14027.full.pdf
968.1 KB
Прилагаю саму статью. Отдельное удовольствие — список литературы в конце. Нашел там одну книжку и сразу же купил — есть ощущение, что в ней все ответы на мои вопросы.
Между тем, пока читал Висснер по ссылке от Уилсона, наткнулся на вполне удивительное для такого неофита, как я, явление — академический пиздеж. Где-то от склероза, где-то для красного словца, где-то для натягивания совы на глобус (то есть аргументов на выводы). Никогда нельзя забывать, что мир академических ученых ровно так же движим эмоциями, страстями и слабостями, как и все остальные области человеческой деятельности. Сделал отсюда себе заметку: самый главные инструменты исследователя — скепсис и хорошая память.
(для тех, кому лень вчитываться: Уилсон переврал результаты Висснер в 10 раз — мифы по ночам рассказывают в 4% случаев, а не в 40)
(для тех, кому лень вчитываться: Уилсон переврал результаты Висснер в 10 раз — мифы по ночам рассказывают в 4% случаев, а не в 40)
К вопросу об академическом пиздеже — по совету из чата принялся за "Сапиенса" Юваля нашего Харари. Ничего не буду говорить о стиле, популяризаторы науки имеют право на любую эмоциональность и модальность, лишь бы читателям было интересно. Другое дело, что Харари, в целом двигаясь в более-менее мейнстримовом векторе и выдавая местами интересные мысли, постоянно врет в мелочах. И человек у него единственный, кто меняет природу ради своих целей (здесь бобры сильно обиделись), и охотники-собиратели никак не влияли на окружающий ландшафт (привет индейцам Северной Америки, которые поджогами полностью изменили облик прерий), и земледельцы несчастны и порабощены пшеничными культурами (здесь вам кланяются рослые здоровые доколумбовские цивилизации, сделавшие гениальные селекции более питательной кукурузы и ее родственников). Человек явно натягивает аргументы на выводы, и вот это уже серьезно.
Короче, чувствую в Харари родственную душу, но я по крайней мере сразу перед лекцией предупреждаю, что у меня много натяжек (особенно тех, о которых сам не знаю), которые требуют дополнительного рисерча, критики и обсуждения. А Харари вон народы пасет, публичный интеллектуал, предупреждает Трампа о чем-то там.
В общем не зря его в "Гардиане" (правда это рецензия на его последнюю книгу) сравнивают с еще одним мухлежником Джорданом Питерсоном. Однако в рамках shit sandwich критик дал очень на мой взгляд правильное позитивное мнение: I suspect it acts as a gateway drug to more academic accounts of human history.
Короче, чувствую в Харари родственную душу, но я по крайней мере сразу перед лекцией предупреждаю, что у меня много натяжек (особенно тех, о которых сам не знаю), которые требуют дополнительного рисерча, критики и обсуждения. А Харари вон народы пасет, публичный интеллектуал, предупреждает Трампа о чем-то там.
В общем не зря его в "Гардиане" (правда это рецензия на его последнюю книгу) сравнивают с еще одним мухлежником Джорданом Питерсоном. Однако в рамках shit sandwich критик дал очень на мой взгляд правильное позитивное мнение: I suspect it acts as a gateway drug to more academic accounts of human history.
the Guardian
21 Lessons for the 21st Century by Yuval Noah Harari review – a guru for our times?
The author of global bestseller Sapiens is back, with a self-help guide for a bewildering age – and its sweeping statements are peppered with truly mind-expanding observations
Не могу обойти вниманием статью в Эсквайре об итогах десятилетия в мировом искусстве. Во-первых, потому что одной из главных тенденций стал мощнейший рост роли историй и придуманных миров: взять хотя бы монументальный mocumentart (придумал слово прямо сейчас) Херста в Венеции пару лет назад. Во-вторых, потому что статью написала моя жена Настя, которая ведет гораздо менее занудный канал @artysmarty про свою жизнь в искусстве и рядом с ним.
Журнал Esquire
Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале
Если спрямлять и упрощать, то за последние десять лет снобский арт-мир стал ближе к народу, аудитория искусства многократно расширилась, а само искусство продолжает бесконечно выворачивать наш мир постправды наизнанку. По просьбе Esquire Анастасия Ландер…
А вот и первый aha moment. У Кэмпбелла одна из обязательных частей мифа — это первоначальный отказ героя откликнуться на зов приключений. Наткнулся на такой пассаж: "Мифы и народные сказки всего мира убедительно показывают, что такой отказ по своему существу представляет собой нежелание отказаться от так называемых личных интересов". Дальше по тексту Кэмпбелл уходит в психоанализ и прочую херобору, но я уже перестал читать, потому что в голове стучало "Внутривидовой альтруизм как главный фактор группового отбора": именно про это книга Уилсона!
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/248
Вкратце — в процессе эволюции некоторые насекомые и животные образуют высшие общества со специальными неразмножающимися кастами, главная цель которых — обслуживание/защита дающих потомство цариц. Этот внутригрупповой альтруизм (а это именно он: неразмножение выгодно для цариц и убыточно для генов этих стерильных каст) позволяет создавать огромные, самоподдерживающиеся колонии муравьев, термитов, пчел, ос и так далее. Общий принцип Уилсон сформулировал так: "В группах эгоистические индивиды выигрывают, но группы альтруистов выигрывают у групп эгоистов".
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/248
Вкратце — в процессе эволюции некоторые насекомые и животные образуют высшие общества со специальными неразмножающимися кастами, главная цель которых — обслуживание/защита дающих потомство цариц. Этот внутригрупповой альтруизм (а это именно он: неразмножение выгодно для цариц и убыточно для генов этих стерильных каст) позволяет создавать огромные, самоподдерживающиеся колонии муравьев, термитов, пчел, ос и так далее. Общий принцип Уилсон сформулировал так: "В группах эгоистические индивиды выигрывают, но группы альтруистов выигрывают у групп эгоистов".
Telegram
Lander Learns
Раз канал все же потихоньку раздупляется, расскажу про книжку из будущего (внимание на выходные данные!). Социобиолог Уилсон стоял у истоков самого термина эусоциальность — высшей степени сложности обществ. Он пытается понять, как именно люди стали людьми…
Теперь к историям. По Кэмпбеллу, в всех мифах герой отрекается от своих интересов, чтобы служить интересам своего народа или чтобы кого-то спасти или что-то найти.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Harvard University Press
Comeuppance — Harvard University Press
With Comeuppance, William Flesch delivers the freshest, most generous thinking about the novel since Walter Benjamin wrote on the storyteller and Wayne C. Booth on the rhetoric of fiction. In clear and engaging prose, Flesch integrates evolutionary psychology…
Внимание, бомба, или Красно-синее сотворение мира.
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Часто задаю сам себе вопрос — "а оно вообще работает?". В смысле вот эта вся трехактная структура, путешествие героя и т.д.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Forwarded from Высокое Средневековье (Макс Долинский)
Наш новый тест-пересказ — по «Песни о Роланде», самому популярному в средневековой Европе эпосу, рассказу о храбрых рыцарях, безупречных правителях и идеальных смертях. Просто пересказать её основные события было бы слишком скучно, поэтому мы решили предложить вам самим попробовать угадать, как они развивались: altaaetas.media/aoi
Давно ничего не пишу дельного, потому что со смешанными чувствами понимаю, что весь мой хваленый рисерч про эволюционный сторителлинг уже сделан 10 лет назад профессором Оклендского университета Брайаном Бойдом в книжке "О происхождении историй" (я ее постил какое-то время назад). Это одно из самых обширных и популярных исследований эволюционной теории происхождении искусства вообще и повествования в частности. Бойд профессор-литературовед, один из главных в мире специалистов по Набокову, и прекрасно понимает, что без должного обоснования любые его рассуждения на тему теории эволюции и социобиологии сразу же поднимут на смех. Поэтому почти каждую свою мысль он обкладывает сотнями ссылок на работы биологов, эволюционистов и нейрофизиологов — в отличие от Юваля нашего Харири, который ссылки расставляет только там, где он что-то реально прочел, а не сам придумал (то есть редко).
Читаю очень медленно, потому что это все нужно сильно переваривать и постоянно обновлять свою картину мира. Самые интересные вещи меня ждут где-то через несколько десятков страниц в главе про эволюцию и художественный вымысел (не хочется ограничивать перевод fiction рамками только литературы), а пока самым интересным было прочесть довольно обширный аргумент про искусство (тоже в широком смысле) как механизм адаптации, напрямую участвующий в эволюции человеческого вида. Это в отличие от более мейнстримовых версий, которые считают, что искусство — это скорее побочный эффект от увеличения мозга, чем адаптивный признак.
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Вот это я понимаю — narrative environment. Погружение, испытания с перерождением, возвращение, и все в одном домике
Forwarded from Sub umbras
Жан-Жак Леке "Готический дом в разрезе". Это, собственно, фантазия на тему масонских ритуалов инициации водой, огнем и воздухом. В конце испытаний перерожденные масоны выходят к свету и статуе Минервы (она справа). Сам художник в масонах не состоял и опирался, в основном, на свое воображение. Леке был архитектором и рисовальщиком; незадолго до смерти передал свое обширное портфолио Национальной библиотеке Франции. Самые интересные листы BnF время от времени показывает на выставках. Сейчас - в Моргановской библиотеке в Нью-Йорке. По ссылке пара десятков очень запоминающихся рисунков Леке, в том числе несколько весьма risqué: https://bit.ly/3blDUSt
Паттерны
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.
Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.
И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."
Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.
(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.
Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.
И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."
Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.
(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
Воспользуюсь служебным положением владельца канала — в субботу 22 февраля в Западном крыле Третьяковки на Крымском Валу открывается чумовейшая выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор", в которой мы, Avocado Toast, выступили куратором мультимедиа-арта.
Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Вчера открылись, с сегодняшнего дня работает для публики, билетов уже нет, полный восторг, посмотрите сами:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043
Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043
Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
Forwarded from Правила жизни
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Esquire поговорил с куратором проекта и с бюро Avocado Toast, которое оживило для выставки три классических живописных полотна, о том, каково это — переводить визуальное в русских сказках на язык 2020 года.
https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/
https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/
Пж
Там русский дух: как Третьяковка оживила русские сказки при помощи инстаграма* и искусственного интеллекта
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Правила жизни поговорил с куратором…