чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
🖥Планирую сегодня провести здесь стрим (в 18.00 по московскому времени) о нерасторжимости христианского брака. Можете писать свои вопросы по теме и не по теме под этим постом. Конспект лекции я оставлю в комментариях.

Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
🔥9👍3
Live stream finished (1 hour)
🖥Запись сегодняшнего стрима. Рекомендую слушать в ускоренном режиме. Конспект прилагается. Моя статья по этой теме.
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
👍5
Прп. Иоанн Дамаскин о наслаждении

«Наслаждение доходит до греха, когда оно вопреки закону природы. Оно же двояко, душевное или телесное: душевное – стремление к славе, а телесное – еда, питие, отдых тела, сон, соитие с женщиной. Все это естественно и хорошо, когда происходит согласно естественному порядку и закону Создателя, и дурно – когда вопреки закону Создателя и естественному порядку и употреблению. <…> телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, – добро, подобно и сон, и общение с женщиной – добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, – зло» (Против манихеев, 82, 84).

👉🏼Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
#мораль
👍16
📚Поздравляю всех вас с днём знаний! Узнавать для себя что-то новое и полезное, развиваться интеллектуально - это одно из самых прекрасных удовольствий для человека.

Свт. Филарет Московский говорит: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не назвал ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего, учить все народы: идите, научите все народы (Мф.28:19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14👍1
Вопросы, которые не связаны прямо с темой конкретных записей, пишите пожалуйста в личные сообщения, а не в обсуждение записей
https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot
👍4
Библия и святые отцы о добрых радостях жизни

🚫Православие нередко представляют как пространство, где все "вредно, грешно и запрещено". Однако это не так: внимательное знакомство со Священным Писанием и святоотеческими сочинениями (адресованными, прежде всего, христианам в миру) показывает, что грех и добрые житейские радости - это совсем не одно и тоже.

☀️Подборка будет дополняться, если вы знаете цитаты, подходящие к теме, напишите их, пожалуйста, в комментариях.
#мораль
👍10
📖Библейский совет: «В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него» (Еккл.7:14).
#библия #духовнаяжизнь
👍8
📖«Не будь ни слишком праведен, ни чрезмерно мудр. Зачем тебе губить себя?» (Еккл.7:16).

🖋Комментарий библеиста В. Н. Мышцына (1866-1936): «Продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия».
#библия #мораль
🔥7👍2
📖«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"» (Еккл.11:9-10, 12:1).

🖋Комментарий библеиста В. Н. Мышцына (1866-1936): «В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием... Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу».
#библия #мораль
👍108
📕Нравственные наставления библейской книги Иисуса, сына Сирахова (выдержка из статьи в Православной энциклопедии)

Внимание автора прежде всего сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Иисуса Сираха, является разумное и богобоязненное поведение ее главы. Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается в первую очередь к отцу семейства. От членов семьи безусловно требуется полное подчинение ее главе. Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях прежде всего необходимо воспитывать послушание и почтительность (Сир. 30.1-13), в дочерях - целомудрие (42.10-11). Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников» (16.1-5). Муж и жена должны жить в согласии между собой (25.2). Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей» (26.3), «опорой спокойствия его» (36.26; ср.: 7.21; 26.1-4, 16-23; 36.23-29); злая, бесстыдная пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи (25.15-29; 26.7-10). Раба нужно держать в строгости, но не слишком обременять и поступать с ним, «как с братом» (33.25-33).

Автор предостерегает от общения с дурными людьми (11.29-34; 13.1-11), для них не следует совершать благодеяний, ибо следствием будет только «сугубое зло» (12.4-7; особенно ст. 6). Напротив, истинные друзья - это большая ценность (6.1-17; 19. 13-18; 22.21-30; 27.16-23; 37.1-9). В общении с богатыми и властными людьми следует быть осмотрительным (13.12-14), с другими - во всем сохранять скромность (31.13-32.14). Следует избегать развратных женщин (9.3-11; ср.: 42.12-14).

Мудрец призывает проявлять терпение в испытаниях (2.1-18), иметь кротость и смирение (3.17-29), прощать ближним обиды («...тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» - 28.2), воздерживаться от ссор и конфликтов даже с негодными людьми (8.1-14; 28.9-14), избегать ревности (9.1-2), зависти (9.14; 14.8-10), гордости (10.7-21), не проявлять лишнего внимания к внешности человека (11.1-4), не надеяться только на земное богатство (5.1-10), быть милостивым к бедным (4.1-6; 29).

Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19.1-3), чревоугодие, болтливость (19.6-10), тайный гнев (20.1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22.1-2), блуд и прелюбодеяние (23.20-36), лицемерие (27.24-32), злобу и мстительность (28.1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28.1).

Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30.14-31.12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31.10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38.1-15).

Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35.1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36.18), «Господь не благоволит» (ср.: 34.18-26).
#библия #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11👍1
✝️Из сегодняшнего апостольского чтения: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15).
#библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14🔥4👍2
🇬🇷Священный Синод Элладской Православной Церкви на заседании 19-21 января 1982 года своим решением определил придерживаться следующих позиций в отношении гражданского брака:

«Согласно догматическому учению Православной Церкви, брак – это Таинство, и для его канонического и юридического оформления его священнословие (ἱερολογία) является существенным элементом. Она не признает никакого другого вида брака для своих верующих. По этой причине, согласно вероучению Церкви, гражданский брак представляет собой блуд и прелюбодеяние (πορνεία και μοιχεία), а также нарушение догматического учения о Таинствах. Таким образом, очевидно, что гражданский брак не может рассматриваться Церковью как равный и равноценный религиозному браку православных.

Но из-за тех немногих, кто теоретически причисляет себя к неверующим и атеистам, Церковь терпимо относится к введению гражданского брака, чтобы великим Таинством Брака не злоупотребляли люди, не верящие в его святость и служащие нерелигиозные и инославные.

Заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний веры. Поэтому, к большому сожалению, те, кто окончательно и нераскаянно упорствует в этом неверии, по своей собственной вине отлучаются от Церкви и лишаются ее благословений и молитв».

Не могу согласиться здесь с тем, что венчание является существенным элементом (поскольку это позднее мнение и обряд венчания существовал не всегда, поэтому венчание следует рассматривать как каноническую форму церковного заключения брака), но в целом, позиция здравая и подлинно православная. Мнения Синодов иных Поместных Церквей по вопросу гражданского брака я приводил здесь.
#брак #мораль #дисциплина
👍13
📖В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

Свт. Феофан Затворник объясняет что это за виды печали и каковы их последствия: «Печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают. По Бозе же печалящийся, хотя тоже глубокою скорбию поражается, но скорбь сия всегда растворяется благонадежием помилования: ибо всему свету известна Божия готовность принимать кающегося. Оттого печаль по Бозе не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит» (Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном).

Запрещает ли апостол печалиться о житейских вещах совсем? Не запрещает, поскольку это естественно, но предостерегает от неумеренной печали, показывающей чрезмерную привязанность к земным вещам (см. 1Кор.7:29-30). Такая печаль действительно убивает человека: «Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,
ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30:24-25).
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍104