📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли
👍21
Я как-то писал, что о многих из древних святых мы практически ничего не знаем, а привычные нам истории и сведения о них - появились гораздо позднее. Приведу сегодня несколько примеров.
1. Вмч. Георгий Победоносец.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху, возможно был воином.
Все остальное, включая средневековую легенду о победе над змеем, появилось позднее.
2. Вмч. Пантелеимон Целитель.
Что реально известно: ничего не известно. Но принято считать, что был врачом и пострадал при императоре Максимиане.
3. Вмч. Димитрий Солунский.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху. Наиболее ранние редакции жития описывают его как христианского учителя и не содержат сведений о знатном происхождении, карьере на службе у императора. Тем более неизвестно, был ли он воеводой.
Вот так вот. Святые мученики, молите Бога о нас!
⚔️О том, как некоторые мученики превратились в покровителей имперской армии
#мифы
1. Вмч. Георгий Победоносец.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху, возможно был воином.
Все остальное, включая средневековую легенду о победе над змеем, появилось позднее.
2. Вмч. Пантелеимон Целитель.
Что реально известно: ничего не известно. Но принято считать, что был врачом и пострадал при императоре Максимиане.
3. Вмч. Димитрий Солунский.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху. Наиболее ранние редакции жития описывают его как христианского учителя и не содержат сведений о знатном происхождении, карьере на службе у императора. Тем более неизвестно, был ли он воеводой.
Вот так вот. Святые мученики, молите Бога о нас!
⚔️О том, как некоторые мученики превратились в покровителей имперской армии
#мифы
👍8❤2
Мой доклад на апрельской конференции ПСТГУ https://dzen.ru/a/YpckiLfIKCoPpJGr
В условиях падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов.
💔Автор подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каким было учение о христианском браке в Восточной Церкви IV века.
👉 Приглашаю к обсуждению, потому что тема актуальная весьма.
#иоаннзлатоуст #моиработы #брак #мораль #отношения
В условиях падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов.
💔Автор подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каким было учение о христианском браке в Восточной Церкви IV века.
👉 Приглашаю к обсуждению, потому что тема актуальная весьма.
#иоаннзлатоуст #моиработы #брак #мораль #отношения
Дзен | Статьи
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья автора «БОГОСЛОВ.RU / БОГОСЛОВЫ РОССИИ» в Дзене ✍: Статья магистра богословия, магистранта факультета гуманитарных наук НГПУ им.
☁️ Друзья, поздравляю вас всех с праздником Вознесения Господня! Это событие говорит нам о том, как высоко вознесен Богом Человек, так как представитель нашей человеческой семьи прямо сейчас находится внутри жизни Святой Троицы. Кстати, всем людям предстоит в будущем воскреснуть, но только нам, христианам, надлежит еще вознестись в воздух, чтобы встретиться с Грядущим Господом! (1Фес.4:17).
👍8
Forwarded from Домашняя церковь
...должны ли супруги быть согласны в обязательном порядке на обоюдное воздержание при наступлении всякого Церковью установленного поста? Судя по исповедям – многие думают, что должны... https://youtu.be/WWdysVKyEKc
YouTube
81.Пост супружеский
О регламентации супружеских отношений. Формирование традиций.
Forwarded from Азбука веры
В праздник Вознесения Господня мы предлагаем вам вспомнить базовые положения церковного вероучения по этой теме.
1. Господь Иисус Христос со славой и честью вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Отца в том самом Теле, в котором истинно пострадал и воскрес.
2. Он вознесся на Небеса как Человек (по человеческому естеству), а как Бог — и прежде пребывал, и пребывает везде (в том числе на Небесах).
3. Выражение «нахождение по правую сторону Отца» не означает, что Бог Отец ограничен пространством и имеет правую и левую стороны, но используется в метафорическом смысле, указывая на высочайшее достоинство Христа: Он был почтен высочайшею честью как Человек; как Бог Он обладал высочайшей Божественной славой всегда (обладает ей вечно).
