чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Некоторые святые с похожими прозвищами

1. Анастасий Синаит:

- преподобный, игумен Синайский (VII век);

- патриарх Антиохийский (+598);

- патриарх Антиохийский (+609).

2. Исаак Сирин:

- преподобный, епископ Ниневийский (VII век);

- преподобный, Сполетийский (+ок. 550).

3. Иоанн Златоуст:

- святитель, патриарх Константинопольский (+407).

- святитель, IV Окропири (Златоуст) (+ 1001), католикос и первый патриарх всея Грузии.

- святитель, V Окропири (Златоуст) (+ ок. 1049), католикос-патриарх всея Грузии.
👍5
Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.
👍1
📖Мой комментированный перевод первой части "Православного исповедания" (официальный вероучительный документ Православной Церкви) доступен на сайте Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj-perevod-i-kommentarii-s-fedorova/
О желании известности и доброй репутации

"Человеку для совершенства необходимо, чтобы он знал себя, но не необходимо, чтобы его знали другие, и потому последнее не должно быть желаемо само по себе. Однако оно может быть желаемо как то, что полезно другим, или же для того, чтобы люди могли прославить Бога, или для того, чтобы люди, узнав о благе другого, сами могли становиться лучше. Или для того, чтобы человек, зная из похвал других о том благе, которым он обладает, старался утвердиться в нём и стать ещё лучше. В указанном смысле, а вовсе не в том, чтобы получать суетное удовольствие от человеческой хвалы, достойным делом является и то, что человек «заботится об имени», и то, что он «печётся о добром пред всеми человеками»" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍4
Как раньше, так и сейчас, среди христиан бытует представление о том, что якобы не грешить очень тяжело, практически нереально, а исполнять евангельские заповеди - удел каких-то особенных людей, но только не нас. Свт. Иоанн Златоуст ещё в свое время опровергал этот вздор и многократно убеждал: не грешить - гораздо проще и естественнее для разумного человека, чем грешить, а исполнение общих для всех заповедей - не представляет великого труда.

«Есть ли в заповедях что-нибудь трудное, превышающее нашу природу? Нет, мы не найдем в них ничего такого; даже еще найдем противоположное. Они настолько же легки, насколько порок труден. В самом деле, что может быть труднее – давать в займы, заботиться о прибыли, заключать сделки, требовать поручительства, страшиться и трепетать за заклады, за отданные в рост деньги, за расписки, за барыши, за выполнение обещаний? Таково-то все житейское! Самая, по-видимому, изысканная предусмотрительность во всем ненадежна и непрочна. Напротив того, быть милостивым легко и освобождает от всех забот».

«Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства. Разве ты не можешь раздать всего имущества? Можешь, как показывают сделавшие это, но Бог не заповедал и этого, а повелел не похищать чужого и из имущества своего уделять нуждающимся. Если кто скажет, что он не может довольствоваться одной женой, тот обольщает и обманывает себя, в чем обличают его те, которые сохраняют целомудрие и без жены. Разве ты не можешь не злословить, не можешь не клясться? Напротив, труднее делать это, нежели не делать. Какое же мы имеем оправдание, когда не исполняем столь легкого и удобного? Не можем представить никакого».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍9
👨‍👩‍👦Из пастырской инструкции о подготовке вступающих в христианский брак (одобрена Священным Синодом Православной Церкви в Америке):

«Рождение детей само по себе не является единственной целью брака; тем не менее, брак предполагает желание иметь детей. Пара должна молиться о том, чтобы Бог даровал им благословения деторождения и мудрого воспитания семьи.

"Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно" (Евр. 13:4). Половые отношения являются одним из благословений брака. Священник должен напомнить паре, что они принадлежат друг другу. Пары могут воздерживаться от половых отношений в течение некоторого времени по взаимному согласию, но следует помнить, что полный отказ от них может привести к ненужным трудностям в их браке».
#брак #мораль #учениецеркви
👍8
Древним читателям Нового Завета было всегда интересно, что стало с героями библейских книг после событий, описанных в Библии. Поэтому, за неимением реальных сведений, появились различные апокрифические и псевдоэпиграфические свидетельства, который отвечали этому запросу, повествуя о различных увлекательных подробностях. Так что надо понимать, что практически все, что мы узнаем о дальнейшей жизни этих людей из внебиблейских источников (за исключением сведений от известных раннехристианских писателей и историков), является благочестивыми поздними домыслами, вызванными человеческим любопытством. Некоторые из них попали в тексты богослужений.
#мысли #библия
👍7
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)

1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».

2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.

3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.

4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.

5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли
👍21
Я как-то писал, что о многих из древних святых мы практически ничего не знаем, а привычные нам истории и сведения о них - появились гораздо позднее. Приведу сегодня несколько примеров.

1. Вмч. Георгий Победоносец.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху, возможно был воином.

Все остальное, включая средневековую легенду о победе над змеем, появилось позднее.

2. Вмч. Пантелеимон Целитель.
Что реально известно: ничего не известно. Но принято считать, что был врачом и пострадал при императоре Максимиане.

