Forwarded from Русский венчур
Частный инвестор и основатель венчурного фонда Timeweb Ventures Александр Бойков у себя в Fb:
На прошлой неделе мы вышли на ProductHunt. Это крутейший ресурс для привлечения внимания к новым продуктам. Расскажу о наши ошибках и общепринятых практиках, которые могут вам повредить. Будет полезно всем, кто пилит продукты.
1. У Producthunt «нулевая толерантность к спаму». Правда нигде не написано, что они считают спамом. Поэтому лучше избегать таких действий как тегание людей в твиттере или посте, рассылка писем и любое другое вовлечение незнакомых тебе людей. Иногда это прокатывает безболезненно, в нашем случае - нет. Нас забанили в конце дня и мы потеряли порядка 200 органических upvotes (аналог лайков) и возможность войти в TOP-5. Это не катастрофа, но серьёзно снижает результат от Producthunt.
2. Искать хантера для размещения своего продукта - устаревшая методика. Мы потеряли 3 недели в попытках связаться с топовыми хантерами. В результате хантер просто забыл про публикацию =) Нам удалось найти хорошего хантера, но что-то пошло не так и нас опубликовали на два часа раньше и не попали в текущий день. Ещё 2 часа мы общались с поддержкой и в результате потеряли 2 часа органического трафика. Это значило, что у конкурентов серьёзная фора и нам придётся догонять.
3. Во всех статьях рекомендуется не давать ссылку на страницу продукта. Якобы такие ссылки понижают продукт в выдаче. Это информация - прямая подстава. В официальной документации явно сказано, что так делать можно и нужно (оставлю ссылку в первом комменте). Это расценивается как читинг и за это тоже могут забанить. А вы ещё и upvotes соберёте гораздо меньше, потому что усложняете людям путь.
4. Самая большая посещаемость со вторника по четверг, поэтому мы выбрали среду, чтобы наверняка привлечь побольше внимания. Но не учли, что не одни такие умные ) В середине дня основатели Producthunt запустили свой сервис, а каждый upvote от основателей весит примерно как 5 ваших upvotes. Поэтому они быстро заняли первое место, подвинув всех на одно место вниз. Кроме того, мастодонты рынка тоже будут публиковаться в активные дни. А против них у вас нет шансов. Поэтому вероятности попасть в ТОП больше в понедельник или пятницу.
5. Если основная база ваших друзей и клиентов в России/Европе - у вас серьёзное преимущество. Вы можете получить больше upvote в начале и подняться в рейтинге достаточно высоко, чтобы начать ловить органические лайки. С другой стороны сильные конкуренты из США во второй половине дня нагонят трафика из США и обгонят на финише. Для лучшего эффекта нужно готовить продвижение в обоих полушариях.
6. Если вы можете сделать акцент на меньшинствах или включить элемент секса в публикацию - делайте это не задумываясь. Нас и другие стартапы легко обошёл проект HireTechLadies. Какой айтишник не лайкнет стартап, обещающий больше женского внимания в мужских IT коллективах?
В конце хочу сказать спасибо всем, кто поддержал нас! Мы собрали 300 upvotes и это феноменальный результат с учётом бана. О нас написали в СМИ и мы получили ~30K переходов на сайт с конверсией в 3 раза больше обычной. Кроме того, мы поднялись по всем запросам в SEO.
Однозначно рекомендую выходить на Producthunt если вы этого ещё не сделали. Это отличный маркетинговый канал. Но и готовиться нужно серьёзно.
Лайк, шер, чтобы больше русских стартапов могли это увидеть.
https://www.facebook.com/alexander.boykov.54/posts/1830692323664400
На прошлой неделе мы вышли на ProductHunt. Это крутейший ресурс для привлечения внимания к новым продуктам. Расскажу о наши ошибках и общепринятых практиках, которые могут вам повредить. Будет полезно всем, кто пилит продукты.
1. У Producthunt «нулевая толерантность к спаму». Правда нигде не написано, что они считают спамом. Поэтому лучше избегать таких действий как тегание людей в твиттере или посте, рассылка писем и любое другое вовлечение незнакомых тебе людей. Иногда это прокатывает безболезненно, в нашем случае - нет. Нас забанили в конце дня и мы потеряли порядка 200 органических upvotes (аналог лайков) и возможность войти в TOP-5. Это не катастрофа, но серьёзно снижает результат от Producthunt.
2. Искать хантера для размещения своего продукта - устаревшая методика. Мы потеряли 3 недели в попытках связаться с топовыми хантерами. В результате хантер просто забыл про публикацию =) Нам удалось найти хорошего хантера, но что-то пошло не так и нас опубликовали на два часа раньше и не попали в текущий день. Ещё 2 часа мы общались с поддержкой и в результате потеряли 2 часа органического трафика. Это значило, что у конкурентов серьёзная фора и нам придётся догонять.
3. Во всех статьях рекомендуется не давать ссылку на страницу продукта. Якобы такие ссылки понижают продукт в выдаче. Это информация - прямая подстава. В официальной документации явно сказано, что так делать можно и нужно (оставлю ссылку в первом комменте). Это расценивается как читинг и за это тоже могут забанить. А вы ещё и upvotes соберёте гораздо меньше, потому что усложняете людям путь.
4. Самая большая посещаемость со вторника по четверг, поэтому мы выбрали среду, чтобы наверняка привлечь побольше внимания. Но не учли, что не одни такие умные ) В середине дня основатели Producthunt запустили свой сервис, а каждый upvote от основателей весит примерно как 5 ваших upvotes. Поэтому они быстро заняли первое место, подвинув всех на одно место вниз. Кроме того, мастодонты рынка тоже будут публиковаться в активные дни. А против них у вас нет шансов. Поэтому вероятности попасть в ТОП больше в понедельник или пятницу.
5. Если основная база ваших друзей и клиентов в России/Европе - у вас серьёзное преимущество. Вы можете получить больше upvote в начале и подняться в рейтинге достаточно высоко, чтобы начать ловить органические лайки. С другой стороны сильные конкуренты из США во второй половине дня нагонят трафика из США и обгонят на финише. Для лучшего эффекта нужно готовить продвижение в обоих полушариях.
6. Если вы можете сделать акцент на меньшинствах или включить элемент секса в публикацию - делайте это не задумываясь. Нас и другие стартапы легко обошёл проект HireTechLadies. Какой айтишник не лайкнет стартап, обещающий больше женского внимания в мужских IT коллективах?
В конце хочу сказать спасибо всем, кто поддержал нас! Мы собрали 300 upvotes и это феноменальный результат с учётом бана. О нас написали в СМИ и мы получили ~30K переходов на сайт с конверсией в 3 раза больше обычной. Кроме того, мы поднялись по всем запросам в SEO.
Однозначно рекомендую выходить на Producthunt если вы этого ещё не сделали. Это отличный маркетинговый канал. Но и готовиться нужно серьёзно.
Лайк, шер, чтобы больше русских стартапов могли это увидеть.
https://www.facebook.com/alexander.boykov.54/posts/1830692323664400
Facebook
Log in or sign up to view
See posts, photos and more on Facebook.
Отличный гайд по выводу продукта на Product Hunt. Платформа действительно может стать отличным источником трафика на начальном этапе.
Возможно, это прозвучит странно, но при первичной оценке компании хороший венчурный инвестор думает не о том, хороша ли идея, а о том насколько она масштабна. Паттерн следующий - "хорошая компания - это та, которая может вырасти до $10B".
В свое время Сергей и Ларри пытались продать Google за $1M, но никто не хотел его покупать. Эта и ещё множество схожих историй подтверждают, что самые большие истории успеха в свои ранние годы зачастую выглядят дерьмово.
Именно поэтому вопрос, который хороший венчурный инвестор задает в первую очередь, это: «Насколько большим бизнесом может стать эта компания, если её гипотезы окажутся верными?»
В свое время Сергей и Ларри пытались продать Google за $1M, но никто не хотел его покупать. Эта и ещё множество схожих историй подтверждают, что самые большие истории успеха в свои ранние годы зачастую выглядят дерьмово.
Именно поэтому вопрос, который хороший венчурный инвестор задает в первую очередь, это: «Насколько большим бизнесом может стать эта компания, если её гипотезы окажутся верными?»
Нестандартная история успеха. 3 юноши (21, 17 и 16 лет) в 2012 году основали стартап Cluep - платформу для рекламы на мобильных устройствах, позволяющую таргетить людей на основе того, что они расшаривают, как себя чувствуют и где они были. Ребята привлекли только один ангельский раунд ($500K), за эти деньги вышли на безубыточность, реинвестировали прибыль в развитие, ежегодно утраивая выручку, отклонили множество предложений от венчурных фондов и в итоге продали компанию за $40M, став мультимиллионерами. Бутстрэпинг в лучшем его проявлении.
https://techcrunch.com/2018/09/20/cluep-a-canadian-startup-that-raised-just-500k-acquired-for-40m/
https://techcrunch.com/2018/09/20/cluep-a-canadian-startup-that-raised-just-500k-acquired-for-40m/
TechCrunch
Cluep, a Canadian startup that raised just $500K, acquired for $40M
Everyone loves a tale of a bootstrapped startup founder’s journey to an eight-figure exit.
Традиционный обзор года от PitchBook. Лично для меня сделка года - это раунд Epic Games. Их Фортнайт развивается какими-то бешеными темпами (ежемесячная выручка уже превысила $300M - такой не было даже у Покемонов на пике популярности) и рушит нездоровый тренд на единорогов с глубокими операционными убытками (привет Уберу).
https://pitchbook.com/news/articles/60-big-things-scandals-scooters-and-the-year-that-was-in-vc?fbclid=IwAR0RxA-vLQkqHkiLq3ap3zUC1jHTEZtyQmr5-WMenaw9J3rGCg2u5VLbN6Y
https://pitchbook.com/news/articles/60-big-things-scandals-scooters-and-the-year-that-was-in-vc?fbclid=IwAR0RxA-vLQkqHkiLq3ap3zUC1jHTEZtyQmr5-WMenaw9J3rGCg2u5VLbN6Y
Pitchbook
60 big things: Scandals, scooters and the year that was in VC | PitchBook
It's been a long year, one filled with mega-fundings, the dramatic collapse of a former VC darling, and scooters. Lots and lots of scooters. Sit back, relax and relive the twists and turns of 2018.
Свежий Шлаганов via @like
Как обычно, в январе Pitchbook подводит итоги года в европейском VC посредством публикации European Venture Report.
Из основного в 2018 году в Европе:
- прошло 3384 сделки на общую сумму €20,5B (рост на 4,2% по объему, падение на 25,9% по количеству сделок). Ощутимый тренд увеличения размера сделок дошёл и до Европы. Средний размер ангельских и посевных раундов за год увеличился на 32,8% и составил €0,9M, а ранних венчурных раундов - на 86,9% и составил €3,3М. Такой бурный рост обусловлен усилившейся конкуренцией за сделки между фондами, а также взрослением всей экосистемы в целом. Увеличение чеков, в свою очередь, заставляет инвесторов более тщательно подходить к процессу отбора проектов, что снижает количество сделок;
- в каждой пятой сделке участвовал корпоративный венчурный инвестор - 713 сделок общим объемом €8,8B;
- произошло 373 экзита на общую сумму €47,5B (рост в феноменальные 164,8%, но объясняется легко - IPO компаний Spotify и Adyen суммарно сделали €30,3M, т.е. почти 64% от всего объема);
- средний размер венчурного фонда увеличился на 59,3% до €123М. Обусловливается рост просто - увеличением размера раундов.
В целом отчет получился очень занятным, со множеством интересных цифр для анализа, в т.ч. по локальным рынкам (спойлер - особенно обратите внимание на Nordic). Полную версию прикрепляю ниже. Всем венчур!
Из основного в 2018 году в Европе:
- прошло 3384 сделки на общую сумму €20,5B (рост на 4,2% по объему, падение на 25,9% по количеству сделок). Ощутимый тренд увеличения размера сделок дошёл и до Европы. Средний размер ангельских и посевных раундов за год увеличился на 32,8% и составил €0,9M, а ранних венчурных раундов - на 86,9% и составил €3,3М. Такой бурный рост обусловлен усилившейся конкуренцией за сделки между фондами, а также взрослением всей экосистемы в целом. Увеличение чеков, в свою очередь, заставляет инвесторов более тщательно подходить к процессу отбора проектов, что снижает количество сделок;
- в каждой пятой сделке участвовал корпоративный венчурный инвестор - 713 сделок общим объемом €8,8B;
- произошло 373 экзита на общую сумму €47,5B (рост в феноменальные 164,8%, но объясняется легко - IPO компаний Spotify и Adyen суммарно сделали €30,3M, т.е. почти 64% от всего объема);
- средний размер венчурного фонда увеличился на 59,3% до €123М. Обусловливается рост просто - увеличением размера раундов.
В целом отчет получился очень занятным, со множеством интересных цифр для анализа, в т.ч. по локальным рынкам (спойлер - особенно обратите внимание на Nordic). Полную версию прикрепляю ниже. Всем венчур!
Свежий Шлаганов via @like
О ранних инвестициях
Вопрос с инвестициями у большинства основателей встает чуть ли не с первого дня. Тысячи и тысячи человек с горящими глазами ежедневно отправляют десятки, если не сотни тысяч писем инвесторам и проводят по несколько встреч в день, иногда совсем забывая об основной задаче - развитии проекта. Идеального алгоритма построения успешного стартапа не существует, однако, есть ряд правил, которые лучше не нарушать.
Не берите деньги, если не знаете, зачем.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей - привлечение инвестиций, когда они им, собственно, и не нужны. По факту, любой инвестиционный раунд - это компромисс. Предприниматель соглашается стать менее независимым за возможность использовать внешние деньги.
Поэтому подумайте дважды перед тем, как брать инвестиции, - так ли они необходимы вам прямо на этом этапе?
Не берите легкие деньги.
Инвесторы, которые слишком легко идут в сделку, и соглашаются вложить свои кровные в проект, даже не разобравшись в предпосылках взрывного роста или, что еще хуже, в азах венчурного бизнеса, как правило, вскоре разочаровываются и становятся серьезной обузой.
Осторожно берите деньги у семьи и друзей.
3F (friends, family и fools) могут быть отличной первичной проверкой вашего проекта на привлекательность для инвесторов - ведь если вы не можете убедить вложиться даже членов семьи и друзей - людей, которые больше всего верят в вас, - значит, более профессиональные инвесторы вам точно не по зубам. Если заинтересовать проектом все же удалось, убедитесь, что близкие понимают риски, на которые идут - иначе в случае неудачи (а вероятность, напомню, около 90%) вы останетесь и без проекта и с испорченным отношениями.
Не относитесь к инвесторам, как копилкам.
Венчурные инвесторы и бизнес-ангелы, как правило, достаточно давно крутятся в локальной, а иногда и международной тусовке. Это означает, что, помимо денег, у них как минимум есть связи, а в лучшем случае - релевантный опыт. Когда они вложат деньги в ваш проект, их заинтересованность в его успехе, соответственно, увеличится, и будет глупо ограничивать свои ресурсы.
Но думайте своей головой.
Как говорил Винод Хосла, основатель Sun Microsystems и венчурного фонда Khosla Ventures, до 90% инвесторов, особенно ранних стадий, своими советами не только не помогают росту проектов, но существенно вредят им. Неопытные основатели слушают своих менторов и инвесторов беспрекословно не понимая, что истории успеха у каждого разные, иногда диаметрально противоположные. Практика перекладывания ответственности за проект за плечи инвесторов и менторов очень токсична и в 100% случаев приведет к краху. Помните - этот проект ваш, слушать и пропускать через себя внешнюю информацию критически важно, но еще более важно ее фильтровать и принимать решения самостоятельно.
Вопрос с инвестициями у большинства основателей встает чуть ли не с первого дня. Тысячи и тысячи человек с горящими глазами ежедневно отправляют десятки, если не сотни тысяч писем инвесторам и проводят по несколько встреч в день, иногда совсем забывая об основной задаче - развитии проекта. Идеального алгоритма построения успешного стартапа не существует, однако, есть ряд правил, которые лучше не нарушать.
Не берите деньги, если не знаете, зачем.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей - привлечение инвестиций, когда они им, собственно, и не нужны. По факту, любой инвестиционный раунд - это компромисс. Предприниматель соглашается стать менее независимым за возможность использовать внешние деньги.
Поэтому подумайте дважды перед тем, как брать инвестиции, - так ли они необходимы вам прямо на этом этапе?
Не берите легкие деньги.
Инвесторы, которые слишком легко идут в сделку, и соглашаются вложить свои кровные в проект, даже не разобравшись в предпосылках взрывного роста или, что еще хуже, в азах венчурного бизнеса, как правило, вскоре разочаровываются и становятся серьезной обузой.
Осторожно берите деньги у семьи и друзей.
3F (friends, family и fools) могут быть отличной первичной проверкой вашего проекта на привлекательность для инвесторов - ведь если вы не можете убедить вложиться даже членов семьи и друзей - людей, которые больше всего верят в вас, - значит, более профессиональные инвесторы вам точно не по зубам. Если заинтересовать проектом все же удалось, убедитесь, что близкие понимают риски, на которые идут - иначе в случае неудачи (а вероятность, напомню, около 90%) вы останетесь и без проекта и с испорченным отношениями.
Не относитесь к инвесторам, как копилкам.
Венчурные инвесторы и бизнес-ангелы, как правило, достаточно давно крутятся в локальной, а иногда и международной тусовке. Это означает, что, помимо денег, у них как минимум есть связи, а в лучшем случае - релевантный опыт. Когда они вложат деньги в ваш проект, их заинтересованность в его успехе, соответственно, увеличится, и будет глупо ограничивать свои ресурсы.
Но думайте своей головой.
Как говорил Винод Хосла, основатель Sun Microsystems и венчурного фонда Khosla Ventures, до 90% инвесторов, особенно ранних стадий, своими советами не только не помогают росту проектов, но существенно вредят им. Неопытные основатели слушают своих менторов и инвесторов беспрекословно не понимая, что истории успеха у каждого разные, иногда диаметрально противоположные. Практика перекладывания ответственности за проект за плечи инвесторов и менторов очень токсична и в 100% случаев приведет к краху. Помните - этот проект ваш, слушать и пропускать через себя внешнюю информацию критически важно, но еще более важно ее фильтровать и принимать решения самостоятельно.
Свежий Шлаганов via @like
Описал свое видение идеальной презентации ранних стадий в корпоративном блоге. Думаю, будет интересно и полезно начинающим.
Medium
#basics 6 пунктов идеальной инвестиционной презентации ранних стадий
Зачастую, пытаясь получить инвестиции на самых ранних этапах (ангельском и предпосевном (pre-seed)), стартаперы ударяются в 2 крайности
Постарался систематизировать для Probusiness процесс развития стартапа с привлечением финансирования и без. Enjoy!
https://probusiness.io/finance/5642-gde-startapam-brat-dengi-na-razvitie-i-chto-takoe-bustreping.html
https://probusiness.io/finance/5642-gde-startapam-brat-dengi-na-razvitie-i-chto-takoe-bustreping.html
Про бизнес
Где стартапам брать деньги на развитие и что такое бутстрэппинг
О том, где, когда и как привлекать ранние инвестиции и чего при этом делать не стоит — читайте в статье
Свежий Шлаганов via @like
Написал о CAC для корпоративного блога. Считайте стоимость привлечения клиента правильно, ведь от этого зависит правильность расчета всей юнит-экономики.
Medium
#basics Как избежать основных ошибок при подсчете CAC (стоимости привлечения клиента)
CAC (Customer Acquisition Cost, или стоимость привлечения клиента) — одна из основных метрик, которые должен отслеживать каждый стартап…
Свежий Шлаганов via @like
Можно много рассуждать о проблеме перенаселенности Земли, а также устрашающей динамике роста населения и надвигающейся проблеме глобального голода, но я предлагаю опуститься на уровень ниже и посмотреть на настоящее.
Недавние исследования говорят о том, что рынок лабораторной пищи созревает, - 66% американцев и 75% бельгийцев и голландцев не против попробовать искусственное мясо, две трети китайцев готовы покупать лабораторную пищу на постоянной основе.
Этот тренд уже пытаются поймать стартапы и инвесторы. Например, Shiok Meats стал первым стартапом из сферы клеточного пищепрома, который был принят в Y Combinator. Alpha Foods, компания по производству продуктов питания на растительной основе, недавно привлекла $7M, один из пионеров клеточного пищепрома Impossible Foods в общей сложности привлек более $387M миллионов долларов, а компания Beyond Meat уже вовсю готовится к IPO.
Интерес к сфере проявляют самые разные инвесторы: от суперзвезд вроде Билла Гейтса и Ричарда Брэнсона, до крупных "мясных" компаний, таких как Tyson и PHW Group (один из крупнейших европейских производителей мяса птицы).
Также в стороне не остаются правительства. Сейчас впереди планеты всей азиатские государства. К примеру, недавно правительство Сингапура публично заявило о своей заинтересованности в инвестировании в клеточный пищепром.
Суммируя, тренд уже заметен, отрасль имеет серьезные перспективы, учитывая тот факт, что апсайд (потенциал роста) фактически ограничен только количеством людей на Земле. Не исключено, что "the next big thing" будет именно в клеточном пищепроме.
Недавние исследования говорят о том, что рынок лабораторной пищи созревает, - 66% американцев и 75% бельгийцев и голландцев не против попробовать искусственное мясо, две трети китайцев готовы покупать лабораторную пищу на постоянной основе.
Этот тренд уже пытаются поймать стартапы и инвесторы. Например, Shiok Meats стал первым стартапом из сферы клеточного пищепрома, который был принят в Y Combinator. Alpha Foods, компания по производству продуктов питания на растительной основе, недавно привлекла $7M, один из пионеров клеточного пищепрома Impossible Foods в общей сложности привлек более $387M миллионов долларов, а компания Beyond Meat уже вовсю готовится к IPO.
Интерес к сфере проявляют самые разные инвесторы: от суперзвезд вроде Билла Гейтса и Ричарда Брэнсона, до крупных "мясных" компаний, таких как Tyson и PHW Group (один из крупнейших европейских производителей мяса птицы).
Также в стороне не остаются правительства. Сейчас впереди планеты всей азиатские государства. К примеру, недавно правительство Сингапура публично заявило о своей заинтересованности в инвестировании в клеточный пищепром.
Суммируя, тренд уже заметен, отрасль имеет серьезные перспективы, учитывая тот факт, что апсайд (потенциал роста) фактически ограничен только количеством людей на Земле. Не исключено, что "the next big thing" будет именно в клеточном пищепроме.
В продолжение предыдущего поста о клеточном пищепроме. Burger King и Impossible Foods запускают в Сент Луисе совместный продукт - Impossible Whopper, котлета в котором изготовлена полностью из растительных компонентов. И нет, это не первоапрельская шутка компаний)
https://www.nytimes.com/2019/04/01/technology/burger-king-impossible-whopper.html?action=click&module=News&pgtype=Homepage
https://www.nytimes.com/2019/04/01/technology/burger-king-impossible-whopper.html?action=click&module=News&pgtype=Homepage
NY Times
Behold the Beefless ‘Impossible Whopper’
Burger King is introducing a Whopper made with a vegetarian patty from the start-up Impossible Foods. The deal is a big step toward the mainstream for start-ups trying to mimic and replace meat.
Свежий Шлаганов via @like
Привет! Как правило, перед принятием финального решения об инвестировании в стартап, аналитики венчурных фондов готовят для инвестиционного комитета специальный документ - инвестиционную записку (также известную как инвестмемо), в которой собрана и структурирована основная информация и инсайды о компании и рынке. Сегодня речь пойдет о структуре инвестмемо.
Medium
#basics Как венчурные фонды принимают инвестиционные решения
В нашем первом посте цикла #basics, мы рассказали о том, что должна содержать в себе презентация проекта на ранней стадии. Сегодня немного…
Свежий Шлаганов via @like
Всем привет! Завтра я вылетаю в США, а именно в Raleigh, NC и Нью-Йорк, где за пять дней побываю в добром десятке организаций, имеющих отношение к венчурной экосистеме восточного побережья, - акселераторах, фондах и т.д. Интересно вам будет получать апдейты раз в 1-2 дня прямо с места событий?
Сегодня на встрече с управляющим партнером Bull City Ventures, венчурной организации, собирающей уже четвертый фонд и имеющей за плечами 4 успешных IPO, прозвучал занятный тезис - хорошие доверительные отношения с фаундерами стартапа важнее, чем голосующее место в совете директоров.
Фонд предпочитает свое место отдать независимому члену, как правило, эксперту на рынке стартапа, мотивируя его занять место опционом (1-5% в зависимости от стадии развития компании). Достаточно необычная для наших широт практика, у нас все-таки преобладает желание иметь контроль над важными аспектами операционной деятельности стартапа - отчуждением интеллектуальной собственности, большими сделками, привлечением заемных средств и т.д.
Фонд предпочитает свое место отдать независимому члену, как правило, эксперту на рынке стартапа, мотивируя его занять место опционом (1-5% в зависимости от стадии развития компании). Достаточно необычная для наших широт практика, у нас все-таки преобладает желание иметь контроль над важными аспектами операционной деятельности стартапа - отчуждением интеллектуальной собственности, большими сделками, привлечением заемных средств и т.д.
Какой подход по-вашему более жизнеспособен для гармоничного развития стартапа?
Anonymous Poll
40%
Место в СД у фонда
60%
Независимый член в СД
В экосистеме поддержки инноваций Северной Каролины есть одна интересная особенность. Большинство программ поддержки направлено на то, чтобы стартап остался в Северной Каролине как можно дольше. В целом стремление понятно, но локально возведено в абсолют и вызывает неоднозначные последствия.
К примеру, представители нескольких программ поддержки заявляют о том, что 94% (!!!) выручки местных стартапов генерируется в Северной Каролине. Заявляют с гордостью.
Несмотря на то, что эта цифра оспариваемая, факт налицо - очень большая доля выручки идет из локальной экономики. С одной стороны это значит развитие региона, с другой - ограничение апсайда (возможности роста). Система успешно генерирует хорошие небольшие компании, но местный Фейсбук тут зародится навряд ли.
К примеру, представители нескольких программ поддержки заявляют о том, что 94% (!!!) выручки местных стартапов генерируется в Северной Каролине. Заявляют с гордостью.
Несмотря на то, что эта цифра оспариваемая, факт налицо - очень большая доля выручки идет из локальной экономики. С одной стороны это значит развитие региона, с другой - ограничение апсайда (возможности роста). Система успешно генерирует хорошие небольшие компании, но местный Фейсбук тут зародится навряд ли.
Северную Каролину тяжело назвать основным центром инноваций в США. Однако, в штате существует достаточно успешная экосистема поддержки инноваций. Базируется она на основных университетах, так называемом “большом треугольнике” - UNC (University of North Carolina), Duke University и NCS (North Carolina State University).
Вокруг университетов создана большая сеть различных субъектов поддержки стартапов на самых разных стадиях - инкубаторы, акселераторы, локальные сообщества бизнес-ангелов, небольшие университетские венчурные фонды и, конечно, завершают цепочку более крупные венчурные фонды. Активных из них в Северной Каролине, кстати, немного - около 5.
Так как штату приходится конкурировать с такими гигантами, как Кремниевая долина и Бостон, было сформулировано достаточно четкое ценностное предложение - конкурентные преимущества в сравнении с бОльшими экосистемами:
1. В первую очередь это стоимость жизни и рабочей силы, которая в разы ниже в сравнении с лидерами восточного и западного побережья.
2. Также немаловажную роль играет прямой доступ к экспертизе и ресурсам. Из-за компактности экосистемы и наличия большого количества ВУЗов в Северной Каролине назначить встречу и познакомиться с успешным инвестором или экспертом в какой-либо области намного проще, чем в Долине или Бостоне, где выход на нужного человека и согласование встречи может занимать месяцы.
3. И еще один немаловажный факт - это климат. Близкий к средиземноморскому климат (теплая зима, умеренно жаркое лето) и огромное количество зелени делают Северную Каролину приятным местом для жизни круглый год.
Вокруг университетов создана большая сеть различных субъектов поддержки стартапов на самых разных стадиях - инкубаторы, акселераторы, локальные сообщества бизнес-ангелов, небольшие университетские венчурные фонды и, конечно, завершают цепочку более крупные венчурные фонды. Активных из них в Северной Каролине, кстати, немного - около 5.
Так как штату приходится конкурировать с такими гигантами, как Кремниевая долина и Бостон, было сформулировано достаточно четкое ценностное предложение - конкурентные преимущества в сравнении с бОльшими экосистемами:
1. В первую очередь это стоимость жизни и рабочей силы, которая в разы ниже в сравнении с лидерами восточного и западного побережья.
2. Также немаловажную роль играет прямой доступ к экспертизе и ресурсам. Из-за компактности экосистемы и наличия большого количества ВУЗов в Северной Каролине назначить встречу и познакомиться с успешным инвестором или экспертом в какой-либо области намного проще, чем в Долине или Бостоне, где выход на нужного человека и согласование встречи может занимать месяцы.
3. И еще один немаловажный факт - это климат. Близкий к средиземноморскому климат (теплая зима, умеренно жаркое лето) и огромное количество зелени делают Северную Каролину приятным местом для жизни круглый год.