4. Вочеловечившийся Сын Божий никогда не расчеловечится, не лишится Своего прославленного Тела, которое приобрел через воплощение (будучи зачат особым сверхъестественным образом в утробе Девы Марии); Он придёт судить мир как Богочеловек.
5. Плотью Своей Христос пребывает на Небе, что, впрочем, не исключает случаев Его явления людям, живущим земной жизнью; между тем, верующие могут регулярно созерцать и потреблять Его Тело и Кровь (под видом хлеба и вина), участвуя в Таинстве Евхаристии.
1. Господь Иисус Христос со славой и честью вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Отца в том самом Теле, в котором истинно пострадал и воскрес.
2. Он вознесся на Небеса как Человек (по человеческому естеству), а как Бог — и прежде пребывал, и пребывает везде (в том числе на Небесах).
3. Выражение «нахождение по правую сторону Отца» не означает, что Бог Отец ограничен пространством и имеет правую и левую стороны, но используется в метафорическом смысле, указывая на высочайшее достоинство Христа: Он был почтен высочайшею честью как Человек; как Бог Он обладал высочайшей Божественной славой всегда (обладает ей вечно).
4. Вочеловечившийся Сын Божий никогда не расчеловечится, не лишится Своего прославленного Тела, которое приобрел через воплощение (будучи зачат особым сверхъестественным образом в утробе Девы Марии); Он придёт судить мир как Богочеловек.
5. Плотью Своей Христос пребывает на Небе, что, впрочем, не исключает случаев Его явления людям, живущим земной жизнью; между тем, верующие могут регулярно созерцать и потреблять Его Тело и Кровь (под видом хлеба и вина), участвуя в Таинстве Евхаристии.
👍4
В просительной ектении есть прошение, в котором священник или диакон просят всем верным «доброго ответа на страшнем судищи Христове». Вы задумывались, почему слово такое странное – судище?
Диакон Владимир Василик в своей диссертации «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии» объясняет:
«Всемирная история мыслится в христианской традиции как некий суд. Сам термин мученик в греческом прототипе этого слова апеллирует к суду, ибо μαρτυς означает свидетель, и подразумевает кровавое свидетельство на суде между спасающим Богом и погибающей в своей злобе и гордыне тварью. Это судебное прение завершается конечным Страшным Судом. Весьма знаменательно, что временами в литургических текстах он осмысляется в рамках римских правовых реалий: вспомним хотя бы завершение просительной ектении и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим (και καλην απολογίαν την επι του φοβεροί βήματος του Χριστού αιτησώμεθα). В буквальном переводе на русский язык это прошение звучит так: и прекрасной защитительной речи (апологии) у страшного судебного возвышения Христа просим. Cлово βήμα cоответствует слову praesidium – возвышению, на котором восседал римский судья».
Вообще в наших богослужебных текстах много отсылок к жизни и быту Византии. Даже описание Страшного суда в них соответствует тому, как проходил судебный процесс в империи.
#богослужение
Диакон Владимир Василик в своей диссертации «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии» объясняет:
«Всемирная история мыслится в христианской традиции как некий суд. Сам термин мученик в греческом прототипе этого слова апеллирует к суду, ибо μαρτυς означает свидетель, и подразумевает кровавое свидетельство на суде между спасающим Богом и погибающей в своей злобе и гордыне тварью. Это судебное прение завершается конечным Страшным Судом. Весьма знаменательно, что временами в литургических текстах он осмысляется в рамках римских правовых реалий: вспомним хотя бы завершение просительной ектении и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим (και καλην απολογίαν την επι του φοβεροί βήματος του Χριστού αιτησώμεθα). В буквальном переводе на русский язык это прошение звучит так: и прекрасной защитительной речи (апологии) у страшного судебного возвышения Христа просим. Cлово βήμα cоответствует слову praesidium – возвышению, на котором восседал римский судья».
Вообще в наших богослужебных текстах много отсылок к жизни и быту Византии. Даже описание Страшного суда в них соответствует тому, как проходил судебный процесс в империи.