3. Вмч. Димитрий Солунский.
Что реально известно: что был такой мученик в доконстантиновскую эпоху. Наиболее ранние редакции жития описывают его как христианского учителя и не содержат сведений о знатном происхождении, карьере на службе у императора. Тем более неизвестно, был ли он воеводой.

Вот так вот. Святые мученики, молите Бога о нас!

⚔️О том, как некоторые мученики превратились в покровителей имперской армии
#мифы
👍82
Мой доклад на апрельской конференции ПСТГУ https://dzen.ru/a/YpckiLfIKCoPpJGr

В условиях падения нравов учитель Церкви излагал учение о браке перед паствой, подчёркивая его высоту и обязательность для всех, кто желает быть участником Царства Божия. Святитель красочно описывает бытовые семейные проблемы, но вывод его всегда бескомпромиссно строг: ничего, кроме прелюбодеяния, не может служить поводом к разводу супругов.

💔Автор подвергает критике мнение ряда православных исследователей, согласно которому святитель Иоанн допускал второбрачие для невиновной в измене стороны. Проповеди вселенского учителя Церкви служат ценным и авторитетным свидетельством того, каким было учение о христианском браке в Восточной Церкви IV века.

👉 Приглашаю к обсуждению, потому что тема актуальная весьма.

#иоаннзлатоуст #моиработы #брак #мораль #отношения
☁️ Друзья, поздравляю вас всех с праздником Вознесения Господня! Это событие говорит нам о том, как высоко вознесен Богом Человек, так как представитель нашей человеческой семьи прямо сейчас находится внутри жизни Святой Троицы. Кстати, всем людям предстоит в будущем воскреснуть, но только нам, христианам, надлежит еще вознестись в воздух, чтобы встретиться с Грядущим Господом! (1Фес.4:17).
👍8
...должны ли супруги быть согласны в обязательном порядке на обоюдное воздержание при наступлении всякого Церковью установленного поста? Судя по исповедям – многие думают, что должны... https://youtu.be/WWdysVKyEKc
Forwarded from Азбука веры
В праздник Вознесения Господня мы предлагаем вам вспомнить базовые положения церковного вероучения по этой теме.

1. Господь Иисус Христос со славой и честью вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Отца в том самом Теле, в котором истинно пострадал и воскрес.

2. Он вознесся на Небеса как Человек (по человеческому естеству), а как Бог — и прежде пребывал, и пребывает везде (в том числе на Небесах).

3. Выражение «нахождение по правую сторону Отца» не означает, что Бог Отец ограничен пространством и имеет правую и левую стороны, но используется в метафорическом смысле, указывая на высочайшее достоинство Христа: Он был почтен высочайшею честью как Человек; как Бог Он обладал высочайшей Божественной славой всегда (обладает ей вечно).

4. Вочеловечившийся Сын Божий никогда не расчеловечится, не лишится Своего прославленного Тела, которое приобрел через воплощение (будучи зачат особым сверхъестественным образом в утробе Девы Марии); Он придёт судить мир как Богочеловек.

5. Плотью Своей Христос пребывает на Небе, что, впрочем, не исключает случаев Его явления людям, живущим земной жизнью; между тем, верующие могут регулярно созерцать и потреблять Его Тело и Кровь (под видом хлеба и вина), участвуя в Таинстве Евхаристии. 
👍4
В просительной ектении есть прошение, в котором священник или диакон просят всем верным «доброго ответа на страшнем судищи Христове». Вы задумывались, почему слово такое странное – судище?

Диакон Владимир Василик в своей диссертации «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии» объясняет:

«Всемирная история мыслится в христианской традиции как некий суд. Сам термин мученик в греческом прототипе этого слова апеллирует к суду, ибо μαρτυς означает свидетель, и подразумевает кровавое свидетельство на суде между спасающим Богом и погибающей в своей злобе и гордыне тварью. Это судебное прение завершается конечным Страшным Судом. Весьма знаменательно, что временами в литургических текстах он осмысляется в рамках римских правовых реалий: вспомним хотя бы завершение просительной ектении и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим (και καλην απολογίαν την επι του φοβεροί βήματος του Χριστού αιτησώμεθα). В буквальном переводе на русский язык это прошение звучит так: и прекрасной защитительной речи (апологии) у страшного судебного возвышения Христа просим. Cлово βήμα cоответствует слову praesidium – возвышению, на котором восседал римский судья».

Вообще в наших богослужебных текстах много отсылок к жизни и быту Византии. Даже описание Страшного суда в них соответствует тому, как проходил судебный процесс в империи.
#богослужение
9👍5
Прп. Анастасий Синаит предостерегает верующих:

«Не следует неразумно ввергать самих себя в опасности, говоря, что мы уповаем на помощь Божию, даже тогда, когда осознаем себя достойными порицания. Ибо это есть самонадеянность и дерзость; так легкомысленно подвергая себя опасности, мы сами становимся причиной собственной гибели».

Это про то, что нельзя намеренно на нарываться на неприятности, даже если ощущаешь себя виновным в грехе. Иначе мы рискуем погибнуть и сами будем в этом виноваты.

👉Рассуждение этого же святого о том, как человек сам попадает в неприятности https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#анастасийсинаит #духовнаяжизнь
11