МашТех – Telegram
МашТех
43K subscribers
3.74K photos
936 videos
33 files
3.03K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
💵 В "Росспецмаше" сравнили стоимость комплектующих в России и Китае и пришли к выводу, что локализовать компонентную базу в России не выгодно.

Она оказывается в разы дороже.

⚙️ Цена на детали, на примере МКПП трактора, в России оказалась выше на 160%-198%, а разница стоимости заготовок составляет от 353% до 459%. Если в России производство шестерни (5,95 кг) обойдется в 7109 рубля, то в Китае стоимость почти в два раза меньше - 4173 рубля.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Зарядная инфраструктура получит больше поддержки.

📈 Размер субсидии на технологического присоединения ЭЗС к электросетям повышается с 30 до 60% (но не более 900 тысяч рублей). То есть изменился только процент который покрывает субсидия, но не сам её размер.

🔋 Соответствующее постановление появилось на сайте правительства. Согласно утвержденной "дорожной карте", к 2030 году в России будет запущено не менее 72 тыс зарядных станций.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🦾 Двадцать лет назад (фильм вышел в прокат в июле 2004-го) герой Уилла Смита спрашивал у робота, может ли он написать симфонию. И вот теперь мы знаем, что нейросети могут, а роботы при необходимости способны её и сыграть
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Производственный ИИ пока не в моде.

⚙️ Развитие и распространение передовых производственных технологий с ИИ в России пока что носит ограниченный характер: в 2023 году только 3% от общего числа созданных ППТ относились к искусственному интеллекту, а доля таких решений в общем числе уже используемых в производстве ППТ и вовсе не превышает 0,5%. Об этом говорится в новом исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

ИИ одинаково (не)интересен и бизнесу, и государству.

📊 Да, с 2020 по 2023 год число организаций, занимающихся разработкой передовых технологий ИИ, выросло более чем в два раза (с 35 до 74), но от общего числа разработчиков это лишь 7,5%. Интересно, что из них 34 оказалось государственными российскими организациями, и ровно столько же - частными. Еще 6 оказались организациями с участием иностранного капитала.

При этом почти все технологии были созданы организациями, осуществляющими деятельность в области информации и связи, а также разработчиками из сферы науки и высшего образования. Всего в 2023 году в России создали 88 ППТ ИИ (3,2% от ППТ), из них только 10 - принципиально новые решения, не имеющие мировых аналогов.

Использование ППТ ИИ как самостоятельной технологии при производстве тоже ограничена.

📈 Число используемых передовых производственных технологий с ИИ с 2020 года увеличилось с 582 до 1030, то есть в 1,8 раза. Но в целом такие решения в 2023 году применяли только 634 организации, из которых почти 60% работают в области информации и связи.

Но есть и капля позитива.

🏠 80,9% использовавшихся в 2023 году ППТ ИИ решений были либо разработаны в России, либо серьезно российскими разработчиками модифицированы. А применение технологий, созданных организациями самостоятельно, выросли почти втрое за три года.

🌎 Более того, отечественные решения вполне успешно вытесняют зарубежные технологии ИИ. Использование иностранных разработок за три года снизилось с 26,8% до 19,1%.

Дальше - лучше.

📉 Со временем использование ППТ ИИ будет расти: по итогам 2023 года 81 организация, которая до этого такие технологии не использовала, планирует внедрить их в течении ближайших трех лет. И если запланированное будет реализовано, прирост числа организаций, использующих передовые технологии ИИ, может составить более 12%.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🚗 Производство автомобилей в России восстановилось и стало даже выше, чем в досанкционном 2019 году. Но это касается только коммерческого транспорта, а вот в сегменте легковушек всё по-прежнему плохо.

Согласно данным НАПИ:

◾️производство LCV в январе-мае 2024 года выросло на 32% по сравнению с таким же периодом 2023-го, и на 14,2% по сравнению с январем-маем 2019 года;

◾️грузовиков по сравнению с 2023-м выпустили на 8,4% больше, а по сравнению с 2019-м – на 12,4%;

◾️мощнее всего выросло производство автобусов. Прибавка по сравнению с 2023 составила 26,9%, а по сравнению с досанкционным 2019-м – 64,4%;

◾️и производство легковушек хоть и выросло на 56,6% по сравнению с 2023 годом, но всё же на 58,1% меньше, чем в 2019-м.

И поскольку именно легковушки составляют самую большую долю производства, они тянут общую статистику на дно.

📈 По сравнению с 2019 годом общее производство автомобилей ниже на 50,2%, хотя и пытается восстановиться – в январе-мае 2024-го оно на 46,8% больше, чем в январе-мае 2023-го. Но до "встатия с колен" еще далеко.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🦾 Разработчик роботизированных систем Technored начал строительство нового завода в Москве, запустить который планируют уже до конца года. Таким образом производство промышленных роботов к 2025 году хотят нарастить с 530 штук до 1,5 тыс единиц в год, а к 2030-му - до 12 тыс единиц.

В том же 2025 году компания собирается выпускать промышленные роботы с интегрированным ИИ, а к 2027-му планирует повысить локализацию до 90% и запустить производство новой линейки, которая объединит преимущества коллаборативных и промышленных роботов.

🗓️ Короче говоря, планов и обещаний много. Осталось подождать и выяснить, что сбудется. А пока что инвестиции в московскую площадку составят 1,5 млрд рублей.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🛳 Концерн "Калашников" начал ходовые испытания судна на воздушной подушке с гибкими скегами "Хаска-10". И это крупнейшее гражданское судно такого типа. Его длина - 23,7 метра, ширина - 13,6 метра, а высота - 7,9 метра. Полезная нагрузка судна - 10 тонн.

⚙️ На Рыбинском водохранилище проверят характеристики грузоподъемности, ходкости, мореходности, управляемости и амфибийности СВПГС, а еще наладят системы автоматизированного управления судном. И такие тоже в этой штуковине есть.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from СофтТех
Айтишников вновь пытаются систематизировать.

Рамках нового нацпроекта «Экономика данных» снова поднимается вопрос сертификации айтишников, и кто её будет осуществлять. Но за полгода ясности так и не появилось.

Идею вновь проталкивает HeadHunter, он предлагает систему подтверждения квалификации ИТ-специалистов, на которой будут отражаться итоги проверок умений и навыков айтишников в виде единой базы – это станет дополнительным подтверждением их компетенций наравне и в дополнение к основному диплому.

С одной стороны, систематизация может действительно быть полезна как минимум для компаний, но с другой – все равно же различные сертификаты соискатели указывают в резюме, и потом компании их челленджат на наличие реальных умений, от чего они даже при единой сертификации вряд ли откажутся.

А почему HeadHunter и иные ассоциации и компании пытаются продвинуть активность в русло «единого сертификатчика» вполне понятно – сертификация – вещь не бесплатная, и ее рынок исчисляется сотнями миллионов рублей в год, тем более раньше этим занимались западные вендоры и с их уходом рыбное место по сути освободилось.

И если у государства действительно есть запрос на систематизацию такой информации, то нельзя отдать весь процесс на откуп одной коммерческой компании, а нужно оставить методологическую базу и сбор данных где-то на уровне государственных структур, а в части самой сертификации оставлять без консолидации в одних руках на уровне профильных компаний.
📈 Коллеги из Rollingstock подготовили хорошую инфографику, охватывающую все жд-машиностроение страны: производителей локомотивов, пассажирского подвижного состава, грузовых вагонов, городского рельсового транспорта и путевых машин.

Нас тут больше всего интересуют производители локомотивов и трамваев, о них подробней и расскажем. Итак, производство магистральных электровозов.

🚄 тут лидирует НЭВЗ "Трансмашхолдинга", который в 2023 году выпустил 173 электровозов. И это значительно меньше, чем в 2019 году, когда их было выпущено 208 единиц;

🚄 у "Уральских локомотивов" (Синара) тоже производство снизилось с 164 единиц в 2019 году до 119 штук в 2023-м;

🚄 КЗ (ТМХ) в 2019 году выпустил 25 электровозов, а в 2023-м - на три электровоза меньше;

🚄 всего в 2023 году было выпущено 314 электровозов, в то время как в 2019-м - 397 единиц. Спад очевиден.

Магистральные тепловозы.

🚄 тут ситуация похожая. В 2019 году на российских предприятиях было выпущено 283 cекции магистральных тепловозов, а в 2023-м - 218 секций. Спад показал и БМЗ и КЗ, оба принадлежат "Трансмашхолдингу".

Маневровые тепловозы.

🚄 тут рост показал ШААЗ. Рост колоссальный - если в 2019 году предприятие выпустило 6 тепловозов, то в 2023-м - аж целых семь. В остальном же спад производства с 314 единиц в 2019 году до 299 в 2023-м.

Производство трамваев.

🚄 а вот тут позитив. Если в 2019 году было выпущено 214 трамваев, а в 2020-м - 190 единиц, то после этого спада пошел заметный рост и в 2023 году их было выпущено 309 штук;

🚄 серьезно увеличил свою долю УКВЗ (с 23,4% в 2019 году до 38,5% в 2023-м). А вот "Уралтрансмаш" (11,7%) и "ПК Транспортные системы" (49,8%) свои доли на рынке снизили.

Помимо этого на карте есть статистика по производству "Метровагонмаша", "Тверского Вагоностроительного завода", "Ремпутьмаша", "НовоТехРейл", "Тихвинского вагоностроительного завода", "Уралкриомаша", "Алтайвагона", "Тулажелдормаша" и других российских предприятий. Благо, их пока у нас хватает.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🚗 Минпромторг расширил перечень отечественных (и "отечественных") автомобилей, рекомендованных для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях. Можно сравнить с прошлогодним списком, который был значительно меньше.

Теперь в нем автомобили:

◾️Lada (Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel, Largus);
◾️Xcite X-Cross 7;
◾️"Москвич" (модели 3, 3е, 6);
◾️УАЗ ("Патриот", "Пикап", "Профи", "Хантер", СГР);
◾️"ГАЗ" (Газель Next, Газель NN, Соболь, Соболь NN);
◾️Evolute (I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet);
◾️Haval (Jolion, Dargo, F7/F7x, H9, M6);
◾️Aurus (Senat, Komendant);
◾️пикап ST6 от "Соллерс";
◾️Kaiyi (модели E5, X3 Pro, X3, X7);
◾️BAIC (U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7);
◾️Амберавто А5;
◾️SWM (модели G05 Pro, G01);
◾️и даже Citroen C5 Aircross, выпускается на заводе "ПСМА Рус".

В этот перечень входят машины с российским VIN-номером, которые производятся в России в рамках СПИК с обязательствами по локализации продукции. Ширится, растет отечественный автопром.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Минпромторг обещает "кэшбэк" за роботизацию.

🦾 Новый механизм поддержки, цель которого стимулировать роботизацию и автоматизацию производства, в министерстве называют "РобоСПИК" и рассчитывают, что он начнет работу уже в начале следующего года. По крайней мере на это надеется первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

Уже готовим соответствующие поправки в закон о промполитике, фактически это будет СПИК 3.0, но объектом в нем будет не продукт, а эффективная роботизированная универсальная площадка, на которой можно производить широкий спектр разной продукции… Рассчитываем, что новый механизм сможет заработать уже с начала следующего года


Существует мера поддержки в рамках постановления №1119 – возврат 50% CAPEX из будущего налогового периода для индустриальных парков. В министерстве хотят увязать её с обязательствами по роботизации, то есть возвращать 50% CAPEX, потраченного на роботов из будущих финансовых потоков.

🗣️ Пока что эта идея на стадии обсуждений, согласований и дискуссий, окончательного решения по таким преференциям еще не принято. Но замглавы министерства считает, что именно такой подход сбалансирован с точки зрения бюджета, потому что речь идет о "кешбэке" при достижении показателей по роботизации.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Этодругин"

🚗 Евросоюз продолжает торговую войну против Китая, одновременно в промышленных масштабах употребляя "Этодругин". На этот раз в Еврокомиссии назвали необоснованными ответные меры КНР на заградительные пошлины против китайских электромобилей.

📈 Тем временем китайские производители продолжают захватывать мировой рынок. Крупнейший производитель электрических и гибридных автомобилей в Китае BYD во втором квартале продал 426 тыс. только электромобилей, а с гибридами – миллион машин. Ожидается, что Tesla отчитается о продажах только 439 тысяч авто.

Собственно говоря, именно от такого китайского "катка" и пытаются спастись американские и европейские рынки, вводя драконовские пошлины.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Япония планирует заменить 25000 грузовиков 500-километровым автономным конвейером.

🗺️  В стране восходящего солнца придумали, как избавиться от водителей и вредных выбросов, автоматизировав грузоперевозки. Для этого города хотят соединить многокилометровыми "конвейерами", которые и будут перемещать грузы. Соответствующий проект с февраля обсуждается экспертной группой Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии.

Сейчас объем-онлайн покупок в Японии растет, а количество водителей в грузоперевозках сокращается. В итоге, по прогнозам, к 2030 году примерно 30% товаров просто некому будет перевозить. Именно эту проблему и призвана решить логистическая линия, которую хотят протянуть между Токио и Осакой.

⚙️  Есть несколько вариантов реализации этого проекта, в том числе конвейерная лента длиной 500 км или тоннели, по которым будут перемещаться беспилотные тележки.

💵  Такая линия сможет перемещать столько же мелких грузов, сколько 25 тыс грузовиков. При этом обойдется проект в $23 млрд без учёта конвейерных лент или тележек с автопилотом, и деньги эти нужно найти до 2034 года.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Электромобили подзарядят нацпроектом.

🚗 В России могут запустить новый нацпроект, на этот раз по созданию сверхбыстрых зарядных хабов на федеральных и междугородних трассах. Официальное письмо с таким предложением первому вице-премьеру Денису Мантурову направил глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов.

Серьезной проблемой при реализации проектов электромобильности является отсутствие на национальном уровне единой зарядной инфраструктуры, так как каждый регион, по сути, развивается автономно. Возможным выходом мог бы стать, например, национальный проект по созданию ультрабыстрых зарядных хабов на федеральных и междугородних трассах


Кутепов пишет, что сейчас "складываются предпосылки для создания единой информационной системы по зарядным станциям для электротранспорта с государственным мониторингом за такой системой". Появились они, поскольку уже существует большое количество операторов и владельцев, которые строят собственные ЭЗС.

🔋 Помимо этого чиновник предлагает рассмотреть возможность введения постоплаты техприсоединения зарядных станций. Буквально пару дней назад правительство уже увеличило размер субсидии на присоединение, а точнее процент затрат, который она покрывает.

Тут интересно, что нацпроектом озаботились только сейчас. В то время как многие автомобильные производители урезают планы по электромобилям, а почти половина опрошенных владельцев "машин на батарейках" в некоторых странах мечтает пересесть обратно на авто с ДВС.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
10 млрд без смысла.

⚙️ Завод по производству трансмиссий "Новая динамика" в Ростове-на-Дону, в который было инвестировано больше 10 млрд рублей, не имеет коммерческого смысла. И об этом говорит не кто-нибудь, а сам совладелец "Ростсельмаша" Константин Бабкин.

Главной причиной нерентабельности он назвал высокую стоимость металлической заготовки в России, которая в 3,5 раза выше китайских цен. В итоге конечный продукт оказывается дороже, несмотря на попытки оптимизации производственных процессов.

💬 Мы должны ковать технологическую независимость. Но стоимость металла, стоимость кредитов, размер налогов приводят к тому, что локализация происходит через насилие


Над проектом завода работали около пяти лет, но в итоге КПП оказалась дороже аналогов, которые ранее закупались в Японии. Чтобы решить проблему, машиностроителям необходимо увеличение субсидий, введение защитных пошлин и снижение налогов для работников обрабатывающих производств.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM