🪦Некоторые суеверия, связанные с посещением кладбища
1) Нельзя ходить на кладбище беременной и детям. Души умерших и темных существ, живущих в могилах, могут забрать ребенка из утробы матери с собой.
2) На кладбище можно встретить призрак умершего.
3) Небезопасно посещать кладбище после полудня.
4) Нельзя фотографироваться на кладбище.
5) Животные на кладбище (особенно кошки) могут причинить своим присутствием какой-то вред.
6) Нельзя приносить домой землю с кладбища.
7) Нельзя оборачиваться после выхода с кладбища.
8) Нужно обращать внимание на то, закрыта или открыта калитка ограды на могиле (якобы душу можно задержать калиткой).
9) Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией.
10) Нужно оставлять для умершего на могиле рюмку водки, хлеб и вообще какую-то пищу.
11) Нужно рассыпать на могиле хлебные крошки или крупу. На самом деле, никакой пользы умершему это не принесет, но может привлечь животных и птиц, которые наведут беспорядок на могиле.
Как можно видеть, большинство суеверий связано с ложным представлением о том, что душа умершего каким-то образом привязана к месту захоронения. По учению Церкви, души умерших, находятся в раю или в аду. Они не бродят по кладбищу, не могут принимать пищу, вредить приходящим и т. п. Таким образом, кладбищу не следует придавать того мистического значения, которого оно не имеет. Христианин может быть свободен от множества предрассудков и необходимости совершать разные бессмысленные действия.
#смерть
1) Нельзя ходить на кладбище беременной и детям. Души умерших и темных существ, живущих в могилах, могут забрать ребенка из утробы матери с собой.
2) На кладбище можно встретить призрак умершего.
3) Небезопасно посещать кладбище после полудня.
4) Нельзя фотографироваться на кладбище.
5) Животные на кладбище (особенно кошки) могут причинить своим присутствием какой-то вред.
6) Нельзя приносить домой землю с кладбища.
7) Нельзя оборачиваться после выхода с кладбища.
8) Нужно обращать внимание на то, закрыта или открыта калитка ограды на могиле (якобы душу можно задержать калиткой).
9) Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией.
10) Нужно оставлять для умершего на могиле рюмку водки, хлеб и вообще какую-то пищу.
11) Нужно рассыпать на могиле хлебные крошки или крупу. На самом деле, никакой пользы умершему это не принесет, но может привлечь животных и птиц, которые наведут беспорядок на могиле.
Как можно видеть, большинство суеверий связано с ложным представлением о том, что душа умершего каким-то образом привязана к месту захоронения. По учению Церкви, души умерших, находятся в раю или в аду. Они не бродят по кладбищу, не могут принимать пищу, вредить приходящим и т. п. Таким образом, кладбищу не следует придавать того мистического значения, которого оно не имеет. Христианин может быть свободен от множества предрассудков и необходимости совершать разные бессмысленные действия.
#смерть
Telegram
чтец Сергий Федоров
Существуют ли привидения (неприкаянные души)?
Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно…
Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно…
👍9❤3
Слышит ли человека душа усопшего (усопшей), если разговаривать с ней, находясь при его (её) могиле?
Нет, сама по себе она не способна слышать человека, поскольку ни в могиле, ни на могиле ее нет. Душа умершего человека пребывает или в раю, или в аду. Она не знает о том, посещают ли его могилу или нет, душа никак не привязана к этому месту. Единственной уместной формой общения является молитва за человека, или молитвенное обращение к нему, если есть серьезные основания считать, что он достиг вечного блаженства.
#смерть
Нет, сама по себе она не способна слышать человека, поскольку ни в могиле, ни на могиле ее нет. Душа умершего человека пребывает или в раю, или в аду. Она не знает о том, посещают ли его могилу или нет, душа никак не привязана к этому месту. Единственной уместной формой общения является молитва за человека, или молитвенное обращение к нему, если есть серьезные основания считать, что он достиг вечного блаженства.
#смерть
👍15
Многие новоначальные христиане начинают свое знакомство с Православием с различных книг отдельных авторов, в том числе, аскетических. В этом подходе есть свои существенные недостатки. Во-первых, знакомясь с частными сочинениями, неподготовленный читатель легко может ошибочно посчитать выражением церковного учения различные частные мнения и субъективные интерпретации писателя книги, особенно если его имя является авторитетным в православной среде. Во-вторых, нередко бывает так, что читатель воспринимает все наставления и советы автора книги, как обращенные лично к нему, хотя это не всегда то, чего хотел сам автор, писавший для других людей и в других условиях жизни. Это бывает особенно опасно при чтении аскетических творений, адресованных монашествующим (в том числе, ведущим отшельнический образ жизни).
Митрополит Филарет (Вахромеев) обращал внимание на эту проблему еще в начале 2000-х:
Человеку, желающему начать свой путь к спасению в Церкви можно порекомендовать начинать с изучения основ веры и нравственности, а также с прочтения Евангелия. В кратком виде они изложены в Символе веры и десяти заповедях. Толкования Символа веры и десяти заповедей можно найти в катехизисах (можно использовать для изучения, например, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» или «Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»). Когда будет хорошо освоена «база», можно будет приступать к чтению других книг частного характера. Такая последовательность в подходе поможет избежать тех ошибок, о которых сказано выше.
Митрополит Филарет (Вахромеев) обращал внимание на эту проблему еще в начале 2000-х:
«Аскетика как систематическое описание законов «духовной брани», которую ведет подвижник, говорит об опыте экстраординарном. Тот путь максимального духовного напряжения, на который встает подвижник, является добровольным. Это лишь один из возможных духовных путей, открывающихся перед христианином в Церкви. Поэтому никоим образом нельзя переносить аскетические требования, предъявляемые к монаху, на все стадо Христово. Однако если аскетика становится главной и даже единственной «наукой духовной жизни», опасность такого переноса является очевидной. Согласно монашеской традиции, правильное прохождение духовного пути невозможно без руководства опытного наставника — духовного отца или старца. Одного чтения аскетических творений недостаточно. Более того, попытка превзойти меру своего духовного возраста является чрезвычайно опасной. Поэтому новоначальным не рекомендуется ориентироваться на духовные свидетельства и советы, предназначенные для тех, кто уже накопил опыт духовного делания. Сегодня, однако, самые разные аскетические руководства, а также соответствующие писания святых Отцов доступны практически каждому православному христианину. Но далеко не каждый имеет опытного духовного наставника, и не всякий приходской священник таковым является».
Человеку, желающему начать свой путь к спасению в Церкви можно порекомендовать начинать с изучения основ веры и нравственности, а также с прочтения Евангелия. В кратком виде они изложены в Символе веры и десяти заповедях. Толкования Символа веры и десяти заповедей можно найти в катехизисах (можно использовать для изучения, например, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» или «Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»). Когда будет хорошо освоена «база», можно будет приступать к чтению других книг частного характера. Такая последовательность в подходе поможет избежать тех ошибок, о которых сказано выше.
azbyka.ru
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова) - святитель Петр (Могила)…
Труд «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова)» святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤21👍2👎1
Св. Августин о том, что неверие или суеверное отношение родителей не вредит крещению их детей
«Некоторые, правда, приносят своих детей на крещение, не в надежде на то, что они будут возрождены к вечной жизни духовной благодатью, а потому что они думают, что с помощью этого средства дети могут восстановить или сохранить телесное здоровье; но пусть это не беспокоит ваш ум, потому что их возрождению не препятствует тот факт, что это благословение не имеет места в намерении тех, кто представляет их для крещения. Ибо этими людьми совершаются необходимые служебные действия и произносятся священные слова, без которых младенец не может быть посвящен Богу. Но Святой Дух, обитающий в святых, а именно в тех, кого сияющее пламя любви соединило в единого Голубя, чьи крылья покрыты серебром, совершает Свое действие даже через служение рабов, людей, которые иногда не только невежественны по своей простоте, но даже явно недостойны того, чтобы служить у Него.
Представление младенцев для получения духовной благодати является действием не столько тех, которые их принесли (хотя и от них, если они добры и верны), сколько всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом. Посему это делается всей Матерью-Церковью, которая в святых, так как вся Церковь является родительницей всех святых, и вся Церковь является родительницей каждого из них» (Письмо 98, епископу Бонифацию).
#богословие #августин
«Некоторые, правда, приносят своих детей на крещение, не в надежде на то, что они будут возрождены к вечной жизни духовной благодатью, а потому что они думают, что с помощью этого средства дети могут восстановить или сохранить телесное здоровье; но пусть это не беспокоит ваш ум, потому что их возрождению не препятствует тот факт, что это благословение не имеет места в намерении тех, кто представляет их для крещения. Ибо этими людьми совершаются необходимые служебные действия и произносятся священные слова, без которых младенец не может быть посвящен Богу. Но Святой Дух, обитающий в святых, а именно в тех, кого сияющее пламя любви соединило в единого Голубя, чьи крылья покрыты серебром, совершает Свое действие даже через служение рабов, людей, которые иногда не только невежественны по своей простоте, но даже явно недостойны того, чтобы служить у Него.
Представление младенцев для получения духовной благодати является действием не столько тех, которые их принесли (хотя и от них, если они добры и верны), сколько всего сообщества святых и верных. Ибо они по справедливости полагаются приносимыми и теми, кто рад этому принесению, и теми, любовью которых они объединяются в общении со Святым Духом. Посему это делается всей Матерью-Церковью, которая в святых, так как вся Церковь является родительницей всех святых, и вся Церковь является родительницей каждого из них» (Письмо 98, епископу Бонифацию).
#богословие #августин
❤18👍3👏1
В последнее время приходят вопросы, связанные с устраиванием личной жизни, созданием семьи. И они схожи между собой тем, что в них парень или девушка с разного рода проблемами (прежде всего, в голове) сокрушается о том, что их молитвы о даровании супружества до сих пор не услышаны и ничего не меняется. Я так понимаю, что это распространенная проблема, и хотел бы поделиться некоторыми мыслями.
В подобных вопросах, если сказать откровенно, звучит следующее: я человек с определенными проблемами, почему со мной не хотят строить отношения? Почему Бог не может послать мне человека, который меня полюбит?
Мы живем в таком обществе, нравится ли это кому-то или нет, где мужчины и женщины могут вступать в отношения, только если сами этого захотят. То есть, чтобы с тобой построили серьезные отношения, нужно чтобы другому человеку это было нужно. Спрашивающий ведь и сам также мыслит, ведь ему нужен не любой человек, а тот, кого полюбит он, и кто полюбит его, и они добровольно примут решение разделить вместе жизнь. Как мужчине, так и женщине нужен спутник жизни, который сам будет наполнен и готов делиться с ним, а не тот, кто может предложить ему только свои проблемы. Да, когда мы уже создали семью, заключили брачный завет, проблемы нашего супруга становятся и нашими проблемами. Но пока человек свободен, он ничего тебе не должен, как и ты ему. Поэтому, если ты хочешь создать семью, то должен быть сам заинтересован в том, чтобы вам обоим был хорошо друг с другом. Для этого нужно самому развиваться, работать над собой, решать свои проблемы со специалистами, если есть такая необходимость, чтобы к моменту встречи ты сам был пригоден к семейной жизни и мог предложить человеку что-то, кроме своих нерешенных проблем. Молиться о даровании супруга важно и необходимо, но только при условии, что ты меняешься в лучшую сторону сам. Ожидать от Бога, что Он заставит кого-то тебя полюбить, вопреки твоей неготовности и всем нерешенным проблемам, неразумно. Речь идет не о том, чтобы стать идеальным, а о том, чтобы заблаговременно решать сложности, которые либо не располагают к построению отношений с тобой, либо могут критически повлиять на отношения в ближайшем будущем. Нужно понять и принять одну простую мысль: что-то начнет меняться в твоей жизни, когда ты сам начнешь меняться в лучшую сторону. Одной молитвы здесь явно недостаточно, если ты не готов.
#мысли #брак #отношения
В подобных вопросах, если сказать откровенно, звучит следующее: я человек с определенными проблемами, почему со мной не хотят строить отношения? Почему Бог не может послать мне человека, который меня полюбит?
Мы живем в таком обществе, нравится ли это кому-то или нет, где мужчины и женщины могут вступать в отношения, только если сами этого захотят. То есть, чтобы с тобой построили серьезные отношения, нужно чтобы другому человеку это было нужно. Спрашивающий ведь и сам также мыслит, ведь ему нужен не любой человек, а тот, кого полюбит он, и кто полюбит его, и они добровольно примут решение разделить вместе жизнь. Как мужчине, так и женщине нужен спутник жизни, который сам будет наполнен и готов делиться с ним, а не тот, кто может предложить ему только свои проблемы. Да, когда мы уже создали семью, заключили брачный завет, проблемы нашего супруга становятся и нашими проблемами. Но пока человек свободен, он ничего тебе не должен, как и ты ему. Поэтому, если ты хочешь создать семью, то должен быть сам заинтересован в том, чтобы вам обоим был хорошо друг с другом. Для этого нужно самому развиваться, работать над собой, решать свои проблемы со специалистами, если есть такая необходимость, чтобы к моменту встречи ты сам был пригоден к семейной жизни и мог предложить человеку что-то, кроме своих нерешенных проблем. Молиться о даровании супруга важно и необходимо, но только при условии, что ты меняешься в лучшую сторону сам. Ожидать от Бога, что Он заставит кого-то тебя полюбить, вопреки твоей неготовности и всем нерешенным проблемам, неразумно. Речь идет не о том, чтобы стать идеальным, а о том, чтобы заблаговременно решать сложности, которые либо не располагают к построению отношений с тобой, либо могут критически повлиять на отношения в ближайшем будущем. Нужно понять и принять одну простую мысль: что-то начнет меняться в твоей жизни, когда ты сам начнешь меняться в лучшую сторону. Одной молитвы здесь явно недостаточно, если ты не готов.
#мысли #брак #отношения
👍27🔥2❤1
Поговорим о семи главных грехах. Распространено представление, что существует семь смертных грехов: гордость, жадность (алчность), гнев, зависть, блуд, чревоугодие и уныние (лень). Хотя эти грехи часто называют смертными, это некорректно. Это классификация главных пороков, из которых происходят все остальные грехи. Эти грехи являются смертными не всегда, а в зависимости от того подпадает ли конкретный случай под условия смертного греха. Данная классификация в таком виде восходит к свт. Григорию Великому и с тех пор активно используется в западной христианской традиции. Она также использована в катихизисе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1643) в разделе, посвященном грехам.
#мораль #главныегрехи
#мораль #главныегрехи
Telegram
чтец Сергий Федоров
О смертных и несмертных грехах
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные…
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные…
👍12
👑Гордость - это неумеренное и несправедливое желание собственной славы, чтобы превзойти других людей, достойно или недостойно. Это один из самых страшных грехов, который может погубить человека. Гордость является извращением стремления человека к вечному прославлению у Бога.
От гордости происходят следующие грехи: дурное мнение о ближнем, осуждение, неповиновение Церкви и властям, хвастливость, лицемерие, страсть к спорам, упрямство, неуместная тщательность и суетливость, самонадеянность, небрежение о заповедях Божииx, закоснение во грехе и навык к нему, и другие.
При том, что почти каждый человек в той или иной степени подвержен гордости, это не означает, что каждый совершает смертный грех, каковым являются такие проявления гордости, которые прямо нарушают заповеди (например, богоборчество, требование себе божественных почестей, отказ в помощи нуждающимся из-за презрения к ним, неповиновение властям из-за презрения к ним, стремление превзойти ближнего любой ценой).
Противоположная этому греху добродетель - смирение. Действенным средством против гордости является напоминание себе о том, что все наши достоинства и преимущества - это дары Божьи, а также память о смерти, суде Божием и вечных муках.
#мораль #главныегрехи
От гордости происходят следующие грехи: дурное мнение о ближнем, осуждение, неповиновение Церкви и властям, хвастливость, лицемерие, страсть к спорам, упрямство, неуместная тщательность и суетливость, самонадеянность, небрежение о заповедях Божииx, закоснение во грехе и навык к нему, и другие.
При том, что почти каждый человек в той или иной степени подвержен гордости, это не означает, что каждый совершает смертный грех, каковым являются такие проявления гордости, которые прямо нарушают заповеди (например, богоборчество, требование себе божественных почестей, отказ в помощи нуждающимся из-за презрения к ним, неповиновение властям из-за презрения к ним, стремление превзойти ближнего любой ценой).
Противоположная этому греху добродетель - смирение. Действенным средством против гордости является напоминание себе о том, что все наши достоинства и преимущества - это дары Божьи, а также память о смерти, суде Божием и вечных муках.
#мораль #главныегрехи
❤13🤔1
😡Свт. Иоанн Златоуст о природном предназначении раздражительности и гнева
«Есть ли какая-нибудь необходимость досаждать другим? Конечно, скажешь. Внутренний жар возбуждается, воспламеняется и не дает душе покоя. Нет, человек, не от внутреннего жара происходит досада, а от малодушия. Если бы (досада происходила) от сердечной горячности, то все бы люди досаждали (друг другу), и непрестанно бы досаждали. Мы имеем горячность (ревность) в сердце не для того, чтобы досаждать ближним, но чтобы обращать согрешающих, чтобы восставать самим (по падении), чтобы не быть ленивыми. Внутренний жар вложен в нас, как некоторое жало, чтобы мы скрежетали зубами против дьявола, чтобы устремлялись на него, а не чтобы восставали друг против друга. Мы имеем орудие, не для того, чтобы воевать с самими собой, а чтобы употреблять его в войне с неприятелем. Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов. Вот польза гнева; для этого Бог и вложил его в нас» (Беседы на послание к Ефесянам, 2).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Есть ли какая-нибудь необходимость досаждать другим? Конечно, скажешь. Внутренний жар возбуждается, воспламеняется и не дает душе покоя. Нет, человек, не от внутреннего жара происходит досада, а от малодушия. Если бы (досада происходила) от сердечной горячности, то все бы люди досаждали (друг другу), и непрестанно бы досаждали. Мы имеем горячность (ревность) в сердце не для того, чтобы досаждать ближним, но чтобы обращать согрешающих, чтобы восставать самим (по падении), чтобы не быть ленивыми. Внутренний жар вложен в нас, как некоторое жало, чтобы мы скрежетали зубами против дьявола, чтобы устремлялись на него, а не чтобы восставали друг против друга. Мы имеем орудие, не для того, чтобы воевать с самими собой, а чтобы употреблять его в войне с неприятелем. Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов. Вот польза гнева; для этого Бог и вложил его в нас» (Беседы на послание к Ефесянам, 2).
#мораль #иоаннзлатоуст
❤19👍7
🤑Алчность (жадность) – неумеренное желание материальных благ.
Христианин должен желать иметь столько, сколько необходимо для удовлетворения его необходимых нужд (если у него есть семья, соответственно, для удовлетворения нужд семьи). По слову апостола Павла, «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8). Св. Августин пишет: «Всякому позволительно желать то, что является достаточным для поддержания его жизни, но не более. В самом деле, при достаточности желаемого оно желается не ради него самого, а ради благополучия тела или ради того, чтобы одеваться так, как этого требует наше положение, и не выпадать из уклада тех людей, среди которых нам приходится жить. Поэтому мы вправе молиться о том, чтобы сохранить все это, если оно у нас есть, а если нет, то о том, чтобы его обрести».
Не всякое проявление алчности является смертным грехом, а только тогда, когда ради сохранения или приобретение материальных благ, человек готов нарушать заповеди Божьи (например, грабить и убивать ради денег, заниматься мошенничеством, брать взятки). От алчности рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие.
Алчности противоположна щедрость. Тот, кто хочет избежать этого греха должен помнить добровольную нищету Господа Иисуса Христа, а также размышлять о том, что он не хозяин материальных благ, а управляющий ими, в день суда он должен будет дать отчет Богу в своем управлении. Свт. Феофан Затворник дает такое наставление: «Высвободите сердце от любоимания. Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенесть, когда бы Господу угодно было все взять; если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и подобное. Когда это будет в искании и посильном подвиге – и довольно с нас! Вдруг с сердцем не сладить».
#мораль #библия #августин #феофанзатворник #главныегрехи
Христианин должен желать иметь столько, сколько необходимо для удовлетворения его необходимых нужд (если у него есть семья, соответственно, для удовлетворения нужд семьи). По слову апостола Павла, «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8). Св. Августин пишет: «Всякому позволительно желать то, что является достаточным для поддержания его жизни, но не более. В самом деле, при достаточности желаемого оно желается не ради него самого, а ради благополучия тела или ради того, чтобы одеваться так, как этого требует наше положение, и не выпадать из уклада тех людей, среди которых нам приходится жить. Поэтому мы вправе молиться о том, чтобы сохранить все это, если оно у нас есть, а если нет, то о том, чтобы его обрести».
Не всякое проявление алчности является смертным грехом, а только тогда, когда ради сохранения или приобретение материальных благ, человек готов нарушать заповеди Божьи (например, грабить и убивать ради денег, заниматься мошенничеством, брать взятки). От алчности рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие.
Алчности противоположна щедрость. Тот, кто хочет избежать этого греха должен помнить добровольную нищету Господа Иисуса Христа, а также размышлять о том, что он не хозяин материальных благ, а управляющий ими, в день суда он должен будет дать отчет Богу в своем управлении. Свт. Феофан Затворник дает такое наставление: «Высвободите сердце от любоимания. Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенесть, когда бы Господу угодно было все взять; если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и подобное. Когда это будет в искании и посильном подвиге – и довольно с нас! Вдруг с сердцем не сладить».
#мораль #библия #августин #феофанзатворник #главныегрехи
👍15🔥1
🫦Блуд - это беспорядочное желание сексуального удовлетворения. Блуд является извращением замысла Божия о человеческой сексуальности, реализуемого естественным образом в законном браке.
Понятие блудного греха шире, чем внебрачная сексуальная активность, оно включает в себя в широком смысле любые искаженные формы такой активности, независимо от того реализуются ли они в браке или вне брака.
Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, «человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1Кор.6:19–20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).
К основным смертным грехам блуда относятся: блуд (естественные интимные отношения свободных лиц), прелюбодеяние (супружеская измена), инцест, мастурбация, содомия, различные извращения, препятствующие естественному супружескому соединению и его последствиям (например, использование контрацептивов).
От блуда происходят следующие негативные последствия и грехи: помрачение ума, отвращение от Божественных предметов, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, лень, вражда с ближним, и другие.
Блуду противоположно целомудрие. Чтобы избежать блуда христианину необходимо помнить о том, что члены его тела и он сам принадлежат Господу Иисусу Христу и поэтому их не следует отдавать на блуд (см.1Кор.6:15). Блуд оскверняет человека и лишает его Божественной благодати. Необходимо хранить свои чувства, вести трезвенный образ жизни и избегать любого повода к греху. Естественные сексуальные потребности законно реализуются в браке, где они могут найти свое место в соответствии с замыслом Божьим.
👉Почему греховен секс вне брака?
#мораль #главныегрехи
Понятие блудного греха шире, чем внебрачная сексуальная активность, оно включает в себя в широком смысле любые искаженные формы такой активности, независимо от того реализуются ли они в браке или вне брака.
Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, «человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1Кор.6:19–20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).
К основным смертным грехам блуда относятся: блуд (естественные интимные отношения свободных лиц), прелюбодеяние (супружеская измена), инцест, мастурбация, содомия, различные извращения, препятствующие естественному супружескому соединению и его последствиям (например, использование контрацептивов).
От блуда происходят следующие негативные последствия и грехи: помрачение ума, отвращение от Божественных предметов, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, лень, вражда с ближним, и другие.
Блуду противоположно целомудрие. Чтобы избежать блуда христианину необходимо помнить о том, что члены его тела и он сам принадлежат Господу Иисусу Христу и поэтому их не следует отдавать на блуд (см.1Кор.6:15). Блуд оскверняет человека и лишает его Божественной благодати. Необходимо хранить свои чувства, вести трезвенный образ жизни и избегать любого повода к греху. Естественные сексуальные потребности законно реализуются в браке, где они могут найти свое место в соответствии с замыслом Божьим.
👉Почему греховен секс вне брака?
#мораль #главныегрехи
Telegram
чтец Сергий Федоров
👫Почему сожительство без брака преступно и не может быть признано Церковью?
Потому что брак - это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную…
Потому что брак - это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную…
🔥12👍5
😒Зависть - это огорчение, возникающее при взгляде на чужое добро, и неумеренное желание овладеть им, даже вопреки справедливости.
Когда зависть заставляет желать ближнему большого зла, она становится смертным грехом. От зависти происходят такие грехи как ненависть, злословие, презрение, коварство, обман, убийство и другие.
Зависти противоположна доброжелательность. Тот, кто хочет избежать этого греха должен помнить о том, что всякое благо, которое не приобретено посредством совершения греха, даётся человеку Богом для его пользы, и благодарить за то, что имеет. Тот, кто завидует, косвенно хулит Бога, поскольку считает тем самым, что Бог несправедливо распределяет блага между людьми.
#мораль #главныегрехи
Когда зависть заставляет желать ближнему большого зла, она становится смертным грехом. От зависти происходят такие грехи как ненависть, злословие, презрение, коварство, обман, убийство и другие.
Зависти противоположна доброжелательность. Тот, кто хочет избежать этого греха должен помнить о том, что всякое благо, которое не приобретено посредством совершения греха, даётся человеку Богом для его пользы, и благодарить за то, что имеет. Тот, кто завидует, косвенно хулит Бога, поскольку считает тем самым, что Бог несправедливо распределяет блага между людьми.
