чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Вопросы, которые не связаны прямо с темой конкретных записей, пишите пожалуйста в личные сообщения, а не в обсуждение записей
https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot
👍4
Библия и святые отцы о добрых радостях жизни

🚫Православие нередко представляют как пространство, где все "вредно, грешно и запрещено". Однако это не так: внимательное знакомство со Священным Писанием и святоотеческими сочинениями (адресованными, прежде всего, христианам в миру) показывает, что грех и добрые житейские радости - это совсем не одно и тоже.

☀️Подборка будет дополняться, если вы знаете цитаты, подходящие к теме, напишите их, пожалуйста, в комментариях.
#мораль
👍10
📖Библейский совет: «В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него» (Еккл.7:14).
#библия #духовнаяжизнь
👍8
📖«Не будь ни слишком праведен, ни чрезмерно мудр. Зачем тебе губить себя?» (Еккл.7:16).

🖋Комментарий библеиста В. Н. Мышцына (1866-1936): «Продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия».
#библия #мораль
🔥7👍2
📖«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"» (Еккл.11:9-10, 12:1).

🖋Комментарий библеиста В. Н. Мышцына (1866-1936): «В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием... Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу».
#библия #мораль
👍108
📕Нравственные наставления библейской книги Иисуса, сына Сирахова (выдержка из статьи в Православной энциклопедии)

Внимание автора прежде всего сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Иисуса Сираха, является разумное и богобоязненное поведение ее главы. Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается в первую очередь к отцу семейства. От членов семьи безусловно требуется полное подчинение ее главе. Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях прежде всего необходимо воспитывать послушание и почтительность (Сир. 30.1-13), в дочерях - целомудрие (42.10-11). Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников» (16.1-5). Муж и жена должны жить в согласии между собой (25.2). Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей» (26.3), «опорой спокойствия его» (36.26; ср.: 7.21; 26.1-4, 16-23; 36.23-29); злая, бесстыдная пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи (25.15-29; 26.7-10). Раба нужно держать в строгости, но не слишком обременять и поступать с ним, «как с братом» (33.25-33).

Автор предостерегает от общения с дурными людьми (11.29-34; 13.1-11), для них не следует совершать благодеяний, ибо следствием будет только «сугубое зло» (12.4-7; особенно ст. 6). Напротив, истинные друзья - это большая ценность (6.1-17; 19. 13-18; 22.21-30; 27.16-23; 37.1-9). В общении с богатыми и властными людьми следует быть осмотрительным (13.12-14), с другими - во всем сохранять скромность (31.13-32.14). Следует избегать развратных женщин (9.3-11; ср.: 42.12-14).

Мудрец призывает проявлять терпение в испытаниях (2.1-18), иметь кротость и смирение (3.17-29), прощать ближним обиды («...тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» - 28.2), воздерживаться от ссор и конфликтов даже с негодными людьми (8.1-14; 28.9-14), избегать ревности (9.1-2), зависти (9.14; 14.8-10), гордости (10.7-21), не проявлять лишнего внимания к внешности человека (11.1-4), не надеяться только на земное богатство (5.1-10), быть милостивым к бедным (4.1-6; 29).

Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19.1-3), чревоугодие, болтливость (19.6-10), тайный гнев (20.1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22.1-2), блуд и прелюбодеяние (23.20-36), лицемерие (27.24-32), злобу и мстительность (28.1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28.1).

Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30.14-31.12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31.10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38.1-15).

Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35.1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36.18), «Господь не благоволит» (ср.: 34.18-26).
#библия #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11👍1
✝️Из сегодняшнего апостольского чтения: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15).
#библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14🔥4👍2
🇬🇷Священный Синод Элладской Православной Церкви на заседании 19-21 января 1982 года своим решением определил придерживаться следующих позиций в отношении гражданского брака:

«Согласно догматическому учению Православной Церкви, брак – это Таинство, и для его канонического и юридического оформления его священнословие (ἱερολογία) является существенным элементом. Она не признает никакого другого вида брака для своих верующих. По этой причине, согласно вероучению Церкви, гражданский брак представляет собой блуд и прелюбодеяние (πορνεία και μοιχεία), а также нарушение догматического учения о Таинствах. Таким образом, очевидно, что гражданский брак не может рассматриваться Церковью как равный и равноценный религиозному браку православных.

Но из-за тех немногих, кто теоретически причисляет себя к неверующим и атеистам, Церковь терпимо относится к введению гражданского брака, чтобы великим Таинством Брака не злоупотребляли люди, не верящие в его святость и служащие нерелигиозные и инославные.

Заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний веры. Поэтому, к большому сожалению, те, кто окончательно и нераскаянно упорствует в этом неверии, по своей собственной вине отлучаются от Церкви и лишаются ее благословений и молитв».

Не могу согласиться здесь с тем, что венчание является существенным элементом (поскольку это позднее мнение и обряд венчания существовал не всегда, поэтому венчание следует рассматривать как каноническую форму церковного заключения брака), но в целом, позиция здравая и подлинно православная. Мнения Синодов иных Поместных Церквей по вопросу гражданского брака я приводил здесь.
#брак #мораль #дисциплина
👍13
📖В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

Свт. Феофан Затворник объясняет что это за виды печали и каковы их последствия: «Печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают. По Бозе же печалящийся, хотя тоже глубокою скорбию поражается, но скорбь сия всегда растворяется благонадежием помилования: ибо всему свету известна Божия готовность принимать кающегося. Оттого печаль по Бозе не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит» (Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном).

Запрещает ли апостол печалиться о житейских вещах совсем? Не запрещает, поскольку это естественно, но предостерегает от неумеренной печали, показывающей чрезмерную привязанность к земным вещам (см. 1Кор.7:29-30). Такая печаль действительно убивает человека: «Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,
ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30:24-25).
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍104
С воскресным днём! Сегодня у меня день рождения. Если вам нравятся и приносят пользу мои публикации, и есть желание подарить мне что-то в день рождения, можете материально поддержать меня и мою молодую семью, я буду рад и благодарен. Ваши молитвы тоже всегда актуальны.

Указал номер карты в комментариях
🔥119
📣Слово на воскресное апостольское чтение о Евангелии - центре христианской веры (1Кор.15:1-11).
#библия #аудио
2
Благодарю всех кто поздравил и прислал деньги! Храни вас Господь!
10👍2
👑Перед вступлением в церковный брак сейчас проводятся беседы с парой, на которых разъясняется смысл христианского брака и частные вопросы, связанные с семейной жизнью христиан. В качестве примера приведу список вопросов и тем, которые затрагиваются на таких беседах у нас на приходе, когда я провожу их. Мне кажется, что все они очень важны.

1. Выяснение степени воцерковленности вступающих в брак.

2. Зарегистрирован ли брак и почему решили венчаться? Сколько лет живут вместе? Получили ли согласие родителей на брак?

3. Выяснение возможных препятствий к браку.

4. Разъяснение определения христианского брака, его существенных свойств (моногамия, нерасторжимость) и целей (совместное спасение, общение, предохранение от распутства, рождение и воспитание детей, пожизненная забота и ответственность друг за друга).

5. Вопрос о деторождении и «планировании семьи».

6. О второбрачии после смерти одного из супругов.

7. Семья как малая церковь, роли и обязанности мужа и жены, взаимное повиновение супругов, что означает «жена да боится мужа». Символика обрядов обручения и венчания.

8. Необходимость диалога между супругами, недопустимость неуважительного обращения по отношению друг к другу.

9. Разделение обязанностей в браке. Брак – школа смирения и любви.

10. Приоритетность интересов своей семьи по отношению к семьям родителей и другим людям.

11. Супружеская близость, ее христианское осмысление. Равноправие супругов в этой области. Искушения «слева» и «справа». Воздержание в браке и его необходимые условия.

12. Важность духовной жизни супругов, избегать принуждения друг друга в этом плане: молитва, участие в таинствах, духовное чтение, добрые дела, благотворительность.

13. Крещение и христианское воспитание детей (по свт. Феофану Затворнику «Путь ко спасению»). Необходимость согласия в вопросах воспитания.

14. О христианском понимании любви.
#брак #мораль
👍131
Прочитал новое интервью с петербургским священником «Церковь о разводе: можно ли развенчаться?» и в очередной раз убедился, что невозможно оправдывать бракоразводную практику современной Церкви, допускающую повторные браки разведенных вопреки учению Христа, не впадая в противоречия и лукавство. Можно прям по пунктам посчитать сколько раз о. Александр противоречит сам себе в одном интервью.

1. «Конечно, ни Церковь, ни человек не может разлучить то, что Бог сочетал. Происходит надрыв, но не разрыв, но все равно остается связь». Казалось бы, если нет полного разрыва, то и не может быть и речи о повторном браке, поскольку это стало бы прелюбодеянием. Если остается связь, значит любая новая связь - это измена по определению. Но о. Александр, вслед за церковной практикой, это допускает «как меньшее из зол».

2. Абсурдность этой практики подтверждается и тем, что митрополит не благословляет повторные венчания в случае примирения. Если бы брак действительно «утрачивал каноническую силу», то венчание было бы необходимо вновь. А здесь что-то половинчатое, поскольку невозможно убедительно примирить категоричные слова Христа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» с фактическим благословением этого разлучения в справке из епархии.

3. «Это тоже самое, что если человек отрекаются от Христа и веры, то для нас он перестает быть христианином. Но если он раскаялся, осознал какую глупость он совершил, то возвращается в Церковь. Понятно, что он понесёт епитимию, но его не будут перекрещивать второй раз». Если быть последовательным в данной аналогии, то нужно признать, что как крещеный не может перестать быть крещеным, так и брак венчанных супругов не может утратить каноническую силу, а значит и невозможно говорить о благословении повторных браков разведенных. Ну не может «каноническая сила брака» зависеть от решения супругов не быть вместе или от подписи епархиального уполномоченного! Никогда ранее Церковь такому не учила.

4. «Церковь не выдает документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом. В Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить в епархиальном управлении, если человек после распада брака решил вновь создать семью». Это неправда. Сам о. Александр признает, что в епархии выдается «свидетельство о признании брака канонически не действительным». Это и есть подтверждение от Церкви, что «вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом».

5. Евангельская норма известна и неизменна: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Можно говорить о том, что мир изменился или люди стали слабыми, но это ничего не меняет в самом богословии брака: невозможно разлучить то, что Бог сочетал.
#брак #мораль #дисциплина #проблемыцерковнойжизни
7👍3
Ветхозаветная демонология

Эта тема представляет особый интерес, поскольку те, кто читают Ветхий Завет в переводе с греческого, просто не видят особенностей демонологии в библейском тексте.

В Ветхом Завете отсутствуют привычные для нас бесы (демоны) – злые ангелы, о которых многократно упоминается в Евангелиях и последующей христианской традиции. Посмотрим, какие аналоги есть в канонических текстах Ветхого Завета.

Прежде всего, это существа, называемые по еврейски во мн. ч. «шедим» (שֵׁדִים‎). Они упоминаются всего несколько раз в Библии. Возможно слово происходит от глагола שדד‎ («опустошать, грабить»), либо от аккадского «шеду». В некоторых местах они отождествляются с теми, кому древние иудеи приносили в жертву своих детей. Например, во Втор.32:17: «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (ср. Пс.105:37). Перевод «бесам» появляется здесь через греческий перевод LXX, где стоит δαιμονίοις (демонам). Однако в еврейском тексте мы видим לַשֵּׁדִים (то есть, приносили жертвы «шедимам»). То есть греческий перевод интерпретирует шедим, как демонов, и разницы мы уже не замечаем.

Есть другое место Св. Писания, где собрано наибольшее количество нечисти. Это место у пророка Исаии (34:14), который описывает великое запустение Идумеи. В синодальном переводе это выглядит так: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». То, что переведено как «лешие» – это שָׂעִיר (букв. «косматые, волосатые», как это переведено, например, у прп. Макария Алтайского). Тут же однажды за все время упоминается «ночное привидение» или Лилит (в поздней еврейской мифологии этим именем называется демон женского пола). В латинской Вульгате это слово переведено как lamia – чудовище женского пола.

Эти существа никак не связаны с сатаной, с ангельским миром, с преисподней. Библейские писатели не проясняют вопрос об их месте и роли в мироздании, откуда они взялись и какова природа этих существ. Непонятно даже являются ли они безусловно злыми. Примечательно, что древних иудеев, похоже, особо не интересовали такие вопросы, в отличие от представителей других религиозных традиций, где была развитая демонология. Для них главным было то, что Бог управляет миром, и все происходит по Его воле, и доброе, и злое.
#библия #религиоведение
👍9🤔32
Небольшое дополнение. Позднейшие иудейские предания представляют шедимов существами с птичьими лапами, сотворенными из огня и воздуха, что сразу напоминает о мусульманских джиннах, которые похожи на них, как по природе, так и по жизни. Неудивительно, если авторы Корана заимствовали этих существ из иудейских преданий, под именем джиннов. В Библии таких подробностей, разумеется нет.
6🤔1
Шед в представлении позднейших иудейских преданий. Есть что-то и от козла, и от птицы.
👍5