📖В сегодняшнем апостольском чтении подчеркивается реальность причащения Тела и Крови Христовых, что опровергает ложные протестантские и неопротестантские учения о Евхаристии:
🏆 «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16-17).
#библия
#библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤15
📜Новые грехи в Новом Завете
Новозаветная нравственность является более строгой, по сравнению с ветхозаветной. Интересно рассмотреть некоторые конкретные примеры того, что стало считаться смертным грехом в христианстве, но не считалось таковым в Ветхом Завете. Напомню, что то, что мы называем смертными грехами, в Ветхом Завете наказывалось смертной казнью.
1. Напрасный гнев и словесные оскорбления. Как известно, Христос, в некотором смысле, приравнял пожелание человеку смерти в гневе, злопамятство, к реальному убийству, а за унизительные слова в адрес ближнего пригрозил геенной (Мф.5:21-22). В Ветхом Завете наказывалось смертью только злословие родителей и убийство в буквальном смысле.
2. Похотливые фантазии с готовностью их осуществления. Христос говорит, что тот, кто имеет похотливые фантазии о чужой жене, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5:28). Тем самым, он отнес к смертным грехам злые намерения, чего не было в Ветхом Завете.
3. Блуд. Хотя занятия проституцией и связи с проститутками порицались в Ветхом Завете, никакого наказания за это не было предусмотрено (исключение: дочь священника наказывалась смертью, если занималась чем-то подобным, см. Лев.21:9). Наложничество (продолжительные внебрачные связи) не считалось блудом и вообще грехом. Закон Моисея не знает запрета на добровольные интимные отношения вне (до) брака (при условии, что не нарушаются другие запреты). В Новом Завете категорически запрещены любые интимные отношения вне моногамного брака, заключаемого на всю жизнь (1Кор.7:2; 1Кор.6:9).
4. Развод. Христос категорически запретил развод в смысле полного расторжения брачного союза, напомнив об изначальном замысле Бога о семье (Мф.19:4-6). В Ветхом Завете мужчина мог развестись с женщиной, у последней такого права не было (Втор.24:1-4).
5. Повторный брак после развода. Запретив развод, Спаситель запретил и повторные браки после развода, приравняв их к прелюбодеянию (Лк.16:18; 1Кор.7:10-11).
6. Измена мужа жене. В Ветхом Завете под прелюбодеянием понимались только интимные отношения с замужней женщиной или обрученной девушкой (Лев.20:10; Втор.22:22-24). Наличие нескольких жён у мужчины не рассматривалось как прелюбодеяние (Втор.21:15). Христос уравнивает ответственность обоих полов: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12).
7. Пьянство. Пьянство в Новом Завете перечисляется в списке грехов, закрывающих Царство Божие (1Кор.6:10).
8. Ложь. В Новом Завете к лжецам предельно строгое отношение: «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).
#библия #мораль
Новозаветная нравственность является более строгой, по сравнению с ветхозаветной. Интересно рассмотреть некоторые конкретные примеры того, что стало считаться смертным грехом в христианстве, но не считалось таковым в Ветхом Завете. Напомню, что то, что мы называем смертными грехами, в Ветхом Завете наказывалось смертной казнью.
1. Напрасный гнев и словесные оскорбления. Как известно, Христос, в некотором смысле, приравнял пожелание человеку смерти в гневе, злопамятство, к реальному убийству, а за унизительные слова в адрес ближнего пригрозил геенной (Мф.5:21-22). В Ветхом Завете наказывалось смертью только злословие родителей и убийство в буквальном смысле.
2. Похотливые фантазии с готовностью их осуществления. Христос говорит, что тот, кто имеет похотливые фантазии о чужой жене, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5:28). Тем самым, он отнес к смертным грехам злые намерения, чего не было в Ветхом Завете.
3. Блуд. Хотя занятия проституцией и связи с проститутками порицались в Ветхом Завете, никакого наказания за это не было предусмотрено (исключение: дочь священника наказывалась смертью, если занималась чем-то подобным, см. Лев.21:9). Наложничество (продолжительные внебрачные связи) не считалось блудом и вообще грехом. Закон Моисея не знает запрета на добровольные интимные отношения вне (до) брака (при условии, что не нарушаются другие запреты). В Новом Завете категорически запрещены любые интимные отношения вне моногамного брака, заключаемого на всю жизнь (1Кор.7:2; 1Кор.6:9).
4. Развод. Христос категорически запретил развод в смысле полного расторжения брачного союза, напомнив об изначальном замысле Бога о семье (Мф.19:4-6). В Ветхом Завете мужчина мог развестись с женщиной, у последней такого права не было (Втор.24:1-4).
5. Повторный брак после развода. Запретив развод, Спаситель запретил и повторные браки после развода, приравняв их к прелюбодеянию (Лк.16:18; 1Кор.7:10-11).
6. Измена мужа жене. В Ветхом Завете под прелюбодеянием понимались только интимные отношения с замужней женщиной или обрученной девушкой (Лев.20:10; Втор.22:22-24). Наличие нескольких жён у мужчины не рассматривалось как прелюбодеяние (Втор.21:15). Христос уравнивает ответственность обоих полов: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12).
7. Пьянство. Пьянство в Новом Завете перечисляется в списке грехов, закрывающих Царство Божие (1Кор.6:10).
8. Ложь. В Новом Завете к лжецам предельно строгое отношение: «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).
#библия #мораль
❤12👍3
В христианской богословской мысли получили распространения некоторые догадки, которые не имеют твердого основания в библейском тексте и никогда не были частью православного вероучения. Для многих верующих это неочевидно, но как писал русский патролог свт. Филарет (Гумилевский), «у знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты» (Православное догматическое богословие. Т. 1). Поэтому важно различать то, что высказано авторитетным писателем с доказательствами из Св. Писания, а что является его частным мнением, которое Писанием не подтверждается.
1. Человек был создан с каким-то другим телом, а после грехопадения оно кардинально изменилось, стало грубым. Сторонники этого мнения видят указание на изменения тела в аллегорическом толковании «кожаных риз», которые Господь сделал первым людям после грехопадения (Быт.3:21). Однако этот текст совсем не обязательно понимать иносказательно. Как замечает блж. Феодорит Кирский, «любители иносказаний кожами называют смертную плоть. Иные же утверждали, что эти ризы были приготовлены из древесной коры. А я не допускаю ни того ни другого; потому что одно толкование принужденно, а другое слишком баснословно… нужно довольствоваться написанным, знать, что Зиждителю всяческих ничто не трудно, и удивляться беспредельной Его благости, потому что Он печется и о преступивших заповедь, и не оставил нагими возымевших нужду в одежде» (Толкование на книгу Бытия, 40). Свт. Афанасий Великий также подробно рассуждает о том, что физиология человека является благим творением Бога, включая различные выделения: «Поистине, скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, какой грех или нечистота в естественном истечении? Это то же, что вменить в вину выделения из носа или слюну. Мы можем сказать и больше – об извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Кроме того, если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех» (Послание к Аммуну монаху). Так что и испражнения, и менструации - это естественная часть физиология человека, которая премудро устроена Богом.
2. Способ размножения изменился после грехопадения, а сексуальность – это результат грехопадения. Если читать библейские тексты внимательно и не вчитывать в них того, чего там нет, то мы не увидим в Ветхом Завете ни намека на то, что интимные отношения мужчины и женщины не были изначальным замыслом Бога. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28) дается в раю, очевидно, что у прародителей были половые органы, которые не возникли внезапно после совершения греха (Быт.3:7), и нет никаких указаний, что их репродуктивная система как-то изменилась. Можно конечно рассуждать о том, как грехопадение отразилось на отношениях мужчины и женщины, но в целом, Священное Писание нормально относится к проявлениям человеческой сексуальности в законном браке и не видит в этом ничего греховного (Притч.5:18-19).
Продолжение следует
#библия #богословие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤6👍4🔥2
3. Окружающая природа кардинально изменилась после грехопадения. В самом тексте Библии оснований для такого утверждения мы не находим. Напротив, как отмечает свт. Афанасий Великий, «ни солнце, ни луна, ни небо, ни звезды, ни вода, ни эфир не изменяли своего чина, а напротив того, зная Создателя своего и Царя — Слово, они пребывают, какими созданы; только люди уклонились от добра, вместо истины измыслили себе не сущее, и честь, подобающую Богу, также ведение о Нем, перенесли на бесов и на людей, изваянных из камней» («О воплощении Бога Слова», VII, 43). Разумеется, это не отменяет дурного влияния человека на окружающую природу, но вряд ли можно говорить об автоматической перемене в результате грехопадения.
4. Животные изначально были бессмертны и не были предназначены в пищу друг другу. Это мнение также очень распространено и предполагает, что смерть вошла через грех не только для человека, но и для всех живых существ. Твердых оснований в библейском тексте это не имеет, тем более утверждения о том, что хищные звери и птицы якобы должны были питаться растениями, а потом их физиология чудесным образом изменилась. Более подробно об этом я писал здесь.
#библия #богословие
4. Животные изначально были бессмертны и не были предназначены в пищу друг другу. Это мнение также очень распространено и предполагает, что смерть вошла через грех не только для человека, но и для всех живых существ. Твердых оснований в библейском тексте это не имеет, тем более утверждения о том, что хищные звери и птицы якобы должны были питаться растениями, а потом их физиология чудесным образом изменилась. Более подробно об этом я писал здесь.
#библия #богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
🦘Были ли животные сотворены смертными?
Вопреки распространенному представлению, учение об отсутствии смерти животных до грехопадения, не является прямым выводом из Библии или догматическим учением Церкви. Если мы посмотрим классические труды по догматическому…
Вопреки распространенному представлению, учение об отсутствии смерти животных до грехопадения, не является прямым выводом из Библии или догматическим учением Церкви. Если мы посмотрим классические труды по догматическому…
❤4👍4🤔3
Посмотрел интересный выпуск, где говорится о проблемах, которые церковное руководство предпочитает не замечать.
Некоторые выводы:
1. Церкви нужны люди, которые способны дать православный ответ на современные вызовы на достойном уровне. У думающих людей в Церкви есть на это запрос.
2. Эта необходимость должна быть осознана на уровне священноначалия и духовных учебных заведений.
3. В церковной среде должно быть больше любви. Ее отсутствие больше всего отталкивает людей от Церкви.
Некоторые выводы:
1. Церкви нужны люди, которые способны дать православный ответ на современные вызовы на достойном уровне. У думающих людей в Церкви есть на это запрос.
2. Эта необходимость должна быть осознана на уровне священноначалия и духовных учебных заведений.
3. В церковной среде должно быть больше любви. Ее отсутствие больше всего отталкивает людей от Церкви.
👍16🔥3
Forwarded from Теоэстетика
Христианство сегодня: причины выгорания и расцерковления (Артем Григорян)
Смотреть и слушать: YouTube, Яндекс Музыка, Apple Podcasts, ВКонтакте, другие площадки
Наше приложение для Android: Rustore, Huawei
Гость: Артем Григорян, религиовед
00:00 введение
00:37 о проекте «Метапозиция»
06:03 первая причина конверсии: проблема зла
10:56 вторая причина конверсии: научная картина мира
18:42 третья причина конверсии: историко-критическое прочтение Священного Писания
24:53 четвертая причина конверсии: академическая патристика
34:50 пятая причина конверсии: церковное выгорание
48:30 шестая причина конверсии: забвение любви
1:04:40 личный опыт Григоряна
1:09:21 демоническая атака
1:14:51 личный опыт Гагинского
1:18:14 нужно ли менять язык богословия?
1:31:34 забвение проблемы спасения
1:37:44 психологизация языка
1:44:00 что такое первородный грех с научной точки зрения?
Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас донатами и/или репостом. Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.
Поддержать Теоэстетику вы можете здесь | Эксклюзивный контент на Бусти
Смотреть и слушать: YouTube, Яндекс Музыка, Apple Podcasts, ВКонтакте, другие площадки
Наше приложение для Android: Rustore, Huawei
Гость: Артем Григорян, религиовед
00:00 введение
00:37 о проекте «Метапозиция»
06:03 первая причина конверсии: проблема зла
10:56 вторая причина конверсии: научная картина мира
18:42 третья причина конверсии: историко-критическое прочтение Священного Писания
24:53 четвертая причина конверсии: академическая патристика
34:50 пятая причина конверсии: церковное выгорание
48:30 шестая причина конверсии: забвение любви
1:04:40 личный опыт Григоряна
1:09:21 демоническая атака
1:14:51 личный опыт Гагинского
1:18:14 нужно ли менять язык богословия?
1:31:34 забвение проблемы спасения
1:37:44 психологизация языка
1:44:00 что такое первородный грех с научной точки зрения?
Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас донатами и/или репостом. Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.
Поддержать Теоэстетику вы можете здесь | Эксклюзивный контент на Бусти
YouTube
Христианство сегодня: причины выгорания и расцерковления (Артем Григорян)
Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас донатами: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096
Снято при поддержке студии подкастов SHUMNO: https://www.shumno.moscow
BK: https://vk.com/theoaesthetics
Telegram: https://news.1rj.ru/str/theoaesthetics
Канал Артема…
Снято при поддержке студии подкастов SHUMNO: https://www.shumno.moscow
BK: https://vk.com/theoaesthetics
Telegram: https://news.1rj.ru/str/theoaesthetics
Канал Артема…
👍7
Свт. Иоанн Златоуст о достойном перенесении обид от людей, как способе подражания Богу
«Если и любомудрый человек часто может совсем не чувствовать оскорбления, то тем более Бог, Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная. Ведь и люди уподобляются Богу в этом отношении тогда, когда они нисколько не чувствуют обиды от тех, которые желают вредить им, когда они не оскорбляются наносимыми им обидами, не чувствуют ударов, когда их бьют, и насмешек, когда другие смеются над ними. Но возможно ли это? – спросит кто-нибудь. Возможно, даже весьма возможно всякий раз, как ты не скорбишь по поводу случившегося. И как возможно, спросят, не скорбеть? А я спрашиваю: как можно скорбеть? Скажи мне? Если бы тебя оскорбило собственное твое дитя, то неужели ты эту обиду счел бы за действительную обиду? Неужели ты стал бы скорбеть? Нет. А если бы ты стал обижаться, то не смешон ли ты тогда будешь? Будем и мы таким же образом относиться к ближнему, и тогда не потерпим ничего неприятного (ведь обижающие другого неразумнее детей); не будем требовать, чтобы нас не обижали, но, будучи обижены, перенесем обиду великодушно, так как в этом и состоит истинная честь» (Беседы на послание к Римлянам, 3).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Если и любомудрый человек часто может совсем не чувствовать оскорбления, то тем более Бог, Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная. Ведь и люди уподобляются Богу в этом отношении тогда, когда они нисколько не чувствуют обиды от тех, которые желают вредить им, когда они не оскорбляются наносимыми им обидами, не чувствуют ударов, когда их бьют, и насмешек, когда другие смеются над ними. Но возможно ли это? – спросит кто-нибудь. Возможно, даже весьма возможно всякий раз, как ты не скорбишь по поводу случившегося. И как возможно, спросят, не скорбеть? А я спрашиваю: как можно скорбеть? Скажи мне? Если бы тебя оскорбило собственное твое дитя, то неужели ты эту обиду счел бы за действительную обиду? Неужели ты стал бы скорбеть? Нет. А если бы ты стал обижаться, то не смешон ли ты тогда будешь? Будем и мы таким же образом относиться к ближнему, и тогда не потерпим ничего неприятного (ведь обижающие другого неразумнее детей); не будем требовать, чтобы нас не обижали, но, будучи обижены, перенесем обиду великодушно, так как в этом и состоит истинная честь» (Беседы на послание к Римлянам, 3).
#мораль #иоаннзлатоуст
❤12
Как планирование сочетается с упованием на Бога, Его заботу?
Для себя я решаю этот вопрос таким образом: 1) не возлагать все надежды на себя и другие человеческие средства, как будто бы все зависит от нас; 2) не пытаться перестраховываться и переживать относительно того, что потенциально когда-нибудь может произойти, а может и не произойти.
У свт. Феофана Затворника есть такие слова: «Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела» (Начертание христианского нравоучения). На мой взгляд, здесь довольно ясно дан ответ на поставленный вопрос. Человек в данный момент времени находится в конкретных обстоятельствах и имеет конкретные возможности. Он планирует что-то, исходя из разумных прогнозов своей деятельности и сообразности средств с целями (например, если я куплю сейчас эту дорогую вещь, оправданы ли будут эти расходы, не будет ли это ощутимым ущербом для семьи и т.п.). О таком разумном планировании говорит Христос в Евангелии: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32). При этом человек не пытается загадывать относительно далекого будущего или неразумно перестраховываться «на всякий случай», без разумного основания. Все это, в сочетании с молитвой о вразумлении и предоставлением Богу иначе повернуть все планы и обстоятельства, не противоречит доверию Богу своей жизни.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
Для себя я решаю этот вопрос таким образом: 1) не возлагать все надежды на себя и другие человеческие средства, как будто бы все зависит от нас; 2) не пытаться перестраховываться и переживать относительно того, что потенциально когда-нибудь может произойти, а может и не произойти.
У свт. Феофана Затворника есть такие слова: «Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела» (Начертание христианского нравоучения). На мой взгляд, здесь довольно ясно дан ответ на поставленный вопрос. Человек в данный момент времени находится в конкретных обстоятельствах и имеет конкретные возможности. Он планирует что-то, исходя из разумных прогнозов своей деятельности и сообразности средств с целями (например, если я куплю сейчас эту дорогую вещь, оправданы ли будут эти расходы, не будет ли это ощутимым ущербом для семьи и т.п.). О таком разумном планировании говорит Христос в Евангелии: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32). При этом человек не пытается загадывать относительно далекого будущего или неразумно перестраховываться «на всякий случай», без разумного основания. Все это, в сочетании с молитвой о вразумлении и предоставлением Богу иначе повернуть все планы и обстоятельства, не противоречит доверию Богу своей жизни.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍20❤1
Священное Писание о домашних развлечениях и благодарении Богу
Иисус, сын Сирахов дает совет человеку не злоупотреблять гостеприимством (не засиживаться за чужим столом), веселье лучше продолжить дома: «Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Там забавляйся (от παίζω – играть, резвиться, забавляться) и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами» (Сир.32:13-15).
Вообще Св. Писанию чуждо резкое противопоставление житейских удовольствий и духовных благ, ибо все от Бога.
#библия #мораль
Иисус, сын Сирахов дает совет человеку не злоупотреблять гостеприимством (не засиживаться за чужим столом), веселье лучше продолжить дома: «Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Там забавляйся (от παίζω – играть, резвиться, забавляться) и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами» (Сир.32:13-15).
Вообще Св. Писанию чуждо резкое противопоставление житейских удовольствий и духовных благ, ибо все от Бога.
#библия #мораль
👍14❤2🤔2
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится знаменитый «гимн любви» апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8). Здесь даны конкретные признаки подлинной христианской любви, без которой невозможно спасение.
Любовь долготерпит – с благодушием переносит все неприятности, не мстит за причиненное зло.
Любовь милосердствует – проявляет милосердие к людям, сострадает.
Любовь не завидует – умеет радоваться благополучию другого, как своему собственному.
Любовь не превозносится, не гордится – не поступает легкомысленно, с уважением относится к людям и перед всеми смиряется.
Любовь не бесчинствует – не гнушается ничем, если того требует благо ближнего (в том числе самим ближним), не считает для себя этого унизительным.
Любовь не ищет своего – делает добро другому без выгоды для себя, умеет жертвенно благотворить. Согласно св. Августину, это означает, что любовь предпочитает общее благо частному.
Любовь не раздражается – не впадает в гнев, даже когда ему причиняют зло.
Любовь не мыслит зла – возможны два толкования: 1) не запоминает зло, причиненное другими; 2) не замышляет ничего злого по отношению к другим.
Любовь не радуется неправде, радуется же о истине – не радуется злу, а радуется добру.
Любовь все покрывает – не стремится делать явными недостатки и грехи ближнего.
Любовь всему верит – доверяет людям, не относится к ним с предубеждением.
Любовь всего надеется – не теряет надежды, что человек может стать лучше, наследовать спасение.
Любовь все переносит – преодолевает все препятствия в совершении добра.
Любовь никогда не перестает – истинная любовь вечна.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
Любовь долготерпит – с благодушием переносит все неприятности, не мстит за причиненное зло.
Любовь милосердствует – проявляет милосердие к людям, сострадает.
Любовь не завидует – умеет радоваться благополучию другого, как своему собственному.
Любовь не превозносится, не гордится – не поступает легкомысленно, с уважением относится к людям и перед всеми смиряется.
Любовь не бесчинствует – не гнушается ничем, если того требует благо ближнего (в том числе самим ближним), не считает для себя этого унизительным.
Любовь не ищет своего – делает добро другому без выгоды для себя, умеет жертвенно благотворить. Согласно св. Августину, это означает, что любовь предпочитает общее благо частному.
Любовь не раздражается – не впадает в гнев, даже когда ему причиняют зло.
Любовь не мыслит зла – возможны два толкования: 1) не запоминает зло, причиненное другими; 2) не замышляет ничего злого по отношению к другим.
Любовь не радуется неправде, радуется же о истине – не радуется злу, а радуется добру.
Любовь все покрывает – не стремится делать явными недостатки и грехи ближнего.
Любовь всему верит – доверяет людям, не относится к ним с предубеждением.
Любовь всего надеется – не теряет надежды, что человек может стать лучше, наследовать спасение.
Любовь все переносит – преодолевает все препятствия в совершении добра.
Любовь никогда не перестает – истинная любовь вечна.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Чем отличается невротическая жертвенность от жертвенной любви христианина?
На мой взгляд, отличие состоит, прежде всего, в сознательности, добровольности и мотивах. Здоровая христианская жертвенность свободна, а не вынуждена, а невротическая – не может не…
На мой взгляд, отличие состоит, прежде всего, в сознательности, добровольности и мотивах. Здоровая христианская жертвенность свободна, а не вынуждена, а невротическая – не может не…
❤28
Библия и святые отцы
Между Священным Писанием и творениями святых отцов нельзя ставить знак равенства (если только они не сообщают о каком-то апостольском предании, не записанном в Библии). Их толкования неправильно воспринимать как дополнение к Откровению Бога. Сами отцы никогда не ставили свои сочинения, толкования в один ряд со Словом Божьим (Библией). Слово Божье признавалось ими безусловным авторитетом. Св. Августин писал:
Свт. Иоанн Златоуст говорит:
#богословие #библия #августин #иоаннзлатоуст
Между Священным Писанием и творениями святых отцов нельзя ставить знак равенства (если только они не сообщают о каком-то апостольском предании, не записанном в Библии). Их толкования неправильно воспринимать как дополнение к Откровению Бога. Сами отцы никогда не ставили свои сочинения, толкования в один ряд со Словом Божьим (Библией). Слово Божье признавалось ими безусловным авторитетом. Св. Августин писал:
«Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. <…> Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого, либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение» (Epistle 82.3).
Свт. Иоанн Златоуст говорит:
«От незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда – нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме. Чтобы этого не было, откроем глаза перед сиянием апостольских глаголов (Беседы на послание к Римлянам, 1).
#богословие #библия #августин #иоаннзлатоуст
👍18🔥3
Об отлучении от Церкви тех, у кого «Бог в душе»
⛪️ «Если кто-то будет учить тому, что домом Божиим и собранием в нем можно легко пренебрегать, да будет анафема» (5-й канон Гангрского собора).
#дисциплина
#дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Азбука канонов
Правило 5 - Гангрский Собор (340г.) - Церковное право
Зонара. И это принадлежало к учению Евстафия, – именно, чтобы удаляться от церкви и с пренебрежением относиться к бывающим в ней соборянам, так как будто
👍17🔥4
Свт. Кирилл Иерусалимский о понятии «гордыня (великолепие) сатаны», от которой мы отрекаемся в день Крещения
🥇 «Гордыня сатаны – это безумие зрелищ, скачек, охоты с псами и всей подобной суеты, молясь об избавлении от которой, святой пророк говорит Богу: "Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты" (Пс.118:37). Пусть не будет желанно для тебя безумие зрелищ, где ты увидишь наглости шутов, производимые с бесстыдством и со всяким непотребством, и безумные танцы женоподобных мужчин, а также безумие тех, кто во время ловли бросается на диких зверей, чтобы утолить свой жалкий аппетит. Такие, чтобы насытить свой желудок мясом, на самом деле сами становятся пищей для чрева диких зверей. А правильнее сказать, они для своего чрева, которое бог их, собственную свою жизнь губят через единоборство. Избегай также конских скачек, этого безумного и разрушающего душу зрелища. Ибо все это – гордыня сатаны» (Тайноводственные поучения, 1).
👉🏼Свт. Иоанн Златоуст о зрелищно-коммерческом спорте своего времени
#мораль
👉🏼Свт. Иоанн Златоуст о зрелищно-коммерческом спорте своего времени
#мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👍2🔥2
«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19).
#библия
#библия
❤6
👫О единой плоти и блудных связях
У апостола Павла есть такие слова о блуде: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:16-17).
Я несколько раз встречал такое объяснение этих слов, будто бы между любовниками создается какая-то мистическая связь, привязывающая их друг к другу на каком-то «тонком уровне». Вот, например, что пишет протоиерей Илия Шугаев: «А что говорить о тех, за чьей спиной — опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1Кор. 6:16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся-то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где-то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу. Эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет. А бывают и такие люди, которые всю жизнь вспоминают о своих похождениях с услаждением, как о славном времени».
Или в версии схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая): «Блудное совокупление фактически оформляет брак, но брак, нарушающий чистоту истинного и полного соединения в любви супругов, как это было изначально задумано Создателем. Незаконный брак так же, как и настоящий, приводит к объединению духовных потенциалов обоих согрешающих, а это значит, что помимо огромной потери ими благодатной энергии в результате конкретного греха, каждый из них в еще большей мере лишается благодати вследствие того, что на него переходят последствия всех грехов партнера. Под последствиями греха, как ты уже понял, я подразумеваю ту или иную степень лишения согрешающим самого себя благодатных божественных энергий».
На самом деле, подобные толкования про мистическое соединение душ любовников, объединение потенциалов (у схигум. Гавриила вообще какая-то оккультная чушь) не имеет оснований в Священном Писании и святые отцы такому не учили. О чем говорит апостол Павел? О том, что тело христианина принадлежит Иисусу Христу: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Если христианин согрешает с блудницей, он отдает тело, принадлежащее Христу, для совершения греха. Блж. Феодорит пишет: «Апостол весьма увеличил силу беззакония, члены наши назвав членами Христовыми. Они уже не твои, говорит он, но Христовы, как же делаешь их членами блудницы?» Вот что должно быть страшно для христианина. Никаких мистических связей и «оформления брака» не возникает, хотя половой акт и имеет свои физиологические и психологические последствия.
Вывод: думайте, анализируйте и не принимайте на веру всякие сомнительные умозаключения, которые хотя и выглядят эффектно, но к Слову Божию отношения не имеют. Не будете анализировать – внушат вам любую чушь под видом истины Божией и будете жить с этими страшилками.
#библия #толкование #отношения
У апостола Павла есть такие слова о блуде: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:16-17).
Я несколько раз встречал такое объяснение этих слов, будто бы между любовниками создается какая-то мистическая связь, привязывающая их друг к другу на каком-то «тонком уровне». Вот, например, что пишет протоиерей Илия Шугаев: «А что говорить о тех, за чьей спиной — опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1Кор. 6:16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся-то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где-то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу. Эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет. А бывают и такие люди, которые всю жизнь вспоминают о своих похождениях с услаждением, как о славном времени».
Или в версии схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая): «Блудное совокупление фактически оформляет брак, но брак, нарушающий чистоту истинного и полного соединения в любви супругов, как это было изначально задумано Создателем. Незаконный брак так же, как и настоящий, приводит к объединению духовных потенциалов обоих согрешающих, а это значит, что помимо огромной потери ими благодатной энергии в результате конкретного греха, каждый из них в еще большей мере лишается благодати вследствие того, что на него переходят последствия всех грехов партнера. Под последствиями греха, как ты уже понял, я подразумеваю ту или иную степень лишения согрешающим самого себя благодатных божественных энергий».
На самом деле, подобные толкования про мистическое соединение душ любовников, объединение потенциалов (у схигум. Гавриила вообще какая-то оккультная чушь) не имеет оснований в Священном Писании и святые отцы такому не учили. О чем говорит апостол Павел? О том, что тело христианина принадлежит Иисусу Христу: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Если христианин согрешает с блудницей, он отдает тело, принадлежащее Христу, для совершения греха. Блж. Феодорит пишет: «Апостол весьма увеличил силу беззакония, члены наши назвав членами Христовыми. Они уже не твои, говорит он, но Христовы, как же делаешь их членами блудницы?» Вот что должно быть страшно для христианина. Никаких мистических связей и «оформления брака» не возникает, хотя половой акт и имеет свои физиологические и психологические последствия.
Вывод: думайте, анализируйте и не принимайте на веру всякие сомнительные умозаключения, которые хотя и выглядят эффектно, но к Слову Божию отношения не имеют. Не будете анализировать – внушат вам любую чушь под видом истины Божией и будете жить с этими страшилками.
#библия #толкование #отношения
Азбука супружества
Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях - Азбука супружества
В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи.
👍13❤9👎3
Некоторые советы неофиту (человеку, который начинает свой путь в Церкви)
1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были систематическими, а не фрагментарными. Необходимо заложить основу, на которую в течение жизни будут добавляться новые знания. Если нет возможности присутствовать на курсах катехизации или воскресной школе, нужно освоить вводную литературу (катехизис, закон Божий, сборники огласительных бесед и т.п.).
2. В начале воцерковления легко запутаться в потоке новой информации и начать воспринимать любые утверждения и советы церковных людей, как Божественную истину. Поэтому важно уже на первых порах определить правильную иерархию авторитетов. Безусловным авторитетом в вопросах вероучения обладает Священное Писание и догматические определения Вселенских соборов. Все остальные источники обладают относительным авторитетом и должны сопоставляться со Священным Писанием и определениями Вселенских соборов. Мнение Церкви по различным вопросам выражено в официальных документах и определениях Архиерейских соборов и синодов. Крайне желательно уточнять источник любого значимого утверждения (во избежание усвоения ложной информации, приобретения ошибочных представлений по какому-либо важному вопросу и повреждения от неполезных советов) и проверять информацию по проверенным источникам. В случае затруднений, можно обратиться к священнослужителю или другому образованному лицу (в том числе, через тематические сайты и сообщества в социальных сетях).
3. Любые частные советы (прочитанные и услышанные) следует принимать с рассуждением. Важно обращать внимание на то, кому, когда и в связи с чем адресован тот или иной совет. Подобно тому, как не каждый совет врача и не каждое лекарство может иметь универсальное применение, также и не любой духовный совет может быть уместен и полезен лично для вас (или кого-то другого). Полезно найти духовного наставника, к которому можно было бы обращаться за индивидуальным советом в духовной жизни.
4. У неофита, узнавшего некоторое количество информации о Православии, может возникнуть горячее желание учить всех вокруг и пытаться сделать всех такими же, как он. Это искушение важно преодолеть. Нужно больше прислушиваться к более опытным христианам, учиться и подавать другим добрый пример жизни. Помните о том, что ваши знания и опыт пока еще весьма незначительны, как бы ни казалось обратное. Учить посторонних людей, обличать их, следить за тем, насколько они правильно исполняют церковные каноны, искать повода для спора на религиозные темы – всего этого нужно избегать.
5. Некоторым людям, которые в Церкви недавно, свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что воцерковление непременно означает разрыв со всем «мирским», «житейским», что может включать прекращение заботы о своем внешнем виде, физическом развитии, внешнее подчеркивание своей «православности», отрицание любых развлечений и хобби, светской культуры и т. п. Нередко воцерковление понимается максималистически, как крайнее ужесточение некоторых внешних форм жизни: непосильная мера поста (вплоть до серьезных проблем со здоровьем), отказ в супружеской близости без согласия супруга (что нередко приводит к разрушению семей), тотальное запрещение себе всего, что приносит удовольствие и т.п. Иногда духовная жизнь ошибочно противопоставляется житейским обязанностям (например, семейный человек может целыми днями пропадать в храме, пренебрегая своими обязанностями по отношению к членам семьи). Все эти примеры показывают неверное понимание воцерковления (жизни во Христе), которое должно выражаться в перемене жизни по заповедям Божьим. Нормальное воцерковление отличает постепенность, рассудительность, бережное отношение к своему здоровью, отделение главного от второстепенного, посвящение повседневной жизни во всех ее проявлениях Богу вместо отказа от всего «житейского», проявление любви к ближним, которая не противопоставляется служению Богу.
1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были систематическими, а не фрагментарными. Необходимо заложить основу, на которую в течение жизни будут добавляться новые знания. Если нет возможности присутствовать на курсах катехизации или воскресной школе, нужно освоить вводную литературу (катехизис, закон Божий, сборники огласительных бесед и т.п.).
2. В начале воцерковления легко запутаться в потоке новой информации и начать воспринимать любые утверждения и советы церковных людей, как Божественную истину. Поэтому важно уже на первых порах определить правильную иерархию авторитетов. Безусловным авторитетом в вопросах вероучения обладает Священное Писание и догматические определения Вселенских соборов. Все остальные источники обладают относительным авторитетом и должны сопоставляться со Священным Писанием и определениями Вселенских соборов. Мнение Церкви по различным вопросам выражено в официальных документах и определениях Архиерейских соборов и синодов. Крайне желательно уточнять источник любого значимого утверждения (во избежание усвоения ложной информации, приобретения ошибочных представлений по какому-либо важному вопросу и повреждения от неполезных советов) и проверять информацию по проверенным источникам. В случае затруднений, можно обратиться к священнослужителю или другому образованному лицу (в том числе, через тематические сайты и сообщества в социальных сетях).
3. Любые частные советы (прочитанные и услышанные) следует принимать с рассуждением. Важно обращать внимание на то, кому, когда и в связи с чем адресован тот или иной совет. Подобно тому, как не каждый совет врача и не каждое лекарство может иметь универсальное применение, также и не любой духовный совет может быть уместен и полезен лично для вас (или кого-то другого). Полезно найти духовного наставника, к которому можно было бы обращаться за индивидуальным советом в духовной жизни.
4. У неофита, узнавшего некоторое количество информации о Православии, может возникнуть горячее желание учить всех вокруг и пытаться сделать всех такими же, как он. Это искушение важно преодолеть. Нужно больше прислушиваться к более опытным христианам, учиться и подавать другим добрый пример жизни. Помните о том, что ваши знания и опыт пока еще весьма незначительны, как бы ни казалось обратное. Учить посторонних людей, обличать их, следить за тем, насколько они правильно исполняют церковные каноны, искать повода для спора на религиозные темы – всего этого нужно избегать.
5. Некоторым людям, которые в Церкви недавно, свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что воцерковление непременно означает разрыв со всем «мирским», «житейским», что может включать прекращение заботы о своем внешнем виде, физическом развитии, внешнее подчеркивание своей «православности», отрицание любых развлечений и хобби, светской культуры и т. п. Нередко воцерковление понимается максималистически, как крайнее ужесточение некоторых внешних форм жизни: непосильная мера поста (вплоть до серьезных проблем со здоровьем), отказ в супружеской близости без согласия супруга (что нередко приводит к разрушению семей), тотальное запрещение себе всего, что приносит удовольствие и т.п. Иногда духовная жизнь ошибочно противопоставляется житейским обязанностям (например, семейный человек может целыми днями пропадать в храме, пренебрегая своими обязанностями по отношению к членам семьи). Все эти примеры показывают неверное понимание воцерковления (жизни во Христе), которое должно выражаться в перемене жизни по заповедям Божьим. Нормальное воцерковление отличает постепенность, рассудительность, бережное отношение к своему здоровью, отделение главного от второстепенного, посвящение повседневной жизни во всех ее проявлениях Богу вместо отказа от всего «житейского», проявление любви к ближним, которая не противопоставляется служению Богу.
❤15👍5🔥2
6. Важно научиться воспринимать Православие не как систему предписаний и запретов, усложняющих жизнь человека, а жизнь с Богом в свободе от греха. Серьезное и внимательное изучение закона Божия показывает, что он содержит небольшое количество предписаний, говорящих о любви к Богу и ближнему. Каждую заповедь нужно постараться осмыслить, понять ее внутреннюю логику, ее взаимосвязь с остальными заповедями. Обдумать, почему нарушение этой конкретной нормы ненормально и пагубно для человека. Увидеть, как именно конкретный смертный грех уничтожает любовь к Богу и ближнему. Признать и принять справедливость Божьего закона. Такое осмысление способствует тому, чтобы ко греху появилось отвращение, человек начинает видеть, какую дисгармонию, какой урон вносит в его жизнь отход от Божьего закона. Важно не только теоретически изучить, но и практически исполнять заповеди Божьи каждый день и каждый час. Христианин исполняет их не собственными силами, а силой Божией. Следует также отметить важный признак: христианина отличает радостное расположение души. Если по какой-то причине духовная жизнь вызывает у человека только страх и уныние – это серьезный повод задуматься о том, правильно ли он понимает ее и в том ли направлении он двигается.
7. Если человеку в первое время пребывания в Церкви легко дается молитва, участие в богослужениях, пост и другие благочестивые дела – это не значит, что так будет всегда. Первоначальный энтузиазм пройдет, и благодатная поддержка со временем перестанет быть такой очевидной, как прежде. Важно заранее знать об этом и не бросать молитву, пост, участие в богослужениях и Таинствах, исполнение заповедей, при появлении трудностей и лени. Необходимо продолжать трудиться и не унывать, потому что Господь всегда рядом.
8. Необходимо с самого начала учиться правильно использовать средства в духовной жизни, не превращая их в самоцель. Не вычитывать набор молитв, а молиться. Не выстаивать богослужение, а участвовать в нем. Не соблюдать набор внешний требований при подготовке к причастию, а приобретать с их помощью настрой на встречу с Господом Иисусом Христом. Правильному отношению к пособиям в духовной жизни способствуют: понимание их назначения, индивидуальный подход к внешним формам (например, выбрать такое молитвенное правило, которое подходит лично тебе, периодически менять набор молитвенных текстов), внимание к содержанию молитвенных текстов и т.п.
❓А что бы вы посоветовали человеку, который недавно в Церкви?
7. Если человеку в первое время пребывания в Церкви легко дается молитва, участие в богослужениях, пост и другие благочестивые дела – это не значит, что так будет всегда. Первоначальный энтузиазм пройдет, и благодатная поддержка со временем перестанет быть такой очевидной, как прежде. Важно заранее знать об этом и не бросать молитву, пост, участие в богослужениях и Таинствах, исполнение заповедей, при появлении трудностей и лени. Необходимо продолжать трудиться и не унывать, потому что Господь всегда рядом.
8. Необходимо с самого начала учиться правильно использовать средства в духовной жизни, не превращая их в самоцель. Не вычитывать набор молитв, а молиться. Не выстаивать богослужение, а участвовать в нем. Не соблюдать набор внешний требований при подготовке к причастию, а приобретать с их помощью настрой на встречу с Господом Иисусом Христом. Правильному отношению к пособиям в духовной жизни способствуют: понимание их назначения, индивидуальный подход к внешним формам (например, выбрать такое молитвенное правило, которое подходит лично тебе, периодически менять набор молитвенных текстов), внимание к содержанию молитвенных текстов и т.п.
❓А что бы вы посоветовали человеку, который недавно в Церкви?
❤14🔥3👍2
Возможно вас это удивит, но в православном христианстве очень мало регламентирована жизнь верующих людей не только по сравнению с другими религиями, но и по сравнению с некоторыми христианскими исповеданиями. Монашеские уставы я не рассматриваю, только жизнь мирян. При чтении популярной православной литературы может сложиться иное впечатление, но если смотреть на церковное законодательство, то там действительно мало регламентации. В этом есть и свои минусы, но пространство для свободы действительно большое. Православные сами склонны изобретать себе сложности и ограничения, которых не устанавливала Церковь.
#мысли
#мысли
👍21🤔1