Теперь к историям. По Кэмпбеллу, в всех мифах герой отрекается от своих интересов, чтобы служить интересам своего народа или чтобы кого-то спасти или что-то найти.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Короче говоря, гипотеза теперь такая. Истории — это эволюционный механизм передачи ценности альтруизма, необходимой для выживания и процветания человеческих обществ. Раньше я думал, что это механизм обучения — и это тоже верно, но это уже побочное, неглавное явление. Под ним лежит одна-единственная вещь, которая пришла к нам от муравьев и пчелок: альтруизм. Потому что в человеке как биологическом виде альтруизм не заложен исключительно генетическим материалом (google поиски альтруистического гена — все неточно); поэтому в процессе эволюции человека появились новые способы включения альтруистического поведения в каждом отдельном человеке (тоже не всегда работают!). Истории и мифы.
Конечно же этот мостик между Кэмпбеллом и Уилсоном очень тоненький. Если на нем запрыгать от радости, можно и наебнуться со всего маху. Так что я пополз проверять в других источниках. Пока что нашел такую вещь: Comeuppance: Costly Signaling, Altruistic Punishment, and Other Biological Components of Fiction. https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674032286. Ее нигде кроме Штатов в продаже нет, так что пойду в понедельник в Британскую библиотеку, посмотрю, что пишут.
Harvard University Press
Comeuppance — Harvard University Press
With Comeuppance, William Flesch delivers the freshest, most generous thinking about the novel since Walter Benjamin wrote on the storyteller and Wayne C. Booth on the rhetoric of fiction. In clear and engaging prose, Flesch integrates evolutionary psychology…
Внимание, бомба, или Красно-синее сотворение мира.
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Дочитываю "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Среди прочего наткнулся на такую песню маори о сотворении мира:
"Те Коре (Пустота)
Те Коре-туа-тахи (Первая Пустота)
Те Коре-туа-руа (Вторая Пустота)
Те Коре-нуи (Безбрежная Пустота)
Те Коре-роа (Далеко простирающаяся Пустота)
Те Коре-пара (Ненасыщенная Пустота)
Те Коре-вхивхиа (Незаполненная Пустота)
Те Коре-равеа (Восхитительная Пустота)
Те Коре-те-тамауа (Установленный Предел Пустоты)
Те По (Ночь)
По-теки (Долгая Ночь)
Те По-тереа (Медлящая Ночь)
Те По-вхавха (Плачущая Ночь)
Хине-маке-мое (Дочь Ужасного Сна)
Те Ата (Рассвет)
Те Ау-ту-роа (Наступивший День)
Те Ао-марама (Светлый День)
Вхай-туа (Пространство)
Маку (Влажность [мужское])
Махора-нуи-а-ранги (Великое Пространство Неба [женское])
Ранги-потики (Небеса [мужское])
Папа (Земля [женское])"
И понял, что где-то уже это видел. Это же классический стадионный заряд цсковских фанатов "Атомная бомба":
"Атомная бомба? Водородная бомба? Нейтронная бомба? Электронная бомба? Резиновая бомба? Каучуковая бомба? Бомба, которая никогда не взорвётся? Бомба, которая везде продаётся?.."
Я не знаю, совпадение это, или поэтическая форма "Бомбы" пришла через английский футбол, а туда через новозеландские колонии — но перед нами явно красно-синий миф о сотворении мира. Гинер всех породил, а потом купил.
https://youtu.be/PCbyBYeEFVo
Часто задаю сам себе вопрос — "а оно вообще работает?". В смысле вот эта вся трехактная структура, путешествие героя и т.д.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Только что получил глупое и веселое подтверждение, что вроде работает. К стыду своему, ничего не знал о содержании "Песни о Роланде", пока не прошел этот "тест-пересказ" Высокого Средневековья. Поэтому на каждый вопрос отвечал с точки зрения "а что бы лучше смотрелось в классной истории?". Получил 6 из 11, что считаю небольшим, но успехом.
