Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
На моем любимом сайте Creative Applications Network открылось голосование за лучшие проекты года. Я обычно на CAN хожу за референсами и новыми талантами, так что можно сказать, это обзор состояния дел в индустрии прикладных идей.
https://www.creativeapplications.net/archives/2018-archive/
Мой любимый проект, наверное, все же Narciss французских медиапоэтов Waltz Binaire. Это компьютер, натренированный на распознавание картинок и описание их словами, которому показывается зеркало. И вот этот искусственный мозг бесконечно пытается осознать самого себя.
https://www.creativeapplications.net/openframeworks/narciss-ai-with-only-purpose-is-to-investigate-itself/
Возвращаясь к Большому Семинару по Experience и наследию восточной философии в области экспириенса — этот проект удивительным образом повторяет “Довод о парящем человеке“, мысленный эксперимент Авиценны XI века:
https://en.wikipedia.org/wiki/Floating_man

Вот про сам семинар t.me/landerstudies/54
О.О
спасибо, что читаете — и с наступившим новым годом!
продолжим в следующем семестре, который начинается 7 января
Всех с началом рабочего года! Мой учебный начался позавчера и грозит стать в разы насыщенней, чем предыдущий.

Во-первых, Большие Семинары теперь будут не раз в месяц, а еженедельно. Вчера был про время. Я многое не успел записать, так что дождусь аудиозаписи, попробую восстановить ход событий.
Во-вторых, наконец-то открылся доступ на семинары по методам исследования. Понятно, что это про долгую, кропотливую работу, а мы со своей чехардой проектов пока можем тратить на исследования максимум неделю. Но с правильными методами — надеюсь — все равно будет легче.
В третьих, и это просто бомба, в этом семестре у меня будет электив под названием Exploded Stories, и он идеально ложится на то, чем я заниматься люблю, хочу и стремлюсь научиться лучше всех; а также про то, чем занимается в частности Avocado Toast. В общем, это про то, как одну интересную историю разложить на все возможные носители.

Вот сайт электива. Должно выйти неплохо:
http://explodedscreen.rca.ac.uk/

Завтра на первом занятии мне нужно будет представить историю, над которой я буду работать весь семестр.

Пока что у меня 2 варианта:
- Орден королевских академиков (неиспользованная история из прошлогоднего электива Space Program t.me/landerstudies/40
- Цыганское королевство Сомали, как если бы оно состоялось: t.me/pithhelmet/135

Скорее всего, историю буду менять постоянно. Одной мало!

Вот список литературы (заметьте, что один пункт — это snowfall, а другой — игрушка):
http://www.schirn.de/magritte/digitorial/en
McCloud, S. (1993) Understanding Comics. (Kitchen Sink Press)
Madden, M. (2006) 99 Ways to Tell a Story. (Jonathan Cape)
Matthews, H. and Brotchie, A. (2005) Oulipo Compendium. (Make Now Press)
Journey (videogame)
Короче, поехали!
Кто о чем, а вшивый о бане. Сегодня был очередной Большой семинар, в этот раз на тему текстур. Выступала Лариса Новицки, аспирантка с кафедры Visual Communications, рассказывала о теме своих исследований. Она пишет диссертацию в области познания через делание, а в основе ее работ — плетение текстур из полосок бумаги. Она их то вручную, то специальным шредером режет из книжек, а потом ткет на станке разными способами. Много рассказывала про Анни Альберс, великую художницу по тканям, у которой сейчас огромная ретроспектива в Tate Modern, и чье творчество она исследует.
https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-modern/exhibition/anni-albers
Если честно — не моя тема совсем. И то, что она лишает книжки их смысла, и выбор тем, и само по себе тканье (хотя на семинаре вскользь упомянули, что ткацкий станок — это такой аналоговый компьютер, и я со своей любовью к аналоговым компьютерам и экранам сразу навострил уши).
https://www.instagram.com/larissanowicki/
Но. Удивительным образом слушать было удивительно интересно. Сидел думал, почему же так — и осенило: она каждые 5 минут вворачивала какую-то персональную историю. Вот ее тютор заставляет выкинуть в ведро все знания по типографике. Вот она поборола рак, вернулась в RCA, лежит в тесной квартирке, боясь показаться тютору на глаза, и начинает плести узоры из бумаги. Вот Роберт Раушенберг уничтожает картину де Конинга — вроде в рамках специального проекта и с разрешения, но потом де Конинг его проклинает. Вот через 50 лет после этого Лариса восхищается красотой книжки своей коллеги и просит ее разодрать для очередного своего текстиля — а та на нее страшно обижается. Все ее выступление сплетено из личных переживаний.
https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-robert-rauschenberg-erased-de-kooning

