Многие слышали о том, что в православной аскетике порицается использование воображения во время молитвы, но наверное немногие обращают внимание на то, что использование воображения, визуализация, всячески приветствуется в церковной гимнографии, которая, строго говоря, не относится к молитве, а создаёт праздничное настроение и приглашает к размышлению над событиями праздника. Такое приглашение погрузиться в атмосферу праздника, используя воображение, присутствует и в богослужебных текстах Рождества Христова.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.
Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»
Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»
#богослужение #духовнаяжизнь
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.
Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»
Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»
#богослужение #духовнаяжизнь
❤12👍5
Некоторые миряне, почитаемые Церковью в лике праведных
1. Св. Филарет Милостивый (VIII в.) – благотворитель, многодетный отец.
2. Св. Иоанн и Мария Устюжские (XIII в.) – благочестивые супруги. Иоанн был татарином Багуем, который первоначально взял Марию в наложницы, а затем, под ее влиянием обратился к христианской вере и венчался с ней. Их имена включены в Собор Вологодских святых.
3. Св. Феодор Ушаков (†1817) – русский флотоводец, адмирал. Был прославлен Русской Церковью в 2004 году.
4. Св. Симеон Верхотурский (†1642) – подвижник благочестия. Был прославлен Русской Церковью в 1694 году.
5. Св. Петр Томский (†1819) – подвижник благочестия, скончался в возрасте 20-ти лет в результате несчастного случая. Был прославлен Русской Церковью в 1984 году.
6. Св. Павел Таганрогский (†1879) – подвижник благочестия. Был прославлен общецерковно Русской Церковью в 2016 году.
7. Св. Николай Кавасила († после 1397) – византийский богослов, литургист, церковный и общественный деятель. Был прославлен Греческой Церковью в 1982 году.
8. Св. Артемий Веркольский (†1544) – благочестивый отрок, погибший в результате несчастного случая (убит ударом молнии). Его имя включено в Собор святых Архангельской митрополии.
9. Св. Иоанн Русский, исповедник (†1730) – благочестивый юноша, скончавшийся турецким пленником. В 1962 году его имя было внесено в календарь Русской Церкви.
10. Св. Василий Павлово-Посадский (†1869) – подвижник благочестия, миссионер, целитель. Его имя включено в Собор Московских святых.
11. Св. Илия Чавчавадзе (†1907) – грузинский писатель, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году.
12. Св. Филимон Коридзе (†1911) – грузинский оперный певец, регент, автор 4 сборников церковных песнопений. Был прославлен Грузинской Церковью в 2011 году.
13. Св. Тиуне Сугихара (†1986) – японский дипломат. Известен тем, что помог более чем шести тысячам польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну. Местночтимый святой Японской Церкви.
14. Св. Ольга О’Майкл (†1979) – жена священника, многодетная мать. Уроженка Аляски юпикского происхождения. Была прославлена Священным Синодом Православной Церкви в Америке в 2023 году.
15. Св. Евфимий Такаишвили (†1953) – историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 2002 году.
📷Некоторые из них запечатлены на фотографиях
1. Св. Филарет Милостивый (VIII в.) – благотворитель, многодетный отец.
2. Св. Иоанн и Мария Устюжские (XIII в.) – благочестивые супруги. Иоанн был татарином Багуем, который первоначально взял Марию в наложницы, а затем, под ее влиянием обратился к христианской вере и венчался с ней. Их имена включены в Собор Вологодских святых.
3. Св. Феодор Ушаков (†1817) – русский флотоводец, адмирал. Был прославлен Русской Церковью в 2004 году.
4. Св. Симеон Верхотурский (†1642) – подвижник благочестия. Был прославлен Русской Церковью в 1694 году.
5. Св. Петр Томский (†1819) – подвижник благочестия, скончался в возрасте 20-ти лет в результате несчастного случая. Был прославлен Русской Церковью в 1984 году.
6. Св. Павел Таганрогский (†1879) – подвижник благочестия. Был прославлен общецерковно Русской Церковью в 2016 году.
