МашТех – Telegram
МашТех
42.9K subscribers
3.75K photos
940 videos
33 files
3.04K links
Машиностроение и IT в промышленности: цифровизация, роботизация и автоматизация производства, ПО, САПР.

ИД НОМ idnom.ru
Реклама @id_nom
Редакция @tech_nom

Регистрация в РКН https://clck.ru/3FASpf
Download Telegram
Промышленность не спешит внедрять ИИ-решения.

📊 Только 35% про­мыш­лен­ных пред­прия­тий в Рос­сии име­ли опыт внед­ре­ния ис­кусс­твен­но­го ин­тел­лек­та в ра­бочие про­цессы, при этом только 20% опрошенных полностью осведомлены об ИИ-решениях, 60% - осведомлены частично, а еще 20% - плохо осведомлены или вообще не осведомлены. Об этом говорится в аналитическом отчете, подготовленном Федеральным центром прикладного развития искусственного интеллекта.

Среди предприятий, уже работающих с ИИ-решениями, 53% используют их в промышленной эксплуатации, а 47% находятся на стадии пилотных проектов. И 77% из тех, кто внедрил решения с искусственным интеллектом, увидели в нём пользу:

◾️20% видят пользу в автоматизации и оптимизации процессов;
◾️18% - в повышении качества продукции;
◾️17% заметили улучшение эффективности труда;
◾️13% говорят о сокращении затрат и снижении себестоимости;
◾️а 4% отметили уменьшение травматизма на производстве.

На предприятиях, внедривших ИИ-решения, 47% используют их в производственных процессах, 44% - в обеспечивающих процессах, а 42% - в управленческих. Комплексное внедрение по всем трем процессам наблюдается только у 21% организаций. Уровень цифровой грамотности сотрудников опрошенные оценивают как средний или высокий 76% предприятий.

👥 Но готовность к внедрению ИИ-решений у 38% является нулевой, у 22% подготовка была осуществлена в достаточном объеме, а у 15% имеется базовый уровень готовности. На этом фоне в Совфеде рекомендовали Минцифры и Минэкономразвития разработать и запустить на промпредприятиях курсы и программы допобразования по управлению и применению технологий искусственного интеллекта на производствах.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Лифты поднимаются вверх.

📈 Росстат опубликовал статистику производства отечественной промышленности за 2024 год, в том числе и в лифтостроении. По итогам года российские предприятия произвели 25,9 тыс лифтов, что чуть ниже показателей 2023 года. Но не у всех всё плохо - Щербинский лифтостроительный завод (входит в группу ДОМ.РФ) наоборот показал рост производства на 9%.

Генеральный директор Валентин Чернобаев:
По итогам года мы произвели на 9% больше лифтов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Данные результаты превышают не только показатели прошлого года, но и общий отраслевой показатель отечественной промышленности. Завод существенно нарастил объем заказов для нужд региональных фондов капитального ремонта и вышел в новые сегменты жилищного строительства. Также ЩЛЗ развивает и инновационные направления вертикального транспорта, в том числе мачтовые подъемники, системы транспортировки для складских терминалов и логистических хабов, специализированные подъемники для объектов "зеленой энергетики"


🦾 Всего предприятие выпустило за год чуть больше 7, 2 тыс лифтов, то есть примерно каждый третий произведенный в стране. В настоящее время на предприятии продолжается масштабная модернизация станкового парка: в заводских цехах установили 20 новых станков и были запущены в работу две новые окрасочные камеры. В текущем году, согласно плану, станочный парк обновится на 50%, а также завершится монтаж 4 новых автоматизированных производственных линий, благодаря которым номинальная производственная мощность предприятия увеличится до 15 000 лифтов в год.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В Калининграде создали работающий без электричества чип для мини-роботов.

💻 Созданный в БФУ имени Канта прототип первого химического чипа, запоминающего и распознающего ритмические сигналы, будет действовать подобно нейронам мозга. По словам разработчиков, схема чипа в чем-то схожа с электронной микросхемой на полупроводниках, но вместо электрического тока по его дорожкам бегут химические волны. И это напоминает распространение потенциала действия в аксонах живых нейронов.