Forwarded from Высокое Средневековье (Макс Долинский)
Наш новый тест-пересказ — по «Песни о Роланде», самому популярному в средневековой Европе эпосу, рассказу о храбрых рыцарях, безупречных правителях и идеальных смертях. Просто пересказать её основные события было бы слишком скучно, поэтому мы решили предложить вам самим попробовать угадать, как они развивались: altaaetas.media/aoi
Давно ничего не пишу дельного, потому что со смешанными чувствами понимаю, что весь мой хваленый рисерч про эволюционный сторителлинг уже сделан 10 лет назад профессором Оклендского университета Брайаном Бойдом в книжке "О происхождении историй" (я ее постил какое-то время назад). Это одно из самых обширных и популярных исследований эволюционной теории происхождении искусства вообще и повествования в частности. Бойд профессор-литературовед, один из главных в мире специалистов по Набокову, и прекрасно понимает, что без должного обоснования любые его рассуждения на тему теории эволюции и социобиологии сразу же поднимут на смех. Поэтому почти каждую свою мысль он обкладывает сотнями ссылок на работы биологов, эволюционистов и нейрофизиологов — в отличие от Юваля нашего Харири, который ссылки расставляет только там, где он что-то реально прочел, а не сам придумал (то есть редко).
Читаю очень медленно, потому что это все нужно сильно переваривать и постоянно обновлять свою картину мира. Самые интересные вещи меня ждут где-то через несколько десятков страниц в главе про эволюцию и художественный вымысел (не хочется ограничивать перевод fiction рамками только литературы), а пока самым интересным было прочесть довольно обширный аргумент про искусство (тоже в широком смысле) как механизм адаптации, напрямую участвующий в эволюции человеческого вида. Это в отличие от более мейнстримовых версий, которые считают, что искусство — это скорее побочный эффект от увеличения мозга, чем адаптивный признак.
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Книга есть на Амазоне, и это были самые интересные 17 фунтов, которые я когда-либо потратил.
https://www.amazon.co.uk/Origin-Stories-Brian-Boyd/dp/0674057112
Вот это я понимаю — narrative environment. Погружение, испытания с перерождением, возвращение, и все в одном домике
Forwarded from Sub umbras
Жан-Жак Леке "Готический дом в разрезе". Это, собственно, фантазия на тему масонских ритуалов инициации водой, огнем и воздухом. В конце испытаний перерожденные масоны выходят к свету и статуе Минервы (она справа). Сам художник в масонах не состоял и опирался, в основном, на свое воображение. Леке был архитектором и рисовальщиком; незадолго до смерти передал свое обширное портфолио Национальной библиотеке Франции. Самые интересные листы BnF время от времени показывает на выставках. Сейчас - в Моргановской библиотеке в Нью-Йорке. По ссылке пара десятков очень запоминающихся рисунков Леке, в том числе несколько весьма risqué: https://bit.ly/3blDUSt
Паттерны
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.
Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.
И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."
Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.
(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
Важное понятие, которого как мне кажется практически нет в русском семантическом поле, — это паттерны. Само слово не имеет единого перевода на русский: "закономерности", "узоры", "почерк серийного убийцы" и множество других. В общем, это все, что повторяется, причем каждый раз примерно одинаково, и что можно предсказать. В паттерны входят и ритмы, и выражения лица, и ПДД, и ритуалы, и ещё черт знает сколько всего. В западной мысли паттерны — важная часть обсуждения; в RCA у нас был особый семинар про паттерны (но там лекторка в основном рассказывала историю своей жизни в отражении трудов Анни Алберс), а в школе 4-летним детям на паттерны дают задания.
