Апостол Павел пишет, что «телесное упражнение малополезно»? Как понимать эти слова?
В ближайшем контексте эта фраза звучит так: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:7-8).
Обратимся к толкованию свт. Иоанна Златоуста: «[Апостол говорит] о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение» (Беседы на 1-е послание к Тимофею, 12).
Итак, апостол Павел здесь говорит об относительной пользе телесного упражнения, которая ограничивается временной жизнью, по сравнению с великой пользой от упражнения в благочестии. Приоритеты в жизни христианина должны расставляться правильно.
👉Об отношении Церкви к физическому развитию и спорту
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #ответынавопросы
В ближайшем контексте эта фраза звучит так: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:7-8).
Обратимся к толкованию свт. Иоанна Златоуста: «[Апостол говорит] о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение» (Беседы на 1-е послание к Тимофею, 12).
Итак, апостол Павел здесь говорит об относительной пользе телесного упражнения, которая ограничивается временной жизнью, по сравнению с великой пользой от упражнения в благочестии. Приоритеты в жизни христианина должны расставляться правильно.
👉Об отношении Церкви к физическому развитию и спорту
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #ответынавопросы
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Как Церковь относится к физическому развитию и спорту?
Общее отношение к этому выражено в «Основах социальной концепции РПЦ», где «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого…
Общее отношение к этому выражено в «Основах социальной концепции РПЦ», где «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого…
❤3👍2
Периодически встречаю однотипные человеческие недоумения о «жестокости» библейского Бога и задаюсь вопросом о том, почему у людей такое ярое неприятие учения о правосудии Божьем. Некоторые предположения у меня есть.
1. Неправильное усвоение понятия о Боге, как о совершенной Любви и совершенном Правосудии. Когда у человека перекос в одну сторону (Бог только Любовь - безразличный к злу, или Бог только Правосудие - безжалостный к творениям), особенно если это сформировалось в детстве, то неудивительно что образ создается чудовищный.
2. Неправильное понятие о любви и справедливости и нежелание признавать Бога абсолютным властелином Своего творения. Любовь без справедливости превращается в попустительство. Резко негативное отношение Бога к грехам и их оправданию показывает, что они действительно настолько мерзки и ужасны. Больше всего говорит в Библии о карах ада Тот, Кто взошел на крест, чтобы любой желающий мог избежать их.
Бог абсолютный хозяин жизни каждого из нас, может делать вообще что хочет. И просто нелепо выдвигать Ему какие то условия или претензии. Но Он бесконечно любит нас и бесконечно ненавидит зло. Что мешает лично вам уверовать в Господа, исполнять Его заповеди и избежать справедливого возмездия, приготовленного миру? Все справедливо, преступления наказываются государством, тем более, высшим Правосудием. Бог либо такой, каким Он открылся в Своем Слове, либо остаются лишь наши фантазии о Нем.
Бесы творят зло из ненависти ради погибели, а Бог никому не желает погибели и сделал все возможное со Своей стороны, но если человеку все равно, то он сам виноват, если не захочет спасения, это будет его выбор. Обвинять Бога в жестокости равносильно обвинению справедливого судьи, которые приговорил к пожизненному заключению/смертной казни убийцу или насильника.
#библия #мысли
1. Неправильное усвоение понятия о Боге, как о совершенной Любви и совершенном Правосудии. Когда у человека перекос в одну сторону (Бог только Любовь - безразличный к злу, или Бог только Правосудие - безжалостный к творениям), особенно если это сформировалось в детстве, то неудивительно что образ создается чудовищный.
2. Неправильное понятие о любви и справедливости и нежелание признавать Бога абсолютным властелином Своего творения. Любовь без справедливости превращается в попустительство. Резко негативное отношение Бога к грехам и их оправданию показывает, что они действительно настолько мерзки и ужасны. Больше всего говорит в Библии о карах ада Тот, Кто взошел на крест, чтобы любой желающий мог избежать их.
Бог абсолютный хозяин жизни каждого из нас, может делать вообще что хочет. И просто нелепо выдвигать Ему какие то условия или претензии. Но Он бесконечно любит нас и бесконечно ненавидит зло. Что мешает лично вам уверовать в Господа, исполнять Его заповеди и избежать справедливого возмездия, приготовленного миру? Все справедливо, преступления наказываются государством, тем более, высшим Правосудием. Бог либо такой, каким Он открылся в Своем Слове, либо остаются лишь наши фантазии о Нем.
Бесы творят зло из ненависти ради погибели, а Бог никому не желает погибели и сделал все возможное со Своей стороны, но если человеку все равно, то он сам виноват, если не захочет спасения, это будет его выбор. Обвинять Бога в жестокости равносильно обвинению справедливого судьи, которые приговорил к пожизненному заключению/смертной казни убийцу или насильника.
#библия #мысли
👍7🔥1
Быть подобным Богу, это не просто фигура речи, это воплощение конкретных принципов жизни христианина. Приведу некоторые примеры.
1. Бог любит всех людей как Свои творения и ненавидит их злые поступки. Он благотворит как праведным, так и грешным, хотя и не одинаково относится к ним. Также должен поступать христианин.
2. Бог гневается на проявления зла ради любви к справедливости. Также и христианину следует гневаться на проявления зла не ради страстного желания защитить свою честь, а ради любви к справедливости.
3. Бог никому не воздает злом за зло, даже когда наказывает. Также и христианину следует воздавать добром за зло, даже если это требует применения наказания.
4. Бог всегда готов простить грешника (восстановить с ним полное общение), но не дает это прощение тем, кто не принес покаяния. Также должен стремиться поступать и христианин по отношению к своим единоверцам.
5. Бог милостив по отношению к людям и благотворит им к их пользе. Также и христианин не должен быть равнодушен и ему следует благотворить людям так, чтобы это было им на пользу.
6. Бог никогда не милует в нарушение справедливости. Также и христианину не следует нарушать Божий закон из-за желания «поступить по любви».
7. Бог всегда верен Своим словам и обещаниям. Также и христианин должен быть всегда верен.
8. Бог не оставляет Своих детей без исправления, если они согрешили. Также и христианину не следует пренебрегать ближним, когда тот согрешил, но помогать ему исправиться.
9. Божья любовь простирается до самопожертвования на кресте. Также христианину следует учиться любить ближнего.
Библия предлагает нам не только список заповедей, а пример поведения Самого Бога, в том, как надлежит понимать и исполнять Его заповеди.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #мысли
1. Бог любит всех людей как Свои творения и ненавидит их злые поступки. Он благотворит как праведным, так и грешным, хотя и не одинаково относится к ним. Также должен поступать христианин.
2. Бог гневается на проявления зла ради любви к справедливости. Также и христианину следует гневаться на проявления зла не ради страстного желания защитить свою честь, а ради любви к справедливости.
3. Бог никому не воздает злом за зло, даже когда наказывает. Также и христианину следует воздавать добром за зло, даже если это требует применения наказания.
4. Бог всегда готов простить грешника (восстановить с ним полное общение), но не дает это прощение тем, кто не принес покаяния. Также должен стремиться поступать и христианин по отношению к своим единоверцам.
5. Бог милостив по отношению к людям и благотворит им к их пользе. Также и христианин не должен быть равнодушен и ему следует благотворить людям так, чтобы это было им на пользу.
6. Бог никогда не милует в нарушение справедливости. Также и христианину не следует нарушать Божий закон из-за желания «поступить по любви».
7. Бог всегда верен Своим словам и обещаниям. Также и христианин должен быть всегда верен.
8. Бог не оставляет Своих детей без исправления, если они согрешили. Также и христианину не следует пренебрегать ближним, когда тот согрешил, но помогать ему исправиться.
9. Божья любовь простирается до самопожертвования на кресте. Также христианину следует учиться любить ближнего.
Библия предлагает нам не только список заповедей, а пример поведения Самого Бога, в том, как надлежит понимать и исполнять Его заповеди.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #мысли
👍6🤔1
3 ошибочных представления о Нагорной проповеди Спасителя
Миф#1: Христос сказал нечто принципиально новое и евангельские заповеди противоречат ветхозаветному закону.
Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Спаситель не сообщил ничего принципиально нового, все нормы Нагорной проповеди уже содержатся на страницах Ветхого Завета. Однако отныне они возведены из желательных в обязательные.
Миф#2: Нормы Нагорной проповеди регулируют только личные взаимоотношения людей, но не подходят для руководства на уровне целого общества.
В действительности эти нормы универсальны, отличается лишь специфика их применения. Так известная норма «не противься злому» и «подставь другую щеку» запрещает не восстановление справедливости или самозащиту, а злобную мстительность, как на личном, так и на общественном уровне.
Миф#3: Нормы Нагорной проповеди описывают некий идеал христианской жизни, их нарушение не является тяжким грехом.
Такое мнение тоже встречается в популярных статьях, однако оно не является верным. Нагорная проповедь содержит именно заповеди, как это всегда понималось в православном Предании. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Скажи мне, что труднее и тягостнее — не убивать, или даже и не гневаться? Кто более строг, тот ли, кто определяет наказание за человекоубийство, или тот, кто налагает его даже и за гнев? Тот ли, кто карает прелюбодея по совершении греха, или тот, кто за само вожделение подвергает наказанию, и наказанию вечному? Видите, как мы дошли до заключения, совершенно противного лжеумствованиям еретиков! Бог древнего закона, называемый ими жестоким, оказывается кротким и милостивым; Бог же нового закона, признаваемый ими за благого, представляется, по их безумию, строгим и жестоким. Но мы исповедуем единого Законодателя в Ветхом и Новом завете, Который все устроил, как нужно было, и по различию самых времен постановил и два различные закона».
#библия #мораль #мифы #иоаннзлатоуст
Миф#1: Христос сказал нечто принципиально новое и евангельские заповеди противоречат ветхозаветному закону.
Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Спаситель не сообщил ничего принципиально нового, все нормы Нагорной проповеди уже содержатся на страницах Ветхого Завета. Однако отныне они возведены из желательных в обязательные.
Миф#2: Нормы Нагорной проповеди регулируют только личные взаимоотношения людей, но не подходят для руководства на уровне целого общества.
В действительности эти нормы универсальны, отличается лишь специфика их применения. Так известная норма «не противься злому» и «подставь другую щеку» запрещает не восстановление справедливости или самозащиту, а злобную мстительность, как на личном, так и на общественном уровне.
Миф#3: Нормы Нагорной проповеди описывают некий идеал христианской жизни, их нарушение не является тяжким грехом.
Такое мнение тоже встречается в популярных статьях, однако оно не является верным. Нагорная проповедь содержит именно заповеди, как это всегда понималось в православном Предании. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Скажи мне, что труднее и тягостнее — не убивать, или даже и не гневаться? Кто более строг, тот ли, кто определяет наказание за человекоубийство, или тот, кто налагает его даже и за гнев? Тот ли, кто карает прелюбодея по совершении греха, или тот, кто за само вожделение подвергает наказанию, и наказанию вечному? Видите, как мы дошли до заключения, совершенно противного лжеумствованиям еретиков! Бог древнего закона, называемый ими жестоким, оказывается кротким и милостивым; Бог же нового закона, признаваемый ими за благого, представляется, по их безумию, строгим и жестоким. Но мы исповедуем единого Законодателя в Ветхом и Новом завете, Который все устроил, как нужно было, и по различию самых времен постановил и два различные закона».
#библия #мораль #мифы #иоаннзлатоуст
👍6
Моя реплика в одном из обсуждений темы невротической религиозности
Мне кажется, что очень не хватает осмысления древних авторитетных текстов, даже определенного критического осмысления. То есть чаще, верующие как бы не рассуждая по умолчанию соглашаются со всем, что написано кем-то авторитетным, без попытки это серьезно осмыслить и рассмотреть для себя аргументацию, которую автор приводит в подтверждение своей позиции. По принципу: не анализировал, но по умолчанию со всем согласен. Это не значит, что св. отцов нужно всегда под сомнение ставить. Это значит, что пока ты сам не понял, о чем они пишут и как это работает, толку мало, а загонов можешь себе прибавить. Я писал об этом ранее https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/362
Библия должна быть на первом месте у христианина, а все остальное уже рассматриваться в ее свете. Регулярно убеждаюсь, что у людей загоны на тему Православия, потому что они читают, что угодно, кроме Библии. И рассматривают другие тексты (святоотеческие, житийные) как равноавторитетное дополнение к ней. А еще у нас часто путают заповеди и советы. То есть "лучше быть безбрачным/нищим" это не значит, что не быть таким - это плохо. Непонимание этого как раз и способно ввести в невроз, когда то, что в Евангелии предлагается на добровольный выбор ради Христа (а не ради прикрытия этим своей несостоятельности в жизни), в голове у человека превращается в универсальный закон и осуждение его образа жизни.
#мысли #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Мне кажется, что очень не хватает осмысления древних авторитетных текстов, даже определенного критического осмысления. То есть чаще, верующие как бы не рассуждая по умолчанию соглашаются со всем, что написано кем-то авторитетным, без попытки это серьезно осмыслить и рассмотреть для себя аргументацию, которую автор приводит в подтверждение своей позиции. По принципу: не анализировал, но по умолчанию со всем согласен. Это не значит, что св. отцов нужно всегда под сомнение ставить. Это значит, что пока ты сам не понял, о чем они пишут и как это работает, толку мало, а загонов можешь себе прибавить. Я писал об этом ранее https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/362
Библия должна быть на первом месте у христианина, а все остальное уже рассматриваться в ее свете. Регулярно убеждаюсь, что у людей загоны на тему Православия, потому что они читают, что угодно, кроме Библии. И рассматривают другие тексты (святоотеческие, житийные) как равноавторитетное дополнение к ней. А еще у нас часто путают заповеди и советы. То есть "лучше быть безбрачным/нищим" это не значит, что не быть таким - это плохо. Непонимание этого как раз и способно ввести в невроз, когда то, что в Евангелии предлагается на добровольный выбор ради Христа (а не ради прикрытия этим своей несостоятельности в жизни), в голове у человека превращается в универсальный закон и осуждение его образа жизни.
#мысли #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤6🔥1
Прп. Никодим Святогорец в своей книге об исповеди писал следующее:
«Если ты исповедуешь все грехи свои и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными, но ты прибавишь себе еще один грех - святотатство, из-за этого сокрытия». Почему даже один скрытый грех делает недействительным покаяние во всех остальных?
Здесь нет никакой магии ритуала, который «дает сбои» при неправильном выполнении. Дело вообще не в этом. Покаяние – это полный разворот от зла к добру, от дьявола к Богу. Если человек не желает исповедовать какой-то отдельный грех, тем самым он демонстрирует неискренность своего покаяния, нежелание примириться с Богом, короче говоря, лукавит. Бог либо исцеляет всего человека, либо не исцеляет вообще. Здесь не может быть полумеры. Именно поэтому не может быть прощения только части грехов. Разумеется, речь идет о сознательном сокрытии смертных грехов, которые требуют обязательной исповеди, в отличии от повседневных.
#духовнаяжизнь #мораль
«Если ты исповедуешь все грехи свои и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными, но ты прибавишь себе еще один грех - святотатство, из-за этого сокрытия». Почему даже один скрытый грех делает недействительным покаяние во всех остальных?
Здесь нет никакой магии ритуала, который «дает сбои» при неправильном выполнении. Дело вообще не в этом. Покаяние – это полный разворот от зла к добру, от дьявола к Богу. Если человек не желает исповедовать какой-то отдельный грех, тем самым он демонстрирует неискренность своего покаяния, нежелание примириться с Богом, короче говоря, лукавит. Бог либо исцеляет всего человека, либо не исцеляет вообще. Здесь не может быть полумеры. Именно поэтому не может быть прощения только части грехов. Разумеется, речь идет о сознательном сокрытии смертных грехов, которые требуют обязательной исповеди, в отличии от повседневных.
#духовнаяжизнь #мораль
👍5🔥1
Мнение блаженного Августина об употреблении одежды, которая сильно выделяет человека:
«Всякий, кто при использовании внешних вещей выходит за пределы норм, соблюдаемых теми добродетельными людьми, с кем ему доводится жить, либо делает это ради того, чтобы этим что-либо обозначить, либо же виновен в грехе, поскольку пользуется этими вещами ради чувственного удовольствия или хвастовства». При этом, «всякий, кто при пользовании преходящими вещами ограничивает себя больше, чем принято, или благоразумен, или суеверен» (De Doctr. Christ. III).
👉См. мнение св. Августина об украшениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/445
#мораль #августин
«Всякий, кто при использовании внешних вещей выходит за пределы норм, соблюдаемых теми добродетельными людьми, с кем ему доводится жить, либо делает это ради того, чтобы этим что-либо обозначить, либо же виновен в грехе, поскольку пользуется этими вещами ради чувственного удовольствия или хвастовства». При этом, «всякий, кто при пользовании преходящими вещами ограничивает себя больше, чем принято, или благоразумен, или суеверен» (De Doctr. Christ. III).
👉См. мнение св. Августина об украшениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/445
#мораль #августин
👍2
📖Сегодняшнее рядовое чтение из послания к Римлянам посвящено теме отношения христиан ко властям (13:1-10).
1. Апостол утверждает, что сам принцип власти, иерархии в обществе, он от Бога. Соответственно, анархия - не от Бога. Павел напоминает своим читателям, что принятие небесного подданства не освобождает их от соблюдения земных законов.
2. Очевидно, что речь идет о повиновении в добром и справедливом, а не о подчинении любому приказу. До тех пор, пока начальники действуют в рамках справедливого закона и не превышают своих полномочий, христиане обязаны повиноваться им по заповеди. И это совершенно естественно. Даже по светским законам преступные приказы недействительны и становятся беззакониями, тем более - по евангельским законам.
3. Повиноваться властям нужно не из-за страха наказания, а по совести. Это и отличает христиан, что для них повиновение начальнику прямо связано с повиновением Богу.
4. Начальники - Божьи слуги, они представители правосудия Божия в обществе. У них есть исключительное право на применение силы ради обеспечения порядка и справедливости («не напрасно носит меч, отмститель в наказание делающему злое»).
5. Христианину не следует оставаться в долгу перед другими ни в чем житейском. Христиане - лучшие налогоплательщики, граждане своего государства, во всем, что касается земного порядка вещей. Только любовь остаётся неоплатным долгом: «Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, — и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным» (свт. Феофан Затворник).
#библия #мораль #толкование #феофанзатворник
1. Апостол утверждает, что сам принцип власти, иерархии в обществе, он от Бога. Соответственно, анархия - не от Бога. Павел напоминает своим читателям, что принятие небесного подданства не освобождает их от соблюдения земных законов.
2. Очевидно, что речь идет о повиновении в добром и справедливом, а не о подчинении любому приказу. До тех пор, пока начальники действуют в рамках справедливого закона и не превышают своих полномочий, христиане обязаны повиноваться им по заповеди. И это совершенно естественно. Даже по светским законам преступные приказы недействительны и становятся беззакониями, тем более - по евангельским законам.
3. Повиноваться властям нужно не из-за страха наказания, а по совести. Это и отличает христиан, что для них повиновение начальнику прямо связано с повиновением Богу.
4. Начальники - Божьи слуги, они представители правосудия Божия в обществе. У них есть исключительное право на применение силы ради обеспечения порядка и справедливости («не напрасно носит меч, отмститель в наказание делающему злое»).
5. Христианину не следует оставаться в долгу перед другими ни в чем житейском. Христиане - лучшие налогоплательщики, граждане своего государства, во всем, что касается земного порядка вещей. Только любовь остаётся неоплатным долгом: «Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, — и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным» (свт. Феофан Затворник).
#библия #мораль #толкование #феофанзатворник
Безусловна ли любовь Бога к человеку?
Тема безусловной любви очень популярна в современном интернет-пространстве, об этом часто говорят психологи. В связи с этим интересно поразмышлять, как любит человека Бог. Ведь Его любовь - образец для нашего отношения к людям. Обратимся к рассуждению прп. Максима Исповедника: «Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего» (Главы о любви).
Что здесь интересно отметить: Бог равно и безусловно любит всех людей, как людей (что выражается в том, что он сохраняет свои творения, Христос умер за каждого человека, посылает дождь на праведных и неправедных и т.д.), но при этом различным образом подходит к добродетельным и порочным - первых любит за их добродетели, а вторых только милует и терпит, ожидая их обращения. При этом, можно сказать, что Он не только «не принимает людей такими, какие они есть» (имеется в виду состояние их души), напротив, ненавидит всех творящих беззаконие (Пс.5:6). Свт. Серафим (Соболев) так поясняет это: «Если мы относимся достойно к любви Господа или Его милованию, т.е., если пребываем в покаянии и соблюдаем спасительные заповеди, то Господь, по Своей благости и сообразно с Своим Божественным правосудием, награждает нас. Если же мы к любви, которую изливает на нас Господь, относимся недостойно, нарушаем Его заповеди, даже отвергаем их, пребывая в нераскаянности, то Божественное правосудие наказывает нас, хотя полная оценка нашей нравственной деятельности произойдет на страшном суде Христовом» (Искажение православной истины в русской богословской мысли).
Из этого можно сделать вывод о богоподобном отношении к людям. Христианин призван безусловно любить каждого человека, как творение Бога, Его образ и подобие, независимо от его внешних, случайных характеристик. Однако у него нет ни оснований, ни морального права «принимать человека таким, какой он есть» (если это принятие связано с одобрением греха). При этом к порочному человеку нужно относиться милостиво, помня о том, что у каждого есть потенциальная возможность покаяться и спастись. Полезно это иметь в виду, так как очень легко увлечься мирским пониманием любви и принятия человека, забыв о том, что христиане все призваны проверять в свете слова Божия.
#ответынавопросы #мораль #мысли
Тема безусловной любви очень популярна в современном интернет-пространстве, об этом часто говорят психологи. В связи с этим интересно поразмышлять, как любит человека Бог. Ведь Его любовь - образец для нашего отношения к людям. Обратимся к рассуждению прп. Максима Исповедника: «Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего» (Главы о любви).
Что здесь интересно отметить: Бог равно и безусловно любит всех людей, как людей (что выражается в том, что он сохраняет свои творения, Христос умер за каждого человека, посылает дождь на праведных и неправедных и т.д.), но при этом различным образом подходит к добродетельным и порочным - первых любит за их добродетели, а вторых только милует и терпит, ожидая их обращения. При этом, можно сказать, что Он не только «не принимает людей такими, какие они есть» (имеется в виду состояние их души), напротив, ненавидит всех творящих беззаконие (Пс.5:6). Свт. Серафим (Соболев) так поясняет это: «Если мы относимся достойно к любви Господа или Его милованию, т.е., если пребываем в покаянии и соблюдаем спасительные заповеди, то Господь, по Своей благости и сообразно с Своим Божественным правосудием, награждает нас. Если же мы к любви, которую изливает на нас Господь, относимся недостойно, нарушаем Его заповеди, даже отвергаем их, пребывая в нераскаянности, то Божественное правосудие наказывает нас, хотя полная оценка нашей нравственной деятельности произойдет на страшном суде Христовом» (Искажение православной истины в русской богословской мысли).
Из этого можно сделать вывод о богоподобном отношении к людям. Христианин призван безусловно любить каждого человека, как творение Бога, Его образ и подобие, независимо от его внешних, случайных характеристик. Однако у него нет ни оснований, ни морального права «принимать человека таким, какой он есть» (если это принятие связано с одобрением греха). При этом к порочному человеку нужно относиться милостиво, помня о том, что у каждого есть потенциальная возможность покаяться и спастись. Полезно это иметь в виду, так как очень легко увлечься мирским пониманием любви и принятия человека, забыв о том, что христиане все призваны проверять в свете слова Божия.
#ответынавопросы #мораль #мысли
👍5❤2
📖В сегодняшнем рядовом чтении из послания к Коринфянам есть такие слова: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31-32).
Апостол различает здесь три суда:
1) суд человека над самим собою;
2) суд Божий временный, в этой жизни;
3) суд на вечную гибель или окончательное осуждение – это Страшный Последний суд.
Бог дает христианину две попытки избежать окончательного осуждения за грехи, которое постигнет всех неверующих. Первая попытка: осознать самому к чему приведет потенциальный грех и остановиться (или осудить самого себя, если грех уже совершен). Если верующий упускает для себя эту возможность, Бог дает ему вторую попытку: пережить наказание от Господа и очиститься от греха. Это будет больно, но это не самый худший вариант. Свт. Афанасий Великий поясняет: «Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность». Но если человек и здесь не готов признать свой грех и продолжает в нем упорствовать до конца, то уже тогда он будет осужден окончательно вместе с неверующими и демонами.
Вот такая привилегия есть у христиан, Бог особенным образом их милует, давая больше шансов, чем неверующим.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
Апостол различает здесь три суда:
1) суд человека над самим собою;
2) суд Божий временный, в этой жизни;
3) суд на вечную гибель или окончательное осуждение – это Страшный Последний суд.
Бог дает христианину две попытки избежать окончательного осуждения за грехи, которое постигнет всех неверующих. Первая попытка: осознать самому к чему приведет потенциальный грех и остановиться (или осудить самого себя, если грех уже совершен). Если верующий упускает для себя эту возможность, Бог дает ему вторую попытку: пережить наказание от Господа и очиститься от греха. Это будет больно, но это не самый худший вариант. Свт. Афанасий Великий поясняет: «Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность». Но если человек и здесь не готов признать свой грех и продолжает в нем упорствовать до конца, то уже тогда он будет осужден окончательно вместе с неверующими и демонами.
Вот такая привилегия есть у христиан, Бог особенным образом их милует, давая больше шансов, чем неверующим.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
👍5❤1
Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
(по прп. Иоанну Дамаскину, «Точное изложение православной веры»)
- они не связаны с неудовольствием;
- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
- не производят вреда;
- не выходят из границ умеренности;
- не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе.
Добрые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере».
#мораль
(по прп. Иоанну Дамаскину, «Точное изложение православной веры»)
- они не связаны с неудовольствием;
- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
- не производят вреда;
- не выходят из границ умеренности;
- не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе.
Добрые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере».
#мораль
❤17
Авва Аполлос говорил: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик. 47).
Плод Святого Духа - радость.
#духовнаяжизнь
Плод Святого Духа - радость.
#духовнаяжизнь
❤11🔥3
Свт. Игнатий Брянчанинов в одном из писем даёт такое предостережение при выборе духовного чтения:
«Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!
Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, то есть предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой.
Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде».
Поэтому я составил список рекомендуемых святоотеческих сочинений, адресованных живущим в миру
#духовнаяжизнь #чтение
«Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!
Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, то есть предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой.
Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде».
Поэтому я составил список рекомендуемых святоотеческих сочинений, адресованных живущим в миру
#духовнаяжизнь #чтение
azbyka.ru
Святоотеческие творения для мирян - Сост. чтец Сергий Федоров - читать, скачать
Труд «Святоотеческие творения для мирян» Сост. чтец Сергий Федоров. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍3❤1
Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара предостерегает от магического отношения к поминовению усопших:
«Относительно того, что и до общего Суда многие будут освобождены от уз, мы и это исповедуем по общему учению Кафолической Церкви. Относительно же времени такового избавления — этого мы никак и никоим образом не ведаем. Почему отвергаем мы и то, [когда говорят, будто известно], какими именно и сколькими Литургиями, молитвами, милостынями или отпущениями от того или иного архиерея или патриарха освобождается душа от содержащих ее скорбей. Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#молитва #смерть #дисциплина
«Относительно того, что и до общего Суда многие будут освобождены от уз, мы и это исповедуем по общему учению Кафолической Церкви. Относительно же времени такового избавления — этого мы никак и никоим образом не ведаем. Почему отвергаем мы и то, [когда говорят, будто известно], какими именно и сколькими Литургиями, молитвами, милостынями или отпущениями от того или иного архиерея или патриарха освобождается душа от содержащих ее скорбей. Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#молитва #смерть #дисциплина
👍7
Человеку, желающему быть православным христианином, совершенно необходимо переформатировать свой образ мышления и свободно подчинить его Слову Божию. Воспитание, образование, общение имеет на нас такое колоссальное влияние, что может запросто начать казаться, что усвоенные модели мышления и поведения - это и есть та самая христианская жизнь (я не имею в виду, конечно, качественное христианское воспитание и образование). Сколько раз приходилось убеждаться, что при серьезном изучении Библии в православном толковании все оказывается не совсем так или совсем не так, как тебя учили или само собой усвоилось. Христианское понятие о добре и зле, о любви и справедливости сильно отличается от того, что мыслят люди мира сего. Поэтому совершенно недостаточно того, что нам рассказали или мы где-то случайно услышали/прочитали. Учиться нужно всегда и особенно, в том что касается веры и нравственности. Это не какая-то мелочь, это то, что определяет наше мышление в повседневной жизни и влияет на нашу вечную участь.
#мысли
#мысли
👍13❤1
Почему в жизни будущего века не будет ни животных, ни растений?
🐶🐱🦄🌳Многие из нас представляют картину будущей жизни в виде прекрасных пейзажей с растительностью и разнообразными видами животных. Но Слово Божие не дает серьезных оснований считать, что все это будет там. Почему?
1. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
2. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни.
3. Вообще все то приятное и прекрасное, что сейчас нас окружает и к чему мы привязываемся, необходимо для поддержания нас в печалях и нуждах этой жизни (как и питание, интимные отношения и т.п.). Но когда Бог будет все во всем (1Кор.15:28), то единственным источником радости будет Он, так что не будет нужды в маленьких радостях. Все будет по новому, ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).
Блаженство праведников так описывается в одном из исповеданий православной веры: «Радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопрос 126).
То, что я описал не является вероучением Церкви, однако хорошо согласуется со Св. Писанием и учением древних отцов Церкви. Кого разочаровал, прошу прощения, но правду всегда знать более интересно, не так ли?
🐨Больше узнать о богословском отношении к животным и растениям можно здесь https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/491
#библия #ответынавопросы
🐶🐱🦄🌳Многие из нас представляют картину будущей жизни в виде прекрасных пейзажей с растительностью и разнообразными видами животных. Но Слово Божие не дает серьезных оснований считать, что все это будет там. Почему?
1. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
2. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни.
3. Вообще все то приятное и прекрасное, что сейчас нас окружает и к чему мы привязываемся, необходимо для поддержания нас в печалях и нуждах этой жизни (как и питание, интимные отношения и т.п.). Но когда Бог будет все во всем (1Кор.15:28), то единственным источником радости будет Он, так что не будет нужды в маленьких радостях. Все будет по новому, ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).
Блаженство праведников так описывается в одном из исповеданий православной веры: «Радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопрос 126).
То, что я описал не является вероучением Церкви, однако хорошо согласуется со Св. Писанием и учением древних отцов Церкви. Кого разочаровал, прошу прощения, но правду всегда знать более интересно, не так ли?
🐨Больше узнать о богословском отношении к животным и растениям можно здесь https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/491
#библия #ответынавопросы
Telegram
чтец Сергий Федоров
7 богословских утверждений о растениях и животных, о которых вы могли не знать
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет:…
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет:…
👍8🤔3👎2❤1🔥1
🔎Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно, в Церкви или в миру). Нельзя обязать человека делать безвозмездно то, что он не обязан делать. Но есть два исключения:
1) какое-то дело является обязанностью человека по заповеди (например, воспитывать своих детей, оказать помощь остро нуждающемуся и т.п.);
2) человек сам свободно отказывается от вознаграждения труда ради небесной награды.
Так что представление о том, что христианин обязан быть безотказным - это миф.
👉О заповеди "просящему у тебя дай"
#мораль #ответынавопросы
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно, в Церкви или в миру). Нельзя обязать человека делать безвозмездно то, что он не обязан делать. Но есть два исключения:
1) какое-то дело является обязанностью человека по заповеди (например, воспитывать своих детей, оказать помощь остро нуждающемуся и т.п.);
2) человек сам свободно отказывается от вознаграждения труда ради небесной награды.
Так что представление о том, что христианин обязан быть безотказным - это миф.
👉О заповеди "просящему у тебя дай"
#мораль #ответынавопросы
❤9👍2
👨🦳Обязанности главы семейства (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»):
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена
а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.
б) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.
в) Устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем. Он – знай, он – и приводи в дело, что нужно.
г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство».
👉Обязанности мужа
#мораль #брак #феофанзатворник
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена
а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.
б) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.
в) Устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем. Он – знай, он – и приводи в дело, что нужно.
г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство».
👉Обязанности мужа
#мораль #брак #феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об обязанностях мужа-христианина:
🤵♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна…
🤵♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна…
🔥8❤1
🩸О запрете вкушения удавленины и крови
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе» (Деян.15.20).
Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
В Восточной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: "Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови, в восточной традиции существует понятие скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
#дисциплина #мораль #библия #августин
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе» (Деян.15.20).
Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
В Восточной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: "Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови, в восточной традиции существует понятие скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
#дисциплина #мораль #библия #августин
❤5👍1
Патриарх Алексий II о проблемах на исповеди:
«Исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: "раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь" и т. д. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот "спасительный" путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.
Священник должен стараться выработать у своих прихожан православную систему ценностей, чтобы они могли разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи».
👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/802
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
«Исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: "раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь" и т. д. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот "спасительный" путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.
Священник должен стараться выработать у своих прихожан православную систему ценностей, чтобы они могли разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи».
👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/802
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Telegram
чтец Сергий Федоров
Святейший Патриарх Алексий II о предназначении Таинства Покаяния:
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек…
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек…
❤8
чтец Сергий Федоров pinned «Братья и сестры, поскольку телеграм не предполагает бесплатных рекомендаций каналов потенциальным подписчикам, то у меня есть к вам просьба. Если вам интересны материалы моего канала и у вас есть знакомые, которым они могли бы также быть интересны и полезны…»