чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ

1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».

2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.

3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.

4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.

5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.

6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
10👍2
При каких условиях дело милосердия является нашей обязанностью, неисполнение которой будет тяжким грехом?

"Согласно правому разуму необходимо, чтобы мы учитывали обстоятельства и получателя, и подателя. Что касается подателя, то следует отметить, что он должен подавать от избытка, согласно сказанному [в Писании]: «Подавайте милостыню из того, что у вас осталось» (Лк. 11:41). Притом этот избыток должно понимать не только в отношении себя, как если бы он означал то, что не требуется индивиду, но также и в отношении тех, кто вверен его попечительству (ведь когда мы говорим о «лично необходимом», то под словом «лично» подразумеваем [в том числе и] общественное положение). В самом деле, всякий обязан вначале позаботиться о себе, затем – о тех, за кого он несет личную ответственность, и уже только после этого – обо всех остальных. Ведь так действует и природа, когда сначала посредством питающей способности отбирает то, что необходимо для поддержания собственного тела, а уже после отдает остаток для формирования другого посредством порождающей способности.

Что же касается получателя, то необходимо, чтобы он [действительно] нуждался, в противном случае для подаяния не будет никаких оснований. А поскольку один индивид не в силах удовлетворить потребности всех, то мы не обязаны помогать всем, кто в этом нуждается, но только тем, кому кроме нас не на кого надеяться. В таких случаях надлежит помнить сказанное Амвросием [Медиоланским] о том, что «не накормивший умирающего от голода повинен в его смерти».

Таким образом, мы обязаны подавать милостыню от своего избытка, а ещё – подавать ее тому, кто находится в крайней нужде; в остальных же случаях подаяние, равно как и любое другое благодеяние, является предметом отдельного рассмотрения. <...>

Есть время, когда мы, не подавая милостыни, совершаем смертный грех: со стороны получателя, когда мы видим, что его нужда очевидна и неотложна и что он вряд ли получит помощь от кого-либо помимо подателя; со стороны подателя, когда он обладает избытком благ, которые ему, по всей видимости, на этот момент не нужны. При этом нет никакой необходимости в том, чтобы [податель] принимал во внимание все возможные в будущем обстоятельства, поскольку это означало бы «заботиться о завтрашнем дне», что запретил нам делать Господь (Мф. 6, 34), но он должен принять решение о том, что из излишнего может стать необходимым с точки зрения наиболее вероятного и обычного из того, что могло бы случиться [в будущем]" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #духовнаяжизнь
3
📖Вот такой краткий перечень наставлений оставил верующим свт. Димитрий Ростовский, чтобы достичь спасения:

«Молись Богу с сокрушенным сердцем; ходи в церковь и с прилежанием слушай пение, чтение и поучения, особенно же в воскресные и праздничные дни, оставляя всякие дела и работы.

Почитай Государя и духовных пастырей, господ и родителей, стариков и людей благочестивых; и всех люби нелицемерно.

Не поминай имя Божие во лжи и шутках. Всякое дело, рассудивши, начинай с молитвою. Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей.

Храни веру, удаляйся от раскола и ереси.

Берегись клеветать и осуждать ближнего.

Никому не завидуй и не лги, а говори правду.

Детей учи доброму делу; худое же берегись не только делать при них, но и говорить.

Не сквернословь и не смейся.

Не злопамятствуй и не мсти за обиду свою.

Никого не обижай и не обманывай, особенно же не кради.

На пиршества не ходи и не пьянствуй, а также ни с кем не бранись и не дерись.

Будь трудолюбив, а не ленив; подавай праведную милостыню церквам и убогим, а не скупись.

Не блудодействуй, не прелюбодействуй, не пляши, не пой сквернословных и соблазнительных песен, да и поющих не слушай.

Не будь горд и гневлив.

Не ходи на собирающиеся гульбища, кулачные бои, толпы и хороводы для шутки и пустых развлечений; не ходи на святочные игрища; также и прочих греховных забав удаляйся.

Не украшай лицо и тело одеждами для прельщения.

Бойся Бога, помни смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное.

Помня всегда все это и творя, счастливо поживешь и здесь, и вечное блаженство получишь» (Краткое христианское нравоучение).
#мораль #духовнаяжизнь
10🔥2
Сегодня память мученика Христофора Ликийского.

О его жизни практически ничего неизвестно, однако есть несколько интересных легенд.

🐺Согласно одной из них, он был человеком огромного роста и ужасающего поведения, с собачьей головой, как и все представители племени киноцефалов. Другой вариант возникновения его собачьей головы — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

В Константинопольском синаксарии имеется указание на то, что необычный облик святого и его происхождение из страны пёсьеголовых людей и людоедов «следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником».

По другой легенде, значение имени Христофор связано со следующей историей. Будучи могучим и выносливым человеком, будущий святой захотел служить самому могущественному повелителю из существующих. Среди людей подходящего не нашлось и даже сам дьявол оказался слабым перед силой креста Христова. Тогда он решил креститься и служить Иисусу Христу. Получив имя Христофор, он стал работать переправщиком на реке - переносил людей на другой берег. Однажды ему пришлось переносить ребенка, который становился все более тяжёлым по мере перехода реки. Переправщик был удивлен и ребенок объявил ему, что Он и есть Иисус Христос.
👍5
Св. Христофор с песьей головой. Подобные изображения запретил создавать и использовать в церкви Св. Синод ещё в 18 веке. Но на Руси это было традиционным.
👍4🤔2
Раннехристианский памятник «Послание к Диогнету» даёт такую характеристику первых христиан:

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна».
👍10👏1
Свт. Иоанн Златоуст напоминает о том, ради чего мы созданы и живём на свете:

«Доколе мы будем жить напрасно, без пользы? Не делать угодное Богу действительно значит жить напрасно, или лучше, не только напрасно, но и во вред себе. Если данное нам время мы не употребим ни на какое полезное дело, то, отошедши отсюда, подвергнемся величайшему наказанию за потерю времени. Если получивший деньги для торговых оборотов и потом истративший их подвергнется ответственности перед вверившими их ему, то неужели не понесет наказания истощивший эту жизнь напрасно? Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и вдунул душу, чтобы мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей; только бессловесные созданы для одной настоящей жизни. А мы для того и имеем бессмертную душу, чтобы вполне приготовиться к той жизни. Если кто спросит, какое назначение коней, ослов, быков и других животных, то мы скажем, что не другое назначение, как только – служить нам в настоящей жизни. А о нас нельзя этого сказать; для нас есть лучшее состояние, после отшествия отсюда; и нам все надобно делать так, чтобы там просиять, ликовать с ангелами, предстоять Царю, – всегда, в бесконечные веки. Для того и душа наша создана бессмертною, да и тело будет бессмертно, чтобы мы наслаждались бесконечными благами».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍4
В чем дети должны быть послушны своим родителям? Прот. Николай Стеллецкий пишет:

«Долг детского послушания соответствует родительскому авторитету и простирается на все, что относится к воспитанию и порядку в доме. В выборе жизненного призвания дети не обязаны родителям послушанием, ибо этот выбор не относится к воспитанию, хотя и предполагает его. Но житейская мудрость и любовь требуют, по большей части, чтобы дети слушались совета родителей и следовали их законным желаниям. "Дети, – взывает ап. Павел, – повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость" (Еф.6:1)».

Добавлю, что обязанность послушания родителям заканчивается, когда дети становятся взрослыми и самостоятельными. И уж, тем более, когда создают свою семью.
#мораль #ответынавопросы #дети
👍6
Некоторые святые с похожими прозвищами

1. Анастасий Синаит:

- преподобный, игумен Синайский (VII век);

- патриарх Антиохийский (+598);

- патриарх Антиохийский (+609).

2. Исаак Сирин:

- преподобный, епископ Ниневийский (VII век);

- преподобный, Сполетийский (+ок. 550).

3. Иоанн Златоуст:

- святитель, патриарх Константинопольский (+407).

- святитель, IV Окропири (Златоуст) (+ 1001), католикос и первый патриарх всея Грузии.

