чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Интересные результаты опроса россиян из исследования норвежских ученых (2021). Вот вам и "Святая Русь"
🤔1
Св. Николай Кавасила о любви Христа к людям

«Будучи человеколюбив, Он мог благодетельствовать человеку, а терпеть за него раны не мог; а так как любовь Его была чрезмерна, а знака, коим бы выразить ее, не доставало, а надлежало не скрывать, как сильно любит Он, но дать нам доказательство самой высшей любви, и показать самую крайнюю любовь. Он измышляет сие истощение, делает и совершает то, через что соделался бы способным терпеть жестокости и страдания, и тем, что претерпел, доказать, как чрезмерно любит, Он обращает к себе того, который бежал от Благого, думая, что подвергся Его ненависти. И что всего удивительнее, не только претерпел, перенося жестокости и умерши в ранах, но и оживив и воскресив от тления тело, еще сохраняет сии раны, и носит на теле язвы, и очам ангелов является с ними, и считает сие украшением, и радуется, показывая, что претерпел жестокости; иное телесное Он отринул, и тело Его духовно, и не осталось в Нем ничего тяжелого, грубого и иной страсти телесной, а ран не отринул совсем и не изгладил в конец язвы, но показывает, что по любви к человеку любит и их, поелику, через них обрел погибшего и, претерпев мучения, нашел возлюбленного. Ибо иначе как было бы сообразно оставаться следам ран в бессмертном теле, когда и в телах смертных и тленных уничтожает их искусство и природа? Но как будто у Него было желание часто страдать за нас, поелику же сие невозможно, так как тело Его зараз освободилось от тления, и вместе щадит Он людей, которые стали бы наносить раны, то, по крайней мере, знаки смерти восхотел сохранить на теле и навсегда сберечь письмена ран, коими принял начертание при распятии, чтобы ясно было, что Он распят был за рабов и ребра Его пронзены, и чтобы сие осталось и при неизреченном оном свете, и послужило украшением для царя.

Что может сравниться с этой любовью? Что возлюбил человек столько? Какая мать столько нежна и какой отец столь чадолюбив? Или кто из добрых имел такую сильную любовь, чтобы, претерпев раны от любимого, не только перенести их по причине любви, не только сохранить любовь к неблагодарному, но и самые раны сии предпочитать всему?
Впрочем, это дело не одной любви, но и великого уважения, знак высшей чести, не стыдиться немощей естества, но с язвами, которые наследовал от человеческой немощи, воссесть на царском престоле. И не природу только удостоил сего, а призрел каждого человека в отдельности, но всех призывает к сей диадиме, всех освободил от рабства, всех соделал сынами, всем отверз небо и показал путь, и чтобы можно было возлететь к Нему, – для сего и крылья дал, и не удовольствовался сим, но и Сам приходит, и подкрепляет, и утешает расслабевающих. И еще о большем не сказано: ибо после сего не владыкой остался для рабов, и сообщая им свои блага не руку только подает, но Себя самого всецело отдал нам, почему мы храм живого Бога, и члены сии суть члены Христовы; а Главе же сих членов поклоняются херувимы, ноги сии, руки сии зависят от Его сердца».
👏42🥰1
Может ли вступление в брак решить проблему похоти?

Прежде всего, нужно определиться со значением термина. Термин «похоть» (επιθυμία) в нравственном богословии используется в трех значениях. В широком смысле – «любое греховное желание», в более узком– «сексуальное влечение», и в самом узком смысле – «гипертрофированное и неупорядоченное сексуальное влечение».

Несомненно, регулярная и качественная интимная жизнь в браке может направить сексуальное влечение человека в нужное русло, однако это определенно не решает проблему сексуальной одержимости (третье значение термина). Человек, одержимый страстью к мастурбации, просмотру порнографического контента, извращениям, способен только перенести эти страсти в свою семейную жизнь, если не проработает проблему заблаговременно, не покается, не изменит свое мышление и образ жизни, став целомудренным. Интимная жизнь в браке – это не про эгоистическое самоудовлетворение за счет близкого человека, а про любовь, нежность и заботу о любимом. Соответственно, необходимо менять установки в голове, обратить всю свою жизнь к Богу, не ожидая, что проблема разрешится сама собой через вступление в брак.

📚 Стратегия по борьбе с похотью и свидетельства см. в книге Борьба каждого мужчины

👉Задать вопрос можно https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot
#ответынавопросы #мораль #брак #отношения
👍15
💪Немного духовной мотивации вам от свт. Иоанна Златоуста:

«Хочешь ли быть добродетельным? Положи только начало.. Не достаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться. А если будем спать и похрапывая надеять­ся взойти на Небо, то как мы сможем получить наследие Небесное?» (Беседа на послание к Евреям, 16).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
8🔥7👍4
Все ли происходит по воле Божией?

Нужно определиться со значением понятия. Понятие «воля Божия» имеет два значения. Волей Божией называют а) то, что Бог непосредственно одобряет (добро); б) все происходящее: не только то, что Он одобряет, но и попускает ради Своих благих целей (это еще называют промыслом Бога).

В первом значении, очевидно, что не все происходит по воле Божией. Бог не одобряет злые желания, слова и поступки людей и падших ангелов, которые могут противиться воле Божией. Однако во втором значении, воля Божия исполняется всегда. Об этом Св. Писание говорит ясно: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). «Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14:24). «Все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: что это? для чего это? ибо все в свое время откроется» (Сир.39:21-22).

Свт. Иоанн Тобольский пишет: «Отсюда вытекает следующее заключение: так как все в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему, или Его всесвятейшей воле. И тем самым сообразовывать нашу волю с Его Божественной волей, не полагаясь ни в чем на случай подобно древним язычникам» (Илиотропион, ч. 1, гл. 1).

Поэтому каждый раз, когда что-то случается не по нашей вине, радостное или грустное, полезно напоминать себе: этому суждено было произойти, так определил Бог. И становится спокойнее.

👉Есть ли у человека судьба?
#ответынавопросы #библия #промысл
6👍4
📣Мое слово в день Обрезания Господня на апостольское чтение. О телесном и духовном обрезании (Кол.2:8-12)
#аудио #библия
6
Свт. Феофан Затворник о заблуждениях Л. Н. Толстого

«На днях один помещик рязанский, знакомый лишь письменно, – учь большая, временно живет в С.-Петербурге, прислал мне рукопись Льва Толстого башибузука. Врага Божия и слуги диавола. Заглавие: в чем моя вера? – 35 л., говорит, был я безбожником. Теперь принял учение Христа. Но и Христос у него не наш, – и учение не нашего Христа Бога.

Он осчастливить хочет человечество. Вот проект счастливой жизни: 1) не противься злу, пусть бьют, режут, грабят, – терпи, но молчи, не защищайся. 2) Суды не нужны, ни полиция, ни войско. 3) Присяга – преступна; 4) Воевать богопротивно. 5) Разводить не следует, даже и при прелюбодеянии супругов. Доказывает, криво толкуя слова Господа в нагорной беседе, – Матф. 5:21–48, с большими натяжками.

В тоне речи – непрестанно изрыгаются хулы на церковь, которая у него иначе не называется, как извратительницею учения Христова. <…> Надо что-нибудь предпринять против. Зло разрушительное» (Собрание писем, вып. 7, п. 1169).
#мораль #феофанзатворник
12
👩‍❤️‍👨В продолжение темы актуализации церковного учения в современных официальных документах интересно обратить внимание на переосмысление значения человеческой сексуальности. Как я уже писал, христианским богословам прошлого была свойственна биологизация этой сферы (интимные отношения как способ зачать ребенка и погасить вспышки «внутреннего огня»). В христианском мейнстриме близость супругов не ассоциировалась с любовью, разве что с постыдной страстью. В XX веке произошли серьезные культурные изменения в этой сфере. Появились различные исследования и теории, описывающие роль сексуальности в жизни человека. Произошла сексуальная революция, секс стал рассматриваться отдельно от его репродуктивной функции (распространение доступных средств контрацепции и «права на аборт»), как «личное дело каждого», появилось представление о существовании разных «сексуальных ориентаций». В общем, много чего произошло. И христианскому сообществу нужно было на это реагировать, сформулировать церковное учение о сексуальности.

Сначала процесс переосмысления и актуализации произошел в Римо-Католической Церкви, вслед за этим подобные процессы начались и в Православии. С учетом открытий, исследований, культурных изменений, в конце XX - начале XXI столетия Церковь сформулировала свое социальное учение, впервые подчеркнув значимость супружеского акта как средства выражения целомудренной любви, полной общности, «единомыслия душ и телес» супругов (см.: Основы социальной концепции РПЦ. Х.6), и как блага, «которое служит углублению взаимной любви супругов и их преданности совместной жизни» (За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви, §24. Документ Константинопольского Патриархата). Короче говоря, была признана ценность этих отношений, как союза двух любящих друг друга личностей. При этом, Церковь продолжает отстаивать богооткровенные истины о браке, как союзе мужчины и женщины, о рождении и воспитании детей как одной из важных целей брака, об аморальности гомосексуальных актов и т. п.

Понятие похоти, в данной парадигме, не отождествляется с сексуальным желанием как таковым, но только с таким, которое эгоистично и извращено. Это уточнение позволяет понять, в каком смысле «сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни). Сексуальная объективация объявлена грехом. Какое-либо насильственное принуждение к близости со стороны одного из супругов также несовместимо с супружеской любовью.

В связи с признанием такого значения супружеской близости, на мой взгляд, нуждаются в переосмыслении и другие частные вопросы. Если она не рассматривается как «терпимое зло», но как благо, то и вопрос о частоте контактов/воздержании должен рассматриваться как законное проявление взаимной любви/добровольное обоюдное ограничение в качестве дара Богу.

Разумеется, что этот позитивный взгляд не учтен в репринтных изданиях книг на тему христианского брака, да и во многих современных изданиях. И этот конфликт парадигм (постыдная страсть vs. богодарованный способ выразить любовь и единение супругов) будет еще долго путать чад церковных. Достаточно посмотреть комментарии на эту тему в любом православном паблике, чтобы увидеть взаимоисключающие точки зрения.

👉🏼Что говорят современные церковные документы о человеческой сексуальности?
#брак #отношения #мораль #учениецеркви #мысли
6👍1🤔1
💦 Популярные вопросы о крещенской воде

👉Крещение Господне – что это за праздник?

Крещение Господне (Богоявление) – один из 12-ти великих праздников. В этот день вспоминается событие крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя перед выходом на общественное служение. Рассказ о крещении содержится в Евангелии.

👉Что такое крещенская вода?

Крещенская вода (агиасма) – вода, освященная великим чином в праздник Богоявления. Освящение воды свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога.

👉Правда ли, что вся вода на земле становится святой в ночь праздника?

Нет, только та, которую освятили. Для освящения воды существует специальный церковный чин с призыванием благодати Святого Духа.

👉Отличается ли вода, освященная накануне праздника, от той что освящается в сам праздник?

Не отличается ничем, для освящения используется один и тот же чин. Происхождение обычая освящать воду дважды не ясно, однако он давно является общепринятым.

👉Нужно ли окунаться в проруби?

Традиция погружаться в ледяную воду не имеет к церковным обычаям никакого отношения. Она ровным счетом ничего не дает для души человека, не очищает грехи, а вот переохлаждение можно заработать.

👉Как использовать святую воду?

Ее принято с благоговением пить, окроплять людей, предметы, помещения (включая сараи и туалет), а также помазываться. Чудесные свойства воды упоминаются в молитве на освящение: дар освящения, очищение обыденных грехов, исцеление от болезней и страстей, защита от демонов. Однако следует помнить, что святыня не действует магическим образом и может быть полезной только тому, кто верит в Господа и исполняет Его заповеди. 

👉Можно ли пить ее после приема пищи?

Можно, церковный Устав дает об этом специальное указание: «Знай, что не от принятия пищи в нас нечистота, но от наших дурных дел. А будучи очищенными от них, мы можем без сомнения пить эту святую воду».

👉Нужно ли набирать святую воду в большом количестве на год?

В этом нет никакой необходимости. Достаточно набрать небольшой сосуд и, при нужде, разбавлять из него обычную воду в течении года.
👍17
Если вам полезны и интересны мои материалы, и у вас есть желание поддержать меня как автора канала, можно сделать это по номеру карты 5469 4000 4166 2961 (сбер) Я буду благодарен.
10👍2
🤝Какие обязанности по отношению к ближним есть у христианина?

В общем виде обязанность христианина по отношению к каждому человеку заключается в том, чтобы любить его ради Бога (то есть желать ему спасения). Более конкретно это означает делать добро ближнему и не делать ему зла.

В зависимости от положения и ситуации, обязанности по отношению к ближним могут быть конкретизированы. Можно сформулировать это в виде общего правила: каждый должен делать то, к чему его обязывает Божий закон в его индивидуальных обстоятельствах. Никто не обязывается к тому, чтобы поступать во вред себе при исполнении обязанностей по отношению к ближним, если только он сам добровольно не принял на себя особые обязательства (например, военные или полицейские, в некоторых случаях обязаны отдать свою жизнь ради ближнего, поскольку заранее подписали соответствующий контракт).

Особые обязательства есть у тех людей, под ответственностью которых находятся другие. Это относится к правителям, командирам, начальникам, священнослужителям, главам семейств. Свои обязанности есть и у людей семейных. Подробное рассмотрение всех этих обязанностей см. в Начертании христианского нравоучения.

По отношению к умершим есть свои особые обязанности:

а) способствовать похоронить, если есть нужда;

б) приносить за них молитвы, жертвы и милостыни;

в) никак не злословить и не осуждать;

г) исполнять их последнюю добрую волю;

д) с благодарностью вспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их;

е) если это прославленные святые, следует почитать их, молиться им и подражать их жизни в вере.
#мораль #ответынавопросы
👍63
Поздравляю вас с праздником Крещения Господня!

Сегодняшний праздник - хороший повод задуматься о том, зачем когда-то мы сами приняли Крещение и какие плоды оно дало для нас к сегодняшнему дню. Действительно ли мы родились заново и стали новыми людьми с иными мышлением и поведением или ничего принципиально не меняется? Как вера влияет на нашу повседневную жизнь: отношения с Богом, другими людьми и с самим собой? Сегодняшнее апостольское чтение за богослужением напоминает о программе нашей жизни на земле: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).

👉🏼От чего мы отреклись в Крещении?
6👍1
Обязан ли христианин любить ближнего более, чем себя?

Спаситель говорит о правильной любви к себе, как об образце любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). В том, что касается души, христианину следует любить себя более, чем ближнего. Следует предпочитать личное духовное благо благу ближнего. Так, если христианин оказался в ситуации, где совершив грех, он может спасти ближнего, он не должен спасать его, нанося вред своей души. Однако в том, что касается временных благ, христианин должен быть готов, при необходимости, пожертвовать ими ради блага ближнего.
#мораль #ответынавопросы
10🔥2👍1
🧎Необходимые условия успеха в молитве: что говорит Библия?

1. Нужно просить с верой: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Мк.11:23-24). «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7).

2. Нужно просить с твердостью и постоянством: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).

3. Нужно самому быть слушателем и исполнителем закона Божия: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Притч.28:9). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч.15:29). Исключение: покаянная молитва. Молитва грешного мытаря была принята Богом.

4. Нужно быть в мире с ближними, без гнева и обиды: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:25-26). «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сир.28:2).

5. Нужно просить на добро, а не для удовлетворения греховных страстей: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).

6. Молитва не должна быть многословной: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8). О разнице между многословием и продолжительностью в молитве.

7. Во время молитвы следует удалить от себя все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая и приятная Богу, и чтобы Он не сказал и о нас то же, что о лицемерах: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк.7:6).

👉🏼Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага?
#библия #молитва #духовнаяжизнь
10👍1
Чем отличается подзаконность человека в Ветхом и Новом Завете?

От верующих людей можно часто слышать, что раз христиане уже не находятся под законом, но под благодатью Христа, то стремление поставить их в рамки определенной дисциплины (богослужебной, канонической и т.п.) противоречит духу Нового Завета. Свт. Феофан Затворник в свое время отвечал на этот протестантский тезис следующее: «Свобода от подзаконности иудейской, дарованная нам о Христе Иисусе, не есть поставление нас вне всякой законности, а есть вывод из подзаконности иудейской, чтоб поставить под законность христианскую, не во внутренней только духовной жизни, но и во внешних порядках религиозной жизни». Никакому сообществу, объединенному одной целью, невозможно обойтись без определенных законов. Наличие таких универсальных законов – это и есть подзаконность христианская, а их адаптация к определенным условиям места, времени и лица – это пространство христианской свободы. Если в Ветхом Завете все законы были детально прописаны для всех одинаково, то в Новом Завете есть общее законодательство возможность его частного приложения к конкретным обстоятельствам. В Ветхом Завете было представлено руководство от внешнего к внутреннему, а в Новом – от внутреннего к внешнему. Примеры общих неизменных законов Церкви: универсальные нормы нравственности, апостольское преемство, Таинства, практика поста, молитвы, чтения Св. Писания. Примеры частного изменяемого приложения этих законов: разнообразные богослужебные чины, количество, продолжительность постов, разнообразные молитвенные правила и способы благотворительности.

Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).
#ответынавопросы #мораль #дисциплина #феофанзатворник
8
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу

«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела, к чему приведут они – к благу или злу для него самого и для других; а, желая только одного блага и славы Божией, молитвенно отдает Богу и себя, и свои силы, и свои дела, чтобы Он по мудрому, и благому, и праведному Своему совету благоустроил их, как хочет, иное отсекая, иное прибавляя, иное изменяя в ходе и направлении. Преданность в волю Божию не есть недеятельность. Она совмещает и усиленную деятельность, только без пристрастия к ней, без настойчивости, чтобы именно было по моей воле. Не есть она и пренебрежение своих дел, но радеет о них, только не ради их и себя. Преданный Богу во всем говорит: воля Господня да будет, по уверенности, что она будет ко благу. Ибо один Бог знает все и один Он может отвратить злое, если восхощет.

Следствием сего, самым близким и естественным, бывает успокоение в Боге. Сие успокоение не есть разлив блажности с разленением, какие бывают во плоти от полного удовлетворения ее нужд, но есть покой духа, истекающий из совершенной уверенности в том, что Бог, Коему он предал труды свои и дела, все благоустроит наилучшим образом к истинному и вечному благу. Это есть отсечение злой и съедающей душу и тело многозаботливости, которая не дает покоя человеку, коль скоро он берет свою участь на свое попечение, мятет его то сомнениями, то страхом и опасениями. Успокоенный в Боге не мятется так, ибо отсек сию злую страсть тем, что не сам собой правит своей участью, а предал себя Богу» (Начертание христианского нравоучения).

Дай, Боже, нам всем такое доверие и преданность Тебе!
#духовнаяжизнь #промысл #феофанзатворник
8🔥1
Про два жизненных призвания

В Священном Писании Нового Завета описано два варианта жизненного призвания для христианина: безбрачие и брак. Упоминается ещё вдовство, но оно близко к безбрачию (просто наступает уже после освобождения от уз брака).

1) Безбрачие. Апостол Павел называет этот вариант предпочтительным для христианина: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8). Почему же? Потому что неженатый может более полноценно посвятить свою жизнь Господу, не связывая себя заботами о семье: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33). Ценность безбрачия для него, прежде всего, в свободе для служения Богу и людям. И это вовсе необязательно жизнь в монастыре (хотя и монашеская по духу).

Можно обратить внимание на то, что святой Павел не предусматривает безбрачия ради построения карьеры или чтобы «жить для себя», тем более, никаких свободных отношений. Безбрачную жизнь по эгоистическим мотивам он порицает, говоря о молодых вдовах, которые ни в брак не вступают, ни Богу не служат: «Они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13) и «сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6).

2) Брак. Путь брака предлагается апостолом для тех, кто не готов принять на себя подвиг безбрачия. Это также путь деятельной любви к Богу и ближнему, хотя и не такой непосредственный и свободный как безбрачие. Апостол описывает норму христианской жизни для молодой вдовы, которая может относиться и к любой замужней женщине: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14).

Вывод: жизнь христианина не вполне ему принадлежит, она либо посвящается Богу и ближним (в том или ином статусе), либо душа гибнет в служении собственным страстям.
#мысли #библия #мораль #брак
17👍2🔥1
Что значит (не) любить мир?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). О чем идёт речь?

Слово Божие призывает верующих жить новой жизнью по духу. Она предполагает полную преданность Богу и последовательное соблюдение всех Его заповедей. Все, что несовместимо с этим образом жизни, должно быть исключено. Термином мир здесь называется не совокупность созданных Богом вещей, а все то, что противостоит Богу в нашем окружении - сами порочные люди и все то, что служит греховным страстям. Как пишет епископ Михаил (Лузин), «если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его». Таким образом, грехом может стать не только употребление чего-то запретного, но и злоупотребление дозволенным.

👉Что значит жить в миру, но не по-мирски?
#ответынавопросы #библия #мораль #духовнаяжизнь
5👍3
👫В чем состоит супружеское целомудрие?

Целомудрие - внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков. «Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех», - говорит свт. Филарет Московский. В браке есть свои особенности соблюдения целомудрия, без которых не будет ни святости брака, ни семейного счастья.

1. Всецелая верность друг другу. Вступая в брак, супруги обещают хранить пожизненную верность друг другу. Но искушения никуда не исчезают и им нужно противостоять. Важно хранить верность не только в делах, но и в словах и в мыслях. Не позволять себе каких-либо мечтаний в отношении других лиц, флирта, и тем более, не осквернять свой ум порнографией. Свт. Иоанн Златоуст буквально рекомендовал мужчине считать всех женщин, кроме жены, каменными статуями, напоминая о том, что его тело больше не принадлежит ему в сексуальном аспекте.

2. Любовь вместо похоти. Как мы уже говорили, позитивный взгляд на телесные отношения разделяет в них любовь и похоть, то есть жажду обладания и использования человека ради самоудовлетворения. Супруги должны быть целомудренными и в этом, их близость должна выражать, углублять их любовь и преданность, а не быть средством эгоистического самоудовлетворения. Вопреки ошибочному мнению, мораль супружеских отношений существует, эта область жизни не исключена из под действия закона Божия. Поэтому сексуальные извращения (то есть то, что не соединяет двоих буквально в одну плоть) не являются правом супругов, но опошляют их отношения и делают их блудными.

3. Самообладание. Ещё до брака важно научиться самообладанию, контролю над своими желаниями. В браке это очень пригодится. Не всегда уместно и своевременно вступать в интимные отношения, поэтому любовь и целомудрие должны проявляться и в том, чтобы уметь ограничивать себя (но не другого человека!) ради общего блага. Человек, который не умеет этого, не сможет любить и быть целомудренным.

Как и любая добродетель, целомудрие даётся Богом, поэтому нужно молиться об этом.
#ответынавопросы #отношения #мораль #брак
14