О свободе
«Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (Слово об усопших). На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека).
👉🏼Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
#мораль #учениецеркви
«Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (Слово об усопших). На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека).
👉🏼Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
#мораль #учениецеркви
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не…
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не…
👍7🔥4
Свт. Иоанн Тобольский о происходящих с христианином бедах от других людей
«Твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?» (Илиотропион).
#промысл #мораль
«Твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?» (Илиотропион).
#промысл #мораль
❤16
Церковь об отдыхе и удовольствиях жизни
«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умеренны.
Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами.
Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.
Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».
📖 Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 193 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умеренны.
Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами.
Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.
Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».
📖 Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 193 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
👍14❤1👏1
В связи с днём памяти свт. Иоанна Златоуста публикую его поучение новоначальным христианам о том, как проводить свой рабочий день:
«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.
И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).
Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.
И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).
Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
❤16👍4
Прп. Иоанн Дамаскин о том, что сейчас делает Иисус Христос на небесах
«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24:43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа» (Точное изложение православной веры).
#богословие
«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24:43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа» (Точное изложение православной веры).
#богословие
👍10❤2
Свт. Иоанн Златоуст о том, почему Господь попустил экономическое неравенство
«Чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах» (Беседы о статуях, 2)
#мораль #иоаннзлатоуст
«Чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах» (Беседы о статуях, 2)
#мораль #иоаннзлатоуст
❤13👍1
Скорбят ли о человеческих несчастьях Христос и Его святые?
Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и Его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле. Если Он Сам это попускает и Он желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не может и не станет.
По этой причине неверно делать изображения плачущего Христа, Девы Марии или ангелов. Они не соответствуют действительности.
👉🏼Если мы окажемся в раю, будем ли мы жалеть своих близких, оказавшихся в геенне?
#ответынавопросы #промысл
Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и Его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле. Если Он Сам это попускает и Он желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не может и не станет.
По этой причине неверно делать изображения плачущего Христа, Девы Марии или ангелов. Они не соответствуют действительности.
👉🏼Если мы окажемся в раю, будем ли мы жалеть своих близких, оказавшихся в геенне?
#ответынавопросы #промысл
❤9👎3👍2🔥2🤔1
О добродетели смирения
«Смирение, по-настоящему встречающееся только в христианской религии, - это добродетель, благодаря которой христианин признает, что все свои дары и добрые качества он получил от Бога, и именно поэтому он ими не гордится. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор. 4:7).
Но поскольку, помимо добрых качеств, у каждого человека есть недостатки, смирение также требует, чтобы каждый признавал свои недостатки, а также добрые стороны ближнего.
Таким образом, смирение не противостоит честности и любви к себе. Напротив, чем больше христианин проникается высоким достоинством своей природы и высотой своего призвания, тем более, он будет знать, как ценить дары, данные Богом ему и его ближнему, признавая при этом как свои недостатки, так и свою зависимость от Бога во всем».
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 178 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
«Смирение, по-настоящему встречающееся только в христианской религии, - это добродетель, благодаря которой христианин признает, что все свои дары и добрые качества он получил от Бога, и именно поэтому он ими не гордится. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор. 4:7).
Но поскольку, помимо добрых качеств, у каждого человека есть недостатки, смирение также требует, чтобы каждый признавал свои недостатки, а также добрые стороны ближнего.
Таким образом, смирение не противостоит честности и любви к себе. Напротив, чем больше христианин проникается высоким достоинством своей природы и высотой своего призвания, тем более, он будет знать, как ценить дары, данные Богом ему и его ближнему, признавая при этом как свои недостатки, так и свою зависимость от Бога во всем».
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 178 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
❤12👍3
Грехи, вопиющие об отмщении (особо тяжкие)
Грехами, вопиющими к небу являются:
1) вольное убийство. Например, такой грех совершил Каин. Об этом грехе мы читаем в Священном Писании: «И сказал Господь (Каину): что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко мне от земли» (Быт. 4:40).
Также к этому греху относятся жестокости, через которые человек стремится разрушить жизнь своего ближнего, такие как: похищение свободы через рабство, опустошительная война, а также бесчестье своего ближнего, что можно считать его моральным убийством.
2) Содомия, то есть противоестественный блуд, как например, сознательное воспрепятствование зачатию детей и их отвержение.
Противоестественный блуд был назван содомией в честь жителей Содома, которые за этот грех были сурово наказаны Богом (Быт.18:20). Святой апостол Павел говорит, что христиане не должны даже упоминать о таких постыдных поступках (Еф.5:3).
3) Притеснение вдов, сирот и бедных является грехом против естественного чувства справедливости человека.
В Священном Писании есть много упреков в адрес тех, кто виновен в подобного рода грехах. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). И Спаситель воскликнул: «Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение» (Мф.23:14).
4) Прекращение выплаты заработной платы работникам, что также вредит социальной справедливости. Этот грех включает в себя спекуляции на том, что делается руками работников, частичное прекращение выплачивания заработной платы по различным несправедливым причинам, рост стоимости жизни, мошенничество с продуктами питания. «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4).
5) Отсутствие почтения и благодарности к родителям. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15,17).
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 110 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
Грехами, вопиющими к небу являются:
1) вольное убийство. Например, такой грех совершил Каин. Об этом грехе мы читаем в Священном Писании: «И сказал Господь (Каину): что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко мне от земли» (Быт. 4:40).
Также к этому греху относятся жестокости, через которые человек стремится разрушить жизнь своего ближнего, такие как: похищение свободы через рабство, опустошительная война, а также бесчестье своего ближнего, что можно считать его моральным убийством.
2) Содомия, то есть противоестественный блуд, как например, сознательное воспрепятствование зачатию детей и их отвержение.
Противоестественный блуд был назван содомией в честь жителей Содома, которые за этот грех были сурово наказаны Богом (Быт.18:20). Святой апостол Павел говорит, что христиане не должны даже упоминать о таких постыдных поступках (Еф.5:3).
3) Притеснение вдов, сирот и бедных является грехом против естественного чувства справедливости человека.
В Священном Писании есть много упреков в адрес тех, кто виновен в подобного рода грехах. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). И Спаситель воскликнул: «Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение» (Мф.23:14).
4) Прекращение выплаты заработной платы работникам, что также вредит социальной справедливости. Этот грех включает в себя спекуляции на том, что делается руками работников, частичное прекращение выплачивания заработной платы по различным несправедливым причинам, рост стоимости жизни, мошенничество с продуктами питания. «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4).
5) Отсутствие почтения и благодарности к родителям. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15,17).
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 110 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
❤8👍5👎1🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова: «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9).
Святой Иаков призывает нас не быть злопамятными. Часто бывает так, что человек страдает и ропщет, сравнивая себя с другими, которые, на его взгляд, заслуживают этого больше. За этим стоит обвинение Праведного Судьи в несправедливости, ведь именно Он, на Свое усмотрение, попускает случаться тем или иным бедам в жизни людей. Вместо злопамятства и ропота апостол призывает к терпению, потому что Праведный Судья обязательно каждому воздаст по Его делам.
#библия #мораль
Святой Иаков призывает нас не быть злопамятными. Часто бывает так, что человек страдает и ропщет, сравнивая себя с другими, которые, на его взгляд, заслуживают этого больше. За этим стоит обвинение Праведного Судьи в несправедливости, ведь именно Он, на Свое усмотрение, попускает случаться тем или иным бедам в жизни людей. Вместо злопамятства и ропота апостол призывает к терпению, потому что Праведный Судья обязательно каждому воздаст по Его делам.
#библия #мораль
❤12👍1
Поздравляю всех вас с праздником Сретения Господня! Удивительная картина: старец держит на руках ребенка, к Которому обращается как к своему Владыке. Со стороны, наверное, все это выглядело странно и непонятно, но только сам старец был в теме и знал, почему он так обращается к ребенку полутора месяцев от роду.
❤22👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10).
Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
❤17👍1
Раннехристианский памятник Дидахе о благотворителях, нуждающихся, мошенниках и тунеядцах
«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
👍6❤3🔥2
Если все бедствия, случающиеся с человеком, происходят по воле Божией, то не грешно ли противиться им?
Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.
1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.
2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.
👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.
1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.
2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.
👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
Telegram
чтец Сергий Федоров
Христианский взгляд на проблему страданий
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
👍10
Христианская любовь к человеку - это та любовь, которой его любит Бог. Эта любовь желает человеку всякого блага.
Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).
Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).
Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
❤12🔥2👍1👎1
Блаженный Августин о воле Божией и происходящем зле
«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).
«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).
👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).
«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).
👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Священное Писание о воле Божией
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
❤7🤔2👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14-16).
#библия #мораль
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14-16).
#библия #мораль
❤11👍1
Краткая история понятия «отечество»
В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.
С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.
В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.
С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.
В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
👍3❤2