чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
О значительном большинстве святых первохристианской древности (особенно мучеников) мы не знаем практически ничего. Достоверных сведений и документов о их жизни и подвиге немного, это скорее исключение, чем правило. Чаще их просто нет совсем. Многие хорошо известные нам сюжеты появились спустя столетия после смерти этих людей. Однако это не мешает нам быть христианами, верить в Господа Иисуса Христа, считать себя частью Его великой Церкви и надеяться на вечное спасение. Наследие церковной традиции и истории огромно, но не все, что в нем есть имеет одинаковую степень важности и достоверности. Я отношусь к этому спокойно, потому что не смешиваю понятие Священного Предания с многочисленными преданиями и легендами. Не считаю, что все, что есть в Церкви, помечено какой-то особой печатью Святого Духа, даже если это прочно вошло в обиход (сама Церковь этого никогда и не утверждала в лице своих соборов и святых). В традиции есть много человеческого, народного; не стоит этого бояться и, тем более, терять веру в Господа и в Церковь. Знать и говорить об этом, я считаю важным, потому что наша вера должна строиться на прочном основании, а не на том, что легко опровергнуть здравой и конструктивной критикой. Не нужно жертвовать разумом там, где этого не требует Бог.

👉Кому интересно познакомиться с тем, как исследователи работают с житиями святых для установления исторической достоверности, рекомендую эти материалы https://jesus-portal.ru/life/expert/chemu-mozhno-doveryat-v-zhitiyakh-svyatykh-intervyu/ и https://smirennyj-otrok.livejournal.com/32848.html
7
В одном из поучений в Минее делается попытка объяснить существующую практику ограничения женщин в церковном общении после родов: «Зачем же медлит она у порога церковного и не входит в храм? Кто остановил ее? Тот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях, и через это самое становимся недостойными того, чтобы явиться лицу Божию». Как вы уже поняли, речь идет о молитве женщине, читаемой на сороковой день после родов, чтобы «очистить ее от всякой скверны» с обоснованием этого запрета на законе Моисеевом.

Но так ли все тут просто с этой традицией?

👉 обрядовый закон Моисеев отменен еще апостолами,

👉 негативное отношение к акту рождения, выраженное в этих молитвах, противоречит благословениям Таинства Брака,

👉 этого запрета не существовало в древности, его нет среди вселенских канонов,

👉 негативная связь между нечистотой и родами в молитвах появляется только в поздневизантийскую эпоху, и это богословски проблемное представление закрепляется и распространяется в книгах с появлением печатного станка.

Иными словами, это сомнительное новаторство, а не апостольское предание. Критика и реформа этих молитв предлагалась богословами на Поместном соборе 1917-1918 г., древняя версия молитвы воцерковления, не содержащая намеков на нечистоту была обнаружена американскими православными богословами и включена в новое издание Евхологиона американской архиепископии Антиохийской Церкви. Священный Синод Антиохийского патриархата (1997 г.) постановил: «Было решено дать патриаршее благословение изменить тексты малого Требника касательно брака и его святости, молитв о женщинах, которые родили и входят в храм в первый раз».

☝️Кстати, если женщина ходить в храм и прикладывается к святыням во время месячных, то нелогично было бы ограничивать ее в этом на протяжении периода в сорок дней после родов. Разницы никакой.

📄Рассуждение свт. Иоанна Златоуста на тему ветхозаветных предписаний о нечистоте: "«Если женщина родит, – сказано, – то она нечиста» (Лев.12:2). Почему, скажи мне? Не сам ли Бог создал семя и рождение? Почему же такая жена нечиста? Не имелось ли здесь ввиду что-нибудь другое? Что же такое? Через это Бог внедрял в душу целомудрие, отвлекал ее подальше от прелюбодеяния, потому что, если рождающая нечиста, то тем более – прелюбодействующая. Если прикасаться к своей жене не совсем чисто, то тем более – смешиваться с чужой.. И много можно найти родов нечистоты, если перечи­слять все. Теперь же требуется от нас НЕ ЭТО, но все перене­сено в душу. Телесное ближе к нам; поэтому при помощи его Бог ПРЕЖДЕ и наставлял (людей). А ТЕПЕРЬ НЕ ТО, потому что не следовало всегда оставаться при образах и тенях, но принять истину и ее держаться" (Беседы на послание к Титу, 3).
#дисциплина #иоаннзлатоуст
👍14👎1
🔍Есть ли у человека судьба?