#богослужение
❤9👍5
Прп. Анастасий Синаит предостерегает верующих:
«Не следует неразумно ввергать самих себя в опасности, говоря, что мы уповаем на помощь Божию, даже тогда, когда осознаем себя достойными порицания. Ибо это есть самонадеянность и дерзость; так легкомысленно подвергая себя опасности, мы сами становимся причиной собственной гибели».
Это про то, что нельзя намеренно на нарываться на неприятности, даже если ощущаешь себя виновным в грехе. Иначе мы рискуем погибнуть и сами будем в этом виноваты.
👉Рассуждение этого же святого о том, как человек сам попадает в неприятности https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#анастасийсинаит #духовнаяжизнь
«Не следует неразумно ввергать самих себя в опасности, говоря, что мы уповаем на помощь Божию, даже тогда, когда осознаем себя достойными порицания. Ибо это есть самонадеянность и дерзость; так легкомысленно подвергая себя опасности, мы сами становимся причиной собственной гибели».
Это про то, что нельзя намеренно на нарываться на неприятности, даже если ощущаешь себя виновным в грехе. Иначе мы рискуем погибнуть и сами будем в этом виноваты.
👉Рассуждение этого же святого о том, как человек сам попадает в неприятности https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#анастасийсинаит #духовнаяжизнь
❤11
Из выступления Патриарха Кирилла на епархиальном собрании, о церковной проповеди:
«Раз за разом выходя на амвон, проповедник начинает привыкать к мысли об авторитетности собственных слов. Но в современном обществе такая привычка таит в себе немало опасностей. За последние десятилетия серьезным образом изменилось восприятие людьми публичных выступлений, в том числе церковной проповеди. Сегодня каждое утверждение может быть проверено простым поиском в Интернете, скорость обмена текстовыми сообщениями в социальных сетях может расширить аудиторию любого оратора до немыслимых ранее пределов. Да, прихожане в храме по-прежнему безмолвно слушают проповедника, но это совершенно не означает, что они со всем сказанным соглашаются.
Неудачные и неуместные слова проповеди становятся соблазном для людей, мешают их спасению. Следует воздерживаться от воспроизведения в церковной проповеди не согласующихся со Священным Писанием частных и личных мнений, псевдонаучных мифов, новостей, слухов и даже явно сомнительных с исторической и богословской точки зрения сюжетов агиографической литературы, не говоря уже о политических оценках.
В проповеди необходимо избегать засилья обличительной или менторской риторики. Несомненно, гомилетическое наследие нашей Церкви содержит немало обличений тех или иных пороков и даже исторических личностей, и порой эти обличения бывали весьма острыми и нелицеприятными. Но если именно обличение делается "фирменным стилем" проповедника, то люди начинают воспринимать его слова сначала с раздражением, затем – с досадой и в конце концов – с иронией.
Название главной Книги нашей жизни – Евангелия – означает, что существом проповеди христиан должна быть благая весть. Современный человек слишком часто бывает напуган, подавлен, скован бесчисленным множеством самых разных страхов. Долг пастырей Церкви – научить его побеждать этот страх правой верой, твердой надеждой и деятельной любовью».
«Раз за разом выходя на амвон, проповедник начинает привыкать к мысли об авторитетности собственных слов. Но в современном обществе такая привычка таит в себе немало опасностей. За последние десятилетия серьезным образом изменилось восприятие людьми публичных выступлений, в том числе церковной проповеди. Сегодня каждое утверждение может быть проверено простым поиском в Интернете, скорость обмена текстовыми сообщениями в социальных сетях может расширить аудиторию любого оратора до немыслимых ранее пределов. Да, прихожане в храме по-прежнему безмолвно слушают проповедника, но это совершенно не означает, что они со всем сказанным соглашаются.
Неудачные и неуместные слова проповеди становятся соблазном для людей, мешают их спасению. Следует воздерживаться от воспроизведения в церковной проповеди не согласующихся со Священным Писанием частных и личных мнений, псевдонаучных мифов, новостей, слухов и даже явно сомнительных с исторической и богословской точки зрения сюжетов агиографической литературы, не говоря уже о политических оценках.
