Образ и характер Господа Иисуса Христа чаще всего выстраиваются верующими на основании одних евангельских свидетельств, отчего присутствует некоторая неполнота, так что в умах некоторых людей появляется искажение. Хотелось бы напомнить, что слова и суждения Господа Иисуса Христа присутствуют и на страницах Ветхого Завета (Он – Бог Яхве, освободивший народ Израиля из Египта, давший закон Моисею, говоривший через пророков и т.д.) – Его пространные речи присутствуют на гораздо большем количестве страниц Библии. Также часто забывают и про присутствие Иисуса Христа на страницах книги Откровения, в частности в посланиях семи церквам. Знакомство с другими библейскими книгами позволяет более полно узнать о Христе из Его собственных слов и поступков в человеческой истории, ведь Он сам сказал о Себе: «Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6).
👉🏼См. 4 ошибочных представления о Ветхом и Новом Завете
#библия #мысли
👉🏼См. 4 ошибочных представления о Ветхом и Новом Завете
#библия #мысли
❤5👍1
📜Раннехристианский памятник «Послание к Диогнету» даёт такую характеристику первых христиан:
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.
Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят».
Как далеко мы ушли от этой нормы жизни.
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.
Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят».
Как далеко мы ушли от этой нормы жизни.
🔥13👍4❤2👎1
Христос - истинный и неизменный пример жизни христианина
Сегодня мы вспоминаем о совершившемся некогда преступлении, убийстве великого праведника, пророка двух заветов, Предтечи Господня Иоанна. Как повествует нам Евангелие, он был взят под стражу Иродом за обличения в прелюбодеянии и кровосмешении, поскольку имел женою супругу своего брата. Иродиада, в своей злобе, не могла даже слышать правду, о которой говорил пророк, но о Ироде сказано, что при его недовольстве, он боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6:20).
Такое двойственное, противоречивое отношение к праведным людям, вообще характерно для общества. С одной стороны их могут люто ненавидеть, оскорблять, творить всяческие козни, и при этом, тайком, восхищаться ими и уважать. Что-то в глубине души подсказывает таким людям, что при всей неудобности и неприятности для них слов и действий праведника, истина на его стороне. И ощущение живого присутствия этой истины не может оставить их равнодушными к своему врагу, потому что она обличает их грех даже без слов. Наблюдается очевидный парадокс: люди могут одновременно благодетельствовать и презирать тех, кто, казалось бы, исполняет их волю, угождает им, и при этом ненавидеть и уважать тех, кто предпочитает заповеди Божьи человеческим прихотям.
В той или иной мере каждый из нас ориентируется на мнение и оценки окружающего общества. Проблема в том, что само общество, зараженное грехом, не может определиться со своими оценками. Такие качества как порядочность, честность, верность, смирение и целомудрие, у современного общества не признаются добродетелями. Напротив, над теми, кто старается строить свою жизнь, основываясь на них, часто смеются и просто не понимают зачем так жить. Правда, когда доходит до дела, то оказывается, что эти добродетели не устарели и нормальная жизнь общества без них просто невозможна. Никому не хочется быть обманутым на рынке или несправедливо обиженным властями. Супругам совсем не нравится, когда им изменяют, а общение со смиренным человеком, наверняка более приятно, чем с самодовольным гордецом. Люди требуют праведности от других, а сами не желают такими быть. Для нас, как христиан, должен быть один истинный неизменный эталон поведения — Господь наш Иисус Христос. Следует помнить об этом всякий раз, когда мы оборачиваемся назад, ища одобрения нашего поведения в глазах окружения. Не нужно стыдиться показаться в этом смысле несовременными, если мы будем следовать евангельским заповедям и честно исполнять то, что от нас требует Бог, мы невольно вызовем восхищение и зависть у злословящих нас, а, возможно, и поможем своим примером встать на путь исправления.
Мнения человеческие непостоянны и переменчивы, только слово Господне никогда не изменится. Господу дадим отчет (Евр. 4:13), поэтому только Его одобрение должно быть для нас по настоящему важно. Но горе нам, если, как говорил прп. авва Исаия, "в угождение людям не отказываемся все говорить и делать, нерадя о том, что праведно!" Сегодня перед нами два примера — Предтечи Господня Иоанна, который совершал свое служение, невзирая на бесчестье и самую смерть, и царя Ирода, которого погубило человекоугодие. Первый ныне прославляется, а второй получает законное возмездие. Какому из примеров последовать, решать каждому из нас самому.
📜Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова СПбДА 11 сентября 2017 года.
#мораль #мысли
Сегодня мы вспоминаем о совершившемся некогда преступлении, убийстве великого праведника, пророка двух заветов, Предтечи Господня Иоанна. Как повествует нам Евангелие, он был взят под стражу Иродом за обличения в прелюбодеянии и кровосмешении, поскольку имел женою супругу своего брата. Иродиада, в своей злобе, не могла даже слышать правду, о которой говорил пророк, но о Ироде сказано, что при его недовольстве, он боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6:20).
Такое двойственное, противоречивое отношение к праведным людям, вообще характерно для общества. С одной стороны их могут люто ненавидеть, оскорблять, творить всяческие козни, и при этом, тайком, восхищаться ими и уважать. Что-то в глубине души подсказывает таким людям, что при всей неудобности и неприятности для них слов и действий праведника, истина на его стороне. И ощущение живого присутствия этой истины не может оставить их равнодушными к своему врагу, потому что она обличает их грех даже без слов. Наблюдается очевидный парадокс: люди могут одновременно благодетельствовать и презирать тех, кто, казалось бы, исполняет их волю, угождает им, и при этом ненавидеть и уважать тех, кто предпочитает заповеди Божьи человеческим прихотям.
