Прочитал новое интервью с петербургским священником «Церковь о разводе: можно ли развенчаться?» и в очередной раз убедился, что невозможно оправдывать бракоразводную практику современной Церкви, допускающую повторные браки разведенных вопреки учению Христа, не впадая в противоречия и лукавство. Можно прям по пунктам посчитать сколько раз о. Александр противоречит сам себе в одном интервью.
1. «Конечно, ни Церковь, ни человек не может разлучить то, что Бог сочетал. Происходит надрыв, но не разрыв, но все равно остается связь». Казалось бы, если нет полного разрыва, то и не может быть и речи о повторном браке, поскольку это стало бы прелюбодеянием. Если остается связь, значит любая новая связь - это измена по определению. Но о. Александр, вслед за церковной практикой, это допускает «как меньшее из зол».
2. Абсурдность этой практики подтверждается и тем, что митрополит не благословляет повторные венчания в случае примирения. Если бы брак действительно «утрачивал каноническую силу», то венчание было бы необходимо вновь. А здесь что-то половинчатое, поскольку невозможно убедительно примирить категоричные слова Христа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» с фактическим благословением этого разлучения в справке из епархии.
3. «Это тоже самое, что если человек отрекаются от Христа и веры, то для нас он перестает быть христианином. Но если он раскаялся, осознал какую глупость он совершил, то возвращается в Церковь. Понятно, что он понесёт епитимию, но его не будут перекрещивать второй раз». Если быть последовательным в данной аналогии, то нужно признать, что как крещеный не может перестать быть крещеным, так и брак венчанных супругов не может утратить каноническую силу, а значит и невозможно говорить о благословении повторных браков разведенных. Ну не может «каноническая сила брака» зависеть от решения супругов не быть вместе или от подписи епархиального уполномоченного! Никогда ранее Церковь такому не учила.
4. «Церковь не выдает документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом. В Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить в епархиальном управлении, если человек после распада брака решил вновь создать семью». Это неправда. Сам о. Александр признает, что в епархии выдается «свидетельство о признании брака канонически не действительным». Это и есть подтверждение от Церкви, что «вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом».
5. Евангельская норма известна и неизменна: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Можно говорить о том, что мир изменился или люди стали слабыми, но это ничего не меняет в самом богословии брака: невозможно разлучить то, что Бог сочетал.
#брак #мораль #дисциплина #проблемыцерковнойжизни
1. «Конечно, ни Церковь, ни человек не может разлучить то, что Бог сочетал. Происходит надрыв, но не разрыв, но все равно остается связь». Казалось бы, если нет полного разрыва, то и не может быть и речи о повторном браке, поскольку это стало бы прелюбодеянием. Если остается связь, значит любая новая связь - это измена по определению. Но о. Александр, вслед за церковной практикой, это допускает «как меньшее из зол».
2. Абсурдность этой практики подтверждается и тем, что митрополит не благословляет повторные венчания в случае примирения. Если бы брак действительно «утрачивал каноническую силу», то венчание было бы необходимо вновь. А здесь что-то половинчатое, поскольку невозможно убедительно примирить категоричные слова Христа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» с фактическим благословением этого разлучения в справке из епархии.
3. «Это тоже самое, что если человек отрекаются от Христа и веры, то для нас он перестает быть христианином. Но если он раскаялся, осознал какую глупость он совершил, то возвращается в Церковь. Понятно, что он понесёт епитимию, но его не будут перекрещивать второй раз». Если быть последовательным в данной аналогии, то нужно признать, что как крещеный не может перестать быть крещеным, так и брак венчанных супругов не может утратить каноническую силу, а значит и невозможно говорить о благословении повторных браков разведенных. Ну не может «каноническая сила брака» зависеть от решения супругов не быть вместе или от подписи епархиального уполномоченного! Никогда ранее Церковь такому не учила.
4. «Церковь не выдает документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом. В Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить в епархиальном управлении, если человек после распада брака решил вновь создать семью». Это неправда. Сам о. Александр признает, что в епархии выдается «свидетельство о признании брака канонически не действительным». Это и есть подтверждение от Церкви, что «вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом».
5. Евангельская норма известна и неизменна: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Можно говорить о том, что мир изменился или люди стали слабыми, но это ничего не меняет в самом богословии брака: невозможно разлучить то, что Бог сочетал.
#брак #мораль #дисциплина #проблемыцерковнойжизни
Христианская жизнь
Церковь о разводе: можно ли развенчаться? - Христианская жизнь
Можно ли развенчаться и какие причины существуют для церковного развода в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказывает протоиерей Александр Дягилев, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, семейный психолог.
❤7👍3
Ветхозаветная демонология
Эта тема представляет особый интерес, поскольку те, кто читают Ветхий Завет в переводе с греческого, просто не видят особенностей демонологии в библейском тексте.
В Ветхом Завете отсутствуют привычные для нас бесы (демоны) – злые ангелы, о которых многократно упоминается в Евангелиях и последующей христианской традиции. Посмотрим, какие аналоги есть в канонических текстах Ветхого Завета.
Прежде всего, это существа, называемые по еврейски во мн. ч. «шедим» (שֵׁדִים). Они упоминаются всего несколько раз в Библии. Возможно слово происходит от глагола שדד («опустошать, грабить»), либо от аккадского «шеду». В некоторых местах они отождествляются с теми, кому древние иудеи приносили в жертву своих детей. Например, во Втор.32:17: «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (ср. Пс.105:37). Перевод «бесам» появляется здесь через греческий перевод LXX, где стоит δαιμονίοις (демонам). Однако в еврейском тексте мы видим לַשֵּׁדִים (то есть, приносили жертвы «шедимам»). То есть греческий перевод интерпретирует шедим, как демонов, и разницы мы уже не замечаем.
Есть другое место Св. Писания, где собрано наибольшее количество нечисти. Это место у пророка Исаии (34:14), который описывает великое запустение Идумеи. В синодальном переводе это выглядит так: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». То, что переведено как «лешие» – это שָׂעִיר (букв. «косматые, волосатые», как это переведено, например, у прп. Макария Алтайского). Тут же однажды за все время упоминается «ночное привидение» или Лилит (в поздней еврейской мифологии этим именем называется демон женского пола). В латинской Вульгате это слово переведено как lamia – чудовище женского пола.
Эти существа никак не связаны с сатаной, с ангельским миром, с преисподней. Библейские писатели не проясняют вопрос об их месте и роли в мироздании, откуда они взялись и какова природа этих существ. Непонятно даже являются ли они безусловно злыми. Примечательно, что древних иудеев, похоже, особо не интересовали такие вопросы, в отличие от представителей других религиозных традиций, где была развитая демонология. Для них главным было то, что Бог управляет миром, и все происходит по Его воле, и доброе, и злое.
#библия #религиоведение
Эта тема представляет особый интерес, поскольку те, кто читают Ветхий Завет в переводе с греческого, просто не видят особенностей демонологии в библейском тексте.
В Ветхом Завете отсутствуют привычные для нас бесы (демоны) – злые ангелы, о которых многократно упоминается в Евангелиях и последующей христианской традиции. Посмотрим, какие аналоги есть в канонических текстах Ветхого Завета.
Прежде всего, это существа, называемые по еврейски во мн. ч. «шедим» (שֵׁדִים). Они упоминаются всего несколько раз в Библии. Возможно слово происходит от глагола שדד («опустошать, грабить»), либо от аккадского «шеду». В некоторых местах они отождествляются с теми, кому древние иудеи приносили в жертву своих детей. Например, во Втор.32:17: «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (ср. Пс.105:37). Перевод «бесам» появляется здесь через греческий перевод LXX, где стоит δαιμονίοις (демонам). Однако в еврейском тексте мы видим לַשֵּׁדִים (то есть, приносили жертвы «шедимам»). То есть греческий перевод интерпретирует шедим, как демонов, и разницы мы уже не замечаем.
Есть другое место Св. Писания, где собрано наибольшее количество нечисти. Это место у пророка Исаии (34:14), который описывает великое запустение Идумеи. В синодальном переводе это выглядит так: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». То, что переведено как «лешие» – это שָׂעִיר (букв. «косматые, волосатые», как это переведено, например, у прп. Макария Алтайского). Тут же однажды за все время упоминается «ночное привидение» или Лилит (в поздней еврейской мифологии этим именем называется демон женского пола). В латинской Вульгате это слово переведено как lamia – чудовище женского пола.
Эти существа никак не связаны с сатаной, с ангельским миром, с преисподней. Библейские писатели не проясняют вопрос об их месте и роли в мироздании, откуда они взялись и какова природа этих существ. Непонятно даже являются ли они безусловно злыми. Примечательно, что древних иудеев, похоже, особо не интересовали такие вопросы, в отличие от представителей других религиозных традиций, где была развитая демонология. Для них главным было то, что Бог управляет миром, и все происходит по Его воле, и доброе, и злое.
#библия #религиоведение
👍9🤔3❤2
Небольшое дополнение. Позднейшие иудейские предания представляют шедимов существами с птичьими лапами, сотворенными из огня и воздуха, что сразу напоминает о мусульманских джиннах, которые похожи на них, как по природе, так и по жизни. Неудивительно, если авторы Корана заимствовали этих существ из иудейских преданий, под именем джиннов. В Библии таких подробностей, разумеется нет.
❤6🤔1
Предлагаю пройти опрос о Таинстве Брака
Опросы
Таинство Брака - Опросы
Опрос на тему Таинство Брака
О христианском повиновении
Слово Божие, кроме необходимости непосредственного повиновения Богу через исполнение Его заповедей, говорит о повиновении христианина тем, кто поставлен над ним, посредством чего он также покоряется Самому Богу (Рим.13:1). В Библии находятся предписания о покорности царю и правителям (1Пет.2:13), наставникам (Евр.13:17), детей – родителям (Еф.6:1), жен – мужьям (Еф.5:22), слуг – господам (1Пет.2:18), и наконец, о взаимном повиновении христиан друг другу (Еф.5:21). Однако эта покорность не имеет безусловного характера, она не должна служить поводом к развращению ни подчиненного, ни его главы. Условие такого повиновения подчеркивается в Священном Писании фразами «в Господе» (Еф.6:1), «в страхе Христовом» (Еф.5:21). Это означает, что когда один человек повинуется другому по заповеди Божией, он покоряется ему в том и для того, что угодно Богу. Такая покорность противоречит греховному человекоугодию (Гал.1:10). Таким же образом и начальствующий не должен использовать свое положение ради того, чтобы требовать от подчиненного повиновения в тех вещах, которые не служат цели богоугождения.
Следует заметить, что повиновение ограничивается пределами тех полномочий, которые есть у конкретного лица. Так, подчиненные не обязаны повиноваться начальнику в том, что выходит за пределы их рабочих обязанностей, миряне не обязаны повиноваться духовным отцам в делах житейских, дети не обязаны повиноваться родителям в вопросах жизненного призвания, выбора жениха или невесты и т. п. Монашествующие дают особый обет послушания, который должен помочь исполнению воли Божией в их жизни.
#библия #мораль
Слово Божие, кроме необходимости непосредственного повиновения Богу через исполнение Его заповедей, говорит о повиновении христианина тем, кто поставлен над ним, посредством чего он также покоряется Самому Богу (Рим.13:1). В Библии находятся предписания о покорности царю и правителям (1Пет.2:13), наставникам (Евр.13:17), детей – родителям (Еф.6:1), жен – мужьям (Еф.5:22), слуг – господам (1Пет.2:18), и наконец, о взаимном повиновении христиан друг другу (Еф.5:21). Однако эта покорность не имеет безусловного характера, она не должна служить поводом к развращению ни подчиненного, ни его главы. Условие такого повиновения подчеркивается в Священном Писании фразами «в Господе» (Еф.6:1), «в страхе Христовом» (Еф.5:21). Это означает, что когда один человек повинуется другому по заповеди Божией, он покоряется ему в том и для того, что угодно Богу. Такая покорность противоречит греховному человекоугодию (Гал.1:10). Таким же образом и начальствующий не должен использовать свое положение ради того, чтобы требовать от подчиненного повиновения в тех вещах, которые не служат цели богоугождения.