- святитель, V Окропири (Златоуст) (+ ок. 1049), католикос-патриарх всея Грузии.
👍5
Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.
👍1
📖Мой комментированный перевод первой части "Православного исповедания" (официальный вероучительный документ Православной Церкви) доступен на сайте Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj-perevod-i-kommentarii-s-fedorova/
О желании известности и доброй репутации

"Человеку для совершенства необходимо, чтобы он знал себя, но не необходимо, чтобы его знали другие, и потому последнее не должно быть желаемо само по себе. Однако оно может быть желаемо как то, что полезно другим, или же для того, чтобы люди могли прославить Бога, или для того, чтобы люди, узнав о благе другого, сами могли становиться лучше. Или для того, чтобы человек, зная из похвал других о том благе, которым он обладает, старался утвердиться в нём и стать ещё лучше. В указанном смысле, а вовсе не в том, чтобы получать суетное удовольствие от человеческой хвалы, достойным делом является и то, что человек «заботится об имени», и то, что он «печётся о добром пред всеми человеками»" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍4
Как раньше, так и сейчас, среди христиан бытует представление о том, что якобы не грешить очень тяжело, практически нереально, а исполнять евангельские заповеди - удел каких-то особенных людей, но только не нас. Свт. Иоанн Златоуст ещё в свое время опровергал этот вздор и многократно убеждал: не грешить - гораздо проще и естественнее для разумного человека, чем грешить, а исполнение общих для всех заповедей - не представляет великого труда.

«Есть ли в заповедях что-нибудь трудное, превышающее нашу природу? Нет, мы не найдем в них ничего такого; даже еще найдем противоположное. Они настолько же легки, насколько порок труден. В самом деле, что может быть труднее – давать в займы, заботиться о прибыли, заключать сделки, требовать поручительства, страшиться и трепетать за заклады, за отданные в рост деньги, за расписки, за барыши, за выполнение обещаний? Таково-то все житейское! Самая, по-видимому, изысканная предусмотрительность во всем ненадежна и непрочна. Напротив того, быть милостивым легко и освобождает от всех забот».

«Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства. Разве ты не можешь раздать всего имущества? Можешь, как показывают сделавшие это, но Бог не заповедал и этого, а повелел не похищать чужого и из имущества своего уделять нуждающимся. Если кто скажет, что он не может довольствоваться одной женой, тот обольщает и обманывает себя, в чем обличают его те, которые сохраняют целомудрие и без жены. Разве ты не можешь не злословить, не можешь не клясться? Напротив, труднее делать это, нежели не делать. Какое же мы имеем оправдание, когда не исполняем столь легкого и удобного? Не можем представить никакого».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍9
👨‍👩‍👦Из пастырской инструкции о подготовке вступающих в христианский брак (одобрена Священным Синодом Православной Церкви в Америке):

«Рождение детей само по себе не является единственной целью брака; тем не менее, брак предполагает желание иметь детей. Пара должна молиться о том, чтобы Бог даровал им благословения деторождения и мудрого воспитания семьи.

"Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно" (Евр. 13:4). Половые отношения являются одним из благословений брака. Священник должен напомнить паре, что они принадлежат друг другу. Пары могут воздерживаться от половых отношений в течение некоторого времени по взаимному согласию, но следует помнить, что полный отказ от них может привести к ненужным трудностям в их браке».
#брак #мораль #учениецеркви
👍8
Древним читателям Нового Завета было всегда интересно, что стало с героями библейских книг после событий, описанных в Библии. Поэтому, за неимением реальных сведений, появились различные апокрифические и псевдоэпиграфические свидетельства, который отвечали этому запросу, повествуя о различных увлекательных подробностях. Так что надо понимать, что практически все, что мы узнаем о дальнейшей жизни этих людей из внебиблейских источников (за исключением сведений от известных раннехристианских писателей и историков), является благочестивыми поздними домыслами, вызванными человеческим любопытством. Некоторые из них попали в тексты богослужений.
#мысли #библия
👍7
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)

1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».

2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.

3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.

4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.

5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли
👍21
Я как-то писал, что о многих из древних святых мы практически ничего не знаем, а привычные нам истории и сведения о них - появились гораздо позднее. Приведу сегодня несколько примеров.

1. Вмч. Георгий Победоносец.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху, возможно был воином.

Все остальное, включая средневековую легенду о победе над змеем, появилось позднее.

2. Вмч. Пантелеимон Целитель.
Что реально известно: ничего не известно. Но принято считать, что был врачом и пострадал при императоре Максимиане.

3. Вмч. Димитрий Солунский.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху. Наиболее ранние редакции жития описывают его как христианского учителя и не содержат сведений о знатном происхождении, карьере на службе у императора. Тем более неизвестно, был ли он воеводой.

Вот так вот. Святые мученики, молите Бога о нас!

⚔️О том, как некоторые мученики превратились в покровителей имперской армии
#мифы
👍82