Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
На карте сражений Смутного времени, приложенной к роману Ольги Ерёминой «Дикая карта», самым западным пунктом является город Торопец. В 1609 году под Торопцем у села Каменка произошло сражение между русско-шведским отрядом, поддерживавшим московского царя Василия Шуйского, и польско-казацким отрядом, поддерживавшим Лжедмитрия II. Сторонники московской власти победили. Поляки попытались укрыться за стенами Троицкого Нёбина монастыря, который ныне входит в черту Торопца, но были оттуда выбиты и бежали в сторону Тушина. В результате этой победы соседние с Торопцем города тоже отложились от Тушинского вора.

Почти через 90 лет, в 1698 году, как описано в упомянутой мной ранее книге Ильи Рыльщикова и Натальи Межовой «Предки Бунина. Тайны и открытия», с событий в Торопце начался стрелецкий бунт. Наибольшее число смутьянов было в полку Афанасия Чубарова – родственника поэта Ивана Бунина. Командование не сумело вовремя подавить мятеж, который быстро разросся. Результаты можно увидеть на известной картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Что заставило всех этих людей – поляков, шведов, казаков, стрельцов – отправиться в затерянный среди лесов, озёр и болот городок? Что это за Торопец такой? Я ещё десять лет назад до первой поездки в Торопец не знал, чем этот город интересен, но с тех пор очень его полюбил и регулярно там бываю.

Торопец – один из древнейших русских городов, а в Тверской области, вообще, самый древний город. В домонгольское время он был столицей отдельного княжества. Город представлял собой не только княжескую резиденцию, но и крупный торговый узел, так как располагался на древнем торговом «пути из варяг в греки». Торопецкие купцы, позже ставшие известными по всей Руси, уже тогда вели активную деятельность. Даже первое упоминание города связано с купцом, который стал святым.

В «Повести временных лет» описано, как богатый торопецкий купец по имени Чернь пришёл в Киев в 1074 году, где постригся в монахи в основанном незадолго до этого Киево-Печерском монастыре. При пострижении он получил имя Исаакий. В монастыре Исаакий Торопецкий совершил многие духовные подвиги, почил и был похоронен в пещерах, где его святые мощи покоятся и поныне. [Пока нынешние киевские власти не успели там всё испоганить.]

Ещё из древней истории Торопца стоит упомянуть, что в 1239 году здесь венчался князь Александр (будущий Невский) с княгиней Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава. Княгиня привезла в Торопец особо почитаемую Корсунскую икону Божией Матери.

Позже Торопец входил в состав Великого княжества Литовского, затем, после присоединения к Московскому государству в 1503 году, почти три века занимал стратегически важное и выгодное для развития торговли пограничное положение.

Торопецкие купцы, пользуясь благоприятными географическими условиями, сумели скопить немалые богатства. По легенде, во время визита Петра I местные предприниматели так блеснули перед царём своими сокровищами, что перестарались, и царь повелел брать с них повышенные пошлины, какие брались только с иностранных негоциантов.

В городе сохранилось немало очень основательно построенных каменных купеческих домов. Кроме того, купцы активно вели церковное строительство. Специалисты даже выделяют особый торопецкий церковный архитектурный стиль, жемчужиной которого является Богоявленская церковь, в здании которой до недавнего времени располагался Краеведческий музей. Также купеческая культура представлена известным торопецким традиционным женским костюмом с роскошным кокошником-шишаком.

Пограничное положение города было важным не только с торговой, но и с военной точки зрения. Вспомним события, с описания которых мы начали этот текст. Для царя Василия Шуйского было критично, чтобы пограничный с Речью Посполитой город подчинялся Москве, а Пётр I держал стрелецкие полки в Торопце и соседних Великих Луках для прикрытия границы.

На этом пока всё, но позже о Торопце я ещё напишу…

На первой фотографии – Богоявленская церковь. Фото Ирины Бешимовой из группы «Экскурсии по Торопцу»;

«Торопчанка с цветком». Неизв. художник. Пер. пол. XIX в.

Остальные фото мои.
Троицкий Нёбин монастырь города Торопца, упомянутый в романе Ольги Ерёминой «Дикая карта», был основан менее, чем за два десятилетия от описанных событий, в 1592 году. В советское время монастырь был закрыт, и на его месте организован Литейно-механический завод. Во время немецкой оккупации на территории завода был концентрационный лагерь для советских военнопленных. В постсоветское время завод обанкротился, и несколько лет это место было бесхозным. Ко всем прочим бедам прибавился пожар.