В проповеди необходимо избегать засилья обличительной или менторской риторики. Несомненно, гомилетическое наследие нашей Церкви содержит немало обличений тех или иных пороков и даже исторических личностей, и порой эти обличения бывали весьма острыми и нелицеприятными. Но если именно обличение делается "фирменным стилем" проповедника, то люди начинают воспринимать его слова сначала с раздражением, затем – с досадой и в конце концов – с иронией.
Название главной Книги нашей жизни – Евангелия – означает, что существом проповеди христиан должна быть благая весть. Современный человек слишком часто бывает напуган, подавлен, скован бесчисленным множеством самых разных страхов. Долг пастырей Церкви – научить его побеждать этот страх правой верой, твердой надеждой и деятельной любовью».
👍14
Святейший Патриарх Кирилл о вмешательстве Бога в естественный порядок вещей:
«Бог создал человека, Он запустил механизм человеческой истории, но Он предоставляет свободу человеку и не ограничивает действие физических законов до тех пор, пока мы Его об этом не просим. В каком-то очень высоком, почти философском смысле молитва есть просьба к Богу ограничить нашу свободу. И мы обращаемся к Господу не в гордыне, но, сознавая свою слабость, со смирением просим Его: «Господи, помоги! Мы не можем сами справиться с жизненными ситуациями! Господи, огради нас от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани, от внезапной смерти, от землетрясений и цунами! Войди в наш мир, ограничь его законы и нашу свободу!» И ведь Господь откликается на такую молитву и спасает, как мы знаем, и в войнах, и в землетрясениях, и в цунами».
#промысл
«Бог создал человека, Он запустил механизм человеческой истории, но Он предоставляет свободу человеку и не ограничивает действие физических законов до тех пор, пока мы Его об этом не просим. В каком-то очень высоком, почти философском смысле молитва есть просьба к Богу ограничить нашу свободу. И мы обращаемся к Господу не в гордыне, но, сознавая свою слабость, со смирением просим Его: «Господи, помоги! Мы не можем сами справиться с жизненными ситуациями! Господи, огради нас от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани, от внезапной смерти, от землетрясений и цунами! Войди в наш мир, ограничь его законы и нашу свободу!» И ведь Господь откликается на такую молитву и спасает, как мы знаем, и в войнах, и в землетрясениях, и в цунами».
#промысл
👍5❤4
Периодически сталкиваюсь с тем, что различные моральные вопросы (что такое хорошо/плохо) решаются не на основании Божественного Откровения, выраженного в Библии, а на чем-то еще. Так вот, надо иметь в виду, что а) грехи и добродетели определяются исключительно на основании Библии. Не может быть нравственным преступлением то, что в Библии не считается грехом, не может быть нормой то, что Словом Божиим определено как беззаконие. Об этом Св. Писание говорит прямо: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим. 7:7-8).
б) Св. Предание не может противоречить Св. Писанию (это исключено, так что, когда имеет место противоречие с Библией по моральному вопросу, значит мы имеем дело с искажением Божественного Откровения).
И это не протестантское sola Scriptura, а основа православного нравоучения.
#мораль #мысли
б) Св. Предание не может противоречить Св. Писанию (это исключено, так что, когда имеет место противоречие с Библией по моральному вопросу, значит мы имеем дело с искажением Божественного Откровения).
И это не протестантское sola Scriptura, а основа православного нравоучения.
#мораль #мысли
👍2
Суждение прп. Анастасия Синаита о соотношении Промысла Божия и естественного хода вещей:
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею в виду состоящим из бессмертной и умной души и из сложного и материального тела. И вложил в него два, сущностным образом [пребывающих в нем] естественных и управляющих [начала]. Душе Он даровал в качестве руководителя самовольное произволение, чтобы оно, как оно само пожелает, вело душу либо к добродетели, либо к пороку, а Бог при этом не нес ответственности [за подобные поступки]; телу же по соизволению Божиему [было даровано] руководство и управление, [осуществляемое] посредством стихий. И подобно тому, как Бог издавна и изначала сообщил солнцу согревающее и сжигающее действие, луне – способность светить по ночам, земле – способность производить и произращать семена, растениям возможность плодоношения и созревания, животным – возникновение через соитие и, сказать проще, сообщил каждому естеству свойственное ему действие, то таким же образом и по тому же ведению [Бог] даровал, как это кажется мне, и стихиям тела руководство и управление, при посредстве которых [это тело] живет и умирает.
