О самоуважении христианина
"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено глубочайшее смирение, основанное на признании бесконечного превосходства Творца сравнительно с творением и на сознании человеческих слабостей и недостатков, воспитываемых благодатью. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – говорит ап. Павел, – «а если получил, что хвалишься, как будто не получал?» (1Кор. 4:7). Сам Господь говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).
Совместимость смирения с сознанием своего достоинства (как общечеловеческого, так и личного) можем видеть на примере ап. Павла, который сознавал, что он «апостол» (1Кор. 9:1), «видевший Господа Иисуса» (там же), «более всех потрудившийся» (1Кор. 15:10, 2Кор. 11 и т. д.), но в то же время называвший себя «первым из грешников» (1Тим. 1:15). Мы приобретем в себе сочетание смирения и сознания своего достоинства, если при этом будем в то же время сознавать свою полную зависимость от Бога и не будем иметь намерение выставлять перед людьми свое достоинство и хвалиться им" (проф. М. А. Олесницкий. Нравственное богословие).
#мораль
"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено глубочайшее смирение, основанное на признании бесконечного превосходства Творца сравнительно с творением и на сознании человеческих слабостей и недостатков, воспитываемых благодатью. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – говорит ап. Павел, – «а если получил, что хвалишься, как будто не получал?» (1Кор. 4:7). Сам Господь говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).
Совместимость смирения с сознанием своего достоинства (как общечеловеческого, так и личного) можем видеть на примере ап. Павла, который сознавал, что он «апостол» (1Кор. 9:1), «видевший Господа Иисуса» (там же), «более всех потрудившийся» (1Кор. 15:10, 2Кор. 11 и т. д.), но в то же время называвший себя «первым из грешников» (1Тим. 1:15). Мы приобретем в себе сочетание смирения и сознания своего достоинства, если при этом будем в то же время сознавать свою полную зависимость от Бога и не будем иметь намерение выставлять перед людьми свое достоинство и хвалиться им" (проф. М. А. Олесницкий. Нравственное богословие).
#мораль
❤4👍3
Настоящей любви не может быть без негодования на зло
Любить людей значит желать, чтобы они жили сообразно с требованиями нравственного закона. Но одним из действительных средств к обличению порочности их жизни и к нравственному исправлению их является прямое выражение нашего негодования на безнравственные поступки ближних. Отсюда, если в нас нет любви к людям, то не может быть в нас и негодования на то, что безнравственного делается ими. Напротив, чем больше мы любим ближних, тем более возмущаемся их худым поведением. При этом мы должны помнить слова ап. Павла о порочном человеке: «Силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4); любовь «всему верит, всего надеется» (1Кор. 13, 7) (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
Любить людей значит желать, чтобы они жили сообразно с требованиями нравственного закона. Но одним из действительных средств к обличению порочности их жизни и к нравственному исправлению их является прямое выражение нашего негодования на безнравственные поступки ближних. Отсюда, если в нас нет любви к людям, то не может быть в нас и негодования на то, что безнравственного делается ими. Напротив, чем больше мы любим ближних, тем более возмущаемся их худым поведением. При этом мы должны помнить слова ап. Павла о порочном человеке: «Силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4); любовь «всему верит, всего надеется» (1Кор. 13, 7) (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
❤8👍2
👰🏻♀️Советы свт. Иоанна Златоуста мужу-христианину об отношении к жене
«Показывай, что ты дорого ценишь ее общество и предпочитаешь быть для нее дома, а не на площади; предпочитай также ее всем друзьям и детям, родившимся от нее: и их люби ради нее. Если она сделает что-нибудь хорошо, хвали и удивляйся; если же – что-нибудь неуместное и свойственное молодости, убеждай и увещевай. Всячески нападай на богатство и расточительность; указывай ей украшение в скромности и честности, и постоянно учи тому, что полезно.
Молитвы у вас пусть будут общие; каждый пусть ходит в церковь, и пусть муж дома спрашивает у жены, а она спрашивает у мужа, что там было сказано и прочитано. Когда постигнет бедность, припомни святых мужей – Павла, Петра, которые прославились более всех царей и богачей, а жили как? В голоде и жажде. Учи свою жену, что в жизни ничего не следует бояться, кроме как оскорбить Бога. Если кто-нибудь женится таким образом, с такими взглядами [на жизнь], он будет лишь немногим ниже монахов, и женившийся – не женившихся.