В той или иной мере каждый из нас ориентируется на мнение и оценки окружающего общества. Проблема в том, что само общество, зараженное грехом, не может определиться со своими оценками. Такие качества как порядочность, честность, верность, смирение и целомудрие, у современного общества не признаются добродетелями. Напротив, над теми, кто старается строить свою жизнь, основываясь на них, часто смеются и просто не понимают зачем так жить. Правда, когда доходит до дела, то оказывается, что эти добродетели не устарели и нормальная жизнь общества без них просто невозможна. Никому не хочется быть обманутым на рынке или несправедливо обиженным властями. Супругам совсем не нравится, когда им изменяют, а общение со смиренным человеком, наверняка более приятно, чем с самодовольным гордецом. Люди требуют праведности от других, а сами не желают такими быть. Для нас, как христиан, должен быть один истинный неизменный эталон поведения — Господь наш Иисус Христос. Следует помнить об этом всякий раз, когда мы оборачиваемся назад, ища одобрения нашего поведения в глазах окружения. Не нужно стыдиться показаться в этом смысле несовременными, если мы будем следовать евангельским заповедям и честно исполнять то, что от нас требует Бог, мы невольно вызовем восхищение и зависть у злословящих нас, а, возможно, и поможем своим примером встать на путь исправления.
Мнения человеческие непостоянны и переменчивы, только слово Господне никогда не изменится. Господу дадим отчет (Евр. 4:13), поэтому только Его одобрение должно быть для нас по настоящему важно. Но горе нам, если, как говорил прп. авва Исаия, "в угождение людям не отказываемся все говорить и делать, нерадя о том, что праведно!" Сегодня перед нами два примера — Предтечи Господня Иоанна, который совершал свое служение, невзирая на бесчестье и самую смерть, и царя Ирода, которого погубило человекоугодие. Первый ныне прославляется, а второй получает законное возмездие. Какому из примеров последовать, решать каждому из нас самому.
📜Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова СПбДА 11 сентября 2017 года.
#мораль #мысли
👍6❤3
Несколько малоизвестных фактов о св. Александре Невском
1. Древнейшая редакция (1280-е гг.) жития Александра Невского его монашеского имени не содержала. Долгое время традиционно (на основе более поздних редакций этого памятника) считалось, что новым именем князя стало Алексий. Однако изыскания С. В. Сазонова в области монашеского имянаречения в Древней Руси, опровергают это утверждение. В соответствии с построениями ученого, имя князя в схиме могло быть или Филипп, или Иустиниан.
2. Принято считать, что Александр Невский был пострижен в монахи и скончался в Городецком Феодоровском монастыре Нижегородской области. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском монастыре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но монастырь не упоминается.
3. Почитание Александра Невского, как князя и победителя, выходит на первый план при Петре I вместе с перенесением мощей святого в Санкт-Петербург. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Св. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий».
#история #подборки #мифы
1. Древнейшая редакция (1280-е гг.) жития Александра Невского его монашеского имени не содержала. Долгое время традиционно (на основе более поздних редакций этого памятника) считалось, что новым именем князя стало Алексий. Однако изыскания С. В. Сазонова в области монашеского имянаречения в Древней Руси, опровергают это утверждение. В соответствии с построениями ученого, имя князя в схиме могло быть или Филипп, или Иустиниан.
2. Принято считать, что Александр Невский был пострижен в монахи и скончался в Городецком Феодоровском монастыре Нижегородской области. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском монастыре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но монастырь не упоминается.
3. Почитание Александра Невского, как князя и победителя, выходит на первый план при Петре I вместе с перенесением мощей святого в Санкт-Петербург. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Св. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий».
#история #подборки #мифы
👍11
«Краткое христианское нравоучение» свт. Тихона Задонского
«Помни всякий христианин, что Бог есть и что Он не только на дела твои, но и на сами мысли и намерения смотрит, и что ты нигде и ни с чем от Него утаиться не можешь. Помни, что Он жизнь твою, здоровье и силы хранит, что какое ты ни имеешь в жизни твоей благополучие, все Он тебе даровал. Итак благодари Его всякий час за оказываемую тебе от Него милость, люби Его всем сердцем, почитай Его, повинуйся Ему во всем и призывай Его в помощь во всяком деле твоем. Когда Он тебе поможет, то все твои дела и труды всегда будут приносить тебе пользу и иметь успех.
Помни, что Небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, веруй ты в Него и повинуйся Божественному Его учению, которое в Евангелии тебе открыто и здесь кратко изложено, чтобы тебе исполнить обещания, какие ты дал Богу при крещении, наследовать вечную жизнь и не напрасно называться христианином.
В воскресные и праздничные дни приходи в церковь и, падши с благоговеньем пред Богом, вспомни все милости, какие от Него получил. Благодари Его за это от всего твоего сердца и обещай в знак твоей благодарности жить так, как он тебе приказывает. Это есть угоднейшая Богу жертва.
Почитай, во–первых, Государя, как Богом установленную власть, и покоряйся ему во всем; почитай пастырей духовных, господ, отца твоего и мать и всех стариков, и добродетельных людей, и повинуйся полезным их наставлениям.
Не только о себе старайся, чтобы ты был добродетелен, но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только худое делать, но и говорить, чтобы тем не приучить их ко злу. Так будет на доме твоем Божье благословение. Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтобы всем чем можно и во всяком случае добро делать.
Люби не только ближних и благодетелей, но и врагов твоих, чтобы тем их усмирить и исправить и добрыми людьми сделать мог.
Итак, не дерись ни с кем и не ругайся, а если кто тебя и обидит, старайся, сколько можно, это стерпеть и при случае добро ему сделать.
Милуй и скот твой, который тебе дал Бог на услужение.
Берегись не только скверных дел, но и слов, чтобы не только по делам твоим, но и по словам ты был чистый и непорочный человек.
Ничего ни у кого не кради и не отнимай, а будь доволен тем, что ты своими трудами наживешь.
Будь трудолюбив и избегай лености, потому что как трудолюбие угодно Богу, так, напротив, леность как источник всякого зла есть грех, весьма ему противный.
Никогда не лги, а говори всегда правду, потому что всякая ложь и обман есть вреднейший из всех пороков, и дело, присущее только диаволу.
Не пьянствуй, потому что Бог тем более от пьяного отвращается, что пьяный всякое худое дело скорее сделать может, чем трезвый.
Если ты это соблюдать будешь, то милосердный Бог не только в этой жизни милостив к тебе будет, но и в будущей прославит той славой, которой Он святых своих прославляет, и все люди будут тебя любить».