У этого слова есть разные значения, но чаще всего его употребляют в смысле слепой случайности или фатальности (рока), которой предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. Такое понимание не согласуется с православным вероучением, поэтому тяжко грешат те, кто «признают неизменными и верными счастье и судьбу» (Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 54), а отрицающие Провидение и утверждающие, что в мире господствует случай, находятся под церковной анафемой (1-й анафематизм Недели Православия).

Святитель Николай Сербский так объясняет этот вопрос: «Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий. "Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся", – говорит псалмопевец. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: "от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя". В славянском тексте везде вместо слова "судьба" стоит "суд". И мы часто говорим: "Как рассудишь об этом?", что значит – "Как ты думаешь?"

Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит "слепая судьба", исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, "и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены" (ср.: Мф. 10:29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна» (Миссионерские письма, 184).

Учение о непреодолимом роке исключает нашу свободу и ответственность за дела, какое-либо участие в деле спасения. «Ты видел, как говорит Бог и какие полагает законы?» – рассуждает святитель Иоанн Златоуст. «Послушай и судьбу, как говорит она и как вводит противоположные постановления, и пойми, как то сказано божественным Духом, а слова этой – лукавым демоном и некоторым свирепым чудовищем. Бог сказал: "если хотите" и "если не хотите", делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей. А что говорит тот, т. е. диавол? То, что избежать определенного судьбой невозможно, хотим ли мы того, или не хотим. Бог говорит: "если захотите, то будете вкушать блага земли"; судьба говорит: "даже если мы и хотим, но если не будет дано нам, то никакой прибыли в этом желании нет". Бог говорит: "если не хотите слушать слов Моих, меч пожрет вас"; судьба говорит: "если мы не желаем, а нам будет дано, то во всяком случае спасаемся"» (О судьбе и Провидении, слово второе).

Действительно, от нас зависит не все. Например, наше рождение, происхождение, воспитание и многое другое, не связано с нашим выбором. Это – судьбы Божии. Однако это не предопределяет всего остального, а главное, нашего нравственного выбора. Решающим моментом в исполнении божественного предопределения о нас является другое: свободный выбор между добром и злом. Хотя мы рождены в грехе и это усложняет нашу жизнь в духовном плане, однако Промысл Божий спасает нас от погибели, направляя нашу жизнь к спасению, при условии нашего свободного выбора сотрудничать с благодатью и исполнять волю Божию.
#учениецеркви #ответынавопросы #промысл
16👍3
О желании быть одобренным:

"Не является грехом желать одобрения своих добрых дел, в связи с чем читаем: «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16). Следовательно, грехом является не само по себе желание славы, а желание суетной, или тщетной, славы, поскольку желание суетного греховно, согласно сказанному [в Писании]: «Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3).

Тщетной же славу можно называть трояко. Во-первых, со стороны того, за что человек ищет славы, как когда человек чает обрести славу за то, что недостойно славы, например за что-то слабое и тленное; во-вторых, со стороны того, у кого он ищет славы, например человека, суждение которого изменчиво; в-третьих, со стороны самого того, кто ищет славы, как когда он не соотносит желание собственной славы с надлежащей целью, например почитанием Бога или духовным благом ближнего" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
3
Христианин вправе брать деньги за услуги, которые он предоставляет:

