Живая типографика – Telegram
Живая типографика
4.47K subscribers
139 photos
1 video
18 links
Канал Александры Корольковой о процессе вёрстки (и, как оказалось, дописывания) Живой типографики 2.0, о каких-то рабочих моментах и о жизненных наблюдениях
Download Telegram
Блок ручного металлического набора должен быть строго прямоугольным, чтобы его можно было туго обвязать по периметру и переносить с места на место. Обычно этого добивались с помощью выключки по формату — наборщик должен был добавлять по чуть-чуть ко всем межсловным пробелам в строке или, наоборот, менять их на более узкие. А поскольку буквы все разной ширины, то это было довольно долго и непросто.

Бентон придумал сделать ширину всех литер кратной одному модулю, и свести количество разных ширин знаков к минимальной величине. У него получилось восемь типовых ширин букв и девятая — для длинного тире. И когда он нанял наборщика, чтобы протестировать свою гипотезу, и засёк время, то получил скорость выше на 33% и комментарий в духе «ничего себе, этот чёртов шрифт сам выравнивает набор!»

Так шрифт и был запатентован под гордым именем Self-Spacing Type. Бентон сделал две антиквы разного рисунка в прямом и курсивном начертании и продавал их газетам (которым важна была скорость набора), обещая им 25-процентный выигрыш по времени.

Эстетика шрифта, конечно, страдала, потому что буквы были загнаны в модули немножко механически, но газетчиков это не очень смущало))

А потом появились линотипы и монотипы и увеличение скорости ручного набора стало не очень актуально 🥸

Но! ширины литер у них тоже были модульные, просто вариантов ширин было побольше, чем у Бентона, поэтому выглядело это сильно лучше (если не думать о курсивной f, которую пинками загоняли в одну ширину с прямой). В книге Спирова даже приводятся таблицы ширин знаков ☝️
👍5624🔥12
Извините, закопалась :)
Собственно, в этом опасность исторического раздела — когда ты вроде знаешь, но начинаешь уточнять какие-то моменты и проваливаешься в детали... а потом в финальном тексте об этом будет две-три строчки))

А на этой картине Роберта Тома, написанной для выставки в Рочестерском институте технологии, изобретатель монотипа Толберт Лэнстон переносит перфорированную ленту с информацией с той половины монотипа, на которой набирают буквы, на ту, которая отливает литеры.

Лэнстон изобрёл монотип в 1887 году. Если кому-то кажется, что слово «монотип» как-то подозрительно похоже на название шрифтового монополиста Monotype — то это не кажется, это он и есть...
👍5630🔥10🤯3
Книга 1965 года, в основном про ручной набор, и только в самом конце упоминается строкоотливная крупнокегельная машина.

тираж 2000 экземпляров — это как в наше время штук 200 напечатать)
88🔥23👍15👎1
Очень грустно… Я была немного знакома с Яном, насколько это возможно по конференциям и временам независимого Майфонтса, и он был не только замечательным шрифтовым писателем, но и очень приятным человеком.

Спасибо Яну Миддендорпу за Dutch Type, статьи, интервью и вообще.
😢406
Умер Ян Миддендорп.

Почему-то несмотря на то, что не довелось с ним обменяться ни письмом, ни тем более познакомиться лично, я всегда ощущал радость от его присутствия в этом мире; книга Яна Dutch Type и сейчас лежит передо мной.
💔585👍1🔥1
Дайджест конца года)

✍️ Книга (исторически-классификационный раздел) мееедленно ползёт, сейчас подползает к типам шрифтов, которые сложились в XX веке. Испытываю противоречивые чувства от «вот я закапываюсь, а это будет самая скучная часть и все её будут пропускать» до «никто никогда в такой смеси не подавал историю, классификацию и технологию, да я крутой исследователь!» 🤔

🌚 Починили «Тёмную сторону шрифта» https://darkside.paratype.ru/ и теперь наконец-то снова можно почитать про знаковые составы, шрифт на экране и вариативность в моём изложении 😎 Думаю, в каком-то виде это тоже войдёт в книгу, добить бы исторический раздел)

🛠 Старые хвосты: в 2021 году я здорово перетряхнула шрифт 2009 года Cless (counterless — шрифт без внутрибуквенных просветов), а в этом декабре достала его из ящика, за несколько дней всё доделала окончательно и отдала коллегам из технического отдела, в ближайшее время выпустим. Штука не самая универсальная, но теперь ею будет гораздо удобнее пользоваться, чем первой версией)
👏53🔥3620👍7
169👍27🔥13🤯6💔1
нашла место в книге, где уместно будет это написать)
👍4619👏3🤯1🌚1
Уильям Моррис (1834–1896, с бородой) и Стенли Морисон (1889–1967, в очках) задумчиво смотрят на младшее поколение дизайнеров
🤯4841👍11🌚7🔥6😐5
Продолжаю продираться сквозь исторически-классификационную часть с мыслью «вот закончу и пойдёт легче» :)

Конкретно сейчас брожу по letterform archive, чтобы составить адекватное представление об истории контрастных гротесков — и для книги, и для релиза Circe Contrast пригодится.

Но поделиться сейчас хочу не этим, а тоненькой книжечкой — изданным в 1940 году письмом Уильяма Эддисона Двиггинса о том, как он делает шрифты. Русскоязычному читателю Двиггинс не очень известен, потому что кириллицу к его шрифтам так никто и не нарисовал, а вот для англоязычных типографов он — один из главных шрифтовых дизайнеров первой половины – середины XX века.

https://oa.letterformarchive.org/item?workID=lfa_dwiggins_0212&targPic=lfa_dwiggins_0212_002.jpg
🔥6336👍9👏3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Я пока продолжаю разгребать завалы на работе и только мечтаю вернуться к истории шрифта в XX веке) Но в числе этих завалов была замечательная вещь — тестирование микротипографа, встроенного в шрифт Hint 🖤

Статья о том, что такое микротипограф и что он может: https://info.paratype.ru/mikrotipograf/

Статья о шрифте и его стилистических сетах: https://info.paratype.ru/hint/
79🔥36👍9🤯3💩1
никогда не понимала Bifur, пока не увидела его рекламный буклет, который делал лично Кассандр…

1929 год

https://oa.letterformarchive.org/item?workID=lfa_type_0113
🔥6520👍6💔3🤨3🌚1
Хотелось на разворот с картинками модульной акциденции поставить ещё что-нибудь советское. Полистала «Чехонинский шрифт / Палочный шрифт» и нашла логотип с комментарием В.Г.Кричевского, что Алексей Ган заявляет, будто логотип собран из набора без шрифта, но Кричевский ему не очень верит и считает, что это литеры прочерчены.

Но мне всё-таки кажется, что Ган не приукрашивает — во-первых, стыки в середине Я выглядят именно стыками, если продолжить линию, там будет ступенька, а во-вторых — кто бы дал конструктивистам царапать ценные литеры?))

но в ЧШ/ПШ не было даты, пошла гуглить и нашла подборку всех отсканированных номеров журнала, и посвящён он был не чему-нибудь, а научной организации труда и разумному распределению времени! Кстати, тексты очень легко читаются — если не знать, что написано сто лет назад, воспринимается как совершенно нормальный научпоп (за вычетом лёгкого оттенка политической агитации)

Все номера журнала: https://www.booksite.ru/vrem/index.htm
🔥4016👍8