Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram
«Голый венчур»: Snap

Выход Snap Inc. на IPO в марте 2017 года с оценкой в $25B стал вторым по размеру IPO социальных сетей за всю историю, уступив только Фейсбуку.

На момент IPO доля венчурного фонда Benchmark Capital Partners оценивалась порядка $3,2B. Также отлично заработал фонд Lightspeed Venture Partners, чьи инвестиции в размере около $8M выросли до $2B.

Lightspeed Venture Partners впервые проинвестировал в Snap в 2012 году рамках посевного раунда, вложив $480K. Девять месяцев спустя Benchmark вложил $13,5M в рамках раунда A, став, кстати, единственным инвестором в раунде.

Ключом к успеху этих фондов со Snapchat была их способность абстрагироваться от существовавшего общественного восприятия приложения и смотреть на перспективы. Там, где другие видели игрушку, они увидели миллиардный бизнес.

В 2013 году у Snapchat в США была репутация приложения для студентов, с помощью которого они могли отправлять друг другу самоуничтожающиеся интимные фотографии. Большинство венчурных инвесторов не смогли сломать свое восприятие Snapchat и отказались от участия в раундах.

Однако, это не касалось фондов Lightspeed и Benchmark, которым кейс Snapchat напомнил кейс другого мобильного приложения, профинансированного фондами на ранней стадии, - Instagram.

Один из первых звоночков успеха Snapchat прозвенел, когда его основатель Эван Шпигель заметил, что активность использования приложения растет экспоненциально в маленькой средней школе в округе Ориндж каждый будний день между 8 утра и 3 дня. Оказалось, что мать Шпигеля рассказала о приложении своему двоюродному брату, ученику этой школы. Ему оно понравилось, он в свою очередь показал приложение одноклассникам, а затем оно буквально за несколько дней поглотило всю школу – дети, кстати, использовали его не только по назначению, но и как «цифровую версию шпаргалок».

Именно в это и вложились Lightspeed и Benchmark - не в приложение для обмена интимными фотографиями, а в приложение с небывалыми показателями виральности и вовлечения юзеров даже на ранней стадии. Результат, думаю, вы все знаете.
«Голый венчур»: Alibaba

В 2014 году Alibaba в рамках IPO продала акций на $22B, что было, и по-прежнему остается крупнейшим IPO в истории. За 14 лет до этого, в 2000 году, японский телекоммуникационный гигант SoftBank вложил $20M в обмен на 34% акций Alibaba. IPO оценило Alibaba в $231B, а долю SoftBank - в $60B. Компания, кстати, продолжила свой и рост и после IPO - в 2018 году капитализация Alibaba перевалила за $500B.

На момент инвестиций Softbank у Alibaba не не было не то что доходов – у компании еще не была дошлифована даже бизнес-модель. Масаёши Сон, основатель SoftBank, принял это рисковое решение, потому что он верил во взрывной рост количества интернет-пользователей в Китае. В 1999 году он встретился с 20 китайскими интернет-предпринимателями, в конечном итоге выбрав одного. Его звали Джек Ма.

Сразу после инвестиционного раунда произошел взрыв пузыря доткомов, который вызвал падение рыночной капитализации SoftBank на 99% (!) и вмиг обесценил 90% состояния Сона. Однако, инвестора впоследствии вытянула его доля в Alibaba.

Инвестиции в Alibaba сделали Сона невероятно богатым - сегодня он самый богатый человек Японии, с состоянием в $21,6B, а его Softbank Group - крупнейший в мире инвестор в частные компании, управляющий 100-милилардным фондом Vision Fund, в который, кстати, вложились такие крупные инвесторы, как Саудовская Аравия и Apple. О нем я уже немного писал ранее - https://news.1rj.ru/str/ltalks/249, https://news.1rj.ru/str/ltalks/274.
Частный инвестор и основатель венчурного фонда Timeweb Ventures Александр Бойков у себя в Fb:

На прошлой неделе мы вышли на ProductHunt. Это крутейший ресурс для привлечения внимания к новым продуктам. Расскажу о наши ошибках и общепринятых практиках, которые могут вам повредить. Будет полезно всем, кто пилит продукты.

