чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
🔎Может ли совесть человека ошибаться и давать неправильные ориентиры?

Да, может. Дело в том, что совесть не дается нам в качестве готового организованного закона, она нуждается в образовании и воспитании, а в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. Если в этом развитии что-то идет не так, то и совесть может давать сбои. Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от дурного воспитания или получения неверной и пагубной информации.

Если сказать кратко, все что дает совесть «по умолчанию», это понимание того, что есть хорошо и что есть плохо. А вот в приложении общих принципов к конкретным ситуациям, может быть все сложно и запутанно, во многом из-за превратного воспитания или дурных наклонностей. Например, два человека из разных стран могут согласиться что убивать невинных плохо и преступно. Но если им внушить ненависть к какой-то категории людей путем злонамеренной пропаганды, то они могут без зазрения совести пойти их убивать. И совесть их тут вряд ли будет мучить, если они свято уверены, что их жертвы достойны смерти. Однако преступлением их поступок быть не перестанет. Так что для различения добра и зла, одного следования совести будет явно мало.
#мораль #ответынавопросы
👍6
Есть верующие люди, которые имеют, так называемую мнительную совесть. Им все время кажется, что они грешат на каждом шагу (хотя на самом деле не совершают тяжких грехов), постоянно себя винят и чувствуют себя из-за этого ужасно. Архиепископ Платон (Фивейский) в своем пастырском руководстве по исповеди описывает это распространенное явление и даёт практические советы священнику при обращении к нему таких лиц. Среди причин, провоцирующих мнительность в духовной жизни, он перечисляет следующие:

а) Меланхолический темперамент.
б) Врожденная боязливость и воспитание, стесняющее дух.
в) Тело непрестанно больное, слабые и расстроенные нервы.
г) Строгий пост и непрестанное бдение.
д) Частое размышление и чрезмерное напряжение ума на предметы духовные.
е) Преобладающее воображение.
ж) Упрямый и привязанный к своим мнениям дух.
з) Чрезмерная заботливость об избежании и вида греха и о приобретении совершенной уверенности, что то или это не грех.
и) Ошибочные понятия о Боге, об истинном свойстве обязанностей, о согласии на грех и т. п.
и) Чтение аскетических книг, которых практическое применение не легко, и чтение других книг, возбуждающих страх или чрезмерно воспламеняющих воображение и наполняющих его ужасными образами.
к) Обращение с людьми печальными и огорченными.
л) Искушение сатаны.
#духовнаяжизнь #патологии
👍13
🔎Каково отношение Церкви к равноправию полов?

Следует различает два аспекта этого вопроса: общественный и семейный. «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.

👫Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5:21). Поэтому "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога" (1Кор. 11:11-12)» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.5).

👩‍⚖Вместе с тем, «представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравнению участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности.

Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму.

Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно быть механически переносимо на любые общественные отношения» (Там же).
#ответынавопросы #учениецеркви
👍2🔥1
🔎Актуальна ли для христиан заповедь об обязательном принесении десятины?

В Ветхом Завете десятины приносились ради обеспечения служителей Бога необходимым для жизни (Чис. 18:21). В Новом Завете предписание об обеспечении проповедников и клира всем необходимым для жизни, сохраняет свою актуальность (Лк.10:7;1Кор.9:14;1Тим.5:17-18). Однако установление конкретного размера пожертвования подлежит ведению церковной власти. 4 канон святых апостолов упоминает начатки плодов, приносимых для клира, без фиксированного количества и качества. В дальнейшем в истории существовали различные обычаи и законы, регулировавшие исполнение этого предписания. В настоящее время в Русской Церкви имеет силу общее предписание: «На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав РПЦ. Глава XVII, 3).
#дисциплина #ответынавопросы
👍4
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата об отношениях христиан с государством («За жизнь мира»):

«Христиане могут и часто обязаны участвовать в политической жизни обществ, в которых они живут, но всегда делать это как служители правды и милости Царства Божия. Таково было предписание самых ранних христианских времен: Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (Мученичество Поликарпа, 10). Иногда такое участие может проявляться не в абсолютном повиновении, а в гражданском неповиновении и даже восстании – в силу гражданства более высокого порядка. Христианин должен быть верен в первую и последнюю очередь Царствию Божию, тогда как верность чему–либо другому является не более чем временной, преходящей, частичной и случайной».
#учениецеркви
1
Сегодня Церковь вспоминает святого Климента Римского. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).

Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.

На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.

Текст послания: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_1
👍41
О земных благах: взгляд стоика и взгляд христианина

«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны.

Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили. Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности... Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф. 6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
1
Об отношении к церковной традиции

В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», и даже: «как устроил Святой Дух». Наверное, будет справедливо говорить подобное о содержании Библии или определениях Вселенских (и других общепризнанных) соборов, у этих источников действительно есть Божественный авторитет, хотя и здесь не все так просто. Но представлять себе абсолютно всю церковную традицию, как нечто незыблемое, получившее утверждение от Святого Духа, и непременно душеполезное, это взгляд наивный и неверный. В традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, много того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Это не затрагивает, по моему убеждению, сути нашей веры, которая не подлежит изменению, но учитывать эти факты стоит. Чтобы отделять главное от второстепенного, чтобы не отключать голову и не терять веру от того, что нечто написанное церковным шрифтом, оказалось глупостью.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
2
Размышление о супружеской близости

«Не является ли удовольствие, получаемое от интимного общения супругов, если не греховным, то духовно неполноценным в силу того, что оно связано со сладострастием? Если это так, тогда нужно было бы честно, ясно и откровенно говорить состоящим в браке людям, что самое главное в их брачных отношениях — деторождение, а интимный контакт как таковой в глазах Церкви в лучшем случае ценности не имеет, в худшем же случае — греховен. Если мы будем настаивать на последнем, то тогда нужно будет ясно сказать всем христианским супругам и о том, что идеал брака — воздержание от близости. Нужно было бы сказать еще и о том, что принципиальная ценность интимных отношений укоренена в “естественности”, то есть в сходстве с миром животных, единственная цель половых контактов которых — зачатие и рождение потомства, и что исполнение супругами “семейного долга” роднит их с обезьянами, собаками и мышами.

Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (Священник Владимир Шмалий. Проблематика пола в свете христианской антропологии).

Освещение этой темы в документах церковного учительства см.: https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#мораль #брак #отношения
3
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали призыв апостола Павла: "познавайте, что́ есть воля Божия" (Еф. 5:17).
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».

Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?

Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.

А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.

Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
6👍3
Forwarded from Азбука веры
4 ошибочных представления о Ветхом и Новом Завете.

1. Ветхозаветный закон противоречит новозаветному и пересмотрен в Евангелии.

На самом деле: Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Отменены были только обрядовые предписания Ветхого Завета в силу того, что они уже исполнили свое временное (в том числе прообразовательное) предназначение.

2. Характер и действия Бога сильно изменились в новозаветный период по сравнению с ветхозаветным.

На самом деле: такое впечатление бывает только от ложного восприятия библейских текстов. Бог неизменен по существу (Мал.3:6), и совершенно не зависит от условий времени. Что же касается Его действий по отношению к людям, они всегда направлены к их пользе. Как в дохристианские времена, так и в новозаветные Бог изливает благость на Свои творения, выражает неприятие ко злу.

3. Ветхий Завет и его нравственные примеры уже неактуальны для христиан.

На самом деле: апостол Павел пишет о людях Ветхого Завета: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Примеры ветхозаветных праведников остаются актуальными для подражания христианами.

4. Иисус Христос неоднократно нарушал ветхозаветный закон.

На самом деле: Христос в действительности ни разу не нарушил закон как таковой, однако и словами, и примерами неоднократно обличал тех, кто понимал закон превратно.

См. Заповеди Божии.
👏5
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:

«Муж и жена живут в отношениях общения, принимая каждое решение по взаимному согласию и осознавая подобие Христа в себе благодаря своим усилиям, по собственной воле, чтобы соединиться с Ним, «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20), и в то же время, «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Поэтому они должны стремиться взращивать свою любовь, чтобы она могла со временем расти и осуществлять максимально возможную гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и совместным принятием решений.

Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. Послушание – это не подчинение кому-то, кто сильнее или более властен, а самоотверженный дар, основанный на доверии Богу и внимательном слушании Его слов ушами и сердцем.

Слушание – это выражение любви, поскольку оно отражает внимание супруга к другому, инициативу в диалоге и радость в том, чтобы делиться. Выражение «муж есть глава жены» (Еф. 5:23), не предполагает более высокого ранга, поскольку Христос является главой Церкви и это не ставит Его в положение доминирования, а скорее в положение лидерства, в смысле служения через самоуничижение».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
3
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:

«Вся христианская жизнь основана на проживании любви с Богом, ближним, творением и, особенно, между мужем и женой. Супружеская жизнь - это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор.13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, сдерживанию воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению "я" от матери всех пороков - себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно" (Флп.4:8).

В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
2👍1
🔎Говорят, что о своих грехах полезно всегда помнить. Но о каких именно нужно помнить, а какие надо забывать?