Если же хочешь сделать обед или устроить угощение, пусть там не будет ничего бесстыдного, ничего неприличного. Если ты найдешь какого-нибудь святого бедняка, который может благословить дом ваш, может, ступя к вам ногой, принести всякое благословение Божье, пригласи его.
Так как увещание к добродетели само по себе заключает много тягостного, особенно для нежной и молодой девушки, то, когда будут разговоры о любомудрии, старайся чтобы твой образ действий был наполнен милосердием и добротой.
И прежде всего, изгони из ее души эту мысль про «мое» и «твое». Если она скажет: «мое», то скажи ей: «Что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь – "мое", когда все твое?» Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда ребенок схватит что-нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что-нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: «Да, и это твое, и то твое». То же самое сделаем и с женой, ибо нрав у нее более или менее как у ребенка, и если она говорит «мой», то скажи: «Все твое, и я твой». Эти слова – слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить ее гнев и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению; а это – величайшее любомудрие. Итак, говори: «И я твой, дитя мое». В этом меня убедил Павел, который сказал: «Муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Если же я не имею власти над моим телом, а ты имеешь, то тем более – над имуществом моим. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь дьявола, сделаешь ее рабой, покорной более, чем купленная за деньги; этими словами свяжешь ее. Таким образом, посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не говорить ни о «моем», ни о «твоем».
И не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее. Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя.
Учи ее страху Божию, и все блага потекут из нее, как из источника, и дом твой будет наполнен многочисленными благами. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: "Ищите же, – сказано, – прежде Его Царства, и это все приложится вам" (Мф. 6:33)» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#мораль #брак #отношения
«Показывай, что ты дорого ценишь ее общество и предпочитаешь быть для нее дома, а не на площади; предпочитай также ее всем друзьям и детям, родившимся от нее: и их люби ради нее. Если она сделает что-нибудь хорошо, хвали и удивляйся; если же – что-нибудь неуместное и свойственное молодости, убеждай и увещевай. Всячески нападай на богатство и расточительность; указывай ей украшение в скромности и честности, и постоянно учи тому, что полезно.
Молитвы у вас пусть будут общие; каждый пусть ходит в церковь, и пусть муж дома спрашивает у жены, а она спрашивает у мужа, что там было сказано и прочитано. Когда постигнет бедность, припомни святых мужей – Павла, Петра, которые прославились более всех царей и богачей, а жили как? В голоде и жажде. Учи свою жену, что в жизни ничего не следует бояться, кроме как оскорбить Бога. Если кто-нибудь женится таким образом, с такими взглядами [на жизнь], он будет лишь немногим ниже монахов, и женившийся – не женившихся.
Если же хочешь сделать обед или устроить угощение, пусть там не будет ничего бесстыдного, ничего неприличного. Если ты найдешь какого-нибудь святого бедняка, который может благословить дом ваш, может, ступя к вам ногой, принести всякое благословение Божье, пригласи его.
Так как увещание к добродетели само по себе заключает много тягостного, особенно для нежной и молодой девушки, то, когда будут разговоры о любомудрии, старайся чтобы твой образ действий был наполнен милосердием и добротой.
И прежде всего, изгони из ее души эту мысль про «мое» и «твое». Если она скажет: «мое», то скажи ей: «Что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь – "мое", когда все твое?» Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда ребенок схватит что-нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что-нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: «Да, и это твое, и то твое». То же самое сделаем и с женой, ибо нрав у нее более или менее как у ребенка, и если она говорит «мой», то скажи: «Все твое, и я твой». Эти слова – слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить ее гнев и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению; а это – величайшее любомудрие. Итак, говори: «И я твой, дитя мое». В этом меня убедил Павел, который сказал: «Муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Если же я не имею власти над моим телом, а ты имеешь, то тем более – над имуществом моим. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь дьявола, сделаешь ее рабой, покорной более, чем купленная за деньги; этими словами свяжешь ее. Таким образом, посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не говорить ни о «моем», ни о «твоем».
И не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее. Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя.
Учи ее страху Божию, и все блага потекут из нее, как из источника, и дом твой будет наполнен многочисленными благами. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: "Ищите же, – сказано, – прежде Его Царства, и это все приложится вам" (Мф. 6:33)» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#мораль #брак #отношения
❤12
Об услужливости
«Услужливость есть охотная и бескорыстная готовность помочь другим имеющимися в нашем распоряжении средствами, нужными им для достижения своих личных целей. Услужлив тот, кто, например, выручит другого из денежного затруднения льготной ссудой, или кто одолжит ему необходимую для какой-нибудь научной работы книгу, которую трудно было бы достать помимо нашей услуги, или кто, жертвуя своим временем, безмездно выполняет какое-либо дело за него.
Эта добродетель занимает более или менее второстепенное место в ряду обнаружений христианской любви. Так как услужливость сама по себе имеет значение лишь средства для цели ближнего, то поэтому бывает услужливость и для достижения безнравственных целей. Надобно, чтобы она проистекала всегда из чистых побуждений, никогда не должно угождать другим в их греховных желаниях (Деян. 12, 3). Мы не должны изменять истине, добру и правде, как бы ни казались великими выгоды, приобретаемые преступными услугами (1Кор. 7, 23; Гал. 1, 10). Бывает также услужливость и навязчивая, назойливая – для достижения нравственных целей. Не следует навязывать другим своих услуг, когда они не хотят принимать их, или в них не нуждаются, или не умеют правильно ими пользоваться. Вообще, услужливость должна быть благоразумной. Мы поступили бы вопреки благоразумию, если бы стали услуживать другим к их вреду, или к вреду собственному. Пример предосторожности в таких случаях можно видеть из притчи о десяти девах. Когда неразумные из них просили у мудрых масла, потому что светильники их гаснут, последние отвечали: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе" (Мф. 25, 8,9)» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
«Услужливость есть охотная и бескорыстная готовность помочь другим имеющимися в нашем распоряжении средствами, нужными им для достижения своих личных целей. Услужлив тот, кто, например, выручит другого из денежного затруднения льготной ссудой, или кто одолжит ему необходимую для какой-нибудь научной работы книгу, которую трудно было бы достать помимо нашей услуги, или кто, жертвуя своим временем, безмездно выполняет какое-либо дело за него.
Эта добродетель занимает более или менее второстепенное место в ряду обнаружений христианской любви. Так как услужливость сама по себе имеет значение лишь средства для цели ближнего, то поэтому бывает услужливость и для достижения безнравственных целей. Надобно, чтобы она проистекала всегда из чистых побуждений, никогда не должно угождать другим в их греховных желаниях (Деян. 12, 3). Мы не должны изменять истине, добру и правде, как бы ни казались великими выгоды, приобретаемые преступными услугами (1Кор. 7, 23; Гал. 1, 10). Бывает также услужливость и навязчивая, назойливая – для достижения нравственных целей. Не следует навязывать другим своих услуг, когда они не хотят принимать их, или в них не нуждаются, или не умеют правильно ими пользоваться. Вообще, услужливость должна быть благоразумной. Мы поступили бы вопреки благоразумию, если бы стали услуживать другим к их вреду, или к вреду собственному. Пример предосторожности в таких случаях можно видеть из притчи о десяти девах. Когда неразумные из них просили у мудрых масла, потому что светильники их гаснут, последние отвечали: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе" (Мф. 25, 8,9)» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
🔎Может ли совесть человека ошибаться и давать неправильные ориентиры?
Да, может. Дело в том, что совесть не дается нам в качестве готового организованного закона, она нуждается в образовании и воспитании, а в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. Если в этом развитии что-то идет не так, то и совесть может давать сбои. Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от дурного воспитания или получения неверной и пагубной информации.
Если сказать кратко, все что дает совесть «по умолчанию», это понимание того, что есть хорошо и что есть плохо. А вот в приложении общих принципов к конкретным ситуациям, может быть все сложно и запутанно, во многом из-за превратного воспитания или дурных наклонностей. Например, два человека из разных стран могут согласиться что убивать невинных плохо и преступно. Но если им внушить ненависть к какой-то категории людей путем злонамеренной пропаганды, то они могут без зазрения совести пойти их убивать. И совесть их тут вряд ли будет мучить, если они свято уверены, что их жертвы достойны смерти. Однако преступлением их поступок быть не перестанет. Так что для различения добра и зла, одного следования совести будет явно мало.
#мораль #ответынавопросы
Да, может. Дело в том, что совесть не дается нам в качестве готового организованного закона, она нуждается в образовании и воспитании, а в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. Если в этом развитии что-то идет не так, то и совесть может давать сбои. Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от дурного воспитания или получения неверной и пагубной информации.
Если сказать кратко, все что дает совесть «по умолчанию», это понимание того, что есть хорошо и что есть плохо. А вот в приложении общих принципов к конкретным ситуациям, может быть все сложно и запутанно, во многом из-за превратного воспитания или дурных наклонностей. Например, два человека из разных стран могут согласиться что убивать невинных плохо и преступно. Но если им внушить ненависть к какой-то категории людей путем злонамеренной пропаганды, то они могут без зазрения совести пойти их убивать. И совесть их тут вряд ли будет мучить, если они свято уверены, что их жертвы достойны смерти. Однако преступлением их поступок быть не перестанет. Так что для различения добра и зла, одного следования совести будет явно мало.
#мораль #ответынавопросы
👍6
Есть верующие люди, которые имеют, так называемую мнительную совесть. Им все время кажется, что они грешат на каждом шагу (хотя на самом деле не совершают тяжких грехов), постоянно себя винят и чувствуют себя из-за этого ужасно. Архиепископ Платон (Фивейский) в своем пастырском руководстве по исповеди описывает это распространенное явление и даёт практические советы священнику при обращении к нему таких лиц. Среди причин, провоцирующих мнительность в духовной жизни, он перечисляет следующие:
а) Меланхолический темперамент.
б) Врожденная боязливость и воспитание, стесняющее дух.
в) Тело непрестанно больное, слабые и расстроенные нервы.
г) Строгий пост и непрестанное бдение.
д) Частое размышление и чрезмерное напряжение ума на предметы духовные.
е) Преобладающее воображение.
ж) Упрямый и привязанный к своим мнениям дух.
з) Чрезмерная заботливость об избежании и вида греха и о приобретении совершенной уверенности, что то или это не грех.
и) Ошибочные понятия о Боге, об истинном свойстве обязанностей, о согласии на грех и т. п.
и) Чтение аскетических книг, которых практическое применение не легко, и чтение других книг, возбуждающих страх или чрезмерно воспламеняющих воображение и наполняющих его ужасными образами.
к) Обращение с людьми печальными и огорченными.
л) Искушение сатаны.
#духовнаяжизнь #патологии
а) Меланхолический темперамент.
б) Врожденная боязливость и воспитание, стесняющее дух.
в) Тело непрестанно больное, слабые и расстроенные нервы.
г) Строгий пост и непрестанное бдение.
д) Частое размышление и чрезмерное напряжение ума на предметы духовные.
е) Преобладающее воображение.
ж) Упрямый и привязанный к своим мнениям дух.
з) Чрезмерная заботливость об избежании и вида греха и о приобретении совершенной уверенности, что то или это не грех.
и) Ошибочные понятия о Боге, об истинном свойстве обязанностей, о согласии на грех и т. п.
и) Чтение аскетических книг, которых практическое применение не легко, и чтение других книг, возбуждающих страх или чрезмерно воспламеняющих воображение и наполняющих его ужасными образами.
к) Обращение с людьми печальными и огорченными.
л) Искушение сатаны.
#духовнаяжизнь #патологии
👍13
🔎Каково отношение Церкви к равноправию полов?
Следует различает два аспекта этого вопроса: общественный и семейный. «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.
👫Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5:21). Поэтому "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога" (1Кор. 11:11-12)» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.5).
👩⚖Вместе с тем, «представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравнению участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности.
Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму.
Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно быть механически переносимо на любые общественные отношения» (Там же).
#ответынавопросы #учениецеркви
Следует различает два аспекта этого вопроса: общественный и семейный. «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.
👫Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5:21). Поэтому "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога" (1Кор. 11:11-12)» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.5).
👩⚖Вместе с тем, «представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравнению участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности.
Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму.
Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно быть механически переносимо на любые общественные отношения» (Там же).
#ответынавопросы #учениецеркви
👍2🔥1
🔎Актуальна ли для христиан заповедь об обязательном принесении десятины?
В Ветхом Завете десятины приносились ради обеспечения служителей Бога необходимым для жизни (Чис. 18:21). В Новом Завете предписание об обеспечении проповедников и клира всем необходимым для жизни, сохраняет свою актуальность (Лк.10:7;1Кор.9:14;1Тим.5:17-18). Однако установление конкретного размера пожертвования подлежит ведению церковной власти. 4 канон святых апостолов упоминает начатки плодов, приносимых для клира, без фиксированного количества и качества. В дальнейшем в истории существовали различные обычаи и законы, регулировавшие исполнение этого предписания. В настоящее время в Русской Церкви имеет силу общее предписание: «На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав РПЦ. Глава XVII, 3).
#дисциплина #ответынавопросы
В Ветхом Завете десятины приносились ради обеспечения служителей Бога необходимым для жизни (Чис. 18:21). В Новом Завете предписание об обеспечении проповедников и клира всем необходимым для жизни, сохраняет свою актуальность (Лк.10:7;1Кор.9:14;1Тим.5:17-18). Однако установление конкретного размера пожертвования подлежит ведению церковной власти. 4 канон святых апостолов упоминает начатки плодов, приносимых для клира, без фиксированного количества и качества. В дальнейшем в истории существовали различные обычаи и законы, регулировавшие исполнение этого предписания. В настоящее время в Русской Церкви имеет силу общее предписание: «На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав РПЦ. Глава XVII, 3).
#дисциплина #ответынавопросы
👍4
Перевел с английского Письмо девушки священнику о добрачном сексе https://azbyka.ru/semya/pismo-devushki-svjashhenniku-o-dobrachnom-sekse/
#отношения #брак
#отношения #брак
Азбука супружества
Письмо девушки священнику о добрачном сексе (18+) - Азбука супружества
Дорогой отец Андрей! Я пишу Вам, потому что в последнее время у меня появилось ужасно много вопросов о Церкви, и я действительно не знаю, куда обратиться и у кого спросить ответы...
👏2
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата об отношениях христиан с государством («За жизнь мира»):
«Христиане могут и часто обязаны участвовать в политической жизни обществ, в которых они живут, но всегда делать это как служители правды и милости Царства Божия. Таково было предписание самых ранних христианских времен: Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (Мученичество Поликарпа, 10). Иногда такое участие может проявляться не в абсолютном повиновении, а в гражданском неповиновении и даже восстании – в силу гражданства более высокого порядка. Христианин должен быть верен в первую и последнюю очередь Царствию Божию, тогда как верность чему–либо другому является не более чем временной, преходящей, частичной и случайной».
#учениецеркви
«Христиане могут и часто обязаны участвовать в политической жизни обществ, в которых они живут, но всегда делать это как служители правды и милости Царства Божия. Таково было предписание самых ранних христианских времен: Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (Мученичество Поликарпа, 10). Иногда такое участие может проявляться не в абсолютном повиновении, а в гражданском неповиновении и даже восстании – в силу гражданства более высокого порядка. Христианин должен быть верен в первую и последнюю очередь Царствию Божию, тогда как верность чему–либо другому является не более чем временной, преходящей, частичной и случайной».
#учениецеркви
❤1
Сегодня Церковь вспоминает святого Климента Римского. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
Текст послания: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_1
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
Текст послания: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_1
azbyka.ru
Послания к коринфянам - священномученик Климент Римский - читать, скачать
Труд «Послания к коринфянам» священномученика Климента Римского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍4❤1
О земных благах: взгляд стоика и взгляд христианина
«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны.
Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили. Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности... Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф. 6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны.
Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили. Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности... Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф. 6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
❤1
Об отношении к церковной традиции
В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», и даже: «как устроил Святой Дух». Наверное, будет справедливо говорить подобное о содержании Библии или определениях Вселенских (и других общепризнанных) соборов, у этих источников действительно есть Божественный авторитет, хотя и здесь не все так просто. Но представлять себе абсолютно всю церковную традицию, как нечто незыблемое, получившее утверждение от Святого Духа, и непременно душеполезное, это взгляд наивный и неверный. В традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, много того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Это не затрагивает, по моему убеждению, сути нашей веры, которая не подлежит изменению, но учитывать эти факты стоит. Чтобы отделять главное от второстепенного, чтобы не отключать голову и не терять веру от того, что нечто написанное церковным шрифтом, оказалось глупостью.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», и даже: «как устроил Святой Дух». Наверное, будет справедливо говорить подобное о содержании Библии или определениях Вселенских (и других общепризнанных) соборов, у этих источников действительно есть Божественный авторитет, хотя и здесь не все так просто. Но представлять себе абсолютно всю церковную традицию, как нечто незыблемое, получившее утверждение от Святого Духа, и непременно душеполезное, это взгляд наивный и неверный. В традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, много того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Это не затрагивает, по моему убеждению, сути нашей веры, которая не подлежит изменению, но учитывать эти факты стоит. Чтобы отделять главное от второстепенного, чтобы не отключать голову и не терять веру от того, что нечто написанное церковным шрифтом, оказалось глупостью.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
❤2
Размышление о супружеской близости
«Не является ли удовольствие, получаемое от интимного общения супругов, если не греховным, то духовно неполноценным в силу того, что оно связано со сладострастием? Если это так, тогда нужно было бы честно, ясно и откровенно говорить состоящим в браке людям, что самое главное в их брачных отношениях — деторождение, а интимный контакт как таковой в глазах Церкви в лучшем случае ценности не имеет, в худшем же случае — греховен. Если мы будем настаивать на последнем, то тогда нужно будет ясно сказать всем христианским супругам и о том, что идеал брака — воздержание от близости. Нужно было бы сказать еще и о том, что принципиальная ценность интимных отношений укоренена в “естественности”, то есть в сходстве с миром животных, единственная цель половых контактов которых — зачатие и рождение потомства, и что исполнение супругами “семейного долга” роднит их с обезьянами, собаками и мышами.
Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (Священник Владимир Шмалий. Проблематика пола в свете христианской антропологии).
Освещение этой темы в документах церковного учительства см.: https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#мораль #брак #отношения
«Не является ли удовольствие, получаемое от интимного общения супругов, если не греховным, то духовно неполноценным в силу того, что оно связано со сладострастием? Если это так, тогда нужно было бы честно, ясно и откровенно говорить состоящим в браке людям, что самое главное в их брачных отношениях — деторождение, а интимный контакт как таковой в глазах Церкви в лучшем случае ценности не имеет, в худшем же случае — греховен. Если мы будем настаивать на последнем, то тогда нужно будет ясно сказать всем христианским супругам и о том, что идеал брака — воздержание от близости. Нужно было бы сказать еще и о том, что принципиальная ценность интимных отношений укоренена в “естественности”, то есть в сходстве с миром животных, единственная цель половых контактов которых — зачатие и рождение потомства, и что исполнение супругами “семейного долга” роднит их с обезьянами, собаками и мышами.
Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (Священник Владимир Шмалий. Проблематика пола в свете христианской антропологии).
Освещение этой темы в документах церковного учительства см.: https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#мораль #брак #отношения
❤3
Forwarded from Иерей Георгий Максимов
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали призыв апостола Павла: "познавайте, что́ есть воля Божия" (Еф. 5:17).
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».
Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?
Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.
А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.
Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».
Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?
Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.
А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.
Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
❤6👍3
Forwarded from Азбука веры
4 ошибочных представления о Ветхом и Новом Завете.
1. Ветхозаветный закон противоречит новозаветному и пересмотрен в Евангелии.
На самом деле: Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Отменены были только обрядовые предписания Ветхого Завета в силу того, что они уже исполнили свое временное (в том числе прообразовательное) предназначение.
2. Характер и действия Бога сильно изменились в новозаветный период по сравнению с ветхозаветным.
На самом деле: такое впечатление бывает только от ложного восприятия библейских текстов. Бог неизменен по существу (Мал.3:6), и совершенно не зависит от условий времени. Что же касается Его действий по отношению к людям, они всегда направлены к их пользе. Как в дохристианские времена, так и в новозаветные Бог изливает благость на Свои творения, выражает неприятие ко злу.
3. Ветхий Завет и его нравственные примеры уже неактуальны для христиан.
На самом деле: апостол Павел пишет о людях Ветхого Завета: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Примеры ветхозаветных праведников остаются актуальными для подражания христианами.
4. Иисус Христос неоднократно нарушал ветхозаветный закон.
На самом деле: Христос в действительности ни разу не нарушил закон как таковой, однако и словами, и примерами неоднократно обличал тех, кто понимал закон превратно.
См. Заповеди Божии.
1. Ветхозаветный закон противоречит новозаветному и пересмотрен в Евангелии.
На самом деле: Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Отменены были только обрядовые предписания Ветхого Завета в силу того, что они уже исполнили свое временное (в том числе прообразовательное) предназначение.
2. Характер и действия Бога сильно изменились в новозаветный период по сравнению с ветхозаветным.
На самом деле: такое впечатление бывает только от ложного восприятия библейских текстов. Бог неизменен по существу (Мал.3:6), и совершенно не зависит от условий времени. Что же касается Его действий по отношению к людям, они всегда направлены к их пользе. Как в дохристианские времена, так и в новозаветные Бог изливает благость на Свои творения, выражает неприятие ко злу.
3. Ветхий Завет и его нравственные примеры уже неактуальны для христиан.
На самом деле: апостол Павел пишет о людях Ветхого Завета: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Примеры ветхозаветных праведников остаются актуальными для подражания христианами.
4. Иисус Христос неоднократно нарушал ветхозаветный закон.
На самом деле: Христос в действительности ни разу не нарушил закон как таковой, однако и словами, и примерами неоднократно обличал тех, кто понимал закон превратно.
См. Заповеди Божии.
Православный портал «Азбука веры»
Заповеди Божии - православная энциклопедия «Азбука веры»
Внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
👏5
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:
«Муж и жена живут в отношениях общения, принимая каждое решение по взаимному согласию и осознавая подобие Христа в себе благодаря своим усилиям, по собственной воле, чтобы соединиться с Ним, «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20), и в то же время, «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Поэтому они должны стремиться взращивать свою любовь, чтобы она могла со временем расти и осуществлять максимально возможную гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и совместным принятием решений.
Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. Послушание – это не подчинение кому-то, кто сильнее или более властен, а самоотверженный дар, основанный на доверии Богу и внимательном слушании Его слов ушами и сердцем.
Слушание – это выражение любви, поскольку оно отражает внимание супруга к другому, инициативу в диалоге и радость в том, чтобы делиться. Выражение «муж есть глава жены» (Еф. 5:23), не предполагает более высокого ранга, поскольку Христос является главой Церкви и это не ставит Его в положение доминирования, а скорее в положение лидерства, в смысле служения через самоуничижение».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
«Муж и жена живут в отношениях общения, принимая каждое решение по взаимному согласию и осознавая подобие Христа в себе благодаря своим усилиям, по собственной воле, чтобы соединиться с Ним, «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20), и в то же время, «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Поэтому они должны стремиться взращивать свою любовь, чтобы она могла со временем расти и осуществлять максимально возможную гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и совместным принятием решений.
Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. Послушание – это не подчинение кому-то, кто сильнее или более властен, а самоотверженный дар, основанный на доверии Богу и внимательном слушании Его слов ушами и сердцем.
Слушание – это выражение любви, поскольку оно отражает внимание супруга к другому, инициативу в диалоге и радость в том, чтобы делиться. Выражение «муж есть глава жены» (Еф. 5:23), не предполагает более высокого ранга, поскольку Христос является главой Церкви и это не ставит Его в положение доминирования, а скорее в положение лидерства, в смысле служения через самоуничижение».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
❤3
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:
«Вся христианская жизнь основана на проживании любви с Богом, ближним, творением и, особенно, между мужем и женой. Супружеская жизнь - это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор.13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, сдерживанию воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению "я" от матери всех пороков - себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно" (Флп.4:8).
В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
«Вся христианская жизнь основана на проживании любви с Богом, ближним, творением и, особенно, между мужем и женой. Супружеская жизнь - это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор.13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, сдерживанию воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению "я" от матери всех пороков - себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно" (Флп.4:8).
В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
❤2👍1