Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
Давно ничего не пишу дельного, потому что со смешанными чувствами понимаю, что весь мой хваленый рисерч про эволюционный сторителлинг уже сделан 10 лет назад профессором Оклендского университета Брайаном Бойдом в книжке "О происхождении историй" (я ее постил какое-то время назад). Это одно из самых обширных и популярных исследований эволюционной теории происхождении искусства вообще и повествования в частности. Бойд профессор-литературовед, один из главных в мире специалистов по Набокову, и прекрасно понимает, что без должного обоснования любые его рассуждения на тему теории эволюции и социобиологии сразу же поднимут на смех. Поэтому почти каждую свою мысль он обкладывает сотнями ссылок на работы биологов, эволюционистов и нейрофизиологов — в отличие от Юваля нашего Харири, который ссылки расставляет только там, где он что-то реально прочел, а не сам придумал (то есть редко).
Читаю очень медленно, потому что это все нужно сильно переваривать и постоянно обновлять свою картину мира. Самые интересные вещи меня ждут где-то через несколько десятков страниц в главе про эволюцию и художественный вымысел (не хочется ограничивать перевод fiction рамками только литературы), а пока самым интересным было прочесть довольно обширный аргумент про искусство (тоже в широком смысле) как механизм адаптации, напрямую участвующий в эволюции человеческого вида. Это в отличие от более мейнстримовых версий, которые считают, что искусство — это скорее побочный эффект от увеличения мозга, чем адаптивный признак.

Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Вот это я понимаю — narrative environment. Погружение, испытания с перерождением, возвращение, и все в одном домике
Forwarded from Sub umbras
Жан-Жак Леке "Готический дом в разрезе". Это, собственно, фантазия на тему масонских ритуалов инициации водой, огнем и воздухом. В конце испытаний перерожденные масоны выходят к свету и статуе Минервы (она справа). Сам художник в масонах не состоял и опирался, в основном, на свое воображение. Леке был архитектором и рисовальщиком; незадолго до смерти передал свое обширное портфолио Национальной библиотеке Франции. Самые интересные листы BnF время от времени показывает на выставках. Сейчас - в Моргановской библиотеке в Нью-Йорке. По ссылке пара десятков очень запоминающихся рисунков Леке, в том числе несколько весьма risqué: https://bit.ly/3blDUSt
Паттерны
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.

Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.

И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."

Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.

(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
ЭЛАСМОТЕРИЙ вашему вниманию
Воспользуюсь служебным положением владельца канала — в субботу 22 февраля в Западном крыле Третьяковки на Крымском Валу открывается чумовейшая выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор", в которой мы, Avocado Toast, выступили куратором мультимедиа-арта.

Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Вчера открылись, с сегодняшнего дня работает для публики, билетов уже нет, полный восторг, посмотрите сами:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043

Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
Немного рассказал Эсквайру, как мы попали в сказку
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Esquire поговорил с куратором проекта и с бюро Avocado Toast, которое оживило для выставки три классических живописных полотна, о том, каково это — переводить визуальное в русских сказках на язык 2020 года.

https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/
А вот и первое большое интервью Третьяковка x Avocado Toast — взятое с применением грубого непотизма моей великолепной женой, заведующей всем прекрасным, включая канал @artysmarty
Forwarded from artysmarty
Воспользовалась личными связями и поговорила с кураторкой Третьяковской галереи Татьяной Гетман, другом семьи и основателем Avocado Toast Денисом Астаховым, а также с собственным мужем Виктором Ландером, сооснователем Avocado Toast и со-куратором выставки о русских сказках (он же @landerstudies).

Получился лонгрид размером с "Повесть временных лет", но вы срочно читайте, там весело! Плюс все айда бегом в инстаграм Третьяковской галереи – там в мобильном приложении начали появляться инстамаски.

#сказкивтретьяковке #кураторскийпроцесс #замужемзагением
Виталий Простов пишет очень страшные картины. Для нас он сделал Кощея (и удивлялся, откуда я его узнал), а этим интервью моя великолепная жена @artysmarty открывает серию бесед с нашими художниками.
https://www.instagram.com/a/r/?effect_id=830536300795380
Forwarded from artysmarty
Продолжаем рассказывать #сказкивтретьяковке!

Сегодня в эфире художник Виталий Простов, создатель инстамаски Кощея Бессмертного. Интервью с ним читайте тут.

Уже вышедшие маски доступны в инстаграме Третьяковской галереи.

#artysmarty_friends #встречасинтереснымчеловеком #кураторскийпроцесс #artysmarty_itw
А теперь к технологическим прототипам: японцы совместили Pepper's ghost и ультразвуковую тактильность — в итоге получились первые осязаемые голограммы (а если объект легкий, то это еще и превращается в интерактив).

Тоже думаете о порно? Вот и я.
https://www.youtube.com/watch?v=0nlnRpFoBLo
Спасибо Андрею Себранту за столь лестный отзыв, дорогого стоит!
Forwarded from TechSparks
Один мой читатель, Виктор @vlander пишет совершенно прекрасное, нельзя таким не поделиться. И видео надо смотреть ;)) https://vimeo.com/392963973
———-
«Если вкратце, то я протащил нейросетки в коллекцию Третьяковской галереи.
Мы тут курировали оживление картин для выставки "Русские сказки", которая недавно открылась в Новой Третьяковке. И для оживления Бабы Яги Васнецова я позвал Вадима Эпштейна, который специализируется на AI-арте. Ну в и общем, теперь в Третьяковке Баба Яга летает по лесу, перепридуманному двумя алгоритмами, и работа приобретена Третьяковской галереей.
Вот пост Вадима с его вариантом:
https://www.facebook.com/eps696/videos/10157785763584799/
Вот небольшой сайт, который я сверстал для своих британских музейных коллег
http://paintingsalive.tilda.ws/ »
Forwarded from Backtracking (Дима Веснин)
внимание, классная арт-игра! Музей Виктории и Альберта выпустил редактор париков 18 века, в котором можно не только нарисовать парик безумной формы, но и обильно украсить его лентами, расчёсками, перьями и, например, кораблями

https://www.vam.ac.uk/designawig/