#мораль #духовнаяжизнь
«Помни всякий христианин, что Бог есть и что Он не только на дела твои, но и на сами мысли и намерения смотрит, и что ты нигде и ни с чем от Него утаиться не можешь. Помни, что Он жизнь твою, здоровье и силы хранит, что какое ты ни имеешь в жизни твоей благополучие, все Он тебе даровал. Итак благодари Его всякий час за оказываемую тебе от Него милость, люби Его всем сердцем, почитай Его, повинуйся Ему во всем и призывай Его в помощь во всяком деле твоем. Когда Он тебе поможет, то все твои дела и труды всегда будут приносить тебе пользу и иметь успех.
Помни, что Небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, веруй ты в Него и повинуйся Божественному Его учению, которое в Евангелии тебе открыто и здесь кратко изложено, чтобы тебе исполнить обещания, какие ты дал Богу при крещении, наследовать вечную жизнь и не напрасно называться христианином.
В воскресные и праздничные дни приходи в церковь и, падши с благоговеньем пред Богом, вспомни все милости, какие от Него получил. Благодари Его за это от всего твоего сердца и обещай в знак твоей благодарности жить так, как он тебе приказывает. Это есть угоднейшая Богу жертва.
Почитай, во–первых, Государя, как Богом установленную власть, и покоряйся ему во всем; почитай пастырей духовных, господ, отца твоего и мать и всех стариков, и добродетельных людей, и повинуйся полезным их наставлениям.
Не только о себе старайся, чтобы ты был добродетелен, но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только худое делать, но и говорить, чтобы тем не приучить их ко злу. Так будет на доме твоем Божье благословение. Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтобы всем чем можно и во всяком случае добро делать.
Люби не только ближних и благодетелей, но и врагов твоих, чтобы тем их усмирить и исправить и добрыми людьми сделать мог.
Итак, не дерись ни с кем и не ругайся, а если кто тебя и обидит, старайся, сколько можно, это стерпеть и при случае добро ему сделать.
Милуй и скот твой, который тебе дал Бог на услужение.
Берегись не только скверных дел, но и слов, чтобы не только по делам твоим, но и по словам ты был чистый и непорочный человек.
Ничего ни у кого не кради и не отнимай, а будь доволен тем, что ты своими трудами наживешь.
Будь трудолюбив и избегай лености, потому что как трудолюбие угодно Богу, так, напротив, леность как источник всякого зла есть грех, весьма ему противный.
Никогда не лги, а говори всегда правду, потому что всякая ложь и обман есть вреднейший из всех пороков, и дело, присущее только диаволу.
Не пьянствуй, потому что Бог тем более от пьяного отвращается, что пьяный всякое худое дело скорее сделать может, чем трезвый.
Если ты это соблюдать будешь, то милосердный Бог не только в этой жизни милостив к тебе будет, но и в будущей прославит той славой, которой Он святых своих прославляет, и все люди будут тебя любить».
#мораль #духовнаяжизнь
❤5👍3
Свт. Тихон Задонский об обязанности супругов
1. Правильно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни.
2. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины.
3. Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть, когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушать и жена должна в том повиноваться своему мужу. Ровно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив тем свое счастье, обрадованы будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них будет.
4. Есть обычай некоторым мужьям своих жен и женам своих мужей, под видом воздержания, оставлять, но это дело очень опасно: потому что вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния или у одного, или у обоих. Если муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж в этом грехе повинен будет, потому что подал жене своей причину грешить. Также и жена, если оставит мужа своего, а муж с другой будет грешить, то и жена в этом грехе повинна по вышеописанной причине.
5. В супружестве живущие помнить должны, что они есть христиане, святое имя Божие исповедуют, Бога призывают и молятся, Святых Тайн Христовых причащаются и проч., а тем более иереи и диаконы.
6. Муж жену свою не должен иметь как рабыню, но как помощницу; но жена должна своему мужу повиноваться, как учит Апостол: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». И немного ниже: «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22, 33). И в другом месте: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Когда муж и жена единоправны и добронравны будут, то супружество будет благополучно и прекрасно, потому что всегда у них будет единомыслие, согласие и мир, в чем великое состоит благополучие. Но поскольку сатана, враг душ человеческих, у добронравных союз любви и согласия хочет разорвать, то должны муж и жена друг другу в случающихся слабостях снисходить и с любовью друг друга терпеть; и так согласие и мир соблюдется.
7. Если или муж добронравен, а жена злонравна, или жена добронравна, а муж злонравен будет, то добронравному лицу следует вечное страдание и крест. Поэтому надо ему привыкать в таком случае к терпению, и терпением приключающееся зло сносить и побеждать.
8. Видим в историях, что многие жены своих мужей развратили и за собой в погибель свели. Поэтому не должны мужья женам своим послаблять и, что хотят, позволять делать, но стремление безнравственных страстей удерживать, чтобы за это не пострадать. К Еве приступил змей и прельстил ее. Ева, прельстившись, Адама прельстила и за собой в погибель свела. Так и ныне бывает: также древний змей к жене приступает и ее прельщает, и через жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж, осторожен будь, и не во всем волю и совет жены исполняй, чтобы не завладела тобой и не повела, куда хочет. Ева всегда свой нрав имеет; люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет. Пусть она, по Апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее; и она пусть тебе повинуется, а не ты ей.
#библия #мораль #брак #отношения
1. Правильно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни.
2. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины.
3. Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть, когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушать и жена должна в том повиноваться своему мужу. Ровно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив тем свое счастье, обрадованы будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них будет.
4. Есть обычай некоторым мужьям своих жен и женам своих мужей, под видом воздержания, оставлять, но это дело очень опасно: потому что вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния или у одного, или у обоих. Если муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж в этом грехе повинен будет, потому что подал жене своей причину грешить. Также и жена, если оставит мужа своего, а муж с другой будет грешить, то и жена в этом грехе повинна по вышеописанной причине.
5. В супружестве живущие помнить должны, что они есть христиане, святое имя Божие исповедуют, Бога призывают и молятся, Святых Тайн Христовых причащаются и проч., а тем более иереи и диаконы.
6. Муж жену свою не должен иметь как рабыню, но как помощницу; но жена должна своему мужу повиноваться, как учит Апостол: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». И немного ниже: «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22, 33). И в другом месте: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Когда муж и жена единоправны и добронравны будут, то супружество будет благополучно и прекрасно, потому что всегда у них будет единомыслие, согласие и мир, в чем великое состоит благополучие. Но поскольку сатана, враг душ человеческих, у добронравных союз любви и согласия хочет разорвать, то должны муж и жена друг другу в случающихся слабостях снисходить и с любовью друг друга терпеть; и так согласие и мир соблюдется.
7. Если или муж добронравен, а жена злонравна, или жена добронравна, а муж злонравен будет, то добронравному лицу следует вечное страдание и крест. Поэтому надо ему привыкать в таком случае к терпению, и терпением приключающееся зло сносить и побеждать.
8. Видим в историях, что многие жены своих мужей развратили и за собой в погибель свели. Поэтому не должны мужья женам своим послаблять и, что хотят, позволять делать, но стремление безнравственных страстей удерживать, чтобы за это не пострадать. К Еве приступил змей и прельстил ее. Ева, прельстившись, Адама прельстила и за собой в погибель свела. Так и ныне бывает: также древний змей к жене приступает и ее прельщает, и через жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж, осторожен будь, и не во всем волю и совет жены исполняй, чтобы не завладела тобой и не повела, куда хочет. Ева всегда свой нрав имеет; люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет. Пусть она, по Апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее; и она пусть тебе повинуется, а не ты ей.
#библия #мораль #брак #отношения
❤7👍1🔥1
В Крещении каждый христианин лично или через своих крестных публично отрекается от сатаны и его дел, обещая, что отныне в его жизни их не будет. Какие же это дела сатаны? В сегодняшнем рядовом чтении из послания к Галатам они перечисляются как дела плоти:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, чародеяния, вражды, ссора, ревность, ярости, распри, разногласия, ереси, зависти, убийства, пьянства, кутежи и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21).
Всех этих дел не должно быть в нашей жизни, чтобы мы были действительными гражданами Царства Божия. Можно увидеть, что для апостола нет принципиальной разницы по степени тяжести между блудом и гневливостью, распрями и колдовством, поэтому не стоит обольщаться. Как бы улучшилось наше общество, если бы каждый христианин не поступал по делам плоти!
непотребство - разнузданность, несдержанные, недостойные поступки, шокирующие публику;
чародеяния - использование магических зелий, колдовство;
ссора - брань, ругательства, споры, когда ни в чем не хотят уступить другому, всегда хотят стоять на своем;
ревность (в данном случае) - извращенное эгоизмом соревнование, когда человека, с неприязнью к нему, хотят обойти во всем;
ярости - сердитость, гневливость;
распри - сеяние раздоров, настраивание одних людей против других;
разногласие - преднамеренное разрушение согласия людей в добре;
ереси - враждебные разделения
#библия #толкование #мораль
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, чародеяния, вражды, ссора, ревность, ярости, распри, разногласия, ереси, зависти, убийства, пьянства, кутежи и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21).
Всех этих дел не должно быть в нашей жизни, чтобы мы были действительными гражданами Царства Божия. Можно увидеть, что для апостола нет принципиальной разницы по степени тяжести между блудом и гневливостью, распрями и колдовством, поэтому не стоит обольщаться. Как бы улучшилось наше общество, если бы каждый христианин не поступал по делам плоти!
непотребство - разнузданность, несдержанные, недостойные поступки, шокирующие публику;
чародеяния - использование магических зелий, колдовство;
ссора - брань, ругательства, споры, когда ни в чем не хотят уступить другому, всегда хотят стоять на своем;
ревность (в данном случае) - извращенное эгоизмом соревнование, когда человека, с неприязнью к нему, хотят обойти во всем;
ярости - сердитость, гневливость;
распри - сеяние раздоров, настраивание одних людей против других;
разногласие - преднамеренное разрушение согласия людей в добре;
ереси - враждебные разделения
#библия #толкование #мораль
❤5👍1
Познакомился с письмом свт. Феоны Александрийского (III в.) к Лукиану, начальнику придворных. Письмо интересно тем, что содержит как общие христианские назидания, так и советы по добросовестному ведению дел на службе у языческого императора. Святитель увещевает:
«Обязанности, какие на каждого из вас возложены, исполняйте со страхом Божиим, любовию к Императору и со всевозможною исправностию. Повеления Императора, которые не противны закону Божию, принимайте как повеления Божии, и исполняйте их также с любовию, страхом и охотно. Ибо Императору, как человеку, обремененному многими делами, ничто столько не приносит удовольствия, как постоянная ревность, исправность и терпение ближайших к нему исполнителей власти его; и напротив, ничто столько не оскорбляет его, как их леность, нетерпение и ропот. Не будьте подобны сим последним. Вы Христиане, и должны жить истинною верою: истребляйте и уничтожайте в себе все недостатки душевные и телесные, чтобы прославлялся в вас Бог. Облекитесь в терпение и кротость, вооружитесь всеми добродетелями и особенно упованием на Иисуса Христа. Для Творца своего все переносите терпеливо, все преодолевайте, чтобы приобресть Господа Иисуса Христа. Все сие трудно, но всяк подвизаяйся от всех воздержится, чтобы получить венец неистленен (1Кор. 9:25)».
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pismo-k-lukianu-nachalniku-pridvornyh/
#мораль
«Обязанности, какие на каждого из вас возложены, исполняйте со страхом Божиим, любовию к Императору и со всевозможною исправностию. Повеления Императора, которые не противны закону Божию, принимайте как повеления Божии, и исполняйте их также с любовию, страхом и охотно. Ибо Императору, как человеку, обремененному многими делами, ничто столько не приносит удовольствия, как постоянная ревность, исправность и терпение ближайших к нему исполнителей власти его; и напротив, ничто столько не оскорбляет его, как их леность, нетерпение и ропот. Не будьте подобны сим последним. Вы Христиане, и должны жить истинною верою: истребляйте и уничтожайте в себе все недостатки душевные и телесные, чтобы прославлялся в вас Бог. Облекитесь в терпение и кротость, вооружитесь всеми добродетелями и особенно упованием на Иисуса Христа. Для Творца своего все переносите терпеливо, все преодолевайте, чтобы приобресть Господа Иисуса Христа. Все сие трудно, но всяк подвизаяйся от всех воздержится, чтобы получить венец неистленен (1Кор. 9:25)».