Следует заметить, что повиновение ограничивается пределами тех полномочий, которые есть у конкретного лица. Так, подчиненные не обязаны повиноваться начальнику в том, что выходит за пределы их рабочих обязанностей, миряне не обязаны повиноваться духовным отцам в делах житейских, дети не обязаны повиноваться родителям в вопросах жизненного призвания, выбора жениха или невесты и т. п. Монашествующие дают особый обет послушания, который должен помочь исполнению воли Божией в их жизни.
#библия #мораль
❤7👍3
Сторонники допустимости разводов и повторных браков после развода находят подтверждение этому в учении Спасителя. Я уже неоднократно писал о том, почему такое прочтение противоречит учению ранней Церкви, начиная с толкования апостола Павла (1Кор.7:10-11). Но сейчас я хотел бы обратить внимание на неочевидную деталь. В законе Моисея право инициировать развод было только у мужа, у жены такого права не было. Известно, что Спаситель пришел не нарушить закон, но дать ему верное толкование и возвести старые нормы на новую высоту. Если в Новом Завете права на развод и повторный брак нет у мужчины (Лк.16:18), то уж, тем более, его не могло возникнуть у женщины. Просто потому, что даже в уступке Моисея жестокосердию иудеев не было права на инициирование развода женой. Если Христос поднял планку выше, что даже шокировало его учеников, то Он никак не мог опустить ее ниже того, что было написано в законе. Поэтому все ссылки сторонников его допустимости на учение Христа ничтожны. Разлучение супругов по особой причине возможно, развод и повторный брак - нет.
#библия #мораль #мысли #брак
#библия #мораль #мысли #брак
👍10❤3
📖В воскресном апостольском чтении есть фраза:
«Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема, маран-афа» (1Кор.16:22).
1. Есть только два духовных состояния человека - в любви к Богу и ближнему и вне этой любви. Промежуточного состояния нет. Смертные грехи - это то, что полностью уничтожает любовь, повседневные грехи - ослабляют.
2. Многие люди пытаются занять нейтральную позицию по отношению к Иисусу Христу, кто-то просто относится к Нему с уважением. Апостол говорит, что это невозможно: человек либо любит Христа, либо находится под анафемой.
3. У многих людей есть неприятие понятия «анафема». Анафема (отлучение) - это не выражение ненависти к грешнику, а констатация его добровольного отпадения от Бога и сообщества верующих. При этом, Бог и Церковь всегда готовы принять кающегося грешника. Любовь к человеку проявляется как раз не в том, чтобы принять человека «таким, какой он есть» с нежеланием меняться в нравственном отношении, а в том, чтобы помочь ему измениться и не оттолкнуть его, когда он хочет примириться.
4. Маран-афа - сирийское выражение первых христиан. Возможно перевести: «Наш Господь, приди» или «Наш Господь пришел». Встречается один раз в Новом Завете.
#библия #толкование
«Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема, маран-афа» (1Кор.16:22).
1. Есть только два духовных состояния человека - в любви к Богу и ближнему и вне этой любви. Промежуточного состояния нет. Смертные грехи - это то, что полностью уничтожает любовь, повседневные грехи - ослабляют.
2. Многие люди пытаются занять нейтральную позицию по отношению к Иисусу Христу, кто-то просто относится к Нему с уважением. Апостол говорит, что это невозможно: человек либо любит Христа, либо находится под анафемой.
3. У многих людей есть неприятие понятия «анафема». Анафема (отлучение) - это не выражение ненависти к грешнику, а констатация его добровольного отпадения от Бога и сообщества верующих. При этом, Бог и Церковь всегда готовы принять кающегося грешника. Любовь к человеку проявляется как раз не в том, чтобы принять человека «таким, какой он есть» с нежеланием меняться в нравственном отношении, а в том, чтобы помочь ему измениться и не оттолкнуть его, когда он хочет примириться.
4. Маран-афа - сирийское выражение первых христиан. Возможно перевести: «Наш Господь, приди» или «Наш Господь пришел». Встречается один раз в Новом Завете.
#библия #толкование
👍10❤2
О неправильном подходе к чтению Священного Писания
Прп. Никодим Святогорец: «Одно из больших препятствий к сохранению внутреннего мира есть, брате мой, связание себя, как непреложным законом, определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтыри, столько то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат всё прочитать, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитываемого, и в уме порождаются ли какие-либо духовные мысли и созерцания; и когда не придется им всего прочитать, тревожно смущаются и мятутся, не о том, что лишились духовных от чтения плодов на созидание внутреннего своего человека, а что не всё прочитано.
Послушай, что говорит о сем св. Исаак: „Если хочешь насладиться стихословием и постигнуть смысл произносимых тобой словес Духа, отложи в сторону количество и меру стихов, да углубляется же ум твой в изучение словес Духа, пока душа твоя удивлением к домостроительству не возбудится к высоким их разумениям и чрез это не подвигнется к славословию, или душеполезной печали. В рабском делании нет мира уму; а смущение обыкновенно отнимает вкус у смысла и понятливости, и расхищает мысли подобно пиявице, высасывающей жизнь из тел с кровию их членов“» (Невидимая брань).
#духовнаяжизнь #дисциплина
Прп. Никодим Святогорец: «Одно из больших препятствий к сохранению внутреннего мира есть, брате мой, связание себя, как непреложным законом, определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтыри, столько то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат всё прочитать, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитываемого, и в уме порождаются ли какие-либо духовные мысли и созерцания; и когда не придется им всего прочитать, тревожно смущаются и мятутся, не о том, что лишились духовных от чтения плодов на созидание внутреннего своего человека, а что не всё прочитано.
Послушай, что говорит о сем св. Исаак: „Если хочешь насладиться стихословием и постигнуть смысл произносимых тобой словес Духа, отложи в сторону количество и меру стихов, да углубляется же ум твой в изучение словес Духа, пока душа твоя удивлением к домостроительству не возбудится к высоким их разумениям и чрез это не подвигнется к славословию, или душеполезной печали. В рабском делании нет мира уму; а смущение обыкновенно отнимает вкус у смысла и понятливости, и расхищает мысли подобно пиявице, высасывающей жизнь из тел с кровию их членов“» (Невидимая брань).
#духовнаяжизнь #дисциплина
👍11❤7
Осуждение Греческой Православной Церковью всех форм контрацепции
Первое в истории христианства допущение средств контрацепции – Ламбетская конференция Англиканской церкви (1930 г.). Участники конференции заявили, что «там, где ясно чувствуется моральное обязательство ограничить или избежать родительства, полное воздержание является основным и очевидным методом», но если в такой ситуации существует морально здравый аргумент избегать воздержания, то «Конференция согласна, что могут использоваться другие методы, при условии, что это делается в свете христианских принципов». После первого признания в 1930 году Англиканской церковью возможности использования контрацепции неуклонно растет признание этой формы предотвращения возможной беременности среди протестантов различных деноминаций. Протестантские церкви по всей Европе приняли современные методы контроля рождаемости в течение следующих 25 лет. В ответ на революционное заявление представителей Англиканской церкви со стороны Римо-Католической Церкви последовала немедленная отрицательная реакция в виде энциклики Casti Connubii Папы Пия XI (1930). Греческая Православная Церковь в 1937 году особым окружным посланием также осудила все формы контрацепции, допуская только воздержание от супружеских отношений. Ниже приведен фрагмент из этого послания, который по моей просьбе перевел преподаватель греческого языка СПбДА А. А. Мельников. Здесь авторы проводят различие между контрацептивными методами и временным воздержанием, основанным на наблюдениях женского цикла.
«Мы не преминём сообщить супругам, что в крайне затруднительных обстоятельствах, при которых с неизбежностью необходимо избегать деторождения, единственным традиционным средством является уклонение от супружеских отношений посредством воздержания. Это средство, которое рекомендует и сама медицинская наука, кажется суровым и невыполнимым, но так кажется только нехристианам, только живущим по плоти, а не по духу. Это возможно для истинных христиан. Потому что, вообще, «плодом Духа», который получают истинные христиане, является «воздержание», говорит боговдохновенный апостол Павел (Гал. 5:2,2), но в особенности благочестивые супруги получают от Бога благодать противостоять трудным обстоятельствам супружеской жизни, благодать, дающую способность к жертвенности и самоотречению. Это - бесспорная истина, подтвержденная историческим и современным опытом».
#мораль #брак #отношения
Первое в истории христианства допущение средств контрацепции – Ламбетская конференция Англиканской церкви (1930 г.). Участники конференции заявили, что «там, где ясно чувствуется моральное обязательство ограничить или избежать родительства, полное воздержание является основным и очевидным методом», но если в такой ситуации существует морально здравый аргумент избегать воздержания, то «Конференция согласна, что могут использоваться другие методы, при условии, что это делается в свете христианских принципов». После первого признания в 1930 году Англиканской церковью возможности использования контрацепции неуклонно растет признание этой формы предотвращения возможной беременности среди протестантов различных деноминаций. Протестантские церкви по всей Европе приняли современные методы контроля рождаемости в течение следующих 25 лет. В ответ на революционное заявление представителей Англиканской церкви со стороны Римо-Католической Церкви последовала немедленная отрицательная реакция в виде энциклики Casti Connubii Папы Пия XI (1930). Греческая Православная Церковь в 1937 году особым окружным посланием также осудила все формы контрацепции, допуская только воздержание от супружеских отношений. Ниже приведен фрагмент из этого послания, который по моей просьбе перевел преподаватель греческого языка СПбДА А. А. Мельников. Здесь авторы проводят различие между контрацептивными методами и временным воздержанием, основанным на наблюдениях женского цикла.
«Мы не преминём сообщить супругам, что в крайне затруднительных обстоятельствах, при которых с неизбежностью необходимо избегать деторождения, единственным традиционным средством является уклонение от супружеских отношений посредством воздержания. Это средство, которое рекомендует и сама медицинская наука, кажется суровым и невыполнимым, но так кажется только нехристианам, только живущим по плоти, а не по духу. Это возможно для истинных христиан. Потому что, вообще, «плодом Духа», который получают истинные христиане, является «воздержание», говорит боговдохновенный апостол Павел (Гал. 5:2,2), но в особенности благочестивые супруги получают от Бога благодать противостоять трудным обстоятельствам супружеской жизни, благодать, дающую способность к жертвенности и самоотречению. Это - бесспорная истина, подтвержденная историческим и современным опытом».
#мораль #брак #отношения
👍12❤1
✍️Выписал для себя такую цитату православного богослова и историка религии С. С. Глаголева:
«Тот, кто твердо верит, что он исповедует религиозную истину, может только радоваться исследованию фактов, потому что добросовестное и тщательное исследование всегда ведет к истине».
Этого я и стараюсь придерживаться в своих исследованиях и публикациях.
«Тот, кто твердо верит, что он исповедует религиозную истину, может только радоваться исследованию фактов, потому что добросовестное и тщательное исследование всегда ведет к истине».
Этого я и стараюсь придерживаться в своих исследованиях и публикациях.
❤18👍1
Монах Василий (Сарычев), профессор догматического богословия МДА (1904 - 1980) о правильном понимании непогрешимости Церкви
«Церковь не обладает даром боговдохновенности, которым обладали св. апостолы и в отношении догматическом она не может изрекать ничего такого, что не было бы уже дано ей Христом чрез апостолов. Ее непогрешимость относится не к изречению чего-либо нового, а к способности хранить, не впадая в заблуждения, полученное ею божественное учение. Все, что привходит в это учение, как исследования богословов и вообще церковных ученых – историков, филологов, археологов, юристов, философов, естествоиспытателей и др. все это не может претендовать на непогрешимость. Все это должно рассматривать уже как человеческую самодеятельность, не обеспеченную от возможности заблуждений. Поэтому каждое частное, человеческое учение, пусть оно даже принимается, по-видимому, всем человеческим составом Церкви, не может считаться безусловной истиной» (Учение о Боге Спасителе).
👉🏼В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
#богословие
«Церковь не обладает даром боговдохновенности, которым обладали св. апостолы и в отношении догматическом она не может изрекать ничего такого, что не было бы уже дано ей Христом чрез апостолов. Ее непогрешимость относится не к изречению чего-либо нового, а к способности хранить, не впадая в заблуждения, полученное ею божественное учение. Все, что привходит в это учение, как исследования богословов и вообще церковных ученых – историков, филологов, археологов, юристов, философов, естествоиспытателей и др. все это не может претендовать на непогрешимость. Все это должно рассматривать уже как человеческую самодеятельность, не обеспеченную от возможности заблуждений. Поэтому каждое частное, человеческое учение, пусть оно даже принимается, по-видимому, всем человеческим составом Церкви, не может считаться безусловной истиной» (Учение о Боге Спасителе).
👉🏼В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
#богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило…
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило…
🤔4❤1👍1
О разного рода отлучениях, которые встречаются в канонах
Отлучение от Церкви (анафематствование) основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Апостол Павел отлучил от Церкви коринфского кровосмесника (1Кор.5:5) и богохульников, которых он предал сатане (1Тим.1:20). Верная апостольскому учению и примеру, Церковь с самых ранних веков имела обыкновение отлучать еретиков и непокорных; многочисленные каноны предписывают отлучать тех, кто виновен в определенных преступлениях.
Мнение о том, что в корпусе древних канонов за нравственные преступления (блуд, прелюбодеяние и др.) полагается лишь т. н. «малое отлучение» (появившееся как наказание в более поздние времена), не представляется обоснованным. Лишение сана клирика и отлучение от Церкви мирянина являются наказаниями равной степени тяжести, и обычно указываются в одних и тех же канонах соответственно (то есть за одно и тоже преступление клирику обычно полагается лишение сана, а мирянину – отлучение). Там где каноны определяют: «да будет отлучен», этим предписывается отлучение от Церкви согрешившего до его покаяния (предание анафеме).
В церковных канонах следует отличать отлучение от Церкви как таковое, и временное отлучение (обычно указывается конкретное количество лет) как форма епитимии. Первое должно назначаться церковным судом немедленно после установления преступления и продолжается до начала покаяния, последнее назначается уже покаявшемуся грешнику в качестве епитимии. В первом случае человек перестает быть членом Церкви, во втором – остается им, но лишается части прав.
Многолетнее отлучение от причастия в современной практике Русской Православной Церкви не применяется. По словам протоиерея Владислава Цыпина, «суровые санкции, предписываемые в древних правилах, служат скорее как обличение кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы».
#дисциплина
Отлучение от Церкви (анафематствование) основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Апостол Павел отлучил от Церкви коринфского кровосмесника (1Кор.5:5) и богохульников, которых он предал сатане (1Тим.1:20). Верная апостольскому учению и примеру, Церковь с самых ранних веков имела обыкновение отлучать еретиков и непокорных; многочисленные каноны предписывают отлучать тех, кто виновен в определенных преступлениях.
Мнение о том, что в корпусе древних канонов за нравственные преступления (блуд, прелюбодеяние и др.) полагается лишь т. н. «малое отлучение» (появившееся как наказание в более поздние времена), не представляется обоснованным. Лишение сана клирика и отлучение от Церкви мирянина являются наказаниями равной степени тяжести, и обычно указываются в одних и тех же канонах соответственно (то есть за одно и тоже преступление клирику обычно полагается лишение сана, а мирянину – отлучение). Там где каноны определяют: «да будет отлучен», этим предписывается отлучение от Церкви согрешившего до его покаяния (предание анафеме).
В церковных канонах следует отличать отлучение от Церкви как таковое, и временное отлучение (обычно указывается конкретное количество лет) как форма епитимии. Первое должно назначаться церковным судом немедленно после установления преступления и продолжается до начала покаяния, последнее назначается уже покаявшемуся грешнику в качестве епитимии. В первом случае человек перестает быть членом Церкви, во втором – остается им, но лишается части прав.
Многолетнее отлучение от причастия в современной практике Русской Православной Церкви не применяется. По словам протоиерея Владислава Цыпина, «суровые санкции, предписываемые в древних правилах, служат скорее как обличение кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы».
#дисциплина
❤7👍1
👩🦰Бизнес-леди, заботливая жена и мать: образ идеальной женщины в книге Притчей
Всем известен традиционный образ замужней женщины и традиционное распределение ролей в семье, где мужчина – добытчик и защитник, а женщина – хранительница домашнего очага. Интересно, что наряду с этим образом, в Библии есть еще и другой, гораздо более нестандартный. Мы находим его в 31 главе книги Притчей, где приведено боговдохновенное наставление женщины (что вообще редкость для Библии) – матери некоего царя Лемуэля.
Идеальная женщина из книги Притчей не только заботится о доме (правда, судя по тексту, у нее есть служанки), но и обеспечивает всю семью. Она успешно ведет дела, осуществляет коммерческие сделки, берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности. Всем домашним она подает пример трудолюбия. Всем своим достатком она удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво. «Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (31:25-26). Ее муж уверен в ней, «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (31:12). Благодаря ее заботе о домашних и хозяйственных делах, муж имеет возможность «сидеть у ворот» со старейшинами. Это означает либо общественную деятельность, либо возможность изучать Св. Писание, не отвлекаясь. Все восхищаются такой женщиной и хвалят ее – дети, муж, окружающие.
Подобная перевернутая социальная иерархия, в которой семью кормит женщина, а муж занимается интеллектуальной работой, начала складываться в персидский период и сохраняется в культуре иудаизма до настоящего времени. Данный образ «добродетельной жены» не имеет аналогов во всемирной литературе древности.
#библия #толкование
Всем известен традиционный образ замужней женщины и традиционное распределение ролей в семье, где мужчина – добытчик и защитник, а женщина – хранительница домашнего очага. Интересно, что наряду с этим образом, в Библии есть еще и другой, гораздо более нестандартный. Мы находим его в 31 главе книги Притчей, где приведено боговдохновенное наставление женщины (что вообще редкость для Библии) – матери некоего царя Лемуэля.
Идеальная женщина из книги Притчей не только заботится о доме (правда, судя по тексту, у нее есть служанки), но и обеспечивает всю семью. Она успешно ведет дела, осуществляет коммерческие сделки, берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности. Всем домашним она подает пример трудолюбия. Всем своим достатком она удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво. «Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (31:25-26). Ее муж уверен в ней, «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (31:12). Благодаря ее заботе о домашних и хозяйственных делах, муж имеет возможность «сидеть у ворот» со старейшинами. Это означает либо общественную деятельность, либо возможность изучать Св. Писание, не отвлекаясь. Все восхищаются такой женщиной и хвалят ее – дети, муж, окружающие.
Подобная перевернутая социальная иерархия, в которой семью кормит женщина, а муж занимается интеллектуальной работой, начала складываться в персидский период и сохраняется в культуре иудаизма до настоящего времени. Данный образ «добродетельной жены» не имеет аналогов во всемирной литературе древности.
#библия #толкование
🔥20🥰1🤔1
📖Свт. Иоанн Златоуст о возможности понимать Священное Писание
«Прошу, будем заниматься чтением божественного Писания с наибольшим тщанием. Таким-то образом мы приобретем и знание [его], если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Невозможно, в самом деле, чтобы тот, кто с усердием и всяким усилием занимается Словом Божиим, был когда-нибудь оставлен [Богом] в пренебрежении; напротив, если и нет у нас наставника-человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит» (Беседы на книгу Бытия, 35).
«Итак, не будем пренебрегать чтением божественных Писаний, но будем читать их как можно чаще. Понимаем ли мы их смысл, или нет, но усердное чтение помогает нам лучше удерживать в памяти то, что мы читаем неоднократно. Что мы не можем понять сегодня, мы, возможно, поймем завтра, если перечтем это, ибо благий Бог непостижимо озарит наш разум» (Там же).
«Будем не просто читать Писания, но изучать и назидаться. Ведь [ничего] не написано напрасно. Великое зло не знать Писания» (Беседы на книгу Деяний Апостольских, 34).
#библия #иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
«Прошу, будем заниматься чтением божественного Писания с наибольшим тщанием. Таким-то образом мы приобретем и знание [его], если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Невозможно, в самом деле, чтобы тот, кто с усердием и всяким усилием занимается Словом Божиим, был когда-нибудь оставлен [Богом] в пренебрежении; напротив, если и нет у нас наставника-человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит» (Беседы на книгу Бытия, 35).
«Итак, не будем пренебрегать чтением божественных Писаний, но будем читать их как можно чаще. Понимаем ли мы их смысл, или нет, но усердное чтение помогает нам лучше удерживать в памяти то, что мы читаем неоднократно. Что мы не можем понять сегодня, мы, возможно, поймем завтра, если перечтем это, ибо благий Бог непостижимо озарит наш разум» (Там же).
«Будем не просто читать Писания, но изучать и назидаться. Ведь [ничего] не написано напрасно. Великое зло не знать Писания» (Беседы на книгу Деяний Апостольских, 34).
#библия #иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
❤13👍5🔥1
☦С праздником Воздвижения Креста Господня!
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
👍9❤2
А ещё сегодня день преставления свт. Иоанна Златоуста (+407) - архиепископа Константинопольского, одного из самых известных христианских проповедников и учителей Церкви.
Напомню 10 моих любимых изречений этого святителя.
1. «Хочешь ли быть добродетельным? Положи только начало... Не достаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться. А если будем спать и похрапывая надеяться взойти на Небо, то как мы сможем получить наследие Небесное?»
2. «Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми».
3. «И не повторяй мне опять: много согрешил я, – как я могу спастись? Ты не можешь, Владыка твой может, и так, что изгладит грехи. Тщательно внимай слову. Изглаждает Он так грехи, что не остается даже и следа их».
4. «Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют и великую пользу. В самом деле, скажи мне: что может быть приятнее детей и жены для того, кто хочет жить целомудренно?»
5. От лица жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости».
6. «Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».
7. «Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола?».
8. «Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого; не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы».
9. «Как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить, так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, если хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам».
10. «Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
Напомню 10 моих любимых изречений этого святителя.
1. «Хочешь ли быть добродетельным? Положи только начало... Не достаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться. А если будем спать и похрапывая надеяться взойти на Небо, то как мы сможем получить наследие Небесное?»
2. «Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми».
3. «И не повторяй мне опять: много согрешил я, – как я могу спастись? Ты не можешь, Владыка твой может, и так, что изгладит грехи. Тщательно внимай слову. Изглаждает Он так грехи, что не остается даже и следа их».
4. «Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют и великую пользу. В самом деле, скажи мне: что может быть приятнее детей и жены для того, кто хочет жить целомудренно?»
5. От лица жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости».
6. «Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».
7. «Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола?».
8. «Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого; не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы».
9. «Как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить, так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, если хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам».
10. «Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤23
🔞Традиционный христианский взгляд на «гомосексуальные отношения»
Казалось бы, здесь все просто и ясно – блуд с лицом своего пола – тяжкий противоестественный грех. Все это сейчас называется «гомосексуальными отношениями». Однако изучение этой темы в контексте того, как это понималось на протяжении истории христианскими богословами, духовниками, позволяет выделить некоторые интересные и важные нюансы, которые сегодня многими не принимаются во внимание.
1. Важно понимать, что в христианской традиции рассматривались и наказывались конкретные греховные поступки, а не какой-то абстрактный гомосексуализм (гомосексуальные отношения). Причем поступок считался особо греховным не столько от того, что партнер другого пола, сколько потому что это было извращением полового акта по форме. Поэтому, например, анальное сношение со своей женой рассматривалось в покаянных книгах, как содомский грех, причем даже худший, чем грех с лицом своего пола (поскольку ничего не мешало иметь естественные отношения в законном браке). По тому же принципу относились и к другим грехам. В современной христианской среде можно встретить резко негативное отношение к извращениям с лицами своего пола, и терпимое отношение к тем же действиям с лицами другого пола. Это неправильный подход, чуждый традиционному взгляду.
2. Между грехами, которые обычно свойственны гомосексуалистам, проводилось различие по степени тяжести (то есть не было смутного понятия «гомосексуальные связи»). Содомский грех наказывался многолетним отлучением от причастия, в то время как взаимная мастурбация наказывалась значительно мягче (80 дней согласно правилам, приписываемым Иоанну Постнику). Между этими грехами никогда не ставился знак равенства. В современной либеральной культуре сложилась идеология гомосексуальности (запрещенная в РФ и осужденная Церковью), сама по себе она является весьма пагубной. Однако важно принимать во внимание разницу между греховной идеологией и конкретными греховными действиями, которые могут практиковаться даже в самых обычных семьях. Совсем необязательно, что одно всегда сопутствует другому.
3. Обычно богословы, пастыри не уравнивали гомосексуальные отношения у мужчин, и женщин (дискуссии велись относительно возможности проникновения при лесбийских отношениях, которые могут превратить их в содомские). В Священном Писании о лесбиянстве скорее всего не упоминается (часто дают ссылку на Рим.1:26, но скорее всего там речь идет об извращении полового акта в самых обычных отношениях), в древних источниках об этом явлении упоминаний мало и они никогда не упоминают о нем наряду с мужским гомосексуализмом. В средневековых епитимийных сборниках лесбийские отношения приравниваются к мастурбации. Причем есть свидетельства, что наказывалось это меньше, чем блуд с мужчиной. Так, свт. Нифонт Новгородский давал совет, спрашивающему его священнику: «Если девица лезет на девицу, и семя у них будет, легче наказать, если не с мужчиной» (Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту). Таким образом, моральная проблема лесбиянства (если не рассматривать саму идеологию, а только поступки) состоит преимущественно в том, что 1) это блудные действия (как и любая сексуальная активность вне брака); 2) это может быть связано с грехом рукоблудия.
4. На этом основании выстраивается такая градация блудных грехов: содомский грех (самый тяжелый, причем неважно с лицом своего или противоположного пола), прелюбодеяние (супружеская измена), блуд (естественные отношения свободных лиц разного пола), рукоблудие с участием другого человека (пол здесь не имеет значения, наиболее легкий среди этих смертных грехов).
#мораль #дисциплина #отношения
Казалось бы, здесь все просто и ясно – блуд с лицом своего пола – тяжкий противоестественный грех. Все это сейчас называется «гомосексуальными отношениями». Однако изучение этой темы в контексте того, как это понималось на протяжении истории христианскими богословами, духовниками, позволяет выделить некоторые интересные и важные нюансы, которые сегодня многими не принимаются во внимание.
1. Важно понимать, что в христианской традиции рассматривались и наказывались конкретные греховные поступки, а не какой-то абстрактный гомосексуализм (гомосексуальные отношения). Причем поступок считался особо греховным не столько от того, что партнер другого пола, сколько потому что это было извращением полового акта по форме. Поэтому, например, анальное сношение со своей женой рассматривалось в покаянных книгах, как содомский грех, причем даже худший, чем грех с лицом своего пола (поскольку ничего не мешало иметь естественные отношения в законном браке). По тому же принципу относились и к другим грехам. В современной христианской среде можно встретить резко негативное отношение к извращениям с лицами своего пола, и терпимое отношение к тем же действиям с лицами другого пола. Это неправильный подход, чуждый традиционному взгляду.
2. Между грехами, которые обычно свойственны гомосексуалистам, проводилось различие по степени тяжести (то есть не было смутного понятия «гомосексуальные связи»). Содомский грех наказывался многолетним отлучением от причастия, в то время как взаимная мастурбация наказывалась значительно мягче (80 дней согласно правилам, приписываемым Иоанну Постнику). Между этими грехами никогда не ставился знак равенства. В современной либеральной культуре сложилась идеология гомосексуальности (запрещенная в РФ и осужденная Церковью), сама по себе она является весьма пагубной. Однако важно принимать во внимание разницу между греховной идеологией и конкретными греховными действиями, которые могут практиковаться даже в самых обычных семьях. Совсем необязательно, что одно всегда сопутствует другому.
3. Обычно богословы, пастыри не уравнивали гомосексуальные отношения у мужчин, и женщин (дискуссии велись относительно возможности проникновения при лесбийских отношениях, которые могут превратить их в содомские). В Священном Писании о лесбиянстве скорее всего не упоминается (часто дают ссылку на Рим.1:26, но скорее всего там речь идет об извращении полового акта в самых обычных отношениях), в древних источниках об этом явлении упоминаний мало и они никогда не упоминают о нем наряду с мужским гомосексуализмом. В средневековых епитимийных сборниках лесбийские отношения приравниваются к мастурбации. Причем есть свидетельства, что наказывалось это меньше, чем блуд с мужчиной. Так, свт. Нифонт Новгородский давал совет, спрашивающему его священнику: «Если девица лезет на девицу, и семя у них будет, легче наказать, если не с мужчиной» (Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту). Таким образом, моральная проблема лесбиянства (если не рассматривать саму идеологию, а только поступки) состоит преимущественно в том, что 1) это блудные действия (как и любая сексуальная активность вне брака); 2) это может быть связано с грехом рукоблудия.
4. На этом основании выстраивается такая градация блудных грехов: содомский грех (самый тяжелый, причем неважно с лицом своего или противоположного пола), прелюбодеяние (супружеская измена), блуд (естественные отношения свободных лиц разного пола), рукоблудие с участием другого человека (пол здесь не имеет значения, наиболее легкий среди этих смертных грехов).
#мораль #дисциплина #отношения
Православный портал «Азбука веры»
Содомский грех - православная энциклопедия «Азбука веры»
Содомский грех – греховный помысл, стремление или деяние, связанные с сексуальным влечением человека к представителю (представителям) своего пола.
👍10❤4
👩❤️👨Основные принципы морали супружеских отношений
Поскольку информация по этой теме разрозненна, решил собрать самое важное в один пост. Данные принципы исходят из позитивного взгляда на сексуальность (представленного в современных церковных документах) и ее проявления в законном браке. Поэтому взгляд на сексуальность как на терпимое зло, простительное ради чадородия, мы тут не рассматриваем, несмотря на его распространенность в христианской традиции. Подборка по своему уникальная, поэтому рекомендую делиться ею со всеми, кому это может быть полезно.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.
👉Полезная литература по теме
#брак #отношения #учениецеркви #мораль
Поскольку информация по этой теме разрозненна, решил собрать самое важное в один пост. Данные принципы исходят из позитивного взгляда на сексуальность (представленного в современных церковных документах) и ее проявления в законном браке. Поэтому взгляд на сексуальность как на терпимое зло, простительное ради чадородия, мы тут не рассматриваем, несмотря на его распространенность в христианской традиции. Подборка по своему уникальная, поэтому рекомендую делиться ею со всеми, кому это может быть полезно.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.
👉Полезная литература по теме
#брак #отношения #учениецеркви #мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
Задали вопрос относительно морали супружеских отношений. К сожалению, годной православной литературы на эту тему не могу посоветовать, ее просто нет. Зато есть хорошие материалы католических авторов, которые подробно и аргументировано поясняют эти вопросы…
❤8👍6🔥4
🤬Некоторые мифы о матерной брани
Сквернословие является злом, однако в попытках бороться с этим явлением нередко используются такие основания, которые не выдерживают критики. Ниже приведено несколько таких примеров, которые не рекомендуется использовать в качестве аргументации против использования нецензурных слов.
1. «Матерные слова принесли на Русь татаро-монголы». Несмотря на популярность этого представления, оно не имеет никаких исторических подтверждений. Основные корни русского мата имеют славянское происхождение. Аналогичные корни с теми же значениями есть и в языках славянских народов, которые не переживали татаро-монгольского нашествия. Употребление этих слов зафиксировано в берестяных грамотах домонгольского периода. Наиболее правдоподобной гипотезой происхождения можно считать версию о том, что мат был элементом языческих культов. Это отличает русский мат от обсценной лексики в других языках.
2. «Матерные слова – это имена бесов». Такое представление не подтверждается исследованиями лингвистов. Происхождение каждого из матерных слов более прозаично и связано по смыслу с предметом или действием, которое оно означает.
3. «Матерные слова обладают отрицательной энергией, меняют ДНК, могут вызывать болезни и смерть». Данное представление связано с оккультным мировоззрением и не является верным ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения науки. К этой же категории относятся все псевдонаучные эксперименты с произнесением матерных и молитвенных слов над водой. Эти страшилки распространяет, в том числе, православный митрополит Митрофан (Баданин) в своей брошюре "Правда о русском мате". Сами по себе слова, как набор звуков, не обладают какой-то особой энергией и не являются скверными по существу. Скверными они становятся в связи со смыслом, который вкладывают в них люди, а также теми греховными мотивами, с которыми их используют.
#мораль #мифы
Сквернословие является злом, однако в попытках бороться с этим явлением нередко используются такие основания, которые не выдерживают критики. Ниже приведено несколько таких примеров, которые не рекомендуется использовать в качестве аргументации против использования нецензурных слов.
1. «Матерные слова принесли на Русь татаро-монголы». Несмотря на популярность этого представления, оно не имеет никаких исторических подтверждений. Основные корни русского мата имеют славянское происхождение. Аналогичные корни с теми же значениями есть и в языках славянских народов, которые не переживали татаро-монгольского нашествия. Употребление этих слов зафиксировано в берестяных грамотах домонгольского периода. Наиболее правдоподобной гипотезой происхождения можно считать версию о том, что мат был элементом языческих культов. Это отличает русский мат от обсценной лексики в других языках.
2. «Матерные слова – это имена бесов». Такое представление не подтверждается исследованиями лингвистов. Происхождение каждого из матерных слов более прозаично и связано по смыслу с предметом или действием, которое оно означает.
3. «Матерные слова обладают отрицательной энергией, меняют ДНК, могут вызывать болезни и смерть». Данное представление связано с оккультным мировоззрением и не является верным ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения науки. К этой же категории относятся все псевдонаучные эксперименты с произнесением матерных и молитвенных слов над водой. Эти страшилки распространяет, в том числе, православный митрополит Митрофан (Баданин) в своей брошюре "Правда о русском мате". Сами по себе слова, как набор звуков, не обладают какой-то особой энергией и не являются скверными по существу. Скверными они становятся в связи со смыслом, который вкладывают в них люди, а также теми греховными мотивами, с которыми их используют.
#мораль #мифы
👍17🔥2