В прошлом году перестроенное здание Троицкого собора (1718) бывшего монастыря было законсервировано, чтобы в будущем его восстановить.

Мы были на месте закрытого завода в 2019 году во время «мерзости запустения». Вся земля вокруг была чёрной, будто мы не в Тверской, а в какой-нибудь Курской области. Посередине заводского двора напротив здания бывшего (и, надеюсь, будущего) собора, которое и в нынешнем виде сохранило часть своей красоты, мы обнаружили странную инсталляцию. Прямо на чёрную землю была аккуратно сложена чья-то одежда и обувь, будто кто-то разделся и пошёл купаться. Озеро, действительно, расположено всего в ста метрах от этого места, но до него ещё надо дойти, причём по пыли. К тому же, купающихся в озере мы тогда не увидели. Загадку не разгадали.

Помимо закрытого Троицкого монастыря в Торопце есть действующий Свято-Тихоновский женский монастырь с очень красивыми церквями, которые, к сожалению, пострадали от прошлогоднего удара украинских беспилотников.

Кстати, монастырь называется Свято-Тихоновским, потому что в городе Торопце детские годы провёл будущий патриарх Тихон. Его отец – священник Иоанн Беллавин служил в Спасо-Преображенской церкви Торопца. Церковь сохранилась и ныне действует. Рядом находится дом, в котором прошло детство патриарха. В нём хотят организовать музей, но по моим сведениям пока что его не открыли.

1. Троицкий Нёбин монастырь на дореволюционной открытке;
2. Картины Ольги Овечкиной. На верхней – Нёбин монастырь за озером;
3. Перестроенное здание Троицкого собора;
4. Свято-Тихоновский монастырь;
5. Храм Преображения Господня;
6. Дом-музей патриарха Тихона.
В прошлом году в Торопце отмечали 950-летие города. Город небогатый, так как торопецкая промышленность в постсоветское время пришла в плачевное состояние, но кое-какие преобразования к юбилею сделаны были. Реконструированы улицы в центральной части города, отреставрирована снаружи Богоявленская церковь (Краеведческий музей), установлен монумент «Князь Александр Ярославич (Невский) и княжна Александра Брячиславна. Венчание в Торопце. 1239» и другие объекты. К сожалению, не всё удалось закончить. Музейный центр, куда планировалось перенести экспозицию Краеведческого музея, и храм-музей, куда планировалось перенести Корсунскую икону Божией Матери, пока не достроены.

К юбилею Торопца была отчеканена десятирублёвая монета, напечатаны специальные почтовые марки и конверты.

Также к юбилею было приурочено издание биографического словаря-справочника «Торопецко-Холмская земля. 1074-2024» Людмилы Пажетновой и Ирины Бешимовой. В книге можно найти очень много интересной информации по истории Торопца и истории людей, связанных с Торопецкой землёй. Среди торопчан, внёсших вклад в развитие нашей страны – православные святые, генералы, адмиралы, Герои Советского Союза и кавалеры Ордена Славы, учёные, деятели культуры, купцы. Словарь богато и красиво иллюстрирован. Я мог бы его порекомендовать с чистым сердцем, но делать это бесполезно. Тираж книги – 100 экземпляров, и распространялась она исключительно по подписке, так что достать её нереально. Разве что авторам удастся договориться о субсидировании нового тиража.
Впрочем, подозреваю, что у торопецких властей лишних денег нет. В прошлом году киевский режим преподнёс специфический нацистский «подарок» торопчанам. В сентябре (в ночь на 18-е и в ночь на 21-е) было совершено две атаки беспилотников на военные объекты, расположенные недалеко от города. От вторичных детонаций, вызванных первой атакой, весь Торопец остался без окон. У многих домов были сорваны крыши, имелись и другие повреждения. Один торопчанин написал, что с дверей его дома сорвало навесной замок. Замок унесло так далеко, что найти его не удалось. Население города временно эвакуировали. Пострадавшие среди жителей города были, но о погибших мы не слышали. Слава Богу!

Домашние и дикие животные очень разволновались от ночных взрывов и от страха разбежались в разные стороны. Потом несколько дней торопецкий интернет пестрел объявлениями вроде такого: «Чей индюк»?

Во время техногенного землетрясения, вызванного вторичными детонациями, на колокольне Храма Всех Святых, ближе всего расположенного к эпицентру, стали звонить колокола. Над городом раздался нерукотворный перезвон.

После атаки нам очень хотелось как-то поддержать знакомых и незнакомых торопчан. Когда я прочитал про ночной колокольный звон, был очень впечатлён и за два вечера и одно утро я сочинил стихотворение (десятое за всю жизнь и пока что последнее). На следующий день я выложил его в интернет, и судя по скорости, с которой оно разошлось по торопецким группам, и, по реакции людей, стих торопчанам понравился. Впрочем, надо отметить, что и другие любительские стихи, написанные под впечатлением атаки и выложенные в интернет, тоже находили отклик в сердцах пострадавших. После, я свой стих немного подправил, но в группах остался первый вариант.

Ближе к утру 18 сентября произошло частное лунное затмение, но эвакуированные торопчане в это время смотрели не на Луну, а на взрывы. Много разных видеозаписей после было выложено в интернет.

Пожалуй, ещё раз поделюсь исправленным вариантом стихотворения.

Смотрит в комнату Луна.
Дремлет на дворе сосна.
У крыльца протопал ëж.
Час – проснёшься, два – уснëшь.

Листик стукнулся в окно.
Ночь спокойна. Вроде. Но
Что за гул за краем сна?
Самолёт, сосед?.. Война!

Гул сильней. Удар в кровать.
Звон стекла. Пора вставать.
Кто-то землю бьëт, как мяч.
Пол прохладен. Огнь горяч.

Из огня растут грибы:
Взрывы, до небес столбы!
Сердце сжалось, но, постой,
Что за тихий звук родной?

С колокольни слышен звон.
Кто звонарь? Невидим он.
Храм и звонница пусты.
Не смолкая, с высоты
Над Торóпцем льëтся звон.
Даровал надежду Он!
Город Торопец стоит на реке Торопе в том месте, где она образует озёра Соломенное и Заликовское. Озёра большие, на них водятся утки, чайки, лебеди.

Однажды мы подошли к озëрной протоке в центре города, где детки кормят птиц, и были оглушены птичьим гвалтом, источник которого мы смогли определить не сразу. На воде – утки, над водой – чайки, все не молчат, но основной источник шума где-то ещё. Посмотрели на берег. Оказалось, что за заборчиком домашние гуси изо всех сил требуют обратить на них внимание. Орали они, конечно, мощно, как школьники на прогулке.

Природа вокруг Торопца очень красива: сосновые леса, реки, болота. Ещё торопецкая земля – настоящий медвежий угол. В 40 км от города находится Центр спасения медвежат-сирот, где по специальной методике выхаживают оставшихся без мам медвежат, чтобы затем вернуть их в природные условия.

Сотрудники центра медвежат не показывают, чтобы те не привыкали к людям, но зато проводят экскурсии на другие темы. Мы были на экскурсии по археологическим памятникам. В окрестностях центра есть и древнее городище, и селище, и курганы.

Кстати, сам Торопец тоже богат археологическими памятниками. В черте города имеется Малое Высокое городище, Старое Большое городище и Красный Вал. Виды с этих городищ очень живописны. Наши предки знали, где селиться.

Древнейшим союзом славянских племён, который освоил эти места, были кривичи. Возможно, даже первое название города связано с этим племенным союзом. В писцовых книгах XVII в. встречается слово «Кривитеск», но учёные не уверены, что такой топоним существовал в реальности, так как более ранних его упоминаний не найдено. Сейчас одна из гостиниц Торопца имеет такое название.

Из смоленской и торопецкой земли кривичи мигрировали на восток и через Владимирское ополье добрались до Мещёры, на рязанщине «встретившись» с вятичами, которые подбирались с юго-запада. Кстати, торопецкая природа мне напоминает именно мещёрскую: сосны, пески, озёра, болота.

1. Малое Высокое городище;
2. Малое Высокое городище [фот
о отсюда]
3. Старое Большое городище;
4. Озеро Соломенное летом;
5. Лес в черте города;
6. Озеро Соломенное весной;
7. Медвежонок в Центре спасения [фото из
группы].