Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
14027.full.pdf
968.1 KB
Прилагаю саму статью. Отдельное удовольствие — список литературы в конце. Нашел там одну книжку и сразу же купил — есть ощущение, что в ней все ответы на мои вопросы.
Вот она, моя прелесть!
Между тем, пока читал Висснер по ссылке от Уилсона, наткнулся на вполне удивительное для такого неофита, как я, явление — академический пиздеж. Где-то от склероза, где-то для красного словца, где-то для натягивания совы на глобус (то есть аргументов на выводы). Никогда нельзя забывать, что мир академических ученых ровно так же движим эмоциями, страстями и слабостями, как и все остальные области человеческой деятельности. Сделал отсюда себе заметку: самый главные инструменты исследователя — скепсис и хорошая память.

(для тех, кому лень вчитываться: Уилсон переврал результаты Висснер в 10 раз — мифы по ночам рассказывают в 4% случаев, а не в 40)
К вопросу об академическом пиздеже — по совету из чата принялся за "Сапиенса" Юваля нашего Харари. Ничего не буду говорить о стиле, популяризаторы науки имеют право на любую эмоциональность и модальность, лишь бы читателям было интересно. Другое дело, что Харари, в целом двигаясь в более-менее мейнстримовом векторе и выдавая местами интересные мысли, постоянно врет в мелочах. И человек у него единственный, кто меняет природу ради своих целей (здесь бобры сильно обиделись), и охотники-собиратели никак не влияли на окружающий ландшафт (привет индейцам Северной Америки, которые поджогами полностью изменили облик прерий), и земледельцы несчастны и порабощены пшеничными культурами (здесь вам кланяются рослые здоровые доколумбовские цивилизации, сделавшие гениальные селекции более питательной кукурузы и ее родственников). Человек явно натягивает аргументы на выводы, и вот это уже серьезно.

Короче, чувствую в Харари родственную душу, но я по крайней мере сразу перед лекцией предупреждаю, что у меня много натяжек (особенно тех, о которых сам не знаю), которые требуют дополнительного рисерча, критики и обсуждения. А Харари вон народы пасет, публичный интеллектуал, предупреждает Трампа о чем-то там.

В общем не зря его в "Гардиане" (правда это рецензия на его последнюю книгу) сравнивают с еще одним мухлежником Джорданом Питерсоном. Однако в рамках shit sandwich критик дал очень на мой взгляд правильное позитивное мнение: I suspect it acts as a gateway drug to more academic accounts of human history.
Не могу обойти вниманием статью в Эсквайре об итогах десятилетия в мировом искусстве. Во-первых, потому что одной из главных тенденций стал мощнейший рост роли историй и придуманных миров: взять хотя бы монументальный mocumentart (придумал слово прямо сейчас) Херста в Венеции пару лет назад. Во-вторых, потому что статью написала моя жена Настя, которая ведет гораздо менее занудный канал @artysmarty про свою жизнь в искусстве и рядом с ним.
А вот и первый aha moment. У Кэмпбелла одна из обязательных частей мифа — это первоначальный отказ героя откликнуться на зов приключений. Наткнулся на такой пассаж: "Мифы и народные сказки всего мира убедительно показывают, что такой отказ по своему существу представляет собой нежелание отказаться от так называемых личных интересов". Дальше по тексту Кэмпбелл уходит в психоанализ и прочую херобору, но я уже перестал читать, потому что в голове стучало "Внутривидовой альтруизм как главный фактор группового отбора": именно про это книга Уилсона!
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/248

Вкратце — в процессе эволюции некоторые насекомые и животные образуют высшие общества со специальными неразмножающимися кастами, главная цель которых — обслуживание/защита дающих потомство цариц. Этот внутригрупповой альтруизм (а это именно он: неразмножение выгодно для цариц и убыточно для генов этих стерильных каст) позволяет создавать огромные, самоподдерживающиеся колонии муравьев, термитов, пчел, ос и так далее. Общий принцип Уилсон сформулировал так: "В группах эгоистические индивиды выигрывают, но группы альтруистов выигрывают у групп эгоистов".
Теперь к историям. По Кэмпбеллу, в всех мифах герой отрекается от своих интересов, чтобы служить интересам своего народа или чтобы кого-то спасти или что-то найти.

Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.

Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Внимание, бомба, или Красно-синее сотворение мира.

Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"

И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."

Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.

https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Часто задаю сам себе вопрос — "а оно вообще работает?". В смысле вот эта вся трехактная структура, путешествие героя и т.д.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Forwarded from Высокое Средневековье (Макс Долинский)
Наш новый тест-пересказ — по «Песни о Роланде», самому популярному в средневековой Европе эпосу, рассказу о храбрых рыцарях, безупречных правителях и идеальных смертях. Просто пересказать её основные события было бы слишком скучно, поэтому мы решили предложить вам самим попробовать угадать, как они развивались: altaaetas.media/aoi
Давно ничего не пишу дельного, потому что со смешанными чувствами понимаю, что весь мой хваленый рисерч про эволюционный сторителлинг уже сделан 10 лет назад профессором Оклендского университета Брайаном Бойдом в книжке "О происхождении историй" (я ее постил какое-то время назад). Это одно из самых обширных и популярных исследований эволюционной теории происхождении искусства вообще и повествования в частности. Бойд профессор-литературовед, один из главных в мире специалистов по Набокову, и прекрасно понимает, что без должного обоснования любые его рассуждения на тему теории эволюции и социобиологии сразу же поднимут на смех. Поэтому почти каждую свою мысль он обкладывает сотнями ссылок на работы биологов, эволюционистов и нейрофизиологов — в отличие от Юваля нашего Харири, который ссылки расставляет только там, где он что-то реально прочел, а не сам придумал (то есть редко).
Читаю очень медленно, потому что это все нужно сильно переваривать и постоянно обновлять свою картину мира. Самые интересные вещи меня ждут где-то через несколько десятков страниц в главе про эволюцию и художественный вымысел (не хочется ограничивать перевод fiction рамками только литературы), а пока самым интересным было прочесть довольно обширный аргумент про искусство (тоже в широком смысле) как механизм адаптации, напрямую участвующий в эволюции человеческого вида. Это в отличие от более мейнстримовых версий, которые считают, что искусство — это скорее побочный эффект от увеличения мозга, чем адаптивный признак.

Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Вот это я понимаю — narrative environment. Погружение, испытания с перерождением, возвращение, и все в одном домике
Forwarded from Sub umbras
Жан-Жак Леке "Готический дом в разрезе". Это, собственно, фантазия на тему масонских ритуалов инициации водой, огнем и воздухом. В конце испытаний перерожденные масоны выходят к свету и статуе Минервы (она справа). Сам художник в масонах не состоял и опирался, в основном, на свое воображение. Леке был архитектором и рисовальщиком; незадолго до смерти передал свое обширное портфолио Национальной библиотеке Франции. Самые интересные листы BnF время от времени показывает на выставках. Сейчас - в Моргановской библиотеке в Нью-Йорке. По ссылке пара десятков очень запоминающихся рисунков Леке, в том числе несколько весьма risqué: https://bit.ly/3blDUSt
Паттерны
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.

Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.

И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."

Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.

(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
ЭЛАСМОТЕРИЙ вашему вниманию
Воспользуюсь служебным положением владельца канала — в субботу 22 февраля в Западном крыле Третьяковки на Крымском Валу открывается чумовейшая выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор", в которой мы, Avocado Toast, выступили куратором мультимедиа-арта.

Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Вчера открылись, с сегодняшнего дня работает для публики, билетов уже нет, полный восторг, посмотрите сами:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043

Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
Немного рассказал Эсквайру, как мы попали в сказку
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Esquire поговорил с куратором проекта и с бюро Avocado Toast, которое оживило для выставки три классических живописных полотна, о том, каково это — переводить визуальное в русских сказках на язык 2020 года.

https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/