Чип представляет собой возбудимую реакционно-диффузионную среду реакции Белоусова-Жаботинского на основе специального полимера с вшитым катализатором. Пока созданы только элементы — искусственные "нейроны", аналогичные локализованным в различных структурах мозга, но из них потенциально можно собрать более сложную систему.

🐝 По мере усложнения нейроморфные химические чипы смогут выполнять некоторые вычислительные задачи, сохраняя при этом энергоэффективность и компактность. И в будущем их можно будет использовать для создания маленьких мягких полимерных роботов. Роботы способны будут самостоятельно перемещаться, манипулировать миниатюрными предметами и, возможно, даже обучаться. Можно будет создавать полчища маленьких разумных жучков, которые могут двигаться и совершать целенаправленные действия.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
КамАЗ и ОАК в убытках.

🚗 По итогам 2024 года ПАО "КамАЗ" зафиксировал чистый убыток в размере 3,4 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее компания получила 11,9 млрд рублей чистой прибыли. Прибыль от продаж сократилась с 14,3 млрд рублей в 2023 году до 909,4 млн рублей в 2024-м, а выручка в 2024-м составила 323,4 млрд рублей по сравнению с 354,7 млрд рублей в 2023-м.

✈️ А вот ОАК по итогам 2024 года понесла чистые убытки в размере 24,1 млрд рублей. Удивительно, но это "хорошая" новость - на самом деле убытки сократились в два раза, годом ранее они составляли 51,06 млрд рублей. Выручка ОАК в 2024-м превысила 198 млрд рублей, поднявшись примерно на 21,8% в годовом исчислении, а себестоимость продаж увеличилась на 20,1% и составила 173,8 млрд рублей.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Станкостроители отказались от немецкой САПР.

🖥️ Станкостроители из "СТАН" (Ростех) полностью перешли на российскую систему автоматизированного проектирования, отказавшись от продуктов Siemens PLM. Новый отечественный программный комплекс включает PLM/PDM, CAD и CAE-решения для разработки конструкторской документации, оптимизации конструкций и проведения инженерных расчетов.

По словам замгендиректора по научно-техническому развитию и инновациям "СТАН" Дениса Чернявского, использование импортных САПР создает риски для сохранности технологических решений и непрерывности разработки проектов, поэтому переход на российское ПО стал необходимым шагом. Странно, что об этом не думали несколько лет назад, когда начали использовать ПО Siemens.

🌎 Собственное техподразделение холдинга занимается адаптацией и внедрением комплексной информационной среды для управления процессами создания станков. В рамках перехода на новое ПО компания оцифрует весь жизненный цикл станков в PLM-системе и автоматизирует техподготовку производства. А благодаря PDM-системе будет обеспечена возможность одновременной работы нескольких специалистов над проектом в едином цифровом пространстве.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🦾 Минфин опубликовал статистику по исполнению расходов федбюджета на реализацию нацпроектов по состоянию на 1 февраля 2025 год - проще говоря, сколько уже успели потратить за месяц. Среди лузеров оказался нацпроект "Средства производства и автоматизации", по которому пока не потратили ничего.

А сколько выделили?

◾️на федпроект "Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации" - 2,06 млрд рублей;
◾️на "Развитие производства литейного и термического оборудования" - 2,34 млрд рублей;
◾️на "Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства" выделили 7,1 млрд рублей;
◾️а на федпроект "Развитие производства станкоинструментальной промышленности" было выделено 10,3 млрд рублей.

Плюс 30,2 млрд рублей значатся в графе "резервные средства", то есть всего на год было выделено 52,15 млрд рублей. Ждем-с, когда всё сдвинется с мертвой точки и Денис Мантуров сможет исполнить свою мечту, запретив импортные станки.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
✈️ Буквально неделю назад ПД-8 показывали на выставке, и вот наконец-то ОДК передала первые двигатели для установки на SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испытания силовых установок в составе самолета, что уже недавно анонсировал министр Алиханов.

⚙️ В перспективе ПД-8 можно будет использовать не только на "Суперджетах", но и на самолете-амфибии Бе-200 - характеристики позволяют. А для использования на тяжелых транспортных самолетах специалисты ОДК создадут на базе ПД-8 еще одну силовую установку.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Ангстрем" не смог избавиться от долга ВЭБу на 238 млрд рублей.

💻 Арбитражный суд Москвы признал обоснованным требование госкорпорации к зеленоградскому производителю микропроцессоров, теперь с "Ангстрема" требуют 141,9 млрд рублей основного долга и 96,3 млрд рублей процентов и неустойки. Это одно из ключевых предприятий микроэлектроники России, но с долгами оно вряд ли сможет расплатиться.

💵 Проблемы у производителя чипов начались из-за неисполнения обязательств по кредиту, выданному в 2008 году дочерней компании "Ангстрем-Т" на строительство завода микроэлектроники, АО "Ангстрем" выступило поручителем по кредиту. "Ангстрем-Т" не смогла погасить задолженность и была признана банкротом в 2019 году, ВЭБ.РФ предъявил требования к поручителю.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
У машиностроителей есть план.

🖥️ Мы сегодня на пресс-конференции, посвященной результатам исследования рынка АСУ ТП в России с участием Николая Комлева из АПКИТ, Павла Растопшина (ГК "УльтимаТек"), Владимира Дождева из Минпромторга, Дмирия Даренского (Positive Technologies), Артема Натрусова (ЕВРАЗ) и Валерия Черепанова из "ЕвроХим". Самое важное из представленного доклада мы вам сегодня и перескажем.

Итак, согласно данным, только у 39% предприятий в машиностроении есть корпоративный план импортозамещения в области систем промышленной автоматизации, но зато в этой отрасли нет тех, кто вообще отказывается от отечественных АСУ ТП.

📈 При этом большинство предприятий в машиностроении ожидают роста расходов на обслуживание и внедрение АСУ ТП: по 24% ждут расходов на уровне более 15,1% в год, столько же предприятий увеличат расходы на 10,1-15% в год, и такой же процент прогнозирующих увеличение расходов на 5,1-10% в год.

В машиностроении Siemens тоже остается главным поставщиком компонентов:

◾️для 21% это основной поставщик;
◾️у 42% предприятий используется в производственных процессах;
◾️и лишь у 37% не используется совсем.

Из компонентов отечественных вендоров пользуются спросом продукты:

◾️ПроСофт - у 5% используется в производственных процессах, столько же предприятий применяют в вспомогательных процессах;
◾️Текон - для 5% машиностроителей это основной поставщик;
◾️Система-Сервис - такие же 5% в производственных процессах;
◾️и Овен - 5% в производственных процессах, 11% - в вспомогательных.

Особенно важны отечественным машиностроителям отказоустойчивость, простота интеграции в существующую систему и наличие техподдержки в России. И, видимо, большинством из этих критериев отечественные продукты не соответствуют, в отличии от немецких. Будем ждать изменений статистики в лучшую сторону. #импортозамещение
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
⚙️ ОДК привезла на выставку Aero India новейший двигатель ВК-650В для легких вертолетов, который получил российский сертификат типа и готов к серийному производству. Его собираются ставить на вертолеты Ка-226Т, "Ансат" и Ми-34, но готовы устанавливать и на зарубежные платформы. Какие именно это могут быть аппараты в ОДК не говорят, но отмечают "интерес со стороны зарубежных партнеров".

Что по характеристикам:

◾️мощность на взлетном режиме - 650 л.с;
◾️на чрезвычайном режиме мощность увеличена до 750 л.с.

Из преимуществ по сравнению с иностранными аналогами у ВК-650В заявлены большая взлетная мощность и лучшие удельные характеристики, высокий ресурс, модульность конструкции и цифровая система автоматического регулирования типа FADEC. Недавно ОДК показывала на выставке и ПД-8, а через неделю отправила первые двигатели для установки на SJ-100.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Немцев пока победить не удалось.

🖥️ Продолжаем рассказывать интересное с пресс-конференции о российском рынке АСУ ТП, которую подготовили ГК "УльтимаТек" вместе с Positive Technologies, "Аквариус" и при поддержке АПКИТ. Судя по предоставленным данным, российский рынок АСУ ТП превысит 120 млрд рублей по итогам 2024 года, но 62% предприятий отмечают отставание российских решений по характеристикам.

Основным драйвером роста стали проекты по реорганизации крупных предприятий и рост доли комплексных услуг, проникновение систем автоматизации среди промышленных предприятий в обрабатывающей промышленности составляет 79%. Но как рассказал гендиректор "УльтимаТек" Павел Растопшин, сейчас российский рынок АСУ ТП находится "на перепутье"

Некоторые компании продолжают инвестировать свои ИT-бюджеты в привычные иностранные продукты, приобретаемые по "серым" схемам, или покупают решения из "дружественных" стран, что тоже связано с рядом рисков. Мы как промышленный интегратор выступаем за то, чтобы на рынке появились комплексные игроки или технологические альянсы, способные брать на себя весь спектр задач, связанных с внедрением и дальнейшим сопровождением технологических систем.


25% респондентов называют основным поставщиком немецкую компанию Siemens, но представлены на рынке и продукты отечественных вендоров, таких как Сибком, Текон, Нефтеавтоматика, Система-Сервис, КРУГ, Элара, Эмикон. В части ПЛК среди российских решений наиболее популярны Овен и ПроСофт. И как рассказал руководитель практики промышленной кибербезопасности Positive Technologies Дмитрий Даренский, 57% предприятий реализуют проекты для защиты КИИ.

При этом в некоторых отраслях АСУ ТП составляют 100% объема объектов КИИ, которые подлежат категорированию и требуют применения технических средств защиты. Кроме того, атаки на АСУ ТП имеют целенаправленный характер. Рост регуляторных требований, направленных на защиту объектов КИИ и снижение зависимости от иностранных продуктов, открывает новые возможности для производителей и поставщиков решений в области кибербезопасности и промышленной автоматизации


🖥 Чаще всего злоумышленники атакуют системы промышленной автоматизации среднего и верхнего уровня: под угрозой оказываются инструменты APM (35% случаев), SCADA-серверы (30%) и ПЛК (20%). И в такой ситуации компании, разрабатывающие продукты для обеспечения ИБ, могут занять значительную долю рынка, предлагая решения, интегрированные в системы промышленной автоматизации. #импортозамещение
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Авито Спецтехника и команда "КамАЗа" договорились о сотрудничестве.

🚚 Тем временем Авито Спецтехника (те самые, чьей статистикой мы пользовались и команда "КАМАЗ-мастер" (та самая, которая многократный победитель всего) заключили соглашение о комплексном сотрудничестве в рамках программы поддержки отечественных производителей.

Руководитель направления «Спецтехника» в Авито Тимур Осипов:
«Партнерство с командой “КАМАЗ-мастер” – это значимый шаг для Авито Спецтехники. Мы становимся первой онлайн-платформой для покупки, продажи и аренды коммерческого транспорта и спецтехники, которая выстраивает с ведущим отечественным производителем подобное сотрудничество. Наше взаимодействие открывает новые возможности для развития бизнеса, обмена опытом и улучшения всей отрасли в целом. Партнерство подчеркивает стремление обеих компаний к развитию отечественного автомобильного рынка и укреплению позиций российских производителей спецтехники»


🗣️ Теперь спортивные грузовики "КАМАЗ-мастер" и их технички будут забрендированы символикой Авито Спецтехники, в том числе на всех этапах ралли "Шелковый путь". Команда, в свою очередь, примет участие в ежегодном профильном мероприятии от Авито "Дело спецтехники", во время которого ключевые игроки рынка коммерческого транспорта обсудят состояние индустрии и перспективы ее развития.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM