чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Николай Сербский о грехах против второй заповеди

«Мы сами грешим против веры в единого Бога и поступаем, как язычники, когда объедаемся и опиваемся, так что желудок становимся нашим богом. Или когда мы начинаем обожествлять деньги, имущество, превозносить свою личность, или государство, или народ, или цивилизацию» (Катехизис Восточной Православной Церкви).
#мораль
15👍4🔥1
Свт. Тихон Задонский об общественных бедствиях как проявлении гнева Божия

«Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, – Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись.

Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимства, клятвопреступления, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и прочим бедным, проливание неповинных слез, взаимная неправда в торговле, взаимное похищение, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда надлежит мерзкая нечистота, когда люди не ужасаются осквернять ложа ближних своих и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра – огнем и серой, – праведным Божиим гневом погублены.

Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудения хлеба и голод, то слышится о падении многих тысяч людей от военного оружия, от чего все отечество в беду впадает: люди нищают, общая казна истощается и исчезает, жалостно возносится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишившихся своих сынов, павших на брани, всех сынов отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного конца войны.

В таких бедственных обстоятельствах, когда люди карающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия.

Поэтому как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79, 8), и… молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву отечества, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божьего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение являть, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились».
#мораль
7👍1
О свободе

«Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (Слово об усопших). На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека).

👉🏼Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
#мораль #учениецеркви
👍7🔥4
Свт. Иоанн Тобольский о происходящих с христианином бедах от других людей

«Твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?» (Илиотропион).
#промысл #мораль
16
Церковь об отдыхе и удовольствиях жизни

«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умеренны.

Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами.

Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.

Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».

📖 Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 193 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
👍141👏1
В связи с днём памяти свт. Иоанна Златоуста публикую его поучение новоначальным христианам о том, как проводить свой рабочий день:

«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.

И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).

Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
16👍4
Прп. Иоанн Дамаскин о том, что сейчас делает Иисус Христос на небесах

«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24:43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа» (Точное изложение православной веры).
#богословие
👍102
Свт. Иоанн Златоуст о том, почему Господь попустил экономическое неравенство

«Чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах» (Беседы о статуях, 2)
#мораль #иоаннзлатоуст
13👍1
📣Мое слово на воскресное апостольское чтение. О народе Божием и выходе из мира (2Кор.6:16-18,7:1)
#аудио #библия
4
Скорбят ли о человеческих несчастьях Христос и Его святые?

Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и Его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле. Если Он Сам это попускает и Он желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не может и не станет.

По этой причине неверно делать изображения плачущего Христа, Девы Марии или ангелов. Они не соответствуют действительности.

👉🏼Если мы окажемся в раю, будем ли мы жалеть своих близких, оказавшихся в геенне?
#ответынавопросы #промысл
9👎3👍2🔥2🤔1
О добродетели смирения

«Смирение, по-настоящему встречающееся только в христианской религии, - это добродетель, благодаря которой христианин признает, что все свои дары и добрые качества он получил от Бога, и именно поэтому он ими не гордится. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор. 4:7).

Но поскольку, помимо добрых качеств, у каждого человека есть недостатки, смирение также требует, чтобы каждый признавал свои недостатки, а также добрые стороны ближнего.

Таким образом, смирение не противостоит честности и любви к себе. Напротив, чем больше христианин проникается высоким достоинством своей природы и высотой своего призвания, тем более, он будет знать, как ценить дары, данные Богом ему и его ближнему, признавая при этом как свои недостатки, так и свою зависимость от Бога во всем».

📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 178 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
12👍3
Грехи, вопиющие об отмщении (особо тяжкие)

Грехами, вопиющими к небу являются:

1) вольное убийство. Например, такой грех совершил Каин. Об этом грехе мы читаем в Священном Писании: «И сказал Господь (Каину): что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко мне от земли» (Быт. 4:40).

Также к этому греху относятся жестокости, через которые человек стремится разрушить жизнь своего ближнего, такие как: похищение свободы через рабство, опустошительная война, а также бесчестье своего ближнего, что можно считать его моральным убийством.

2) Содомия, то есть противоестественный блуд, как например, сознательное воспрепятствование зачатию детей и их отвержение.

Противоестественный блуд был назван содомией в честь жителей Содома, которые за этот грех были сурово наказаны Богом (Быт.18:20). Святой апостол Павел говорит, что христиане не должны даже упоминать о таких постыдных поступках (Еф.5:3).

3) Притеснение вдов, сирот и бедных является грехом против естественного чувства справедливости человека.

В Священном Писании есть много упреков в адрес тех, кто виновен в подобного рода грехах. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). И Спаситель воскликнул: «Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение» (Мф.23:14).

4) Прекращение выплаты заработной платы работникам, что также вредит социальной справедливости. Этот грех включает в себя спекуляции на том, что делается руками работников, частичное прекращение выплачивания заработной платы по различным несправедливым причинам, рост стоимости жизни, мошенничество с продуктами питания. «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4).

5) Отсутствие почтения и благодарности к родителям. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15,17).

📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 110 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
8👍5👎1🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова: «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9).

Святой Иаков призывает нас не быть злопамятными. Часто бывает так, что человек страдает и ропщет, сравнивая себя с другими, которые, на его взгляд, заслуживают этого больше. За этим стоит обвинение Праведного Судьи в несправедливости, ведь именно Он, на Свое усмотрение, попускает случаться тем или иным бедам в жизни людей. Вместо злопамятства и ропота апостол призывает к терпению, потому что Праведный Судья обязательно каждому воздаст по Его делам.
#библия #мораль
12👍1
Поздравляю всех вас с праздником Сретения Господня! Удивительная картина: старец держит на руках ребенка, к Которому обращается как к своему Владыке. Со стороны, наверное, все это выглядело странно и непонятно, но только сам старец был в теме и знал, почему он так обращается к ребенку полутора месяцев от роду.
22👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10).

Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
17👍1
Раннехристианский памятник Дидахе о благотворителях, нуждающихся, мошенниках и тунеядцах

«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
👍63🔥2
Если все бедствия, случающиеся с человеком, происходят по воле Божией, то не грешно ли противиться им?

Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.

1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.

2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.

👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
👍10
Христианская любовь к человеку - это та любовь, которой его любит Бог. Эта любовь желает человеку всякого блага.

Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).

Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
12🔥2👍1👎1
Блаженный Августин о воле Божией и происходящем зле

«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).

«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).

👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
7🤔2👍1