Отвечает прп. Пинуфий:

«Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч.24:16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня" (Пс.18:13)».
#духовнаяжизнь #мораль #ответынавопросы
👍4
В Церкви не должно быть что-то запрещено или предписано, просто потому что «так надо» или «святые отцы рекоша». У любого душеполезного правила существует свое разумное обоснование, а также благая цель, которую оно подразумевает. Поэтому негоже разумным людям бездумно выполнять церковные правила или распространять в массы предписания и запреты, которые не имеют строгого библейского или канонического основания. Отцов это тоже касается.
#дисциплина #проблемыцерковнойжизни #мысли
👍91👎1
🔥В наше время в церковной среде считается нормой записывать тех или иных людей в еретики и выносить суждения об их вечной участи. Мне близко рассуждение профессора МДА М. С. Иванова, которое я приведу здесь:

«Признание кого-либо еретиком является актом исключительной ответственности для Церкви. Хотя в этом вопросе она всегда действует решительно и однозначно, однако тщательно избегает поспешных выводов и необдуманных решений. В сознании того, что ересь как грех существенно отличается от мн. др. грехов, Церковь далеко не за всякую ошибку, допущенную в области христ. вероучения, признает человека еретиком. Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомленности в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчетного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть.

К случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся "диавольским" грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересиархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а "диавольский" грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком».

👉Подробное рассмотрение этой проблемы см. в докладе прот. Л. Воронова https://spbda.ru/publications/prot-liveriy-voronov-konfessionalizm-i-ekumenizm-otnoshenie-pravoslaviya-k-inoslaviyu/
#вера #проблемыцерковнойжизни
👍1
Замечательное церковное определение о различных путях богоугодной жизни, сформулированное ещё в IV веке:

«Мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями» (21 канон Гангрского собора).
#мораль #учениецеркви
4
Со временем я пришел для себя к тому, чтобы не воспринимать слишком серьезно слова людей из-за их возраста, опыта и статуса. Все люди, кем бы они ни были, остаются человеками, даже святые. Со своей ограниченностью, личными загонами, предпочтениями, багажом учтенных и неучтенных ошибок. На каждого опытного, найдется человек с другим опытом. Люди в возрасте могут придерживаться крайне противоположных взглядов на жизнь и частные ее явления. Человек с высоким статусом и в возрасте может оказаться невеждой и нести чушь, а молодой и без статуса может транслировать мудрые и рассудительные вещи. Поэтому я с юмором отношусь к людям, которые вещают мне что-то со словами: "а ты поживи с мое.." Все это условности, которые сами по себе, ничего не дают. Поэтому, делаю вывод я, стоит прислушиваться к разным людям, анализировать и поступать, как считаешь правильным, не озираясь постоянно на чей-то опыт, статус и мнение.
#мысли
9🔥3👍2👎2
🔎Как совместить утверждения Библии, что Бог ненавидит всех, делающих беззаконие (Пс.5:6) и то, что Бог проявил к нам Свою любовь ещё тогда, когда мы были грешниками (Рим.5:8)?

Бог ненавидит неправедных постольку, поскольку объектом его ненависти является их неправедность. Как праведный, Господь ненавидит грешника со стороны его нераскаянной греховности, и одновременно, как милосердный, любит и милует грешника, как Свое творение. Не желая никому вечной погибели, Он отдал Свою человеческую жизнь, чтобы дать возможность каждому грешнику стать праведником и выйти из под правосудного гнева.
#ответынавопросы #мораль #библия
👍7
Существует проблема смешения православного христианства и социально-культурных форм, в котором оно существовало веками. Отсюда все эти стереотипы о том, что, например, истинно христианская семейная жизнь – это жизнь по древнерусскому Домострою (хотя книжка неплохая, я с ней немного знаком). Или, что истинно православное богослужение – это поздневизантийский обряд. Отсюда все эти картиночки в православных книжках, где православный мужик нередко выглядит как старообрядец – с бородой и в косоворотке, а женщина – в платке под горло и в сарафане. Короче, вопиющий разрыв между современной реальностью и тем, как это презентуется в подобных публикациях. В действительности же, Православие не вписывается в универсальные культурные формы, хотя его носителями были долгие века наши предки.

Отличить эти формы от содержания Православия, нам помогает вдумчивое чтение Священного Писания (там изложены все основные универсальные нравственные принципы), а также суждения Церкви, выраженные в ее современных официальных документах (например, в Основах социальной концепции РПЦ), где нередко явно обозначается это различие между культурными пережитками и непреходящим учением нашей веры. Это не значит, что у нас есть исчерпывающий список ответов, но ориентиры имеются.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
👍6