Это я продолжаю читать Бойда, и в очередной раз там наткнулся на эти паттерны, но только в этот раз понял, что это такое. Наш мозг постоянно на стреме: не пора ли сматывать? Чтобы понять, что происходит, мозг ищет закономерности в окружающем мире: ага, птицы летают; ага, коровы ходят; вот эта птица летит себе прямо, красиво пошла; вот эта корова идет есть траву, идиллия; вот эта КОРОВА МАМА ЛЕТИТ СУКА ЧТО ЭТО ААА ЕЕ БОДНУЛ ЗЛЮЩИЙ ЭЛАСМОТЕРИЙ ПАЦАНЫ ВАЛИМ.
И в этом заключается две роли паттернов для человека. Первая — мозг очень любит, когда все хорошо. Четкий ритм, прямолинейное или легко угадываемое направление движения, симметрия, мелкий рубчик успокаивают и сообщают, что все понятно, легко, предсказуемо и опасности нет. Вторая роль противоположная. Так как информация — это мера сюрприза, даже мелкое изменение в паттерне сообщает человеку сразу большой объем информации (или заставляет его генерировать: привет, мнительность!). Как в диалоге Александра Митты и Кира Булычева в книге Митты "Кино между раем и адом":
"– О, я всегда работаю с этим. Только у меня другая формула, не "вдруг"? а "это не мама". Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: "Мама, открой – это я!" Дверь медленно открывается. А это не мама."
Другими словами, создание и нарушение паттернов и есть основа драматического искусства.
(если я с восторженным упорством продолжаю демонстрировать только что изобретенный велосипед, то, как говорили в одной детской передаче, напишите, а лучше нарисуйте нам)
Воспользуюсь служебным положением владельца канала — в субботу 22 февраля в Западном крыле Третьяковки на Крымском Валу открывается чумовейшая выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор", в которой мы, Avocado Toast, выступили куратором мультимедиа-арта.
Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Все подробности (а их много) будут начиная с пятницы. Выставка продлится до 10 мая, а пока — монтаж (на фото).
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/
Вчера открылись, с сегодняшнего дня работает для публики, билетов уже нет, полный восторг, посмотрите сами:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043
Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2902872429734043
Честно, таких выставок не было нигде и никогда. Приходите обязательно. Надеюсь, к понедельнику очухаюсь и напишу поподробней.
Forwarded from Правила жизни
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Esquire поговорил с куратором проекта и с бюро Avocado Toast, которое оживило для выставки три классических живописных полотна, о том, каково это — переводить визуальное в русских сказках на язык 2020 года.
https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/
https://esquire.ru/articles/158763-tam-russkiy-duh-kak-tretyakovka-ozhivila-russkie-skazki-pri-pomoshchi-instagrama-i-iskusstvennogo-intellekta/
Пж
Там русский дух: как Третьяковка оживила русские сказки при помощи инстаграма* и искусственного интеллекта
22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Правила жизни поговорил с куратором…
А вот и первое большое интервью Третьяковка x Avocado Toast — взятое с применением грубого непотизма моей великолепной женой, заведующей всем прекрасным, включая канал @artysmarty
Forwarded from artysmarty
Воспользовалась личными связями и поговорила с кураторкой Третьяковской галереи Татьяной Гетман, другом семьи и основателем Avocado Toast Денисом Астаховым, а также с собственным мужем Виктором Ландером, сооснователем Avocado Toast и со-куратором выставки о русских сказках (он же @landerstudies).
Получился лонгрид размером с "Повесть временных лет", но вы срочно читайте, там весело! Плюс все айда бегом в инстаграм Третьяковской галереи – там в мобильном приложении начали появляться инстамаски.
#сказкивтретьяковке #кураторскийпроцесс #замужемзагением
Получился лонгрид размером с "Повесть временных лет", но вы срочно читайте, там весело! Плюс все айда бегом в инстаграм Третьяковской галереи – там в мобильном приложении начали появляться инстамаски.