Нам совершенно необходимо знать об этом, дабы когда видишь [людей] нечестивых, живущих долгое время, а благочестивых [пребывающими здесь] лишь краткое время, или одного внезапно умирающего, а другого – неожиданно [долго] живущего в полном здравии; когда видишь, что все чада [человека] богобоязненного умирают, а сыновья нечестивца достигают глубокой старости, или что [человек] богоугодный многие дни на смертном одре пребывает в агонии, а язычник мирно и спокойно оканчивает свою жизнь; когда видишь, что святая женщина бесплодна, а язычница многочадна; или что в одной области, населенной людьми благочестивыми, непрестанно случаются смерти, а в другой, населенной язычниками, никогда не происходит никаких пагубных эпидемий; или, чтобы сказать кратко, когда ты видишь такие и подобные им страшные и невероятные [события], не трепещи от ужаса и не мысли о Боге что-либо неподобающее или богохульное. Из сказанного ты точно узнал, что все это и подобные им [вещи] происходят не помимо всевидящего и промыслительного ведения Творца. Не происходят они и иным каким-либо образом, кроме как посредством дарованного изначала Богом и благоустроенного управления и чина, созданного Богом, стихий и естественного руководства [их]» (Вопросы и ответы, 28).
Согласно этому суждению, многое в этом мире происходит само собой, по заложенным Богом законам природы, включая рождение и смерть человека. Но иногда Бог вмешивается в естественный ход вещей, если считает необходимым. Однако это не происходит тотально.
#промысл #анастасийсинаит
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею в виду состоящим из бессмертной и умной души и из сложного и материального тела. И вложил в него два, сущностным образом [пребывающих в нем] естественных и управляющих [начала]. Душе Он даровал в качестве руководителя самовольное произволение, чтобы оно, как оно само пожелает, вело душу либо к добродетели, либо к пороку, а Бог при этом не нес ответственности [за подобные поступки]; телу же по соизволению Божиему [было даровано] руководство и управление, [осуществляемое] посредством стихий. И подобно тому, как Бог издавна и изначала сообщил солнцу согревающее и сжигающее действие, луне – способность светить по ночам, земле – способность производить и произращать семена, растениям возможность плодоношения и созревания, животным – возникновение через соитие и, сказать проще, сообщил каждому естеству свойственное ему действие, то таким же образом и по тому же ведению [Бог] даровал, как это кажется мне, и стихиям тела руководство и управление, при посредстве которых [это тело] живет и умирает.
Нам совершенно необходимо знать об этом, дабы когда видишь [людей] нечестивых, живущих долгое время, а благочестивых [пребывающими здесь] лишь краткое время, или одного внезапно умирающего, а другого – неожиданно [долго] живущего в полном здравии; когда видишь, что все чада [человека] богобоязненного умирают, а сыновья нечестивца достигают глубокой старости, или что [человек] богоугодный многие дни на смертном одре пребывает в агонии, а язычник мирно и спокойно оканчивает свою жизнь; когда видишь, что святая женщина бесплодна, а язычница многочадна; или что в одной области, населенной людьми благочестивыми, непрестанно случаются смерти, а в другой, населенной язычниками, никогда не происходит никаких пагубных эпидемий; или, чтобы сказать кратко, когда ты видишь такие и подобные им страшные и невероятные [события], не трепещи от ужаса и не мысли о Боге что-либо неподобающее или богохульное. Из сказанного ты точно узнал, что все это и подобные им [вещи] происходят не помимо всевидящего и промыслительного ведения Творца. Не происходят они и иным каким-либо образом, кроме как посредством дарованного изначала Богом и благоустроенного управления и чина, созданного Богом, стихий и естественного руководства [их]» (Вопросы и ответы, 28).
