чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
📖Далее Христос затрагивает актуальную во все времена тему разводов и повторных браков разведенных лиц: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:31-32).

Спаситель отменяет здесь ветхозаветную практику допущения развода. Он допускает, что супруги могут расстаться по причине нарушения супружеской верности, однако не разрешает им искать после этого новых отношений.

В этом фрагменте обращают на себя внимания две вещи: 1) оставление жены мужем без нарушения ею верности равносильно подталкивания ее к смертному греху прелюбодеяния; 2) женящийся на разведенной по какой-либо причине, сам становится прелюбодеем.

Анализу всех мест Св. Писания, связанных с этой темой, посвящен трактат св. Августина «О прелюбодейных браках», который совсем недавно появился на русском языке. В частности, святитель делает важное пояснение:
Когда мы читаем в Евангелии от Матфея: «Всякий, кто разведётся с женой не за прелюбодеяние» (или, как чаще читается в греческом тексте, «кроме вины любодеяния») «и женится на другой, прелюбодействует» (Мф.19:9), мы не должны сразу думать, что не прелюбодействует тот, кто развёлся по причине прелюбодеяния и женился на другой, но нам следует пребывать в сомнении до тех пор, пока мы не обратимся к Благовестию в изложении других Евангелистов, которые также рассказывают об этом. Почему? Поскольку, если у Матфея сказано не всё, что относится к этому вопросу, но лишь часть, так чтобы из части можно было понять целое, то Марк и Лука, как бы разъясняя [этот вопрос], предпочли сказать всё, чтобы смысл стал яснее. Поэтому, [давай,] сначала не сомневаясь в истинности того, что читаем у Матфея: «Всякий, кто разведётся с женой не за прелюбодеяние и женится на другой, прелюбодействует», мы спросим: прелюбодействует ли только тот, кто женится на другой, разведясь с первой женой не по причине прелюбодеяния, или же [прелюбодействует] всякий, кто разведётся с женой и женится на другой (включая и того, кто развёлся с прелюбодейкой)? Не получим ли мы [на это] ответ, согласно Марку: «Что вы спрашиваете, прелюбодействует ли тот или другой? (Всякий,) кто разведётся с женой своей и женится на другой, совершает прелюбодеяние» (Мк.10:11). Не будет ли нам сказано также, согласно Луке: «Почему вы сомневаетесь, прелюбодействует ли тот, кто развёлся с женой по причине прелюбодеяния и женился на другой? Всякий, разводящийся с женой своей и женящийся на другой, прелюбодействует». (Лк.16:18) И поэтому, поскольку непозволительно нам говорить, что Евангелисты, хотя и рассказывают об одном и том же разными словами, расходятся в смысле и мнении, остаётся сообразить, что Матфей хотел выразить целое через часть, но при этом придерживался того же самого мнения. [А именно: не так обстоит дело,] что один (который развёлся не по причине любодеяния) прелюбодействует, а другой (разведшийся из-за любодеяния) – нет, но всякий, кто разводится с женой и женится на другой, несомненно прелюбодействует.

Продолжение в следующем посте
#библия #евангелие #толкование #мораль #дисциплина #августин
🔥5👍4👎2
Ибо и те слова, что следуют далее у Луки: «Всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18), в каком смысле истинны? Почему он прелюбодействует, как не потому, что женщина, взятая им в жёны при жизни того, с кем она разведена, всё ещё является чужой женой? Ибо если бы она уже была его женой, а не чужой, то, соединяясь с ней, он, конечно, не прелюбодействовал бы. Но он прелюбодействует, следовательно, та, с которой он соединяется, чужая. Более того, если она чужая, то есть принадлежит тому, кто её оставил, то, даже если она была оставлена по причине блуда, она все ещё не перестала быть женой того, кто её оставил. Если же она перестала принадлежать ему, то уже принадлежит тому, за кого вышла замуж; и если она принадлежит ему, то он не должен считаться прелюбодеем, но мужем. Но поскольку Писание называет его не мужем, а прелюбодеем, значит, она всё ещё принадлежит тому, кто её оставил, даже если это было сделано по причине блуда. И потому, какую бы жену, оставленную другим, [человек] ни взял, поскольку она соединяется с иным мужем, то является прелюбодейцей. Как же может быть, чтобы и он сам не был прелюбодеем, если известно, что та, которую он взял, прелюбодействует? (Указ. соч., кн. I, п. 11-12).