#сказкивтретьяковке #кураторскийпроцесс #замужемзагением
Telegraph
#сказкивтретьяковке – разговор с кураторами
Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» открылась в Западном крыле Новой Третьяковки в прошлую субботу, 22 февраля. Над выставкой работала огромная команда кураторов и художников, а международная студия Avocado Toast оживила для нее три классических…
Виталий Простов пишет очень страшные картины. Для нас он сделал Кощея (и удивлялся, откуда я его узнал), а этим интервью моя великолепная жена @artysmarty открывает серию бесед с нашими художниками.
https://www.instagram.com/a/r/?effect_id=830536300795380
https://www.instagram.com/a/r/?effect_id=830536300795380
Instagram
Koschei by tretyakov_gallery
https://www.instagram.com
Forwarded from artysmarty
Продолжаем рассказывать #сказкивтретьяковке!
Сегодня в эфире художник Виталий Простов, создатель инстамаски Кощея Бессмертного. Интервью с ним читайте тут.
Уже вышедшие маски доступны в инстаграме Третьяковской галереи.
#artysmarty_friends #встречасинтереснымчеловеком #кураторскийпроцесс #artysmarty_itw
Сегодня в эфире художник Виталий Простов, создатель инстамаски Кощея Бессмертного. Интервью с ним читайте тут.
Уже вышедшие маски доступны в инстаграме Третьяковской галереи.
#artysmarty_friends #встречасинтереснымчеловеком #кураторскийпроцесс #artysmarty_itw
Medium
#сказкивтретьяковке
Маска: Кощей Бессмертный Художник: Виталий Простов
А теперь к технологическим прототипам: японцы совместили Pepper's ghost и ультразвуковую тактильность — в итоге получились первые осязаемые голограммы (а если объект легкий, то это еще и превращается в интерактив).
Тоже думаете о порно? Вот и я.
https://www.youtube.com/watch?v=0nlnRpFoBLo
Тоже думаете о порно? Вот и я.
https://www.youtube.com/watch?v=0nlnRpFoBLo
YouTube
Haptoclone
Live demo available at : SIGGRAPH 2015 Emerging Technologies E-25, SUI 2015
Haptocolne is a new interactive system that can display haptic and optical clone image in mid-air.
This system has two workspaces apart from each other but the two workspace fields…
Haptocolne is a new interactive system that can display haptic and optical clone image in mid-air.
This system has two workspaces apart from each other but the two workspace fields…
Forwarded from TechSparks
Один мой читатель, Виктор @vlander пишет совершенно прекрасное, нельзя таким не поделиться. И видео надо смотреть ;)) https://vimeo.com/392963973
———-
«Если вкратце, то я протащил нейросетки в коллекцию Третьяковской галереи.
Мы тут курировали оживление картин для выставки "Русские сказки", которая недавно открылась в Новой Третьяковке. И для оживления Бабы Яги Васнецова я позвал Вадима Эпштейна, который специализируется на AI-арте. Ну в и общем, теперь в Третьяковке Баба Яга летает по лесу, перепридуманному двумя алгоритмами, и работа приобретена Третьяковской галереей.
Вот пост Вадима с его вариантом:
https://www.facebook.com/eps696/videos/10157785763584799/
Вот небольшой сайт, который я сверстал для своих британских музейных коллег
http://paintingsalive.tilda.ws/ »
———-
«Если вкратце, то я протащил нейросетки в коллекцию Третьяковской галереи.
Мы тут курировали оживление картин для выставки "Русские сказки", которая недавно открылась в Новой Третьяковке. И для оживления Бабы Яги Васнецова я позвал Вадима Эпштейна, который специализируется на AI-арте. Ну в и общем, теперь в Третьяковке Баба Яга летает по лесу, перепридуманному двумя алгоритмами, и работа приобретена Третьяковской галереей.
Вот пост Вадима с его вариантом:
https://www.facebook.com/eps696/videos/10157785763584799/
Вот небольшой сайт, который я сверстал для своих британских музейных коллег
http://paintingsalive.tilda.ws/ »
Telegram
Victor Lander
You can contact @vlander right away.