👫О единой плоти и блудных связях
У апостола Павла есть такие слова о блуде: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:16-17).
Я несколько раз встречал такое объяснение этих слов, будто бы между любовниками создается какая-то мистическая связь, привязывающая их друг к другу на каком-то «тонком уровне». Вот, например, что пишет протоиерей Илия Шугаев: «А что говорить о тех, за чьей спиной — опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1Кор. 6:16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся-то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где-то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу. Эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет. А бывают и такие люди, которые всю жизнь вспоминают о своих похождениях с услаждением, как о славном времени».
Или в версии схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая): «Блудное совокупление фактически оформляет брак, но брак, нарушающий чистоту истинного и полного соединения в любви супругов, как это было изначально задумано Создателем. Незаконный брак так же, как и настоящий, приводит к объединению духовных потенциалов обоих согрешающих, а это значит, что помимо огромной потери ими благодатной энергии в результате конкретного греха, каждый из них в еще большей мере лишается благодати вследствие того, что на него переходят последствия всех грехов партнера. Под последствиями греха, как ты уже понял, я подразумеваю ту или иную степень лишения согрешающим самого себя благодатных божественных энергий».
На самом деле, подобные толкования про мистическое соединение душ любовников, объединение потенциалов (у схигум. Гавриила вообще какая-то оккультная чушь) не имеет оснований в Священном Писании и святые отцы такому не учили. О чем говорит апостол Павел? О том, что тело христианина принадлежит Иисусу Христу: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Если христианин согрешает с блудницей, он отдает тело, принадлежащее Христу, для совершения греха. Блж. Феодорит пишет: «Апостол весьма увеличил силу беззакония, члены наши назвав членами Христовыми. Они уже не твои, говорит он, но Христовы, как же делаешь их членами блудницы?» Вот что должно быть страшно для христианина. Никаких мистических связей и «оформления брака» не возникает, хотя половой акт и имеет свои физиологические и психологические последствия.
Вывод: думайте, анализируйте и не принимайте на веру всякие сомнительные умозаключения, которые хотя и выглядят эффектно, но к Слову Божию отношения не имеют. Не будете анализировать – внушат вам любую чушь под видом истины Божией и будете жить с этими страшилками.
#библия #толкование #отношения
У апостола Павла есть такие слова о блуде: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:16-17).
Я несколько раз встречал такое объяснение этих слов, будто бы между любовниками создается какая-то мистическая связь, привязывающая их друг к другу на каком-то «тонком уровне». Вот, например, что пишет протоиерей Илия Шугаев: «А что говорить о тех, за чьей спиной — опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1Кор. 6:16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся-то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где-то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу. Эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет. А бывают и такие люди, которые всю жизнь вспоминают о своих похождениях с услаждением, как о славном времени».
Или в версии схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая): «Блудное совокупление фактически оформляет брак, но брак, нарушающий чистоту истинного и полного соединения в любви супругов, как это было изначально задумано Создателем. Незаконный брак так же, как и настоящий, приводит к объединению духовных потенциалов обоих согрешающих, а это значит, что помимо огромной потери ими благодатной энергии в результате конкретного греха, каждый из них в еще большей мере лишается благодати вследствие того, что на него переходят последствия всех грехов партнера. Под последствиями греха, как ты уже понял, я подразумеваю ту или иную степень лишения согрешающим самого себя благодатных божественных энергий».
На самом деле, подобные толкования про мистическое соединение душ любовников, объединение потенциалов (у схигум. Гавриила вообще какая-то оккультная чушь) не имеет оснований в Священном Писании и святые отцы такому не учили. О чем говорит апостол Павел? О том, что тело христианина принадлежит Иисусу Христу: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Если христианин согрешает с блудницей, он отдает тело, принадлежащее Христу, для совершения греха. Блж. Феодорит пишет: «Апостол весьма увеличил силу беззакония, члены наши назвав членами Христовыми. Они уже не твои, говорит он, но Христовы, как же делаешь их членами блудницы?» Вот что должно быть страшно для христианина. Никаких мистических связей и «оформления брака» не возникает, хотя половой акт и имеет свои физиологические и психологические последствия.
Вывод: думайте, анализируйте и не принимайте на веру всякие сомнительные умозаключения, которые хотя и выглядят эффектно, но к Слову Божию отношения не имеют. Не будете анализировать – внушат вам любую чушь под видом истины Божией и будете жить с этими страшилками.
#библия #толкование #отношения
Азбука супружества
Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях - Азбука супружества
В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи.
👍13❤9👎3
Некоторые советы неофиту (человеку, который начинает свой путь в Церкви)
1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были систематическими, а не фрагментарными. Необходимо заложить основу, на которую в течение жизни будут добавляться новые знания. Если нет возможности присутствовать на курсах катехизации или воскресной школе, нужно освоить вводную литературу (катехизис, закон Божий, сборники огласительных бесед и т.п.).
2. В начале воцерковления легко запутаться в потоке новой информации и начать воспринимать любые утверждения и советы церковных людей, как Божественную истину. Поэтому важно уже на первых порах определить правильную иерархию авторитетов. Безусловным авторитетом в вопросах вероучения обладает Священное Писание и догматические определения Вселенских соборов. Все остальные источники обладают относительным авторитетом и должны сопоставляться со Священным Писанием и определениями Вселенских соборов. Мнение Церкви по различным вопросам выражено в официальных документах и определениях Архиерейских соборов и синодов. Крайне желательно уточнять источник любого значимого утверждения (во избежание усвоения ложной информации, приобретения ошибочных представлений по какому-либо важному вопросу и повреждения от неполезных советов) и проверять информацию по проверенным источникам. В случае затруднений, можно обратиться к священнослужителю или другому образованному лицу (в том числе, через тематические сайты и сообщества в социальных сетях).
3. Любые частные советы (прочитанные и услышанные) следует принимать с рассуждением. Важно обращать внимание на то, кому, когда и в связи с чем адресован тот или иной совет. Подобно тому, как не каждый совет врача и не каждое лекарство может иметь универсальное применение, также и не любой духовный совет может быть уместен и полезен лично для вас (или кого-то другого). Полезно найти духовного наставника, к которому можно было бы обращаться за индивидуальным советом в духовной жизни.
4. У неофита, узнавшего некоторое количество информации о Православии, может возникнуть горячее желание учить всех вокруг и пытаться сделать всех такими же, как он. Это искушение важно преодолеть. Нужно больше прислушиваться к более опытным христианам, учиться и подавать другим добрый пример жизни. Помните о том, что ваши знания и опыт пока еще весьма незначительны, как бы ни казалось обратное. Учить посторонних людей, обличать их, следить за тем, насколько они правильно исполняют церковные каноны, искать повода для спора на религиозные темы – всего этого нужно избегать.
5. Некоторым людям, которые в Церкви недавно, свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что воцерковление непременно означает разрыв со всем «мирским», «житейским», что может включать прекращение заботы о своем внешнем виде, физическом развитии, внешнее подчеркивание своей «православности», отрицание любых развлечений и хобби, светской культуры и т. п. Нередко воцерковление понимается максималистически, как крайнее ужесточение некоторых внешних форм жизни: непосильная мера поста (вплоть до серьезных проблем со здоровьем), отказ в супружеской близости без согласия супруга (что нередко приводит к разрушению семей), тотальное запрещение себе всего, что приносит удовольствие и т.п. Иногда духовная жизнь ошибочно противопоставляется житейским обязанностям (например, семейный человек может целыми днями пропадать в храме, пренебрегая своими обязанностями по отношению к членам семьи). Все эти примеры показывают неверное понимание воцерковления (жизни во Христе), которое должно выражаться в перемене жизни по заповедям Божьим. Нормальное воцерковление отличает постепенность, рассудительность, бережное отношение к своему здоровью, отделение главного от второстепенного, посвящение повседневной жизни во всех ее проявлениях Богу вместо отказа от всего «житейского», проявление любви к ближним, которая не противопоставляется служению Богу.
1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были систематическими, а не фрагментарными. Необходимо заложить основу, на которую в течение жизни будут добавляться новые знания. Если нет возможности присутствовать на курсах катехизации или воскресной школе, нужно освоить вводную литературу (катехизис, закон Божий, сборники огласительных бесед и т.п.).
2. В начале воцерковления легко запутаться в потоке новой информации и начать воспринимать любые утверждения и советы церковных людей, как Божественную истину. Поэтому важно уже на первых порах определить правильную иерархию авторитетов. Безусловным авторитетом в вопросах вероучения обладает Священное Писание и догматические определения Вселенских соборов. Все остальные источники обладают относительным авторитетом и должны сопоставляться со Священным Писанием и определениями Вселенских соборов. Мнение Церкви по различным вопросам выражено в официальных документах и определениях Архиерейских соборов и синодов. Крайне желательно уточнять источник любого значимого утверждения (во избежание усвоения ложной информации, приобретения ошибочных представлений по какому-либо важному вопросу и повреждения от неполезных советов) и проверять информацию по проверенным источникам. В случае затруднений, можно обратиться к священнослужителю или другому образованному лицу (в том числе, через тематические сайты и сообщества в социальных сетях).
3. Любые частные советы (прочитанные и услышанные) следует принимать с рассуждением. Важно обращать внимание на то, кому, когда и в связи с чем адресован тот или иной совет. Подобно тому, как не каждый совет врача и не каждое лекарство может иметь универсальное применение, также и не любой духовный совет может быть уместен и полезен лично для вас (или кого-то другого). Полезно найти духовного наставника, к которому можно было бы обращаться за индивидуальным советом в духовной жизни.
4. У неофита, узнавшего некоторое количество информации о Православии, может возникнуть горячее желание учить всех вокруг и пытаться сделать всех такими же, как он. Это искушение важно преодолеть. Нужно больше прислушиваться к более опытным христианам, учиться и подавать другим добрый пример жизни. Помните о том, что ваши знания и опыт пока еще весьма незначительны, как бы ни казалось обратное. Учить посторонних людей, обличать их, следить за тем, насколько они правильно исполняют церковные каноны, искать повода для спора на религиозные темы – всего этого нужно избегать.
5. Некоторым людям, которые в Церкви недавно, свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что воцерковление непременно означает разрыв со всем «мирским», «житейским», что может включать прекращение заботы о своем внешнем виде, физическом развитии, внешнее подчеркивание своей «православности», отрицание любых развлечений и хобби, светской культуры и т. п. Нередко воцерковление понимается максималистически, как крайнее ужесточение некоторых внешних форм жизни: непосильная мера поста (вплоть до серьезных проблем со здоровьем), отказ в супружеской близости без согласия супруга (что нередко приводит к разрушению семей), тотальное запрещение себе всего, что приносит удовольствие и т.п. Иногда духовная жизнь ошибочно противопоставляется житейским обязанностям (например, семейный человек может целыми днями пропадать в храме, пренебрегая своими обязанностями по отношению к членам семьи). Все эти примеры показывают неверное понимание воцерковления (жизни во Христе), которое должно выражаться в перемене жизни по заповедям Божьим. Нормальное воцерковление отличает постепенность, рассудительность, бережное отношение к своему здоровью, отделение главного от второстепенного, посвящение повседневной жизни во всех ее проявлениях Богу вместо отказа от всего «житейского», проявление любви к ближним, которая не противопоставляется служению Богу.
❤15👍5🔥2
6. Важно научиться воспринимать Православие не как систему предписаний и запретов, усложняющих жизнь человека, а жизнь с Богом в свободе от греха. Серьезное и внимательное изучение закона Божия показывает, что он содержит небольшое количество предписаний, говорящих о любви к Богу и ближнему. Каждую заповедь нужно постараться осмыслить, понять ее внутреннюю логику, ее взаимосвязь с остальными заповедями. Обдумать, почему нарушение этой конкретной нормы ненормально и пагубно для человека. Увидеть, как именно конкретный смертный грех уничтожает любовь к Богу и ближнему. Признать и принять справедливость Божьего закона. Такое осмысление способствует тому, чтобы ко греху появилось отвращение, человек начинает видеть, какую дисгармонию, какой урон вносит в его жизнь отход от Божьего закона. Важно не только теоретически изучить, но и практически исполнять заповеди Божьи каждый день и каждый час. Христианин исполняет их не собственными силами, а силой Божией. Следует также отметить важный признак: христианина отличает радостное расположение души. Если по какой-то причине духовная жизнь вызывает у человека только страх и уныние – это серьезный повод задуматься о том, правильно ли он понимает ее и в том ли направлении он двигается.
7. Если человеку в первое время пребывания в Церкви легко дается молитва, участие в богослужениях, пост и другие благочестивые дела – это не значит, что так будет всегда. Первоначальный энтузиазм пройдет, и благодатная поддержка со временем перестанет быть такой очевидной, как прежде. Важно заранее знать об этом и не бросать молитву, пост, участие в богослужениях и Таинствах, исполнение заповедей, при появлении трудностей и лени. Необходимо продолжать трудиться и не унывать, потому что Господь всегда рядом.
8. Необходимо с самого начала учиться правильно использовать средства в духовной жизни, не превращая их в самоцель. Не вычитывать набор молитв, а молиться. Не выстаивать богослужение, а участвовать в нем. Не соблюдать набор внешний требований при подготовке к причастию, а приобретать с их помощью настрой на встречу с Господом Иисусом Христом. Правильному отношению к пособиям в духовной жизни способствуют: понимание их назначения, индивидуальный подход к внешним формам (например, выбрать такое молитвенное правило, которое подходит лично тебе, периодически менять набор молитвенных текстов), внимание к содержанию молитвенных текстов и т.п.
❓А что бы вы посоветовали человеку, который недавно в Церкви?
7. Если человеку в первое время пребывания в Церкви легко дается молитва, участие в богослужениях, пост и другие благочестивые дела – это не значит, что так будет всегда. Первоначальный энтузиазм пройдет, и благодатная поддержка со временем перестанет быть такой очевидной, как прежде. Важно заранее знать об этом и не бросать молитву, пост, участие в богослужениях и Таинствах, исполнение заповедей, при появлении трудностей и лени. Необходимо продолжать трудиться и не унывать, потому что Господь всегда рядом.
8. Необходимо с самого начала учиться правильно использовать средства в духовной жизни, не превращая их в самоцель. Не вычитывать набор молитв, а молиться. Не выстаивать богослужение, а участвовать в нем. Не соблюдать набор внешний требований при подготовке к причастию, а приобретать с их помощью настрой на встречу с Господом Иисусом Христом. Правильному отношению к пособиям в духовной жизни способствуют: понимание их назначения, индивидуальный подход к внешним формам (например, выбрать такое молитвенное правило, которое подходит лично тебе, периодически менять набор молитвенных текстов), внимание к содержанию молитвенных текстов и т.п.
❓А что бы вы посоветовали человеку, который недавно в Церкви?
❤14🔥3👍2
Возможно вас это удивит, но в православном христианстве очень мало регламентирована жизнь верующих людей не только по сравнению с другими религиями, но и по сравнению с некоторыми христианскими исповеданиями. Монашеские уставы я не рассматриваю, только жизнь мирян. При чтении популярной православной литературы может сложиться иное впечатление, но если смотреть на церковное законодательство, то там действительно мало регламентации. В этом есть и свои минусы, но пространство для свободы действительно большое. Православные сами склонны изобретать себе сложности и ограничения, которых не устанавливала Церковь.
#мысли
#мысли
👍21🤔1
🖥Планирую сегодня провести здесь стрим (в 18.00 по московскому времени) о нерасторжимости христианского брака. Можете писать свои вопросы по теме и не по теме под этим постом. Конспект лекции я оставлю в комментариях.
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
🔥9👍3
По просьбе редакции Азбуки веры написал небольшой отзыв об известном в церковных кругах "Дневнике кающегося" екатеринбургского катехизатора С. М. Масленникова.
Православный форум АЗБУКА ВЕРЫ
Мысли о "Дневнике кающегося" С. М. Масленникова
Из положительного. Похвально стремление автора серьезно относиться к покаянию, грехам и борьбе с ними. Можно одобрить стремление конкретизировать грехи, а не спрятаться за неясными формулировками...
👍14
🖥Запись сегодняшнего стрима. Рекомендую слушать в ускоренном режиме. Конспект прилагается. Моя статья по этой теме.
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
👍5
Прп. Иоанн Дамаскин о наслаждении
«Наслаждение доходит до греха, когда оно вопреки закону природы. Оно же двояко, душевное или телесное: душевное – стремление к славе, а телесное – еда, питие, отдых тела, сон, соитие с женщиной. Все это естественно и хорошо, когда происходит согласно естественному порядку и закону Создателя, и дурно – когда вопреки закону Создателя и естественному порядку и употреблению. <…> телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, – добро, подобно и сон, и общение с женщиной – добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, – зло» (Против манихеев, 82, 84).
👉🏼Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
#мораль
«Наслаждение доходит до греха, когда оно вопреки закону природы. Оно же двояко, душевное или телесное: душевное – стремление к славе, а телесное – еда, питие, отдых тела, сон, соитие с женщиной. Все это естественно и хорошо, когда происходит согласно естественному порядку и закону Создателя, и дурно – когда вопреки закону Создателя и естественному порядку и употреблению. <…> телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, – добро, подобно и сон, и общение с женщиной – добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, – зло» (Против манихеев, 82, 84).
👉🏼Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
#мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
(по прп. Иоанну Дамаскину, «Точное изложение православной веры»)
- они не связаны с неудовольствием;
- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
- не производят…
(по прп. Иоанну Дамаскину, «Точное изложение православной веры»)
- они не связаны с неудовольствием;
- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
- не производят…
👍16
Свт. Филарет Московский говорит: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не назвал ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего, учить все народы: идите, научите все народы (Мф.28:19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤14👍1
🤰Написал статью о возможности супружеской близости во время беременности и грудного вскармливания. Проанализировал расхожие страшилки, ходящие в православной среде в связи с этим.
#мораль #моиработы #брак #отношения
#мораль #моиработы #брак #отношения
Telegraph
О супружеской близости в период беременности и грудного вскармливания
В данной статье мы рассмотрим вопрос о допустимости супружеской близости в период беременности и грудного вскармливания с точки зрения христианской морали. Отрицательный ответ на этот вопрос можно иногда встретить в популярной православной литературе и услышать…
👍11
Вопросы, которые не связаны прямо с темой конкретных записей, пишите пожалуйста в личные сообщения, а не в обсуждение записей
https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot
https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot
👍4
Библия и святые отцы о добрых радостях жизни
🚫Православие нередко представляют как пространство, где все "вредно, грешно и запрещено". Однако это не так: внимательное знакомство со Священным Писанием и святоотеческими сочинениями (адресованными, прежде всего, христианам в миру) показывает, что грех и добрые житейские радости - это совсем не одно и тоже.
☀️Подборка будет дополняться, если вы знаете цитаты, подходящие к теме, напишите их, пожалуйста, в комментариях.
#мораль
🚫Православие нередко представляют как пространство, где все "вредно, грешно и запрещено". Однако это не так: внимательное знакомство со Священным Писанием и святоотеческими сочинениями (адресованными, прежде всего, христианам в миру) показывает, что грех и добрые житейские радости - это совсем не одно и тоже.
☀️Подборка будет дополняться, если вы знаете цитаты, подходящие к теме, напишите их, пожалуйста, в комментариях.
#мораль
Telegraph
Библия и святые отцы о добрых радостях жизни
I. Священное Писание. Житейские блага - дар Господа: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И…
👍10
📖Библейский совет: «В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него» (Еккл.7:14).
#библия #духовнаяжизнь
#библия #духовнаяжизнь
👍8
