Раз канал все же потихоньку раздупляется, расскажу про книжку из будущего (внимание на выходные данные!). Социобиолог Уилсон стоял у истоков самого термина эусоциальность — высшей степени сложности обществ. Он пытается понять, как именно люди стали людьми на примерах пчел и муравьев и как это происходило с точки зрения теории и практики эволюции.
Две важные цитаты. В общем, истории неразрывно связаны с вечером/ночью и с едой. Интуитивно понятно: добыча есть, все вернулись с охоты, ночные хищники боятся огня — можно порассказывать истории и потанцевать. С практической точки зрения интересный вывод: чтобы рассказывать истории, нужно приглушать свет, а лучше всего еще и поставить еду. При равномерной заливке (дневном свете) и на голодный желудок настрой аудитории будет уже не тот.
Пойду читать Висснер.
Пойду читать Висснер.
Тем временем в Индонезии нашли самую старую (вероятно) историю. Ей 44000 лет, и она классная.
https://www.nature.com/articles/d41586-019-03826-4
https://www.nature.com/articles/d41586-019-03826-4
Nature
Is this cave painting humanity’s oldest story?
Indonesian rock art dated to 44,000 years old seems to show mythological figures in a hunting scene.
Ух кайф какой: музей Лондона как музей времени. Учитывая мою легкую глухоту к времени как к инструменту экспириенсов, завидую таким идеям сине-зеленой завистью (и хочу так же научиться)
Forwarded from музей в иллюминаторе🌱
Очень хороший доклад директора по контенту музея Лондона на конференции «Музей в городе — город в музее» в музее Москвы (кто не знал, еще не поздно побежать, после обеда и завтра тоже много интересного).
Начнем с того, что музей переезжает из нового, специально построенного для него здания в «старое» (в смысле историческое). Не потому, что денег нет (переезд стоит 340 млн фунтов, из которых 70 музей нашел сам), а потому что хочет быть ближе к людям. Они меняют локацию с финансового района недалеко от собора Святого Павла на здания в районе смисфилдофского рынка, где еще сохранились живые люди (которые не туристы и не офисная публика) «Противостоять превращению живого района в хипстерское место», — вот так кураторы музея смотрят на проблемы идентрификации.
Через гигантские промышленные здания, где расположится музей, будут проезжать поезда, люди будут заходить через множество входов — все это адски сложно и музейщикам очень нравится, потому что это огромный стимул для кураторской мысли.Ну и красивая концепция музея, когда пространства сегментируются следующим образом:
⚾️ Реальное время (те самые ж/д станции и живая жизнь, которая становится «объектом экспонирования» и рефлексии)
🥎 Наше время — раздел о периоде с 1945 — по сейчас, создаваемый вместе с жителями. Тут также будет много работы с big data, музей обещает мониторить проблемы города в реальном времени, следить, какой район самый счастливый и так далее.
🏉 Прошедшее время — более-менее традиционный рассказ об истории Лондона по разделам.
🎾 Глубокое время (deep time) — рассказ (если я правильно понял), о самых глобальных драмах, которые определяли и определяют развитие города.
🏈 Воображаемое время — очень вкусный раздел про Лондон Оливера Твиста, Шерлока Холмса, Джемса Бонда и т.д.
🏀 Временное время — временные экспозиции)).
В общем, есть куда идти в 2024 году:))
⚽️🎱🍊
Я чуть позже буду рассказывать про нашу работу с городской идентичностью в музее Находки, но есть тут и куда более интересные вещи, программа на сайте:
http://mosmuseum.ru/lectures/p/muzey-v-gorode-gorod-v-muzee/
Начнем с того, что музей переезжает из нового, специально построенного для него здания в «старое» (в смысле историческое). Не потому, что денег нет (переезд стоит 340 млн фунтов, из которых 70 музей нашел сам), а потому что хочет быть ближе к людям. Они меняют локацию с финансового района недалеко от собора Святого Павла на здания в районе смисфилдофского рынка, где еще сохранились живые люди (которые не туристы и не офисная публика) «Противостоять превращению живого района в хипстерское место», — вот так кураторы музея смотрят на проблемы идентрификации.