Согласно этому суждению, многое в этом мире происходит само собой, по заложенным Богом законам природы, включая рождение и смерть человека. Но иногда Бог вмешивается в естественный ход вещей, если считает необходимым. Однако это не происходит тотально.
#промысл #анастасийсинаит
👍1🤔1
Глоссолалия - чрезвычайный дар Святого Духа, выражающийся в способности говорить языками.
1. Появление в Церкви дара глоссолалии связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Св. Духа на апостолов.
2. В Деяниях апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2. 1-11), в Кесарии Палестинской (Деян 10. 44-48) и в Эфесе (Деян 19. 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов).
3. Апостол Павел говорит о глоссолалии как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1Кор. 12-14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом».
4. Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последним, кто говорит о существовании этого явления в Церкви, был сщмч. Ириней Лионский. Авторы IV в. однозначно относят его к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху.
5. Относительно сути этого дара мнения исследователей расходятся. Предмет спора ученых заключается в том, являлась ли глоссолалия речью на одном из известных языков (т. е. лингвистическим феноменом) или нечленораздельным произнесением звуков (возможно, экстатического характера). В пользу 1-го мнения говорит мн. ч. в названии дара («языки») и описание событий Пятидесятницы, в пользу 2-го - данные из 1 послания к Коринфянам. Вероятно, название дара - ϒένη ϒλωσσῶν (букв.- разные виды языков) - может указывать на разнообразные формы проявления глоссолалии. Тем не менее в научной литературе существует 5 основных гипотез, объясняющих этот феномен апостольского периода.
6. Видимое исчезновение дара глоссолалии в Церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов - маркосиан, монтанистов. Бессмысленные слова, напоминающие этот феномен, встречаются в гностических трактатах. Начиная с XVIII в. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с глоссолалией, в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов. В наст. время такая практика связывается прежде всего с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Современные исследователи считают внешне напоминающие глоссолалию сектантские практики вполне объяснимыми с т. зр. психологии.
📖По материалам статьи о глоссолалии в Православной энциклопедии.
1. Появление в Церкви дара глоссолалии связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Св. Духа на апостолов.
2. В Деяниях апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2. 1-11), в Кесарии Палестинской (Деян 10. 44-48) и в Эфесе (Деян 19. 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов).
3. Апостол Павел говорит о глоссолалии как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1Кор. 12-14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом».
4. Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. Последним, кто говорит о существовании этого явления в Церкви, был сщмч. Ириней Лионский. Авторы IV в. однозначно относят его к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху.
5. Относительно сути этого дара мнения исследователей расходятся. Предмет спора ученых заключается в том, являлась ли глоссолалия речью на одном из известных языков (т. е. лингвистическим феноменом) или нечленораздельным произнесением звуков (возможно, экстатического характера). В пользу 1-го мнения говорит мн. ч. в названии дара («языки») и описание событий Пятидесятницы, в пользу 2-го - данные из 1 послания к Коринфянам. Вероятно, название дара - ϒένη ϒλωσσῶν (букв.- разные виды языков) - может указывать на разнообразные формы проявления глоссолалии. Тем не менее в научной литературе существует 5 основных гипотез, объясняющих этот феномен апостольского периода.
6. Видимое исчезновение дара глоссолалии в Церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов - маркосиан, монтанистов. Бессмысленные слова, напоминающие этот феномен, встречаются в гностических трактатах. Начиная с XVIII в. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с глоссолалией, в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов. В наст. время такая практика связывается прежде всего с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Современные исследователи считают внешне напоминающие глоссолалию сектантские практики вполне объяснимыми с т. зр. психологии.
📖По материалам статьи о глоссолалии в Православной энциклопедии.
Братья и сестры, поздравляю вас с днём Пятидесятницы!
☘Мы с вами имеем счастье принадлежать к исторической Апостольской Церкви, которая родилась две тысячи лет назад в Сионской горнице!