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pismo-k-lukianu-nachalniku-pridvornyh/
#мораль
azbyka.ru
Письмо к Лукиану, начальнику придворных - свт. Феона Александрийский - читать, скачать
Труд «Письмо к Лукиану, начальнику придворных» свт. Феона Александрийский. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤2👍1🔥1
📖Сегодня в церкви читался фрагмент из послания ап. Павла к Галатам (6:2-10), в котором заложены следующие мысли:
1. Через терпение недостатков друг друга исполняется закон Христа.
2. Каждому необходимо испытывать мотив совершенного им доброго дела. Нужно сравнивать себя не с другими, а с нормой Божьего закона, «ибо каждый понесет свое бремя». Это избавит нас от превозношения над людьми.
3. Что человек посеет в этой жизни, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст каждому по заслугам.
4. Не стоит унывать, делая добро, результат обязательно будет. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Установлен порядок приоритетности в добре – прежде всего, христианам, потом уже всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль
1. Через терпение недостатков друг друга исполняется закон Христа.
2. Каждому необходимо испытывать мотив совершенного им доброго дела. Нужно сравнивать себя не с другими, а с нормой Божьего закона, «ибо каждый понесет свое бремя». Это избавит нас от превозношения над людьми.
3. Что человек посеет в этой жизни, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст каждому по заслугам.
4. Не стоит унывать, делая добро, результат обязательно будет. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Установлен порядок приоритетности в добре – прежде всего, христианам, потом уже всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль
👍4❤2
Про сомнения в вере
Есть разные виды сомнения. Есть сомнение ума, а есть сомнение сердца. Сомнение ума - это про то, что мне не все понятно, но я не проявляю дерзости и критики по отношению к Откровению и рад получить ответ, который поможет мне лучше рационально осознать истину веры. Сомнение сердца - это уже другое. Это когда человек ставит себя, свой ум мерилом истинности, справедливости и добра, и не имея на то фактических оснований, начинает говорить всякие дерзости про Бога. Первое сомнение естественно и по своему нормально, второе греховно, потому что это уже определенная позиция, основанная на гордыне.
#мысли #мораль #вера
Есть разные виды сомнения. Есть сомнение ума, а есть сомнение сердца. Сомнение ума - это про то, что мне не все понятно, но я не проявляю дерзости и критики по отношению к Откровению и рад получить ответ, который поможет мне лучше рационально осознать истину веры. Сомнение сердца - это уже другое. Это когда человек ставит себя, свой ум мерилом истинности, справедливости и добра, и не имея на то фактических оснований, начинает говорить всякие дерзости про Бога. Первое сомнение естественно и по своему нормально, второе греховно, потому что это уже определенная позиция, основанная на гордыне.
#мысли #мораль #вера
👍5🔥2
Тест на нахождение Бога в душе
Господь Иисус Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди […] Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:21, 23).
Действительно, а почему бы не поинтересоваться, что говорит Бог о том, к кому Он приходит в душу, прежде чем утверждать, что Он у тебя уже там?
#библия
Господь Иисус Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди […] Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:21, 23).
Действительно, а почему бы не поинтересоваться, что говорит Бог о том, к кому Он приходит в душу, прежде чем утверждать, что Он у тебя уже там?
#библия
👍4
Библейские принципы общения христианина с внешними (некрещеными)
1. К внешним неприменимы церковные суды и вразумления, им Судья только Бог.
«Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1Кор.5:10).
2. Можно свободно общаться с внешними в бытовых вопросах.
«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1Кор.5:9).
«Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор.10:27).
3. С ними следует вести себя особенно благоразумно и не дискредитировать себя как верующих.
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5)
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
4. Нужно быть готовым засвидетельствовать свою веру перед любым человеком, если тот потребует.
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
5. В общении с противниками веры не должно быть агрессии.
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.24:26).
#библия #мораль
1. К внешним неприменимы церковные суды и вразумления, им Судья только Бог.
«Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1Кор.5:10).
2. Можно свободно общаться с внешними в бытовых вопросах.
«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1Кор.5:9).
«Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор.10:27).
3. С ними следует вести себя особенно благоразумно и не дискредитировать себя как верующих.
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5)
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
4. Нужно быть готовым засвидетельствовать свою веру перед любым человеком, если тот потребует.
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).
5. В общении с противниками веры не должно быть агрессии.
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.24:26).
#библия #мораль
❤4🔥4
От чего мы отреклись в Крещении?
Первый вопрос-ответ в составе крещальных обетов, которые произносятся самим крещаемым или его восприемниками звучит так:
«Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, служения его и гордыни его?» - «Отрекаюсь».
Перескажем простыми словами, что утверждает и обещает здесь новый христианин.
Отрекаюсь от сатаны = разрываю любую дружбу и общение с сатаной, мне от него ничего не надо, я больше ему не принадлежу.
Отрекаюсь от всех дел его = я не буду больше совершать дела плоти, пагубные преступления против закона Божия в делах, словах и мыслях.
Отрекаюсь от служения ему = в моей жизни больше нет места идолослужению, магии, оккультизму, гаданиям, следованию суевериям и гороскопам, ношению талисманов, участию в языческих обычаях и т.п.
Отрекаюсь от гордыни (великолепия) его = я отказываюсь от греховных развлечений и увлечений, от всего того, чем сатана гордится в этом мире, от того увлекательного мира, который он создал для своих последователей, чтобы они только не вспоминали о Боге. В моей жизни не будет участия в постыдных, жестоких, смехотворных и азартных мероприятиях и зрелищах.
От всего этого христианин сам или через своих восприемников уже давно отрекся в Святом Крещении. Свт. Кирилл Иерусалимский увещевает: «Итак, бегай этого, ибо если ты в это впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со Христом, то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобой поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобой: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь».
👉См. о делах сатаны https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/997
#мораль
Первый вопрос-ответ в составе крещальных обетов, которые произносятся самим крещаемым или его восприемниками звучит так:
«Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, служения его и гордыни его?» - «Отрекаюсь».
Перескажем простыми словами, что утверждает и обещает здесь новый христианин.
Отрекаюсь от сатаны = разрываю любую дружбу и общение с сатаной, мне от него ничего не надо, я больше ему не принадлежу.
Отрекаюсь от всех дел его = я не буду больше совершать дела плоти, пагубные преступления против закона Божия в делах, словах и мыслях.
Отрекаюсь от служения ему = в моей жизни больше нет места идолослужению, магии, оккультизму, гаданиям, следованию суевериям и гороскопам, ношению талисманов, участию в языческих обычаях и т.п.
Отрекаюсь от гордыни (великолепия) его = я отказываюсь от греховных развлечений и увлечений, от всего того, чем сатана гордится в этом мире, от того увлекательного мира, который он создал для своих последователей, чтобы они только не вспоминали о Боге. В моей жизни не будет участия в постыдных, жестоких, смехотворных и азартных мероприятиях и зрелищах.
От всего этого христианин сам или через своих восприемников уже давно отрекся в Святом Крещении. Свт. Кирилл Иерусалимский увещевает: «Итак, бегай этого, ибо если ты в это впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со Христом, то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобой поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобой: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь».
👉См. о делах сатаны https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/997
#мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
В Крещении каждый христианин лично или через своих крестных публично отрекается от сатаны и его дел, обещая, что отныне в его жизни их не будет. Какие же это дела сатаны? В сегодняшнем рядовом чтении из послания к Галатам они перечисляются как дела плоти:…
🔥8❤1
Когда люди готовятся к Крещению или к венчанию, в их интересах максимально подробно и честно узнать, на что они подписываются.
Поэтому на предварительных беседах я стараюсь на это обращать внимание, ничего не замалчивая, особенно если вижу, что людям не все равно. И не расстраиваюсь, если для людей это звучит вызывающе, их озадаченность на лице - позитивный знак для меня. Так, сегодня беседовал с молодым отцом и будущим крёстным его ребенка, выяснилось, что они фактически неверующие и не знают зачем они собрались крестить ребенка. В разговоре я постарался показать нелогичность и нечестность такого решения, когда человек к себе и к ребенку прикладывает разные нормы. Обратил внимание на то, что говорить о пользе Крещения в категориях спасения от греха, освобождения от власти сатаны, имеет смысл только в том случае, если мои собеседники признают существование проблемы греха и наличия в мире злых духов. Они согласились с этим.
В конце они признались, что разговор побудил их задуматься и прочитать для начала Евангелие. Дай Бог, чтобы это стало таким поводом. Огласительные беседы сегодня - это возможность говорить с самыми разными людьми об Иисусе Христе и о Церкви, когда они сами добровольно приходят послушать. Нужно ее обязательно использовать.
#мысли
Поэтому на предварительных беседах я стараюсь на это обращать внимание, ничего не замалчивая, особенно если вижу, что людям не все равно. И не расстраиваюсь, если для людей это звучит вызывающе, их озадаченность на лице - позитивный знак для меня. Так, сегодня беседовал с молодым отцом и будущим крёстным его ребенка, выяснилось, что они фактически неверующие и не знают зачем они собрались крестить ребенка. В разговоре я постарался показать нелогичность и нечестность такого решения, когда человек к себе и к ребенку прикладывает разные нормы. Обратил внимание на то, что говорить о пользе Крещения в категориях спасения от греха, освобождения от власти сатаны, имеет смысл только в том случае, если мои собеседники признают существование проблемы греха и наличия в мире злых духов. Они согласились с этим.
В конце они признались, что разговор побудил их задуматься и прочитать для начала Евангелие. Дай Бог, чтобы это стало таким поводом. Огласительные беседы сегодня - это возможность говорить с самыми разными людьми об Иисусе Христе и о Церкви, когда они сами добровольно приходят послушать. Нужно ее обязательно использовать.
#мысли
👍11🔥4
Нередко можно слышать мнение, что христианство в своем учении о семье закрепощает женщину, лишает ее необходимых прав и неоправданно высоко превозносит мужа. Я, в свою очередь, читая Библию и поучения св. отцов не могу согласиться, что христианство само по себе (а не исторические культурные особенности эпохи) как-то унижает женщину в семье и делает ее чуть ли не рабыней мужа.
Свт. Иоанн Златоуст в IV веке (!) проповедует неизменные библейские принципы:
«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
«И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку и налагать на нее руки. Если же весьма бесчестно для мужа бить рабыню, то тем бесчестнее налагать руку на свободную. Это внушают и внешние (языческие) законодатели, которые не принуждают жену жить вместе с бьющим ее мужем, как с недостойным ее сожительства. Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце» (Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам).
«Подлинно, жена благочестивая и разумная скорее всего может образовать мужа и настроить его душу по своему желанию. Ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу, когда она увещевает и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И я мог бы указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головою. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге» (Беседа 61 на Евангелие от Иоанна).
Так что не надо смешивать библейское учение и то, как люди злоупотребляли и продолжают злоупотреблять им. А мужчина, который стремится самоутвердиться за счёт женщины вместо того, чтобы быть любящим заботливым лидером в семье - просто безответственный придурок и неуверенный в себе самодур, вот и все.
#мысли #мораль #иоаннзлатоуст
Свт. Иоанн Златоуст в IV веке (!) проповедует неизменные библейские принципы:
«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
«И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку и налагать на нее руки. Если же весьма бесчестно для мужа бить рабыню, то тем бесчестнее налагать руку на свободную. Это внушают и внешние (языческие) законодатели, которые не принуждают жену жить вместе с бьющим ее мужем, как с недостойным ее сожительства. Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце» (Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам).
«Подлинно, жена благочестивая и разумная скорее всего может образовать мужа и настроить его душу по своему желанию. Ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу, когда она увещевает и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И я мог бы указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головою. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге» (Беседа 61 на Евангелие от Иоанна).
Так что не надо смешивать библейское учение и то, как люди злоупотребляли и продолжают злоупотреблять им. А мужчина, который стремится самоутвердиться за счёт женщины вместо того, чтобы быть любящим заботливым лидером в семье - просто безответственный придурок и неуверенный в себе самодур, вот и все.
#мысли #мораль #иоаннзлатоуст
👍12❤5
Сегодня за богослужением читалась притча о талантах. В связи с этим хочу поделиться некоторыми наблюдениями.
Обычно таланты принято понимать, как естественные способности, присущие разным людям (склонность петь, рисовать, быстро решать сложные задачи по математике и т.п.). Что это и есть таланты, которые необходимо развивать. Все же, вряд ли об этом говорил Христос. Свт. Иоанн Златоуст предлагает понимать таланты в широком смысле, как любые возможности для служения Богу и людям, которые даются всем верующим: «Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение.. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего» (Гомилия 78 на Евангелие от Матфея).
Здесь явно подчеркивается, что не любое использование талантов, но лишь ради Бога, заслуживает вечной награды. Поэтому мотивы их употребления здесь принципиально важны. «Зарыть талант» - это вовсе не про отказ от мечты или творческой карьеры, это про нежелание служить Богу. Это про отказ от извлечения духовной прибыли из обыденных житейских возможностей. Также и умножение таланта – это не про тренировки и оттачивание мастерства, это про совершение добрых дел во славу Христа. Как будет грустно, когда человек, используя все свои способности и возможности, получая славу и восхищение миллионов людей, после смерти обнаружит, что все было напрасно.
Кроме того, эта притча напоминает нам о том, что мало не делать другим зла. Бездействие и неупотребление возможностей для добрых дел – это тоже грех, за который можно получить вечное осуждение.
#библия #мысли #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
Обычно таланты принято понимать, как естественные способности, присущие разным людям (склонность петь, рисовать, быстро решать сложные задачи по математике и т.п.). Что это и есть таланты, которые необходимо развивать. Все же, вряд ли об этом говорил Христос. Свт. Иоанн Златоуст предлагает понимать таланты в широком смысле, как любые возможности для служения Богу и людям, которые даются всем верующим: «Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение.. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего» (Гомилия 78 на Евангелие от Матфея).
Здесь явно подчеркивается, что не любое использование талантов, но лишь ради Бога, заслуживает вечной награды. Поэтому мотивы их употребления здесь принципиально важны. «Зарыть талант» - это вовсе не про отказ от мечты или творческой карьеры, это про нежелание служить Богу. Это про отказ от извлечения духовной прибыли из обыденных житейских возможностей. Также и умножение таланта – это не про тренировки и оттачивание мастерства, это про совершение добрых дел во славу Христа. Как будет грустно, когда человек, используя все свои способности и возможности, получая славу и восхищение миллионов людей, после смерти обнаружит, что все было напрасно.
Кроме того, эта притча напоминает нам о том, что мало не делать другим зла. Бездействие и неупотребление возможностей для добрых дел – это тоже грех, за который можно получить вечное осуждение.
#библия #мысли #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
❤8
Добрые качества, которые требуются при общении с другими людьми (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»)
а) Должно иметь искреннее радушие, то есть от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным, истинно осчастливленным посещением другого или встречею с ним, радоваться тому от души. Нехорошо делает, кто при сем скучает или досадует.
б) Любезность, то есть надо сделать, чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходил невеселым. Для сего нужны сговорчивость, приветливость, ласка и простота при приличии. Противный сему человек есть тяжелый... И сам тяготится, и других тяготит.
в) Скромность. Надо скрывать свои преимущества и, напротив, возвышать над собою другого. Противное сему – педантство, спесь, чванство.
г) Кроткое миролюбие. Ни сам не оскорбляйся, ни другого не оскорбляй, а умей содержать сердце свое всегда в союзе с другими. Миролюбие и само мирится с другими, и других мирит, как миротворение, или даже не замечает оскорблений, как кротость. Противны сему оскорбительность, вспыльчивость, гневливость, взыскательность, непримиримость.
д) Уступчивая тихость. Встречаются ум с умом, воля с волею. Когда всякий хочет поставить на своем, рождаются спор и разногласие. Тихонравный не то чтобы не любил истины, но, открывши ее, скромно уклоняется от упорной настойчивости там, где не совсем любят истину, ради ненарушения мира, в ожидании благоприятнейшего ко вразумлению случая. Противны сему вздорность, неуступчивость, спорливость, бранчливость.
е) Истинолюбие. Откровенно и истинно выставляй вещи так, как они есть и как убежден. Лукавая ложь, обман, хитросплетение – дела чисто бесовские.
ж) Благоразумное слово. Цель взаимнообращения не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо. Надобно потому не допускать, чтобы слово гнило исходило из уст наших, надобно уметь говорить и уметь молчать. Противно сему праздное пустословие, одни только шутки да остроты.
з) Хранение тайн. При взаимных встречах беспрерывная происходит мена мыслей и сведений. Для сохранения мира, что узнано от одного, не переводи к другому без нужды, особенно когда это может быть вредным. Так себя держи, будто не слыхал ничего. Кому же сказано, что вверяется ему тайна с условием молчать, тот, передавая ее кому-либо, не только неблагоразумен, но есть и бессовестный предатель.
#мораль #отношения #феофанзатворник
а) Должно иметь искреннее радушие, то есть от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным, истинно осчастливленным посещением другого или встречею с ним, радоваться тому от души. Нехорошо делает, кто при сем скучает или досадует.
б) Любезность, то есть надо сделать, чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходил невеселым. Для сего нужны сговорчивость, приветливость, ласка и простота при приличии. Противный сему человек есть тяжелый... И сам тяготится, и других тяготит.
в) Скромность. Надо скрывать свои преимущества и, напротив, возвышать над собою другого. Противное сему – педантство, спесь, чванство.
г) Кроткое миролюбие. Ни сам не оскорбляйся, ни другого не оскорбляй, а умей содержать сердце свое всегда в союзе с другими. Миролюбие и само мирится с другими, и других мирит, как миротворение, или даже не замечает оскорблений, как кротость. Противны сему оскорбительность, вспыльчивость, гневливость, взыскательность, непримиримость.
д) Уступчивая тихость. Встречаются ум с умом, воля с волею. Когда всякий хочет поставить на своем, рождаются спор и разногласие. Тихонравный не то чтобы не любил истины, но, открывши ее, скромно уклоняется от упорной настойчивости там, где не совсем любят истину, ради ненарушения мира, в ожидании благоприятнейшего ко вразумлению случая. Противны сему вздорность, неуступчивость, спорливость, бранчливость.
е) Истинолюбие. Откровенно и истинно выставляй вещи так, как они есть и как убежден. Лукавая ложь, обман, хитросплетение – дела чисто бесовские.
ж) Благоразумное слово. Цель взаимнообращения не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо. Надобно потому не допускать, чтобы слово гнило исходило из уст наших, надобно уметь говорить и уметь молчать. Противно сему праздное пустословие, одни только шутки да остроты.
з) Хранение тайн. При взаимных встречах беспрерывная происходит мена мыслей и сведений. Для сохранения мира, что узнано от одного, не переводи к другому без нужды, особенно когда это может быть вредным. Так себя держи, будто не слыхал ничего. Кому же сказано, что вверяется ему тайна с условием молчать, тот, передавая ее кому-либо, не только неблагоразумен, но есть и бессовестный предатель.
#мораль #отношения #феофанзатворник
🔥8❤2
Один из основных библейских принципов взаимоотношений между верующими, определил апостол Павел, заповедав повиноваться «друг другу в страхе Христовом» (Еф.5:21). Как это понимать и применять?
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят в Христа и признают Его закон. Взаимодействие с неверующими имеет свою специфику.
2). Эта обязанность имеет свое единственное условие - в страхе Христовом. То есть повиновение (исполнение воли другого человека) должно быть не из-за греховного человекоугодия или каких-то житейских выгод, а ради Господа, восприниматься как исполнение воли Божией. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти. Если человек требует от нас чего-то незаконного или того, что будет создавать серьезный ущерб нам или другим - то это не то, где следует повиноваться. Например, если человек требует от меня бесплатно сделать полноценную работу, которая должна оплачиваться - это незаконное требование, я не обязан его исполнять. Но если человек нуждается в помощи и я могу ему помочь, или требует от меня чего-то по должности - то не повиноваться ему в этом, будет грехом.
3) Эта заповедь о повиновении в общем виде относится ко всем, включая начальников, мужей и родителей. То есть, в определенном смысле начальники должны повиноваться подчинённым, мужья - женам, родители - детям. То есть удовлетворять их законные нужды. Наряду с этим, у подчинённых, жен и детей есть своя особая обязанность повиновения, определенная Богом.
4) Поскольку апостол заповедовал взаимное повиновение, то при добросовестном исполнении, это не должно вызвать ни у кого неудовольствия. Все друг другу уступают и друг о друге заботятся. Вот такой идеал деятельной христианской любви.
#библия #мораль #толкование
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят в Христа и признают Его закон. Взаимодействие с неверующими имеет свою специфику.
2). Эта обязанность имеет свое единственное условие - в страхе Христовом. То есть повиновение (исполнение воли другого человека) должно быть не из-за греховного человекоугодия или каких-то житейских выгод, а ради Господа, восприниматься как исполнение воли Божией. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти. Если человек требует от нас чего-то незаконного или того, что будет создавать серьезный ущерб нам или другим - то это не то, где следует повиноваться. Например, если человек требует от меня бесплатно сделать полноценную работу, которая должна оплачиваться - это незаконное требование, я не обязан его исполнять. Но если человек нуждается в помощи и я могу ему помочь, или требует от меня чего-то по должности - то не повиноваться ему в этом, будет грехом.
3) Эта заповедь о повиновении в общем виде относится ко всем, включая начальников, мужей и родителей. То есть, в определенном смысле начальники должны повиноваться подчинённым, мужья - женам, родители - детям. То есть удовлетворять их законные нужды. Наряду с этим, у подчинённых, жен и детей есть своя особая обязанность повиновения, определенная Богом.
4) Поскольку апостол заповедовал взаимное повиновение, то при добросовестном исполнении, это не должно вызвать ни у кого неудовольствия. Все друг другу уступают и друг о друге заботятся. Вот такой идеал деятельной христианской любви.
#библия #мораль #толкование
❤6
☦С праздником Воздвижения Креста Господня!
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
❤10
В своем труде «О попечении в отношении усопших» блаженный Августин высказывает две интересных мысли:
1. Иногда люди рассказывают, что к ним во сне приходят умершие близкие. Из этого ещё нельзя сделать вывод, что умершие действительно приходят, потому что мы также видим образы живых людей в своих снах, при том, что они сами могут об этом не знать и не иметь отношения к нашим сновидениям. Августин говорит о загадочности этого феномена, однако он уверен, что если души и могут реально являться во сне, то не по своему желанию, а по особому устроению Божию. Вполне возможно, что в некоторых случаях под видом умерших приходят светлые или темные ангелы.
2. По мнению Августина, миры живых и умерших так изолированы друг от друга, что ни мы, ни они, не видят, что происходит в противоположных измерениях. Все новости из мира живых усопшие узнают от новопреставленных, либо же, в некоторых случаях, им открывает это Бог, если нужно. Святые на небесах также не видят, что происходит на земле, если только Бог им не откроет или не сообщат ангелы. Их помощь живущим на земле осуществляется либо непосредственно, либо через ангелов, которые принимают их вид, либо как-то ещё.
#августин #смерть
1. Иногда люди рассказывают, что к ним во сне приходят умершие близкие. Из этого ещё нельзя сделать вывод, что умершие действительно приходят, потому что мы также видим образы живых людей в своих снах, при том, что они сами могут об этом не знать и не иметь отношения к нашим сновидениям. Августин говорит о загадочности этого феномена, однако он уверен, что если души и могут реально являться во сне, то не по своему желанию, а по особому устроению Божию. Вполне возможно, что в некоторых случаях под видом умерших приходят светлые или темные ангелы.
2. По мнению Августина, миры живых и умерших так изолированы друг от друга, что ни мы, ни они, не видят, что происходит в противоположных измерениях. Все новости из мира живых усопшие узнают от новопреставленных, либо же, в некоторых случаях, им открывает это Бог, если нужно. Святые на небесах также не видят, что происходит на земле, если только Бог им не откроет или не сообщат ангелы. Их помощь живущим на земле осуществляется либо непосредственно, либо через ангелов, которые принимают их вид, либо как-то ещё.
#августин #смерть
🤔2