чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Приглашаю пройти анонимный опрос
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел учит епископа Тита в чем наставлять верующих людей разного возраста (Тит.2:1-6)

👨‍🦳Старцы (старики). Они должны быть бдительны (быть трезвыми и рассудительными в духовной жизни), степенны (их внешнее поведение должно располагать других к почтительному отношению), целомудренны (должны иметь здравый ум), здравы в вере, в любви, в терпении. Архиеп. Феофилакт Болгарский замечает: «Заповедь о терпении особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности».

👵Старицы (старушки). Они должны одеваться прилично святым (их внешний вид должен демонстрировать скромность), не быть клеветницами (буквально: не быть "дьяволицами", избегать всяких пересуд, сплетен, злословия), не порабощаться пьянству (в римской традиции был распространен женский алкоголизм), учить добру (буквально καλοδιδάσκαλος - учитель добра, словом и примером).

👩‍👧Задачей верующих старушек является научение молодых женщин, чтобы те любили мужей, любили детей, были целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

👱‍♂️Юношей нужно побуждать быть целомудренными, то есть благоразумными, умеренными, скромными, воздержанными, уметь владеть собой.

Свт. Иоанн Златоуст заключает: «Наставление женщин он (апостол) предоставил преимущественно женщинам, поручив старшим младших; а все дело наставления мужей поручает и предоставляет самому (Титу)».

👉О спасении женщины в семье
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9👍4
Написал для Азбуки веры статью о красоте (как наше восприятие прекрасного подтверждает бытие Бога, о красоте творения и храмовой эстетике, о внешней и внутренней красоте)
#моиработы #богословие
👍83
Из церковных документов об отношении православных христиан к людям других убеждений

«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо. Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».

📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).

«Церковь призывает к свободе вероисповедания и учит своих членов уважению и любви к любому человеку, каких бы религиозных взглядов он ни придерживался... Православная Церковь, исходя из своих собственных вероучительных и канонических принципов, оценивает систему верований и религиозную практику других религий. По отношению же к людям, которые являются приверженцами этих религий или светских идеологий, ее позиция – это позиция уважения и любви. Как писал русский миссионер святитель Иннокентий, митрополит Московский, "если проповедник не будет иметь в себе любви… к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает"».

📖О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (документ утвержден Архиерейским собором 2016 года).

«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».

📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #церковныедокументы
7👍2
Доктор богословия протоиерей Николай Стеллецкий о богоугодном проведении воскресных и праздничных дней

«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения.

Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).

Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
14
Многие слышали о том, что в православной аскетике порицается использование воображения во время молитвы, но наверное немногие обращают внимание на то, что использование воображения, визуализация, всячески приветствуется в церковной гимнографии, которая, строго говоря, не относится к молитве, а создаёт праздничное настроение и приглашает к размышлению над событиями праздника. Такое приглашение погрузиться в атмосферу праздника, используя воображение, присутствует и в богослужебных текстах Рождества Христова.

Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.

Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.

Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»

Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»
#богослужение #духовнаяжизнь
12👍5
Молитвенно желаю вам в день светлого праздника Рождества Христова, подлинной духовной радости о родившемся Богомладенце, провести это время с пользой, в кругу близких людей. Пусть светлые минуты и теплые воспоминания этого великого события согревают и укрепляют вас на протяжении всей жизни!
35
Некоторые миряне, почитаемые Церковью в лике праведных

1. Св. Филарет Милостивый (VIII в.) – благотворитель, многодетный отец.
2. Св. Иоанн и Мария Устюжские (XIII в.) – благочестивые супруги. Иоанн был татарином Багуем, который первоначально взял Марию в наложницы, а затем, под ее влиянием обратился к христианской вере и венчался с ней. Их имена включены в Собор Вологодских святых.
3. Св. Феодор Ушаков (†1817) – русский флотоводец, адмирал. Был прославлен Русской Церковью в 2004 году.
4. Св. Симеон Верхотурский (†1642) – подвижник благочестия. Был прославлен Русской Церковью в 1694 году.
5. Св. Петр Томский (†1819) – подвижник благочестия, скончался в возрасте 20-ти лет в результате несчастного случая. Был прославлен Русской Церковью в 1984 году.
6. Св. Павел Таганрогский (†1879) – подвижник благочестия. Был прославлен общецерковно Русской Церковью в 2016 году.
7. Св. Николай Кавасила († после 1397) – византийский богослов, литургист, церковный и общественный деятель. Был прославлен Греческой Церковью в 1982 году.
8. Св. Артемий Веркольский (†1544) – благочестивый отрок, погибший в результате несчастного случая (убит ударом молнии). Его имя включено в Собор святых Архангельской митрополии.
9. Св. Иоанн Русский, исповедник (†1730) – благочестивый юноша, скончавшийся турецким пленником. В 1962 году его имя было внесено в календарь Русской Церкви.
10. Св. Василий Павлово-Посадский (†1869) – подвижник благочестия, миссионер, целитель. Его имя включено в Собор Московских святых.
11. Св. Илия Чавчавадзе (†1907) – грузинский писатель, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году.
12. Св. Филимон Коридзе (†1911) – грузинский оперный певец, регент, автор 4 сборников церковных песнопений. Был прославлен Грузинской Церковью в 2011 году.
13. Св. Тиуне Сугихара (†1986) – японский дипломат. Известен тем, что помог более чем шести тысячам польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну. Местночтимый святой Японской Церкви.
14. Св. Ольга О’Майкл (†1979) – жена священника, многодетная мать. Уроженка Аляски юпикского происхождения. Была прославлена Священным Синодом Православной Церкви в Америке в 2023 году.
15. Св. Евфимий Такаишвили (†1953) – историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 2002 году.

📷Некоторые из них запечатлены на фотографиях
👍116🔥4