чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Как конфликтовать правильно: урок от апостолов

В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.

1.  Повод для их конфликта не был пустяковым.
2.  Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3.  У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4.  Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5.  Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).

Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
🔥142👍1
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)

1.  Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».

2.  Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.

3.  Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.

4.  Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.

5.  Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия #толкование
👍7
Свт. Иннокентий Херсонский о значении Таинств Церкви

«Каким образом Таинства прилагают спасение? Поскольку все они преподаются верующим, знающим спасение, то цель их состоит не столько в объявлении, сколько во вспомоществовании; они суть средства более подкрепительные. Впрочем, вспомоществуя человеку, они и разъясняют ему многое, что он хочет и должен знать; они лучше всего объясняют нам приближение к Богу, и сверхчувственное доводят и, так сказать, обращают в видимое, чувственное. Так, например, в Евхаристии объявляется нам и делается ощутительным духовное соединение наше со Христом. Итак, главная и преимущественная цель их состоит в том, что они прилагают невидимое спасение через видимые вещи, сверхчувственное облекают в видимое, в чувственное. Следовательно, через Таинства и в Таинствах христианство ясно выразило и сделало то, чего человек желал достигнуть с помощью своих теургий (языческих обрядов); доставило, то есть, способ такого соединения с Богом, что человек может видеть Бога и наслаждаться Им, или же питаться так, как питается хлебом или же водой. В этом отношении Таинства делают то, чего не могут сделать ни Церковь, ни Писание. Ибо Церковь и Писание преподают нам блага духовные духовно, а Таинства те же блага сообщают ощутительно, так, как бы они были чувственные, видимые. В них мир невидимый делается видимым, Божество является человеку в знаках и символах, например, в воде, хлебе и прочем, а таких явлений человек всегда желал и желает. Следовательно, каждое Таинство представляет чрезвычайное откровение Божества, подводимое под чувства, сколько они вместить могут.

Бог, учреждая Таинства, как бы так говорил человеку: "Поскольку силы твои недостаточны и вера твоя слаба, то Я обещаюсь помогать тебе, восполнять твои недостатки. Но ты можешь не чувствовать Моих действий, можешь не ощущать подаваемой Мною помощи. Для сего вот тебе знаки – Таинства, и потому всякий раз, когда увидишь, что с тобою совершается, или что тебе преподается какое-либо из сих, установленных Мною, Таинств, знай, что Я невидимо касаюсь тебя"» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода).
#богословие
👍113
Митрополит Стефан (Яворский) о желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства

«Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.

В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии. И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).

В первом тысячелетии о "крещении желанием" писали св. Августин (до принятия им концепции безусловного предопределения) и св. Амвросий Медиоланский. Подчеркну, что это не является догматическим учением Церкви, а только мнением некоторых авторитетных богословов, которое не противоречит учению Церкви. Существует и противоположное мнение (св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Иерусалимский и др.).
#богословие
👍11🔥3🤔1
Священное Писание о дружбе

1. Необходимо тщательно выбирать себе друзей и быть осмотрительным с ними: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир.6:7-16).

2. Отличие настоящего друга: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч.17:17).

3. Важно самому быть дружелюбным: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:25).

4. В общении с другом важна умеренность и тактичность: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч.25:17).

5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире и располагать к себе людей: «Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь» (Сир.6:5).

6. Старый друг лучше нового: «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.9:12-13).

7. Во многих случаях возможно примириться с другом: «Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир.22:23-25).

8. Важно хранить тайны, вверенные другом: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети» (Сир.27:16-21).
#библия #мораль
11
☁️ Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Вознесения Господня! Это событие говорит нам о том, как высоко вознесен Богом Человек, так как представитель нашей человеческой семьи прямо сейчас находится внутри жизни Святой Троицы. Также и всем людям предстоит в будущем воскреснуть, но только нам, христианам, надлежит еще вознестись в воздух, чтобы встретиться с Грядущим Господом! (1Фес.4:17).
14🤔1
В это воскресенье отмечается память Первого Вселенского собора (325 г.), который в церковном месяцеслове называется собором 318 богоносных отцов.

В действительности, точное количество участников этого собора неизвестно. 318 - это скорее символическое число, именно столько слуг праведного Авраама упоминается в паремийном чтении на богослужении этого дня. Далеко не все из них святые отцы. Небольшой процент участников собора - защитники арианской ереси. Церковный историк проф. В. В. Болотов выделяет 4 партии епископов на Первом Вселенском соборе:

1) ариане – партия немногочисленная и несогласная между собою; 2) строгие противники ариан, умевшие оспаривать и самые исходные пункты арианского учения; 3) партия богословски образованных епископов, но придерживавшихся старых воззрений субординационизма, которым были неприятны воззрения ариан за выводы, но нравились их посылки; и, наконец, 4) многочисленная партия простых епископов без образования, которые интуитивно не поддерживали арианство.

Вот такая интересная картина участников, очень разных. Собор известен тем, что осудил арианскую ересь, отрицающую Божество Иисуса Христа, и утвердил первую часть главного христианского вероучительного текста - Никейского Символа веры (которая оканчивалась словами «..и в Духа Святого»). Собор также принял 20 канонических правил, которые вошли в православный канонический кодекс.
10👍2
Свт. Феофан Затворник рассуждает о том, каким становится разум человека под воздействием благодати

«Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и как бы обязывает к точному рассмотрению вещей; она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности, следовательно, поставляет его на истинную средину и утверждает в ней, чего он сам собою сделать никак не может. От сего нередко и не посвящавший себя наукам человек становится рассудительным и здравомыслящим и долгими опытами жизни наконец приобретает истинную, достаточную не на его одного долю мудрость. У человека же научного образуется особый метод исследования, особое чутье к открытию истины и истинного пути к ней, а это при помощи добродетелей рассудочных, которые теперь вместе с другими возвращаются в сердце, как то: при труде и умении трудиться, добросовестности, осмотрительности, смиренном доверии, особенно же при Божием благословении – сообщает его умственным трудам особенные свойства: успешность, прочность, плодотворность» (Начертание христианского нравоучения).

Здесь важно отметить, что благодать не даёт человеку много информации, хотя и вливает любовь к истине, исцеляет некоторые немощи. Это необходимо помнить при чтении творений святых, особенно когда они затрагивают вопросы, не связанные с духовной жизнью. Святой - это не «оракул Святого Духа» и не эксперт по всем возможным вопросам. Это человек, следующий за Христом, который, как и любой человек, обладает некоторыми знаниями, которым он от кого-то научился (частные откровения от Бога происходят редко и обычно обозначаются святым ясно, когда он говорит о них). В каких-то житейских вопросах разумнее доверять не святому старцу, а специалисту в конкретной области (например, в области медицины).

👉Вопросы святым об их сочинениях
#феофанзатворник
7👍2
Кто не войдёт в Царство Божие

В послании апостола Павла к Коринфянам есть известный список смертных грехов, препятствующих вхождению человека в Царство Божие: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Кто есть кто?

Неправедные - те, кто сознательно обижают людей, подают повод судиться с ними.

Блудники - свободные от брака, которые вступают в естественную интимную связь с лицами противоположного пола.

Идолослужители - те, кто служат ложным богам.

Прелюбодеи - нарушители супружеской верности.

Малакии и мужеложники - лица, практикующие анальное сношение.

Лихоимцы - те, кто имеют страсть к постоянному накоплению материальных ресурсов.

Воры - те, кто крадут тайно.

Пьяницы - любители попоек и все кто злоупотребляют алкоголем.

Злоречивые (досадители) - те, кто издеваются над людьми и унижают их.

Хищники - грабители.

Апостол далее пишет, что каковой бы ни была жизнь человека в прошлом, он может получить оправдание через Иисуса Христа: «Такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).

☠️О делах плоти
#библия #толкование #мораль
12👍3
🔞О естественном и противоестественном грехе

В обсуждении прошлого поста была затронута тема мужеложства и прочих противоестественных блудных грехов. В связи с этим я хотел бы напомнить, что ни в Библии, ни у святых отцов, ни в епитимийных сборниках блудные грехи не различаются по признаку пола, а только со стороны их естественного или противоестественного характера. То есть неважно с кем, важно - как. Соответственно, различались генитальные акты и все остальные. Представление о том, что блудные грехи следует определять в соответствии с полом партнёра, возникло совсем недавно и оно чуждо христианской традиции Востока и Запада.

Приведу только одну цитату св. Иоанна Златоуста, которая показывает, что христианские богословы (начиная с ап. Павла) видели этическую проблему гомосексуальных актов только в невозможности естественного совокупления, как оно задумано Творцом:

«Никто не может, сказать, говорит он (апостол Павел - прим. мое), что они дошли до этого, будучи лишены обыкновенного способа соития, и что предались столь необычайному неистовству потому, что не могли удовлетворить своей похоти, так как изменять возможно только то, что имеют <...> И у женщин, и у мужчин он равно отнимает возможность извинения, обвиняя их не только в том, что они имели наслаждение и, оставив то, что имели, обратились к иному, но и в том, что, презрев способ естественный, прибегли к противоестественному. Но противоестественное и более неудобно, и более неприятно, так что не может быть и названо удовольствием. Ведь истинное удовольствие сообразно с природой, а когда Бог оставляет, тогда все приходит в беспорядок» (Беседы на послание к Римлянам, 4).
#мораль #иоаннзлатоуст
10👍2
Зачем Церковь молится об умерших? (к Троицкой родительской субботе)

В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:

«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем».

Митрополит Стефан (Яворский) даёт такое объяснение учения о молитве за умерших. Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную).

Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Мы не знаем механизма действия этих ходатайств, но верим, что Господь их принимает. Патриарх Иерусалимский Досифей Нотара писал в связи с этим: «Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#ответынавопросы #молитва #смерть
10🤔2👍1
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о духовном и языческом отношении к исцелению и другим чудесам

«Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее. Духовный разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною Благодатию, милость Божию к человеку. Озаряемый светом слова Божия, духовный разум научает Богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности. Это засвидетельствовал Господь, исцелив расслабленного, Он сказал ему: Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14). <...>

С постепенным ослаблением христианства человеки жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (Беседа о чудесах и знамениях).
#мораль
7👍1
6 святых мирян XX века

1. Св. Евгений Боткин (†1918) – страстотерпец, лейб-медик императора Николая II. Был убит вместе с последней царской семьей. Архиерейским собором РПЦ (2016 г.) было принято решение об общецерковном прославлении.
2. Св. Илия Чавчавадзе (†1907) – праведный, грузинский писатель, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году.
3. Св. Тиуне Сугихара (†1986) – праведный, японский дипломат. Известен тем, что помог более чем шести тысячам польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну. Местночтимый святой Японской Церкви.
4. Св. Александр Шморель (†1943) – мученик, участник антифашистского движения Сопротивления в Германии. Был казнён 13 июля 1943 года в Мюнхене на гильотине. Местночтимый святой Берлинско-Германской епархии РПЦЗ.
5. Св. Ольга О’Майкл (†1979) – праведная, жена священника, многодетная мать. Уроженка Аляски юпикского происхождения. Была прославлена Священным Синодом Православной Церкви в Америке в 2023 году.
6. Св. Евфимий Такаишвили (†1953) - праведный, историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 2002 году.

👉🏼Если знаете других современных святых мирян (помимо новомучеников), напишите в комментариях
9
Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Святой Троицы! С днём рождения, Церковь!
35
В день Святого Духа затронем тему глоссолалии

Глоссола́лия – термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа – «говорения языками».

В Деяниях описаны три случая глоссолалии: Деян.2:7-11, 10:44-46, 19:6. Также в Коринфе появилась подделка — непонятное слушающим бормотание, которое обличал апостол Павел (1Кор.14). Появление в Церкви дара говорения на языках связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Святого Духа на апостолов. Апостол Петр объясняет проявление этого дара исполнением пророчества Иоиля (Деян.2:16-21; Иоил.2:28-32). Согласно Евангелию от Марка, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк.16:17). В Деяниях апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян.2:1-11), в Кесарии Палестинской (Деян.10:44-48) и в Эфесе (Деян.19:1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением Таинства Крещения. Вне связи с Таинством Крещения и со схождением Святого Духа о говорении на языках пишет апостол Павел. Это было одним из элементов богослужения в церковной общине Коринфа (1Кор.12-14). Апостол Павел связывает говорение языками с пророчеством Исаии (Ис.28:11; 1Кор.14:21), которое означает приближение Страшного Суда. По собственному признанию, он обладал исключительными способностями к этому дару (1Кор:14:18). Хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1Кор.14:2-5,12-19). По этой причине он настойчиво рекомендует иметь в церковной общине толкователя языков (1Кор.12:10; 14:5, 13:27). При этом о даре истолкования может молиться и сам говорящий языками. Одновременно на языках могут говорить двое или трое (1Кор.14:27), но, если нет толкователя, апостол советует им молчат (1Кор.14:28). Апостол Павел называет глоссолалию даром «разных языков» (1Кор.12:10,28) или способностью «говорить языками» (1Кор.12:30; 13:1; 14:5, 18:23). Такое же выражение используется в книге Деяний (Деян.2:4; 10:46; 19:6) и у евангелиста Марка (Мк.16:17). При этом евангелист Лука называет языки «иными», а евангелист Марк - «новыми».

Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последним говорил о существовании этого дара в Церкви св. Ириней Лионский (II в.). Отцы Церкви IV века (св. Августин, св. Иоанн Златоуст) однозначно относят его к давно исчезнувшим явлениям. Видимое исчезновение этого дара в Церкви сопровождалось появлением подобных практик в сектантской среде раннего времени. Бессмысленные слова, которые напоминают этот феномен, встречаются также в гностических трактатах.

В чем заключался дар говорения на языках?


Протоиерей Михаил Фивейский, посвятившей этой проблеме основательное исследование, писал: «Вопрос этот до настоящего времени не разрешен, и думается, не будет разрешен удовлетворительно, если только не будут открыты новые документы, проливающие свет и на данный предмет». Свт. Иоанн Златоуст говорил, что вся эта область отличается большой неясностью, которая происходит от того, что мы не знаем подробностей и это явление более не повторяется в церковной жизни.

👉🏼Продолжение следует
6👍3
Существует несколько версий, объясняющих этот феномен.

1) Это чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно. Это понимание дара встречается у раннехристианских писателей и святых отцов, но обычно при толковании сошествия Святого Духа на апостолов, а не говорения на языках в коринфской общине. Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на которых сошел Святой Дух, говорят на разных наречиях (Деян.2:6,8). Само это событие типологически противопоставляется рассказу о Вавилонской башне и смешении языков (Быт.11:1-9). Некоторые отцы Церкви полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру. Однако следует заметить, согласно апостолу Павлу, говорение языками – это обращение к Богу (1Кор.14:2,14-16,28), которое не использовалось для благовестия язычникам, поскольку они могли ошибочно истолковать этот феномен.

2) Это ангельский язык. Эта версия основана на словах апостола Павла: «...я говорю языками человеческими и ангельскими» (1Кор.13:1). Однако это дар «разных языков», а не одного. Кроме того, апостол Павел говорил об исчезновении говорения на языках в будущем (1Кор.13:8), что вряд ли можно отнести к языку ангелов.

3) Это архаичные слова, которые использовались в богослужении для прославления Бога. На это косвенно указывается в одном месте из Деяний апостолов (Деян.10:46), где говорение языками сопровождается величанием Бога. Также существует апостольское наставление «воспевать в сердцах» Бога, которые идет после перечисления традиционных форм молитвы (псалмы, славословия, песни духовные) (Кол.3:16; Еф.5:18-19). Слабой стороной этой версии является отсутствие необходимости толкования этих известных слов. Апостол Павел, наоборот, указывает, что они доступны всем в отличие от говорения языками (1Кор.14:16). Этой версии придерживался известный русский литургист М. Н. Скабалланович.

4) Это экстатическая нечленораздельная речь (λαλέω буквально означает «лепетать»). Сторонники этой версии обращают внимание на то, что апостол Павел говорит об истолковании языков, используя греческий глагол διερμηνεύω. Он имеет в виду не перевод с одного языка на другой, а облечение в слова или объяснение. Вполне возможно, что глоссолалия и дар говорения на иностранных языках, полученный апостолами в день Пятидесятницы – это два различных явления.

5) Это вид восхищенной молитвы. Апостол Павел писал о молитве на языке (1Кор.14:14). Весьма близким к этому является его замечание о «воздыханиях неизреченных» (Рим.8:26), которые были действием Святого Духа и носили характер ходатайственной молитвы. О молитве во Святом Духе говорится в Послании апостола Иуды (Иуд.1:20).

Как можно объяснить «говорения языками» в различных сектах?

Начиная с XVIII века стали появляться свидетельства о феномене, сходном с говорением языками, в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев и др.). Сейчас это явление, прежде всего, ассоциируется с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Святым Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью. Данные сектантские практики не имеют отношения к проявлениям дара Святого Духа. Различные психологические интерпретации пытались научно объяснить это как бессознательно внушаемое поведение, возникающее в результате участия в массовом религиозном собрании.
👍76
📖В сегодняшнем евангельском чтении содержатся блаженства, обещанные Христом разным категориям людей (Мф.5:1-12).

1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.

2. Плачущие о своих и чужих грехах.

3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.

4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.

6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.

7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.

8. Изгнанные за правду Божию.

9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.

Относительно добрых дел, за которые Христом обещаны блаженства, в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.2, вопрос 63) сказано: «Во-первых, эти добрые дела так соединены между собой, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о которых сказали, что исполняющие их не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны».
#библия #мораль #толкование
16👍1
✝️📕Таинство Покаяния

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.1, вопрос 113) указываются следующие условия Таинства Покаяния.

1. Необходимо, чтобы кающийся и духовник были православными христианами.

2. Необходимо, чтобы кающийся имел сокрушение (скорбь) о грехах «которыми он прогневал Бога или навредил своему ближнему». За этим должно следовать устное исповедание грехов «так как духовник не может отпустить грехи там, где он не знает ничего, что следует отпустить; он также не может наложить подходящую епитимию».

3. Духовник должен назначить кающемуся епитимию (канон) за грехи. К этому относятся: молитва, милостыня, посты, паломничество к святым местам, поклоны и тому подобное, что посчитает подходящим духовник. Кстати, это предписано в последовании исповеди в любом требнике.

Всякий смертный грех имеет последствия в виде вечного и временного наказания. Вечное наказание отпускается вместе с виной греха на исповеди, остаётся временное наказание. Человек может выполнить епитимью в качестве временного наказания, либо получить епитимью от Бога в виде различных скорбей. Если человек умирает, имея долг временного наказания, он отправляется на время в ад, где пребывает в надежде на освобождение по молитвам, приношениям и добрым делам живых за него. Об этом я писал ранее.
#мораль #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9👍1
📖Пересказ и толкование сегодняшнего рядового чтения из послания ап. Павла к Римлянам (Рим.1:18-27)

Послание к Римлянам представляет собой богословский трактат, который заложил основу христианского вероучения, в частности учения об искуплении и спасении.
Начиная благовествовать об Иисусе Христе Спасителе, апостол Павел говорит о проблеме всеобщей греховности людей. Сначала он обличает язычников. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Люди намеренно предпочли отвергнуть Бога, чтобы свободно грешить. За это на них грядет суд Божий. Они могли познать Бога из окружающей природы, но не захотели служить Ему. Но они безответны, потому что это было их решение, а не необходимость. Дальше началась постепенная нравственная деградация.

1. Сначала люди перестают славить Бога и Он становится в их сознании кем-то очень далеким.

2. За этим неизбежно следует погружение в земную суету с одной лишь заботой, как лучше устроиться в этой жизни.

3. Далее сердца людей омрачаются, в душе наступает полный мрак. Совесть заглушается, страх Божий отходит, о Боге не вспоминают, вместе с этим здравые понятия о Боге и человеке забываются и темнеют.

4. Далее наступает стадия духовного безумия: «называя себя мудрыми, обезумели».

5. Все это приводит к языческому обожествлению творения и идолопоклонству.

6. В результате Бог оставляет этих людей и они впадают в противоестественный разврат: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Про грех мужчин все понятно, с грехом женщин – все несколько сложнее. Дело в том, что о лесбиянстве в античном мире достаточно мало свидетельств, по сравнению с мужскими гомосексуальными отношениями. В Ветхом Завете и вовсе о них не упоминается. Поэтому некоторые исследователи, со ссылкой на древних толкователей, делают вывод, что здесь не идет речи о лесбийских отношениях. Вполне вероятно, что «женщины их заменили естественное употребление противоестественным» (пол партнера не уточняется) – это про извращения в гетеросексуальных отношениях, которые часто упоминались в литературе того времени. В частности, именно так понимал это место св. Августин.

Вообще следует заметить, что для ап. Павла сексуальная этика тесно связана с понятием замысла Божия об интимных отношениях, который обнаруживается в самом строении тела человека (argumentum ad naturam). Нормой для него является "естественное употребление женского пола", то есть классический генитальный акт мужчины и женщины, а "противоестественное употребление" - это то, что противоречит природе. Это место в Библии показательно в связи с дискуссиями о том, насколько свободен человек в выборе своих сексуальных предпочтений.
#библия #толкование #мораль
5👍1
📖В сегодняшнем евангельском чтении содержится фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:20-26), на которой основывается христианская мораль. Объясню несколько утверждений Спасителя.

1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Толкование из катехизиса: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).

2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно умеренно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.

3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.

4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).

5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
13