Через гигантские промышленные здания, где расположится музей, будут проезжать поезда, люди будут заходить через множество входов — все это адски сложно и музейщикам очень нравится, потому что это огромный стимул для кураторской мысли.Ну и красивая концепция музея, когда пространства сегментируются следующим образом:
⚾️ Реальное время (те самые ж/д станции и живая жизнь, которая становится «объектом экспонирования» и рефлексии)
🥎 Наше время — раздел о периоде с 1945 — по сейчас, создаваемый вместе с жителями. Тут также будет много работы с big data, музей обещает мониторить проблемы города в реальном времени, следить, какой район самый счастливый и так далее.
🏉 Прошедшее время — более-менее традиционный рассказ об истории Лондона по разделам.
🎾 Глубокое время (deep time) — рассказ (если я правильно понял), о самых глобальных драмах, которые определяли и определяют развитие города.
🏈 Воображаемое время — очень вкусный раздел про Лондон Оливера Твиста, Шерлока Холмса, Джемса Бонда и т.д.
🏀 Временное время — временные экспозиции)).
В общем, есть куда идти в 2024 году:))
⚽️🎱🍊
Я чуть позже буду рассказывать про нашу работу с городской идентичностью в музее Находки, но есть тут и куда более интересные вещи, программа на сайте:
http://mosmuseum.ru/lectures/p/muzey-v-gorode-gorod-v-muzee/
mosmuseum.ru
Музей в городе — город в музее. Международная конференция / Музей Москвы
Международная конференция посвящена открытым формам взаимодействия современного музея и города.
Lander Learns
Photo
Статья Висснер про охотников/собирателей бушменов оказалась короткой, но предельно полезной. Напомню, что главный результат исследования в том, что темы дневных и вечерних разговоров радикально отличались: днем по делу, посплетничать и поныть, вечером веселые истории. Остальное тезисно:
- бушмены — большие мастера кветчинга: Jealousy is the keeper of equality in many egalitarian societies and criticism was motivated by envy approximately one-third of the time. Verbal criticism, complaint, and conflict (CCC) were the spice of Ju/’hoan life that made group living viable;
- огонь создал дополнительное время, которое повящено социальности;
- большинство историй — про похождения людей из соседних групп. Таким образом создается более широкая общность;
- еще одно подтверждение, что изначально истории — это механизм обучения: Stories provided a win-win situation: those who thoroughly engaged others were likely to gain recognition as their stories traveled. Those who listened were entertained while collecting the experiences of others with no direct cost;
- ну и самое интересное, как из реальных событий получаются мифы: For example, in 2012 three Ju/’hoansi were tragically killed in a bush fire. Within a month stories developed from the initial “news” that spread by day, to detailed and horrifying accounts told at night round the fire, to stories with supernatural elements as the tragedy was attributed to Bantu black magic. Similarly, some Australian Aboriginals have incorporated events from interaction with “white fellas” into their myth of the rainbow python
- бушмены — большие мастера кветчинга: Jealousy is the keeper of equality in many egalitarian societies and criticism was motivated by envy approximately one-third of the time. Verbal criticism, complaint, and conflict (CCC) were the spice of Ju/’hoan life that made group living viable;
- огонь создал дополнительное время, которое повящено социальности;
- большинство историй — про похождения людей из соседних групп. Таким образом создается более широкая общность;
- еще одно подтверждение, что изначально истории — это механизм обучения: Stories provided a win-win situation: those who thoroughly engaged others were likely to gain recognition as their stories traveled. Those who listened were entertained while collecting the experiences of others with no direct cost;
- ну и самое интересное, как из реальных событий получаются мифы: For example, in 2012 three Ju/’hoansi were tragically killed in a bush fire. Within a month stories developed from the initial “news” that spread by day, to detailed and horrifying accounts told at night round the fire, to stories with supernatural elements as the tragedy was attributed to Bantu black magic. Similarly, some Australian Aboriginals have incorporated events from interaction with “white fellas” into their myth of the rainbow python
14027.full.pdf
968.1 KB
Прилагаю саму статью. Отдельное удовольствие — список литературы в конце. Нашел там одну книжку и сразу же купил — есть ощущение, что в ней все ответы на мои вопросы.
Между тем, пока читал Висснер по ссылке от Уилсона, наткнулся на вполне удивительное для такого неофита, как я, явление — академический пиздеж. Где-то от склероза, где-то для красного словца, где-то для натягивания совы на глобус (то есть аргументов на выводы). Никогда нельзя забывать, что мир академических ученых ровно так же движим эмоциями, страстями и слабостями, как и все остальные области человеческой деятельности. Сделал отсюда себе заметку: самый главные инструменты исследователя — скепсис и хорошая память.
(для тех, кому лень вчитываться: Уилсон переврал результаты Висснер в 10 раз — мифы по ночам рассказывают в 4% случаев, а не в 40)
(для тех, кому лень вчитываться: Уилсон переврал результаты Висснер в 10 раз — мифы по ночам рассказывают в 4% случаев, а не в 40)
К вопросу об академическом пиздеже — по совету из чата принялся за "Сапиенса" Юваля нашего Харари. Ничего не буду говорить о стиле, популяризаторы науки имеют право на любую эмоциональность и модальность, лишь бы читателям было интересно. Другое дело, что Харари, в целом двигаясь в более-менее мейнстримовом векторе и выдавая местами интересные мысли, постоянно врет в мелочах. И человек у него единственный, кто меняет природу ради своих целей (здесь бобры сильно обиделись), и охотники-собиратели никак не влияли на окружающий ландшафт (привет индейцам Северной Америки, которые поджогами полностью изменили облик прерий), и земледельцы несчастны и порабощены пшеничными культурами (здесь вам кланяются рослые здоровые доколумбовские цивилизации, сделавшие гениальные селекции более питательной кукурузы и ее родственников). Человек явно натягивает аргументы на выводы, и вот это уже серьезно.
Короче, чувствую в Харари родственную душу, но я по крайней мере сразу перед лекцией предупреждаю, что у меня много натяжек (особенно тех, о которых сам не знаю), которые требуют дополнительного рисерча, критики и обсуждения. А Харари вон народы пасет, публичный интеллектуал, предупреждает Трампа о чем-то там.
В общем не зря его в "Гардиане" (правда это рецензия на его последнюю книгу) сравнивают с еще одним мухлежником Джорданом Питерсоном. Однако в рамках shit sandwich критик дал очень на мой взгляд правильное позитивное мнение: I suspect it acts as a gateway drug to more academic accounts of human history.
Короче, чувствую в Харари родственную душу, но я по крайней мере сразу перед лекцией предупреждаю, что у меня много натяжек (особенно тех, о которых сам не знаю), которые требуют дополнительного рисерча, критики и обсуждения. А Харари вон народы пасет, публичный интеллектуал, предупреждает Трампа о чем-то там.
В общем не зря его в "Гардиане" (правда это рецензия на его последнюю книгу) сравнивают с еще одним мухлежником Джорданом Питерсоном. Однако в рамках shit sandwich критик дал очень на мой взгляд правильное позитивное мнение: I suspect it acts as a gateway drug to more academic accounts of human history.
the Guardian
21 Lessons for the 21st Century by Yuval Noah Harari review – a guru for our times?
The author of global bestseller Sapiens is back, with a self-help guide for a bewildering age – and its sweeping statements are peppered with truly mind-expanding observations
Не могу обойти вниманием статью в Эсквайре об итогах десятилетия в мировом искусстве. Во-первых, потому что одной из главных тенденций стал мощнейший рост роли историй и придуманных миров: взять хотя бы монументальный mocumentart (придумал слово прямо сейчас) Херста в Венеции пару лет назад. Во-вторых, потому что статью написала моя жена Настя, которая ведет гораздо менее занудный канал @artysmarty про свою жизнь в искусстве и рядом с ним.
Журнал Esquire
Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале
Если спрямлять и упрощать, то за последние десять лет снобский арт-мир стал ближе к народу, аудитория искусства многократно расширилась, а само искусство продолжает бесконечно выворачивать наш мир постправды наизнанку. По просьбе Esquire Анастасия Ландер…
А вот и первый aha moment. У Кэмпбелла одна из обязательных частей мифа — это первоначальный отказ героя откликнуться на зов приключений. Наткнулся на такой пассаж: "Мифы и народные сказки всего мира убедительно показывают, что такой отказ по своему существу представляет собой нежелание отказаться от так называемых личных интересов". Дальше по тексту Кэмпбелл уходит в психоанализ и прочую херобору, но я уже перестал читать, потому что в голове стучало "Внутривидовой альтруизм как главный фактор группового отбора": именно про это книга Уилсона!
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/248
Вкратце — в процессе эволюции некоторые насекомые и животные образуют высшие общества со специальными неразмножающимися кастами, главная цель которых — обслуживание/защита дающих потомство цариц. Этот внутригрупповой альтруизм (а это именно он: неразмножение выгодно для цариц и убыточно для генов этих стерильных каст) позволяет создавать огромные, самоподдерживающиеся колонии муравьев, термитов, пчел, ос и так далее. Общий принцип Уилсон сформулировал так: "В группах эгоистические индивиды выигрывают, но группы альтруистов выигрывают у групп эгоистов".
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/248
Вкратце — в процессе эволюции некоторые насекомые и животные образуют высшие общества со специальными неразмножающимися кастами, главная цель которых — обслуживание/защита дающих потомство цариц. Этот внутригрупповой альтруизм (а это именно он: неразмножение выгодно для цариц и убыточно для генов этих стерильных каст) позволяет создавать огромные, самоподдерживающиеся колонии муравьев, термитов, пчел, ос и так далее. Общий принцип Уилсон сформулировал так: "В группах эгоистические индивиды выигрывают, но группы альтруистов выигрывают у групп эгоистов".
Telegram
Lander Learns
Раз канал все же потихоньку раздупляется, расскажу про книжку из будущего (внимание на выходные данные!). Социобиолог Уилсон стоял у истоков самого термина эусоциальность — высшей степени сложности обществ. Он пытается понять, как именно люди стали людьми…
Теперь к историям. По Кэмпбеллу, в всех мифах герой отрекается от своих интересов, чтобы служить интересам своего народа или чтобы кого-то спасти или что-то найти.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Harvard University Press
Comeuppance — Harvard University Press
With Comeuppance, William Flesch delivers the freshest, most generous thinking about the novel since Walter Benjamin wrote on the storyteller and Wayne C. Booth on the rhetoric of fiction. In clear and engaging prose, Flesch integrates evolutionary psychology…
Внимание, бомба, или Красно-синее сотворение мира.
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Часто задаю сам себе вопрос — "а оно вообще работает?". В смысле вот эта вся трехактная структура, путешествие героя и т.д.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Forwarded from Высокое Средневековье (Макс Долинский)
Наш новый тест-пересказ — по «Песни о Роланде», самому популярному в средневековой Европе эпосу, рассказу о храбрых рыцарях, безупречных правителях и идеальных смертях. Просто пересказать её основные события было бы слишком скучно, поэтому мы решили предложить вам самим попробовать угадать, как они развивались: altaaetas.media/aoi
Давно ничего не пишу дельного, потому что со смешанными чувствами понимаю, что весь мой хваленый рисерч про эволюционный сторителлинг уже сделан 10 лет назад профессором Оклендского университета Брайаном Бойдом в книжке "О происхождении историй" (я ее постил какое-то время назад). Это одно из самых обширных и популярных исследований эволюционной теории происхождении искусства вообще и повествования в частности. Бойд профессор-литературовед, один из главных в мире специалистов по Набокову, и прекрасно понимает, что без должного обоснования любые его рассуждения на тему теории эволюции и социобиологии сразу же поднимут на смех. Поэтому почти каждую свою мысль он обкладывает сотнями ссылок на работы биологов, эволюционистов и нейрофизиологов — в отличие от Юваля нашего Харири, который ссылки расставляет только там, где он что-то реально прочел, а не сам придумал (то есть редко).
Читаю очень медленно, потому что это все нужно сильно переваривать и постоянно обновлять свою картину мира. Самые интересные вещи меня ждут где-то через несколько десятков страниц в главе про эволюцию и художественный вымысел (не хочется ограничивать перевод fiction рамками только литературы), а пока самым интересным было прочесть довольно обширный аргумент про искусство (тоже в широком смысле) как механизм адаптации, напрямую участвующий в эволюции человеческого вида. Это в отличие от более мейнстримовых версий, которые считают, что искусство — это скорее побочный эффект от увеличения мозга, чем адаптивный признак.
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Вот это я понимаю — narrative environment. Погружение, испытания с перерождением, возвращение, и все в одном домике