#библия #толкование #мораль #дисциплина #августин
6👍3
В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:33-41), на которой основывается христианская мораль. Для его понимания нужно помнить, что Христос не отменил ни одной нормы ветхозаветного нравственного закона, но дополнил их, довел до совершенства.

1. Ветхозаветный закон повелевал клясться именем Божьим. Христос не отменяет это правило и не запрещает клясться безусловно. Кратко и ясно поясняет слова Христа о клятвах блж. Иероним Стридонский: «Заметь, что Спаситель запретил нам клясться не Богом, а небом и землей, ибо ни для кого не тайна, что у евреев существовал дурной обычай клясться элементами». Таким образом, Христос порицает здесь злоупотребление клятвами, а не сами законные клятвы. В «Пространном христианском катихизисе» дается объяснение: «В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах (Мф.5:34,37). Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей».

2. Заповедь «не противься злому» не следует понимать, как пассивность перед злом и отказ от сопротивления ему, чему ложно учил Л. Н. Толстой и его последователи. Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально. По словам св. Августина, мы должны относить эти наставления к готовности ума и не во всех случаях поступать буквально таким образом. Это означает, что нам нужно быть всегда готовыми отказаться от своих прав и возможностей в пользу ближнего, но только тогда, когда это действительно потребуется для блага. И конечно же, никто не вправе требовать этого от других, так как заповедь адресована лично каждому. Ты можешь отдать свою одежду или свои средства, но ты не вправе отнимать это у своей семьи, подчиненных или принуждать их к этому.

Все это показывает, что евангельские заповеди не абсурдны и далеки от жизни, как кто-то может подумать при поверхностном знакомстве с ними, а очень мудры и практичны. Евангелие нигде не поощряет злоупотребления и манипуляции в чей-либо адрес, однако оно призывает всегда поступать по любви и не давать ненависти наполнить наше сердце.

👉🏼О христианском сопротивлении злу
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
13
чтец Сергий Федоров pinned «Некоторые советы неофиту (человеку, который начинает свой путь в Церкви) 1. Важно пройти полноценную катехизацию (очно или онлайн), чтобы знания о Православии были систематическими, а не фрагментарными. Необходимо заложить основу, на которую в течение жизни…»
Результаты проведенного мной опроса подтвердили, что мои публикации адресованы, прежде всего, думающим воцерковленным людям, а также тем, кто начинает свой путь в Церкви. В общем-то канал изначально задумывался как просветительский, а не миссионерский, так и получилось. Благодарю всех, кто читает и участвует в обсуждениях. Если вы знаете, что этот канал мог бы быть потенциально интересен и полезен вашему знакомому или группе людей, пожалуйста, поделитесь с ними ссылкой, например, в православном чате. Это поможет развитию моего канала и, надеюсь, принесет пользу людям.
17👍3
Нестандартный совет прп. Порфирия Кавсокаливита неженатым христианам

«Пусть вас не терзает вопрос выбора между браком и безбрачием. Иногда душевно-плотские пожелания склоняют вас к браку, а иногда эта тяга к созданию семьи уходит, будучи вытеснена Божественными устремлениями, которые выше брака.

Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: "Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу".

А когда приходят пожелания провести жизнь в девстве и чистоте, то принимайте их с благодарностью, таинственно упражняясь в искусстве святости. Когда‑нибудь одна чаша весов перевесит» (Цветослов советов).
#мораль #отношения #брак
23
Братья и сестры, поздравляю вас с днём всех святых!

В этот день хотелось бы напомнить, что святость - это норма жизни для христианина. Это не состояние исключительно особо духовно одаренных личностей, это не полная безгрешность и это не то, что можно получить только после смерти. Святость - это приобщенность к жизни Иисуса Христа уже в этой обычной жизни. Тот, кто крещён, верует православно, исполняет заповеди Евангелия, хранит себя от смертных грехов, причащается Святых Тайн Христовых - тот пребывает в состоянии освящающей благодати и является святым. Нужно с помощью Божией сохранить эту святость и возрасти в ней в течение жизни. Это основная задача каждого христианина.

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16).
21🔥4
Свт. Иоанн Златоуст о добрых и порочных удовольствиях

«Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам; рассматривай цветы и слушай пение кузнечиков; посещай гробницы мучеников, – здесь найдешь ты и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого; и не будешь раскаиваться после такого удовольствия, как то бывает после тех зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют и великую пользу. В самом деле, скажи мне: что может быть приятнее детей и жены для того, кто хочет жить целомудренно? Говорят, что варвары, услышав об этих беззаконных зрелищах и непристойных удовольствиях, произнесли весьма мудрое изречение, сказав: римляне выдумали эти удовольствия, потому что не имели жен и детей. Они показали этим изречением, что для того, кто хочет жить честно, нет ничего приятнее жены и детей» (Беседы на Евангелие от Матфея, 37).
#мораль #иоаннзлатоуст
26
🥬С началом Апостольского поста, православные!

В этом году, в церквях, живущих по новоюлианскому календарю, пост продлится 2 недели, по юлианскому - почти месяц.

👉5 фактов об Апостольском посте https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/1364
9
📖В сегодняшнем евангельском чтении есть такие слова:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:31-34). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?

Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах. Эти слова Спасителя особенно полезно напоминать себе в нынешнее нестабильное время, когда мысли о будущем вызывают тревогу. О том же писал апостол Петр: «Все заботы ваши возложи‌те на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7).

Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:

1)  забота оправданна и своевременна;
2)  человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3)  его запросы не превышают потребности жизни.

Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа). Как и в других случаях, слова Иисуса Христа, которые могут вызывать недоумения, находят свое верное толкование в Его поступках или поступках Его верных учеников.
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #евангелие #толкование
🔥52👍2
В Новом Завете есть место, в котором упоминается не только совершение литургии апостолами, но и то, что они в определенное время соблюдали пост: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2). Использованное здесь слово λειτουργούντων имеет один корень со словом λειτουργία (литургия), совершение апостолами богослужения совпало со временем поста.
#библия
14
Что такое духовная смерть и почему она наступает? Можно ли сказать, что после полной абсолютной духовной смерти наступит физическая?

Духовная смерть – это оставление души спасительной благодатью Бога. Без этой благодати человек не может войти в Царство Божие. Духовная смерть наступает в результате совершения человеком смертного греха. То есть, когда он свободно и осознанно нарушает одну из десяти заповедей Божьих. Бог лишает такого человека спасительной благодати в качестве наказания за совершенный грех. Однако человек может вернуться в состояние благодати, если принесет покаяние перед Богом до своей физической смерти.

Я не знаю, что Вы подразумеваете под абсолютно полной духовной смертью. Нельзя быть наполовину живым, наполовину мертвым. Может быть только два варианта - душа либо жива (в состоянии благодати), либо умирает (вне благодати). Человек может десятилетиями физически жить, будучи духовно мертвым. Это обычное состояние для людей, которые много лет, либо вообще никогда не были на исповеди и живут безбожной жизнью. Рано или поздно они умрут физически, как и все. Однако важно успеть воскреснуть душой, пока сердце еще бьется, так как потом будет уже поздно.
#ответынавопросы #мораль
13
📖В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиной добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками» (Беседы на Евангелие от Матфея, 23). Итак, по мнению Златоуста и некоторых других толкователей, это предостережение о лицемерах внутри Церкви. Златоуст продолжает: «У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда». Это интересное замечание, которое противоречит представлению об обязательно аморальной жизни еретиков. Нет, тот критерий выявления лжецов, который дает Христос, не подходит к этой группе людей. Отличительная черта христиан-лицемеров – нежелание идти по заповеданному пути: «Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться». Христос прямо указал смотреть не на слова, а на дела этих людей. 

«Для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16:18). Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек». И это не греховное осуждение, а необходимая мера духовной безопасности: «После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все».

Завершу предостережением свт. Афанасия Великого: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#библия #евангелие #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
9👍2
Как приучить себя молиться по утрам и вечерам, если часто не хочется?

Чтобы что-то начать делать постоянно нужно понимать, зачем я это делаю, и понуждать себя к этому, когда не хочется.

1. Нужна позитивная мотивация. Подумайте о том, что молитва влияет на качество проживаемого Вами дня и ценность того, что Вы делаете в течении дня. Посвящая все свои дела Богу, испрашивая Его помощи и благословения в молитве Вы действуете в собственных интересах. Получить вечную награду за посвящение своих обычных дел Богу, которые бы Вы и так делали, это неплохо, согласны?

2. Возьмите себе за правило открывать глаза с краткой молитвой и засыпать с краткой молитвой. Пусть первые и завершающие минуты дня будут связаны с обращением к Богу.

3. Перестаньте «вычитывать» молитвы и начните обращаться к Богу. Пусть успех Вашего молитвенного правила измеряется не количеством прочитанных молитв, а качеством. Например, выделяете себе 10-15 минут утром и вечером, и проводите их с Богом. Определив себе время, Вы избежите торопливости. В это время можно использовать молитвы из молитвослова, свои собственные молитвы, псалмы или вообще краткую молитву. Если приобретен духовный настрой (желание исполнять волю Божию и память о Его присутствии в Вашей жизни), значит цель достигнута, хотя бы Вы и не исполнили всего, что планировали прочитать.

4. Придерживайтесь этого принципа неукоснительно каждый день, заставляйте себя встать на молитву даже если очень не хочется. Без самодисциплины в духовной жизни никуда. Не затягивайте с этим, особенно вечером, когда тянет лечь в кровать и уже не вставать. Конечно, исключения могут быть в связи с разными обстоятельствами, однако и в таких случаях не пренебрегайте молитвой совсем, лучше кратко помолиться, чем не помолиться совсем. Со временем это войдет в хорошую привычку и Вы уже будете чувствовать себя как-то непривычно, когда не помолитесь.

👉🏼Программа молитвенного дела от свт. Феофана Затворника
#ответынавопросы #молитва #духовнаяжизнь
20🔥5👍2
Свт. Иннокентий Херсонский о доказательствах истинности христианской веры

Когда Иисус проповедовал учение, то требовал ли веры без доказательств? Никогда. Он не обижался неверием, если оно не происходило от упорства. Он хотел, чтобы вера в Него утверждалась на твердых доказательствах. Это видно из поступка Его с Нафанаилом (Ин. 1:47). Место сие не довольно определено герменевтически, но тон его показывает, что Иисус напомнил Нафанаилу о каком-то приключении, его касающемся, может быть, его совести, которое Иисус, может быть еще в младенчестве, видел каким-нибудь образом. Неизвестно, почему сие припоминание так сильно подействовало на Нафанаила; известно только, что он из сих малых посылок вывел огромное заключение: Равви! Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев! Иисус отвечал: о, если ты так скоро поверил, то то ли ты увидишь? Ты увидишь не так малые события, а узришь целое небо отверстым, и Ангелов, служащих Сыну Божию (Ин. 1:48:51). Из такого ответа видно, что Иисус Христос не требовал безусловной веры; Он терпел неверие самых Своих учеников, которые до воскресения Его часто не соглашались с Ним. Таким образом, христианская религия, по духу Основателя ее, не только не требует легковерия, но требует еще строгого испытания и твердого убеждения, не как религия тьмы – религия магометанская, но как религия света (О религии).


🖼На картинке: Д. Хомяков. "Уверение Фомы"
#евангелие
9🔥4
📖В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Господь говорит о важности дел веры (исполнения воли Божией) для спасения. Эти люди вполне искренне веруют в Господа и также искренне недоумевают в Судный день, как при таком очевидном содействии Бога в чудесах, они не допускаются в Царство. Они не мошенники, не еретики. Христос здесь ясно показывает, что наличие чудесных даров от Бога вовсе необязательно связано с праведностью человека. Совершаемые чудеса указывают на величие Бога, но не всегда на добродетельность того, через кого они совершаются. Многие христианские чудотворцы и проповедники не войдут в Царство Божие.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «[Спаситель] хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То же и Павел говорит: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор. 13:2)» (Беседы на Евангелие от Матфея, 24).
#библия #евангелие #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
9
✝️О крестном знамении: живот или грудь?

Мы все привыкли, что нужно совершать крестное знамение в такой последовательности: лоб, живот, правое и левое плечо. Многие видели картинку, на которой показано, что только точное попадание пальцев на живот и плечи, приводит демонов в бегство.

Но вот что интересно. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 51) нижней точкой указана грудь, а не живот: «Кладя на лоб три больших пальца, говори: Во имя Отца. Затем, опустив руку в том же виде на грудь (εἰς τὸν θώρακα), говори: и Сына. Потом клади руку на правое плечо и переноси на левое, говоря: и Святого Духа».

Об этом же пишет прп. Амвросий Оптинский, говоря о том, «чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей (со лба до груди – прим. мое) и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный» (Письма к мирским особам, 84).

Сщмч. Фаддей Тверской: «Учитель спрашивает, как нужно складывать пальцы, куда и в каком порядке полагать их; наблюдает при этом, чтобы дети делали изображение креста правильно, доносили пальцы до лба, груди, правого и левого плеча, не полагали поклоны одновременно с изображением на себе креста» (Записки по дидактике).

Изданные несколько лет назад «Основы православного нравственного учения» также указывают, что «во время молитвы христианин совершает крестное знамение, то есть изображает знак креста, касаясь последовательно лба, нижней части груди, правого и левого плеча тремя пальцами правой руки».

А как вы совершаете крестное знамение?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4
🏆Может ли спастись человек, который ни разу в своей жизни не причащался?

В Евангелии Господь Иисус Христос говорит о необходимости причащения Святых Тайн для того, чтобы иметь жизнь вечную: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). Человек, который сознательно пренебрегает этой заповедью, тяжко грешит и лишается жизни вечной.

Однако бывают ситуации, в которых человек не может причаститься вплоть до своей смерти по независящим от него причинам. Возникает вопрос: может ли быть спасен такой человек? Подобный вопрос был задан в древности свт. Фульгенцию Руспийскому (467-527) в связи с ситуацией, в которой молодой человек, который готовился к Крещению, тяжело заболел и находился в бессознательном состоянии. Поскольку он выражал желание принять Крещение, оно могло быть ему преподано в бессознательном состоянии, однако принять причастие в таком состоянии он не мог. Есть ли надежда на его спасение, если он умрет? Святитель Фульгенций дал такой ответ:

Я думаю, святой брат, что то, о чем мы говорили, подтвержденное словом выдающегося учителя Августина, не должно оставлять места для сомнений, что каждый верующий становится причастником Тела и Крови Господних, когда в Крещении он становится членом Тела Христова; и, будучи приведен в единство Тела Христова, он не должен быть отчужден от собрания этого Хлеба и Чаши, даже если прежде, чем он сможет есть этот Хлеб и пить эту Чашу, он покинет этот мир (Из письма диакону Фульгенцию Ферранду, 2237. Цит. по: W. Jurgens. The Faith of the Early Fathers, Vol. III, Р. 286).
Иными словами, по мнению этих святых, христианин принимает свое первое причастие в момент своего Крещения духовным образом. А значит, по крайней мере, один раз в жизни каждый крещеный человек причастился. Поэтому мы не сомневаемся, что взрослый человек или ребенок, который умирает вскоре после своего Крещения, наследует Царство Небесное, даже если он не успел причаститься обычным способом.

👉🏼О желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства
#ответынавопросы #богословие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
25
700 подписчиков - красивая цифра. Спасибо всем, кто читает, комментирует и распространяет материалы моего канала🙂
39👍1
Почитание великомученика Феодора Стратилата (память 21 июня по н.ст.), по мнению большинства исследователей, представляет собой «раздвоение» почитания великомученика Феодора Тирона. Два очень похожих жития, вплоть до деталей (оба героя были воинами и каждый победил своего дракона), однако обращает на себя внимание разница в воинском звании - тирон (новобранец) и стратилат (генерал). Показательный пример того, как у византийской военной элиты в какой-то момент появляется соответствующий покровитель, скопированный с менее важного «близнеца».
👍16