#мораль #главныегрехи
❤16
Порочность чревоугодия состоит в том, что пища перестаёт быть средством поддержания жизни и становится самостоятельной ценностью. Употребление пищи и питья превращается для такого человека в страсть, он злоупотребляет ими, принимая их сверх необходимого. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними, дал небольшое тело, указывая тем, чтобы мы стремились к другой жизни».
Обычно чревоугодие не является смертным грехом, поскольку не нарушает заповеди, однако может им стать, если человек готов ради пищи и питья нарушать заповеди. Пьянство является формой чревоугодия, сознательное желание потерять контроль над своим разумом является смертным грехом (см.: 1Кор.6:10).
От чревоугодия происходят такие грехи как беспечность, нерадение о благочестии, непристойный смех, самоугождение, неуважение ближнего, оскорбления, раздоры, распутство. Следствием чревоугодия нередко бывает расстройство здоровья.
Чревоугодию противоположна воздержанность. Тот, кто хочет избежать этого греха должен соблюдать умеренность в употреблении пищи и питья. Профилактике чревоугодия способствует исключение беспорядочного употребления пищи и практика поста. В некоторых случаях, когда причины переедания психологического характера, уместно обратиться за помощью к специалисту.
#мораль #главныегрехи #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤17
Если гнев доходит до осознанного желания убить ближнего или тяжело ранить его, он становится смертным грехом. Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:22).
От гнева происходят ссоры, вражда, убийство и другие подобные грехи. В то же время, не всякое проявление гнева греховно. Умеренный гнев, мотивированный каким-то благом (например, желание наказания ближнего ради исправления и сохранения справедливости), не является греховным (однако правом наказывать ближнего обладает не каждый, а только тот, кто имеет такие полномочия). Таким образом, грехом является недолжное использование гнева.
Гневу противоположно терпение.
👉🏼Свт. Иоанн Златоуст о природном предназначении раздражительности и гнева
#мораль #главныегрехи
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
😡Свт. Иоанн Златоуст о природном предназначении раздражительности и гнева
«Есть ли какая-нибудь необходимость досаждать другим? Конечно, скажешь. Внутренний жар возбуждается, воспламеняется и не дает душе покоя. Нет, человек, не от внутреннего жара происходит…
«Есть ли какая-нибудь необходимость досаждать другим? Конечно, скажешь. Внутренний жар возбуждается, воспламеняется и не дает душе покоя. Нет, человек, не от внутреннего жара происходит…
❤6
В связи с 1 апреля отвечу на вопрос: является ли ложь в шутку морально приемлемым развлечением?
Нет, ложь является злым действием по роду, поэтому даже ложь в шутку - это грех, хотя и несмертный. В Священном Писании ясно сказано: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» (Сир.7:13).
#ответынавопросы #мораль #библия
Нет, ложь является злым действием по роду, поэтому даже ложь в шутку - это грех, хотя и несмертный. В Священном Писании ясно сказано: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» (Сир.7:13).
#ответынавопросы #мораль #библия
❤12👍3👎2
😔Лень (уныние, беспечность) – это холодность и нерадение о спасении души.
В таком состоянии человек чувствует холодность и отвращение к исполнению заповедей Божьих; дела спасения представляются ему тягостным, излишним и неблагодарным трудом; он начинает жалеть, что отказался от каких-либо мирских, суетных удовольствий; вечное блаженство видит он в чрезмерно отдаленной от себя будущности. Следует заметить, что если человек огорчается оттого, что кто-то заставляет его делать какое-либо доброе дело, то это не имеет отношения к данному греху, но таковым является его печаль из-за необходимости делать что-либо ради Бога. Это особая, глубокая печаль от самой мысли о Боге и о той высшей радости, которую Он дает. Этот порок нужно отличать от бытовой лени и депрессии.
Лень становится смертным грехом не в силу одного внутреннего состояния, но при условии согласия разума. От лени происходят произвольное ослабление, поводы к совершению грехов, изнеженность, праздность, высокомерие.
Лени противоположны внимательность и трудолюбие. Лени нужно активно сопротивляться, не переставая делать богоугодные дела. Чем больше мы думаем о духовных благах, тем желаннее они нам становятся, и тогда лень исчезает.
#мораль #главныегрехи
В таком состоянии человек чувствует холодность и отвращение к исполнению заповедей Божьих; дела спасения представляются ему тягостным, излишним и неблагодарным трудом; он начинает жалеть, что отказался от каких-либо мирских, суетных удовольствий; вечное блаженство видит он в чрезмерно отдаленной от себя будущности. Следует заметить, что если человек огорчается оттого, что кто-то заставляет его делать какое-либо доброе дело, то это не имеет отношения к данному греху, но таковым является его печаль из-за необходимости делать что-либо ради Бога. Это особая, глубокая печаль от самой мысли о Боге и о той высшей радости, которую Он дает. Этот порок нужно отличать от бытовой лени и депрессии.
Лень становится смертным грехом не в силу одного внутреннего состояния, но при условии согласия разума. От лени происходят произвольное ослабление, поводы к совершению грехов, изнеженность, праздность, высокомерие.
Лени противоположны внимательность и трудолюбие. Лени нужно активно сопротивляться, не переставая делать богоугодные дела. Чем больше мы думаем о духовных благах, тем желаннее они нам становятся, и тогда лень исчезает.
#мораль #главныегрехи
👍16❤2
Как и в последние несколько лет, сегодня участвовал в богослужении в старинном Благовещенском храме с. Благовещения (на границе Московской и Калужской области).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤28👏5
Молодой неженатый парень спрашивает: не могу воспринимать и выстраивать общение с девушками без сексуального подтекста, поддаюсь страсти, потому что очень приятно, смотрю с желанием на откровенно одетых девушек, смотрю откровенные материалы в интернете, впадаю в рукоблудие. Думал полностью прекратить общение с девушками, но в таком случае боюсь, что в моей голове они превратятся чуть ли не демониц во плоти, которые постоянно хотят заманить меня к себе. Что делать?
В действительности, проблема не в девушках, и не в повышенном влечении, а в том, что ты не развиваешь в себе такие добродетели как целомудрие и воздержанность. Мы на то и люди, тем более христиане, чтобы учиться обуздывать свои желания и направлять их к благу, а не жить просто инстинктами. Дам несколько общих рекомендаций.
1. Блудных искушений нужно всячески избегать, насколько от нас это зависит. Нужно взять за привычку хранить свои мысли и чувства (увидел что-то откровенное - отвернись, пришла похотливая мысль - отбрось ее сразу, потянулись руки куда не надо - одерни себя, займись сразу физически чем-то полезным и т.д.). Тем более, не позволять себе потребления порно, у этого могут быть разрушительные последствия. Пока человек сам себя подвергает опасности, создавая поводы к греху, он будет падать снова и снова. В Священном Писании есть призыв: «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), то есть нужно не просто бороться, а избегать поводов к греху. Кто заставляет тебя подкатывать к девушке, с которой ты не планируешь серьезных отношений с перспективой семейной жизни? Тут важна самодисциплина, следование определенным правилам предосторожности и молитва об укреплении в целомудрии и воздержании. Очевидно, что страсть определяет в такие моменты твой выбор, а не разум, который должен обуздывать страсть. Если видишь, к чему все идет, пресекай сразу мысль или разговор, пока не дошло до фантазий и очередного впадения в грех. Некоторые разговоры лучше вообще не начинать, если их целью является исключительно флирт.
2. При этом не нужно впадать в другую крайность - не следует демонизировать ни девушек, ни собственную сексуальность. Нужно начать с того, чтобы изменить свое отношение к этой теме. Да, нам мужчинам свойственно испытывать влечение к привлекательным женщинам, независимо от того в браке мы или нет. Это нужно признать и принять. Но мы должны напоминать себе, что конкретная девушка - это не объект для сексуального использования, а личность, человек, образ Божий. Если ты не собираешься строить с ней серьезные отношения, взять за них ответственность, создав семью, любить ее в горе и в радости, в болезни и здравии, то ты просто собираешься ее использовать как вещь, как живую куклу для собственного удовлетворения. Тебе должна стать мерзкой сама мысль о том, что ты можешь ее использовать, чтобы получив от нее все что хотел, потом бросить. Потому что это бесчестно и не по-мужски, так не поступают достойные мужчины. При таком отношении никогда не идет речи о любви, есть только сексуальная объективация другого. Да, в моменте ты можешь об этом забыть, но только если ты заранее об этом себе регулярно не напоминаешь и позволил страсти овладеть тобой. То есть нужно готовиться к этому заранее, пока голова еще трезвая.
Прп. Порфирий Кавсокаливит дает хороший совет: «Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных – в чистые. Скажите себе: "Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу"» (Цветослов советов). То есть, вместо демонизации своих естественных желаний нужно думать об их богоугодном предназначении.
В любом случае, унывать не нужно, нужно менять свое мышление и поведение, а случающиеся падения исповедовать в Таинстве Покаяния. Тебе может быть полезно знакомство с этой книгой, где есть много примеров людей, которые были в похожем состоянии и смогли выйти из него.
#ответынавопросы #отношения #мораль
В действительности, проблема не в девушках, и не в повышенном влечении, а в том, что ты не развиваешь в себе такие добродетели как целомудрие и воздержанность. Мы на то и люди, тем более христиане, чтобы учиться обуздывать свои желания и направлять их к благу, а не жить просто инстинктами. Дам несколько общих рекомендаций.
1. Блудных искушений нужно всячески избегать, насколько от нас это зависит. Нужно взять за привычку хранить свои мысли и чувства (увидел что-то откровенное - отвернись, пришла похотливая мысль - отбрось ее сразу, потянулись руки куда не надо - одерни себя, займись сразу физически чем-то полезным и т.д.). Тем более, не позволять себе потребления порно, у этого могут быть разрушительные последствия. Пока человек сам себя подвергает опасности, создавая поводы к греху, он будет падать снова и снова. В Священном Писании есть призыв: «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), то есть нужно не просто бороться, а избегать поводов к греху. Кто заставляет тебя подкатывать к девушке, с которой ты не планируешь серьезных отношений с перспективой семейной жизни? Тут важна самодисциплина, следование определенным правилам предосторожности и молитва об укреплении в целомудрии и воздержании. Очевидно, что страсть определяет в такие моменты твой выбор, а не разум, который должен обуздывать страсть. Если видишь, к чему все идет, пресекай сразу мысль или разговор, пока не дошло до фантазий и очередного впадения в грех. Некоторые разговоры лучше вообще не начинать, если их целью является исключительно флирт.
2. При этом не нужно впадать в другую крайность - не следует демонизировать ни девушек, ни собственную сексуальность. Нужно начать с того, чтобы изменить свое отношение к этой теме. Да, нам мужчинам свойственно испытывать влечение к привлекательным женщинам, независимо от того в браке мы или нет. Это нужно признать и принять. Но мы должны напоминать себе, что конкретная девушка - это не объект для сексуального использования, а личность, человек, образ Божий. Если ты не собираешься строить с ней серьезные отношения, взять за них ответственность, создав семью, любить ее в горе и в радости, в болезни и здравии, то ты просто собираешься ее использовать как вещь, как живую куклу для собственного удовлетворения. Тебе должна стать мерзкой сама мысль о том, что ты можешь ее использовать, чтобы получив от нее все что хотел, потом бросить. Потому что это бесчестно и не по-мужски, так не поступают достойные мужчины. При таком отношении никогда не идет речи о любви, есть только сексуальная объективация другого. Да, в моменте ты можешь об этом забыть, но только если ты заранее об этом себе регулярно не напоминаешь и позволил страсти овладеть тобой. То есть нужно готовиться к этому заранее, пока голова еще трезвая.
Прп. Порфирий Кавсокаливит дает хороший совет: «Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных – в чистые. Скажите себе: "Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу"» (Цветослов советов). То есть, вместо демонизации своих естественных желаний нужно думать об их богоугодном предназначении.
В любом случае, унывать не нужно, нужно менять свое мышление и поведение, а случающиеся падения исповедовать в Таинстве Покаяния. Тебе может быть полезно знакомство с этой книгой, где есть много примеров людей, которые были в похожем состоянии и смогли выйти из него.
#ответынавопросы #отношения #мораль
🔥18👍3
❤️🔥Чем отличается сильный сексуальный темперамент от одержимости похотью?
Сексуальный темперамент это набор устойчивых биологических свойств организма, от которого зависит потребность в сексе и предел половой активности. Это говорит не о столько о потребности, сколько о возможности человека реализовать свою половую активность. Эти свойства закладываются еще во внутриутробном периоде развития человека, формируются на основе физиологии и под влиянием социально-психологических факторов. Темперамент бывает неодинаковым у разных людей. Неудовлетворение темперамента можно компенсировать, сублимировать иными способами (спорт, творчество и т. п.).
Однако существует ряд признаков, которые характерны для таких людей, которые одержимы похотью, что является патологией и греховной страстью.
1. Человек видит в других лишь объекты удовлетворения страсти. Его не интересуют искренние отношения с людьми, близость, общение, любовь. Он желает лишь получать удовольствие. Такие люди бывают пристрастны к мастурбации, просмотру порнографии, половым извращениям.
2. Человек, удовлетворяющий свою страсть, стремиться делать это тайно, стыдясь своих поступков.
3. Удовлетворение страсти не приносит человеку радости, не укрепляет отношения, а только опустошает и вызывает чувство вины.
4. Неудержимая страсть к самоудовлетворению не позволяет увидеть, что поведение человека приносит вред другим и ему самому. При этом, человек убежден, что без удовлетворения своей страсти он не сможет жить, быть здоровым и т.п.
5. Страсть постоянно прогрессирует и не оставляет человека в покое.
Такая похоть не исцеляется регулярными половыми отношениями. Она требует серьезного изменения мышления и поведения человека. Этому способствуют молитва, пост, чтение Священного Писания, регулярная исповедь и другие средства.
#ответынавопросы #мораль
Сексуальный темперамент это набор устойчивых биологических свойств организма, от которого зависит потребность в сексе и предел половой активности. Это говорит не о столько о потребности, сколько о возможности человека реализовать свою половую активность. Эти свойства закладываются еще во внутриутробном периоде развития человека, формируются на основе физиологии и под влиянием социально-психологических факторов. Темперамент бывает неодинаковым у разных людей. Неудовлетворение темперамента можно компенсировать, сублимировать иными способами (спорт, творчество и т. п.).
Однако существует ряд признаков, которые характерны для таких людей, которые одержимы похотью, что является патологией и греховной страстью.
1. Человек видит в других лишь объекты удовлетворения страсти. Его не интересуют искренние отношения с людьми, близость, общение, любовь. Он желает лишь получать удовольствие. Такие люди бывают пристрастны к мастурбации, просмотру порнографии, половым извращениям.
2. Человек, удовлетворяющий свою страсть, стремиться делать это тайно, стыдясь своих поступков.
3. Удовлетворение страсти не приносит человеку радости, не укрепляет отношения, а только опустошает и вызывает чувство вины.
4. Неудержимая страсть к самоудовлетворению не позволяет увидеть, что поведение человека приносит вред другим и ему самому. При этом, человек убежден, что без удовлетворения своей страсти он не сможет жить, быть здоровым и т.п.
5. Страсть постоянно прогрессирует и не оставляет человека в покое.
Такая похоть не исцеляется регулярными половыми отношениями. Она требует серьезного изменения мышления и поведения человека. Этому способствуют молитва, пост, чтение Священного Писания, регулярная исповедь и другие средства.
#ответынавопросы #мораль
❤13