👨🦰👳♂👩Сегодняшний день напоминает нам и о единстве людей, которое задумал Бог. Когда-то Бог смешал языки строителей Вавилонской башни, а в день Пятидесяницы, наоборот, дар говорения на иных языках был дан ученикам Христа для прославления великих дел Божиих. В Церкви есть единственный объединяющий признак, который действительно что-то значит - это вера в Господа Иисуса Христа. Все остальное - цвет кожи, национальность, место проживания - имеет второстепенное значение. Члены Православной Церкви из разных стран - дети Божии, а значит и наши братья и сестры во Христе. Давайте будем помнить об этом и хранить церковное единство, особенно в дни разделений и вражды!
🎉С праздником!
☘Мы с вами имеем счастье принадлежать к исторической Апостольской Церкви, которая родилась две тысячи лет назад в Сионской горнице!
👨🦰👳♂👩Сегодняшний день напоминает нам и о единстве людей, которое задумал Бог. Когда-то Бог смешал языки строителей Вавилонской башни, а в день Пятидесяницы, наоборот, дар говорения на иных языках был дан ученикам Христа для прославления великих дел Божиих. В Церкви есть единственный объединяющий признак, который действительно что-то значит - это вера в Господа Иисуса Христа. Все остальное - цвет кожи, национальность, место проживания - имеет второстепенное значение. Члены Православной Церкви из разных стран - дети Божии, а значит и наши братья и сестры во Христе. Давайте будем помнить об этом и хранить церковное единство, особенно в дни разделений и вражды!
🎉С праздником!
❤23👍2
Иногда задумываюсь над тем, как отличалась практическая жизнь христиан, в зависимости от эпохи и местности. Дисциплинарные правила менялись и не были одинаковы повсеместно. Что было категорически запрещено в одной епархии, не распространялось на другую. Некоторые правила вводились оправданно, некоторые - до сих пор неизвестно зачем. Какие-то ограничения появлялись спустя века, какие-то становились строже, другие - мягче (без соборной кодификации здесь вообще сложно разобраться, что остается актуальным). Некоторые вещи считались грехом и нормой в разные времена. О чем-то спорят до сих пор. И вот задумываешься, сколько дополнительных условий считалось (и продолжает считаться) более менее обязательным для того, чтобы считаться добрым христианином. Интересно это все.
#дисциплина #мысли
#дисциплина #мысли
Forwarded from Азбука веры
В День Святого Духа предлагаем вам вспомнить основные вероучительные положения о Святом Духе.
1. Святой Дух – третья Ипостась Святой Троицы; Бог, единосущный Отцу и Сыну.
2. Святой Дух исходит только от Отца. Латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque) осуждено Церковью как ересь.
3. Книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, написаны богоизбранными людьми по вдохновению Святого Духа.
4. Святой Дух учит Церковь. Определения и каноны Вселенских и Поместных православных соборов, признанные всей Церковью, составлены при содействии Святого Духа.
5. Дары Святого Духа: мудрость, разум, совет, крепость, знание, благочестие, страх Божий (Ис.11:2-3) и пр.
6. Плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23) и др.
1. Святой Дух – третья Ипостась Святой Троицы; Бог, единосущный Отцу и Сыну.
2. Святой Дух исходит только от Отца. Латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque) осуждено Церковью как ересь.
3. Книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, написаны богоизбранными людьми по вдохновению Святого Духа.
4. Святой Дух учит Церковь. Определения и каноны Вселенских и Поместных православных соборов, признанные всей Церковью, составлены при содействии Святого Духа.
5. Дары Святого Духа: мудрость, разум, совет, крепость, знание, благочестие, страх Божий (Ис.11:2-3) и пр.
6. Плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23) и др.
Православный церковный календарь
День Святого Духа
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы»,
Forwarded from Домашняя церковь
...этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным». Тем, кто не смог по каким-либо причинам поститься в Великий пост перед Пасхой, разрешали постится "по окончании праздничного ряда", так как во время праздников от Пасхи до Троицы, когда Господь пребывает с нами, поститься неуместно. Помните, как сказал Господь: нельзя заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених... https://youtu.be/sXSkzkHs_0o
#пост
#пост
YouTube
66.Апостольский пост
Сезонные посты и причины их установления. Смысл и особенности летнего поста.