«Человек может правосудно получать плату за предоставление [тех услуг], которые он предоставлять не обязан. Затем, очевидно, что защитник не во всех случаях обязан соглашаться защищать то или иное дело или предоставлять консультации. Поэтому если он продает свою защиту или консультацию, то он не совершает ничего противного правосудности. То же самое можно сказать и о враче, который наблюдает за больным с целью его излечения, и о других такого рода людях, если они за надлежащим образом исполненную ими работу просят умеренную плату, сообразную обстоятельствам, затраченным силам и существующим обычаям. Но если они безнравственно вымогают неумеренную плату, то этим они грешат против правосудности. Поэтому Августин говорит, что "обычной практикой является то, что за безнравственно вымогаемое ими сверх причитающегося в качестве вознаграждения они обязаны воздать".

Человек не обязан непременно делать все, что он мог бы делать из милосердия, безвозмездно, в противном случае, коль скоро все может быть отдано из милосердия, никто не мог бы ничего законно продать. Но когда человек отдает нечто из милосердия, он вправе ожидать не человеческого, а божественного вознаграждения» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
👍4
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ

1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».

2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.

3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.

4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.

5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.

6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
10👍2
При каких условиях дело милосердия является нашей обязанностью, неисполнение которой будет тяжким грехом?

"Согласно правому разуму необходимо, чтобы мы учитывали обстоятельства и получателя, и подателя. Что касается подателя, то следует отметить, что он должен подавать от избытка, согласно сказанному [в Писании]: «Подавайте милостыню из того, что у вас осталось» (Лк. 11:41). Притом этот избыток должно понимать не только в отношении себя, как если бы он означал то, что не требуется индивиду, но также и в отношении тех, кто вверен его попечительству (ведь когда мы говорим о «лично необходимом», то под словом «лично» подразумеваем [в том числе и] общественное положение). В самом деле, всякий обязан вначале позаботиться о себе, затем – о тех, за кого он несет личную ответственность, и уже только после этого – обо всех остальных. Ведь так действует и природа, когда сначала посредством питающей способности отбирает то, что необходимо для поддержания собственного тела, а уже после отдает остаток для формирования другого посредством порождающей способности.

Что же касается получателя, то необходимо, чтобы он [действительно] нуждался, в противном случае для подаяния не будет никаких оснований. А поскольку один индивид не в силах удовлетворить потребности всех, то мы не обязаны помогать всем, кто в этом нуждается, но только тем, кому кроме нас не на кого надеяться. В таких случаях надлежит помнить сказанное Амвросием [Медиоланским] о том, что «не накормивший умирающего от голода повинен в его смерти».

Таким образом, мы обязаны подавать милостыню от своего избытка, а ещё – подавать ее тому, кто находится в крайней нужде; в остальных же случаях подаяние, равно как и любое другое благодеяние, является предметом отдельного рассмотрения. <...>

Есть время, когда мы, не подавая милостыни, совершаем смертный грех: со стороны получателя, когда мы видим, что его нужда очевидна и неотложна и что он вряд ли получит помощь от кого-либо помимо подателя; со стороны подателя, когда он обладает избытком благ, которые ему, по всей видимости, на этот момент не нужны. При этом нет никакой необходимости в том, чтобы [податель] принимал во внимание все возможные в будущем обстоятельства, поскольку это означало бы «заботиться о завтрашнем дне», что запретил нам делать Господь (Мф. 6, 34), но он должен принять решение о том, что из излишнего может стать необходимым с точки зрения наиболее вероятного и обычного из того, что могло бы случиться [в будущем]" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #духовнаяжизнь
3
📖Вот такой краткий перечень наставлений оставил верующим свт. Димитрий Ростовский, чтобы достичь спасения:

«Молись Богу с сокрушенным сердцем; ходи в церковь и с прилежанием слушай пение, чтение и поучения, особенно же в воскресные и праздничные дни, оставляя всякие дела и работы.

Почитай Государя и духовных пастырей, господ и родителей, стариков и людей благочестивых; и всех люби нелицемерно.

Не поминай имя Божие во лжи и шутках. Всякое дело, рассудивши, начинай с молитвою. Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей.

Храни веру, удаляйся от раскола и ереси.

Берегись клеветать и осуждать ближнего.

Никому не завидуй и не лги, а говори правду.

Детей учи доброму делу; худое же берегись не только делать при них, но и говорить.

Не сквернословь и не смейся.

Не злопамятствуй и не мсти за обиду свою.

Никого не обижай и не обманывай, особенно же не кради.

На пиршества не ходи и не пьянствуй, а также ни с кем не бранись и не дерись.

Будь трудолюбив, а не ленив; подавай праведную милостыню церквам и убогим, а не скупись.

Не блудодействуй, не прелюбодействуй, не пляши, не пой сквернословных и соблазнительных песен, да и поющих не слушай.

Не будь горд и гневлив.

Не ходи на собирающиеся гульбища, кулачные бои, толпы и хороводы для шутки и пустых развлечений; не ходи на святочные игрища; также и прочих греховных забав удаляйся.

Не украшай лицо и тело одеждами для прельщения.

Бойся Бога, помни смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное.

Помня всегда все это и творя, счастливо поживешь и здесь, и вечное блаженство получишь» (Краткое христианское нравоучение).
#мораль #духовнаяжизнь
10🔥2
Сегодня память мученика Христофора Ликийского.

О его жизни практически ничего неизвестно, однако есть несколько интересных легенд.

🐺Согласно одной из них, он был человеком огромного роста и ужасающего поведения, с собачьей головой, как и все представители племени киноцефалов. Другой вариант возникновения его собачьей головы — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

В Константинопольском синаксарии имеется указание на то, что необычный облик святого и его происхождение из страны пёсьеголовых людей и людоедов «следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником».

По другой легенде, значение имени Христофор связано со следующей историей. Будучи могучим и выносливым человеком, будущий святой захотел служить самому могущественному повелителю из существующих. Среди людей подходящего не нашлось и даже сам дьявол оказался слабым перед силой креста Христова. Тогда он решил креститься и служить Иисусу Христу. Получив имя Христофор, он стал работать переправщиком на реке - переносил людей на другой берег. Однажды ему пришлось переносить ребенка, который становился все более тяжёлым по мере перехода реки. Переправщик был удивлен и ребенок объявил ему, что Он и есть Иисус Христос.
👍5
Св. Христофор с песьей головой. Подобные изображения запретил создавать и использовать в церкви Св. Синод ещё в 18 веке. Но на Руси это было традиционным.
👍4🤔2
Раннехристианский памятник «Послание к Диогнету» даёт такую характеристику первых христиан:

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна».
👍10👏1
Свт. Иоанн Златоуст напоминает о том, ради чего мы созданы и живём на свете:

«Доколе мы будем жить напрасно, без пользы? Не делать угодное Богу действительно значит жить напрасно, или лучше, не только напрасно, но и во вред себе. Если данное нам время мы не употребим ни на какое полезное дело, то, отошедши отсюда, подвергнемся величайшему наказанию за потерю времени. Если получивший деньги для торговых оборотов и потом истративший их подвергнется ответственности перед вверившими их ему, то неужели не понесет наказания истощивший эту жизнь напрасно? Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и вдунул душу, чтобы мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей; только бессловесные созданы для одной настоящей жизни. А мы для того и имеем бессмертную душу, чтобы вполне приготовиться к той жизни. Если кто спросит, какое назначение коней, ослов, быков и других животных, то мы скажем, что не другое назначение, как только – служить нам в настоящей жизни. А о нас нельзя этого сказать; для нас есть лучшее состояние, после отшествия отсюда; и нам все надобно делать так, чтобы там просиять, ликовать с ангелами, предстоять Царю, – всегда, в бесконечные веки. Для того и душа наша создана бессмертною, да и тело будет бессмертно, чтобы мы наслаждались бесконечными благами».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍4
В чем дети должны быть послушны своим родителям? Прот. Николай Стеллецкий пишет:

«Долг детского послушания соответствует родительскому авторитету и простирается на все, что относится к воспитанию и порядку в доме. В выборе жизненного призвания дети не обязаны родителям послушанием, ибо этот выбор не относится к воспитанию, хотя и предполагает его. Но житейская мудрость и любовь требуют, по большей части, чтобы дети слушались совета родителей и следовали их законным желаниям. "Дети, – взывает ап. Павел, – повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость" (Еф.6:1)».

Добавлю, что обязанность послушания родителям заканчивается, когда дети становятся взрослыми и самостоятельными. И уж, тем более, когда создают свою семью.
#мораль #ответынавопросы #дети
👍6
Некоторые святые с похожими прозвищами

1. Анастасий Синаит:

- преподобный, игумен Синайский (VII век);

- патриарх Антиохийский (+598);

- патриарх Антиохийский (+609).

2. Исаак Сирин:

- преподобный, епископ Ниневийский (VII век);

- преподобный, Сполетийский (+ок. 550).

3. Иоанн Златоуст:

- святитель, патриарх Константинопольский (+407).

- святитель, IV Окропири (Златоуст) (+ 1001), католикос и первый патриарх всея Грузии.

- святитель, V Окропири (Златоуст) (+ ок. 1049), католикос-патриарх всея Грузии.
👍5
Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.
👍1
📖Мой комментированный перевод первой части "Православного исповедания" (официальный вероучительный документ Православной Церкви) доступен на сайте Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj-perevod-i-kommentarii-s-fedorova/
О желании известности и доброй репутации

"Человеку для совершенства необходимо, чтобы он знал себя, но не необходимо, чтобы его знали другие, и потому последнее не должно быть желаемо само по себе. Однако оно может быть желаемо как то, что полезно другим, или же для того, чтобы люди могли прославить Бога, или для того, чтобы люди, узнав о благе другого, сами могли становиться лучше. Или для того, чтобы человек, зная из похвал других о том благе, которым он обладает, старался утвердиться в нём и стать ещё лучше. В указанном смысле, а вовсе не в том, чтобы получать суетное удовольствие от человеческой хвалы, достойным делом является и то, что человек «заботится об имени», и то, что он «печётся о добром пред всеми человеками»" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍4
Как раньше, так и сейчас, среди христиан бытует представление о том, что якобы не грешить очень тяжело, практически нереально, а исполнять евангельские заповеди - удел каких-то особенных людей, но только не нас. Свт. Иоанн Златоуст ещё в свое время опровергал этот вздор и многократно убеждал: не грешить - гораздо проще и естественнее для разумного человека, чем грешить, а исполнение общих для всех заповедей - не представляет великого труда.

«Есть ли в заповедях что-нибудь трудное, превышающее нашу природу? Нет, мы не найдем в них ничего такого; даже еще найдем противоположное. Они настолько же легки, насколько порок труден. В самом деле, что может быть труднее – давать в займы, заботиться о прибыли, заключать сделки, требовать поручительства, страшиться и трепетать за заклады, за отданные в рост деньги, за расписки, за барыши, за выполнение обещаний? Таково-то все житейское! Самая, по-видимому, изысканная предусмотрительность во всем ненадежна и непрочна. Напротив того, быть милостивым легко и освобождает от всех забот».

«Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства. Разве ты не можешь раздать всего имущества? Можешь, как показывают сделавшие это, но Бог не заповедал и этого, а повелел не похищать чужого и из имущества своего уделять нуждающимся. Если кто скажет, что он не может довольствоваться одной женой, тот обольщает и обманывает себя, в чем обличают его те, которые сохраняют целомудрие и без жены. Разве ты не можешь не злословить, не можешь не клясться? Напротив, труднее делать это, нежели не делать. Какое же мы имеем оправдание, когда не исполняем столь легкого и удобного? Не можем представить никакого».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍9