МашТех – Telegram
МашТех
42.9K subscribers
3.75K photos
940 videos
33 files
3.04K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Судостроительная корпорация "Ак Барс" объявила, что планирует уже в мае начать ходовые испытания своего судна на водородном топливе. Это судно прогулочного типа, рассчитанное на 10 мест, плюс два члена экипажа. В компании называют свой водородоход первым в России:

Работа по строительству первого в России инновационного судна с энергетической установкой, работающей на водородном топливе, ведется в соответствии с контрактными сроками. К ходовым испытаниям судна планируется приступить в мае текущего года


Но те, кто подписан на МашТех, должны помнить, что еще в октябре прошлого года Sitronics Group провела испытания первого прототипа "Эковольт 1.0" на водороде. Запаса хода такого судна может хватить на 20 часов без дополнительной заправки, но и этого достаточно, чтобы обогнать "Ак Барс" в этой гонке.
Авиастроительный дайджест.

● Глава Минпромторга Мантуров заявил, что сертификация МС-21 завершится лишь к концу года, и лишь после этого начнутся отгрузки самолета. Причем сообщил он это "аккуратно", то есть прогнозы и обещания могут не сбыться снова. И даже если они сбудутся, то получается, что в этом году авиакомпании не увидят свои самолеты, хотя ранее был озвучен план, в соответствии с которым ОАК должна до конца 2024 года поставить авиакомпаниями первые шесть из запланированных к выпуску до 2030 года 270 МС-21.

● Масштабирование производства Ту-214 обойдется в 92 млрд рублей, во всяком случае такую оценку дает глава ОАК Юрий Слюсарь. Это позволит на первом этапе выйти на производство 10, потом 20 Ту-214 и удовлетворить потребность авиакомпаний в самолетах данного типа. Всего в рамках развития гражданской авиации ОАК собирается построить 115 Ту-214 до 2030 года. И чтобы воплотить задуманное, необходимо будет нанять около 3 тысяч человек, что в условиях дефицита кадров сделать будет нелегко.

● Российско-белорусский самолет "Освей" будут собирать по полному циклу на белорусских предприятиях, но потом. Пока что с нуля началась разработка самолета и уже начата организация производства: идет закупка необходимого оборудования и возведение соответствующих цехов. До этого заявлялось, что первые самолеты планируется выпустить к 2026 году, сертифицируют проект к 2027-му, а с 2028 года начать его коммерческую эксплуатацию. До 2030 года предполагается собрать на белорусских мощностях 85-100 новых 19-местных самолетов.

● МС-21 получил отечественное остекление от обнинского НПП "Технология" им. А.Г. Ромашина. Предприятие поставит заказчику первые 12 птицестойких комплектов, которые включают в себя два лобовых, два боковых и два задних стеклоблока, состоящих из склеенных полимерной пленкой упрочненных силикатных стекол. К 2030 году предприятие планирует выпускать более 70 комплектов в год.
Разобрались в новых американских санкциях.

США объявили об очередном пакете санкций, которые нацелены на финансовый сектор России, оборонно-промышленный комплекс, сети снабжения и тд. Ограничения вводятся против более чем сотни предприятий, потому упомянем лишь те, которые нас касаются:

● производитель автомобилей AURUS;

● "Станкомашкомплекс", "Инкор", "Лидермаш Станки", "Фрезерные станки", " Интервесп", "Венде Групп", "КМТ" и другие производители и поставщики различных станков;

● производители электронных компонентов "Навис Групп", Bee Pitron Limited, "Ферроприбор", "Лит Фонон";

● интеграторы робототехники и и ИИ для оптимизации промпроизводства "Datana", занимающиеся промышленной автоматизацией компании "Оптимус Драйв", "К Софт Инжиниринг", НПФ "КРУГ";

● "Линкос", "Комплексные электронные оптические системы", "Навигатор", Владикавказский технологический центр "Баспик", "Ситиимпекс", "Фотоника" и другие предприятия, производящие оптические приборы;

● "Навис Электроника", "Газпром космические системы", "НВС Навигационные Технологии", "Спутниковые Инновационные Космические Системы" и прочие разработчики и производители навигационных систем;

● китайские компании, якобы поставлявшие в Россию микроэлектронику: Jiangxi Liansheng Technology Co. , Ltd, Guangzhou Hesen Import and Export Co. , Ltd, Guangzhou Ausay Technology Co. , Limited, Yilufa Electronics Limited, Shenzhen Biguang Trading Co. Ltd, и New Idea Guangzhou Technology Co. , Ltd.

● сербские Kominvex DOO Beograd, Soha Info DOO Novi Banovci и научно-исследовательская компания TR Industries;

● эстонская компания Gold Solution OU, поставлявшая станки, ирландский поставщик полупроводников Cubit Semiconductor Limited, базирующаяся в ОАЭ компания Linker FZE (Linker) - экспортер авиазапчастей и электронных компонентов, финская компания HD Parts OY - поставщик запчастей для грузовиков.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Немного о том, как организовано современное производство, на примере "ГАЗа": сварка кузовов роботизирована на 90%, а различные комплектующие по цехам развозят беспилотные тележки. И всё это работает как один большой организм, в котором рядом руки человеческие и роботизированные.
Эта неделя была короткой, но всё же интересного на ней хватало. Напоминаем, про что писал МашТех

Про санкции.

● Из-за них ТМХ остался без завода в Казахстане. Хороший завод был, теперь американцам принадлежит. Грустненько.

● ЕС объявил о новых санкциях, которые ударили в том числе по китайским поставщикам компонентов для электроники.

● Свой пакет выкатила и Британия, там тоже досталось производителям и импортерам электроники и станков. И США тоже ввели новые ограничения против сотни отечественных предприятий. Разобрались, каких именно.

● А вот SAP разрешил использовать свои продукты в России несмотря на санкции, но не всем. Разбираемся, кто оказался избранным.

Про господдержку.

● Она, как оказалось, не только помогает, но и вредит промышленности. Пытаемся понять, чего от нее больше - пользы или вреда.

Про электробудущее.

● "ДрайвИТ" показал свою машинку со сменными батареями. Осталось только построить огромную сеть станций для их замены и заживем.

● А пока придется пользоваться обычными зарядками. ПО в них скоро будет исключительно отечественное.

Про электронику.

● Производители устали обманывать систему и хотят договориться с ней. Возможно, балльную систему снова слегка переделают.

Про суды.

● ОСК пытается отсудить больше 36 млрд рублей у своей бывшей финской "дочки". Надеемся и верим, но вряд ли нынешние владельцы что-то отдадут.

● А Siemens подал очередной иск к "Уральским локомотивам". Хотя мы все помним, что это немцы кинули всех и ушли из страны.

Про суда.

● Для "Водохода" построят гибридное судно "Байкал" со СПА-зоной, баром и рестораном. Там всё красиво, убедитесь сами.

● А "Ак Барс" пообещал скоро начать испытания первого отечественного водородного судна. Но оно оказалось не первым.

Про возвращение.

● Было ваше - стало наше. Принадлежавший немцам Ульяновский станкостроительный завод передан под управление Росимущества.

Про новинки.

● ТРЭКОЛ показал новый пикап, который способен таскать по лесам и болотам четыре тонны груза. Ну просто чтобы знали.
И вальсы Шуберта и хруст китайской втулки.

Потанцевать вокруг своего железного коня приходится все большему числу обладателей новых машин. Не работают или просто отваливаются ручки дверей, крошатся брызговики, салонные коврики и прочий резино-пластик, уплотнения не уплотняют. Про электронику грустно помолчим.

Проблема, конечно, не новая, но вдруг стала массовой. А ответ на вопрос «почему?» очень простой – в РФ резко вырос процент китайских автомобилей. А чайнокары проектируются и собираются не для нашего климата и дорог.

Если в самом начале волны импорта из КНР преобладали легковые машины, то сейчас также везут LCV и крупные грузовики. Но проблемы у них те же, а порой и серьезнее. Если говорить о коммерческом транспорте, на первое место выползают такие «радости» как недостаточная толщина металла и краски. Шоркнул по кузову – «рыжики» прорастут быстрее, чем грибы в сезон. Стукнул – можно выровнять вантузом, если вся деталь не оторвется.

Наш автопром не идеален, но среди коммерческого транспорта доля российских машин достигает 90%. Как пишет 5колесо, лидируют по продажам «ГАЗели» (52 505 шт). За ними идет «УАЗ» (15 949 шт.) и юридически российский «Sollers» (7709 шт).

Глобальное потепление зимние морозы не отменяет. Качество дорог при удалении от крупных городов существенно падает, а расстояния между пунктом А и пунктом Б у нас не маленькие. Значит царствовать на рынке и дорогах в нашей стране в ближайшие годы однозначно будут отечественные машины.
В Самарской области запустят производство ветряков.

Несмотря на санкции, в Самарской области планируют реализовать проект ветроэнергетического кластера, соглашение о строительстве которого было подписано еще в 2021 году. И если тогда речь шла только о ветрогенерации, то теперь в регионе появится еще и производство ветряков.

В 2021 году было подписано соглашение о строительстве ветроэнергетического кластера суммарной мощностью 236,6 МВт, войти в который должны были Гражданская ВЭС, Покровская ВЭС и Ивановская ВЭС. Он должен был стать крупнейшим объектом ветрогенерации в Приволжском федеральном округе. Инвестором тогда выступил фонд, созданный "Роснано" и компанией "Фортум".

Однако в прошлом году в "Фортум" воспользовались отсрочкой ввода в эксплуатацию проектов в Самарской и Волгоградской областях из-за ухода поставщика основного ветроэнергетического оборудования с российского рынка. Более того, компания начала искать подрядчика для консервации трех ветроэлектростанций в Самарской области и одной в Волгоградской

Видимо, теперь потерю поставщиков решили компенсировать строительством собственного производства. Впрочем, о планах "Фортума" локализовать по технологии китайской Dongfang часть компонентов ветроэнергетических установок мы вам рассказывали еще в прошлом году.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Говоря о промышленной робототехнике, мы упоминали коботов или коллаборативных роботов. Но не все понимают, что это такое и чем они отличаются от роботов обычных.

Коботы созданы для того, чтобы заниматься производством различных продуктов совместно с человеком и рядом с человеком. А потому оснащены множеством датчиков и сенсоров, которые контролируют любое приближение и препятствие и не позволяют нанести вред своему живому коллеге.

И в видео вы можете увидеть пример работы таких коботов на заводе испанской SEAT. Они помогают людям разгружать-загружать готовые комплектующие и перемещать по цехам. При этом всего за 10 минут можно перенастроить робота от разгрузки одного типа деталей к совершенно другой.
Коротыш от "Роскосмоса".

Усть-Катавский вагоностроительный завод, входящий в состав госкорпорации "Роскосмос", представил первую за три года новинку: трёхсекционный трамвайный вагон 71-639 "Кастор". И это самый короткий вагон в своем классе - чуть больше 25 метров длинной. Это позволяет трамваю лучше маневрировать, а использовать его можно на маршрутах, где имеются радиусы поворота 14 метров.

При этом сидячих мест у "Кастора" больше, чем у других трамваев подобного класса на российском рынке - 64, плюс 1 место для маломобильных пассажиров. Номинальная вместимость при этом составляет 187 человек, а полная - 261 пассажир. Из другого интересного, что обещает нам УКВЗ:

● мощность асинхронных двигателей - 6*62 кВт;

● исполнение вагона подразумевает движение вагона на повышенных скоростях - до 90 км/ч;

● возможна реализация трамвая в двухкабинном челночном исполнении;

● есть опция увеличенного автономного хода - без подключения к проводам трамвай проедет до 30 км.

А еще на Усть-Катавском заводе говорят, что специально делали трамвай в бюджете на 20% ниже рынка, чтобы он стал доступным для городов. И главным преимуществом на заводе считают цену, которую можно назвать самой выгодной в своем классе - до 155 млн рублей в базовой комплектации.

Итоговый дизайн трамвая отличается от представленных когда-то рендеров, но тоже неплох. Правда, качество фотографий такое, будто "Роскосмос" их со спутника на орбите делал. И это лишнее доказательство того, что отечественные предприятия так и не научились рекламировать свою продукцию. Какой бы хорошей она ни была.
Нужные.

Каждый год Правительство определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится на целевое обучение по направлению будущих работодателей. После бесплатного обучения и получения диплома выпускник должен отработать не менее трёх лет в организации, которая его направила.

И вот премьер Мишустин подписал распоряжение об установки квот приёма на целевое обучение в вузах на 2024 год, благодаря которому можно примерно понять, каких именно сотрудников ждут и жаждут российские предприятия. Всего на целевое обучение отведено свыше 145 000 мест, что на 6% больше показателей прошлого года.

● 75% составит доля целевых бюджетных мест в специалитете в области самолето- и вертолетостроения;

● 70% - в области проектирования авиационных и ракетных двигателей, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов, специальных радиотехнических систем,

● 60% - в области радиоэлектронных систем и комплексов, специальных систем жизнеобеспечения, подвижного состава железных дорог, проектирования, производства и эксплуатации ракет и ракетно-космических комплексов, испытания летательных аппаратов, проектирования, изготовления и ремонта энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов;

50% - в области систем управления летательными аппаратами, проектирования и постройки кораблей, судов и объектов океанотехники;

● в области машиностроения доля целевых бюджетных мест составила всего 30%, в энергетическом машиностроении - 15%, в авиастроении - 40%, приборостроении - всего 10%,

● меньше всего от регионов и предприятий поступил заявок на квоты в области инноватики, нанотехнологий и наноинженерии - там доля целевых мест составляет всего 5%.

Вообще это дает лишь примерное представление о том, кому реально не хватает сотрудников и кого действительно ждут на работу. И больше, чем специалистов в технических и машиностроительных областях, ждут только медиков различных направлений.
Сам себе сервер.

"Сбербанк" занялся производством собственных серверов, которые используются для внутренних целей банка и адаптированы для работы в его собственных дата-центрах. При этом банк почти закончил вывод их эксплуатации аппаратов от других компаний, хотя еще в прошлом году сообщалось, что компания намерена закупить американское и китайское оборудование для дата-центров на общую сумму почти $160 млн.

Так или иначе, но теперь банк производит сервера собственного дизайна на архитектуре x86. Как сообщают источники, оборудование это на процессорах Intel и AMD.

Теперь банк собирается подать заявку на включение собственных серверов в реестр отечественной радиоэлектронной продукции Минпромторга, благо пока туда может попасть оборудование на иностранных процессорах. Но если в реестре мы его увидим, то в продаже - вряд ли. "Сбербанк" сам по себе один из крупнейших потребителей оборудования в России, а потому и самостоятельно обеспечит спрос на него.

При этом не ясно, сколько именно было вложено в проект и где вообще производится оборудование. Представитель "Сбера" лишь отметил, что банк "решает задачу технологического суверенитета, обеспечивает загрузку производственных мощностей и создание новых рабочих мест", а значит сборка все же расположена в России.

Это может происходить, например, на мощностях "КНС Групп" или "Элпитех", которая в конце 2022 года была куплена компанией "Салютдевайсы" (экс-Сбердевайсы). Формально эта компания уже год как не входит в группу банка, но её интернет-магазин до сих пор продолжает работать под брендом SberDevices.
Из Iskra разгорится пламя.

В базе ФИПС появились изображения новой модели АвтоВАЗа - Lada Iskra. Пока что только универсала, но, скорее всего, в течение дня мы увидим и седан, и кросс-универсал. Тем более что глава АвтоВАЗа Максим Соколов анонсировал их скорую премьеру

Показ его [автомобиля под брендом Iskra] планируется совсем скоро… Долго такую интригу держать нельзя, поскольку первая партия этих автомобилей произведена, она проходит испытания


У базовых Lada Iskra будет связка 16-клапанного двигателя 1.6 и 5-ступенчатой тольяттинской "механики". Топовые-версии оснастят модернизированным атмосферным двигателем 1.8 Evo в сочетаниях с китайскими трансмиссиями. При этом построена машина на доставшейся от Renault платформе CMF-B в упрощенной версии LS.
Нам обещают еще один отечественный литограф.

Ростовский производитель электроники ГК "Бештау" и станков "РостИнтех" создали совместную компанию "Бештау технологии", которая займется разработкой станков, оборудования и технологий для радиоэлектроники и микроэлектроники. По 50% новой компании обладают совладелец "Бештау" Олег Осипов и совладелец "РостИнтеха" Виталий Щебет.

В этом году СП планирует собрать первый промышленный образец линии по производству твердых печатных плат полностью из отечественных комплектующих. Пока в подобных линиях только половина отечественного оборудования. Собирается СП заниматься еще и поддержкой независимых исследовательских групп, предоставляя им необходимое оборудование.

Но все же основным направлением работы станет создание литографической установки, использующейся при изготовлении полупроводниковых интегральных схем. Речь идет о технологии с нормами в пределах 200 нм.

Они востребованы, потому что 80% современной электроники выпускается на элементной базе в данных размерах. Допустим, если взять мобильный телефон, там всего 2 микросхемы на технологиях меньше 10 нанометров — процессор и память, все остальные комплектующие созданы по технологии 160-180 нанометров. Если взять современную промышленную электронику, то там, наверное, все 99% микроэлектронной базы созданы на технологиях в пределах 200 нанометров.


Пока что такие литографы в нашей стране не производятся. В Минпромторге обещали, что оборудование с топологией 350 нм начнут производить в этом году, а в 2026-м – с топологией 130 нанометров. Посмотрим, чьи планы и обещания сбудутся раньше.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Мы вам уже показывали, как производят трактора, машины, поезда, суда и не только. Но как театр начинается с вешалки, так и производство техники начинается с металла. Все начинается здесь.

Так, например, работает производство на Литейном заводе "КамАЗа". Из всего этого моря огня потом получаются заготовки блоков цилиндров, тормозных механизмов, коленвалов и прочих деталей, без которых машины никогда не сдвинулись бы с места.
НОВАТЭК понадеялся на корейцев и остался без газовозов.

Проект "Арктик СПГ-2" может не получить в этом году шесть газовозов, а значит у НОВАТЭКа не будет флота для коммерческих отгрузок, несмотря на запуск первой линии проекта.

Окончание строительства танкеров ледового класса Arc7 "Илья Мечников", "Николай Семенов" и "Николай Басов" на южнокорейской верфи Hanwha Ocean задерживается на неопределенный срок, якобы из-за нехватки рабочей силы. Эти суда строятся по заказу японской Mitsui OSK Lines (MOL) и под санкции пока не попали.

Зато из-за антироссийских ограничений "зависла" передача трех уже построенных танкеров для "Арктик СПГ-2". Речь идет о судах Arc7 класса "Петр Капица", "Лев Ландау" и "Жорес Алферов". Они возводились по заказу "Совкомфлота", но из-за проблем с проведением платежей контракты перевели на другого судовладельца - кипрские компании Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping.

Все три компании 23 февраля были внесены в SDN-list, а значит продолжать с ними работу южнокорейская верфь не будет. Не справилась со строительством танкеров и российская верфь "Звезда". Осенью прошлого года Госдеп США признался в стремлении уничтожить проект "Арктик СПГ–2". И пока что у него всё получается.