Специально ее спросил — это она специально? Ответила, что обычно своим (студентам, художникам, коллегам) рассказывает истории, а для публики старается полаконичней и в основном про концепции рассказывать. Как по мне, так спорная практика.
Так вот, возвращаясь к вшивому, бане и моей магистральной линии повествования — истории тупо работают, ничего с этим не поделаешь. Люди так устроены, что им интересно слушать про других людей, переживать их эмоции и преодолевать их препятствия.
Вы спросите — а как же абстракционизм!? На эту тему в великой книге Experience издательства MIT Press, которую я читаю в час по чайной ложке, чтобы голова случайно не взорвалась, есть глава за авторством нейрофизиолога Витторио Галлезе про то, как мозг воспринимает картинки в целом и искусство в частности. Как мысли в горсть соберу, так обязательно напишу, да и про книгу отдельно тоже.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Минутка самолюбования. Точнее, 9 секунд. Первый собственноручный мэппинг. Понятно, что проекции — это всего лишь технология, истории можно рассказывать как угодно, а за плечами квадратные километры засвеченных площадей на проектах. И все-таки совсем другое дело, когда собственными ручками на trial-версии madmapper подкручиваешь экран, выставляешь крохотный трясущийся проектор, ставишь стаканчик на книжку, убираешь руки, а потом хоба — и волшебство.
В четверг было очередное занятие на элективе Exploded Stories. На первом занятии мы делили приготовленные истории на 5 ключевых этапов, а на эту неделю задание было такое: прочесть книгу 99 Ways to Tell a Story Мэтта Мэддена и сменить перспективу своей истории. Сама книга — отличное пособие по раскрепощению мозгов. В свободном доступе я ее не нашел, но довольно подробный разбор есть здесь:
https://www.useless.school/single-post/2017/06/30/1-99-Ways-to-Tell-a-Story
https://www.useless.school/single-post/2017/07/07/2-99-Ways-to-Tell-a-Story---Going-Meta
Так как а) Рисовать я категорически не умею и б) Придумывать раскадровки и так более-менее наблатыкался пока работал в агентствах, то решил в задании пойти чуть дальше и сделал... костюмы-экспириенсы. Звучит весело, выглядит довольно жутко, потому что у меня лапки.

Напомню, у меня история про отдаленное будущее, в котором искусство (а значит и пост королевского академика, которых всегда только 80 человек) становится страшно ценным. Таким ценным, что за королевскими академиками начинают охотиться, чтобы занять их место, а значит и сама академия становится эдаким вооруженным орденом вроде тамплиеров или джедаев.

В общем, я залез в шкаф, взял пуховик в пол на роль брони королевского академика и худи с огромным капюшоном на роль костюма киллера — и стал думать, как из этого сделать прототип экспириенса, который может еще и описать сам мир.
В итоге получились записки на месте лейбла, на рукаве и внутри костюма, которые дают простое описание мира и инструкцию условному посетителю, что нужно сделать. Если честно, я пока недоволен результатом, потому что неясно, что может заставить аудиторию принять участие в экспириенсе. Но сам процесс навел на несколько интересных мыслей.

Прежде всего, медиум диктует свои условия и влияет на историю. Раньше я думал, что этот выдуманный мир будет про атомизацию общества и людей, сбивающихся в ордена. Поработав над костюмами и поразмышляв над тем, как сами костюмы могут стать экспириенсами (экзоскелеты с дополненной реальностью? обтягивающие трико с haptic feedback?), я понял, что это может быть историей про вещи, диктующие тебе идентичность и коммуницирующие ее вовне. Условно говоря, влез в костюм академика — и стал академиком, получил +80 к креативности, +10 к зрению, -60 к ловкости и т.д. Как в играх. В общем, был арт-мир про ценность искусства, стал фэшн-мир про ценность вещей. В принципе, одно другое не отменяет. Буду думать.
На занятии устроили критический разбор каждой истории, то есть любой мог высказаться вслух, а потом обязательно написать фидбэк и передать бумажку автору. Очень полезное упражнение с обязательными графами "плюсы/минусы/вопросы/предложения". Так как сокурсники у меня в основном добрые и умные, меня закидали похвалами и неплохими идеями и референсами, которые я до сих пор разбираю. В минусах отметили одну вещь, но все: для дизайн-вуза конечный результат выглядит как говно. Что я могу сказать? Знаю.
Вышла заметка про вашего мальчика.
В позапрошлую пятницу в колледже был внешний воркшоп про VR для детей. Вела преподаватель с моего электива Дилан, которая вообще занимается VR, историями и детьми.

Задача была — на примере истории про Груффало придумать Rabbit Hole, такую штуку, чтобы переход от реальности к VR был для небольшого читателя книжки про Груффало естественным и/или незаметным. На самом деле это реальная проблема, я уже писал о ней — как только на тебя начинают надевать вот эту вот мандулу с проводками, сразу перестаешь себя чувствовать внутри какой-либо истории. Кроме разве что матрицы.
Несколько лет назад Marshmallow Laser Feast придумали очень элегантный выход из ситуации. В их VR-экспириенсе In the Eye of the Animal, в котором людям предлагалось взглянуть на лес глазами разных животных, на головы зрителей надевали симпатичный, заросший зеленым мхом пенек. Сразу становилось ясно, что ты в лесу (а внутри шлема не чужие сопли, а вовсе даже березовый сок; но не будем о грустном).
https://vimeo.com/170753919
В итоге с сокурсниками придумали такую историю, что теперь нам ищут бюджет, чтобы мы сделали рабочий прототип, а потом рассказали обо всем этом на 2 конференциях и еще съездили в Японию по обмену.
Кстати, если кто не знаком с сюжетом, то можно посмотреть сюда:
http://online-knigi.com/page/90655

(заметка в сторону: в продолжение сомнительной традиции советского литературного перевода имени Риты Ковалевой-Райт, "Груффало" в переводе местами сильно выигрывает перед оригиналом, при этом от оригинала нехило отклоняясь)