1. У Producthunt «нулевая толерантность к спаму». Правда нигде не написано, что они считают спамом. Поэтому лучше избегать таких действий как тегание людей в твиттере или посте, рассылка писем и любое другое вовлечение незнакомых тебе людей. Иногда это прокатывает безболезненно, в нашем случае - нет. Нас забанили в конце дня и мы потеряли порядка 200 органических upvotes (аналог лайков) и возможность войти в TOP-5. Это не катастрофа, но серьёзно снижает результат от Producthunt.

2. Искать хантера для размещения своего продукта - устаревшая методика. Мы потеряли 3 недели в попытках связаться с топовыми хантерами. В результате хантер просто забыл про публикацию =) Нам удалось найти хорошего хантера, но что-то пошло не так и нас опубликовали на два часа раньше и не попали в текущий день. Ещё 2 часа мы общались с поддержкой и в результате потеряли 2 часа органического трафика. Это значило, что у конкурентов серьёзная фора и нам придётся догонять.

3. Во всех статьях рекомендуется не давать ссылку на страницу продукта. Якобы такие ссылки понижают продукт в выдаче. Это информация - прямая подстава. В официальной документации явно сказано, что так делать можно и нужно (оставлю ссылку в первом комменте). Это расценивается как читинг и за это тоже могут забанить. А вы ещё и upvotes соберёте гораздо меньше, потому что усложняете людям путь.

4. Самая большая посещаемость со вторника по четверг, поэтому мы выбрали среду, чтобы наверняка привлечь побольше внимания. Но не учли, что не одни такие умные ) В середине дня основатели Producthunt запустили свой сервис, а каждый upvote от основателей весит примерно как 5 ваших upvotes. Поэтому они быстро заняли первое место, подвинув всех на одно место вниз. Кроме того, мастодонты рынка тоже будут публиковаться в активные дни. А против них у вас нет шансов. Поэтому вероятности попасть в ТОП больше в понедельник или пятницу.
5. Если основная база ваших друзей и клиентов в России/Европе - у вас серьёзное преимущество. Вы можете получить больше upvote в начале и подняться в рейтинге достаточно высоко, чтобы начать ловить органические лайки. С другой стороны сильные конкуренты из США во второй половине дня нагонят трафика из США и обгонят на финише. Для лучшего эффекта нужно готовить продвижение в обоих полушариях.

6. Если вы можете сделать акцент на меньшинствах или включить элемент секса в публикацию - делайте это не задумываясь. Нас и другие стартапы легко обошёл проект HireTechLadies. Какой айтишник не лайкнет стартап, обещающий больше женского внимания в мужских IT коллективах?

В конце хочу сказать спасибо всем, кто поддержал нас! Мы собрали 300 upvotes и это феноменальный результат с учётом бана. О нас написали в СМИ и мы получили ~30K переходов на сайт с конверсией в 3 раза больше обычной. Кроме того, мы поднялись по всем запросам в SEO.

Однозначно рекомендую выходить на Producthunt если вы этого ещё не сделали. Это отличный маркетинговый канал. Но и готовиться нужно серьёзно.

Лайк, шер, чтобы больше русских стартапов могли это увидеть.
https://www.facebook.com/alexander.boykov.54/posts/1830692323664400
Отличный гайд по выводу продукта на Product Hunt. Платформа действительно может стать отличным источником трафика на начальном этапе.
Возможно, это прозвучит странно, но при первичной оценке компании хороший венчурный инвестор думает не о том, хороша ли идея, а о том насколько она масштабна. Паттерн следующий - "хорошая компания - это та, которая может вырасти до $10B".

В свое время Сергей и Ларри пытались продать Google за $1M, но никто не хотел его покупать. Эта и ещё множество схожих историй подтверждают, что самые большие истории успеха в свои ранние годы зачастую выглядят дерьмово.

Именно поэтому вопрос, который хороший венчурный инвестор задает в первую очередь, это: «Насколько большим бизнесом может стать эта компания, если её гипотезы окажутся верными?»
Нестандартная история успеха. 3 юноши (21, 17 и 16 лет) в 2012 году основали стартап Cluep - платформу для рекламы на мобильных устройствах, позволяющую таргетить людей на основе того, что они расшаривают, как себя чувствуют и где они были. Ребята привлекли только один ангельский раунд ($500K), за эти деньги вышли на безубыточность, реинвестировали прибыль в развитие, ежегодно утраивая выручку, отклонили множество предложений от венчурных фондов и в итоге продали компанию за $40M, став мультимиллионерами. Бутстрэпинг в лучшем его проявлении.

https://techcrunch.com/2018/09/20/cluep-a-canadian-startup-that-raised-just-500k-acquired-for-40m/
Традиционный обзор года от PitchBook. Лично для меня сделка года - это раунд Epic Games. Их Фортнайт развивается какими-то бешеными темпами (ежемесячная выручка уже превысила $300M - такой не было даже у Покемонов на пике популярности) и рушит нездоровый тренд на единорогов с глубокими операционными убытками (привет Уберу).

https://pitchbook.com/news/articles/60-big-things-scandals-scooters-and-the-year-that-was-in-vc?fbclid=IwAR0RxA-vLQkqHkiLq3ap3zUC1jHTEZtyQmr5-WMenaw9J3rGCg2u5VLbN6Y
Как обычно, в январе Pitchbook подводит итоги года в европейском VC посредством публикации European Venture Report.

Из основного в 2018 году в Европе:
- прошло 3384 сделки на общую сумму €20,5B (рост на 4,2% по объему, падение на 25,9% по количеству сделок). Ощутимый тренд увеличения размера сделок дошёл и до Европы. Средний размер ангельских и посевных раундов за год увеличился на 32,8% и составил €0,9M, а ранних венчурных раундов - на 86,9% и составил €3,3М. Такой бурный рост обусловлен усилившейся конкуренцией за сделки между фондами, а также взрослением всей экосистемы в целом. Увеличение чеков, в свою очередь, заставляет инвесторов более тщательно подходить к процессу отбора проектов, что снижает количество сделок;

- в каждой пятой сделке участвовал корпоративный венчурный инвестор - 713 сделок общим объемом €8,8B;

- произошло 373 экзита на общую сумму €47,5B (рост в феноменальные 164,8%, но объясняется легко - IPO компаний Spotify и Adyen суммарно сделали €30,3M, т.е. почти 64% от всего объема);

- средний размер венчурного фонда увеличился на 59,3% до €123М. Обусловливается рост просто - увеличением размера раундов.

В целом отчет получился очень занятным, со множеством интересных цифр для анализа, в т.ч. по локальным рынкам (спойлер - особенно обратите внимание на Nordic). Полную версию прикрепляю ниже. Всем венчур!
О ранних инвестициях

Вопрос с инвестициями у большинства основателей встает чуть ли не с первого дня. Тысячи и тысячи человек с горящими глазами ежедневно отправляют десятки, если не сотни тысяч писем инвесторам и проводят по несколько встреч в день, иногда совсем забывая об основной задаче - развитии проекта. Идеального алгоритма построения успешного стартапа не существует, однако, есть ряд правил, которые лучше не нарушать.

Не берите деньги, если не знаете, зачем.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей - привлечение инвестиций, когда они им, собственно, и не нужны. По факту, любой инвестиционный раунд - это компромисс. Предприниматель соглашается стать менее независимым за возможность использовать внешние деньги.
Поэтому подумайте дважды перед тем, как брать инвестиции, - так ли они необходимы вам прямо на этом этапе?

Не берите легкие деньги.
Инвесторы, которые слишком легко идут в сделку, и соглашаются вложить свои кровные в проект, даже не разобравшись в предпосылках взрывного роста или, что еще хуже, в азах венчурного бизнеса, как правило, вскоре разочаровываются и становятся серьезной обузой.

Осторожно берите деньги у семьи и друзей.
3F (friends, family и fools) могут быть отличной первичной проверкой вашего проекта на привлекательность для инвесторов - ведь если вы не можете убедить вложиться даже членов семьи и друзей - людей, которые больше всего верят в вас, - значит, более профессиональные инвесторы вам точно не по зубам. Если заинтересовать проектом все же удалось, убедитесь, что близкие понимают риски, на которые идут - иначе в случае неудачи (а вероятность, напомню, около 90%) вы останетесь и без проекта и с испорченным отношениями.

Не относитесь к инвесторам, как копилкам.
Венчурные инвесторы и бизнес-ангелы, как правило, достаточно давно крутятся в локальной, а иногда и международной тусовке. Это означает, что, помимо денег, у них как минимум есть связи, а в лучшем случае - релевантный опыт. Когда они вложат деньги в ваш проект, их заинтересованность в его успехе, соответственно, увеличится, и будет глупо ограничивать свои ресурсы.

Но думайте своей головой.
Как говорил Винод Хосла, основатель Sun Microsystems и венчурного фонда Khosla Ventures, до 90% инвесторов, особенно ранних стадий, своими советами не только не помогают росту проектов, но существенно вредят им. Неопытные основатели слушают своих менторов и инвесторов беспрекословно не понимая, что истории успеха у каждого разные, иногда диаметрально противоположные. Практика перекладывания ответственности за проект за плечи инвесторов и менторов очень токсична и в 100% случаев приведет к краху. Помните - этот проект ваш, слушать и пропускать через себя внешнюю информацию критически важно, но еще более важно ее фильтровать и принимать решения самостоятельно.
Близкий к идеальному ежемесячный краткий отчет для инвестора от одной из портфельных компаний First Round Capital. Структуру можно взять на вооружение, как и основные показатели эффективности.
Одним из заметных трендов 2018, 2019 и последующих лет будет клеточный (его еще иногда называют "чистым") пищепром - "выращивание" еды в лабораторных условиях.
Можно много рассуждать о проблеме перенаселенности Земли, а также устрашающей динамике роста населения и надвигающейся проблеме глобального голода, но я предлагаю опуститься на уровень ниже и посмотреть на настоящее.

Недавние исследования говорят о том, что рынок лабораторной пищи созревает, - 66% американцев и 75% бельгийцев и голландцев не против попробовать искусственное мясо, две трети китайцев готовы покупать лабораторную пищу на постоянной основе.

Этот тренд уже пытаются поймать стартапы и инвесторы. Например, Shiok Meats стал первым стартапом из сферы клеточного пищепрома, который был принят в Y Combinator. Alpha Foods, компания по производству продуктов питания на растительной основе, недавно привлекла $7M, один из пионеров клеточного пищепрома Impossible Foods в общей сложности привлек более $387M миллионов долларов, а компания Beyond Meat уже вовсю готовится к IPO.

Интерес к сфере проявляют самые разные инвесторы: от суперзвезд вроде Билла Гейтса и Ричарда Брэнсона, до крупных "мясных" компаний, таких как Tyson и PHW Group (один из крупнейших европейских производителей мяса птицы).

Также в стороне не остаются правительства. Сейчас впереди планеты всей азиатские государства. К примеру, недавно правительство Сингапура публично заявило о своей заинтересованности в инвестировании в клеточный пищепром.

Суммируя, тренд уже заметен, отрасль имеет серьезные перспективы, учитывая тот факт, что апсайд (потенциал роста) фактически ограничен только количеством людей на Земле. Не исключено, что "the next big thing" будет именно в клеточном пищепроме.
В продолжение предыдущего поста о клеточном пищепроме. Burger King и Impossible Foods запускают в Сент Луисе совместный продукт - Impossible Whopper, котлета в котором изготовлена полностью из растительных компонентов. И нет, это не первоапрельская шутка компаний)

https://www.nytimes.com/2019/04/01/technology/burger-king-impossible-whopper.html?action=click&module=News&pgtype=Homepage
Привет! Как правило, перед принятием финального решения об инвестировании в стартап, аналитики венчурных фондов готовят для инвестиционного комитета специальный документ - инвестиционную записку (также известную как инвестмемо), в которой собрана и структурирована основная информация и инсайды о компании и рынке. Сегодня речь пойдет о структуре инвестмемо.