7. Св. Николай Кавасила († после 1397) – византийский богослов, литургист, церковный и общественный деятель. Был прославлен Греческой Церковью в 1982 году.
8. Св. Артемий Веркольский (†1544) – благочестивый отрок, погибший в результате несчастного случая (убит ударом молнии). Его имя включено в Собор святых Архангельской митрополии.
9. Св. Иоанн Русский, исповедник (†1730) – благочестивый юноша, скончавшийся турецким пленником. В 1962 году его имя было внесено в календарь Русской Церкви.
10. Св. Василий Павлово-Посадский (†1869) – подвижник благочестия, миссионер, целитель. Его имя включено в Собор Московских святых.
11. Св. Илия Чавчавадзе (†1907) – грузинский писатель, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году.
12. Св. Филимон Коридзе (†1911) – грузинский оперный певец, регент, автор 4 сборников церковных песнопений. Был прославлен Грузинской Церковью в 2011 году.
13. Св. Тиуне Сугихара (†1986) – японский дипломат. Известен тем, что помог более чем шести тысячам польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну. Местночтимый святой Японской Церкви.
14. Св. Ольга О’Майкл (†1979) – жена священника, многодетная мать. Уроженка Аляски юпикского происхождения. Была прославлена Священным Синодом Православной Церкви в Америке в 2023 году.
15. Св. Евфимий Такаишвили (†1953) – историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 2002 году.
📷Некоторые из них запечатлены на фотографиях
👍11❤6🔥4
Условия правильного христианского обличения
При обличении согрешившего человека важно принимать во внимание ряд условий, которые могут сделать обличение полезным и плодотворным. Пренебрежение ими, наоборот, может привести к большему злу.
1. Обличение должно касаться только реальных грехов, а не любых человеческих недостатков или поведения, которое выглядит неблагочестивым только по мнению обличающего. Нельзя обличать человека на основании собственных домыслов и мнимых обид.
2. Обличение должно сопровождаться увещеванием (наставлением). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты будешь обличать и жестоко порицать, не прибавляя увещевания, то все будет отвергнуто; ибо обличение само по себе невыносимо, когда к нему не примешивается увещевание».
3. Обличать в нравственных пороках нужно только людей верующих, членов Церкви, потому что внешних (неверующих и отлученных от Церкви) судит Бог (1Кор.5:13). Неверующий человек не знает Евангелия, и наши обличения на его основании не будут им услышаны.
4. Не следует намеренно искать повода для обличения человека, делать это в отношении незнакомых лиц (если только этого не требует особая должность). Обличение, как и любой добродетельный акт, нужно сообразовывать с обстоятельствами, оно должно быть своевременно и адекватно цели. В связи с этим св. Августин говорит: «Господь предупреждает нас, чтобы мы не были безразличны к грехам друг друга, но не в том смысле, что нам надлежит выискивать для себя предмет для осуждения, а в том, что мы должны исправлять то, что видим».
5. Обличать начальствующих, родителей и людей старшего возраста необходимо с особым уважением, не дерзко и резко, а мягко и тактично. Поэтому апостол говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим.5:1). Тоже самое касается и обличения подчиненных, как говорит прп. Никодим Святогорец: «Обличать нужно мягко и уважительно не только при равных братских отношениях, но особенно когда высокопоставленные лица обращаются к нижестоящим, патриархи к архиереям, архиереи к иереям, иереи к мирянам».
6. Если есть такая возможность, уместнее предоставить дело обличения лицу, которое пользуется особым уважением у согрешившего. Для этого иногда требуется поговорить с этим человеком и попросить посодействовать исправлению общего знакомого.
7. Надлежит воздерживаться от обличения, если существует опасность, что этим мы можем сделать исправляемого человека ещё хуже (Притч.9:8). Обличение необходимо и полезно не само по себе, а только если оно адекватно цели (исправления человека).
8. Обличать необходимо с кротостью и любовью к человеку (перед этим нужно помолиться за себя и за человека). Действовать следует максимально осторожно и бережно. Обличение должно быть движимо состраданием, а не ненавистью и другими греховными мотивами. Если христианин использует обличение как повод для прикрытия своих страстей (гордости, тщеславия, гнева, мстительности и др.), делает это дерзко и без уважения к человеку, он грешит сам.
9. Тому, кто сам повинен в смертных грехах, лучше будет воздержаться от обличения чужих грехов, пока он не покается и не исправится.
10. Публично обличать человека можно только в случае совершения им публичных грехов (то есть, когда есть более, чем один свидетель), либо когда его тайные грехи могут навредить многим (ересь, коварный замысел и т.п.). В остальных случаях человека необходимо сначала обличать один на один, сохраняя его репутацию. Если это не помогает, тогда призвать еще одного-двух благочестивых свидетелей. Общий принцип, который здесь действует: стремиться по возможности сохранять доброе имя человека и не наносить ему ущерба, если этого явно не требует польза дела. В связи с этим св. Иероним Стридонский пишет: «Если кто согрешил против тебя, обличи его тайно. Иначе как бы он, будучи обесчещен и ославлен, не закостенел в своем грехе».
#библия #мораль #дисциплина #августин #иоаннзлатоуст
При обличении согрешившего человека важно принимать во внимание ряд условий, которые могут сделать обличение полезным и плодотворным. Пренебрежение ими, наоборот, может привести к большему злу.
1. Обличение должно касаться только реальных грехов, а не любых человеческих недостатков или поведения, которое выглядит неблагочестивым только по мнению обличающего. Нельзя обличать человека на основании собственных домыслов и мнимых обид.
2. Обличение должно сопровождаться увещеванием (наставлением). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты будешь обличать и жестоко порицать, не прибавляя увещевания, то все будет отвергнуто; ибо обличение само по себе невыносимо, когда к нему не примешивается увещевание».
3. Обличать в нравственных пороках нужно только людей верующих, членов Церкви, потому что внешних (неверующих и отлученных от Церкви) судит Бог (1Кор.5:13). Неверующий человек не знает Евангелия, и наши обличения на его основании не будут им услышаны.
4. Не следует намеренно искать повода для обличения человека, делать это в отношении незнакомых лиц (если только этого не требует особая должность). Обличение, как и любой добродетельный акт, нужно сообразовывать с обстоятельствами, оно должно быть своевременно и адекватно цели. В связи с этим св. Августин говорит: «Господь предупреждает нас, чтобы мы не были безразличны к грехам друг друга, но не в том смысле, что нам надлежит выискивать для себя предмет для осуждения, а в том, что мы должны исправлять то, что видим».
5. Обличать начальствующих, родителей и людей старшего возраста необходимо с особым уважением, не дерзко и резко, а мягко и тактично. Поэтому апостол говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим.5:1). Тоже самое касается и обличения подчиненных, как говорит прп. Никодим Святогорец: «Обличать нужно мягко и уважительно не только при равных братских отношениях, но особенно когда высокопоставленные лица обращаются к нижестоящим, патриархи к архиереям, архиереи к иереям, иереи к мирянам».
6. Если есть такая возможность, уместнее предоставить дело обличения лицу, которое пользуется особым уважением у согрешившего. Для этого иногда требуется поговорить с этим человеком и попросить посодействовать исправлению общего знакомого.
7. Надлежит воздерживаться от обличения, если существует опасность, что этим мы можем сделать исправляемого человека ещё хуже (Притч.9:8). Обличение необходимо и полезно не само по себе, а только если оно адекватно цели (исправления человека).
8. Обличать необходимо с кротостью и любовью к человеку (перед этим нужно помолиться за себя и за человека). Действовать следует максимально осторожно и бережно. Обличение должно быть движимо состраданием, а не ненавистью и другими греховными мотивами. Если христианин использует обличение как повод для прикрытия своих страстей (гордости, тщеславия, гнева, мстительности и др.), делает это дерзко и без уважения к человеку, он грешит сам.
9. Тому, кто сам повинен в смертных грехах, лучше будет воздержаться от обличения чужих грехов, пока он не покается и не исправится.
10. Публично обличать человека можно только в случае совершения им публичных грехов (то есть, когда есть более, чем один свидетель), либо когда его тайные грехи могут навредить многим (ересь, коварный замысел и т.п.). В остальных случаях человека необходимо сначала обличать один на один, сохраняя его репутацию. Если это не помогает, тогда призвать еще одного-двух благочестивых свидетелей. Общий принцип, который здесь действует: стремиться по возможности сохранять доброе имя человека и не наносить ему ущерба, если этого явно не требует польза дела. В связи с этим св. Иероним Стридонский пишет: «Если кто согрешил против тебя, обличи его тайно. Иначе как бы он, будучи обесчещен и ославлен, не закостенел в своем грехе».
#библия #мораль #дисциплина #августин #иоаннзлатоуст
❤11🔥1
11. Необходимо самому быть готовым к тому, чтобы в случае необходимости, со смирением принять обличение от ближнего. Как советует свт. Иоанн Златоуст, «пусть ни обличающий не гневается (ибо это свидетельство не исправления, а пристрастности), ни обличаемый не раздражается, ибо происходящее – исцеление, а не вражда. Когда слуги врачей делают прижигание, их не порицают, но те, кому делают прижигание и надрезы, считают благодетелями причиняющих им эту боль, – еще более так следует рассуждать, принимая обличение, и прислушиваться к исправляющему, как к врачу, а не как к врагу».
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
❤12
Сегодня Церковь чтит память святых вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода. Смерть невинных детей вызывала недоумение ещё у древних людей, так что святым отцам приходилось отдельно рассматривать этот актуальный во все времена вопрос.
Свт. Иоанн Златоуст освещает его в 9 гомилии на Евангелие от Матфея. Его главный тезис таков: «Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды». Невинные дети не имели нужды в прощении грехов, поэтому через насильственную скоропостижную смерть они получили от Бога небесную награду. На возражение, что эти дети могли бы совершить в будущем много великих дел, Златоуст отвечает: «Бог немалую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое». Святитель признает, что его ответ не исчерпывающий и один Бог знает дополнительные основания для того, чтобы это должно было произойти.
Из слов св. Иоанна Златоуста вполне можно сделать вывод, что вифлеемские младенцы сразу же вошли в рай: «Какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда? Итак, какой урон понесли дети, умерщвленные по такой причине и скоро достигшие покойной пристани?»
В завершение он говорит: «Суд весьма скоро постиг Ирода за его поступок, и он за свое злодейство был достойно наказан: он кончил жизнь тяжкой смертью, и даже более жалкой, чем та, на которую он осудил младенцев, потерпев при этом бесчисленное множество и других страданий».
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #промысл
Свт. Иоанн Златоуст освещает его в 9 гомилии на Евангелие от Матфея. Его главный тезис таков: «Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды». Невинные дети не имели нужды в прощении грехов, поэтому через насильственную скоропостижную смерть они получили от Бога небесную награду. На возражение, что эти дети могли бы совершить в будущем много великих дел, Златоуст отвечает: «Бог немалую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое». Святитель признает, что его ответ не исчерпывающий и один Бог знает дополнительные основания для того, чтобы это должно было произойти.
Из слов св. Иоанна Златоуста вполне можно сделать вывод, что вифлеемские младенцы сразу же вошли в рай: «Какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда? Итак, какой урон понесли дети, умерщвленные по такой причине и скоро достигшие покойной пристани?»
В завершение он говорит: «Суд весьма скоро постиг Ирода за его поступок, и он за свое злодейство был достойно наказан: он кончил жизнь тяжкой смертью, и даже более жалкой, чем та, на которую он осудил младенцев, потерпев при этом бесчисленное множество и других страданий».
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #промысл
🤔5👍4❤1
Ставят часто подобный вопрос относительно других библейских примеров со смертью детей.
Свт. Димитрий Ростовский пишет:
«Есть такой вопрос: почему Господь Бог и в водной казни во время всемирного потопа, и в казни огненной во время сожжения содомлян не пощадил неповинных детей, не содеявших никакого зла, но погубил их вместе с их нечестивыми отцами, – не противно ли сие правосудию Божию?
Отвечаю. Это не есть неправосудие, но скорее милосердие Господа Бога, все на пользу строящего. Он для того с виновными отцами истребил с лица земли и неповинных младенцев, дабы последние, когда придут в возраст, не сделались каким-либо образом наследниками и подражателями злых дел своих отцов и не стали таковыми же скверными беззаконниками, как и отцы их, и дабы вечным мукам они не были потом преданы. Потому, милосердствуя о них, Господь пресек временную их жизнь временною казнию, души же их сохранил свободными от вечных мук, в которые впали их отцы. Телом своим они погибли вместе с отцами, души же их милосердием Божиим соблюдены свободными от ада, ибо праведен есть Господь, и несть неправды в Нем (Втор. 32, 4), и Он готов прощать даже и виновных» (Келейный летописец).
#библия #промысл
Свт. Димитрий Ростовский пишет:
«Есть такой вопрос: почему Господь Бог и в водной казни во время всемирного потопа, и в казни огненной во время сожжения содомлян не пощадил неповинных детей, не содеявших никакого зла, но погубил их вместе с их нечестивыми отцами, – не противно ли сие правосудию Божию?
Отвечаю. Это не есть неправосудие, но скорее милосердие Господа Бога, все на пользу строящего. Он для того с виновными отцами истребил с лица земли и неповинных младенцев, дабы последние, когда придут в возраст, не сделались каким-либо образом наследниками и подражателями злых дел своих отцов и не стали таковыми же скверными беззаконниками, как и отцы их, и дабы вечным мукам они не были потом преданы. Потому, милосердствуя о них, Господь пресек временную их жизнь временною казнию, души же их сохранил свободными от вечных мук, в которые впали их отцы. Телом своим они погибли вместе с отцами, души же их милосердием Божиим соблюдены свободными от ада, ибо праведен есть Господь, и несть неправды в Нем (Втор. 32, 4), и Он готов прощать даже и виновных» (Келейный летописец).
#библия #промысл
❤10
Сегодня Церковь чтит память св. Иосифа Обручника
В раннехристианской литературе до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте Иосифа Обручника и его жизни до обручения с Девой Марией.
Впервые предание о том, что Иосиф имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» (Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет Иосифа «приемным отцом» (Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует Иосифа как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия (Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у Иосифа было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в восточной традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака Иосифа, т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. In Matth. 1. 4).
Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и Иосиф «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» (Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресвятой Богородицы - Марии Клеоповой (Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что Иосиф не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что Иосиф Обручник был девственником, не разделяли ни восточные, ни западные отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина (Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности Иосифа получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X века.
📚По материалам статьи об Иосифе Обручнике в Православной энциклопедии
В раннехристианской литературе до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте Иосифа Обручника и его жизни до обручения с Девой Марией.
Впервые предание о том, что Иосиф имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» (Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет Иосифа «приемным отцом» (Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует Иосифа как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия (Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у Иосифа было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в восточной традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака Иосифа, т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. In Matth. 1. 4).
Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и Иосиф «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» (Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресвятой Богородицы - Марии Клеоповой (Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что Иосиф не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что Иосиф Обручник был девственником, не разделяли ни восточные, ни западные отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина (Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности Иосифа получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X века.
📚По материалам статьи об Иосифе Обручнике в Православной энциклопедии
❤10👏1
Приглашаю подписаться на канал моего однокурсника по духовному училищу священника Алексия Ларина, преподавателя Ярославской духовной семинарии
👍5
Психологическое наблюдение свт. Иоанна Златоуста
«Род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений; при том заботится, и весьма много заботится о мнении других» (Беседы на послание к Евреям, 22).
#иоаннзлатоуст
«Род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений; при том заботится, и весьма много заботится о мнении других» (Беседы на послание к Евреям, 22).
#иоаннзлатоуст
❤12🤔6👍3