещенной на территории РФ информации, поэтому учет нашей позиции в рамках законопроекта считаем крайне важным", - заявил глава АИИ Владимир Прокуронов.


Забавно, не правда ли?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👎15😁9👍43
Привет, эксперты. А помните были такие планшеты под брендом KVADRA от компании Yadro, по цене больше 40к за штуку? Там даже еще целая экосистема была заявлена.

А что с ними? Покупают ли их, развивают? Кто в курсе?

P.S. оказывается, есть версии за 72к.
😁621
Forwarded from Монстры коммуникаций
Привет, это Никита Королев, основатель канала «Грустный Киберпанк» (ГК). Пару месяцев назад я попал в список экспертов канала «Монстры Коммуникаций», и теперь должен этой организации  душу почку экспертный пост. Желательно неожиданный и захватывающий. Слоты о том, что PR – это пропаганда и байки про Бернейса и бекон на завтрак коллеги уже разобрали. Поэтому расскажу о том, как и зачем искать инфоповоды для исторического техноконтента.

***
С 2022 года российские компании IT-сектора чаще стали обращаться к истории страны: напоминать о советской инженерной школе, вкладе российских ученых в развитие индустрий, а также использовать различные элементы, характерные для советского искусства, в своих спецпроектах. Желание транслировать собственную причастность к великому и историческому, очевидно, не случайно. 

Одним нужно срезать с себя ярлык переклейщика шильдиков, заявив о желании продолжать великие традиции. Другим – говорить в унисон с регулятором, третьим нужно дополнить таким историческим бантиком свой HR-бренд. Талантливым и дефицитным сотрудникам нужна не только зарплата и мощнейший соцпакет, но и вера в то, что именно они работают ради будущего цветения яблонь на Марсе, а не маржи акционеров.

В таких условиях полезно уметь ручками находить историческую фактуру, которая даст кучу инфоповодов для ваших каналов. Здесь ваш спикер на конференции сослался на подходящий, исторический факт, тут вы запустили медиапроект об истории вашей индустрии и элегантно встроили свою компанию в таймлайн, не допустив обидных ошибок. 

***

В «ГК» я люблю и умею находить фактуру, которая после обработки становится познавательными постами об истории российской игровой/софтверной/хардверной индустрии. Поэтому ловите несколько советов о том, где искать такой контент, что стоит делать, а что – нет.

1. Не используйте Chat GPT, чтобы написать готовый пост, найти конкретные даты или версию развития событий. ИИ имеет свойство галлюцинировать, поэтому даже при самом красивом промте вы рискуете получить путаницу в датах, именах и событиях.
 
2. Работайте с сообществами энтузиастов. В России много сообществ людей, которые бережно собирают и хранят исторические артефакты, затрагивающие определенные индустрии. Иногда даже онлайн. Наладьте с ними связь, попросите помощи, предложите совместный проект. Хороший пример – сообщество энтузиастов, запустивших «Виртуальный компьютерный музей», где собраны уникальные документы об истории советского вычтеха. 

3. Не ленитесь читать первоисточники. Важная задача при поиске и подготовке исторического техноконтента  – находить новые повороты в уже существующих темах, развенчивать устоявшиеся мифы и искать интриги там, где уже все десятки раз обыскано. Здесь вам поможет анализ документов, исторических справок и воспоминаний очевидцев событий, коих в сети очень много. Вот, ребятки, например, изучите часок-другой вот этот архив, и найдете в нем десятки историй. И таких мест в сети, поверьте, очень много. Все что нужно - это засучить рукава и начать в них копаться.

4. Ищите фактуру в неожиданных местах. Самыми ценными источниками тем и идей для вас могут стать на первый взгляд неожиданные видео, книги и документы. Особенно ценны свидетельства участников событий (или их родственников), а также книги, которые предприятия выпускают к своим юбилеям (например – такие). В подобных документах закопано достаточно фактов, до которых еще не успели добраться контентмейкеры с ютуба.

5. Не беритесь повторять в тысячный раз то, что уже сказано. В сети достаточно популярного контента, посвященного истории технологий. Но он, зачастую, поверхностен, наполнен ошибками, вторичен и потому не интересен. Поэтому выпускать собственный контент на основе уже существующего (читай - копипиздить) бесполезно. Прослушивание лекции об истории программирования в СССР или прочтение книги о людях, создававших первую систему  ПВО вокруг Москвы, подарят вам  больше идей и инсайтов, чем просмотр поверхностных видео по схожим темам.

🖲 Канал автора

🖲 Все авторы и темы закрытого канала

🖲 Каналы про пиар, поддержавшие нас

🖲 глаз Блога
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1910🔥8👎2
«95% компаний говорят, что переходить на отечественные решения они не готовы»

* * *


Привет эксперты. Начинаем неделю прямо с интересного. «Ведомости» взяли интервью у гендиректора компании «МойОфис» (вендор офисных пакетов) Вячеслава Закоржевского. Он заступил на пост в августе 2024 года, сменив Павла Калякина. Интервью давалось на фоне негативных новостей, преследовавших компанию. Речь идет как о катастрофическом падении выручки, так и об увольнении топов. Теперь давайте бегло по тезисам.

⚫️ По итогам 2023 года выручка компании упала на 43% и составила 1,9 млрд руб. Чистый убыток составил 5,2 млрд руб. против прибыли в 386,5 млн руб. год к году. Причин у этого, по словам Закоржевского несколько (хоть они и выглядят противоречиво). Во-первых, неготовность бэкофиса к валу заказов и сбой работы процессов в компании, а во-вторых — тот факт, что в 2022 году, на старте активного импортозамещения, крупные клиенты заключали 2-3 летние контракты, именно поэтому в 2023 году наблюдалась просадка в выручке. Вот занимательная цитата про неготовность бэка:

Процессы внутри компании не были готовы к такому росту. Процессы были скорее на уровне полуразработок – полуисследований. [У нас] не было такой коммерческой компании, которая бы выпустила релиз о новом продукте и [была бы] готова к тому, чтобы быстро начать его внедрять, помочь клиенту, обеспечить продление, доработку, запланировать детальную дорожную карту и т. д. Компания раньше жила в более медленном, расслабленном режиме.


⚫️ В «МойОфис» понимают, что емкость рынка решений для редактирования документов конечен. Поэтому компания выпустит продукты в новых нишах. Среди них аналог графического редактора для рисования схем графиков, BI-инструменты для построения аналитики и инструмент для защиты информации от утечек. Релизы намечены на начало 2025 года.

⚫️ Компания раскрыла число клиентов физлиц и юрлиц (пусть и весьма аккуратно). У платного продукта «Мойофис для дома» сейчас 25 тыс. пользователей, а корпоративных клиентов у «МойОфис» — 12,5 тыс.

⚫️ Компания не намерена расширять штат кадров: сейчас в вендоре 700–800 разработчиков, что: «очень много даже для России», и их хватает. Всего же в «МойОфис» 1100 сотрудников. При этом, по словам топ-менеджера, производственные процессы в компании были выстроены далеко не лучшим образом. Вот смотрите:

Я остановил этот рост персонала, потому что он увеличивал расходы и зачастую не всегда шел на пользу. Когда я начал «закапываться», выяснилось, что целеполагание у штата – это не поддерживать клиента, а сделать хороший отчет или же провести достаточное количество пилотов или демонстраций. Когда я спрашивал: «Зачем вы эти фичи делаете?» – ответ зачастую был: «Потому что так давно решили». Кто решил и когда?


⚫️ В сегменте офисных решений, по словам Закоржевского, государство не очень сильно драйвит импортозамещение: «95% компаний говорят, что переходить на отечественные решения они не готовы»

⚫️ У «Лаборатории Касперского» 69% в компании, но она не может навязать топ-менеджменту «МойОфис» решения — у Закоржевского есть право вето.

⚫️ Выход на зарубежные рынки пока не планируется. Задача текущего руководства «МойОфис» — стабилизировать ситуацию на рынке в РФ, а также работать по OEM модели с партнером из КНР. Он будет встраивать решения «МойОфис» в свои продукты и под своим брендом.

⚫️ По итогам 2024 года компания планирует получить выручку в 2 млрд руб. Прогноз по чистой прибыли топ-менеджер не привел.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11😁43🔥1
Утро, эксперты. Газета «Ъ» опубликовала неожиданный взгляд на будущее и настоящее генеративного ИИ. Колонку по теме написал Митрополит Калужский и Боровский Климент. В ней он объяснил, как Православная Церковь смотрит на этот феномен. Из интересного:

▶️ Тема искусственного интеллекта (ИИ) входит в поле постоянного внимания церкви не случайно и не только из-за повышенного общественного внимания к ней. Развитие этой технологии значительно опережает уровень гуманитарного, в том числе этического, осмысления содержащихся в ней рисков и угроз наряду с преимуществами и возможностями.

▶️ Если отбросить крайние позиции по теме (пугалки технофаталистов и оды технооптимистов), становится ясной необходимость осмысленно вырабатывать разумный, осторожный и в то же время прагматичный взгляд на проблему.

▶️ Не нужно поддаваться ажиотажу, поднимаемому дилетантами вокруг подлинно серьезной проблемы. ИИ — это алгоритм и технология, не более, хотя его возможности действительно велики. Одной из самых важны задач остается разработка единой терминологии в этой области. Это нужно, чтобы физики научились понимать лириков и наоборот.

▶️Для церкви категорически неприемлемы любые попытки объявить ИИ моральным субъектом, то есть личностью, которая не только самостоятельно принимает решения, но и несет за них ответственность, включая этическую. И дальше прямо очень хорошо:

Воспеватели безграничного научно-технического роста уверены, что человеку есть чему поучиться у машины, что преимущества ИИ — залог выживания дряхлеющего человечества. В этих голосах слышится столько неверия в способности человеческой личности, обладающей богоподобием, столько спеси и близорукости, что невольно вспоминаются строители Вавилонской башни. Разумеется, любые попытки вписать ИИ в трансгуманистический эксперимент представляются губительными и крайне опасными.


Искренне советую почитать
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥18👍64👎3😁1
Привет, эксперты. Тут управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus Алексей Мельников дал Алексею Забелину из ТАСС большое итоговое интервью. Там много занимательного о том, как топ-менеджер видит текущее состояние индустрии, выделили главное.

⚫️ Россия в части развития цифровых технологий уступает только КНР. Речь идет о софте и сервисах — отечественная индустрия вполне самостоятельна с точки зрения ПО (гляньте, сколько у нас в реестре отечественных операционок, прим. ГК), осталось подтянуть собственное "железо", и это требует больших инвестиций.

⚫️ Ключевая ставка влияет на экономику через перераспределение доходов, поэтому 2025 год, говорит Мельников, "будет сложным с точки зрения спроса, и мы сначала увидим некоторое затишье". Но к концу года должно быть полегче

⚫️ Из-за дорогих кредитов (относительно КНР, где компании могут получать кредиты на железные IT проекты под 3%), ценообразование на отечественную электронику на рынке РФ складывается не лучшим образом, а маржинальность в сегменте скромная. При этом российская электроника, по Мельникову, не уступает по качеству китайской. И дальше интересно:

В вопросе "железа" все крупные игроки проинвестировали и продолжают вкладывать в развитие своих производств, поэтому так или иначе стоимость продукции будет расти. Но удивительно, что в последний год мы не слышали о проблеме неконкурентной стоимости иностранных серверов и российских. Видимо, мы научились управлять ценами так, чтобы быть конкурентоспособными.


⚫️ Мельников видит перспективными зарубежные рынки, где есть схожие с РФ регуляторные ограничения, например, с точки зрения хранения и обработки информации на территории РФ. Там компетенции российских компаний могут пригодится. Особенно с учетом опыта форсированного импортозамещения, начавшегося с 2022 года.

⚫️ Мельников говорит, что его компания в следующем году будет вкладываться в разработку инновационных продуктов, которые нужны в текущих условиях. Это выпуск локализованных смартфонов, ИИ-серверов, а также разработанный с нуля BIOS. А дальше тоже интересно.

Когда мы говорим об инновациях, мы имеем в виду фундаментальную науку. В следующем году мы планируем более тесное сотрудничество с Ираном. Мы хотим узнать, что они производят и разрабатывают. Я имею в виду не только физическое производство, но и результаты интеллектуального труда.


⚫️ Российскому рынку нужен дистрибуторский бизнес, так как именно дистрибуторы готовы взять на себя целый ворох рисков и наладить поставки того, что поставлять сложно
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11👎6😁6🔥441
С Наступающим, эксперты! Знаем, вы задавались вопросом, почему мы пропали почти на неделю. Все просто — мы шушукались с разными товарищами, читали стопки аналитического контента, перечитывали свои посты, чтобы написать о том, что ждет наш любимый IT-рынок в следующем году. Выделили для вас самые важные штуки на 2025 год, ловите!

⚫️ Генеративный ИИ перестанет заводить всех так сильно. И в России, и в мире. Весь 2024 год, ребятки, был забит новостями о генеративном ИИ. Тут — замес c гендиром Open AI, там пугают войной за лидерство на этом рынке и в этой технологии, а вот тут подростки сходят с ума после общения с чат ботами. Ну и, конечно, бизнес, как подросток, съехавший от родителей в общагу, отрывался на всю катушку с этой технологией. Да и венчурный рынок только на этой технологии и пер. В 2025 году, ребятки, мы с вами протрезвеем и начнем относиться к технологии холоднее. Вера в то, что ИИ заменит человека/уничтожит планету/порежет косты в два раза, пропадет. Зато появтся вопросы: «а нужно ли нам лупить N миллионов $ в то, что может и не взлететь» и «зачем мне тут твой ИИ, если CRM отлично заполняют менеджеры ручками»

⚫️ Интернет станет локальнее, а платформам надерут уши. И в России, и в мире. В 2024 году, эксперты, на глобальном уровне начался сверхважный тренд. Крупнейшие государства стали строже относиться к работе зарубежных сервисов на своей территории. В США прижали китайский TikTok, потому что он (сюрприз, епты) может не только вызывать зависимость, но манипулировать мнением масс, в ЕС крепко прессанули Telegram (так, что платформа вынуждена блокировать на территории союза работу российских медиа), ну а в России вы сами знаете. Оказывается, что даже глобальным интернет сервисам нужно соблюдать законы стран, на территории которых они работают. Поэтому в 2025 году все больше глобальных политических субъектов будет настаивать на соблюдении платформами локального законодательства. А что платформы? Они, конечно, для порядку посудятся в местных судах и побегают по кабинетикам чиновников (корпоративные GR и юристы тоже хотят бонусы), но потом таки треснут под давлением властей. Потому что 200 долларов/рупий/рублей сами себя не заработают. Так что интернет из глобальной деревни начнет превращаться в россыпь цифровых феодов.

⚫️ Тренд на консолидацию на рынке железяк в России усилится. В 2024 году, эксперты, мы уже увидели, как в капитал крупного производителя электроники вполне бодро зашел (судя по сообщениям СМИ) один банк. Потому что сервера выпускать надо, заводы строить надо, да и R&D вести тоже надо. А денег на все, с учетом текущих ставок по кредитам (и невозможности кредитануться где-то в КНР под хороший %) не напасешься. А у какого сегмента год выдался жирным на прибыль? Верно – у банковского. В 2025 году, ребятки, эта самая чеболезация, о которой говорил один небезызвестный чиновник, попрет во всю мощь. При чем она может не предполагать вхождения одних в капитал других.

⚫️ Российские железяки активнее выйдут на б2с и б2б рынки. Если протекционизм будет крепнуть. Как мы увидели в 2024 году, российское железо вполне себе норм работает и имеет спрос. Крупные корпы закупают отечественный вычтех, отечественные базовые станции вполне себе заработали, а на полках магазинов все больше российских ноутов, планшетов и смартфонов. Спрос на эти категории товаров будет в 2025 году расти, потому что российские игроки научились все это дело выпускать и даже во вполне себе в неплохом качестве, и потребитель будет видеть это все отчетливее. Если регуляторы поддержат компании, защитив внутренний рынок от дешевых китайских товаров, то российским игрокам повезет.

🔻🔻🔻
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9😁522👎1
⚫️ В 2025 году в России будет много новостей о микроэлектронике. В 2021-2023 году в России запустили много проектов, касающихся развития микроэлектроники. Я говорю о самых разных ОКР и НИОКР по инициативе Минпромторга. От злополучных фотолитографов, до специальной химии, материалов и прочих штук. В 2025 году будет время собирать камни по этим проектам. Будут ли все удачными – вопрос, но новостей явно будет много. Самый важный вопрос тут, эксперты, в том, чтобы даже реализованные проекты не провисли в воздухе. Потому что один-два-три реализованных проекта в отрыве от системы проектов (которые тянуть на господдержке еще лет десять) не будут иметь никакого эффекта. Более того, в 2025 году, вполне возможно, увидим примеры международного сотрудничества РФ в этом сегменте. Потому что в одну калитку эту темку не затащить.

❤️ И любимое, ребятки. Игровая индустрия России. В 2024 году российский геймдев осознал собственную «самость» (простите за это слово) и стал протаптывать тропки в светлое будущее. Делегации игровиков гоняли на международные игровые выставки, анонсировал игры (некоторые из которых набирают сотни тысяч скачиваний), выпустил целую, мать его, «Смуту» и даже (даже) стал заигрывать с рынком консолей. А, ну и более-менее научился говорить с чиновниками на одном языке (правда с грустными лицами).

Все, вроде бы хорошо, но есть нюанс. В 2025 году отрасль, в которой, как оказалось, есть деньги (а еще перспектива влияния на большие массы в России и за ее пределами), ждет большой вызов — опытные в хождении по кабинетам граждане попытаются если не взять ее под контроль, то по крайней мере очертить для нее удобные для себя рамки. Рыночные, законодательные и идеологические. Если отрасль не научится жестко и четко транслировать свою позицию, то 2026 и последующие годы будут для нее непростыми.

Штош, этот год был непростым, но интересным, ребятки. Следующий будет таким же, но икс2. С Наступающим вас!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1676🔥1😁1